Урок по обществознанию "Права ребенка".
план-конспект урока (обществознание , 7 класс) по теме
"Права ребенка" - урок по обществознанию в 7 классе. Здесь рассматриваются основные права детей опираясь на законодательную базу. Класс делится на группы. Каждая группа учащихся во время урока составляет проект: "Права ребенка" и защищает его.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prava_rebenka._urok_po_obshchestvoznaniyu_v_7_klasse_.docx | 41.4 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПРАВА РЕБЕНКА»
Эпиграф: (на доске)
«Тот, кто отстаивает права ребёнка, иначе говоря, отстаивает будущее»
Виктор ГюГо.
«Человечество обязано давать детям лучшее, что имеет»
«Декларация прав ребенка».
Цели урока:
- познакомить учащихся с Конвенцией ООН о правах ребенка и другими документами о правах ребенка, в которых говорится о правах ребенка в РФ;
- объяснить основные обществоведческие понятия данного урока;
- проанализировать некоторые исторические материалы и материалы СМИ о правовом положении ребенка;
- подвести к выводам о возможных противоречиях между законом и жизненной практикой.
Задачи воспитательные:
* воспитывать уважение к правам человека, правам ребенка;
* воспитывать чувство гордости за свою страну.
* воспитывать чувство сотрудничества, ответственности при выполнении общего дела.
Образовательные:
* передать школьникам знания о Конвенции прав ребенка, ее истории и содержании статей;
* сформировать представление о системе прав ребенка;
* на основе положительной мотивации усвоения знаний о Конвенции содействовать воспитанию убеждения, что обладание правами и свободой неразрывно связано с ответственностью за поступки и поведение.
Оборудование:
- текст Конвенции о правах ребенка.
- текст главы 2 Конституции РФ (сокращенно ст. 17-64).
- отрывки из статей Семейного кодексов РФ, которые содержат информацию о правах детей.
- на магнитной доске таблица в четыре позиции: «выживание», «развитие», «семейное благополучие» и «защита», «участие» и общий заголовок «Права ребенка».
- фотографии и рисунки.
- презентация.
- отрывки из статей о нарушении прав ребенка.
Тип урока: урок – проект
Форма урока: групповая работа.
Основные понятия урока:
ребенок, Конвенция, Декларация, Конституция, Семейный кодекс.
Опережающее задание: сообщение о правовом положении ребенка в обществе в разные периоды истории, поиск статей в периодической печати, рисунки по теме.
Ход урока:
- Вступительное слово учителя.
Учитель не сообщает ребятам тему урока и зачитывает стихотворение, по которому учащиеся сами определяют тему урока. (Слайд1 )
Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права.
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,
Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.
Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.
Записывается тема урока в рабочую тетрадь.
Вам хотелось бы узнать о правах детей? Вы уже знаете, что вам принадлежат основные права человека и гражданина. Многими правами Вы уже пользуетесь и сейчас. Но сегодня мы посвятим урок международным документам о правах детей, а также познакомимся с некоторыми документами, которые защищают права детей в РФ.
II. Отношение к детям в разные периоды истории.
А сейчас небольшой экскурс в историю и выясним, каково было правовое положение детей в России.
Вопросы:
Изменилось ли отношение к детям в наши дни по сравнению с прошлыми веками?
В чем это проявляется? (слайд)
Сообщение учащегося (слайды 2-3)
Детство — период от рождения до 11 лет, в течение которого ребенок растет и развивается физически, формируется его характер. Жизнь детей в это время зависит от взрослых, прежде всего от родителей. Это важнейший период жизни, во многом определяющий дальнейшую судьбу человека.
Какого было отношение к детям в разные исторические эпохи?
Еще 200—300 лет назад, когда основной ячейкой общества являлась большая многодетная семья, детей ценили как рабочие руки. Дети — это будущие кормильцы состарившихся родителей, о которых надо заботиться.
Интересные факты
Детства, как особой стадии развития человека, в Средние века не существовало. В те времена художники изображали детей как маленьких взрослых: у них были взрослыми не только лица, но и одежда. Как только ребенок вырастал из пеленок, его сразу же одевали в костюм, ничем не отличающийся от одежды взрослого, но небольшого размера. Лишь в XVI—XVII веках появляется детская одежда, отличающая ребенка от взрослого.
Интересно, что для мальчиков и девочек в возрасте 2—4 лет одежда была одинаковой и состояла из детского платьица.
Прежние времена отличались высокой рождаемостью и большой детской смертностью. Дети умирали от болезней, которые тогда не умели лечить, а также от антисанитарии, которая царила в жилищах. Кроме того, детей надо было кормить, а если случался голод — явление частое в древнем и средневековом обществах, — еду получали в первую очередь те, кто сам добывал ее, т.е. взрослые.
Вот почему в ребенке видели не только будущего кормильца, но и серьезную обузу.
Первобытные племена освобождались от детей в периоды засухи, голода и недоедания. Древние спартанцы уничтожали физически слабых младенцев, считая, что они приносят несчастье родителям и не способны защищать отечество в битве с врагом.
Средневековье пестрит сообщениями о побоях и родительском деспотизме.
Русское слово «ребенок», вероятно, произошло от «раба» - зависимость или от «orbus» - осиротевшего, потому что именно сироты выполняли тяжелую, «рабскую работу». А древнерусское слово «отрок», означало и дитя, и подростка, и юношу (буквально «не имеющий права голоса»). Главенствующим было положение отца семейства. Сильна была родительская власть над детьми. Права жизни и смерти над детьми родители не имели, но в качестве серьезного преступления убийство детей не рассматривалось. Так в Соборном уложении Алексея Михайловича Романова в 1649 году за убийство ребенка отец приговаривался к году тюремного заключения и церковному покаянию. А дети, убившие своих родителей, подвергались казни. Можно было наказывать своих детей. Отец с помощью наказаний принуждал детей к повиновению. Всем известный Домострой - свод житейских правил и наставлений XVI века советовал «биение жезлом и сокрушение ребер». Государство в семейные отношения не вмешивалось. Жаловаться дети на родителей не могли. Для спасения остальных членов семьи отец мог отдать в холопы (рабство) одного из детей. Обычной практикой было насильственное пострижение детей в монахи.
Учащиеся делают вывод об изменении положения ребенка в современном мире.
III. Групповая работа с международными документами о правах детей.
Вопрос: В каких международных документах закреплены права ребенка?
(Когда были принята Декларация прав ребенка – 20 ноября 1959г.
Конвенция о правах ребенка – 20 ноября 1989г)
(Слайды 4-5)
3.1.Слово учителя
Декларация прав ребенка принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году. Она состоит из 10 статей. 10 важных принципов обеспечивают защиту и благосостояние детей. Самый главный тезис декларации – «Человечество обязано давать детям лучшее, что имеет». Но декларация – это лишь заявление о намерениях (от лат. - « провозглашение»).
Целых 10 лет готовилась Конвенция о правах ребенка. ООН подготовила документ, который имел уже обязательную силу для тех государств, которые ее подпишут. На утверждение этого документа ушла 1 минута. Произошло это событие 20 ноября 1989 г. Ратифицирован нашей страной через год.
Различие между этими двумя международными документами состоит в правовых последствиях. Государство, которое подписывает Конвенцию, берет ответственность и готовится отвечать за невыполнение. Представляет отчет в ООН о положении детей в своей стране. С юридической точки зрения более значима Конвенция о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка – основной источник прав несовершеннолетних граждан. Ребенок – будущий дееспособный гражданин страны.
Вопрос: А кого в Конвенции называют ребенком? (слайд 6)
3.2.Работа в классе с первой статьей Конвенции.
Первая статья Конвенции гласит: «Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее».
В Конвенции выделяют следующие группы прав: выживание, развитие, семейное благополучие, защита, обеспечение активного участия в жизни общества.
3.3. Работа по группам с текстом Конвенции о правах ребенка.
Мы с вами выполним проект по правам ребенка. В тексте Конвенции найдите статьи, относящиеся к каждому разделу таблицы. Работу выполняем по группам. Каждая группа отбирает права определенной направленности. Номер статьи, которая соответствует заданию вашей группы, вы пишите в таблице.
Класс делится на 5 групп. Даются задания для каждой группы.
Задания для первой группы: (слайд 7)
- Найти в тексте Конвенции статьи, которые отражают права ребенка на выживание.
- Подберите из рисунков и фотографий материал, который бы выражал одно или несколько таких прав.
- Оформите плакат по теме: «Право на выживание».
Задания для второй группы: (слайды 8-9)
- Найти в тексте Конвенции статьи, которые отражают права ребенка на развитие.
- Подберите из рисунков и фотографий материал, который бы выражал одно или несколько таких прав.
- Оформите плакат по теме: «Право на развитие».
Задания для третьей группы: (слайды 10-11)
- Найдите в тексте Конвенции статьи, которые отражают права ребенка на семейное благополучие и защиту.
- Подберите из рисунков и фотографий материал, который бы выражал одно или несколько таких прав.
- Оформите плакат по теме: « Право на защиту».
Задания для четвертой группы: (слайд 12)
- Найдите в тексте Конвенции статьи, которые отражают права ребенка на участие.
- Подберите из рисунков и фотографий материал, который бы выражал одно или несколько таких прав.
- Оформите плакат по теме: «Право на участие».
Задание для пятой группы:
- Ознакомьтесь с главой 2 Конституции РФ, главой 11 и 12 Семейного кодекса РФ
- Что вы могли бы выделить в Российском законодательстве о защите прав ребенка.
Проверка работы групп. Учитель обращает внимание на результат выполненного задания и просит каждую группу прокомментировать его (Таблица №1 «Права ребенка»).
Участники группы №5 отмечают, что статьи главы 2 Конституции РФ « Права и свободы гражданина » определяют основы правового статуса личности в РФ, а значит и права детей. Например,
В её основных статьях проиллюстрировано:
- В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно принципам и нормам международного права – ст.17 (п.1)
- Основные права и свободы человека принадлежат от рождения (ст. 18)
- Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должны нарушать прав и свободы других лиц – ст.17 (п.3)
Также в конституции говорится о правовой защите, поддержке материнства и детства. (ст. 38)
- право на бесплатное образование; всеобщее обязательное среднее образование молодежи. – ст. 43
- говорится о социальных правах населения, в том числе и детей, которые включают в себя социальное страхование, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и соц. Защиту прав и свобод человека и гражданина РФ. – (ст.39)
Так же Конституция гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в РФ.- (45)
Семейный кодекс РФ – закрепляет права ребенка. Определяет:
Ст. 54 Право ребенка жить и воспитываться в семье
Ст.55 Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками
Ст. 56 Право ребенка на защиту
Ст. 57 Право ребенка выражать свое мнение
Ст. 58 Право ребенка на имя отчество и фамилию
Ст. 60 Право на имущество
-жить и воспитываться в семье; ст. 54
-знать своих родителей; ст.54
-воспитание, содержание, забота со стороны родителей и лиц, их заменяющих; ст.54
-уважение человеческого достоинства;
-выражение своего мнения; ст.57
-главное право - право на защиту прав в семье, где защищают права ребенка ст.56
- Законные представители ребенка:
-родители;
-усыновители (приравниваются к кровным родителям);
-приемные родители (заключают договор с органами опеки, «работают» родителями);
-опекуны (до 14 лет);
-попечители (с 14 до 18 лет). Обязаны проживать с подопечным, заботиться о нем. Опека осуществляется и над личностью и над имуществом ребенка. Опекун не имеет права распоряжаться имуществом ребенка без разрешения органов опеки.
Также
- Органы опеки и попечительства, прокурор, суд:
Защищают ребенка от злоупотребления со стороны родителей и лиц, их заменяющих;
-ребенок до 14 лет может обратиться в органы опеки;
-с 14 лет может обратиться в суд для защиты своих прав.
Какой вывод можно сделать?
Вывод, права по семейному кодексу тоже должны выполняться.
(Учащиеся приводят сокращенный перечень прав ребенка по Конвенции о правах ребенка и по Семейному кодексу РФ.)
Творческое задание (работа над проектами в каждой группе) (слайд 13)
- Вопрос: нарушаются ли в современном обществе права ребенка?
Работе с материалами печати.
Цель работы: найти примеры, которые проиллюстрируют:
- Нарушение прав ребенка.
Типичные случаи нарушения: (слайд 14)
- физическое или психологическое насилие;
- оскорбление или злоупотребление правом;
- отсутствие заботы или небрежное обращение;
- грубое обращение;
- эксплуатация;
- сексуальные злоупотребления со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.
3.5 Международные организации по защите прав детей. (Слайды 15-19)
Но одного документа недостаточно для обеспечения полного перечня прав ребенка и абсолютной защиты этих прав, пусть это даже Конвенция о правах ребенка и ее положении отменить нельзя. Помимо норм Конвенции защитой детей занимаются множество Международных организаций:
- ООН;
- Международный фонд защиты детей (ЮНИСЕФ), в работе которого принимают участие многие известные всему миру люди;
- «Движение без границ»,
- российские правозащитные организации;
- уполномоченный по правам ребенка РФ П. А. Астахов.
- уполномоченный по правам ребенка по РМ Н.Е. Юткина.
- Итоги урока (слайд 20).
Вывод: Вы ознакомились с правами, которые предоставлены ребенку. Знаем, что государство и граждане страны обязаны защищать права детей и заботиться о них. Но прав без обязанностей не бывает. По мере вашего взросления будет меняться соотношение ваших прав и обязанностей. Знаем, что наши права заканчиваются там, где начинаются права других людей. Сегодня на уроке вы реализовали свое право знать о своих правах.
Рефлексия. (Слайд 21)
Домашнее задание: подготовиться к тесту, повторить весь материал по правам ребенка (глава I).
Приложение 1
Проект: «Права ребенка»
Группа 1 - право на выживание
Resource id #3744
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Право, семья, ребенок" 9 класс
Презентация к уроку...
Методическая разработка. "Метод личностно-ориентированного урока "Как научить ребенка вступать в диалог?"
Презентация методической разработки. Прием личностно-ориентированного урока по литературе....
Разработка урока "Конвенция прав ребенка". 8 класс
Методическая разработка урока "Конвенция прав ребенка" для 8 класса. На уроке изучается материал о правах ребенка на основании Конвенции, Декларации прав ребенка. Предлагаются статьи Конвенции, текст ...
Разработка урока "Конвенция прав ребенка". 8 класс
Методическая разработка урока "Конвенция прав ребенка" для 8 класса. На уроке изучается материал о правах ребенка на основании Конвенции, Декларации прав ребенка. Предлагаются статьи Конвенции, текст ...
Разработка урока "Конвенция прав ребенка". 8 класс
Прграмма для 9 класса "Интегрированные уроки обществознание и английский язык"...
Урок обществознания Права ребенка и их защита
Права ребенка и их защита...
Презентация к уроку "Право, семья, ребенок"
Презентация к уроку обществознания по программе Кравченко А.И. , 9 класс , "Право, семья, ребенок"....