Мои публикации
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) по теме
Разработка урока обществознания для 7 класса "Юридические границы подросткового возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока | 26.83 КБ |
Презентация к уроку | 126.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
г. Печора Республики Коми
КОНСПЕКТ УРОКА
«Юридические границы подросткового возраста»
Класс: 7
Предмет: обществознание
Разработала: Антонюк Н.В., учитель истории и обществознания |
г.Печора
2013 год
Пояснительная записка. Данный урок является первым в разделе 3 «Подросток и закон» и 18 в программе по обществознанию за 7 класс. Ценность данного урока заключается в том, что он является первым, на котором происходит личное знакомство учащихся с СПС «Консультант Плюс». Самое первое - визуальное знакомство с данной системой обычно происходит на занятии 13 по теме «Экономическая деятельность подростков» в 6 классе.
Цели:
- Обучающая: познакомить учащихся с понятиями дееспособность, право, юридическая ответственность; определить функции права в обществе; познакомится с основными видами права и видами ответственности за нарушение прав другого человека или общественного порядка.
- Развивающая: расширить кругозор учащихся знаниями о международных правовых актах, на основе которых возникло право; развивать умения учащихся работать с источниками, с различной справочной литературой.
- Воспитательная: воспитывать у учащихся чувство уважения к правам других людей, толерантность; формировать чувство ответственности.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: комбинированная (проектная деятельность, использование технологий КТД, частично-поискового метода работы с учащимися)
Оборудование:
- Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
- Презентация, выполненная в программе Power Point.
- Выставка нормативных документов по теме: Уголовный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Административный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Конвенция о правах ребёнка.
- Рисунки и коллажи учащихся.
- Фотографии суда присяжных.
- Изображение Фемиды.
- Портрет Платона.
- Репродукция картины Пуссена «Суд Соломона».
Опережающее задание для групп учащихся: подготовить рисунки и коллажи на тему «Мои права и обязанности» (группа 1); с помощью справочно-правовой системы «Консультант Плюс» (система подключена в кабинете информатики, также можно воспользоваться диском и ноутбуком в кабинете истории) выполнить творческие проекты и подготовить презентации к уроку:
- группа 2 – малолетние (определение, права, обязанности);
- группа 3 – несовершеннолетние (определение, права, обязанности);
- группа 4 – административная ответственность несовершеннолетних (виды нарушений, виды наказаний);
- группа 5 - уголовная ответственность несовершеннолетних (виды преступлений и наказаний).
Поиск и отбор информации группами осуществляется в 2 этапа:
первый – педагог после уроков знакомит участников групп с правилами работы в СПС «Консультант Плюс»;
второй – работа с информацией под руководством педагога.
Использованная литература:
1. А.И.Кравченко, Е.А.Певцова. Обществознание 7 класс. – М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2010 г.
2. Л.Н.Боголюбов. Поурочные планы. Обществознание 7 класс. – М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2011 г.
3. Диск СПС «Консультант Плюс: средняя школа».
План урока:
- Понятие права. Дееспособность. Правоспособность.
- Правовой статус малолетних.
- Правовой статус несовершеннолетних.
- Административная ответственность несовершеннолетних.
- Юридическая ответственность несовершеннолетних.
Этапы урока/регламент времени:
1 этап – организационный момент (3 мин.)
2 этап – погружение в тему урока (7 мин.)
3 этап – выступление групп (20 мин.: по 5 мин. - на группу)
4 этап – подведение итогов урока, закрепление пройденного материала (8 мин.)
5 этап – завершающий (выставление оценок за работу групп, рефлексия, выдача домашнего задания) – 7 мин.
ХОД УРОКА
Приветствие учащихся. Знакомство с темой урока, целями, задачами и основными этапами (записаны на слайде). Сообщение регламента выступления групп с проектами.
- Ребята! Сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие в страну, где царствует право. Во время этого путешествия мы с вами познакомимся с понятием права, узнаем об основных сводах законов, регулирующих нормы права в нашей стране, познакомимся с понятием ответственность.
Не правда ли, - хорошо быть маленьким, когда мама и папа постоянно находятся рядом, опекают, следят за тем, чтобы Вы были накормлены, одеты и ухожены. Но годы летят, и вот вы – уже ученик 7 класса, совсем скоро вам исполнится, или уже исполнилось, 14 лет. Это особый возраст – возраст, когда вы вступаете в фазу юности и вас официально признают гражданином России. Ребята, а какой документ подтверждает, что вы стали гражданином? (Паспорт).
Правильно – паспорт – это ваше первое удостоверение личности, где есть ваша фотография и прописка, как у взрослых. Этот день для всех вас очень радостный, но в тоже время и ответственный – ведь вместе с паспортом вы приобретаете новые права, а вместе с ними и обязанности.
- Что такое права? (Это то, что человек может делать свободно).
- А обязанности? (То, что человек должен делать, не зависимо от его желания). Совершенно верно!
Права и обязанности составляют основу системы права. Система права – это общеобязательные правила поведения, которые отражены в нормативно - правовых источниках (законах, указах и постановлениях). На нашей выставке представлены основные своды законов – это уголовный кодекс, гражданский кодекс и другие. Впервые о правах человека задумался древнегреческий философ Платон, его портрет изображён на слайде. Возмущённый несправедливой казнью своего учителя Сократа, он стал разрабатывать проект такого устройства государства, в котором каждый человек мог заниматься своим любимым делом. Самый первый факт реализации права зафиксирован на картине Пуссена «Суд Соломона», который рассудил двух матерей (репродукция картины на слайде).
Обратите внимание на изображение богини правосудия – Фемиды, которая справедливо взвешивает добро и зло и выносит своё решение (изображение представлено на слайде).
Но не только возраст позволяет приобретать человеку права и обязанности. Ещё одним критерием является дееспособность человека. Давайте прочитаем определение дееспособности в учебнике на стр. 113. (Учащийся по выбору учителя читает вслух). Как вы считаете, все ли могут приобретать права и обязанности? (Нет. Этого не могут делать маленькие дети и психически больные люди). Верно, а сейчас мы выясним, кого мы относим к малолетним, а кого к несовершеннолетним детям.
Выступление групп.
Группа 2.
Малолетние – дети в возрасте от 6 до 14 лет.
Малолетние дети имеют право совершать мелкие бытовые сделки (покупать что-либо незначительное, менять, дарить).
С возраста 10 лет родители не имеют права сменить фамилию ребёнка или школу, в которой он будет учиться – это и есть правоспособность малолетних.
Основные обязанности малолетних: слушаться родителей или лиц их заменяющих, посещать школу, с 22.00 до 06.00 - находиться дома, под присмотром родителей.
Группа 3.
Несовершеннолетние – лица в возрасте от 14 до 18 лет.
Несовершеннолетние имеют право самостоятельно распоряжаться заработком или стипендией, совершать мелкие бытовые сделки, могут работать или заниматься предпринимательской деятельностью, оформлять авторские права на изобретения, вносить вклады в банки, защищать свои права в суде.
В их обязанности входит – соблюдать законы государства, не нарушать права других людей, не нарушать общественный порядок.
С этого возраста за ряд правонарушений и преступлений наступает юридическая ответственность.
Ребята из группы зачитывают определение юридической ответственности.
Группа 4.
Административная ответственность – санкции, налагаемые на правонарушителя должностным лицом в рамках исполнения государственной функции.
Виды нарушений: распитие спиртных напитков, потребление наркотических или психотропных веществ в общественных местах, порча имущества.
Виды наказаний: административный штраф, налагаемый на родителей несовершеннолетнего, постановка на учёт, направление в спецшколу.
Группа 5.
Уголовная ответственность – наложение санкций на преступника, за совершённое преступление, представляющее общественно опасное деяние.
Виды преступлений несовершеннолетних, за которые следует уголовная ответственность:
С 14 лет – особо тяжкие преступления (убийство, похищение человека, грабёж, вымогательство, терроризм и пр.)
С 16 лет – за все виды преступлений.
Наказания, предусмотренные для несовершеннолетних: штраф, обязательные работы, исправительные работы, арест, лишение свободы и пр.
Закрепление пройденного материала:
- Кого мы относим к малолетним?
- Кого относим к несовершеннолетним. Какие права приобретают обе группы с возраста 10 лет?
- С какого возраста наступает полная уголовная ответственность.
- Кто несёт юридическую ответственность за несовершеннолетних детей.
- Перечислите обязанности малолетних и несовершеннолетних.
Итак, мы с вами видели выступления всех групп. Я предлагаю Вам оценить работу групп. Критерии представлены на слайде:
- Доступность представления информации – 1 балл.
- Точность информации – 1 балл.
- Полнота информации – 1 балл.
- За презентацию – 1 балл.
- За рассказ без шпаргалок – 1 балл.
Группа 1 оценивается отдельно, критерии: аккуратность, доступность для понимания рисунка или коллажа, красочность, соответствие теме урока.
Учащиеся оценивают работу групп. Выставление оценок. Рефлексия: работа со шкалой оценивания урока. Например:
Домашнее задание: повторить определения, изученные на уроке, прочитать параграф 16,ответить устно на вопросы параграфа, выполнить письменно практикум № 2 на стр. 119.
Всем спасибо за урок, выставленные вами оценки я занесу в журнал.
Рефлексия: работа со шкалой оценивания урока
Рефлексия: работа со шкалой оценивания урока
Рефлексия: работа со шкалой оценивания урока
Рефлексия: работа со шкалой оценивания урока
Рефлексия: работа со шкалой оценивания урока
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План урока: Понятие права. Дееспособность. Правоспособность. Правовой статус малолетних. Правовой статус несовершеннолетних. Административная ответственность несовершеннолетних. Юридическая ответственность несовершеннолетних.
Этапы урока: 1 этап – организационный момент 2 этап – погружение в тему урока 3 этап – выступление групп 4 этап – подведение итогов урока, закрепление пройденного материала 5 этап – завершающий (выставление оценок за работу групп, рефлексия, выдача домашнего задания )
Древнегреческий философ Платон
Пуссен «Суд Соломона»
Фемида – богиня правосудия
Критерии оценивания выступления групп: Доступность представления информации – 1 балл. Точность информации – 1 балл. Полнота информации – 1 балл. За презентацию – 1 балл. За рассказ без шпаргалок – 1 балл. Группа 1 оценивается отдельно, критерии: аккуратность, доступность для понимания рисунка или коллажа, красочность, соответствие теме урока.
Домашнее задание: повторить определения, изученные на уроке, прочитать параграф 16 , ответить устно на вопросы параграфа, выполнить письменно практикум № 2 на стр. 119.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мои публикации
Музыка в системе интегрированного общеобразовательного пространства...
Публикации
Данные статьи были размещены на сайте школы, публиковались в районной газете "Сельские зори"....
Подтверждения публикации авторских методических материалов на сайтах
Более 20 работ размещены на сайтах Интернета...
Публикация Зоткиной Н.И.
Публикация"Национальная идея выражается в языке"...
Понятие компьютерной публикации. Средства создания публикаций. Виды публикаций, их шаблоны. Структура публикаций
Познакомить учащихся: с понятием компьютерной публикации; с видами публикаций; с понятием шаблона публикации и ее структуры; со средствами создания публикации.Научить учащихся: использовать программу ...
10. Наличие публикаций, включая интернет-публикации.
Профессиональный опыт....
X критерий. Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации
Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации годНазвание изданияТема статьиУровеньРезультат2017Материалы Всероссийской открытой научно-практической конфе...