Классный час, посвященный 20-летию Конституции РФ
классный час по обществознанию на тему

Косова Инна Андреевна

Разработан классный час в рамках всероссийского урока, посвященного 20-летию Конституции РФ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrabotka_po_konstitutsii.doc153.5 КБ
Office presentation icon 77357.ppt2.78 МБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПАВЛОВО-ПОСАДСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.

КЛАССНЫЙ ЧАС

ПО ТЕМЕ

«КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(В РАМКАХ ВСЕРОССИЙСКОГО УРОКА,

ПОСВЯЩЕННОГО 20-ЛЕТИЮ КОНСТИТУЦИИ РФ).

Разработчики:

преподаватель истории и обществознания

Косова И.А.

преподаватель русского языка и литературы

Панфилов А.Г.

2013 г.

Дата проведения: 02.09.2013 г.

Место проведения: лекционный  зал ГБОУ СПО ПППЭТ МО.

Учебные группы: студенты ГБОУ СПО ПППЭТ МО.

Приглашенные гости и участники классного часа: сотрудники Павлово-Посадской городской прокуратуры.

Цель: способствовать формированию у учащихся убежденности в демократическом характере Основного закона РФ, продолжить работу по формированию основ правовой культуры и гражданского самосознания учащихся через знакомство с Конституцией Российской Федерации как нормативно-правовым актом

Задачи:

  • Образовательная:

способствовать осознанию ценности Конституции Российской Федерации как Основного закона страны; осмысленному усвоению конституционных принципов, отражающих основы конституционного строя нашей страны;  пониманию прав человека, формированию уважения к правам других людей.

  • Развивающая:

развивать навыки ведения диалога по вопросам важнейших прав, свобод и обязанностей гражданина, понимания механизмов их защиты и способов реализации; характеризовать смысл основных понятий;  анализировать тексты.

  • Воспитательная:

развивать у школьников чувство гордости за Россию как многонациональную, поликультурную, поликонфессиональную страну, её многонациональный народ, являющийся единственным источником власти в стране, как уникальное пространство, на территории которого веками складывались отношения добрососедства, конструктивного взаимодействия, согласия и взаимопонимания представителей различных народов;

Оборудование:

  • Плакаты «С Днем Знаний», «1 сентября»;
  • Текст Конституции РФ  
  • Символика Российской Федерации и Московской области,
  • Мультимедийное оборудование, интерактивная доска;
  • тематическая  презентация;
  • аудиоаппаратура.

Эпиграф урока:

«Я требую, чтобы государство защитило не только меня, но и других. Я требую, чтобы оно защитило свободу – и мою собственную, и всех окружающих людей».  (Карл Поппер)

Ход классного часа:

  • Перед началом урока звучит Гимн Российской Федерации
  • Краткое вступительное слово директора ГБОУ СПО ПППЭТ МО
  • Обращение сотрудника Павлово-Посадской городской прокуратуры с темой «Что значит Конституция для жителей Московской области».
  • Далее классный час ведут преподаватели – ведущие классного часа.

I. Организационный момент.

– Объяснить эпиграф классного часа.

II. Сообщение темы и целей классного часа.

III. Изучение нового материала. (Урок-путешествие)

1. Поочередный рассказ учителей с демонстрацией тематических слайдов презентации.

Главное место в системе законодательства государства занимает конституция. Конституция (лат. сonstitutio) – установление, учреждение, устройство. Конституция – основной закон государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации. Так как конституция государства – это юридический, политический и идеологический по своему характеру документ, то ее содержание закрепляет соотношение социально-классовых сил в обществе, которые сложились к моменту принятия и введения в действие конституции. Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя, политические и юридические особенности устройства нашего государства. Изучение Конституции Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях является одним из важнейших средств формирования гражданской идентичности личности, понимаемой как связь человека со своей страной, большой и малой родиной.

История рождения новой Конституции продолжалась 3,5 года, 42 месяца или 168 недель. У Конституции РФ было более 1000 авторов.

С 1990 по 1993 год предлагалось около 20 различных ее проектов. Самые знаковые из них — проект Конституционной комиссии, проект академика Андрея Сахарова, проект Алексеева — Собчака и «вариант ноль», подготовленный рабочей группой под руководством Сергея Шахрая. В 1993 году появился общий проект Шахрая — Собчака — Алексеева.

Для завершения подготовки проекта Конституции 5 июня 1993 года в Москве было созвано Конституционное совещание, которое продлилось до октября 1993 года.  В совещании приняли участие 931 участник плюс эксперты, привлеченные к его работе. Среди них: Анатолий Собчак, Олег Румянцев, Сергей Шахрай, Юрий Калмыков, Михаил Митюков, и другие.

Конституция РФ была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Конституция состоит из преамбулы, основной части (раздел 1), заключительных и переходных положений (раздел 2).

На всенародное голосование 12 декабря 1993 года пришли 54,8% граждан. Из них за принятие Конституции РФ высказались 58,4%, против — 41,6%. 25 декабря 1993 года текст Конституции РФ был официально опубликован, и она вступила в силу.

После принятия Конституции Российской Федерации стартовал новый этап в демократического конституционного строя: правовое государство; народовластие; верховенство права и конституции; многопартийность; федерализм; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, их защита государством; разделение власти; политический и идеологический плюрализм, самостоятельность местного самоуправления; свобода экономической деятельности; признание и равная защита различных форм собственности; судебный конституционный контроль.

В отличие от остальных законов конституция: (списать с интерактивной доски и обсудить с обучающимися)

а) закрепляет основы государственного строя, основные права и свободы, определяет форму государства, систему высших органов государственной власти;

б) является основным источником права, служит базой для текущего законодательства;

в) обладает высшей юридической силой;

 г) отличается стабильностью;

д) характеризуется особым порядком принятия и изменения.

Присяга приносится вступающим в должность Президентом, стоящим на специальной трибуне на подиуме Андреевского зала Большого Кремлёвского дворца, лицом к присутствующим, при этом справа от вступающего в должность располагается Специальный экземпляр Конституции Российской Федерации, а слева — Знак Президента Российской Федерации. Присяга произносится с наложением правой руки на Специальный экземпляр Конституции. Также на подиуме размещаются Государственный флаг Российской Федерации и Штандарт Президента Российской Федерации.

«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу»

2. Работа с Конституцией РФ. (Конституция на каждом столе у студентов)

Студенты рассматривают разделы Конституции, объясняя значение принятия основного закона, содержание основных прав и свобод человека и гражданина, назначение ветвей власти, выделяют сущность и ее задачи, основополагающие принципы организации местного самоуправления и порядок изменения Конституции.

Приложение 1.

Преамбула – это вступительная, вводная часть, в которой дана краткая характеристика целей, условий, мотивов принятия Конституции.

Основная часть составляет текст Конституции. Она включает 9 глав, 137 статей.

Глава 1. «Основы конституционного строя» (закрепляет принципы, определяющие государственный и общественный строй России).

Глава 2. «Права и свободы человека и гражданина» (устанавливает общие принципы правового положения личности в нашей стране, закрепляет ее основные права, свободы и обязанности, а также общие юридические гарантии этих прав и свобод).

Глава 3. «Федеративное устройство» (определяет территорию и состав России как федеративного государства, предметы ведения РФ и субъектов РФ, закрепляет правовой статус субъектов федерации).

Глава 4. «Президент РФ» (определяет полномочия президента как главы российского государства).

Глава 5. «Федеральное собрание» (высший представительный и законодательный орган в стране).

Глава 6. «Правительство» (высший исполнительный орган).

Глава 7. «Судебная власть» (устанавливает основополагающие принципы отправления правосудия и основы организации судебной системы и органов прокуратуры).

Глава 8. «Местное самоуправление» (устанавливает основополагающие принципы организации местного самоуправления).

Глава 9. «Порядок изменения Конституции» (определяется порядок изменения Конституции, внесение в нее поправок или коренной ее пересмотр).

Заключительные и переходные положения содержат 9 частей, в которых устанавливается порядок вступления Конституции в законную силу, определяется порядок применения законов, содержатся правила о порядке и сроках вступления в силу новых конституционных норм и прекращении действия прежних.

Сущность Конституции, ее задачи и высшая ценность для человека и общества состоят в правовом ограничении государственной власти, в установлении для нее известных правовых пределов, которые она преступить не имеет права.

Ограниченность государственной власти:

1) В обществе существуют высшие социально-нравственные ценности, которые признаются государством в качестве всеобщих и правовых принципов.

2) За личностью признаются присущие ей от рождения неотъемлемые права и свободы.

Отдельные сферы жизнедеятельности людей ограждены от прямого вмешательства со стороны государственных органов, куда государство имеет право вторгаться только на основе закона.

Конституционный строй – это система общественных отношений в стране, в которой соблюдается порядок, установленный нормами конституции.

3. Самостоятельная работа.

Задание для всех студентов. Заполнить таблицу «Основы конституционного строя        « (интерактивная доска)

(Приложение 2)

Основы конституционного строя:

Статьи Конституции:

Содержание:

1. Народовластие        

Ст. 1, ч. 1, ст. 3

2. Федерализм        

Ст.1, ч. 1, ст. 5

3. Правовое государство        

Ст. 1, ч. 1

4. Разделение властей        

Ст. 10

5. Приоритет прав человека

Ст. 2

6.РФ–социальное государство

Ст. 7

7. Суверенитет

Ст. 4

8.Экономическое многообразие и свобода экономической деятельности

Ст. 8, ст. 9, ч. 2

9. Политическое многообразие        

Ст. 13, ч. 3–5

10. Идеологический плюрализм        

Ст. 13, ч. 1–2

11. Светский характер государства

Ст. 14

Проверка

2) Задание: групповая работа по изучению Конституции РФ.

I группа изучает главу 2 «Права и свободы человека и гражданина» и составляет схему «Классификация основных прав и свобод».

II группа изучает главу 3 «Федеративное устройство» и заполняет схему «Типы субъектов РФ».

III группа изучает главу 4 «Президент РФ» и составляет кластер «Полномочия президента».

IV группа изучает главу 7 «Судебная власть», составляет схему «Полномочия судов РФ» и схему «Стадии законодательного процесса».

Все группы проговаривают свои задания и результаты друг другу

Закрепление:

Проводится в виде фронтального опроса  и совместным написанием синквейн на тему "Конституция", например:

  • Конституция Российская
  • Обязует, защищает, охраняет
  • Обладает высшей юридической силой.
  • Содержит нормы, имеющие прямое действие.
  • Закрепляет базовые принципы государственного устройства, права и обязанности граждан.
  • Характеризуется стабильностью.

Дача домашнего задания:  написания эссе: проблемный вопрос: «Значение Конституции для меня».

По типу данное занятие можно отнести к повторительно-обобщающему, когда учащиеся уже знакомы с основами Российской Конституции, ветвями власти, основными органами и институтами политической власти. Одновременно это хорошее подспорье в подготовке к ЕГЭ по обществознанию.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конституция РФ

Слайд 2

Конституция - это основной закон государства Конституция принята 12 декабря 1993года Преамбула 2 раздела 9 глав 137 статей

Слайд 3

Первая глава Основы конституционного строя (управление страной)

Слайд 4

Вторая Глава Права и свободы человека и гражданина

Слайд 5

Права человека Каждый имеет право на жизнь

Слайд 6

Права человека Право на фамилию имя отчество

Слайд 7

Права человека право свободно выражать свои мысли

Слайд 8

Права человека каждый может путешествовать по России

Слайд 9

Права человека каждый имеет право сам выбирать профессию

Слайд 10

Права человека каждый имеет право на жилище

Слайд 11

Права человека каждый имеет право на медицинскую помощь

Слайд 12

Права человека каждый имеет право на образование

Слайд 13

Обязанности человека каждый должен соблюдать законы

Слайд 14

Обязанности человека каждый обязан платить налоги (обязательные выплаты государству)

Слайд 15

Обязанности человека каждый должен сохранять природу

Слайд 16

Обязанности человека каждый должен защищать Отечество

Слайд 17

Обязанности человека каждый должен сохранять памятники культуры

Слайд 18

Третья Глава Федеративное устройство (деление России на части) Россия состоит из 83субъектов (частей)

Слайд 19

Четвёртая Глава Президент России. Президент России – тот, кто управляет государством. Сейчас Президент России – В.В.Путин

Слайд 20

Пятая Глава Федеральное собрание. Федеральное собрание – это группа людей, разрабатывающих законы.

Слайд 21

Шестая Глава Правительство Российской Федерации. Правительство РФ удовлетворяет запросы и интересы населения

Слайд 22

Седьмая Глава Судебная власть Суд разрешает споры между людьми

Слайд 23

Восьмая Глава Местное самоуправление Местное самоуправление – группа людей, решающих вопросы на территории, где они проживают

Слайд 24

Девятая Глава Конституционные поправки и пересмотр Конституции Изменение статей в Конституции

Слайд 25

СИМВОЛЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Также в Конституции прописаны законы о Флаге, Гербе и Гимне Российской Федерации

Слайд 26

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для классного часа посвященного 20-летию конституции РФ

Презентация к класному часу, который посвящен 20-ти летию Конституции РФ....

Классный час, посвященный 20-летию Конституции Р.Ф.

Клаасный час проводится в преддверии празднования Дня Конституции в 6 классе...

Классный час , посвященный 20-летию Конституции России. Презентация "Основной Закон России"

Тематический классный час посвященный 20-летию принятия Конституции Российской федерации.Цель данного мероприятия - формирование гражданской идентичности  посредством изучения Основного Закона Ро...

материаллы к классному часу, посвященному 20-летию конституции РФ.

Очень важно, чтобы все жители России знали свою конституцию....

классный час, посвященный 20-летию Конституции

Классный час, посвященный 20тилетию Конституции, предназначен для обучающихся 5-6 класса. Материал содержит текст учителя, вопросы небольшой викторины, презентацию....

Классный час, посвященный 20-летию Конституции

12 декабря 1993 года - принятие Конституции Российской Федерации...

Классный час, посвященный 20-летию конституции РФ

Данный материал представляет собой план проведения класного часа к 20-летию Конституции РФ...