Итоговое тестирование по обществознанию в 11 классе
тест по обществознанию (11 класс) по теме

Итоговое тестирование

по разделу «Введение в социологию»

в формате ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_testir.11_klass.docx29.03 КБ

Предварительный просмотр:

Проверка знаний и умений учащихся

по курсу «Обществознание» в 10-11 классе

(профильный уровень)

Итоговое тестирование

по разделу «Введение в социологию»

в формате ЕГЭ

Пояснительная записка.

Проверка результатов обучения является обязательным компонентом процесса обучения. Итоговый контроль по разделу «Введение социологию» проводится на уроке –обобщении знаний в письменной форме.

Главная цель – выявить уровень знаний, умений обучающихся по данному разделу, предусмотренных обязательным минимумом содержания основного общего образования по предметам и примерной программой по обществознанию на профильном уровне.

Особенности курса «Обществознание» на профильном уровне отличаются насыщенностью теоретического материала, что предполагает проведение итоговой проверки знаний по содержательным блокам: «Введение в философию», «Введение в социологию», «Введение в политологию», «Введение в социальную психологию». Данный вариант итогового тестирования апробирован в курсе «Обществознание», что позволило учителю не только проверить знания и умения, но и мотивировать познавательный интерес к исследовательской деятельности, подготовить выпускников к итоговой аттестации.

Структура работы.

Все разновидности заданий позволяют проверить качественное овладение системой ведущих понятий, теоретических положений по социологии, обобщить и систематизировать знания.

В контрольной работе контролируются следующие умения:

– перечислять признаки социального явления, понятия;

– раскрывать теоретическое положение (понятие)   на конкретных примерах, или приводить примеры и взаимосвязи социальных явлений, действий;

– устанавливать соответствие между признаками, чертами социальных явлений и социальными понятиями, терминами;

– формулировать собственные рассуждения по определенной социальной проблеме с опорой на знание раздела, факты, личный социальный опыт.

Работа состоит из трех частей. Часть 1 содержит задания с выбором ответа, часть 2 содержит задания с кратким ответом. Часть 3 содержит задания с развернутым ответом, в том числе и альтернативное задание требующее написать мини-сочинение (эссе) по одной теме из трех, предлагаемых в виде афористических высказываний по социологии.

Итоговое тестирование

по разделу «Введение в социологию»

1 вариант

1 часть А

1.Русские составляют общность:

демографическую;

профессиональную;

этническую;

политическую.

2.К социальным группам, выделяемым на основании наследуемых прав и обязанностей, относятся:

сословия;

страты;

классы;

нации.

3.К предписанному социальному статусу относится:

социальное происхождение;

образование;

квалификация;

уровень дохода.

4.Лишними в перечне социальных отношений являются отношения:

межгрупповые;

межличностные;

межнациональные;

между людьми и техникой;

5.Карьера молодого человека, поднявшегося за несколько лет от клерка до директора крупной компьютерной фирмы, иллюстрирует социальную мобильность:

горизонтальную;

восходящую;

регрессивную;

нисходящую.

6.Что из перечисленного иллюстрирует негативное отклоняющееся поведение;

открытие нового направления в науке;

коллекционирование дверных ручек;

злоупотребление алкоголем;

высокие достижения в спорте.

7.Социальные отношения в современной России отличаются:

процессом формирования «среднего класса»;

отсутствием «среднего класса»;

многочисленным и доминирующим «средним классом»;

значительной численностью «новых русских».

8.Верны ли следующие суждения о видах групп?

А) Мужчины и женщины представляют собой этнические группы;

Б) Русские и украинцы представляют собой демографические группы;

верно только А;

верно только Б;

верно и А и Б;

оба суждения не верны.

9.  Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

      Под социальной мобильностью понимается:

А) только успешный карьерный рост;

Б) изменение положения человека в обществе;

верно только А;

верно только Б;

верно и А и Б;

оба суждения не верны.

10. Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях?

Межнациональные отношения в современном обществе связаны:

А) с уважительным отношением к обычаям и традициям других народов;

Б) с сохранением верности своим национальным традициям и культуре.

верно только А;

верно только Б;

верно и А и Б;

оба суждения не верны.

11. Верны ли следующие суждения о типах социального статуса?

А) происхождение человека является его предписанным статусом;

Б) профессиональная квалификация и уровень дохода относятся к элементам достигаемого статуса.

верно только А;

верно только Б;

верно и А и Б;

оба суждения не верны.

2 часть В

1. Слой высшего чиновничества советской эпохи, для которого характерны перемещения в виду горизонтальной социальной мобильности, получили название:

1) бюрократия;

2) номенклатура;

3) интеллигенция;

4) служащие.

2. …. – группы, занимающие неустойчивое, промежуточное положение в обществе.

Ответ:……………………………………………………………………………………………….

3. Заполните пропуск в схеме:


4. Соотнесите типы социальных групп и иллюстрирующие их примеры.

Примеры:

мужчины;

женщины;

молодежь;

народности;

Типы социальных групп:

А) демографические группы;

Б) этнические группы.

1

2

3

4

5. Соотнесите типы социальной мобильности и иллюстрирующие их примеры.

Примеры:

назначение учителя директором школы;

переход учителя на работу в другую школу;

перевод офицера на новое место службы;

разжалование офицера в рядовые.

Типы мобильности:

А) вертикальная;

Б) горизонтальная.

1

2

3

4

6. Укажите набор социальных ролей характерных для старшеклассника:

1) кандидат в депутаты законодательного собрания, государственной думы;

2) избиратель;

3) гражданин РФ;

4) завсегдатай Интернет-кафе;

5) кандидат в Президенты РФ;

6) футбольный болельщик.

Ответ:………………………………………………………………………………………………

Часть С

1 Вариант

С1:

Назовите основные принципы классификации социальных групп;

С2:

С помощью 3 примеров проиллюстрируйте протекание процесса социализации «личности»

С3:

Мини-сочинение (эссе).

«Социальная ущербность – неизбежная спутница иммиграции» (А. Тоэнби)

«Величие нации не измеряется ее численностью, как величие человека не измеряется его ростом» (В. Гюго)

«Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества» (Ф. Адлер)

   

Итоговое тестирование

по разделу «Введение в социологию»

2 вариант

часть А

                                             

1.Какие из названных групп являются демографическими группами?

1) Дети и старики;

2) малые народы;

3) интеллигенты;

4) программисты.

2. К социальным группам, выделяемым по общности политических взглядов, относятся:

1) классы;

2) партии;

3) нации;

4) кооперативы.

3. Маргинал - это:

1) люди, оказавшиеся на социальном «дне»;

2) люди, занимающие неустойчивое, промежуточное положение в обществе;

3) малообеспеченные граждане;

4) люди без определенного места жительства.

4. По принципу профессиональной общности объединяются следующие группы:

1) врачи, шахтеры, фермеры;

2) дети, подростки, молодежь;

3) мужчины и женщины;

4) лакцы, чеченцы, даргинцы.

5. Общей социальной ролью подростка и взрослого является роль:

1) избирателя;

2) военнослужащего по контракту;

3) футбольного болельщика

4) отца семейства.

6. Примером позитивного отклоняющегося поведения являются:

1) создание произведений изобразительного искусства;

2) занятия физкультурой;

3) учеба в школе;

4) посещение футбольного матча.

7. Толерантность применительно к межнациональным отношениям означает:

1) уважение к обычаям и традициям других народов, учет их в общении;

2) уважение другой религии, веротерпимость;

3) принятие иного мнения как данности, готовность к диалога с инакомыслящим;

4) негативное отношение к иной точке зрения.

8. Верны ли следующие суждения о социальных отношениях?

Социальными являются отношения:

А) межконфессиональные;

В) межнациональные.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А и В;

4) оба суждения не верны.

9. Верны ли следующие суждения о социальном неравенстве?

Социальное неравенство проявляется:

А) в делении общества на различные группы;

В) в различном доступе людей к социальным благам.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А и Б;

4) оба суждения не верны.

10. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

А) отклонение от поведения от норм может иметь как негативную, так и позитивную направленность;

В) отклоняющееся от поведения может быть социально одобряемым.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А и Б;

4) оба суждения не верны.

11.Верны ли следующие суждения о социальных отношениях в современной России?

Для социальных отношений в современной России характерно:

А) отсутствие социальных контрактов;

В) обеспечения высокого уровня жизни большинства людей.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А и Б;

4) оба суждения не верны. 

часть В

1. Семью как……..характеризует общность быта.

2. К усилению социальной……..ведет существенное увеличение разрыва между общественными группами.

Ответ: _______________________________________________________________________

3. Заполните пропуски в схеме:

Ответ:________________________________________________________________________

4.Заполните попуски в схеме:

Ответ:________________________________________________________________________

5. Соотнесение принципы социальных групп и иллюстрирующие их примеры.

Примеры:

1) горожане;

2) бондари;

3) бортники;

4) провинциалы.

Типы социальных групп:

А) поселенческие группы;

В) профессиональные группы;

1

2

3

4

6. Укажите набор социальных ролей, характерных для старшеклассника:

1) член неформальной молодежной группы, объединяющих болельщиков футбольной команды;

2) военнослужащий срочной службы;

3) человек, занятый на временных работах по трудовому соглашению;

4) водитель транспортного средства, подрабатывающий частным извозом;

5) член семьи.

Ответ:________________________________________________________________________

часть С

2 вариант

С1: Какой смысл вкладывают социологи в понятие «социальная мобильность»? Приведите три института, выступающие в качестве социальных лифтов в современном обществе и проиллюстрируйте каждый примером.

С2: Подтвердите тремя примерами утверждение, что одной из ведущих тенденций современного мира является интеграция, сближение между собой стран и народов.

С3: Мини-сочинение (эссе).

 «Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества» (Ф. Адлер)

«Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, берет под свой контроль ритм истории» (Роберт Дарендороф)

«Чем выше положение человека, тем более строгими должны быть рамки, которые сдерживают своеволие его характера» (Г. Фрейтаг)

Ответы:

Вариант 1.

Часть 1. А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

3

1

1

4

2

3

1

4

4

3

3

Часть 2. В

номенклатура

маргиналы

социальные группы

1 – А

2 – А

3 – А

4 – Б

3, 4,6

Часть 3. С

С1.

Основные принципы классификации социальных групп:

по численности (большие и малые)

по характеру взаимодействия (первичные и вторичные)

по способу организации (формальные и неформальные)

по количеству ценностей (односторонние и многосторонние)

С2. Выберите верное высказывание:

ребенок начинает соблюдать правила, нормы общения – происходит освоение человеком социальных норм;

ученик приобретает экономические и политические знания, т.е. происходит приобщение обучающегося к накопленному интеллектуальному потенциалу общества;

человек входит  в социальную группу и становится его участником – происходит его формирование как представителя данной группы, он становится носителем ее норм и ценностей.

Вариант 2.

Часть А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

2

2

1

3

1

1

3

2

3

4

Часть В

малая группа

дифференциации

позитивное

социальные нормы

1 – А

2 – Б

3 – Б

4 – А

1, 3, 5

Часть С

С1. Социальная мобильность – изменение индивидом или группой социального статуса, места занимаемого в обществе

школа (образование) – благодаря получению хорошего образования, человек может получить престижную и высокооплачиваемую работу

партия – благодаря членству в партии, человек может занять высокий государственный пост

брак – благодаря удачному замужеству женщина может обрести материальное благополучие, войти в элитный круг.

С2. В ответе могут быть приведены следующие примеры:  

Создание влиятельной организации Совета Европы, Членство России  с 1996 г.

Образование Евросоюза, введение единой европейской валюты – евро;

Формирование наднациональных политических органов – Европарламента, единого Европейского банка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое тестирование по обществознанию 6 класс.

Указанны тесты составлены в формате ЕГЭ, в них включены вопросы категории "А", "В","С". Такие тесты помогают адаптировать учащихся к требованиям ГИА и ЕГЭ....

Итоговое тестирование по обществознанию 8 класс

Итоговое тестирование по обществознанию 8 класс. Тест  разработан по учебнику  А.И. Кравченко....

Итоговое тестирование по обществознанию 7 класс

Тестирование предназначено для выявления уровня и степени освоения материала по курсу обществознания 7 класса...

итоговое тестирование по обществознанию, 10 класс

разработано для переводного экзамена...

Итоговое тестирование по обществознанию 6 класс

к учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой...

Итоговое тестирование по обществознанию 7 класс

Итоговое тестирование по обществознанию 7 класс(к учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой)...

Итоговое тестирование по обществознанию 6 класс

Тест подходит для учебника по обществознанию издательства "Вентана Граф"...