Человек в мире экономических отношений
методическая разработка по обществознанию по теме

Коношенко Андрей Михайлович

урок по обществознанию к разделу "Экономика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchestvoznanie.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Человек в мире экономических отношений.

Цели: 1. общеобразовательная.

                Раскрыть суть и характер экономических  механизмов в современной рыночной экономике России.

          2. развивающая.

                Развивать описательную связную речь, зрительное восприятие, оперативную память, учить переключать внимание детей с одного вида деятельности на другой.

          3. воспитывающая.

               Воспитывать стремление к активной деятельности, самостоятельность, целенаправленность внимания, умение слушать.

Оборудование: карта, плакаты (высказывания А. Смита), карточки со словарными словами (термины).

Основные понятия и термины: ресурсы,  рациональность,  земля,  труд,  капитал, предпринимательские способности,  информация,  деньги,  спрос,  предложение.

Ход урока

  1. Организационный момент – 2 минуты.

      2.Актуализация опорных знаний по предыдущей теме «От хозяйства Робинзона к экономике».

Учитель: Давайте вспомним:

                 Как рождается экономика?

                 Какую роль играет труд в жизни общества?

                 Какова роль техники и технологии в развитии экономики?

                 Каким представляется будущее экономики?

                 НТР и её социальные последствия?

3.Изучение нового материала.

1) Объявление темы урока (тема на доске).

2) Запись числа

3) Объяснение учащимся цели урока.

Слово учителя. В первой главе учебного пособия вы познакомились с многообразными потребностями человека: материальными, социальными, духовными. Теперь попробуем вместе разобраться, что необходимо для их удовлетворения и как экономика участвует в этом.

Работа по учебнику.

Задание: Отыщите и дайте определение основным факторам производства.

Учитель: Факторы производства, а также все экономические вопросы не возможно решить не решив потребности в ресурсах.

 Сообщения учащихся.

Рассказ учителя. Работа по учебнику.

Определите главные вопросы экономики?

При этом определите типы экономических систем?

Учитель.  Мы определили, что основными факторами производства являются: Земля, Труд, Капитал, Предпринимательские способности. Но ограниченность экономических ресурсов на планете и необходимость решения человеком проблемы их распределения рождают три главных вопросов экономики: что, как и для кого производить. При натуральном хозяйстве люди могли жить независимо друг от друга. При разделении труда стал необходим обмен продуктами между производителями. Кто же станет специализироваться на производстве, например, глиняной посуды, будучи не очень уверен в том, что её удастся обменять на одежду, продукты питания и другие необходимые блага.   Такая независимость между производителями требует согласования их деятельности. А способ регулирования деятельности производителей в условиях разделении труда называется экономической системой. 

«Независимая рука» рынка

Учитель. Рынок как общий принцип организации экономической жизни страны имеет следующие характерные черты: свободный обмен между продавцами и покупателями, стимулированный выгодой от сделки, реальная материальная ответственность участников рыночного обмена (продавцы и покупатели затрачивают свои средства и рискуют ими);  конкуренция между производителями (продавцами) товаров и услуг за потребителей (покупателей) их продукции. Поскольку конкуренция играет важную роль в рыночной экономике, остановимся на ней подробнее.

Вопрос:  Пожалуйста!  Объясните понятие «конкуренция» (в книге)

Несмотря на то, что производитель решает главные вопросы экономики на свой страх и риск, т.е. свободно и самостоятельно, в обществе не воцаряется хаос и анархия. Почему? Дело в том, в условиях рынка производитель подчиняется очень влиятельной силе – диктатуре цен.

Чтобы понять, как цены на рынке подсказывают производителю,  что, как и для кого производить, познакомимся с понятием «спрос» и «предложение».

Что же такое спрос? Предложение? (ответ в учебнике).

Ситуация на рынке, когда продавец может и хочет продать ровно столько товара и по такой цене, сколько покупатель захочет и сможет купить за эту цену, экономисты называют рыночным равновесием, а цену по которой заключается реальная сделка – равновесной ценой.      Равновесная цена не просто условие продажи товара, она становится важным ориентиром для производителей, подсказывая им, что и при каких ценах может быть куплено на рынке и что, следовательно, можно производить.

Цена, определяемая спросом на товар, не единственный сигнал для производителя в выборе того, что производить. Другим сигналом служит выгодность товара. Он выбирает для выпуска те товары, по которым превышение выручки над затратами на его производство, называемое прибылью, будет наибольшим.

В заключении, хотелось бы сказать, что:  Положение, когда участники рынка стремятся обеспечить повышение благосостояния всех по мере того, как каждый продавец и покупатель стремятся удовлетворить своё личное благосостояние, великий английский экономист Адам Смит называл «невидимой рукой» рынка.

4. Закрепление (обратная связь).

Вопросы:

  1. Докажите, что ограниченность ресурсов является основной проблемой любого общества, страны.
  2. Каковы признаки рыночной экономики?
  3. Объясните, как рынок обеспечивает эффективное распределение ограниченных ресурсов.

  5. Выставление оценок.

   6. Домашнее задание 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку обществознания "Человек в мире экономических отношений"

Презентация к уроку обществознания в 8 классе по учебнику Боголюбова к параграфу 19 "Человек в мире экономических отношений" сопровождает и дополняет обяснение учителя. Позволяет облегчить усвоение сл...

8 кл. обществознание Итоговое обобщение по теме: «Человек в мире экономических отношений»

Цель: систематизация и контроль знаний учащихся по изученной теме....

Человек в мире экономических отношений.

Урок в форме деловой игры. Межпредметная связь с краеведением (Кузбасс)...

Урок обществознания в 8 классе "Человек в мире экономических отношений"

Данный урок разработан с использованием парацентирческой технологии...

Урок обществознания в 8 классе "Человек в мире экономических отношений"

Данный урок разработан с использованием парацентирческой технологии...

Человек в мире экономических отношений

Конспект урока + презентация...