Рабочая программа и КТП по обществознанию 10 -11 классы
рабочая программа (обществознание , 10 класс) по теме
Рабочая программа и КТП составлены на основе авторской программы "Обществознание. 10 - 11 кл." Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой, Л.Ф. Ивановой, А.И.Матвеева. М., "Просвещение"., 2009
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 67.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Обществознание
10 – 11 классы
Примерная программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, программы по обществознанию и авторской программы Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др. без изменений и дополнений.
Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты.
Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования. В том числе: в X и XI классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Примерная программа рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 16 учебных часов (или 11%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Рабочая программа составлена к учебникам:
- Человек и общество. Обществознание: учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений. Часть 1. / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова.— М.: Просвещение, 2011
- Человек и общество. Обществознание: учебник для 11 кл. общеобразоват. учреждений. Часть 2. / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова.— М.: Просвещение, 2011
РАЗДЕЛ 1. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК (16 час)
Тема 1. Общество (4 час)
Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе.
Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты.
Тема 2. Человек (12 час)
Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.
Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности.Патриотизм и гражданственность.
Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.
Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.
Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности.
РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ (38 час)
Тема 3. Духовная культура (8 час)
Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации.
Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование.
Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура.
Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.
Тема 4. Экономическая сфера (4 час)
Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и социальная структура. Взаимовлияние экономики и политики.
Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления.
Тема 5. Социальная сфера (14 час)
Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.
Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль.
Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений.
Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Культура топоса.
Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.
Тема 6. Политическая сфера (12 час)
Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды.
Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России.
Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества.
Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология.
Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура.
РАЗДЕЛ 3. ПРАВО (10 час)
Тема 7. Право как особая система норм (10 час)
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.
Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.
Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.
Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.
Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.
Заключительные уроки (2 ч)
Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противоречия.
Резерв времени — 4ч.
Примерное распределение часов по темам
10 класс (70 час)
№ | Тема | Количество часов |
1 | Общество | 4 |
2 | Человек | 12 |
3 | Духовная культура | 8 |
4 | Экономическая сфера | 4 |
5 | Социальная сфера | 14 |
6 | Политическая сфера | 12 |
7 | Право как особая система норм | 10 |
8 | Заключительные уроки | 2 |
9 | Резерв времени | 4 |
Обществознание
10 класс (70 час)
Раздел I. Общество и человек (16 час)
Тема I. Общество (4 час)
№ | Тема урока | Характеристика видов деятельности учащихся | Примечания | Дата |
1 | Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. | Раскрывать суть основных понятий. Характеризовать взаимосвязь и взаимодействие людей как необходимое условие жизнедеятельности. Выделять отличительные особенности жизни человека Высказывать свое мнение; работать с МУ, РМ,Т. | Д, МУ, РМ, Т П. 1, задания | |
2 | Общество и культура. Науки об обществе. | Характеризовать взаимосвязь общества и культуры, их взаимозависимость и взаимовлияние. Называть науки об обществе, давать их краткую характеристику. Работать с МУ, РМ, Т. | С. 12-17. МУ, РМ, Т. | |
3 | Структура общества. Общество как сложная динамичная система | Объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах; называть признаки общества как сложной динамичной системы. | Т, МУ, РМ П. 2 | |
4 | Социальные институты. | Характеризовать социальные институты, их роль в жизни общества и человека. Высказывать свое мнение, аргументировать его; работать с текстом учебника, РМ, выполнять тесты | РМ, Т, МУ с. 21-27 задания | |
Тема 2. Человек (12 час) | ||||
5 | Природа человека | Объяснять понятия; высказывать свое мнение; характеризовать взаимодействие природы и человека; определять цель и смысл жизни человека | РМ, МУ, Т П. 4 | |
6 | Науки о человеке. | Называть и характеризовать науки о человеке. Работать с МУ, РМ, Т. | С. 31 – 35 РМ, МУ. | |
7 | Человек как духовное существо | Объяснять понятия; высказывать свое мнение; называть и характеризовать нравственные ценности. Работать с МУ, РМ, Т, | РМ, Д, Т П. 4 | |
8 | Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. | Объяснять сущность мировоззрения, его виды. Называть и раскрывать содержание духовных ориентиров личности, их взаимосвязь. Работать с МУ, РМ, Т. | П. 4 РМ, МУ, Т. | |
9 | Деятельность как способ существования людей. | Определять, что такое деятельность, называть ее виды, давать их характеристику; называть виды потребностей; определять мотивы деятельности, взаимосвязь деятельности и сознания | МУ, Р, Д, Пр. П. 5 | |
10 | Многообразие деятельности. | Называть и характеризовать виды деятельности. Определять взаимосвязь сознания и деятельности. Работать с МУ, РМ, Т. | С.50 – 55 РМ, МУ, Т. | |
11 | Познание и знание | Определять, что такое знание и процесс познания; называть виды познания и давать им характеристику; анализировать свои и чужие взгляды; находить противоречия реальной жизни и называть возможные пути их разрешения | МУ, РМ, Д, Т П. 6 | |
12 | Истина и ее критерии. | Раскрывать содержание понятия «истина», называть и характеризовать ее критерии . работать с МУ, РМ, Т. | С. 58- 60 МУ, РМ, Т, | |
13 | Многообразие форм человеческого знания. | Выявлять формы человеческого знания, характеризовать их., устанавливать связи между ними. Работать с МУ, РМ, Т. | С. 60 – 67 РМ, МУ, Т. | |
14 | Человек в системе социальных связей | Объяснять основные понятия; разъяснять разные точки зрения на соотношение биологического и социального в человеке; объяснять суть процесса социализации, самоопределения и самореализации личности; выявлять связь свободы и необходимости в жизни человека. | РМ, МУ, Т, Д П. 7 | |
15 | Социальное поведение. | Характеризовать социальное поведение личности, его образцы: нравы, обычаи. Определять роль социализации, ее ступени. Характеризовать процесс социализации в разных сферах жизни общества. | РМ, Т с. 70 - 72 задания | |
16 | Единство свободы и ответственности личности. | Характеризовать содержание понятия «свобода» и «ответственность», их взаимосвязь. Называть факторы становления личности | С. 72 – 77 РМ, МУ, Т. | |
Раздел 2. Основные сферы жизни общества (38 час) Тема 3. Духовная культура (8 час) | ||||
17 | Духовная жизнь общества | Объяснять понимание сущности культуры у различных народов; анализировать особенности некоторых культурных ценностей и объяснять сущность культурного наследия. | МУ, РМ, Пр, Т П.8 | |
18 | Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. | Называть формы и разновидности культуры, характеризовать их. Характеризовать этику науки, ее значение. Работать с МУ, РМ, СМИ,Т. | С. 82 – 89 РМ, Пр, материалы СМИ, Т | |
19 | Наука и образование | Называть функции науки и научные учреждения; характеризовать систему образования; основы правового статуса ученика; работать с МУ, РМ, Т | МУ, РМ, Т, Пр П.9 | |
20 | Непрерывное образование и самообразование. | Определять роль непрерывного образования и самообразования в жизни человека. Его необходимость. Работать с МУ, РМ, Т. | С. 95 – 100 М, РМ, СМИ. | |
21 | Мораль и религия. Мораль, ее категории. | Определять роль морали в жизни человека и общества; характеризовать процесс становления нравственности в человеке; устанавливать связь религии и морали. | МУ, РМ, Д, Пр П. 10 | |
22 | Религия, ее роль в жизни общества | Называть различные формы религии в их развитии и их особенности, характеризовать их. | С. 106 – 113. СМИ, МУ, РМ, Т. | |
23 | Искусство и духовная жизнь | Объяснять, что такое искусство и его соотношение с художественной культурой; называть виды культур и давать им характеристику; анализировать тексты, делать выводы | МУ, РМ, Т, Пр П. 11 | |
24 | Тенденции духовной жизни современной России. | Называть и характеризовать основные тенденции развития духовной жизни современной России; работать с МУ, РМ, материалами СМИ,Т, | МУ, РМ, Т 118-125 | |
Тема 4. Экономическая сфера (4 час) | ||||
25 | Роль экономики в жизни общества | Определять, что такое экономика, ее структуру, роль в обществе; понимать сущность информационных и человеческих ресурсов экономики; выделять основы предпринимательства и требования к предпринимателю, решать творческие задачи | МУ, РМ, Д, Пр П. 12 | |
26 | Экономика и социальная структура. Взаимовлияние экономики и политики. | Устанавливать и характеризовать связь экономики и социальной структуры общества, экономики и политики. Определять цели государственной экономической политики. | С. 130-137 МУ, РМ, Т. | |
27 | Экономическая культура | Называть и характеризовать основные элементы экономической культуры; определять значение экономической направленности и социальных установок личности; называть критерии экономического выбора человека. | МУ, РМ, Т, Пр П. 13 | |
28 | Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. | Определять меру свободы экономической деятельности и ответственности хозяйствующего субъекта. Работать с материалами СМИ, РМ, Т. | МУ,РМ, Т, Задачи с. 145 – 151. | |
Тема 5. Социальная сфера (14 час) | ||||
29 | Социальная структура | Определять социальную структуру общества и анализировать любое общество; приводить примеры; работать с РМ, МУ | МУ, РМ, Д, Пр П. 14 | |
30 | Неравенство и социальная стратификация | Определять значение социального статуса и социальной роли личности, объяснять. как и почему они меняются, анализировать соц. образ, имидж человека; работать с МУ,РМ,Т | МУ, РМ, Т, Д П. 14 | |
31 | Социальная мобильность | Выделять основы стратификации общества; объяснять, каким образом принадлежность к определенному классу оказывает влияние на жизнь людей; анализировать процесс социальной мобильности. | МУ, Р, Т, Пр с. 156 - 161 | |
32 | Социальные взаимодействия | Объяснять понятия; называть факторы, которые обусловливают социальное взаимодействие; характеризовать виды социального взаимодействия. Объяснять, что такое соц. конфликт; называть причины и виды конфликтов, последствия, способы их разрешения; высказывать свое суждение | МУ, РМ, Т, Д П. 15, с. 162-166 | |
33 | Социальные аспекты и культура труда | Называть соц. аспекты труда; сущность и значимость культуры труда. Работать с МУ, РМ, Т. | МУ, РМ, Т С.166- 172, задания | |
34 | Социальные нормы и отклоняющееся поведение | Определять, что такое социальные нормы и соц. контроль; приводить примеры, характеризующие отклоняющееся поведение; называть причины и следствия отклоняющегося поведения, способы контроля. Готовить доклады, оценивать доклады учащихся. | МУ, РМ, Т, А, Д П. 16, сообщения | |
35 | Девиантное поведение, его причины и профилактика | Характеризовать причины и последствия девиантного поведения. Готовить сообщения, анализировать сообщения учащихся. | Сообщения по теме | |
36 | Социальный контроль и самоконтроль | Характеризовать нормы социального контроля, определять роль самоконтроля личности. Работать с СМИ, РМ, МУ, Т. | с. 174 - 176 | |
37 | Национальные отношения | Называть особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства; Определять основные направления государственной национальной политики Работать с МУ, РМ, материалами СМИ,Т. | МУ, РМ, Д, Т П.17 | |
38 | Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. | Называть причины межнациональных конфликтов, определять возможные пути их решения. Приводить конкретные исторические примеры национальных отношений, анализировать их. | МУ, РМ, СМИ, Т, С. 189 - 195 | |
39 | Семья и быт | Объяснять, что такое семья с точки зрения социологии; какими бывают семьи; называть причины распада семьи и их последствия; анализировать причины семейных конфликтов и способы грамотного выхода из них | МУ, РМ, Д, Пр П. 18 | |
40 | Семья в современном обществе | Характеризовать тенденции развития современной семьи, роль бытовых отношений в ней. Анализировать ситуации, работать с МУ, РМ, Т. | П 18 | |
41 | Молодежь в современном обществе. | Называть актуальные проблемы молодежи в современном мире; характеризовать особенности молодежи как социальной группы, смену социальных ролей | МУ, РМ, Пр, Т, Д П 19 | |
42 | Молодежная субкультура | Анализировать молодежную культуру и субкультуры, делать выводы, высказывать свое суждение; работать с различными источниками | Т, РМ задания | |
Тема 6. Политическая сфера (12 час) | ||||
43 | Политика и власть | Называть формы влияния в обществе; характеризовать власть и ее виды; приводить конкретные примеры борьбы за власть. Работать с материалами СМИ, Т. | МУ, РМ, П. 20 | |
44 | Политические институты и отношения. | Характеризовать политические институты и отношения, их функции в государстве. | МУ, РМ, Д, Пр С. 222 - 229 | |
45 | Политическая система. | Характеризовать структуру и функции политической системы и роль государства в ней; работать с МУ, РМ, Т,. | РМ, МУ, СМИ, Т. С. 229-237 | |
46 | Государство в политической системе.. политические режимы. | Определять значение понятия «государство», называть его признаки, функции, анализировать их. Называть и характеризовать политические режимы. | МУ, РМ, Т, Д С. 237 - 233 | |
47 | Политическая жизнь современной России. | Характеризовать демократические перемены в России, работать с МУ, РМ, Т, материалами СМИ. | МУ, РМ, Пр, Д С. 237 - 241 | |
48 | Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества.. | Называть признаки гражданского общества; анализировать их, делать выводы; определять правовой статус гражданина. Работать с МУ, РМ, Т. | МУ, РМ, Т П. 22 | |
49 | Правовое государство, его признаки. | Называть признаки правового государства, характеризовать их. Работать с МУ, РМ, Т. | МУ, РМ, Т, с.241-246 | |
50 | Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества. | Характеризовать средства массовой информации. Определять их роль в политической жизни современного общества. Работать с материалами СМИ. | С. 248 - 251 | |
51 | Демократические выборы и политические партии. | Называть и объяснять суть избирательных систем; работать с МУ, РМ, высказывать свои мысли, аргументировать их. | МУ, РМ, Т П.23 | |
52 | Многопартийность. Политическая идеология. | Характеризовать типологию политических партий и ее сущность; называть ведущие политические партии в РФ и их лидеров. | Материалы СМИ, МУ, РМ, ПрС. 256 - 262 | |
53 | Участие граждан в политической жизни | Характеризовать основные понятия темы; объяснять различия активного и пассивного избирательного права; анализировать полит. ситуации и предлагать возможные варианты выхода из них; | МУ, РМ, Т П.24 | |
54 | Политическая культура | Определять, что такое политическая культура, высказывать и аргументировать свои мысли; работать с СМИ | Материалы СМИ, МУ, РМ, Т С. 268 - 272 | |
Раздел 3. Право (10 час) Тема 7. Право, как особая система норм (10 час) | ||||
55 | Право в системе социальных норм | Называть различные подходы к системе права; определять роль системы права в жизни общества и человека; работать с МУ, РМ, Т. | МУ, РМ, Т, Пр П. 25 | |
56 | Источники права | Называть источники права, давать им характеристику; определять, нормами какого права регулируется данная ситуация. Работать с МУ, РМ, Т. | МУ, РМ, Т П. 26 | |
57 | Правоотношения и правонарушения | Называть основные признаки правоотношений и правонарушений; определять различия между проступком и преступлением. Работать с МУ, РМС, Т. | МУ, РМ, Т, задачи П. 27 | |
58 | Юридическая ответственность | Называть черты юридической ответственности и ее виды; роль юридической ответственности; определять вид правонарушения и вид ответственности за него. | МУ, РМ, Т, задачи С. 299 - 305 | |
59 | Система судебной защиты прав человека | Характеризовать систему судебной защиты прав граждан. Работать с МУ, РМ, Т. | МУ, РМ, Т. С. 299-305 | |
60 | Развитие права в современной России | Характеризовать основные этапы развития системы права в России и на данном этапе. Выполнять практические задания | МУ, РМ, материалы СМИ С. 301 -305 | |
61 | Современное российское законодательство. Основы государственного и административного права. | Объяснять общие черты и специфику отраслей российского права; решать задачи; высказывать свое мнение. Характеризовать основы государственного и административного права. | МУ, РМ, Т, задачи С. 306-309 | |
62 | Современное российское законодательство. Основы гражданского, трудового и семейного права. | Называть основные положения гражданского. Трудового и семейного права; анализировать ситуации; высказывать свое мнение, аргументировать его. | МУ, РМ, Т, задачи С.309-313 | |
63 | Современное российское законодательство. Основы уголовного права. Правовая защита природы. | Называть основные положения уголовного и экологического права; анализировать ситуации; высказывать свое мнение, аргументировать его. | МУ, РМ, Т, задачи С. 313-318 | |
64 | Предпосылки правомерного поведения | Характеризовать основные элементы правосознания; раскрывать суть правомерного поведения и его признаки; объяснять соотношение правосознания, правомерного поведения и правовой культуры | МУ, РМ, Т П.29 | |
65 | Общество в развитии. Многовариантность развития. Прогресс и регресс. | Характеризовать причины многообразия путей развития общества; высказывать свои мысли, аргументировать их. Сравнивать прогресс и регресс. | МУ, РМ П. 30 | |
66 | Современный мир и его противоречия | Называть критерии общественного прогресса; называть глобальные проблемы современности и предлагать пути их решения. Работать с МУ, РМ, Т. | МУ, РМ, Т, материалы СМИ П. 30 | |
67 | ||||
68 | ||||
69 | ||||
70 |
Примерное распределение часов по темам
11 класс (70 час)
№ | Тема | Количество часов |
1 | Экономика | 28 |
2 | Проблемы социально-политического развития общества | 14 |
3 | Правовое регулирование общественных отношений | 20 |
4 | Заключительные уроки | 2 |
5 | Резерв времени | 6 |
11 класс (70 час)
Основное содержание минимума образования.
Раздел 1. Экономика (28 час)
Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.
Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.
Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акция, облигация и другие ценные бумаги.
Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.
Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.
Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы.
Государственная политика в области занятости.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.
Экономика потребителя. Сбережения, страхование. 3aщита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.
Раздел 2. Проблемы социально-политического
развития общества (14 час)
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.
Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей.
Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность тоталитарных сект.
Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.
Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность, Роль СМИ в политической жизни.
Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России.
Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.
Раздел 3. Правовое регулирование общественных
отношений (20 час)
Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.
Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду, Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.
Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака, Правовое регулирование отношений супругов.
Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.
Международная защита прав человека. Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право.
Заключительные уроки (2 ч)
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира. Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в информационном обществе. Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.
Примерное распределение часов по темам
Резерв времени — 6 ч.
Примерное распределение часов по темам
11 класс (70 час)
№ | Тема | Количество часов |
1 | Экономика | 28 |
2 | Проблемы социально-политического развития общества | 14 |
3 | Правовое регулирование общественных отношений | 20 |
4 | Заключительные уроки | 2 |
5 | Резерв времени | 6 |
Обществознание
11 класс (70 час)
Раздел 1. Экономика (28 час)
№ | Тема урока | Характеристика видов деятельности учащихся | Примечания | Дата |
1 | Экономика и экономическая наука. | Определять значение понятия «экономика»; называть предмет изучения науки экономика. Работать с МУ, РМ. | МУ, РМ С. 6-9 | |
2 | Экономическая деятельность | Сравнивать микроэкономику с макроэкономикой, выявлять различия характеризовать суть экономической деятельности; называть и разъяснять измерители экономической деятельности. Сравнивать ВВП с ВНП, определять и объяснять различия. | МУ, РМ, Т С. 9-16, задания | |
3 | Измерители экономической деятельности. ВВП. | Характеризовать измерители экономической деятельности: ВВП, ВНП. Решать практические задачи. | С. 11-16 | |
4 | Экономический рост и развитие | Раскрывать понятие экономического роста; называть факторы экономического роста, объяснять различия между экстенсивным и интенсивным ростом. | МУ, РМ, Т п. 2 с. 16-21, задания | |
5 | Экономический цикл. | Объяснять понятие «экономический цикл»; приводить примеры из истории, сравнивать экономическое развитие разных стран мира | МУ, РМ, Т С. 22-29 | |
6 | Рынок и рыночные структуры. | Называть и характеризовать типы экономических систем; объяснять понятия темы (рынок, спрос, предложение) и их взаимосвязь; раскрывать суть рыночного механизма. Работать с МУ, РМ, Т. | МУ, РМ, Т, Д С. 30-34 | |
7 | Конкуренция и монополия. | Характеризовать рыночную структуру; объяснять суть рыночной конкуренции и монополии, их взаимосвязь и взаимовлияние. Работать с МУ, РМ, Т. | МУ, РМ, Т С. 35 - 42, задания | |
8 | Спрос и предложение | Характеризовать современный рынок и процесс становления рыночной экономики в РФ; высказывать свое мнение и аргументировать его | МУ, РМ, Т, Пр С. 30- 32 | |
9 | Акции, облигации и другие ценные бумаги. | Определять содержание понятия «ценная бумага», называть их виды и давать им характеристику. Работать с МУ, РМ, Т. | МУ, РМ, Т. | |
10 | Роль фирмы в экономике | Определять роль фирмы в экономике, назвать и характеризовать факторы производства и факторные доходы; работать с МУ, РМ | МУ, РМ, Т П. 4 с. 43-46 | |
11 | Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. | Раскрывать понятие «издержки производства», называть их виды; разъяснять разницу между экономической и бухгалтерской прибылью; определять эффективность производства. Работать с МУ, РМ, Т. | МУ, РМ, Т, задачи С. 46-50 | |
12 | Налоги, уплачиваемые предприятиями. | Объяснять, что такое налоги, называть виды налогов, характеризовать их; работать с РМ, МУ, Т. | МУ, РМ, Т С. 50-54 | |
13 | Бизнес и экономика | Объяснять, что такое предпринимательство; называть его организационно-правовые формы, характеризовать их. | РМ, МУ, Пр П. 5 | |
14 | Вокруг бизнеса | Называть и характеризовать этапы, через которые проходит каждый предприниматель; называть перечень необходимых документов; составлять и защищать бизнес-план | МУ, РМ, п. 6 с. 67-70 Составить бизнес-план | |
15 | Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. | Называть источники финансирования бизнеса; основные принципы менеджмента и основы маркетинга; работать с документами; составить рекламный проект. | МУ, РМ, Пр С. 70-78 рекламный проект | |
16 | Роль государства в экономике | Определять роль государства в экономике, характеризовать экономические функции государства и механизмы государственного регулирования рыночной экономики. | МУ, РМ, Д, С. 78-82 | |
17 | Госбюджет. Основы денежной и бюджетной политики | Характеризовать основы денежной и бюджетной политики; решать задачи, работать с документами, МУ, РМ,Т. | МУ, РМ, Т С. 84-91 | |
18 | Банковская система. | Характеризовать банковскую систему и роль центрального банка; называть иные финансовые институты и их роль в экономике. Работать с МУ, РМ, Т. | МУ, РМ, Т с. 91-96 П. 8, задания | |
19 | Финансовые институты. | Называть финансовые институты, характеризовать деятельность Пенсионного фонда, инвестиционных и страховых компаний, бирж, межгосударственные финансовые институты. | С. 95-96 МУ, РМ, Т. | |
20 | Виды, причины и последствия инфляции. | Объяснять содержание понятия «инфляция», называть ее причины, определять последствия. Работать с МУ, РМ, Т. | МУ, РМ, Т, 97-103 | |
21 | Рынок труда. Безработица | Характеризовать рынок труда, востребованные и невостребованные профессии в современном мире. Называть причины и и социальные последствия безработицы. Работать с МУ,РМ, СМИ,Т. | МУ, РМ, Пр, задачи П. 9 | |
22 | Государственная политика в области занятости. | Характеризовать основные направления политики государства в области занятости, называть ее цели и результаты, разрабатывать собственные варианты решения проблемы безработицы. Работать с МУ, РМ, Т,СМИ. | МУ, РМ, СМИ,Т, с. 110-115 | |
23 | Мировая экономика | Объяснять, что такое мировая экономика и основные понятия темы; характеризовать государственную политику в области международной торговли; | МУ, РМ, Т, СМИ П. 10 с. 116-123 | |
24 | Глобальные проблемы экономики. | Называть глобальные экономические проблемы и предлагать свои пути их решения. Работать с СМИ, МУ, РМ,Т. | СМИ, РМ, МУ,Т. С. 123-127 | |
25 | Экономика потребителя. | Характеризовать экономику потребителя. Работать с МУ, РМ, Т. | МУ, РМ, Т П. 11 с. 128-132 | |
26 | Защита прав потребителя. | Характеризовать основы защиты прав потребителя, работать с документами, Решать задачи. | РМ, задачи. | |
27 | Экономика производителя. | Характеризовать экономику производителя, работать с МУ, РМ, Т. | МУ, РМ, задачи С. 138-139 | |
28 | Рациональное экономическое поведение производителя и потребителя. | Выявлять основы рационального поведения производителя и потребителя, составлять рекомендации, работать с МУ, РМ, Т. | П. 11 МУ, РМ, Т. | |
Раздел 2. Проблемы социально-политического развития общества (14 час) | ||||
29 | Свобода в деятельности человека | Определять значение свободы и необходимости в человеческой деятельности; выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. Работать с МУ, РМ, Т. | МУ, РМ, Д, П. 12 с.140-144 | |
30 | Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. | Характеризовать свободное общество и ответственность человека за выбор в условиях альтернативы. Раскрывать содержание фразы «Свобода есть осознанная необходимость».Работать с МУ, РМ, СМИ, Т. | С 144 – 148 РМ, МУ, СМИ, Т. | |
31 | Общественное и индивидуальное сознание. | Характеризовать сущность и особенности общественного сознания, его структуру; называть различия между общественным и индивидуальным сознанием, их взаимосвязь. | МУ, РМ, Т. С. 148-158 | |
32 | Социализация индивида | Называть ступени и агентов социализации личности, анализировать ступени собственной социализации, ее трудности. | МУ, РМ, Т. | |
33 | Религиозные объединения и организации в РФ | Называть религиозные объединения и организации; характеризовать проблему поддержания религиозного согласия. Работать с РМ, СМИ,Т. | МУ, РМ, Т П. 13 | |
34 | Политическое сознание | Называть виды политического сознания; работать с МУ, РМ, Т. | МУ, РМ, СМИ П. 14 с. 158-160 | |
35 | Политическая идеология. | Раскрывать суть политической идеологии и называть ее виды; определять роль идеологии в политической жизни. Работать с материалами СМИ. | С. 160-167 МУ, РМ, Т, СМИ | |
36 | Политическая психология | Раскрывать содержание политической психологии, ее составные части, работать с материалами СМИ, Т. | С. 167-172 СМИ, РМ, Т. | |
37 | Политическое поведение | Характеризовать многообразие форм политического поведения; приводить примеры из исторической практики. Работать с материалами СМИ. | С. 173-177 СМИ, РМ, МУ, Т. | |
38 | Современный терроризм, его опасность. | Разъяснять понятия терроризм и экстремизм, называть их последствия и пути борьбы с ними. Работать с материалами СМИ, Т. | МУ, РМ, СМИ, Пр С. 177-181 | |
39 | Роль СМИ в политической жизни. | Характеризовать взаимосвязь СМИ и политического сознания; определять роль СМИ в политическом поведении граждан; высказывать свои мысли и аргументировать их. Работать с материалами СМИ,Т. | МУ, РМ, СМИ П. 14 | |
40 | Политическая элита | Характеризовать политическую элиту, называть ее особенности и роль в политической жизни общества; приводить конкретные примеры из жизни российского общества | МУ, РМ, СМИ П.16 с. 182-185 | |
41 | Политическое лидерство | Характеризовать суть политического лидерства, его типологию; анализировать поведение лидеров и ведомых, их взаимосвязь. Работать с РМ, СМИ, Т. | МУ, РМ, Т, СМИ П. 16, задания | |
42 | Лидеры и ведомые. Диспут. | Высказывать собственное мнение, аргументировать его, анализировать материалы СМИ. Готовить сообщения. | МУ, РМ, СМИ, Т П. 17 | |
Раздел 3. Правовое регулирование общественных отношений (20 час) | ||||
43 | Гуманистическая роль естественного права | Называть подходы к пониманию права, давать их характеристику в развитии; составлять конспект. Работать с РМ, МУ,Т. | МУ, РМ П. 19 | |
44 | Законотворческий процесс в Российской Федерации | Называть и характеризовать стадии законотворчества; анализировать деятельность ГД, органов местного самоуправления в этом направлении. Работать с МУ, РМ, СМИ. | МУ, РМ, СМИ С. 224- 228 | |
45 | Гражданин, его права и обязанности. | Называть и анализировать основные права и обязанности гражданина РФ; условия гражданства в РФ; работать с документами. | МУ, РМ, Т П. 20, с. 228-232 | |
46 | Воинская обязанность. | Характеризовать положение военнослужащего, возможность альтернативной гражданской службы; работать с РМ, СМИ. | МУ, РМ,СМИ С. 232 - 238 | |
47 | Права и обязанности налогоплательщика | Называть права и обязанности налогоплательщика, характеризовать механизм их защиты. | С. 234-238 | |
48 | Экологическое право | Определять основные положения экологического права РФ; комментировать статьи законов; работать с РМ, СМИ,Т. | МУ, РМ, Т, Пр «Че П. 21 | |
49 | Гражданское право | Выделять основные положения гражданского права РФ; комментировать статьи законов, решать практические задачи. | МУ, РМ, Т П. 22 | |
50 | Имущественные права | Характеризовать основные имущественные права граждан. Работать с РМ, Т. | С. 253-255 | |
51 | Неимущественные права: честь, достоинство, имя. | Называть основные неимущественные права граждан, характеризовать механизм их защиты. Решать практические задачи. | С. 255-262 | |
52 | Семейное право | Характеризовать основные положения семейного права РФ; анализировать статьи законов. Решать практические задачи. | МУ, РМ, Т, Д П. 23 | |
53 | Правовое регулирование отношений супругов. | Анализировать основные положения семейного права, регулирующие отношения супругов. | С. 268-274 | |
54 | Занятость и трудоустройство | Характеризовать занятость населения, процесс трудоустройства. Приводить примеры социальной защиты и социального обеспечения населения. | С. 279-282 | |
55 | Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. | Анализировать основные положения трудового права РФ; комментировать статьи законов, решать практические задачи. | МУ, РМ, Т С. 282-286 | |
56 | Процессуальное право | Характеризовать основные положения и особенности процессуального гражданского и арбитражного процессов. | МУ, РМ, Т П. 25 | |
57 | Особенности административной юрисдикции | Объяснять, что такое административная юрисдикция, ее объекты, виды административных наказаний. Решать практические задачи. | ||
58 | Гражданский процесс: основные правила и принципы. | Характеризовать гражданский процесс, его особенности, правила и принципы. Решать практические задачи. | С. 288-292 | |
59 | Особенности уголовного процесса | Называть основные положения уголовного права РФ; комментировать статьи законов, решать практические задачи. | МУ, РМ, Т П. 26 | |
60 | Суд присяжных. Конституционное судопроизводство | Характеризовать процесс конституционного судопроизводства и его основные стадии. Суд присяжных, его роль. | МУ, РМ, Т П. 27 | |
61 | Международная защита прав человека | Характеризовать международную систему защиты прав человека в условиях мирного и военного времени; | МУ, РМ,Т П. 27 | |
62 | Международное гуманитарное право. | Анализировать основные положения международного гуманитарного права | МУ, РМ,Т П. 28 | |
Заключительные уроки (2 час) | ||||
63 | Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. | Назвать особенности современного мира, прогнозировать развитие общества; высказывать свое мнение и аргументировать его | МУ, РМ, Т П. 29 | |
64 | Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. | Характеризовать глобальные проблемы современности; предлагать свои варианты их решения | МУ, РМ, Пр П. 29 | |
65 | ||||
66 | ||||
67 | ||||
68 | ||||
69 | ||||
70 |
Резерв 6 час
Формы контроля ЗУН учащихся:
- наблюдение,
- беседа,
- фронтальный опрос,
- опрос в парах,
- практикум,
- тестирование,
- участие в проектной деятельности
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные,
- групповые,
- индивидуально-групповые,
- фронтальные,
- практикумы
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать
• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
• особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
• анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
• объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
• совершенствования собственной познавательной деятельности;
• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
• ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Учебно-методический комплекс
- Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. 6-11 классы Авторский коллектив под рук. Л.Н.Боголюбова. М,» Просвещение», 2010г.
- Федеральный компонент. Обществознание. М; «Просвещение» 2004г.
- Учебники:
- Обществознание . 10 кл. под ред . Л.Н. Боголюбова. М; «Просвещение», 2011г.
- Обществознание . 11 кл. под ред . Л.Н. Боголюбова. М; «Просвещение», 2011г.
4. Обществоведение. Методические рекомендации. 10-11 кл. М; «Просвещение», 2001г.
5. Обществознание. Методические рекомендации 10 класс. Под ред. Л.Н.Боголюбова. М;
«Просвещение», 2008г.
6. Обществознание. Методические рекомендации 11 класс. Под ред. Л.Н.Боголюбова. М;
«Просвещение», 2008г.
7. Краюшкина С.В. Тесты по обществознанию. 10 класс. М; «Экзамен», 2008г.
8. Краюшкина С.В. Тесты по обществознанию. 11 класс. М; «Экзамен», 2008г.
9. Материалы для подготовки к ГИА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по истории и обществознанию 6 класс
Рабочие программы по истории и обществознанию имеют следующую структуру: пояснительная запискахарактеристика программы, блочное планирование, требования к ЗУН и критерии оценивания учащихся, кал...

Рабочая программа элективного курса «Практическое обществознание», 9 класс
Рабочая программа элективного курса «Практическое обществознание» для 9 класса...

рабочая программа по истории и обществознанию 6 класс
Рабочая программа по истории 6 класс разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования. УМК по истории России состоит из комплекта ...

Рабочая программа и КТП по обществознанию 5 класс
Рабочая программа и КТП по обществознанию 5 класс...

Рабочая программа и КТП по обществознанию 7 класс
Рабочая программа и КТП по обществознанию 7 класс...

Рабочая программа и КТП по обществознанию 8 класс
Рабочая программа и КТП по обществознанию 8 класс...

Рабочая программа и ктп по обществознанию 5 класс
Рабочая программа по обществознанию для 5-9 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образован...