Рабочая тетрадь по подготовке к ГИА, ЕГЭ по обществознанию на примере темы Холокост
учебно-методическое пособие по обществознанию (9 класс) на тему
Изменение содержания обществоведческого образования, методов оценки результатов обучения всегда вызывали и вызывают существенные проблемы. В современном образовании главная задача – сдать экзамен, однако современные образовательные запросы актуальным представляют сформировать у школьников жизненно-важные компетенции, в том числе выработку собственного эмоционально-ценностного отношения к действительности. Средством в данном случае может стать практика подготовки к ЕГЭ по обществознанию с опорой на социальную и личностную значимость обсуждаемых проблем курса; их связью с жизненными реалиями, возможностью для проявления и обоснования собственного мнения, позиции. Одной из таких тем является история Холокоста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gia_egeholokost.zip | 26.11 КБ |
Предварительный просмотр:
.
Тематическая рабочая тетрадь на примере темы Холокост»
в формате ГИА
А1 Что отличает правовое государство?
1) наличие представительного органа
2) наличие законодательства
3) правоохранительная деятельность
4) приоритет прав и свобод граждан
А3. Основная причина всех межнациональных конфликтов – это:
а) зависть наций друг к другу;
б) различные воззрения;
в) несовпадение интересов;
г) все вышеперечисленное;
А4. Поведение не соответствующее требованиям социальных норм называется:
а) аморальным;
б) девиантным;
в) безнравственным;
г) противопраным;
А5. Верны ли следующие суждения о морали?
А. Выполнение норм морали является свободным выбором человека.
Б. Нормы морали опираются на представления людей о добре и зле.
1) верно только А | 3) верны оба суждения |
2) верно только Б | 4) оба суждения неверны |
А 6. Верны ли следующие суждения о Всеобщей декларации прав человека?
Во всеобщей декларации прав человека:
А. Собраны все документы о правах человека.
В Определены международные стандарты прав и свобод человека
1) верно только А | 3) верны оба суждения |
2) верно только Б | 4) оба суждения неверны |
А7. Характерной чертой авторитарного и тоталитарного режимов является
1) принятие внесудебных решений для устранения политических противников
2) свобода волеизъявления граждан при участии в выборах
3) существование оппозиционных политических партий
4) реализация на практике принципа разделения властей
А8. Что является отличительным признаком демократического режима?
1) федеративное устройство
2) право на взимание налогов
3) гарантии прав и свобод граждан
4) наличие публичной власти
А9. Верны ли следующие суждения о правах человека в демократическом обществе?
А. Права человека присущи всем людям от рождения.
Б. Права человека могут дароваться государством своим гражданам
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А10. Иван Петрович руководствуется в своей жизни правилом: не желай другому того, чего не хочешь себе. Это правило выражает:
1) требование права 2) норму морали | 3) научный закон 4) правило этикета |
Часть В
В1 В приведенном ниже списке указаны черты сходства демократического и тоталитарного политических режимов и их отличия. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем черт отличия.
1) отсутствие правового государства
2) наличие различных методов осуществления политической власти
3) политический плюрализм
4) определенный способ функционирования государственной власти
Черты сходства | Черты отличия | ||
2 | 4 | 1 | 3 |
В2 Установите соответствие между характеристиками государства и его типом. К каждой позиции первого столбца подберите позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ А) «разрешено все, что не запрещено» Б) реализация принципа разделения властей В) цензура средств массовой информации Г) сращивание партийного аппарата с государственным | ТИП ГОСУДАРСТВА 1) правовое 2) тоталитарное |
А | Б | В | Г |
1 | 1 | 2 | 2 |
В2 Установите соответствие между признаком и типом политического режима: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
ПРИЗНАК А) терпимое отношение к инакомыслию Б) монополия единственной идеологии В) верховенство права Г) однопартийная система | ТИП ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА 1) тоталитарный 2) демократический |
А | Б | В | Г |
2 | 1 | 2 | 1 |
В3. Установите соответствие между типами политических режимов и их характеристикам: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
ХАРАКТЕРИСТИКИ А) гарантии прав и свобод личности Б) власть единой массовой партии В) официальная обязательная идеология Г) политический плюрализм | ТИПЫ РЕЖИМОВ 1) демократический 2) тоталитарный |
А | Б | В | Г |
1 | 2 | 2 | 1 |
Ответ:
Прочитайте текст. Проанализируйте данные таблицы и выполните задания В4 и В5.
Международная организация проводила в странах N. и L. Опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «В чем вы видите основную причину межнациональных конфликтов?». Результаты опросов представлены в таблице.
Ответы | Страна Н. | СтранаЛ. |
Нежелание принимать друг друга | 25% | 36% |
Ущемление прав и свобод | 53% | 30% |
Насилие и принуждение | 12% | 25% |
Не задумывался (-лась) об этом | 10% | 9% |
В4 Найдите в приведенном ниже списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны, в порядке возрастания.
1) Насилие и принуждение называют основной причиной межнациональных конфликтов больше жителей страны L, чем страны N.
2) Нежелание понимать друг друга как основную причину отмечает примерно одинаковый процент опрошенных в обеих странах.
3) Ущемление прав и свобод считают основной причиной более половины жителей страны N.
4) В обеих странах наименьший процент опрошенных продемонстрировал отсутствие интереса к данной проблеме.
5) Насилие и принуждение считают основной причиной больше всего опрошенных стран N.
Ответ: _______________(1,3,4).
В5 Результаты опроса, отраженные в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опросов информации? Запишите цифры, под которыми они указаны, в порядке возрастания.
1)Руководство государства Nи L должно предпринять усилия для налаживания межнациональных отношений.
2)Для успешного решения межнациональных проблем необходимо в обеих странах отказаться от любого ущемления прав и свобод этнических меньшинств.
3) Большинство населения страны Lвыступает за вооруженный путь решения межэтнических конфликтов на территории своего государства.
4) Политики, выступающие за создание национально однородного государства, могут на ближайших парламентских выборах в стране N получить большую часть голосов и прийти к власти.
5) Проблема межнациональных конфликтов волнует абсолютное большинство граждан стран N иL.
Ответ: _____________(1,2,5).
Часть С
Прочитайте текст и выполните задания С1 – С4
Война, развязанная национал-социалистической Германией, в основном по причинам идеологического характера, унесла 49 миллионов жизней. Большая часть погибших принадлежала к гражданскому населению. Жертвами режима стали миллионы людей из числа русских и других народов, населявших советский Союз, а также жители Западной Европы, Балканского полуострова, итальянцы и сами немцы.
Как же объяснить все это? По моему мнению, нацисткий режим планировал радикальную революцию, как вызов всему существовавшему мироустройству. Речь шла об установлении абсолютно новой системы, основанной на понятии «раса». «Высшая раса» не только имела право, но и была обязана властвовать над всеми прочими, порабощать и уничтожать тех, кто попадал в разряд «низших рас». Эта идеология носила универсальный характер. Основой практики истребления тех кто относился к категории «низших», стало «окончательное решение еврейского вопроса», воплощавшее концепцию полной ликвидации еврейского вопроса.
Катастрофа (Холокост) произошла более 60 лет назад, но не проходит и недели, чтобы где-то в мире не была опубликована новая книга – воспоминания, роман, научное исследование; не была поставлена новая пьеса, написаны стихи, выпущен фильм или спектакль, и так далее. Почему темой этих произведений избирается Катастрофа, а не ужасы Камбоджи, не трагедия тутси или армян?
Не жестокость, не садизм палачей делают Катастрофу единственной в своем роде. Катастрофа не отличается от других массовых убийств тем, что это была политическая линия, инициированная государством и осуществлявшаяся с бюрократической тщательностью и с использованием достижений новейших технологий. Ответ, с моей точки зрения заключается в другом.
Во всех известных случаях мотивацией геноцида служили конкретные конфликты – националистические, или борьба за власть, территории, природные богатства. Но мотивация Катастрофы (Холокоста), впервые в мировой истории, была абсолютно вымышленной. Впервые в истории человечества люди были обречены на смерть только потому, что родились от определенных предков. Механизм убийства не был направлен исключительно на евреев Германии, или евреев Польши, или даже европейских евреев, но на все 17 миллионов евреев, разбросанных в 1939 году по всему свету. Все другие виды геноцида были ограничены территорией (как бы велика она не была), тогда как геноцид евреев носил глобальный характер.
Опасность носит универсальный характер и вместе с тем – как показывает опыт Катастрофы (Холокоста) – она непосредственно касается евреев. Невозможно разделить два этих аспекта: универсальный и частный. Экстремальные характеристики Катастрофы не исключают возможности сопоставлять её с другими случаями геноцида и рассматривать как предостережение всему человечеству..
(По материалам выступления профессора Иехуды Бауэра, доктора философии с.3-5)
С1 Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста)
С2. Какое определение расизма дает автор? В чем главная опасность этого явления?
С3 По каким признакам вы бы отнесли Катастрофу (Холокост) к проявлениям геноцида? Какую отличительную черту, по мнению автора, имеет Катастрофа (Холокост) в отличии от других случаев геноцида?
С4. Какие факторы, по мнению автора, влияют на мотивацию геноцида?
Приведите фрагмент текста, который поможет ответить на поставленный вопрос.
С5. Согласны ли вы с мыслью о том, что Катастрофа (Холокост) предостережение всему человечеству? Приведите аргумент (обоснование) своего мнения.
С6 Укажите направления деятельности Правительства России в области преодоления напряженности в межнациональных отношениях. Выскажите собственные предложения.
Ответы
С1. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты.
План.
1.Вторая мировая война и её жертвы.
2.Расизм.
3.Универсальность геноцида и особенности Катастрофы.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение основных смысловых блоков.
С2 В ответе должно быть: расизм основан на разделении рас.Высшая раса» обязана властвовать над всеми прочими, порабощать и уничтожать тех, кто попадал в разряд «низших рас». Главная опасность расизма состоит в том, что люди могут истребить друг друга на основе расовой теории; расизм может стать причиной обособления наций друг от друга; .
С3 В ответе должны быть указаны признаки геноцида: преднамеренное и систематическое уничтожение групп населения по расовым, национальным, религиозным мотивам; -политические инициация государством, -умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное физическое уничтожение;
С4 В ответе должно быть: Во всех известных случаях мотивацией геноцида служили конкретные конфликты – националистические, или борьба за власть, территории, природные богатства. Но мотивация Катастрофы (Холокоста), впервые в мировой истории, была абсолютно вымышленной. Впервые в истории человечества люди были обречены на смерть только потому, что родились от определенных предков.
С5 Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- Холокост, предупреждение потому, что в современном мире угроза межнациональных конфликтов не исчезает, одна из глобальных проблем человечества; нетерпимое отношение к иной нации, может иметь предсказуемые последствия, такие как геноцид, апартеид, сегрегация, которые нарушают права человека, закрепленные в Международных актах ООН.
С6 Правительство РФ видит пути разрешения межнациональных проблем:- в овладении всеми людьми культурой межнациональных отношений; - в создании в регионах со смешанным национальным составом населения создание культурной инфраструктуры – национальных обществ и центров, школ с национально-культурным компонентом для обучения детей на родном языке и в традициях национальной культуры; - организация эффективно действующих международных комиссий, советов для мирного разрешения национальных споров;
Приложение 2
«Тематическая рабочая тетрадь на примере темы Холокост»
в формате ЕГЭ
Часть А
А1. Основная причина всех межнациональных конфликтов – это:
а) зависть наций друг к другу;
б) различные воззрения;
в) несовпадение интересов;
г) все вышеперечисленное;
А2. Верны ли утверждения по поводу способности людей к эмпатии:
А. Люди, способные к эмпатии, растут в соответствующей семейной атмосфере.
В. Люди, которые воспитывались в системе ценностей, когда любовь к ближнему ставят во главу угла, способны к эмпатии.
1) верно А 3) оба суждения верны
1) верно В 4) оба суждения неверны
А3. Шовинизм это:
а) политика и идеология, основанная на исключительности той или иной нации;
б) разжигание вражды между людьми разных национальностей;
в) внедрение в сознание людей неприязни к другим народам;
г) все вышеперечисленное
А4. Верны ли суждения:
А.Геноцид – идеология и политика, ставящая интересы нации превыше любых других интересов.
В.Геноцид – преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам.
1) верно А 3) оба суждения верны
1) верно В 4) оба суждения неверны
А5. Племена, народности, нации – это
1) формы государственного устройства;
2)этнические общности;
3) политические институты;
4) формы экономической интеграции;
А6 Верны ли утверждения о свободе личности?
А. Свобода человека предполагает ответственность человека перед обществом за свои действия и поступки.
В. Свобода – это возможность выбора способа действия для достижения какой-либо цели.
1) верно А 3) оба суждения верны
1) верно В 4) оба суждения неверны
А7. Под защитой норм международного гуманитарного права не находятся
1) военачальники 2) несовершеннолетние | 3) военнопленные 4) медицинские работники |
А8 Сущность какого политического режима выражает данное высказывание Б. Муссолини: «Все находится внутри государства, нет никого и ничего вне его, никто не может противостоять государству»?
1) демократического
2) авторитарного
3) правового
4) тоталитарного
А9. Какое суждение является верным?
А. Одним из главных признаков правового государства является верховенство судебной власти над законодательной и исполнительной.
В. Обязательным признаком государства является суверенитет
1) верно А 3) оба суждения верны
1) верно В 4) оба суждения неверны
А10. Что из перечисленного отражает тенденцию к межнациональной интеграции в обществе?
1) сепаратисткие настроения
2) социально-экономическое и культурное сближение народов
3) примеры национальной самоизоляции
4) национальная дифференциация
А11 Верны ли следующие суждения о тоталитаризме?
А. Тоталитаризм – это результат развития постиндустриального общества.
Б. Идеология правящей партии становится в тоталитарном государстве официальной идеологией государства.
1) верно А 3) оба суждения верны
1) верно В 4) оба суждения неверны
А12 Роль посредника между гражданским обществом и государством выполняет
1) политическая партия
2) армия
3) образование
4) государственный аппарат
А13 Необходимым условием существования гражданского общества является
1) наличие двухпалатного парламента
2) высокий уровень правовой культуры граждан
3) существование рыночной экономики
4) наличие в Конституции статей, декларирующих права и свободы граждан
А14 К отличительныи признакам правового государства относится
1) суверенитет государственной власти
2) наличие института гражданства
3) взаимная ответственность государства и личности
4)установление государственных границ
Часть В
В1. Запишите слово, пропущенное в схеме.
Виды национализма | ||||
Этнический |
| (бытовой) …………….. | Державно-государственный |
В2. Ниже, приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «национализм».
Расизм, гедонизм, шовинизм, геноцид, апартеид, сегрегация
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
Ответ: _________________________________________________
В3 Установите соответствие между примерами межнациональных отношений и названиями тенденций и их развитии: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца
ПРИМЕРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ А) создание единого образовательного пространства Б) введение евровалюты В) международное сотрудничество в решении глобальных проблем современности Г) распад СССР и провозглашение независимых государств в бывших союзных республиках | ТЕНДЕНЦИИ 1) интеграция 2) дифференциация |
А | Б | В | Г |
1 | 1 | 1 | 2 |
В4. Найдите в приведенном ниже списке причины межнациональных конфликтов:
1) неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти;
2) принадлежность к разным религиям и конфессиям;
3) неравномерность цивилизационного развития;
4) специфика политической культуры народа;
5) спад производства;
6)особенности бытового поведения;
7) несовпадение государственных границ с границами расселения народа;
Ответ: (1,2,4,7)
В5 Прочитайте приведенный текст, каждое предложение которого пронумеровано.
(А) На наш взгляд, нарушение прав человека и основных свобод является не только личной трагедией, но и создает условия для социальных и политических беспорядков, порождает насилие и конфликты. (Б) Права и свободы провозглашены во Всеобщей декларации прав человека. (В) Эта Декларация не носит обязательного характера, в ней провозглашаются цели и принципы. (Г) В то же время следует отметить, что значительное количество стран включили ее положения в свои конституции. |
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер
Ответ:
А | Б | В | Г |
2 | 1 | 1 | 2 |
В6 Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Конкретная политическая система каждой страны называется __________(1). Это режим властвования. _________(2) характеризуется всеобщим контролем и насилием, нарушением прав и свобод человека и гражданина. Для ___________(3) свойственно возникновение неконтролируемых властью областей общественной жизни. В ________(4) власть осуществляется представителями граждан, избранными в соответствии с законом. ________(5) являются высшей ценностью в государстве. Важнейшим его признаком является идеологический и политический ________(6).
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что слов больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняйте каждый пробел.
А) государство
Б) политический режим
В) партия
Г) демократический политический режим
Д) плюрализм
Е) власть
Ж) тоталитарный политический режим
З) авторитарный политический режим
И) права и свободы
Ответ: Б Ж З Г И Д
В7 Найдите в приведенном списке отличительные черты тоталитарного политического режима. Запишите цифры, под которым они указаны.
1) взаимная ответственность государства и личности
2) монополия государства на средства массовой информации
3) общеобязательная идеология
4) централизованная система управления экономикой
5) власть подчинена контролю общества
Ответ _______(2,3,4
)
Часть С
Прочитайте текст и выполните задания С1 – С4
Быть или забыть: предостережение современникам.
Каким XX век войдет в историю? Назовут ли его веком генетики, физики и освоения космоса или же веком геноцида, человекофобии, преследований убийств людей только за то что они другие? Не придется ли нам вновь и вновь платить своими судьбами и судьбами своих близких за «национальные» идеи сверхкласса, сверх нации, вырастающие в идеологии тоталитарных империй, идеологии ведущие к расчеловечиванию человечества?
Масштаб трагедии Холокоста не вмещается в сознание. Холокост остается «непредставимым» и осознанно или неосознанно вытесняемым целыми странами и людьми из потока истории. Для многих людей в России само слово Холокост, Всесожжение, - звук пустой. Опыт Холокоста как мировой катастрофы всего человечества, приведшей к физическому уничтожению шести миллионов евреев в середине кажущегося цивилизованным двадцатого столетия, фактически не представлен в массовом сознании российского населения. А наследники гитлеров и сталиных вообще спрашивают: «Вы о чем? Разве был Холокост?». Они не хотят вспоминать о массовой этнической чистке, геноциде на глазах у почти безмолствующего человечества во время войны и под прикрытием войны. Холокост, преступление, прикрытое другим преступлением.
Поверьте Холокост не только был. Он не только прошлое, но и наше возможное будущее. Исторически и психологически Холокост – это прежде всего симптом летальной социальной болезни человекофобии, охватившей все человечество, а не только национальный геноцид как мировая катастрофа.
Особо отмечу, что отношение той или иной страны к трагедии Холокоста – это индикатор, по которому другие страны судят о праве страны именоваться гражданским демократическим государством.
В массовом сознании постоянно смешиваются два принципально различных по своей психологической и исторической сути явления – геноцид и война, прежде всего Холокост и война. В любых войнах, сколь драматичны они не были, убийство другого человека совершается как средство достижения политических, экономических или религиозных или территориальных целей. Геноцид имеет другую природу. Явная или неявная цель геноцида – превращение убийства другого человека, так или иначе отличающегося по этническим, религиозным или каким-либо иным признакам, в обыденную социальную норму повседневного поведения. Говоря более жестко, геноцид – это узаконенное в массовом сознании разрешение на убийство другого человека. По словам М. Гефтера, «не бывает против кого-то, геноцид всегда против всех». Страстная формула М.Гефтера раскрывает сущность природы геноцида как аутоагрессии, которая в эволюционном контексте повлечет за собой уничтожение всего человечества.
Холокост прячется под маской Второй мировой войны, в действительности же по своим временным границам и социально-психологическим последствиям имеет куда более широкий радиус поражения человеческой цивилизации.
(А.Асмолов послесловие к книге Передайте об этом детям вашим…С.100-101)
С1. Укажите три подхода к пониманию геноцида, охарактеризованные в тексте.
С2. С каким явлением, по мнению автора, следует различать понятие геноцид? Аргументируйте свой ответ, опираясь на данный текст, а также знания из курса обществознания.
С3. Автор утверждает, что «отношение той или иной страны к трагедии Холокоста – это индикатор, по которому другие страны судят о праве страны именоваться гражданским демократическим государством». Опираясь на текст и собственные знания из курса обществознания, приведите три аргумента доказывающие правоту автора.
С4. Автор утверждает, что по своим временным рамкам и социально-психологическому последствию Холокост имеет куда более широкий радиус поражения человеческой цивилизации. Опираясь на знания обществоведческого курса и свой жизненный опыт, приведите три аргумента, доказывающих правоту автора.
Ответы
С1. В ответе должны быть указаны три подхода к пониманию геноцида:
1) геноцид - превращение убийства другого человека, так или иначе отличающегося по этническим, религиозным или каким-либо иным признакам, в обыденную социальную норму повседневного поведения;
2) геноцид - это узаконенное в массовом сознании разрешение на убийство другого человека;
3) геноцид - как аутоагрессия;
С2 В ответе должно быть:
1) приведен термин, который употребляет автор, - «война»;
2) сказано, что различны по своей исторической и психологической сути;
3) указаны другие отличия войны:
- цели;
- убийство Другого человека не закрепляется в массовом сознании как обыденность;
- отсутствие временных рамок в трагедии Холокоста;
С3. В ответе могут быть приведены следующие аргументы:
Признание Холокоста, свидетельствует о том, что в стране созданы условия необходимые для гражданского демократического государства:
-политический плюрализм;
-наличие фундаментальных прав и свобод человека, их признание, защита и гарантированность со стороны государства;
-равноправие граждан, равная возможность участвовать в политической жизни;
-обеспечение прав человека на информацию, свобода слова, совести;
С4 Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
В ответе могут быть приведены следующие аргументы:
1) по временным рамкам национальный геноцид повторяется в современном мире: Босния, Руанда;
2) в современном мире продолжают формироваться этнические предрассудки, способствующие политическому экстремизму, фундаменталисткой идеологии;
3) социальная болезнь, феномен «стоящего в стороне», равнодушие;
4) задержка становления гражданского общества или его отсутствие;
С5. Перечислите любые три функции государственной власти, характерные для демократического государства.
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
1) обеспечение прав и свобод граждан;
2)развитие парламентаризма;
3) согласование интересов основных социальных групп;
С6 Проиллюстрируйте тремя примерами тенденции в развитии гражданских неполитических организаций в функционировании политической системы современного демократического общества.
Правильный ответ может содержать следующие элементы:
-организации ветеранов локальных войн и конфликтов выступают с требованиями разработки дополнительных мер социальной защиты военнослужащих;
- экологические организации и движения обсуждают решения о строительстве крупных комплексов, поправки к природоохранному законодательству;
- ассоциации педагогов принимают активное участие в обсуждении политических решений в области образования, поправок к закону об образовании
С7.
С8 Вам необходимо написать творческую работу по проблеме «Нации и межнациональные отношения в современном мире». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Один из вариантов раскрытия данной темы:
1. Современные нации – высшая форма этнической общности.
2. Источники национальной общности
а) историческая память;
б) национальное самосознание;
в)национальные интересы;
3).Межнациональные отношения в современном мире.
а) интеграция и сближение народов (Европейский союз, США, Канада и т.п.);
б) межнациональные конфликты и пути их преодоления;
в) толерантность, гуманизм, культура межнациональных отношений как средство преодоления межнациональных конфликтов;
г)национальная политика РФ
С8 Вам поручено подготовить развернутый ответ по проблеме «Современные политические идеологии». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Один из вариантов раскрытия данной темы:
1) Роль идеологии в политической жизни.
2)Основные политические идеологии XX века.
а) либеральная;
б) консервативная;
в) социалистическая;
г) идеология фашизма;
3) Политическая идеология и политическое сознание.
а) политическая пропаганда;
б) СМИ и их роль в современной политической жизни;
С9 Выберите одно из предложенных высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, свое отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.
Выполняя задание. Используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
С9.1 | Философия | «Свобода есть право на неравенство» (А.Н. Бердяев) |
С9.2 | Социальная психология | «Толерантность – это не смерть различий, это понимание и поддержка различий» (А. Асмолов) |
С9.3 | Экономика | «Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выигрывает все общество» (А. Смит) |
С9.4 | Социология | «Опыт - хороший учитель, но он предъявляет к оплате слишком большие счета» (А.Минна) |
С9.5 | Политология | «Демократия - власть большинства для всех» Аристотель |
С9.6 | Правоведение | «Кто, имея возможность предупредить преступле-ние , не делает этого, тот ему способствует»(Сенека Младший) |
Литература
1.Абрамская И. Стоящие в стороне ли стоящие рядом. Международная школа Яд Вашем, 2007.
2. Альтман И. Жертвы ненависти: Холокост в СССР 1941 – 1945 гг. – М.: Коллекция «Совершенно секретно», 2002.
3. Брухвельд С., Левин П. «Передайте об этом детям Вашим…». История Холокоста в Европе. 1933-1945.-М., 2000.
4. Лазебникова А.Ю. Обществознание. Вступительные испытания. Подготовка к ЕГЭ. М.: Экзамен, 2011.
5. Лазебникова А.Ю., Котова О.А. Обществознание 9 класс Государственная итоговая аттестация. Типовые тестовые задания. М.: Экзамен, 2009.
6. Обществознание. Единый государственный экзамен. Учебно-справочные материалы. М.:СПб.: Просвещение,2011.
7. «Холокост: взгляд учителя» - М.: Центр и Фонд «Холокост», 2006.
8. Чернышева О.А., Пазин Р.В., Ушаков П.А. Обществознание. Подготовка к ЕГЭ-2011. Ростов н/Д: Легион, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая тетрадь для подготовки к ГИА по русскому языку
«Рабочая тетрадь для подготовки к ГИА по русскому языку» предназначена для организации повторения, закрепления и проверки знаний по русскому языку, необходимых для успешной сдачи ГИА. Предлагаемый тео...
рабочая тетрадь для подготовки к ГИА по русскому языку
рабочая тетрадь для подготовки к ГИА по русскому языку...
Рабочая тетрадь по формированию информационной компетентности на уроках обществознания
В рабочей тетради представлены различные типы заданий по формированию информационных умений учащихся...
Рабочая тетрадь для подготовки к ЕГЭ 2014 по математике
Материал для подготовки к ЕГЭ...
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ (ГИА) ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ учени(ка/цы) _______ __________________________
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ (ГИА)ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУучени(ка/цы) _________________________________...
Рабочая тетрадь для подготовки к ОГЭ по русскому языку (9 класс)
Рабочая терадь для подготовки к ОГЭ по русскому языку. 9 класс...
Проблема личности и общества на уроках обществознания при реализации учебной программы с использованием авторской рабочей тетради по подготовке к ЕГЭ
Цель создания рабочей тетради заключается в том, чтобы способствовать повышению эффективности обучения учеников, развить их творческое воображение. Донести материал в новой, необычной форме.При исполь...