Рабочая программа
рабочая программа по обществознанию по теме

Ширина Татьяна Николаевна

Рабочая программа по обществознанию 6-9 классы

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                 


                                                                                  Рабочая программа

                                                                                  Основное общее образование

                                                                                  Обществознание (включая экономику и право)

                                                                                  в 6-9 классах (174 часа)

                                                                                  на 2013-2014  учебный год

                                                                                  Пояснительная записка

                                                                                          Статус документа

Примерная программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных и практических работ, выполняемых учащимися.

Примерная программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

. Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность выбора вариативной составляющей содержания образования. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к освоению учебного курса.

Структура документа

Примерная программа включает разделы: пояснительную записку; основное содержание с примерным (в модальности «не менее») распределением учебных часов по темам курса; требования к уровню подготовки выпускников, календарно-тематического планирования, описания материально-технической обеспеченности.

Общая характеристика учебного предмета

В основной школе Базисным учебным планом предусмотрено обязательное изучение курса «Обществознание»

Приказом Министра общего и профессионального образования Российской Федерации № 1236 от 19.05.1998. утверждены временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования.

 Обществознание в основной школе является относительно завершенной системой знаний. Оно дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику современного российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знания прикладного характера, необходимые для выполнения основных социальных ролей.

Его содержание обеспечивает преемственность между основной и средней школами. Целый ряд теоретических положений изучаются в нем на пропедевтическом уровне, без введения строгих научных формулировок, которые нередко заменяются описаниями признаков рассматриваемых явлений и процессов.

Для основной школы конструируется обществоведческое содержание, учитывающее социальный статус, дееспособность, возможности и интересы подростка, вступающего в возраст выбора перспективы в области профессиональной деятельности.

Курс «Обществознания» основной школы делится на два органически единых, но имеющих свою специфику концентра: 6–7 и 8–9 классы.

Программа, раскрывающая цели, задачи, содержание и формы работы в 6–9 классах по обществознанию, ориентирована на реализацию Стандарта основного общего образования по предмету.

Курс «Обществознания» в 6–9 классах опирается на элементарные обществоведческие знания, полученные учащимися при изучении в начальной школе предмета «Окружающий мир», межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «География», «Мировая художественная культура». Особое значение в данном перечислении придается предмету «История». Курс «Обществознания» в 6–9 классах, выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Отображено расширение перечня единиц учебного предмета за счет регионального компонента не менее 9%, а также введения модуля по экстремизму «Истоки и эволюция экстремизма» -20ч.

Конкретность раскрытия многих вопросов курса, его практико-ориентированный характер делают принципиально важным активное использование регионального компонента обществознания. Формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, профилактика различных видов экстремизма имеет в настоящее время особую актуальность, обусловленную сохраняющейся социальной напряженностью в обществе, продолжающимися межэтническими и межконфессиональными конфликтами, ростом сепаратизма и национального экстремизма, являющихся прямой угрозой безопасности не только региона, но и страны в целом. Наиболее рельефно все это проявилось на Северном Кавказе в виде вспышек ксенофобии, фашизма, фанатизма и фундаментализма. Эти явления в крайних формах своего проявления находят выражение в терроризме, который в свою очередь усиливает деструктивные процессы в обществе. Усиление миграционных потоков остро ставит проблему адаптации молодежи к новым для них социальным условиям, а также создает проблемы для адаптации принимающего населения к быстрорастущим этнокультурным диаспорам и землячествам, которые меняют демографическую ситуацию нашего региона.
Наиболее экстремистки рискогенной группой выступает молодежь, это вызвано как социально-экономическими, так и этнорелигиозными факторами. Особую настороженность вызывает снижение общеобразовательного и общекультурного уровня молодых людей, чем пользуются экстремистки настроенные радикальные политические и религиозные силы. Молодежь представляет собой особую социальную группу, которая в условиях происходящих общественных трансформаций чаще всего оказывается наиболее уязвимой с экономической и социальной точек зрения. Нередко формирующийся у молодых людей комплекс социальных обид принимает форму этнически окрашенного протеста, что создает благоприятные условия для роста на этой почве разного рода "этно - « и "мигрантофобий". В "чужих" - "приезжих" и "мигрантах" - молодежь, не имеющая жизненного опыта и знаний, порой начинает видеть причины собственной неустроенности. Они начинают восприниматься как угроза материальному благополучию, как нечто такое, что ограничивает возможности и жизненные шансы молодых людей на рынке труда, образования, жилья и так далее. В этой ситуации проникновение в молодежную среду экстремистских взглядов и идей может привести, как показывает опыт, к трагическим последствиям - применению насилия в отношении мигрантов, иностранных граждан. Нельзя не учитывать в этой ситуации и опасности возможного обращения определенной части мигрантской молодежи из мусульманских стран и регионов к этническому и религиозному фундаментализму. Новая общественно-политическая реальность и усиление миграционных потоков требуют выработки стратегии и создания механизмов адаптации нового полиэтнического населения Северо-Кавказского округа  к базовым общечеловеческим ценностям, а также позитивного восприятия этих процессов коренным и укорененным населением округа разных национальностей. Знание истории Северо-Кавказского округа - как многонационального субъекта, изучение культуры и воспитание на традициях взаимодействия и взаимовлияния разных национальных культур является актуальной задачей формирования окружной региональной и общероссийской гражданской идентичности. Одновременно это является воспитанием подлинного российского патриотизма, свободного от национализма и шовинизма.

Таким образом, экстремизм, терроризм и преступность представляют реальную угрозу общественной безопасности, подрывают авторитет органов местного самоуправления и оказывают негативное влияние на все сферы общественной жизни. Их проявления вызывают социальную напряженность, влекут затраты населения, организаций и предприятий на ликвидацию прямого и косвенного ущерба от преступных деяний.
Системный подход к мерам, направленным на предупреждение, выявление, устранение причин и условий, способствующих экстремизму, терроризму, совершению правонарушений, является одним из важнейших условий улучшения социально-экономической ситуации в регионе. Для реализации такого подхода необходима программа по профилактике терроризма и  экстремизма.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит  139 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования. В том числе 6-7 классах 35 часов, из расчета 1 час в неделю, в 9 классе 34 часа. В связи с изменением учебного плана в МБОУ «Алексеево-Тузловская СОШ» в 8 классе добавлен модуль «Истоки и эволюция экстремизма» и увеличилось количество учебных часов до 70 из расчета 2 часа в неделю. Распределение часов по разделам является примерным. Учебные часы, предложенные для текущего и итогового повторения и обобщения, используются педагогом по своему усмотрению, в том числе для организаций уроков-практикумов, занятий по составлению мини - социальных ученических проектов и др. Корректировка домашнего задания зависит от климатических условий и пробелов в знаниях учащихся.

Настоящая рабочая программа разработана на основе:

1.Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования: Приказ МОРФ № 1089 от 05.03.2004. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего и среднего (полного) общего образования»

2.Обязательный минимум содержания образования по предметам

3.Сборник нормативных документов (Э. Днепров)

4. Закон об образовании РФ

5. «О приоритетных направлениях развития образования»: Концепция модернизации образовательной политики РФ

6.Примернаяавторская программа по обществознанию для  6-9 классов (авторы-составители:  А.И.Кравченко)

7.Приказ МО Ростовской области от 14.01.2011 № 610 «Об утверждении примерного регионального положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)»

8. Приказ МБОУ «Алексеево-Тузловская» СОШ  «Об утверждении примерного регионального положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)»

9.Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»
10.Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»,

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Отображено расширение перечня единиц учебного предмета за счет регионального компонента не менее  9%.

Используемый учебно – методический комплект:

1)А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. Обществознание 6-9 класс

 2)Певцова Е.А. Обществознание. 6-9класс Книга для учителя

3) Кравченко А.И. Задачник по обществознанию для 8-9кл.

Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной итоговой аттестации:

Контрольные работы. Тестирование.

Новое содержание обществоведческого образования, ориентированное на цели, сформулированные в Стандарте, предполагает изменение форм обучения, внедрение в практику приемов и методов, максимально соответствующих возрастным и личностным особенностям учащихся, получающих общеобразовательную подготовку, позволяющую осуществлять разнообразную социально одобряемую деятельность в современном российском обществе.

В 6–9 классах важно использовать доступные для учащихся формы и приемы работы для:

  • обучения учащихся умению получать социальную информацию из разнообразных источников;
  • формирования умения решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;
  • обучения давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения нравственности и права.

Одним из направлений на пути решения названных выше задач является проведение системы практикумов, материал для которых заложен в учебнике и в СМИ. Учитель имеет право выбирать ту форму урока, которая является наиболее целесообразной для данного класса.

Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе  восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;  экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях. 

Основная цель Программы модуля  - противодействие возможным фактам проявления терроризма и экстремизма,

укрепление доверия населения к работе органов государственной власти и органов местного самоуправления,  правоохранительным органам,

формирование толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека.
Основными задачами реализации Программы модуля являются:
- утверждение основ гражданской идентичности, как начала, объединяющего всех региона;

- воспитание культуры толерантности и межнационального согласия;
- достижение необходимого уровня правовой культуры граждан как основы толерантного сознания и поведения;
- формирование в молодежной среде мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу;
- общественное осуждение и пресечение на основе действующего законодательства любых проявлений дискриминации, насилия, расизма и экстремизма на национальной и конфессиональной почве.
Ожидаемые результаты от реализации Программы модуля  

1. Обеспечение условий для успешной социокультурной адаптации молодежи из числа мигрантов.
2. Противодействия проникновению в общественное сознание идей религиозного фундаментализма, экстремизма и нетерпимости.
3. Препятствование созданию и деятельности националистических экстремистских молодежных группировок.

4. Обеспечение условий для успешной социокультурной адаптации молодежи из числа мигрантов.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

Знать/понимать

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
  • сущность общества как формы совместной  деятельности людей;
  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

  • описывать основные социальные объекты,  выделяя их существенные признаки;  человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять  их общие черты и различия;
  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
  • приводить примеры  социальных объектов определенного типа, социальных отношений;  ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • решать  в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;
  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения  в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
  • первичного анализа и использования социальной  информации;
  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  ПРОГРАММ

Человек и общество

Биологическое и социальное в человеке. Деятельность человека и её основные формы (труд, игра, учение). Мышление и речь. Познание мира.

Личность. Социализация индивида. Особенности подросткового возраста. Самопознание. Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.

Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.

Социальная структура общества. Социальная роль. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Большие и малые социальные группы. Этнические группы. Межнациональные и межконфессиональные отношения.

Формальные и неформальные группы. Социальный статус. Социальная мобильность. Социальная ответственность. Социальный конфликт, пути его разреше6ния. Социальные изменения и их формы. Человечество в ХХI в., основные вызовы и угрозы. Причины и опасность международного терроризма.

Основные сферы жизни общества.

Сферы духовной культуры и её особенности. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Свобода и ответственность. Социальные ценности и нормы. Мораль. Добро и зло. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Наука в жизни современного общества. Возрастание роли научных исследований в современном мире. Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Экономика и её роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограничение ресурсов. Альтернативная стоимость. Экономические системы и собственность. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Форма торговли и реклама. Деньги. Инфляция. Банковские услуги, предоставление гражданам. Формы сбережения граждан. Страховые услуги. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Экономические основы прав потребителя. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство и его организационно-правовые формы.  Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Издержки, выручка, прибыль. Заработная плата и стимулирование труда. Налоги, уплачиваемые гражданами. Безработица. Профсоюз. Экономические цели и функции государства. Международная торговля. Обменные курсы валют.

Социальная сфера. Семья как малая группа. Брак и развод, неполная семья. Отношения между поколениями.

Социальная значимость здорового образа жизни. Социальное страхование. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества.

Сфера политики и социального управления. Власть. Роль политики в жизни общества. Политический режим. Демократия, её развитие в современном мире. Разделение властей. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма.  

Выбор, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Влияние средств массовой информации на политическую жизнь общества.

Право, его роль в жизни общества и государства. Понятие и признаки государства. Формы государства. Гражданское общество и правовое государство. Норма права. Нормативный правовой акт. Система законодательства. Субъекты права. Понятие прав, свобод и обязанностей. Понятие правоотношений.  Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации.

Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношение органов государственной власти и граждан. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные права гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.

Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Жилищные правоотношения. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Пределы допустимой самообороны.

Опыт познавательной и практической деятельности:

-- получение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;

-- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;

-- формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретации;

-- наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;

-- оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;

-- участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;

--конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых задачах и в реальной жизни;

--совместная деятельность в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населённом пункте.

        Основные понятия, используемые в Программе
1) экстремистская деятельность (экстремизм):
- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
- публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
- воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
- совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;
- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
- публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
- организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
- финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг;
2) экстремистская организация
- общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, (Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2002 года              № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности) судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности»;
3) экстремистские материалы
- предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы".
4) Основные направления противодействия экстремистской деятельности.
Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям:
- принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;
- выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.
5) Субъекты противодействия экстремистской деятельности.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции.
6) Профилактика экстремистской деятельности.
В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.
7) Толерантность (лат. tolerantia - терпение)
- терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям. Толерантность является одним из основополагающих демократических принципов, неразрывно связанным с концепциями плюрализма, социальной свободы и прав человека.
8) Ксенофобия [греч. xenos - чужой + phobos - страх]
- особенность менталитета общества, которая проявляется в негативном отношении к социальным общностям или отдельным людям, воспринимаемым в качестве чужих и поэтому эмоционально неприемлемых, враждебных

Формы и методы контроля, применяемые при обучении обществознанию

           Формы:        Методы:

1.Урок классический        1.Лекционный

2.Проектная деятельность        2.Репродуктивный

3.Экскурсия        3.Исследовательский

4.Консультация        4.Частично-поисковый

5.Лекция        5.Объяснительно-

6.Семинар        иллюстративный

7.Дискуссия        6.Метод проблемного изложения

8.Исследование

9.Конференция

10.Зачёт

11.Игра

12.Путешествие

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗУН УЧАЩИХСЯ

Оценка устного  ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

            МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Печатные пособия: календарно-тематическое планирование, рабочая программа, банк контрольных работ

Электронно-звуковые пособия: учебные диски по обществознанию (3 шт.), презентации на флэш-карте

Технические средства обучения: индивидуальный компьютер, экран, проектор

Учебно-практическое оборудование: глобус

            Демонстрационные пособия и методические  материалы:

1.Конституция СССР 1977г.

2.Конституция РФ 1993 г.

3.Трудовой кодекс РФ

4.Административный кодекс РФ

5.Положение о призыве на военную службу граждан РФ

6.ФЗ  «Об альтернативной гражданской службе

7.Права ребенка Нормативные правовые документы

8.Р.Т. Мухаев Политология 10-11 кл.

9.И.И.Дьяченко Социология – это интересно

10Право и экономика. Хрестоматия 10-11 кл

11.А.И.Яковлев. Основы правоведения

12.В.В.Касьянов Обществознание. Экзаменационные ответы для абитуриентов

13.Обществознание Практикум по праву 9-11 кл.

14.Обществознание в таблицах и схемах

15.И.С.Хромова Тесты по обществознанию к учебнику А.И.Кравченко «Обществознание» 6-7 кл.

16.И.С.Хромова Рабочая тетрадь по обществознанию 6-9 кл.

17.Обществознание Проверочные работы 8-9 кл

18.Поурочные разработки по курсу «Государственная символика»

19.Элективный курс. Обществознание. Подросток и закон.8-9 кл.

20.Настольная книга учителя обществознания

21.Настольная книга практического психолога в образовании Е.И.Рогов

22.И.Т.Пархоменко «Обществознание» (вопрос и ответ)

23.Горелов «Социология в вопросах и ответах»

24.М.И.Абдулаев «Обществознание»

25.Государственная символика России. История и современность

26.А.Ю.Лазебникова «Обществознание»

            27.Поурочно-методические разработки к учебникам 6-11 класса

            Демонстрационные пособия и дидактические  материалы модуля:

Бузов В.И. История современного Востока XX-XXI вв.

Загладин Н.В. Путилин Б.Г. Международный терроризм: истоки, проблемы, противодействия.

Журнал «Азия и Африка сегодня» серия статей

Интернет-ресурсы



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...