"Экономика"
элективный курс по обществознанию (9 класс) по теме

Маркина Елена Николаевна

эллективный курс "Экономика" для 9-х классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekonomika.doc145.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                           ЭКОНОМИКА:

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Программа для 9-х классов

                                          Пояснительная записка

      Настоящая программа разработана на основании авторской программы Липсис И.В., является основой учебного курса «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности» . Этот курс призван, с одной стороны, подготовить учащихся к лучшему усвоению основ экономических знаний в 10-11 классах, а с другой – сформировать у них систематическое представление об основах организации хозяйственной деятельности и истории возникновения различных институтов рыночной экономики. Для решения этих задач курс построен таким образом, что органично сочетает большой материал по экономической истории с описанием современных способов осуществления хозяйственной деятельности.

       Это позволяет сделать курс «Экономика»: история и современная организация хозяйственной деятельности» связующим звеном между теми знаниями, которые школьники получат  при изучении курса истории и систематическим изучением основ экономической теории в 10-11 классах.

      Данный элективный курс поможет учащимся почувствовать себя в мире экономики более уверенно, познакомит с тем, как этот мир устроен и позволит понять, почему события в нём развиваются так, а не иначе. Учащиеся совершат путешествие по миру экономики и узнают, как сегодня работают многие экономические «устройства»: деньги, торговля, банки, фирмы и многое другое. Учащиеся смогут разобраться в том, по каким законам развивается экономика, какие причины определяют поведение людей и коммерческих организаций в различных ситуациях, какие последствия для страны и её граждан может иметь экономическая политика правительства и научиться самому вести себя в мире экономики наиболее рационально. Дорога в мир экономических знаний будет не всегда простой, но интересной, потому,  что разговор мы поведём о том, что волнует людей всегда и везде: Где лучше работать? Как зарабатывать больше? Как с наибольшей выгодой использовать деньги? Почему одни люди живут богаче, а другие – беднее? Как обеспечить своё будущее и будущее своих детей.

     Мир экономики покажется учащим интересным, а некоторые, возможно, захотят  побольше узнать о нём и в будущем даже стать экономистами. Но и для тех, кто выберет другую сферу приложения своих сил, полученные знания будут очень полезными.

     В нынешним социально-экономических условиях особая роль отводится школьному экономическому образованию, по сути призванному сформировать экономическое мышление и привить навыки рационального экономического поведения, создать предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности подрастающего поколения.

     

 Курс «Экономика»  состоит из 4 модулей:

  1. Из истории науки экономики (9 часов).
  2. Функции денег ( 7 часов).
  3. История банковской системы (10 часов).
  4. Экономические факторы производства ( 7 часов).

Реализация данной программы направлена на достижение следующих целей:

  • развитие гражданского образования, экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации;
  • воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
  • освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин;
  • овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;
  • освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для будущей работы в качестве наёмного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.

                                             Задачи  программы

Программа предусматривает  формирование у учащихся  общеучебных  умений и навыков, универсальных способов  деятельности и ключевых компетенций:

  • объяснение изученных  положений на предлагаемых конкретных примерах;                    
  • решение  познавательных  и практических  задач, отражающих типичные экономические  ситуации;                                                                                                                                                              
  • применение  полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка  действий в конкретных  ситуациях;
  • умение  обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
  • поиск нужной  информации по заданной теме в источниках различного  типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных  знаковых  системах (тест, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной  информации, передача  содержания информации  адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
  • участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение  отвечать на вопрос: «Что произойдёт, если…»);
  • пользование  мультимедийными  ресурсами и компьютерными  технологиями  для обработки, передач, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и  практической  деятельности;
  • владение основными видами публичных  выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика).

                 Требования к уровню  подготовки  учащихся

В конце изучения I модуля « Из истории науки» обучающиеся  должны

знать

  • Зачем нужна экономика, понятие об экономике, как хозяйственной деятельности, как возникла экономика.
  • Как устроена хозяйственная жизнь человечества, роль технического прогресса в развитии экономики
  • Как организуется производство благ, два класса благ создаваемых в результате производственной деятельности.
  • Торговля – союзник производства, история возникновения обмена и торговли, причины расцвета или замирания торговли на протяжении истории человечества.
  • Какая бывает торговля, многоликая розничная и оптовая торговля.

Уметь

  • Определять альтернативную стоимость на простых примерах,
  • грамотно использовать терминологию в экономике
  • изучать рынок товара в  городе;
  • изучать стоимость товара;
  • определять возможную цену товара;
  • рассчитать затраты;
  • рассчитать ожидаемую прибыль

В конце изучения II модуля  «Функции денег» обучающиеся должны

Знать

  • Деньги помощник торговли, понятие о бартере, причины изобретения денег,
  • Виды товарных денег, причины и закономерности возникновения монет.
  • Краткую историю звонкой монеты.
  • Зачем люди придумали банки, истоки банковской системы, понятие о кредите.
  • Как бумажные деньги стали главными, историю возникновения бумажных денег, закон Грэшема,
  • Как банки сделали деньги невидимыми
  • Как работают безналичные деньги, платежи с помощью чеков.

Уметь

  • Характеризовать особенности предпринимательской деятельности;
  • Перечислять недостатки и преимущества различных форм организации бизнеса;
  • Определять причины, побуждающие начать своё дело;
  • Определять современные традиции в развитии рынка профессий.

В конце изучения III  модуля  «История банковской системы»  обучающиеся должны знать

  • Деньги и банки в век  электроники, причины возникновения платежных карточек
  • Как работает электронная карточка, смарт-карты
  • Как создается и как работает банк, процентный доход и депозит, типы депозитов
  • Что такое кредитование, роль банков в экономике

Уметь

  • Принимать решения в конкретных жизненных ситуациях с учётом альтернативной стоимости; приводить примеры элементов традиционной, централизованной (командной) и рыночной систем и различных решений одних  и тех же проблем экономикой централизованного и рыночного типа
  • Объяснять взаимосвязь  эмиссии денег и роста общего  уровня цен в стране
  • Анализировать причины и последствия инфляции в конкретных экономических ситуациях.
  • Анализировать последствия установления фиксированных цен;
  • объяснять действия  рыночного механизма на условных примерах;
  • анализировать  статистику о доходах населения и приводить примеры социальной защиты в России и др. странах.

В конце изучения VI  модуля «Экономические факторы производства» обучающиеся должны

знать  

  • Как платят за творчество, когда люди стали получать гонорары,
  • Как производство помогает творцам, понятие о роялти
  • Что такое собственность и зачем она людям, вещественная и невещественная собственность, движимая и недвижимая, частная и общественная
  • Как люди становятся собственниками, права собственников, границы прав собственников
  • За что можно лишиться собственности, законодательные основания изъятия собственности у ее владельцев
  • Понятие о несостоятельности и банкротстве
  • Что такое коррупция,
  • Коррупция в Российском обществе, образовании

Уметь

  • Раскрывать действенность налоговой системы с дефицитом государственного бюджета.
  •  Объяснять взаимосвязь  эмиссии денег и роста общего  уровня цен в стране.
  • Анализировать причины и последствия инфляции в конкретных экономических ситуациях.
  • Объяснять, кто выигрывает, кто проигрывает от инфляции, анализировать причины различий в уровне оплаты труда.
  •  Определять влияние  изменений на рынках товаров и услуг на рынок труда.
  • Составлять семейный  бюджет; вычислять в простых случаях производительность труда, затраты на производство, выручку; приводить примеры случаев несостоятельности рынка
  • Приводить примеры общественных товаров и услуг, внешних (побочных) эффектов.
  • Анализировать причины и последствия инфляции в конкретных экономических ситуациях.
  • Объяснять, кто выигрывает, кто проигрывает от инфляции, анализировать причины различий в уровне оплаты труда
  • Анализировать статистику  занятости, анализировать статистические  данные  по основным макроэкономическим  показателям;
  • показать выгоду  от внешней торговли и международной специализации  на условных и практических примерах.

                                    Календарно-тематический план

дата

п/п

Название темы

Кол-во уч.часов

I. Модуль

Из истории науки экономики.

9

1. Введение. Приложение №1.

2. Зачем нужна экономика

1

3. Как устроена хозяйственная жизнь человечества

1

4. Как возникла экономика

1

5. Как организуется производство благ

1

6. Торговля – союзник производства

1

7. Какая бывает торговля

1

8. Многоликая розничная торговля

1

9. Зачем нужна оптовая торговля. Зачет

1

II. Модуль

Функции денег.

7

1. Как оптовая торговля помогает производству

1

2. Деньги – помощник торговли

1

3. Зачем люди придумали банки

1

4. Банковские деньги

1

5. Как бумажные деньги стали главными

1

6. Как банки сделали деньги невидимыми

1

7. Как работают безналичные деньги. Зачет

1

III. Модуль

История банковской системы.

10

1. Краткая история звонкой монеты.

2. Деньги и банки в век электроники

1

3. Как работает электронная карточка

1

4. Как создается и как работает банк

1

5. Что такое кредитование

1

6. Как люди зарабатывают деньги

1

7. Почему существует повременная зарплата

1

8. В мире профессий и заработков

1

9. Как люди добиваются увеличения своих заработков

1

10. Что такое карьера и как она влияет на доходы. Зачет.

1

IV. Модуль

Экономические факторы производства.

7

1. Как платят за творчество

1

2. Как производство помогает творцам

1

3. Что такое собственность и зачем она людям

1

4. Как люди становятся собственниками

1

5. За что можно лишиться собственности

1

6. Что такое коррупция.

1

7. Коррупция в Российском обществе: образование. Зачет.

1

                                            Программа курса.

I Модуль.  Из истории науки экономики ( 9 часов).

Тема 1. Введение .

      Цели, задачи, содержание курса, формы занятий , виды отчётности.

Потребности людей и способы их удовлетворения. Рабочий механизм, конкуренция.

      Входящее анкетирование. (Приложение № 1)

Тема 2. Зачем нужна экономика

      Понятие об экономике как хозяйственной деятельности. Потребности и блага. Факторы, определяющие уровень развития экономики и благосостояния граждан страны. Понятие о богатстве и факторах, определяющих его размеры.

Тема 3. Как устроена хозяйственная жизнь человечества

      Роль технического прогресса в развитии экономики. Разделение обязанностей и координация деятельности как основа хозяйственной жизни общества. Понятие об уровне жизни и факторах его роста.

Тема 4. Как возникла экономика

      История возникновения производства как особой сферы хозяйственной деятельности. Понятие о производственных ресурсах и производительности как мере эффективности их использования. Роль торговли в развитии производства. Изменения значения различных отраслей в обеспечении жизни общества. Современная отраслевая структура экономики России.

Тема 5. Как организуется производство благ

      Понятие о технологии как основе организации использования производственных ресурсов. Взаимосвязь науки и технического прогресса. Понятие о менеджменте и его значение в хозяйственной деятельности. Основные разновидности менеджмента. Два класса благ, создаваемых в результате производственной деятельности.

Тема 6. Торговля – союзник производства

      История возникновения обмена и торговли. Прогресс транспорта как фактор развития торговли. Причины расцвета или замирания торговли на протяжении истории человечества. Роль торговли в улучшении условий хозяйственной деятельности человечества.

Тема 7. Какая бывает торговля

      История розничной торговли. Факторы успеха в розничной торговле. Закономерности развития форм организации розничной торговли. Экономические условия успешности розничной торговли.

Тема 8. Многоликая розничная торговля

      Коммерческие принципы организации универсальных и специализированных магазинов. Организация продаж с помощью дилеров. Причины возникновения без магазинной торговли и ее формы.

     

Тема 9. Зачем нужна оптовая торговля

      Причины возникновения оптовой торговли. Скидки с цен как источник дохода оптового торговца. Выгоды, обеспечиваемые оптовой торговлей. Зачет.

II Модуль. Функции денег ( 7 часов).

Тема 1. Как оптовая торговля помогает производству

      Возникновение массового производства и его влияние на развитие оптовой  торговли. Функции оптовой торговли. Развитие оптовой торговли в России.

Тема 2. Деньги – помощник торговли

      Понятие о бартере и проблемы, с которыми он сопряжен. Причины изобретения денег. Виды товарных денег. Причины и закономерности возникновения монет.

Тема . Краткая история звонкой монеты

      Драгоценные металлы и причины их использования  для чеканки монет. История  российской монетной системы. Возникновение национальных монетных систем и проблемы обмена валют.

Тема 3. Зачем люди придумали банки

      Истоки банковской системы. Услуги, оказываемые банками с древних времен. Понятие о кредите. Причины, затруднявшие развитие банковского дела в Европе.

Тема 4. Банковские деньги

      Как и когда возникли банковские деньги. Что такое  «порча денег». Причины возникновения  различий между номиналом и реальной стоимостью денег. Понятие о чеках. Факторы, способствующие возникновению банковских (кредитных) денег.

Тема 5. Как бумажные деньги стали главными

      История возникновения бумажных денег. Банковские и государственные бумажные деньги. Закон Грэшема. Причины вытеснения монет из драгоценных металлов бумажными деньгами.

Тема  6. Как банки сделали деньги невидимыми

      Причины исчезновения металлического (золотого) стандарта. Почему бумажные деньги называют декретными. Факторы возникновения безналичных расчетов.

Тема  7. Как работают безналичные деньги

      Механизм платежей с помощью чеков. Основы функционирования системы безналичных расчетов. Различия в масштабах наличных и безналичных расчетов в разных странах мира и причины этих различий. Достоинства и недостатки чековых расчетов.

III Модуль.  История банковской системы ( 10 часов).

Тема1.  Краткая история звонкой монеты

      Драгоценные металлы и причины их использования  для чеканки монет. История  российской монетной системы. Возникновение национальных монетных систем и проблемы обмена валют.

Тема 2. Деньги и банки в век электроники

      Причины возникновения платежных карточек. Достоинства платежных карточек. Выгоды от использования карточек для их владельцев и торговцев. Механизм оплаты покупок при использовании банковских карточек.

Тема 3. Как работает электронная карточка

      Различия между дебетными и кредитными карточками. Что такое кредитная история. Компьютеризация и прогресс карточного бизнеса. Смарт-карты.

Тема 4. Как создается и как работает банк

      Различия моделей поведения людей с точки зрения склонности к сбережению денег. Роль банков в организации использования сбережений. Выгоды от использования банков для хранения сбережений. Процентный доход и депозит. Типы депозитов.

Тема 5. Что такое кредитование

      Принципы кредитования. Проценты по кредиту и доход банка. Каналы поступления и оттока денег из банков. Роль банков в экономике.

Тема 6. Как люди зарабатывают деньги

      Понятие о доходах. Что такое заработная плата и когда она возникла. Виды доходов наемного работника. Механизм повременной и сдельной заработной платы.

Тема 7. Почему существует повременная зарплата

      Какие профессии оплачиваются повременно. Механизм регулирования повременной оплаты. Профсоюзы и величина зарплаты. Современная система повременной оплаты и вознаграждения работников . Государственное регулирование оплаты труда.

Тема 8. В мире профессий и заработков

      Факторы, формирующие размер заработной платы. Понятие об интеллектуальном капитале человека. Опыт и риск как причины различий в уровнях оплаты людей разных профессий и с разным стажем работы.

Тема 9. Как люди добиваются увеличения своих заработков

      Система профессионального образования  и ее роль в подготовке кадров и обеспечения роста заработков. История профессионального образования. Квалификационные системы и их значение в регулировании размеров оплаты труда. Университеты и бизнес-школы как организации подготовки специалистов высшей квалификации.

Тема 10. Что такое карьера и как она влияет на доходы

      Понятие о профессиональной карьере и ее основные этапы. Различные подходы к формированию своей карьеры. Плюсы и минусы многолетней работы в одной и той же организации. Организации,  оказывающие содействие в поиске работы и планировании карьеры. Зачет.

IV  Модуль.  Экономические факторы производства (7 часов).

Тема 1. Как платят за творчество

      Причины особенностей в оплате труда людей творческих профессий. Когда люди стали получать гонорары. Достоинства и недостатки гонорарной оплаты творческих работников.

Тема 2. Как производство помогает творцам

      Технологии тиражирования творческих продуктов и их роль в изменении оплаты труда создателей этих продуктов. Понятие о роялти. Законодательная защита продуктов творческого труда и проблемы ее реализации в России. Интеллектуальная собственность и ее признаки.

Тема 3. Что такое собственность и зачем она людям

      Понятие о собственности. Как и когда возникла собственность. Вещественная и невещественная собственность. Движимая и недвижимая собственность. Частная и общественная собственность.

Тема 4. Как люди становятся собственниками

      Способы приобретения собственности. Права собственников. Границы прав собственников.

Тема 5. За что можно лишиться собственности

      Законодательные основания изъятия собственности у ее владельцев. Понятие о несостоятельности и банкротстве. Значение банкротства для обеспечения нормального функционирования экономики.

Тема  6. Что такое коррупция.

      Тема «Коррупция» актуальна сегодня как никогда. Об этом говорят средства массовой информации, разговоры людей из  окружения учащихся о взятках и взяточниках, о решении каких- то  вопросов  с  помощью взятки. Сама жизнь  погружает детей  в негатив проблемы, показывает, что к ней может быть причастен любой гражданин нашего общества, необходимо заставить учеников задуматься о том, что в обществе могут быть большие проблемы, постараться вызвать негативное отношение к  коррупции как  к явлению, формировать у учащихся правовое самосознание,  способствовать осознанию  важности  соблюдения закона.

Тема 7. Коррупция в Российском обществе: образование.

      Коррупция начинается с дошкольных учреждений, набирает силу в школе и достигает своего апогея во время приема в вузы. Старшеклассники – это будущие абитуриенты российских учебных заведений; информация о данной проблеме для них является важной и необходимой. Зачет.

                                             

   

Приложение №1  

Анкета 1. Входящая диагностика.

  1. Как вы относитесь к изучению в школе основ экономики и предпринимательства?
  2. Что, на ваш взгляд, изучает наука экономика?
  3. Как вы считаете, что такое экономика?
  4. Испытываете ли вы недостаток в экономических знаниях?
  5. Назовите источник получения экономической информации (можно выбрать несколько):

а) СМИ (радио, телевидение, газеты);

б) учителя;

         в) родители;

         г) друзья;

         д) книги, специальная литература экономической тематики;

         е) другие источники.

  1. Как вы представляете себе ближайшее будущее? Есть ли у вас профессиональный план?
  2. Знаете ли вы, специалисты каких профессий востребованы на рынке труда города?
  3. Как вы считаете, существует ли зависимость жизненного успеха от знаний в области экономики и предпринимательства?
  4. Кто такой предприниматель? Составьте его социальный портрет, укажите важные черты его личности, знания и умения, которыми он должен, по-вашему, владеть?
  5. Хотели бы вы в будущем связать свою трудовую деятельность с предпринимательством?

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ

I. Дидактические материалы

1.1 Схемы:

- основные роли семьи в рыночной экономике;

- взаимосвязь домашнего хозяйства, государства и предприятия;

- иерархия человеческих потребностей по А. Маслову.

1.2. Таблицы:

- свойства товаров;

- бюджет семьи;

- классификация расходов;

- планируемый месячный бюджет;

- расчет площади, необходимой для выращивания садово-огородных культур для вашей семьи;

- международные стандарты размеров одежды;

- достоинства и недостатки рекламы.

1.3. Учебники:

- Основы потребительских знаний: Учебник для старших классов общеобразовательных учреждений. / Виноградова И., Кокорев Р., Колосова М. и др. Под общ. ред. П. Крючковой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Вита- Пресс,ИИФ «СПРОС» КонфОП, 2001.- 272 с.: ил.;

- Технология: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательной школы./ Под ред. В. Д. Симоненко. – М.:«Вента-Графф», 2002. – 240.: ил.

1.4. Словари:

- Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. / Гл. ред. А. М. Прохоров. – М.: Сов. энциклопедия, 2001. – 863с.: ил.

1.5. Законы:

- Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». – М.: ООО «ВИТРЭМ», 2002. – 48с.;

- Федеральный закон «О рекламе». – 2-е изд. – М.: Ось-89, 2004. – 32с. (Актуальный закон).

1.6 Периодические издания: газетные статьи.

1.7. Поурочные разработки.

1.8. Аудиоматериалы: магнитофонные записи телефонных звонков.

1.9. Видеофрагменты: отрывки из мультфильмов.

II. Методические материалы

2.1. Программно - методические материалы: Технология. 5 - 11 кл. / Сост. А. В. Марченко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Дрофа, 2000. – 192с.

2.2. Программно- методические материалы: Экономика. 8-11 кл./ Сост. Б.И. Мишин. – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001. – 192с.

2.3. Романова Н. И. Экономическая игротека. – М.: Финансы и статистика, 1994. – с.: ил.

2.4. Тесты. Вы джентльмен? Вы бизнесмен? Вы семьянин? / Сост. В. Ю. Лившиц. – Донецк: ПКФ «БАО», 1998. –192 с. (Серия «Вам, джентльмены»).

2.5. Фирсов Е. Г. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников / Художники М.В. Душин, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 208 с., ил. – (Серия «Минута на размышление»).

2.6. Шахурина Ф.Р., Цыкоза Г.Н. Защита прав потребителей: Учебно- практическое пособие / Под общ. ред. Доктора экономических наук, профессора Л.П. Дашкова. – Ростов н / Д: Феникс, 2002. - 256с.

ЛИТЕРАТУРА   ДЛЯ  УЧИТЕЛЯ

  1. Липсис И.В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 1999-2006.
  2. Заиченко Н.А. Опорный конспект школьника по экономике. 7-8 класс.: Учебн. Пособие – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2001-2006.
  3. Заиченко Н.А. Опорный конспект школьника по экономике 7-8 класс; Метод.пособие – М.; ВИТА-ПРЕСС, 2001-2006.
  4. Автономов В.С. Введение в экономику: 9-10 кл. – М.: Вита-Пресс, 1998. – 256с.:ил.
  5. Александрова А.Л. и др. Основы потребительской  культуры: Пособие для учителя. – Екатеринбург: Сред. – Урал, кн. изд-во, 1995. – 112с.
  6. 3.   Дидактический  материал  по  курсу  « Твоя  профессиональная  карьера »:  Кн.  для  учителя. / И.П.Арефьев, Т.В.Васильева, А.Я.Журкина и др.; Под ред. С.Н.Чистяковой.– М.: Просвещение, 1998. – 112с.
  7. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». – М.: ООО «ВИТРЭМ», 2002. - 48с.
  8. Защита  прав потребителей. 100  вопросов  и  ответов. /  Под ред. В. И.Таланцева. – М.: Кросналекс, 1996. –168с.
  9. Кушина А.П., Кушин М.А. Семейная экономика. – Тула, 1991. – 225с.
  10. Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике: 9-11кл. – М.: Вита-Пресс, 1996. – 544с.: ил.    
  11. Основы потребительских знаний: Учебник для старших классов общеобразовательных учреждений. /  Виноградова И., Кокорев Р., Колосова М. и  др. Под  общ. ред. П. Крючковой. –  3-е изд., перераб. и доп. – М.: Вита- Пресс, ИИФ «СПРОС» КонфОП, 2001.- 272 с.: ил.
  12.   Оценка  качества  подготовки   выпускников  основной  школы  по  технологии. / Авт. - сост. В.М.Казакевич, А.В.Марченко. – М.: Дрофа, 2000. – 256с.
  13.  Правила торговли. –  М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 64с.
  14.  Программно - методические материалы: Технология. 5 - 11 кл. / Сост. А.В.Марченко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Дрофа, 2000. – 192с.
  15.  Программно - методические материалы: Экономика. 8-11 кл. / Сост. Б.И. Мишин. – 3-е изд., сте  реотип. -  М.:Дрофа, 2001. – 192с.
  16.  Романова Н. И. Экономическая игротека. – М.: Финансы и статистика, 1994. – с.: ил.
  17.  Симоненко В.Д. Основы домашней экономики. – Брянск: БГПУ, 1995. – 190с.
  18.  Симоненко В.Д., Степченко Т.А. Потребитель в экономике. – Брянск, 1996. – 243с.
  19. Тесты. Вы  джентльмен?  Вы бизнесмен?  Вы семьянин? / Сост. В. Ю. Лившиц. – Донецк: ПКФ «БАО», 1998. –192с. (Серия «Вам, джентльмены»).
  20. Технология:  Учебник  для  учащихся  8  класса общеобразовательной  школы. /  Под  ред. В.Д.Симоненко. – М.: «Вента-Графф», 2002. – 240с.: ил.

  1. Федеральный закон «О рекламе». –2-е изд. – М.: Ось-89, 2004. – 32с. (Актуальный закон).
  2. Фирсов Е. Г. Экономика. Интеллектуальные  игры для школьников / Художники  М. В. Душин, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия  развития», 1998. – 208 с., ил. – (Серия: «Минута  на  размышление»).
  3. Шахурина Ф.Р., Цыкоза Г.Н. Защита  прав потребителей: Учебно- практическое пособие / Под общ. ред. доктора экономических наук, профессора Л.П. Дашкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.- 256с.

                         ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

 1.   Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». – М.: ООО «ВИТРЭМ», 2002.-48с.

2.   Основы потребительских знаний: Учебник для старших классов общеобразовательных учреждений. /  Виноградова И., Кокорев Р., Колосова М. и  др. Под  общ. ред. П. Крючковой. –  3-е изд.,перераб. и доп. – М.: Вита- Пресс, ИИФ «СПРОС» КонфОП, 2001.- 272 с.: ил.

3. Романова Н. И. Экономическая игротека. – М.: Финансы и статистика, 1994. – с.: ил.

4.   Тесты. Вы  джентльмен?  Вы бизнесмен?  Вы семьянин?  / Сост. В. Ю. Лившиц. – Донецк: ПКФ «БАО», 1998. – 192 с. (Серия «Вам, джентльмены»).

5.   Технология:  Учебник  для  учащихся  8  класса  общеобразовательной  школы. /  Под  ред. В.Д. Симоненко. – М.: «Вента-Графф», 2002. – 240с.: ил.

6.  Федеральный закон «О рекламе». –2-е изд. – М.: Ось-89, 2004. – 32с. (Актуальный закон).

7.   Фирсов Е. Г. Экономика. Интеллектуальные  игры  для школьников / Художники  М. В. Душин, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия  развития», 1998. – 208 с., ил. – ( Серия: «Минута  на  размышление»).

                                                             

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа Элективного курса по экономике (17 часов) «Азбука экономики» 10 класс

Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства.Изучение экон...

Программа Элективного курса по экономике (17 часов) «Прикладная экономика» 10 класс

Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства.Изучение экон...

Проверочный тест по теме "Зачем нужна экономика? Устройство экономики" 7 класс

В связи с ограниченным преподаванием экономики в непрофильных школах преподаватели испытывают затруднение в подборе проверочного материала. Предлагаю ряд тестов для основной школы 7-8 класс, которые м...

Презентация для урока экономики сказка "Экономика изумрудного государства"

В презентации, в форме сказки, рассмотрены  типы экономических систем: традиционная, административно-командная, рыночная, смешанная....

Практические занятия по дисциплине «Аудит» для специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (экономика)» 3 курс

На современном этапе рыночной экономики происходят существенные изменения в экономике, как на микроэкономическом, так и на макроэкономическом уровне: складывается современная система рыночных отношени...

Неделя экономики в школе . Внеклассное мероприятие по экономике для 4-6 классов "Экономика +обществознание"( игра)

Сегодня необычная игра:                  Экономика и обществознание в гостях у нас....