Человек в мире экономических отношений
презентация к уроку по обществознанию (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
(урок обществознания в 8 классе по учебнику Л.Н.Боголюбова)
Тип урока: комбинированный
Цель: сформировать представления учащихся о производстве как основе экономики и месте человека в мире экономических отношений.
Учащиеся должны знать, что:
- Ресурсы – это вспомогательные средства;
- Природные ресурсы ограничены;
- Экономическая деятельность позволяет превращать ресурсы в экономические блага;
- Факторы производства – это группы ресурсов, используемых в процессе производства;
- Основными вопросами экономики являются что, как, для кого производить;
- Товар – это продукт, произведенный для обмена;
- Конкуренция побуждает производителей совершенствовать свои товары;
- Спрос находится в обратной зависимости от цены;
- Предложение находится в прямой зависимости от цены.
Учащиеся должны понимать, что такое:
- Экономическая система;
- Рыночная экономика;
- Рынок;
- Факторы производства;
- Конкуренция;
- Спрос;
- Предложение;
- Экономические блага;
- Ресурсы;
10)Равновесная цена;
11) Деньги;
12) «Невидимая рука» рынка.
Учащиеся должны уметь:
- Объяснять смысл основных понятий;
- Показывать характерные черты рыночной экономики;
- Определять, что помогает производителю рационально решать основные вопросы экономики.
Ход урока
- Проверка домашнего задания
Опрос.
- Заполните пропуск в схеме:
Собственность = владение + ….+..
(Ответ: пользование, распоряжение.)
- В какие виды общественных отношений вступает человек:
а) продавая дом;
б) участвуя в предвыборном митинге;
в) посещая службу в церкви.
(Ответ: а – экономические, б – политические, в – духовные.)
- Замените одно слово, чтобы утверждение стало верным.
В процессе производства, обмена, распределения, потребления материальных благ люди вступают в политические отношения друг с другом.
(Ответ: экономические.)
- Выберите правильные утверждения:
А) труд создает все необходимое для жизни людей;
Б) на протяжении всей истории общество рассматривало труд как величайшее благо;
В) труд связан с природой и воздействует - прямо или косвенно – на природные объекты;
Г) появление автоматической техники освобождает человека от необходимости трудиться;
Д) внедрение в производство машин позволяет заменить на многих операциях руку человека.
5. Вычеркните лишнее:
А) орудие труда, рабочая сила, рабочий класс;
Б) владение, пользование, производство;
6. Заполните пропуски в схеме:
«Три кита» производства = …+…+…
(Ответ: рабочая сила, предмет труда, средства труда)
- Изучение нового материала.
ПЛАН (слайд №2)
- Потребности и ресурсы: проблема выбора.
- Факторы производства.
- Главные вопросы экономики.
- «Невидимая рука» рынка.
- Почему мы не всегда можем купить то, что хотим? (Потребление диктуется потребностями.)
1. Объяснение учителя с элементами беседы.
(Слайд № 3)
Потребность – это объективная, определяемая социальными, экономическими, биологическими, технологическими условиями необходимость в потреблении определенного количества экономического продукта данного вида с заданными свойствами, требуемым качеством.
- Приведите примеры потребностей человека.
(Слайд № 4)
Большинство потребностей относится к категории насыщаемых.
Но есть и ненасыщаемые потребности.
- Приведите примеры насыщаемых и ненасыщаемых потребностей.
- Как вы понимаете термин «самовозрастание» потребностей. От чего зависит возрастание потребностей человека?
Но у человека есть и вредные потребности.
Научный подход к регулированию, рационализации потребления состоит в выработке, обосновании и применении норм потребления.
Норма потребления – научно обоснованный, целесообразный, вытекающий из объективных условий и соотношений уровень потребления материальных благ, услуг, информации, духовных ценностей.
Рабочая сила, основные средства, фонды (производственные здания и сооружения, машины, технологические оборудования, инструмент), природные источники (земельные, водные, сырьевые) образуют факторы производства.
Производственные факторы, рассматриваемые с точки зрения их источников, накопления и расходования называют производственными ресурсами.
- По схеме 1 расскажите о видах производственных ресурсов (слайд № 5)
Схема 1
Виды производственных ресурсов |
Характеризуют земля, водные материалы, а) физический
Возможность и воздушные сырье, капитал (средства научно-
и способность бассейны, по- топливо, производства, техническая,
людей участво- лезные иско- энергия основные экономичес-
вать в физичес- паемые, производственные кая инфор-
ком и умствен- лесные массивы, фонды); мация
ном труде и животный б) денежный
мир капитал
(денежные средства)
2. Практическая работа по теме.
Задание 1. Перечислите факторы производства применительно к конкретному производственному процессу, например производству обуви, столов, лопат, бензина, хлеба. Какие производственные ресурсы необходимы?
Задание 2. Разбейтесь на 3 группы и объясните:
1-ая группа – первый вопрос экономики – что надо производить? (Это могут быть схемы, стихи, рекламные ролики)
2-ая группа – второй вопрос экономики – как производить?
3-я группа – третий вопрос экономики – для кого производить?
Рассмотрите типы экономических систем:
А) традиционная;
Б) централизованная;
В) рыночная.
Объясните, какой тип наиболее полно решал вопросы экономики и почему?
Задание 3. Заполните схему 2 « Характерные черты рынка» (слайд № 6)
Схема 2
- Объясните смысл понятия «конкуренция» и ее значение для производства.
- Рассмотрев содержание понятий «спрос» и «предложение», докажите, что эти две категории влияют на ситуацию на рынке.
- Как вы понимаете выражение «невидимая рука» рынка направляет желание отдельных производителей на общее благо»?
III. Закрепление.
Для закрепления выполняются задания со с. 113
Домашнее задание: §19; ответить на вопросы для самопроверки.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План урока 1. Потребности и ресурсы: проблема выбора. 2. Факторы производства. 3. Главные вопросы экономики. 4. «Невидимая рука» рынка.
Потребность – это объективная, определяемая социальными, экономическими, биологическими, технологическими условиями необходимость в потреблении определенного количества экономического продукта данного вида с заданными свойствами, требуемым качеством
потребности
Виды производственных ресурсов
Характерные черты рынка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку обществознания "Человек в мире экономических отношений"
Презентация к уроку обществознания в 8 классе по учебнику Боголюбова к параграфу 19 "Человек в мире экономических отношений" сопровождает и дополняет обяснение учителя. Позволяет облегчить усвоение сл...
8 кл. обществознаниеИтоговое обобщение по теме:«Человек в мире экономических отношений»
Цель: систематизация и контроль знаний учащихся по изученной теме....
Человек в мире экономических отношений.
Урок в форме деловой игры. Межпредметная связь с краеведением (Кузбасс)...
Урок обществознания в 8 классе "Человек в мире экономических отношений"
Данный урок разработан с использованием парацентирческой технологии...
Урок обществознания в 8 классе "Человек в мире экономических отношений"
Данный урок разработан с использованием парацентирческой технологии...
Человек в мире экономических отношений
урок по обществознанию к разделу "Экономика"...
Человек в мире экономических отношений
8 класс...