Государственная символика в воспитании патриотических чувств молодежи
статья по теме

Петрова Алёна Ивановна

Статья была опубликована в сборнике материалов Межрегиональной научно-практической конференции "Проявление патриотизма и гражданственности в молодежной среде", г.Тюмень, 2012

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственная символика в воспитании

патриотических чувств молодежи

Петрова Алена Ивановна

ГАОУ СПО ТО «Тюменский колледж водного транспорта»

    В формировании патриотических чувств молодежи одно из ведущих мест принадлежит государственной символике. Обращение к ней в воспитательной работе с обучающимися является одним из непреложных условий формирования у них национального самосознания, основанного на сплоченности вокруг общенациональных ценностей. В государственной программе «Патриотическое  воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 гг.», утвержденной  постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795, отмечено, что одной из основных задач патриотического воспитания является «пропаганда государственной символики и государственного гимна РФ». Необходимо отметить, что делать это надо умело, методически грамотно.

   Структура государственно-национальных символов страны включает три обязательных элемента: Государственные Флаг, Герб, Гимн. Все эти символы отражают определенные стороны нации  и государства, давая представление об историческом пути страны и ее национальных ценностях.

  Государственный Флаг Российской Федерации является символом суверенитета, цвета его полос снизу вверх означают мужество(красный), веру(синий) и свободу(белый).

    Особая роль в формировании патриотического сознания принадлежит Государственному Гербу, представляющему законодательно утвержденную, геральдически оформленную эмблему государства, символизирующую его в официальных ситуациях и на международной арене. Государственный герб является неотъемлемым признаком суверенитета и международного признания.

     Помимо герба и флага, высшим символом государства является Гимн – торжественное музыкальное произведение, призванное социально сплачивать и вдохновлять всю нацию, отражать ее историческое призвание и предназначение.  В Государственном Гимне отражены жизнеутверждающий оптимизм, бескрайние просторы Отечества, ценности многонациональной страны.

   Педагогический потенциал государственной символики в  патриотическом воспитании обучающихся заключается в следующем:

  • в расширении воспитательных средств формирования гражданско-патриотического сознания, социально значимых личностных качеств и чувств молодежи путем активного использования государственной символики  при проведении мероприятий образовательной. Общественно-политической и  культурно-досуговой направленности, гражданских ритуалов, связанных с государственными символами России (День Флага, Герба и Гимна России и др.);
  • в становлении и развитии патриотически ориентированных личностей, освоивших сущность и значение государственных символов Российской Федерации и стремящихся активно использовать их в повседневной практической деятельности.

      При этом важно учитывать, что влияние государственных символов, на формирование патриотизма обучающихся, зависит от умения педагога создать соответствующий эмоциональный настрой, от уровня графического, цветового, пространственного решения условных изображений, музыкального и словесного оформления текстовой символики.

        В Тюменском колледже водного транспорта накоплен определенный опыт использования педагогического потенциала государственной символики в  патриотическом воспитании молодежи. Осмысление этого опыта показывает, что при вдумчивом отношении к организации воспитательной работы с использованием национальных символов у порастающего поколения формируется устойчивое чувство гордости за свою страну.

       К основным формам патриотического воспитания молодежи в колледже с использованием государственной символики относятся следующие:

  1. Уроки Мужества и встречи с ветеранами Великой Отечественной войны 23 февраля и 9 Мая, в Дни воинской славы России.
  2. Экскурсии кадетских классов  в военно-учебные заведения города, ознакомление их с ритуалами, используемыми в патриотическом воспитании, формирование уважения к Российской Армии и ее героическим традициям и гордости за них.
  3. Создание экспозиций Музея колледжа, посвященных участникам Великой Отечественной войны, участникам войн в Афганистане и Чечне.
  4. Проведение  патриотических конференций с участием педагогов и обучающихся среди учреждений СПО, НПО и общеобразовательных школ  нашего и соседних  регионов.
  5. Тематические уроки по истории («Рождение российского флота», «Советский тыл в годы Великой Отечественной войны»); по  литературе («Строка, оборванная пулей», «Тема войны  в малой прозе», «У войны не женское лицо»); внеклассные мероприятия по темам патриотической направленности (например, «Честь имею», «Никто не создан для войны»,  круглый стол «Встреча трех поколений»,  игровой классный час «Символы России» и др.).
  6. Использование на уроках мужества  таких фильмов, как «А зори здесь тихие», «Офицеры», «9 рота», «Горячий снег», фильм-трилогия «Герб России. Флаг России. Гимн России» и т.д.);
  7. Использование краеведческого материала в ходе уроков и для проведения внеклассных мероприятий  для формирования уважения и гордости за свой город, колледж;

  Таким образом, использование государственных символов в патриотическом воспитании обучающихся – важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности   молодежи, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика воспитания патриотических чувств у детей среднего школьного возраста

Специфика воспитания патриотических чувств у детей среднего школьного возраста...

Воспитание патриотических чувств у детей

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе родного края, Родине. Это сложное чувство слагается из эмоционально-положительного отношения, устойчивого интереса к природе и желание трудиться в при...

Воспитание патриотических чувств и формирование гражданской ответственности у обучающихся.

«Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного обучения и воспитания сделались хорошими — это в нашей власти»Плутарх Воспитание - процесс и результат ...

Консультация для родителей "Роль добрых семейных традиций в воспитании патриотических чувств у детей"

"Роль добрых семейных традиций в воспитании патриотических чувств у детей"...

Воспитание патриотических чувств у подростков с девиантным поведением

Одним из универсальных направлений патриотического воспитания студентов является воспитание здорового гражданина....

Консультация "Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников

Основа воспитания человека закладывается в семье. Семья – основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина....

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»

    Патриотическое воспитание процесс взаимодействия воспитателей и детей, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патр...