Рыночная экономика (работа с текстом)
учебно-методический материал (обществознание , 8 класс) по теме
Задания по отрывку текста Ч. Линдблома "Рыночная экономика: Что это такое, как она работает и что с ней делать" в формате ГИА (часть С). В этом тексте, который отрывками можно разбирать на уроке обществознания, автор показывает фундаментальные элементы рыночной экономики. Положения книги, адаптированные для учащихся 8 класса (или неадаптированного для старшей школы), могут быть предметом учебной дискуссии.
В данном случае учащимся предложен фрагмент вступления к книге, где автор формулирует определение рыночной экономики. Задания носят скорее творческий, а не текстоведческий характер. Задания были представлены в качестве зачетной работы на курсах Педагогического университета "Первое сентября".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rynochnaya_ekonomika.doc | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Текст из книги Ч. Линдблом «Рыночная система: что это такое, как она работает и что с ней делать». М.: Изд-во НИУ ВШЭ, 2010.
Текст используется на уроке обществознания в 8 классе по теме «Рыночная экономика».
Прежде всего необходимо провести различие между рыночной системой и рынком. Хотя не все общества придерживаются или содержат в себе рыночную систему, все существующие общества используют рынки. Прогуливаясь по улицам маоистского Китая или СССР, турист мог видеть рынок парикмахерских, велосипедных мастерских и потребительских товаров.
Внимательный турист вскоре заметил бы рынки (скорее всего нелегальные) сырья и оборудования. Если одни люди регулярно платят другим за некую работу — пение песен или добычу угля, то эти взаимные обмены образуют рынки. И все же, несмотря на то что между такими взаимными обменами в маоистском Китае и СССР много общего, эти общества не называются рыночными системами, поскольку рыночная система существует лишь там, где рынки разрастаются и определенным образом связываются друг с другом. Как коробка с комплектующими не является компьютером до тех пор, пока они не соединены друг с другом, так и набор рынков не является рыночной системой, пока они не работают определенным образом, а именно организуют и координируют множество видов деятельности в обществе.
Рыночная система организует и координирует отдельные действия не посредством государственного
планирования, но через взаимодействия продавцов и покупателей. Для существования рыночной системы недостаточно людей, которые продают и покупают.
Необходимо также, чтобы именно их покупки и продажи, а не центральная власть координировали общество. Так мы получаем определение рыночной системы, достаточное для наших текущих целей: это включающая все общество система координации человеческих действий, осуществляющейся не через указания центра, а путем взаимодействий в форме рыночных сделок.
Задания:
1. Представьте что вы турист из стран Юго-Восточной Азии, прибывший в Санкт-Петербург. Какие рынки, представленные в городе, были бы вам интересны? Какие рынки города вызвали бы у вас интерес? Какие рынки показались бы вам необычными?
2. Вы пишете письмо в прошлое, обращаясь к своим сверстникам, жившим в нашей стране 40 лет назад. Объясните им в 3-4 предложениях, что такое рыночная экономика, в которой вы живете сейчас.
3. Предположите, является ли автор текста сторонником рыночной экономики или ее противником. Приведите суждения из текста в защиту своей позиции.
4. Автор отмечает: «Хотя не все общества придерживаются или содержат в себе рыночную систему, все существующие общества используют рынки». Представьте, что вы путешествуете во времени и последователь попадаете в общества Древнего Египта, Древней Индии, Древней Греции, Древнего Рима, в общество Средневековой Европы. Назовите, какие рынки вы могли бы встретить в этих обществах. Существовала ли в этих обществах рыночная система?
5. Вы – житель XXII века, хранитель музея. Вашему музею нужно подготовить выставку о том, как жили люди в начале XXI века. Ваша задача – оформить стенды, посвященные экономической жизни. Какие экспонаты (документы, вещи) вы бы использовали, чтобы рассказать посетителям о рыночной экономике начала XXI века?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - конференция "Рыночная экономика"
Урок для 6 класса по теме "Рыночная экономика" готовят и проводят ученики 10 класса после завершения изучения темы "Экономика". Ребята показывают как усвоили этот раздел и в доступной форме рассказыва...
Презентация к уроку обществознания "Рынок и рыночная экономика"
Презентация содержит сопровождение к уроку по обществознанию "Рынок и рыночная экономика" 10 класс. Содержит раскрытие понятия "рынок", условия возникновения ранка. признаки, типы, функции....
Внеклассное мероприятие перекрёстки химии, биологии, географии и рыночной экономики
Межпредметные связи на внеклассном мероприятии...
Проверочная работа по теме "Рыночная экономика"
В проверочной работе представлены вопросы по основным понятиям рыночной экономики. Ряд заданий способствует подготовке к ЕГЭ....
Изучение основ рыночной экономики в школах 1, 2 вида
Внедрение системы профориентационной работы в коррекционной школе I-II вида главным образом нацелено на актуализацию профессионального самоопределения неслышащих учащихся посредством активизации спе...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ЭКОНОМИКА И ГОСУДАРСТВО. РЕГУЛИРУЮЩАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ"
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9,11 КЛАССЫ...
8 класс обществознание РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА
сформировать представление учащихся о рынке и условиях его функционирования; спрос и предложение на рынке; принцип «невидимой руки» рынка. Продолжать формирование умений анализироват...