Элективный курс для 9 го класса по обществознанию "Практическое административное право"
рабочая программа (обществознание , 9 класс) по теме
Выбор темы предлагаемого элективного курса определяется следующим. Поскольку изучение вопросов административного права поверхностно или в излишне теоретизированной форме ведется в курсах обществознания и граждановедения и вызывает у учащихся значительные трудности, возвращение к этим сложным вопросам в рамках элективного курса будет способствовать росту их правовой культуры. Курс рассчитан на погружение в практические проблемы, с которыми сталкиваются как обычный человек, так и юрист, вынужденные прибегать к нормам административного права. Он может быть использован для предпрофильной подготовки школьника.
Задача курса – сформировать практические навыки применения таких ключевых понятий административного права, как: признаки административного правонарушения, субъект административного правонарушения, административное наказание, меры обеспечения и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа для 9 класса | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Отдел образования Исполнительного комитета
Мамадышского муниципального района
Среднекирменская средняя общеобразовательная школа
г.
Авторская
программа элективного курса по обществоведению для 9го класса
«Практическое административное право».
Автор: Ринат Миннегаянович Хайруллин,
учитель истории и обществознания
Среднекирменской СОШ Мамадыш-
ского района РТ.
Рецензент Г.И.Исакаева, кандидат педагогических наук,
начальник отдела дополнительного образования
НИСПТР
2013-2014 учебный год
Средние Кирмени
Авторская программа элективного курса для 9 класса
«Практическое административное право».
Пояснительная записка.
Выбор темы предлагаемого элективного курса определяется следующим. Поскольку изучение вопросов административного права поверхностно или в излишне теоретизированной форме ведется в курсах обществознания и граждановедения и вызывает у учащихся значительные трудности, возвращение к этим сложным вопросам в рамках элективного курса будет способствовать росту их правовой культуры. Курс рассчитан на погружение в практические проблемы, с которыми сталкиваются как обычный человек, так и юрист, вынужденные прибегать к нормам административного права. Он может быть использован для предпрофильной подготовки школьника.
Задача курса – сформировать практические навыки применения таких ключевых понятий административного права, как: признаки административного правонарушения, субъект административного правонарушения, административное наказание, меры обеспечения и др.
Конечно, не каждый станет прокурором, адвокатом, судьей, но знания, полученные в рамках этого курса расширит знания об обществе, даст возможность сравнивать своё поведение с нормами административного права, самое главное – глубже и правильнее оценить сущность проступка и отчет за него. Юридические знания не только расширяют кругозор, мировоззрение, они помогают увереннее входить в самостоятельную жизнь. Юридически грамотный человек полезнее для общества. При необходимости он может отстоять не только свои права, но и права общества и государства в целом. Юридически информированный человек не нарушит закон, и остальных предостерегает от этого.
Вместе с углублением знаний по административному праву учащиеся научатся работать с нормативными документами, квалифицировать деяния, действовать в конкретной ситуации административного задержания, принимать решение и мотивировать его, формулировать и аргументировать свою позицию по делу, анализировать публикации в средствах массовой информации.
В ходе изучения курса учащиеся попробуют себя в различных ролях: милиционера, охранника, адвоката, правозащитника, а также потерпевшего и нарушителя. Темы курса изучаются с точки зрения нужд и интересов рядового гражданина. Основной акцент делается на роли правопослушного гражданина, который может столкнуться с нарушением закона, а не на роли нарушителя.
Программа является практико-ориентированной. Занятия строятся на применении необходимых знаний, отработке умений и навыков, которые происходят в реальной жизни каждому человеку. В связи с этим не предполагается заучивание понятий, статей кодекса и т.д., и приобщение навыка, их применение в жизни Занятия по программе в основном строятся на интерактивных методах обучения, что позволяет создать в классе «ткань права», основанную на сотрудничестве, отрабатывать навыки коммуникации, совместной работы и решения проблем. Учитель выступает организатором процесса усвоения, а не источником информации. Для того чтобы использовать интерактивные методы и практико –ориентированный подход, программа предусматривает опережающие задания для учеников, которые они могут решать, лишь прочитав и проработав материал соответствующей беседы.
Программа курса рассчитан для учащихся 9 класса. Он является предпрофильным и рассчитан на 17 часов. Срок проведения в учебном году – 2 полугодие.
Курс может рекомендован к широкому применению в практической работе учителей истории и обществознания.
Формы контроля: сочинение –размышление о правовой культуре личности, экспресс-опрос по итогам занятий, викторины, проектные работы, дискуссии, выполнение заданий, анкетирование и т.д.
Планируемые результаты изучения курса.
В курсе «Практическое административное право» учащиеся знакомятся с некоторыми главными проблемами в юриспруденции, осознают значимость правовой информации для современного гражданина страны. Школьники применяют знания, полученные на занятиях, в решении практических задач, учатся грамотно оформлять документы, получают начальные сведения о юридических профессиях. Учатся искусству ведения дискуссий, работе с документами, оформляют творческие работы.
Ребята должны уметь применять полученные знания в повседневной жизни.
Занятия способствуют формированию активной жизненной позиции, правовой культуры у школьников
Учебно – тематический план.
№ | Наименование тем курса | Кол.час | Форма прове дения занятия | Вид деятельнос ти | Форма контроля. |
1 | Введение Урок1. | 1 | Мини-лекция, беседа | Вводный контроль по проблеме | |
Тема1. Административные правонарушения. | 3 | ||||
Уроки 2-3 .Виды административных правонарушений | 2 | Лекция семинар | Разъяснение статей Клссификация, анализ ситуаций | Моделирование и решение ситуативных задач | |
Урок 4. Виды административных взысканий | 1 | лекция | Составле-ние плана по ходу лекции | Решение ситуативных задач | |
Тема 2.Производство по делам об административных правонарушениях | 3 | ||||
Урок 5. Действия представителей власти при административных правонарушениях | 1 | Практическое занятие | Групповая работа по составлению протоколов | Презентации от групп. | |
Урок 6. Грамотные действия в случаях задержания. | 1 | Практическая работа | Проектная работа | Защита проектов | |
Урок 7. Комиссия по делам несовершеннолетних и защита их прав | 1 | Пресс-конференция | Встреча с инспектором КДН | Решение правовых задач | |
Урок 8. Обобщение и контроль пройденных тем. | 1 | Игра | Сюжетно-ролевая игра. | Устные ответы | |
Тема 3.Милиция. | 2 | ||||
Урок 9 .Обязанности и права милиции. | 1 | Лекция с элементами беседы | Составление плана по ходу лекции. | Составление собственного мнения о публикациях СМИ | |
Урок 10. Структура милиции. | 1 | Пресс-конференция | Встреча с участковым инспектором | Вопросы -ответы | |
Тема 4. Профилактика правонарушений. | 4 | ||||
Урок 11. Преступность. Профи- лактика правонарушений. | 1 | Лекция с элементами беседы | Мозговой штурм по решению ро-ста преступ-ности | Анкетерование | |
Урок 12. Как бороться с преступностью? | 1 | Практическая работа | Проектная работа | Защита проектов | |
Урок 13. Несовершеннолетние и преступность | 1 | Семинар | Опережающее задание: подобрать материалы из СМИ о преступлениях несовер-шеннолетних. | Решение правовых задач. | |
Урок 14. Правила проведения гражданского форума по проблеме преступности. | 1 | Дискуссия | Публичное выступление, аргументация своей позиции. | Подготовить публичное выступление | |
Тема 5. Законы РТ об административной ответствен-ности за правонарушения в разных областях. | 2 | . | |||
Уроки 15-16. Законы РТ об административной ответствен-ности за правонарушения в разных областях. | 2 | Лекция с элементами практичес кой работы | Изучение законодательных актов. | Составле ние сравнительной таблицы законодательных актов РФ и РТ | |
Урок 17. Контрольно - обобщающий урок | 1 | Фронтальная работа | Диктант по правовым понятиям | Эссе: «Чтобы не нарушать законы, я должен ….». |
Итого: 17 часов.
Программа (Содержание курса). 17 часов.
Введение (1 ч)
Цели и задачи курса. Место его в социализации школьников. Административное право – один из отраслей права . Субъекты и объекты правовых отношений.
Тема 1. Административные правонарушения. (3 часа).
Административные правонарушения. Виды административных правонарушений. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность. Ответственность несовершеннолетних. Виды административных взысканий. Общие правила наложения взыскания за административное правонарушение. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административное правонарушение
Отрабатываемые умения и навыки: классификация, анализ ситуации, квалификации деяний, выбор применения статей разных законов, принятие решения и его аргументация, анализ принятия решения.
Тема2. Производство по делам об административных
правонарушениях (3 часа).
Действия представителей власти при обнаружении административных правонарушений. Органы(должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. Протокол (постановление) об административном правонарушении. Содержание протокола об административном правонарушении. Грамотные действия при задержания. Сроки наложения административного взыскания. Срок, по истечении которого лицо считается не подлежащим административному взысканию. Постановление по делу об административном правонарушении. Право обжалования постановления по делу об административном правонарушении.
Комиссии по делам несовершеннолетних и защита их прав.
Отрабатываемые умения и навыки : анализ своих и чужих действий и сравнение их с законом, действия при совершении административного правонарушения, участие в работе комиссии по делам несовершеннолетних.
Обобщение и контроль пройденных тем (1 час).
Тема 3. Милиция (2 часа).
Милиция. Обязанности и права милиции. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Применение
физической силы. Применение специальных средств. Применение и использование огнестрельного оружия.
Структура милиции
Отрабатываемые умения и навыки : анализ действий милиции, формы собственных мнений об органах правопорядка на примерах из СМИ.
Тема4. Профилактика правонарушений. (4 час).
Преступность. Профилактика преступности. Кто борется с преступностью. Основные подходы к решению проблемы снижения уровня преступности несовершеннолетних.
Понятие и цели наказания. Виды наказаний. Основные и дополнительные виды наказаний. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание. Уголовное ответственность несовершеннолетних. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетними. Назначение наказания несовершеннолетнему. Применение принудительных мер воспитательного воздействия. Освобождение от наказания несовершеннолетних.
Правила проведения гражданского форума по проблеме преступности
Отрабатываемые умения и навыки : поиск материалов, проведение исследований, подготовка тезисов, публичное выступление, аргументация своей позиции, участие в дискуссии, выработка совместной позиции и решения, анализ изменения мнения, проведение анкетирования.
Тема5. Законы РТ об административной ответственности за правонарушения в разных областях (2 часа).
Основные положения Закона РТ «Об административной ответственности за нарушения общественного порядка и порядка управления», извлечение из Закона РТ «Об административной ответственности за нарушение правил дорожного движения, эксплуатации транспорта», «Об административной ответственности за правонарушения в сфере сохранности имущества, денежных средств и ценных бумаг, находящихся в государственной и коммунальной собственности», Закон РТ «Об административной ответственности за правонарушения в области связи.»
Отрабатываемые умения и навыки: составить сравнительную характеристику административных правонарушений по российскому и татарстанскому законодательствам, какие составы административных проступков предусмотрены в татарстанском законодательстве и отсутствуют в российском.
Контрольно - обобщающий урок (1 час).
Литература для учителя
- Певцова Е.А. Право. М.: Русское слово, 2001.
- Элиасберг Н.И. Изучаем законы Российской Федерации. – СП.: Союз, 2004.
- Певцова Е.А. Мир права вокруг нас. – М., 2004.
- Гутников А.Б ., Пронькин В.Н. Живое право. Методические материалы для преподавателя к тому 1. СПб., 2001.
- Гутников А.Б ., Пронькин В.Н. Живое право. Учебные плакаты « Правила работы в малых группах», « Правила проведения мозгового штурма», «ПОПС – ФОРМУЛА», «Этапы анализа казуса». СП, 2002.
- Графский С.И. Всеобщая история права и государства. М., 2000.
- Зер Х. Восстановительное правосудие : новый взгляд на преступление и наказание ( Пер. с англ.) Под ред. Л.М. Карнозовой. М., 2000.
- Элиасберг Н.И. . Живое право. Интерактивный курс практического права. Учеб. программа к тому 1. Программа курса « Введение в право. Государ-ственное право». СП., 2002.
- Преподавание истории в школе. 1998 , №8-9
Литература для учащихся
- Володина С.И. Основы правовых знаний. Учебник для 8 – 9 классов. – М.: Просвещение, 2002
- Певцова Е.А.Основы правовых знаний. Практикум.- М., 2001 год.
- Конституция РФ.
- Конституция РТ.
- Всеобщая декларация прав человека.
- Мельникова Э,Ю, Толковый юридический словарь школьника : Пособие для 7 – 11 кл. М., , 2000.
- Права человека в свободной стране. Учебное пособие по обществознанию для 8 – 9 кл. общеобразоват. школы ( Сост. Н.И.Элиасберг. СП, 2004.
- Гутников А.Б ., Пронькин В.Н. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права. Книга для ученика. Т.1: учеб. пособие для 8 – 11 кл.СП, 2000.
9. Кодекс РФ об административных правонарушениях. М., 2002 год.
10. Уголовный кодекс РФ. М., 2002 год.
11. Федеральный закон «О милиции».
12. Мушинский В.О. Азбука гражданина. Учебник для основной школы, 3-е изд., переработанное. М, 1997 год
13 Амиров К.Ф. Основы правоведения. Учебное пособие для татарских школ. К, 1998 год.
- Амиров К.Ф. Хрестоматия по основам правоведения. Для средней школы. К, 1999 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
элективный курс в 9 классе "Права и обязанности детей"
данная рабочая программа предназначена для 9 класса общеобразовательной школы...
Программа элективного курса для 9 класса по праву
Программа элективного курса для 9 класса по праву рассчитана на 17 часов.Цель элективного курса: определение профиля обучения в 10-11 классах....
элективный курс для 9 класса "Имею право"
в современных условиях перед нашим государством стоит задача превращения его в современное правовое государство....
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
программа элективного курса для 9 класса "Уголовное право и мы"
Программа элективного курса "уголовное право и мы" для 9 класса содержит6 пояснительную записку, системно-деятельностную основу, цели курса по уровням усвоения, календарно-тематический план, карту про...
программа элективного курса для 9 класса "Уголовное право и мы"
Программа элективного курса "уголовное право и мы" для 9 класса содержит6 пояснительную записку, системно-деятельностную основу, цели курса по уровням усвоения, календарно-тематический план, карту про...