Деньги в нашей жизни
классный час по обществознанию (10 класс) на тему
Классный час для 10 класса. Содержит конспект и презентацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dengi_v_nashey_zhizni.rar | 1012.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕНЬГИ В НАШЕЙ ЖИЗНИ
Подготовила и провела
учитель истории и обществознания
МБОУ «Центр образования»
городского округа город Фролово
Дзюина Н.В.
Цель. Дать понятие сущности денег, их роли в повседневной жизни.
Задачи.1). Ознакомить учащихся с основными элементами культуры обращения с деньгами; 2). Обсудить вопросы нравственности, возникающие при обращении с деньгами; 3). Объяснить необходимость денег, способствовать формированию нравственной позиции в решении денежных вопросов.
Оформление. Плакаты, схемы, стенгазеты по теме: «Деньги», «История денег».
Класс: 9, 10
Учитель. Да, деньги нужны каждый день, мы все зависим от них. Деньги определяют достаток семьи, благополучие государства. Все вы с детства знаете, что деньги всегда нужны и что чаще — всего их не хватает. Но что такое деньги, всегда ли они были и когда появились, обычно над этим никто не задумывается. Сегодня попробуем узнать побольше об истории денег, о том, что же такое деньги, какие бывают деньги, как к ним относиться, чтобы они были надежными и верными помощниками. Итак, мы начинаем.
Звучит запись группы ABBA «Money, Money».
1-й ученик. Когда точно появились деньги, никому не известно. Кто их изобрел, сказать невозможно. Ученые предполагают, что произошло это примерно семь тысяч лет назад, в то время, когда возникла необходимость обмена излишками нужных продуктов питания и производимых предметов обихода. Но как обменять глиняный горшок на курицу? Или зерно на оружие? Вы думаете, это просто? Давайте попробуем.
1 задание: всем ребятам раздаются карточки с изображением различных предметов, причем указано, на что можно обменять и что нужно выменять. Время задается — 10 минут.
2-й ученик. Долго маялись наши предки, пока не сообразили: надо выбрать из товаров какой-то один и сравнивать с ним ценность других. Такой товар деньгами как таковыми еще не был, но роль их до поры до времени выполнял успешно. Например, у многих народов роль денег выполняли домашние животные. Скот считали по головам. От количества голов зависело богатство. Древние римляне произносили слово «головы» как «капитал». Отсюда и произошло понятие «капитал», что означало «главное имущество». Французский этнограф Клод Энер, изучавший в республике Чад жизнь кочевников, рассказывал: «Основное богатство — скот, главный подвиг — угон его от соседей». Но не только скот являлся главной и единственной денежной единицей в прежние времена.
3-й ученик. Вот перечень лишь некоторых предметов, которые использовались в качестве денег в разные времена у разных народов: рыба, меха, жемчужины, коровьи черепа, нанизанные на шнур клыки и хвосты свиней, зубы собак, кенгуру и дельфинов, стеклянные бусины, раковины, перья попугаев, используемые для выкупа за невесту в Новой Гвинее вплоть до наших дней, куски меди, бруски соли, железные прутья, бронзовые колокольчики, мешочки с бобами какао и так далее.
4-й ученик. А вот еще удивительная единица — фея, но это сказочный персонаж в воздушных одеждах, с прелестным личиком, нежным голосом и умением творить добрые волшебства. Фея — это самая крупная и странная форма каменных денег, с острова Яп, расположенного в западной части Тихого океана. Феи — это огромные каменные круги диаметром до трех с половиной метров и весящие около пяти тонн. Монеты — феи лежали перед домом владельца, свидетельствуя о его богатстве.
1-й ученик Проблема заключалась в том, что один товар, используемый в качестве денег, не похож на другой, и, как правило, его нельзя делить на части. Например, английский капитан Верни Камерун, побывавший в Африке, рассказывал о том, как он покупал лодку, чтобы переправиться через озеро. Для этого ему пришлось обменять имевшуюся у него проволоку на сукно, сукно на слоновые бивни, и только после этого в обмен на бивни он получил лодку. На этот обмен у капитана ушло приблизительно десять дней.
2-й ученик. Со временем роль всеобщего обменного товара закрепилась за благородными металлами — золотом и серебром, так как они легко превращаются в слитки, делятся на части и мало изнашиваются. Первые металлические монеты появились 27 веков назад в античном государстве на берегу Эгейского моря — Лидии на рубеже VIII—VII веков до н.э. Эти монеты чеканили из природного сплава золота и серебра.
2 задание. «Вопрос-ответ».
Что считать в чужом кармане нехорошо, но очень интересно?
(Деньги.)
Делать это ни в чужом, ни тем паче в своём доме не стоит: деньгу выжить можно.
(Свистеть.)
У кого нет денег, чтобы обуться?
(У босяка.)
Что сколачивают из денег?
(Капитал.)
Девизом какого великого американца стали слова: «Время – деньги».
(Бенджамина Франклина.)
В Японии богатые гребут деньги граблями (бамбуковыми). А чем наши богачи гребут деньги?
(Лопатой. Гребёт деньги лопатой.)
Какое животное всегда при деньгах?
(Поросёнок, у него всегда есть пятачок.)
Название какой горы на Северном Урале ласкает слух всех экономистов, банкиров и предпринимателей?
(Денежкин Камень, 1493 м.)
Что проверяют, не отходя от кассы?
(Деньги.)
«Монета» для казино – это ... Что?
(Фишка.)
Нумизматы ценят в купюрах год выпуска, а все остальные – количество ... Чего?
(Нулей.)
Скажите одним словом «наказание деньгами».
(Штраф.)
Какой песенный остров весь покрыт американской валютой?
(Остров Невезения. «Весь покрытый зеленью, абсолютно весь...».)
Как называется ожерелье из монет?
(Монисто.)
Назовите русского художника-иконописца с валютной фамилией.
(Андрей Рублёв.)
Монолит – это купюра в один лит, так ли это?
(Нет. Это цельная каменная глыба.)
Чем принято умываться на Новый год в Венгрии, чтобы весь год быть обеспеченным?
(Буквально деньгами!)
Какой футбольный клуб, один из сильнейших в мире, носит название денежной единицы?
(«Реал». Реал – денежная единица Бразилии.)
3-й ученик. В нашей стране первоначально основной денежной единицей была гривна — серебряный слиток определенного веса. Гривну можно было рубить на части, отсюда и название — рубль. Когда товар стоил дешевле, рубили на части и рубль: пополам — получались две полтины, или же на пятьдесят резаний. А вот название копейки связывают с изображением на серебряной монете Московского княжества Святого Георгия на коне и с копьем в руке. Копейка стала основной разменной монетой на Руси. Ее приравняли к рублю в соответствии 100 : 1.
4-й ученик. Само название «деньги» произошло от слова «деньга». Так называлась серебряная монета, которую чеканили в годы правления Дмитрия Донского. Позже вместо деньги в обращении появилась копейка, но название осталось. Курьезный факт из нашей истории: императрица Елизавета Петровна за понравившуюся ей оду М. В. Ломоносова пожаловала ученому премию в две тысячи рублей. Премию выплатили медными монетами, общий вес составил три с лишним тонны. На перевозку «премии» потребовалось несколько подвод.
1-й ученик. Да, металлические деньги были не всегда удобны. Но, когда в конце XIII века венецианский купец Марко Поло вернулся на родину после долгого путешествия по Китаю и рассказывал, что в Китае платят за товары «бумажками с печатью», ему не верили. Только к XVII веку бумажные деньги распространились в большинстве европейских стран. В 1994 году европейские бумажные деньги отпраздновали свой трехсотлетний юбилей. Именинником был английский фунт стерлингов.
2-й ученик. А в России бумажные деньги появились в 1769 году. Их название «ассигнации» происходили от латинского слова «ассигнацию» — «назначение» (в смысле "назначить", «вводить в обращение»). Ввела в обращение бумажные деньги Екатерина II. Ее портрет украшал 100-рублевую купюру, отсюда и название «катенька».
3-й ученик. Для денег не существует границ и для их названий тоже. Название американского доллара, например, произошло от слова «таллер». Так называлась серебряная монета, которая чеканилась сначала в Германии, а позже и в других странах Европы. Американская валюта, кроме немецкого имени, имеет еще и русскую «внешность»: рисунок банкноты достоинством в один доллар выполнен русским художником Сергеем Макаронским.
4-й ученик. Кроме американцев, жители одиннадцати других стран называют свою валюту словом «доллар». Не только французы, но и жители еще семи государств называют собственную валюту — «франк». Европейские государства пришли к пониманию необходимости единой денежной единицы, так называемой «евро». К тому же, по мнению многих экономистов, бумажные деньги устарели. В наши дни во многих странах современный человек может практически ежедневно обходиться без наличных денег — их заменяют пластиковые кредитные карточки, по сути — электронные деньги.
3 задание. «Деньги – страны».Раздаются карточки на которых написаны название денег и стран. Определить пары.
Злотый - Польша
Марка - Германия
Рупия - Индия
Донг - Вьетнам
Шекель - Израиль
Юань - Китай
Иена - Япония
Ведущий. Итак, мы очень коротко попытались проследить историю денег от их появления до сегодняшнего дня. Теперь вы можете себе представить, что деньги — это не такая уж и простая вещь, хотя и вполне обычная в нашей жизни. Недаром о деньгах, о том, как к ним относиться, было написано немало научных трудов. Но и во многих литературных произведениях герои рассуждают о деньгах, демонстрируя свое отношение к ним. Сейчас я предлагаю провести небольшое состязание — литературную викторину.
4 задание: «Викторина». 1. Герой, какого произведения наивно последовал этому совету: «…на этом поле выкопай ямку, скажи три раза «Крекс, фекс, пекс», положи в ямку золотой, засыпь землей, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать. Наутро из ямки вырастет небольшое дерево, на нем вместо листьев будут висеть золотые монеты». (А. Н. Толстой. «Золотой ключик»).
2. Между кем и в каком произведении состоялся такой разговор: «Клад — это деньги такие и сокровища, которые люди в землю спрятали. Разбойники всякие. — А зачем? — А зачем ты косточки в саду закапываешь и под печку суешь? — Я? Про запас. — Вот и они про запас». (Э. Успенский. «Про дядю Федора», между котом Матроскиным и Шариком).
3. Какие деньги были в царстве царя Гвидона? (Золотые.
«Все скорлупки золотые. …Из скорлупок льют монету Да пускают в ход по свету»).
4. Кто и в каком произведении часто повторял: «Пиастры! Пиастры!» (Попугай Флинт из «Острова сокровищ» Л. Стивенсона).
5. Кто и при каких обстоятельствах, усмехнувшись при виде денег, сказал: «Негодный мусор, и на что ты мне теперь? Всю кучу золота я охотно отдал бы за любой из этих грошовых ножей. Мне некуда тебя девать. Так отправляйся же на дно морское». (Робинзон Крузо, герой книги Д. Дефо).
6. В какой сказке Андерсена собаки охраняли три сундука с деньгами?
(«Огниво».)
7. Героине какой сказки удалось за нетрудовую денежную единицу сделать выгоднейшую покупку к своему юбилею?
(«Муха-Цокотуха»)
8. В каком романе Булгакова на зрителей театра Варьете обрушился денежный дождь?
(«Мастер и Маргарита».)
9. Продолжите фразу секунданта Грушницкого: «Пуля – дура, судьба – индейка, а жизнь – ... »?
(Копейка. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».)
10. Остап Бендер придумал себе эпитафию: «Он любил и страдал». А что он любил и от чего страдал?
(Любил он деньги, а страдал от их недостатка.)
11. На денежной купюре какой страны был изображён мальчик, летящий на гусе?
(Швеции.)
12. К 200-летнему юбилею Виктора Гюго французы выпустили золотую монету в 20 евро. На реверсе - юбиляр; на аверсе - этот герой «Отверженных» и вид парижского квартала. Кто же этот герой?
(Гаврош.)
13. Назовите фамилию братьев с банкноты в 1000 немецких марок?
(Братья Гримм.)
Ведущий. Появление денег было не менее важно для развития человечества, чем изобретение паровой машины, железных дорог или телефона. Никакие машины не способны выполнить так много работы и сберечь столько человеческих сил, как деньги. Но в то же время деньги вызывают ожесточенную борьбу за обладание ими, причем борьбу беспощадную. Жажда денег доводит людей до преступлений, развивает алчность, скупость, превращает накопление денег в жизненную цель. Сколько смертей, сколько горя связано с жаждой денег! Вот как об этом написал А.С. Пушкин в «Скупом рыцаре»:
Барон смотрит на свое золото.
Кажется, не много,
А скольких человеческих забот,
Обманов, слез, молений и проклятий
Оно тяжеловесный представитель!
Да! Если бы все слезы, кровь и пот,
Пролитые за все, что здесь хранится,
Из недр земных все выступили вдруг,
То был бы вновь потоп — я захлебнулся б
В моих подвалах верных.
А вот как выразил свое мнение о деньгах древнегреческий драматург Софокл: «Ничто не содействует в такой мере, как деньги, установлению среди людей дурных законов и дурных нравов, деньги поселяют раздоры в городах и изгоняют людей из жилищ, деньги обращают людей самых благородных ко всему постыдному и гибельному для человека, они же научают извлекать из всякой вещи только зло и беззаконие».
Вот такой парадокс — с одной стороны, деньги — великое изобретение человечества, без которого невозможен был прогресс, а с другой стороны, это — зло, от которого только беды и несчастья.
5 задание «Пословицы» .Я предлагаю вам поиграть: у каждого из вас на столе карточка, на которой написана часть пословицы. Найдите свою пару, составьте всю пословицу целиком и запишите ее на доске.
(Денег куры не клюют. Без копейки рубля не бывает. Захочешь добра — посыпь серебра. С деньгами мил, без денег постыл. Не хвались серебром, хвались добром. Без нужды живет, кто деньги бережет. Долго спать, с долгом встать. И слова не скажи, только грош покажи. Есть грош, будет и рожь. Денежка не бог, а бережет. Через золото слезы льются. Без денег сон крепче. Тот мудрен, у кого карман ядрен).
Ведущий. Да, природа денег оказывается достаточно сложной, об этом в свое время Уильям Ю. Глад-стон, премьер-министр Великобритании, заметил: «Даже любовь не свела с ума стольких людей, сколько мудрствования о сущности денег». Казалось бы, деньги созданы человеком, однако ведут себя подчас как природная стихия. Предпринимателям известно — когда дело касается денег, невозможно учесть все случайности. А денежное обращение — это такой чувствительный механизм, что учитывать в работе с ним нужно все. Что, разумеется, невозможно. Поэтому часто говорят, что деньги нужно чувствовать.
Ведущий. Чем бы вы ни занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены! Например, здоровье. Не экономьте на здоровье! Помните, что за деньги не купишь хорошее настроение. Или уважение окружающих. Или любовь близких. Не обедняйте себя, стараясь все соизмерить с деньгами. Далеко не все продается и покупается. Прислушайтесь к мнению французского писателя Жана де Лабрюйера: «Богатству иных людей не следует завидовать: они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого».
Деньги сами по себе не приносят несчастья, все определяет отношение к ним человека. Общий язык с деньгами можно найти, если не делать накопление их смыслом всей своей жизни и тем более не использовать для этого нечестные методы.
Культура общения с деньгами — часть общей культуры человека. Она заключается в здоровом отношении человека к деньгам, должна воспитываться с детства и быть основой отношений между людьми, в которых, так или иначе, используются деньги.
А чтобы не страдать от недостатка денег и в то же время не попадать в полную от них зависимость, неплохо бы следовать таким советам:
Советы.
1. Не стыдитесь вести денежные подсчеты. Это всегда делали многие известные люди, не знавшие недостатка в деньгах.
2. Но все же подсчеты лучше вести не на людях, а наедине с собой, ведь это ваше личное дело.
3. Планируйте свои расходы. Будьте разумны в тратах: пока вы не столь богаты, чтобы удовлетворять все свои желания.
4. Но никогда не экономьте на заботе о своих близких! Даже небольшие подарки порадуют их, кроме того, порадуют вас: ведь подарки так же приятно дарить, как и получать.
5. Старайтесь не влезать в долг! Никогда и ничего не просите, говорит один из главных героев романа «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. Никогда и ничего, и особенно у тех, кто сильнее вас.
6. Если у вас возникнут трудности, приложите усилия в поисках решения, не спешите раздражаться или начинать жаловаться.
7. Старые русские купцы говаривали: «Денежку наживай, да честь не продавай» и еще «Превыше всего прибыль, а честь — выше прибыли». Пусть этот девиз станет и вашим девизом в жизни.
Ведущий.
Я думаю, ребята, что сегодняшний урок будет вам полезен, прежде всего, тем, что вы немного по-другому теперь будете смотреть на деньги. Вступая во взрослую жизнь, вы вспомните сегодняшний разговор и постараетесь разумно и честно зарабатывать и тратить деньги. Ведь как сказал почти четыреста лет назад Ф. Бэкон: «Деньги — очень плохой хозяин, но очень верный и нужный помощник!».
Дополнительный материал ( для распечатки)
Злотый Польша
Марка Германия
Рупия Индия
Донг Вьетнам
Шекель Израиль
Юань Китай
Иена Япония
Курица (пшено)
Пшено (мясо)
Мясо (бык)
Бык (золото)
Золото (меха)
Меха (рыба)
Рыба (серебро)
Серебро (уголь)
уголь (метал)
Метал (осел)
Осел (стул)
Стул
Денег куры не клюют.
Без копейки рубля не бывает.
Захочешь добра — посыпь серебра.
С деньгами мил, без денег постыл.
Не хвались серебром, хвались добром.
Без нужды живет, кто деньги бережет.
Долго спать, с долгом встать.
И слова не скажи, только грош покажи.
Есть грош, будет и рожь.
Денежка не бог, а бережет.
Через золото слезы льются.
Без денег сон крепче.
Тот мудрен, у кого карман ядрен.
Рыба меха жемчужины
коровьи черепа
нанизанные на шнур хвосты свиней
зубы собак стеклянные
бусины раковины перья
куски меди бруски соли
железные прутья
бронзовые колокольчики
мешочки с бобами какао
газетная бумага зерно
сало
удобрение
автомобиль книга
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы отрытого урока "Деньги в нашей жизни"
Тема открытого урока: "Деньги в нашей жизни" Дисциплина: Экономическая теорияГруппа: 2 курс...
Внеклассное мероприятие: "Деньги в нашей жизни"
Мероприятие о роли денег в жизни человека....
Тематический урок " Свет в нашей жизни. Как сберечь энергию?" ( в рамках Всероссийский урок " Свет в нашей жизни.")
В рамках совместного плана действий Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует организовать проведение во всех образовательных организациях Российской Федерации 15 декабря 2015 ...
Воспитательное занятие тема: "Деньги в нашей жизни"
Воспитательное занятие для учеников 9 класса, приуроченное к циклу занятий по профориентационной работе....
Презентация к воспитательному занятию "Деньги в нашей жизни"
Данная презентация позволяет сделать занятие более интересным, помогает освоить знания по выбранной теме....
Классный час "Деньги в нашей жизни".
Классный час "Деньги в нашей жизни". Финансовая грамотность....
Классный час "Деньги в нашей жизни"
Классный час "Деньги в нашей жизни" разработан для учащихся 8 класса. В данной разработке рассматриваются функции денег, их роль в современном обществе, правила обращения с деньг...