Организационный момент
учебно-методический материал по обществознанию (7 класс) по теме

Шатаева Любовь Николаевна

Тема урока: Нации и межнациональные отношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsionnyy_moment.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

Организационный момент.

 Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня у нас не совсем обычный урок. Сегодня на уроке присутствуют гости. Я надеюсь, что это не смутит вас, а наоборот вы соберётесь с мыслями, вспомните всё, что мы учили с вами на наших уроках и покажете свои знания и умения.

Тема урока: Нации и межнациональные отношения.

Открыли тетради, записали тему урока.

В соответствии с данной темой нам необходимо с вами:

1)Познакомиться с понятием этническая общность

2)Определить, когда и как сформировались виды этнической общности: род, племя, народность, нация;

3)Выяснить причины межнациональных конфликтов в современном обществе;

4)Сформулировать правила, которым следует придерживаться в отношениях между людьми разных национальностей;

5) И главная задача ответить на проблемный вопрос: «Может ли мир обойтись без межнациональных конфликтов?»

План работы вы видите на доске.

1)Этническая общность и её виды

А) Род

Б) Племя

В) Народность

Г) Нация

         2) Отношение к истории и традициям народа.

3) Межнациональные отношения в современном обществе. Причины межнациональных конфликтов.

4) Пути решения проблем межнациональных  отношений.

Эпиграфом сегодняшнего урока нам послужит краткое стихотворение Р. Рождественского:

Для человека национальность

и не заслуга,

не вина,

Если в стране утверждают иначе, значит, несчастная наша страна

О смысле, содержании данного стихотворения мы поговорим с вами чуть позже

Около 300 тыс. различных народов составляет современное человечество. Государств на земле около двухсот. Нетрудно понять, что наций и народностей на земле значительно больше, чем государств; из этого следует вывод, что среди государств немало таких, которые являются многонациональными. Не случайно обществоведы шутят, что легче сосчитать звезды, нежели этносы. Учёные утверждают, что в мире не существует «чистой нации». Ведь история народов – непрерывный этногенез, т.е процесс постоянного возникновения и развития этнической общности.

Что же такое этническая общность? Обратимся к словарю:

Этническая общность – это исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями русского языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей своего единства, отличия от других подобных образований.  (Запишите в тетрадь)

Обратите внимание на то, что в определении звучит исторически сложившаяся – совокупность людей. Поэтому сегодня, как впрочем, было неоднократно на уроках обществознания, мы не обойдёмся без знаний истории.

И для того, чтобы охарактеризовать первые формы сплочения, коими являются род и племя, я предлагаю вам вспомнить формы сплочения славян, т.к мы с вами живём в России и они являются нашими предками.

Вопрос: Расскажите, пожалуйста, о происхождении восточных славян, о расселении их племенных союзов. (Ученики вспоминают)

Т.о племя – это совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, сознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, единством религиозных представлений и образов. (Запишите в тетрадь).

Шло время и в определённый период  на территории восточных славян сформировались народности. Подскажите, какие?

Украинцы, белорусы, русские.

Вопрос: что, на ваш взгляд, способствовало формированию народностей?

  1. Феодальная раздробленность
  2. Развитие хозяйства и культуры
  3. Появление новых политических центров
  4. Совместная борьба против иноземных захватчиков

Так что же такое народность?

Исторически сложившаяся общность людей, объединяемая новой территорией, языком, психическим складом, культурой. (Запишем в тетрадь).

Последняя форма этнической общности нации.

Читаем определение: (по словарю)

Исторически сложившаяся общность людей, характеризуемая развиты экономическими связями, общей территорией и общностью языка, культуры, этническим самосознанием. (Запишем в тетрадь)

Что, на ваш взгляд, отличает нацию от всех других видов общности?

Экономические связи, этническое самосознание.

А как вы понимаете смысл слов «национальное самосознание»?

Хочу обратить ваше внимание на определение нации, которое даёт известный русский философ Николай Александрович Бердяев.

Не могли бы вы вновь вспомнить уроки истории и назвать события, которые были определёнными толчками к формированию русского национального самосознания?

Отталкиваясь от определения, которое дал Бердяев, переходим ко 2-ому пункту плана: «Отношение к истории и традициям народа».

Важный источник национальной общности и формирования национального самосознания – историческая память, поэтому в процессе обучения в школе больше внимания уделяется истории как предмету и темам культуры в различные периоды развития общества. Мы должны знать наших предков. Писатель Чингин Айтматов в своём произведении «Белый пароход» устами одного героя сказал: «Если люди не будут помнить своих отцов, то они испортятся, никто не будет стыдиться своих плохих дел, потому что дети и дети детей о них не будут помнить! И никто не будет делать хорошие дела, потому что всё равно дети об этом не будут знать!

Замечательные слова, не правда ли?

Помнить о прошлом, чтить память предков, оберегать национальные ценности, знать обычаи и традиции – это важнейшие функции исторической памяти. Всё это позволяет сплачивать нацию. А теперь мне хотелось бы задать вам вопрос: «Вы получили паспорт. Вы обратили внимание, есть ли там графа «национальность»? А как вы думаете почему?

В 2010-м году в РФ проходила перепись населения. В каждый дом приходили переписчики и просили ответить ваших родителей и вас на вопросы анкеты. И одним из этих вопросов как раз и был вопрос о национальной принадлежности.

Кто определился с тем, к какой национальности он себя относит?

А что позволило вам решить, что вы относите себя именно к этой нации?

Таким образом, исходя из ваших ответов, можно сделать вывод, что основа национальной принадлежности – знания обычаев, традиций и культуры своего народа (Сообщения об обычаях и традициях мордвы).

Ваш класс многонациональный. Маленький класс, капля, которая отражает весь океан многонационального государства. Это не мешает, а во многом даже помогает быть вам дружными, сплочёнными, занимать призовые места на школьных и городских олимпиадах, мероприятиях. Вы гордитесь своими успехами, вы радуетесь успехами одноклассников.

Человек не должен быть безразличным не только к успехам, но и к бедам своего народа. Вы можете привести примеры, когда государства помогают друг другу в трудную минуту?

Сейчас идёт процесс глобализации. Процесс сближения народов. Например,  Европейский Союз. В него входят более 25 государств и Россия в том числе. Разработали единое европейское право, которое обязано для всех членов ЕС. На случай

Организован Суд  Европейских Сообществ. И к великому сожалению межнациональные конфликты - это реальность мирового общества.

Мы переходим к 3-ему пункту нашего плана.

Межнациональный конфликт – крайнее обострение противоречий между народами возникающих в ходе решения политических территориальных культурных религиозных проблем .

В основе конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижений, либо несовпадение интересов, желаний сторон. Давайте попытаемся привести примеры межнациональных конфликтов.

Каковы же причины этих конфликтов?

Обратимся к учебнику стр. 131

  1. Территориальные споры

(территориальные границы не всегда четко обозначились и неоднократно менялись, доказать что-либо трудно, а попытки решить эту проблему силой приводят к конфликту.)

  1. Неравенство социально-экономических условий ,в которых живут те или иные народы.

(Различия в уровне жизни, разное представительство в высокооплачиваемых профессиях, органах власти)

  1. Противоречия, связанные с не пользованием языка, запреты обучать детей на родном языке.

( Возникают национальные движения в защиту своего языка и культуры.)

  1. Бытовой уровень

(Отражение низкой культуры ,повышенной агрессивности среди соседей по дому, на транспорте несут в себе усиление угрозы межнациональной розни.)

  1. Национализм

(Те , кто считают свою нацию высшей, подвержены идеи национального превосходства и национальной исключительности)

Межнациональные конфликты – это серьезная проблема нашего мирового сообщества.

Проблема, которая должна решаться, во что бы то ни стало. И мне сейчас хотелось бы , чтобы вы, исходя из причин, выявленных только что нами , попытались выработать и сформулировать свои правила , которым следует придерживаться в отношениях между людьми разных наций.

Следующий эпизод нашего урока « Мозговой штурм» . И переходим к следующему пункту нашего плана .Составляем кластер решения межнациональных конфликтов.

Стр. 134 учебника, задание №10

Работаем группами; время – 5 минут

Признание прав и свобод человека         Запрет на проявление розни

Важнейшей ценностью гражданина        в любой форме

        

Пути решения межнациональных конфликтов

Готовность         Толерантность        Соблюдение         отказ         

К мирному         (терпимость к         принципов        от

Урегулированию        другим мнениям,        сотрудничества        насилия

Спорных        верованиям,        и         и

проблем        поступкам,                          взаимопонимании                   принуждении

        поведению, образу

        жизни, обычаям, чувствам)

Наше государство, как и многие государства мира, уделяет национальной политике больше внимания. Это отражено в законодательстве Российской Федерации.

Как называется основной закон РФ?

Я просила вас дома познакомится с содержанием главы №2 ,которая как называется? ;

«Права и свободы человека и гражданина».

Найти статьи, где содержаться нормы по вопросам развития наций и национальных отношений.

Ст. 29 пункт 2        Нарушение этих статей предусматривает уголовную

Ст. 26 пункт 1,2                ответственность, т.е. строгое наказание

Ст. 28

Ст. 29 пункт 3

Сейчас мне бы хотелось обратиться к эпиграфу.

Каков же смысл этого высказывания на ваш взгляд?

Можно ли сказать о том ,что наша страна счастливая, оценивая ситуации и законы нашего государства в области межнациональных отношений?

Что же на ваш взгляд является определяющим в отношениях между людьми?

Может ли мир обойтись без национальных конфликтов?

А сейчас мне хотелось бы познакомить вас с притчей: Однажды встретились представители разных рас : белой, черной и желтой.

Я -, самый красивый, утверждал представитель европейской расы.

- Нет, самый красивый я,- утверждал монголоид.

- Да, что вы спорите, самый красивый я, - вступил в спор негроид.

Спорили, спорили, но доказать ничего не смогли.

- А давайте пойдем к Господу Богу, пусть он нас рассудит.

Так и сделали. Бог внимательно выслушал и сказал: «как хорошо ,что вы все разные!»

А закончить урок мне хотелось бы словами философа Лессинга «убежден ,что не один народ в мире не одарен какой-либо способностью преимущественно перед другими»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых моментов на уроках биологии.

Применение различных игр на уроках я считаю очень актуальным, и даже необходимым. Так как, не стоит забывать, что мы работаем с детьми, а дети, независимо от их возраста, всегда не прочь поиграть. Буд...

Активные фразы и выражения, необходимые для проведения организационного момента на уроке английского языка. 2-4 классы

Представлен перечень активных фраз и выражений, необходимых для проведения своего рода разминки (warmer) на уроке английского языка в начальных классах. На первый взгляд это знакомые фразы и выражения...

Организационный момент урока.

Организационный момент урока очень важен, так как является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы учащихся: ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождени...

Методическая разработка по теме "Приемы организационного момента"

Младший школьный возраст имеет специфические возрастные особенности : неустойчивое внимание, преобладание наглядно- образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятель...

Организационный момент с таблицей чисел 1-100

Может использоваться как раздаточный материал для запоминания или для оформления стенда в кабинете английского языка, имеет таблицу чисел от 1 до 100 с выделением цветом чисел исключений и для правиль...