Организационный момент
учебно-методический материал по обществознанию (7 класс) по теме
Тема урока: Нации и межнациональные отношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsionnyy_moment.docx | 24.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня у нас не совсем обычный урок. Сегодня на уроке присутствуют гости. Я надеюсь, что это не смутит вас, а наоборот вы соберётесь с мыслями, вспомните всё, что мы учили с вами на наших уроках и покажете свои знания и умения.
Тема урока: Нации и межнациональные отношения.
Открыли тетради, записали тему урока.
В соответствии с данной темой нам необходимо с вами:
1)Познакомиться с понятием этническая общность
2)Определить, когда и как сформировались виды этнической общности: род, племя, народность, нация;
3)Выяснить причины межнациональных конфликтов в современном обществе;
4)Сформулировать правила, которым следует придерживаться в отношениях между людьми разных национальностей;
5) И главная задача ответить на проблемный вопрос: «Может ли мир обойтись без межнациональных конфликтов?»
План работы вы видите на доске.
1)Этническая общность и её виды
А) Род
Б) Племя
В) Народность
Г) Нация
2) Отношение к истории и традициям народа.
3) Межнациональные отношения в современном обществе. Причины межнациональных конфликтов.
4) Пути решения проблем межнациональных отношений.
Эпиграфом сегодняшнего урока нам послужит краткое стихотворение Р. Рождественского:
Для человека национальность
и не заслуга,
не вина,
Если в стране утверждают иначе, значит, несчастная наша страна
О смысле, содержании данного стихотворения мы поговорим с вами чуть позже
Около 300 тыс. различных народов составляет современное человечество. Государств на земле около двухсот. Нетрудно понять, что наций и народностей на земле значительно больше, чем государств; из этого следует вывод, что среди государств немало таких, которые являются многонациональными. Не случайно обществоведы шутят, что легче сосчитать звезды, нежели этносы. Учёные утверждают, что в мире не существует «чистой нации». Ведь история народов – непрерывный этногенез, т.е процесс постоянного возникновения и развития этнической общности.
Что же такое этническая общность? Обратимся к словарю:
Этническая общность – это исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями русского языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей своего единства, отличия от других подобных образований. (Запишите в тетрадь)
Обратите внимание на то, что в определении звучит исторически сложившаяся – совокупность людей. Поэтому сегодня, как впрочем, было неоднократно на уроках обществознания, мы не обойдёмся без знаний истории.
И для того, чтобы охарактеризовать первые формы сплочения, коими являются род и племя, я предлагаю вам вспомнить формы сплочения славян, т.к мы с вами живём в России и они являются нашими предками.
Вопрос: Расскажите, пожалуйста, о происхождении восточных славян, о расселении их племенных союзов. (Ученики вспоминают)
Т.о племя – это совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, сознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, единством религиозных представлений и образов. (Запишите в тетрадь).
Шло время и в определённый период на территории восточных славян сформировались народности. Подскажите, какие?
Украинцы, белорусы, русские.
Вопрос: что, на ваш взгляд, способствовало формированию народностей?
- Феодальная раздробленность
- Развитие хозяйства и культуры
- Появление новых политических центров
- Совместная борьба против иноземных захватчиков
Так что же такое народность?
Исторически сложившаяся общность людей, объединяемая новой территорией, языком, психическим складом, культурой. (Запишем в тетрадь).
Последняя форма этнической общности нации.
Читаем определение: (по словарю)
Исторически сложившаяся общность людей, характеризуемая развиты экономическими связями, общей территорией и общностью языка, культуры, этническим самосознанием. (Запишем в тетрадь)
Что, на ваш взгляд, отличает нацию от всех других видов общности?
Экономические связи, этническое самосознание.
А как вы понимаете смысл слов «национальное самосознание»?
Хочу обратить ваше внимание на определение нации, которое даёт известный русский философ Николай Александрович Бердяев.
Не могли бы вы вновь вспомнить уроки истории и назвать события, которые были определёнными толчками к формированию русского национального самосознания?
Отталкиваясь от определения, которое дал Бердяев, переходим ко 2-ому пункту плана: «Отношение к истории и традициям народа».
Важный источник национальной общности и формирования национального самосознания – историческая память, поэтому в процессе обучения в школе больше внимания уделяется истории как предмету и темам культуры в различные периоды развития общества. Мы должны знать наших предков. Писатель Чингин Айтматов в своём произведении «Белый пароход» устами одного героя сказал: «Если люди не будут помнить своих отцов, то они испортятся, никто не будет стыдиться своих плохих дел, потому что дети и дети детей о них не будут помнить! И никто не будет делать хорошие дела, потому что всё равно дети об этом не будут знать!
Замечательные слова, не правда ли?
Помнить о прошлом, чтить память предков, оберегать национальные ценности, знать обычаи и традиции – это важнейшие функции исторической памяти. Всё это позволяет сплачивать нацию. А теперь мне хотелось бы задать вам вопрос: «Вы получили паспорт. Вы обратили внимание, есть ли там графа «национальность»? А как вы думаете почему?
В 2010-м году в РФ проходила перепись населения. В каждый дом приходили переписчики и просили ответить ваших родителей и вас на вопросы анкеты. И одним из этих вопросов как раз и был вопрос о национальной принадлежности.
Кто определился с тем, к какой национальности он себя относит?
А что позволило вам решить, что вы относите себя именно к этой нации?
Таким образом, исходя из ваших ответов, можно сделать вывод, что основа национальной принадлежности – знания обычаев, традиций и культуры своего народа (Сообщения об обычаях и традициях мордвы).
Ваш класс многонациональный. Маленький класс, капля, которая отражает весь океан многонационального государства. Это не мешает, а во многом даже помогает быть вам дружными, сплочёнными, занимать призовые места на школьных и городских олимпиадах, мероприятиях. Вы гордитесь своими успехами, вы радуетесь успехами одноклассников.
Человек не должен быть безразличным не только к успехам, но и к бедам своего народа. Вы можете привести примеры, когда государства помогают друг другу в трудную минуту?
Сейчас идёт процесс глобализации. Процесс сближения народов. Например, Европейский Союз. В него входят более 25 государств и Россия в том числе. Разработали единое европейское право, которое обязано для всех членов ЕС. На случай
Организован Суд Европейских Сообществ. И к великому сожалению межнациональные конфликты - это реальность мирового общества.
Мы переходим к 3-ему пункту нашего плана.
Межнациональный конфликт – крайнее обострение противоречий между народами возникающих в ходе решения политических территориальных культурных религиозных проблем .
В основе конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижений, либо несовпадение интересов, желаний сторон. Давайте попытаемся привести примеры межнациональных конфликтов.
Каковы же причины этих конфликтов?
Обратимся к учебнику стр. 131
- Территориальные споры
(территориальные границы не всегда четко обозначились и неоднократно менялись, доказать что-либо трудно, а попытки решить эту проблему силой приводят к конфликту.)
- Неравенство социально-экономических условий ,в которых живут те или иные народы.
(Различия в уровне жизни, разное представительство в высокооплачиваемых профессиях, органах власти)
- Противоречия, связанные с не пользованием языка, запреты обучать детей на родном языке.
( Возникают национальные движения в защиту своего языка и культуры.)
- Бытовой уровень
(Отражение низкой культуры ,повышенной агрессивности среди соседей по дому, на транспорте несут в себе усиление угрозы межнациональной розни.)
- Национализм
(Те , кто считают свою нацию высшей, подвержены идеи национального превосходства и национальной исключительности)
Межнациональные конфликты – это серьезная проблема нашего мирового сообщества.
Проблема, которая должна решаться, во что бы то ни стало. И мне сейчас хотелось бы , чтобы вы, исходя из причин, выявленных только что нами , попытались выработать и сформулировать свои правила , которым следует придерживаться в отношениях между людьми разных наций.
Следующий эпизод нашего урока « Мозговой штурм» . И переходим к следующему пункту нашего плана .Составляем кластер решения межнациональных конфликтов.
Стр. 134 учебника, задание №10
Работаем группами; время – 5 минут
Признание прав и свобод человека Запрет на проявление розни
Важнейшей ценностью гражданина в любой форме
Пути решения межнациональных конфликтов
Готовность Толерантность Соблюдение отказ
К мирному (терпимость к принципов от
Урегулированию другим мнениям, сотрудничества насилия
Спорных верованиям, и и
проблем поступкам, взаимопонимании принуждении
поведению, образу
жизни, обычаям, чувствам)
Наше государство, как и многие государства мира, уделяет национальной политике больше внимания. Это отражено в законодательстве Российской Федерации.
Как называется основной закон РФ?
Я просила вас дома познакомится с содержанием главы №2 ,которая как называется? ;
«Права и свободы человека и гражданина».
Найти статьи, где содержаться нормы по вопросам развития наций и национальных отношений.
Ст. 29 пункт 2 Нарушение этих статей предусматривает уголовную
Ст. 26 пункт 1,2 ответственность, т.е. строгое наказание
Ст. 28
Ст. 29 пункт 3
Сейчас мне бы хотелось обратиться к эпиграфу.
Каков же смысл этого высказывания на ваш взгляд?
Можно ли сказать о том ,что наша страна счастливая, оценивая ситуации и законы нашего государства в области межнациональных отношений?
Что же на ваш взгляд является определяющим в отношениях между людьми?
Может ли мир обойтись без национальных конфликтов?
А сейчас мне хотелось бы познакомить вас с притчей: Однажды встретились представители разных рас : белой, черной и желтой.
Я -, самый красивый, утверждал представитель европейской расы.
- Нет, самый красивый я,- утверждал монголоид.
- Да, что вы спорите, самый красивый я, - вступил в спор негроид.
Спорили, спорили, но доказать ничего не смогли.
- А давайте пойдем к Господу Богу, пусть он нас рассудит.
Так и сделали. Бог внимательно выслушал и сказал: «как хорошо ,что вы все разные!»
А закончить урок мне хотелось бы словами философа Лессинга «убежден ,что не один народ в мире не одарен какой-либо способностью преимущественно перед другими»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых моментов на уроках биологии.
Применение различных игр на уроках я считаю очень актуальным, и даже необходимым. Так как, не стоит забывать, что мы работаем с детьми, а дети, независимо от их возраста, всегда не прочь поиграть. Буд...
Активные фразы и выражения, необходимые для проведения организационного момента на уроке английского языка. 2-4 классы
Представлен перечень активных фраз и выражений, необходимых для проведения своего рода разминки (warmer) на уроке английского языка в начальных классах. На первый взгляд это знакомые фразы и выражения...
Организационный момент урока.
Организационный момент урока очень важен, так как является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы учащихся: ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождени...
Методическая разработка по теме "Приемы организационного момента"
Младший школьный возраст имеет специфические возрастные особенности : неустойчивое внимание, преобладание наглядно- образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятель...
Организационный момент с таблицей чисел 1-100
Может использоваться как раздаточный материал для запоминания или для оформления стенда в кабинете английского языка, имеет таблицу чисел от 1 до 100 с выделением цветом чисел исключений и для правиль...
Теме «Урок осторожности. Если ты один дома» (по основам безопасности жизнедеятельности) Подготовил учитель начальных классов: Новикова Ирина Анатольевна I. Организационный момент. Учитель. Жиз
Жизнь без опасностей не бывает. Но каждый ребенок должен знать, как опасность миновать....