Итоговая письменная работа за курс основной школы по обществознанию.
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию по теме
Контрольно-обобщающий,письменный материал за курс основной школы.Имеются ответы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_po_obshch._8_kl.doc | 133.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Котякина Н.П.
Итоговая контрольная по обществознанию за курс 8 класса.
Часть 1
A1
Важным отличием человека от любого другого живого существа
является(-ются)
1) | мышление |
2) | инстинкты |
3) | рефлексы |
4) | потребности |
A2
Верны ли следующие суждения?
Личность человека
А. формируется в результате его взаимодействия с обществом.
Б. зависит от характера трудовой деятельности.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
A3
Общее для человека и животного качество -
1) | потребность в отдыхе |
2) | вера в сверхестественное |
3) | создание нового, не имеющего аналогов |
4) | постановка жизненных целей |
A4
Верны ли следующие суждения?
Свобода человека
А. невозможна во взаимодействии с другими людьми.
Б. предполагает связь с ответственностью за совершенные поступки.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
A5
Школьники вместе с родителями расчистили от мусора пустырь за школой и засадили его деревьями и кустарниками. Данный пример иллюстрирует деятельность
1) | игровую |
2) | трудовую |
3) | учебную |
4) | познавательную |
А6
Какие из приведенных терминов характеризуют сословное деление общества?
1) | пожилые люди, подростки |
2) | женщины, мужчины |
3) | маргиналы, средние слои. |
4) | дворянство, духовенство. |
4) | экономической |
А7
Политический статус человека в обществе характеризует
1) | занятие предпринимательской деятельностью |
2) | размещение крупного вклада в банке |
3) | занятие депутатской должности в парламенте |
4) | создание популярного литературного произведения |
А8
Какая из названных функций является внешней функцией современного государства?
1) | обеспечение народовластия, гарантированного участия граждан в управлении делами общества |
2) | организация воспитания подрастающего поколения в духе приверженности демократическим ценностям |
3) | обеспечение законности и правопорядка |
4) | отстаивание государственных интересов на международной арене |
А9
Верховная власть в этом государстве передается по наследству. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что данное государство является конституционной монархией?
1) | Монарх назначает главу кабинета министров. |
2) | Полномочия монарха ограничены законом |
3) | Послы иностранных государств вручают свои верительные грамоты монарху |
4) | Монарх является верховным главнокомандующим |
А10
Для какой из ведущих политических идеологий характерно высказывание: «Государство, страну нельзя рассматривать как чистый лист, всякое начертание в анналы истории страны должно опираться на опыт и устои предков»?
1) | консервативной |
2) | либеральной |
3) | социал-демократической |
А11
Первоначальный смысл слова «экономика» -
1) | торговое место |
2) | домашнее хозяйство |
3) | хозяйство страны |
4) | международная торговля |
А12
Экономическая наука изучает вопросы -
1) | принятия политических решений |
2) | взаимоотношений между государствами |
3) | рациональной организации хозяйства |
4) | укрепления национальной обороны |
4) | оба суждения неверны |
А13
Среди приведенных общественных отношений экономическими являются отношения
1) | по поводу власти в государстве |
2) | в сфере распределения материальных благ |
3) | между государством и гражданином |
4) | внутри социальных групп |
А14
Верны ли следующие суждения?
В традиционной экономике
А. хозяйственные отношения регулируются обычаями.
Б. большинство тружеников занято в промышленности.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
А15
Верны ли следующие суждения?
А. Для рыночной экономики важна конкуренция между товаропроизводителями.
Б. В командно- административной экономике отсутствует свободная конкуренцию.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
А16
В стране Н. существует товарное производство и денежное обращение. Большинство занятых трудится на промышленных предприятиях. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны Н. носит плановый (командно-административный) характер?
1) | молодые работники имеют льготы на предприятиях |
2) | цены на товары и услуги устанавливаются специальными государственными органами |
3) | государство осуществляет денежную эмиссию |
4) | большинство работников трудится на промышленных предприятиях |
А17
Исторически наиболее ранний тип экономики – традиционная. Характерный для нее признак -
1) | преобладание свободного рыночного хозяйства |
2) | регулирование производства товаров при помощи обычаев |
3) | конкуренция на рынках товаров монополистов и свободных производителей |
4) | централизованное государственное управление хозяйством |
А18
Гражданин Ф. подарил своему сыну на шестнадцатилетие принадлежащий ему ноутбук. Этот пример, прежде всего, иллюстрирует право собственника
1) | владеть |
2) | распоряжаться |
3) | пользоваться |
4) | наследовать |
А19
Конкуренция товаропроизводителей на рынке приводит к
1) | уравновешиванию спроса и предложения |
2) | снижению объемов производства |
3) | увеличению расходов на природоохранную деятельность |
4) | снижению косвенных налогов |
А20
Предприятия различных форм собственности (государственные, акционерные, индивидуальные частные) объединяет необходимость
1) | выпуска ценных бумаг |
2) | увеличения количества занятых |
3) | уплаты налогов в государственный бюджет |
4) | выхода на внешний рынок |
Часть 2
В1
Ниже приведен ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к понятию «рыночная экономика».
Конкуренция, частная собственность, свобода потребителя, предпринимательство, директивные цены, спрос.
Найдите и укажите термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию.
Ответ: ___________________________ .
В2
Установите соответствие между типами экономических систем и характеризующими их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | ТИПЫ ЭКОНОМИКИ | ||
1) | свободная конкуренция | А) | рыночная |
2) | цены определяет спрос и предложение | Б) | традиционная |
3) | государство директивно руководит экономикой | В) | плановая |
4) | преобладает натуральное хозяйство |
Впишите полученный ответ в таблицу.
1 | 2 | 3 | 4 |
Ответ: ___________________________ .
В3
Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
1) | Крупная иностранная компания вложила средства в строительство предприятия в России. |
2) | Подобное явление, полагаю, свидетельствует об инвестиционной привлекательности нашей страны. |
3) | Думается, что привлечение инвестиций из-за рубежа будет способствовать созданию новых рабочих мест. |
4) | Отечественный предприниматели также вкладывают больше средств в строительство предприятий, чем в предыдущие годы. |
Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер,
Б) характер оценочных суждений.
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.
1 | 2 | 3 | 4 |
Ответ: ___________________________ .
В4. Ниже приведён ряд понятий. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «духовная культура».
1) ценности | 2) творчество | 3) искусство | 4) наука |
5) фабрика |
Найдите и выпишите номер понятия, выпадающего из этого ряда.
Ответ: _______________
Часть 3
Прочитайте текст и выполните задания С1 – С6.
Культура — это все, что не природа; все, что человек искусственно создал сам. Но в то же время культура всегда развертывается и существует только на основе природы. Если назвать культуру мозгом, то природа — это тело культуры. Мы должны хранить и оберегать это тело, если хотим остаться живыми. В состав культуры входит и отношение человека к природе.
С давних времен существовали два подхода к окружающему миру — теоретический и мифопоэтический. Последний ярче всего выражен в искусстве, однако вовсе не является его монополией. Мифопоэтическое восприятие мира было господствующим в архаической и античной культурах.
Можно видеть окружающий нас мир, землю как склад полезных ископаемых, как хранилище энергии, и это будет теоретически вполне разумным, но не культурным отношением. Культурный человек видит в природе не просто мертвую материю, не просто землю как источник урожаев, но еще и землю как мать. Это не наивная ошибка, а глубокое проникновение в суть природы. Если мы не можем оценить его. то не потому, что выросли и стали умными, а потому, что стали людьми односторонними, плоскими и в этом смысле малокультурными. «Однажды весенним утром, — рассказывал известный естествоиспытатель Г. Фехнер, - я вышел прогуляться. Поля зеленели, птицы пели, роса блестела... на всех вещах лежал свет как бы некоторого преображения. Это был только маленький кусочек Земли; это было только одно мгновение ее существования; и все же по мере того, как мой взор охватывал ее все больше и больше, мне представлялось не столь прекрасным, но столь верным и ясным, что она есть ангел, ангел столь прекрасный и свежий, и подобный цветку, и при этом столь неуклонно, столь согласно с собою движущийся в небесах, обращающий все свое живое лицо к Небу, и несущий меня вместе с собой в это Небо, — что я спросил самого себя, как могут людские мнения быть до такой степени отчуждаемы от жизни, что люди считают землю только сухой глыбой...».
По материалам энциклопедии для школьников
С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).
С2. Какими словами автор объясняет связь культуры и природы? Приведите любые две фразы.
С3. Какие два подхода к окружающему миру приведены в тексте? Кратко объясните суть каждого из них.
С4. Проиллюстрируйте тремя примерами положение текста: «Культура — это все, что не природа; все, что человек искусственно создал сам».
С5. В тексте приведен фрагмент рассказа известного естествоиспытателя Г. Фехнера. Какому из двух подходов к окружающему миру соответствует этот рассказ? Подтвердите свое мнение фрагментом текста.
Ключи: Итоговая контрольная по обществознанию за курс 8 класса.
Часть 1 ( 1 балл за ответ)
№ задания | Ответ | № задания | Ответ |
А1 | 1 | А11 | 2 |
А2 | 3 | А12 | 3 |
АЗ | 1 | А13 | 2 |
А4 | 2 | А14 | 1 |
А5 | 2 | А15 | 3 |
А6 | 4 | А16 | 32 |
А7 | 3 | А17 | 2 |
А8 | 4 | А18 | 2 |
А9 | 2 | А19 | 1 |
А10 | 1 | А20 | 3 |
Часть 2( 1 балл за ответ)
№ задания | Ответ |
В1 | Директивные цены |
В2 | ААВБ |
ВЗ | АББА |
В4 | фабрика |
Максимальный балл за часть 1 и 2---------- 24балла.
Часть 3
С1. Выделите основные смысловые части текста/Озаглавьте каждую из них
(составьте план текста). Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Могут быть выделены следующие смысловые части: 1) что такое культура; 2) два подхода к окружающему миру. Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагментов текста, и выделение дополнительных смысловых блоков. | |
Выделены основные смысловые части текста, их названия (пункты плана) соответствуют содержанию. Количество выделенных частей может быть различным | 2 |
Выделены не все основные части текста, их названия (пункты плана) соответствуют основным идеям выделенных фрагментов, ИЛИ не все выделенные части текста соответствуют содержательно и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ не все названия выделенных частей соответствуют их содержанию | 1 |
Ответ неверный или отсутствует | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С2. Какими словами автор объясняет связь культуры и природы? Приведите любые две фразы. Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Могут быть приведены следующие фразы: 1) «культура — это все, что не природа; все, что человек искусственно создал сам»; 2) «культура всегда развертывается и существует только на основе природы»; 3) «если назвать культуру мозгом, то природа — это тело культуры; 4) «в состав культуры входит и отношение человека к природе». | |
Приведены две фразы | 2 |
Приведена одна фраза | 1 |
Ответ неверный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С3. Какие два подхода к окружающему миру приведены в тексте? Кратко объясните суть каждого из них. Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Правильный ответ должен содержать подходы и объяснения, например: 1) теоретический подход рассматривает окружающий «мир, землю как склад полезных ископаемых, как хранилище энергии; 2) мифопоэтический подход подчеркивает красоту природы. Объяснения могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках. | |
Названы два подхода, объяснена сущность каждого подхода | 2 |
Названы один-два подхода, объяснена сущность одного любого подхода. | 1 |
Названы два подхода без объяснений, ИЛИ приведены объяснения без указания подходов, ИЛИ ответ неверный или отсутствует | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С4. Проиллюстрируйте тремя примерами положение текста: «Культура это все, что не природа; все, что человек искусственно создал сам». Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Фраза текста может быть проиллюстрирована такими примерами: 1) к материальной культуре относятся здания, сооружения, то есть постройки, которых нет в естественной среде; 2) общество искусственно выработало нормы, регулирующие деятельность людей; эти нормы зачастую противоречат природным инстинктам человека; 3) язык, искусство, наука не существуют сами по себе в природной среде, но были созданы обществом в процессе преобразования природной среды. Фраза текста может быть проиллюстрирована другими примерами. | |
Фраза текста проиллюстрирована тремя примерами | 3 |
Фраза текста проиллюстрирована двумя примерами | 2 |
Фраза текста проиллюстрирована одним примером | 1 |
Ответ неверный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
С5. В тексте приведен фрагмент рассказа известного естествоиспытателя Г. Фехнера. Какому из двух подходов к окружающему миру соответствует этот рассказ? Подтвердите свое мнение фрагментом текста. Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) дан ответ на вопрос, например: рассказ Г. Фехнера соответствует мифопоэтическому подходу; Ответ на вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке. 2) приведен фрагмент текста: «...я спросил самого себя, как могут людские мнения быть до такой степени отчуждаемы от жизни, что люди считают землю только сухой глыбой». | |
Дан правильный ответ на вопрос, приведен фрагмент текста | 2 |
Дан правильный ответ, ИЛИ приведен фрагмент текста | 1 |
Ответ неверный или отсутствует | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Максимальный балл за часть 3---------- 11баллов
Итоговый максимальный балл-35баллов
Оценка 5------------25-35б
Оценка 4------------16-25б
Оценка3------------10-15б.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая контрольная работа по информатике за курс основной школы
Контрольная работа составлена на основе материалов ГИА 209-2012. Состоит из трех частей: Часть А с выбором варианта ответа, часть В - с открытым ответом и часть С - составление программы на язык...
Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы
Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...
итоговая контрольная работа по химии за курс основной школы
материал подобран с учетом самых важных химических знаний за курс основной школы.Представлены 2 варианта работы , а также разные уровни контрольных работ....
Пропедевтическая работа по разделу "Орфография" в курсе основного образования при подготовке учащихся к ЕГЭ
Это опыт работы учителя при подготовке к ЕГЭ. Ценность данного опыта заключается в том , что учителем разработана система методов и средств при обобщении и систематизации знаний учащихся в выпускном к...
Итоговая тестовая работа по биологии за курс основной школы (10 вариантов).
Итоговая работа составлена в соответствии с «Обязательным минимумом содержания образовательной программы по биологии» и уровнем подготовки выпускников 9 класса.Основание: 1.Прог...
Программа курса внеурочной деятельности «Обществознание: решу ОГЭ: Практические задания ОГЭ» основного общего образования
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Обществознание: решу ОГЭ: Практические задания ОГЭ» разработана на период до 2023 года.Настоящая рабочая программа сформирована на основани...
Итоговая работа по курсу «Функциональная грамотность как метапредметный результат на уровне основного общего образования: инструменты формирования и основные смыслы оценивания (читательская грамотность)»
Итоговая работа на тему: «Комплект заданий по тексту Л Яхнина «Последняя рубашка »для оценки уровня читательской грамотности»...