Классный час "Деньги в нашей жизни"
классный час (8 класс)
Классный час "Деньги в нашей жизни" разработан для учащихся 8 класса. В данной разработке рассматриваются функции денег, их роль в современном обществе, правила обращения с деньгпми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Деньги в нашей жизни" | 43.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час в 8 классе
Тема: «Деньги в нашей жизни»
Цель: определить значимость денег в жизни человека, их роли в повседневной жизни.
Задачи:
1) знакомство с историей возникновения денег, основными элементами культуры обращения с деньгами;
2) обсудить вопросы нравственности, возникающие при обращении с деньгами;
3) воспитывать положительное отношение к богатству как результату труда человека.
(слайды № 1, 2)
Форма проведения: Классный час.
Оборудование: Презентация, проектор, ноутбук, монеты различного номинала, раздаточный материал.
Ход классного часа
1.Оргмомент.
Кл. рук. – Здравствуйте! Сегодня у нас классный час, и я надеюсь на взаимное сотрудничество и вашу активную работу. Итак, мы начинаем.
Эмоциональный настрой.
(На доске написаны слова: радость, любопытство, страх, безразличие, заинтересованность, удивление, новизна, равнодушие)
Кл.рук.- Обратите внимание на доску. Перед вами ряд слов. Выберите те слова, которые соответствуют вашему состоянию перед началом классного часа и запишите напротив выбранного слова ваше имя. (по очереди выбирают слова и записывают имя ).
- Почему вы выбрали именно эти слова? (дети объясняют).
- Ваше состояние вполне понятно, так как вы не знаете, о чём пойдёт речь, и как мы будем работать.
2. Введение в тему. Постановка цели, задач.
Кл. рук. - Обратите внимание на экран. Отгадайте загадки. (слайд №3-«Загадки»):
- Без ног ходят. (Деньги).
- Как не берегутся, а растрясутся. (Деньги)
- Штучка невеличка, а всякому нужна. (Денежная банкнота, монета)
- Для всех мы в обилии рождаемся на свет. У одних нас много, а у других нас нет. (Деньги)
- Маленькая, кругленькая из кармана в карман скачет. (Монета)
- Определите, о чём мы с вами будем сегодня говорить? (О деньгах)
- С какими словами ассоциируются у вас деньги? (дети отвечают)
- Итак, тема нашего классного часа: «Деньги в нашей жизни». (на доске).
- Какую цель и задачи вы поставите перед собой? (слайд № 2: цель, задачи).
3.История денег.
Кл.рук. Когда точно появились деньги, никому не известно. Кто их изобрёл, сказать невозможно. Учёные предполагают, что произошло это примерно 7 тысяч лет назад, в то время, когда возникла необходимость обмена излишками нужных продуктов питания и производимых предметов обихода. Но как обменять глиняный горшок на курицу? Или зерно на оружие? Вы думаете, это просто? Давайте попробуем. Предлагаю игру: попробуйте приобрести нужный вам товар, обменяв или выменяв на другой, имеющийся у вас.
(Игра. Детям раздаются карточки с изображением различных предметов, игрушки.)
Сообщения учащихся на тему «История денег».
- Ученик: Долго маялись наши предки, пока не сообразили: надо выбрать из товаров какой-то один и сравнивать с ним ценность других. Такой товар деньгами как таковыми ещё не был, но роль их до поры до времени выполнял успешно. Например, у многих народов роль денег выполняли домашние животные. Скот считали по головам. От количества голов зависело богатство. Древние римляне произносили слово «головы» как «капитал». Отсюда и произошло понятие «капитал», что означало «главное имущество». Французский этнограф Клод Энер, изучавший в республике Чад жизнь кочевников, рассказывал: «Основное богатство – скот, главный подвиг – угон его от соседей».
- Ученик: Но не только скот являлся главной и единственной денежной единицей в прежние времена. Вот перечень лишь некоторых предметов, которые использовались в качестве денег в разные времена у разных народов: рыба, меха, жемчужины, коровьи черепа, нанизанные на шнур клыки и хвосты свиней, зубы собак, кенгуру и дельфинов, стеклянные бусины, раковины, перья попугаев, используемые для выкупа за невесту в Новой Гвинее вплоть до наших дней, куски меди, бруски соли, железные прутья, бронзовые колокольчики, мешочки с бобами какао (в древней Мексике). В Перу и Боливии роль денежного эквивалента играл один из видов перца, на Филлипинских островах – рис, на побережье Западной Африки – раковины-каури, на Руси – скот и меха.
- Ученик: А вот ещё удивительная единица – фея, но здесь это не сказочный персонаж в воздушных одеждах, с прелестным личиком, нежным голосом и умением творить добрые волшебства. Фея – это самая крупная и странная форма каменных денег с острова Яп, расположенного в западной части Тихого океана. Фея – это огромные каменные круги диаметром до трёх с половиной метров и весящие около пяти тонн. Монеты-феи лежали перед домом владельца, свидетельствуя о его богатстве.
- Ученик: Проблема заключалась в том, что один товар, используемый в качестве денег, не похож на другой, и, как правило, его нельзя делить на части. Например, английский капитан Верни Камерун, побывавший в Африке, рассказывал о том, как он покупал лодку, чтобы переправиться через озеро. Для этого ему пришлось обменять имевшуюся у него проволоку на сукно, сукно на слоновые бивни, и только после этого в обмен на бивни он получил лодку. На этот обмен у капитана ушло приблизительно 10 дней.
1 Ученик: Со временем роль всеобщего обменного товара закрепилась за благородными металлами – золотом и серебром, так как они легко превращаются в слитки, делятся на части и мало изнашиваются. Первые металлические монеты появились 27 веков назад в античном государстве на берегу Эгейского моря – Лидии – на рубеже VIII – VII веков до нашей эры. Эти монеты чеканили из природного сплава золота и серебра.
2 Ученик: В нашей стране первоначально основной денежной единицей была гривна – серебряный слиток определённого веса. Гривну можно было рубить на части, отсюда и название – рубль. Когда товар стоил дешевле, рубили на части и рубль: пополам – получались две полтины, или же на 50 резаний. А вот название копейки связывают с изображением на серебряной монете Московского княжества Святого Георгия на коне и с копьём в руке. Копейка стала основной разменной монетой на Руси. Её приравняли к рублю в соответствии 100:1 (сто к одному).
3 Ученик: Само название «деньги» произошло от слова «деньга». Так называлась серебряная монета, которую чеканили в годы правления Дмитрия Донского. Позже вместо деньги в обращении появилась копейка, но название осталось. Курьёзный факт из нашей истории: императрица Елизавета Петровна за понравившуюся ей оду М.В. Ломоносова пожаловала учёному премию в 2 тысячи рублей. Премию выплатили медными монетами, общий вес составил три с лишним тонны. На перевозку «премии» потребовалось несколько подвод.
4 Ученик: Да, металлические деньги были не всегда удобны. Но, когда в конце XIII века венецианский купец Марко Поло вернулся на родину после долгого путешествия по Китаю и рассказывал, что в Китае платят за товары «бумажками с печатью», ему не верили. Только к XVII веку бумажные деньги распространились в большинстве европейских стран. В 1994 году европейские бумажные деньги отпраздновали свой трёхсотлетний юбилей. Именинником был английский фунт стерлингов.
1 Ученик: А в России бумажные деньги появились в 1769 году. Их название «ассигнации» происходило от латинского слова «ассигнацио» - «назначение» (в смысле «назначить», «вводить» в обращение»). Ввела в обращение бумажные деньги Екатерина II. Её портрет украшал 100-рублёвую купюру, отсюда и название «катенька».
2 Ученик: Для денег не существует границ и для их названий тоже. Название американского доллара, например, произошло от слова «таллер». Так называлась серебряная монета, которая чеканилась сначала в Германии, а позже и в других странах Европы. Американская валюта, кроме немецкого имени, имеет ещё и русскую «внешность»: рисунок банкноты достоинством в один доллар выполнен русским художником Сергеем Макаронским.
3 Ученик: Кроме американцев, жители 11 других стран называют свою валюту словом «доллар». Не только французы, но и жители ещё 7 государств называют собственную валюту - «франк». Европейские государства пришли к пониманию необходимости единой денежной единицы, так называемой «евро». К тому же, по мнению многих экономистов, бумажные деньги устарели.
4 Ученик: В наши дни во многих странах современный человек может практически ежедневно обходиться без наличных денег – их заменяют пластиковые кредитные карточки, по сути - электронные деньги. И система электронных платежей пользуется большой популярностью. Это деньги, перемещающиеся со скоростью света в масштабах земного шара.
Кл. рук. А сейчас я предлагаю вам обратить внимание на экран. На слайдах представлены монеты и деньги, которые были в нашем государстве.
(слайды № 4 – 11).
4. Литературная викторина.
Кл. рук. Итак, мы очень коротко попытались проследить историю денег от их времени появления до сегодняшнего дня. Теперь вы можете себе представить, что деньги – это не такая уж и простая вещь, хотя и вполне обычная в нашей жизни. Недаром о деньгах, о том, как к ним относиться написано немало научных трудов. Деньги являются темой множества произведений художественной литературы. Во многих литературных произведениях герои рассуждают о деньгах, демонстрируя своё отношение к ним. Сейчас я предлагаю вам совершить небольшое путешествие в мир литературы и ответить на вопросы. (слайды № 12-17 «Литературная викторина»).
1. Кто и при каких обстоятельствах, усмехнувшись при виде денег, сказал:
« Негодный мусор, и на что ты мне теперь? Всю кучу золота я охотно отдал бы за любой из этих грошовых ножей. Мне некуда тебя девать. Так отправляйся же на дно морское. Если бы ты лежал на полу, право, не стоило бы труда нагибаться, чтобы поднять тебя». (Робинзон Крузо, герой книги Д. Дефо).
2. Герои какого романа, решая вопрос приобретения военной экипировки, выполняли такие расчеты?
- А во сколько вы оцениваете эту экипировку?
- О, дело плохо! Мы только сделали подсчёт, причём были невзыскательны, как спартанцы, и всё же каждому из нас необходимо иметь по меньшей мере полторы тысячи ливров.
- Полторы тысячи, помноженные на четыре, - это шесть тысяч ливров.
- Правда, у нас есть сёдла . («Три мушкетёра» А. Дюма).
3. Между кем и в каком произведении состоялся этот диалог:
- Слушай-ка. . . Если мы выроем клад, что ты сделаешь со своей половиной?
- Я? Каждый день буду покупать пирожок и стакан содовой воды, буду ходить в каждый цирк, который приедет в наш город. Уж я знаю, что мне делать, чтобы прожить весело!
- Неужто ты ничего не отложишь про запас?
- Откладывать? Это к чему же?
- А к тому, чтобы хватило и на будущий год. (Между Томом и Геком, героями романа «Приключения Тома Сойера» М. Твена).
4. Между кем и в каком произведении состоялся такой разговор:
- Клад… - это деньги такие и сокровища, которые люди в землю спрятали. Разбойники всякие.
- А зачем?
- А зачем ты косточки в саду закапываешь и под печку суёшь?
- Я? Про запас.
- Вот и они про запас. (Между котом Матроскиным и Шариком, героями книги Э. Успенского «Про дядю Фёдора»).
5. Герой какого произведения наивно последовал этому совету: «…на этом поле выкопай ямку, скажи три раза «Крекс, фекс, пекс», положи в ямку золотой, засыпь землёй, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать. Наутро из ямки вырастет небольшое дерево. На нём вместо листьев будут висеть золотые монеты». (Буратино, герой сказки «Золотой ключик» А.Н. Толстого).
6. Какие деньги были в царстве царя Гвидона? (Золотые. «Все скорлупки золотые.
…Из скорлупок льют монету да пускают в ход по свету»- А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»).
7. «Там царь Кощей над златом чахнет…». А где это – там? (В лукоморье. А.С. Пушкин – вступление к поэме «Руслан и Людмила»).
5. Игры.
Кл.рук. А теперь я предлагаю вам немного поиграть.
- Определённое отношение к деньгам мы узнаём из пословиц и поговорок. Знаете ли вы их? Продолжите пословицы и поговорки.
«Деньги любят…» (счёт); «Денег куры …» (не клюют);
«Копейка рубль…» (бережёт); «Долг платежом…» (красен);
«Без денег…» (сон крепче); «Меньше денег - …» (меньше хлопот);
«Лишние деньги -…» (лишняя забота);
«Денег наживёшь - …» (без нужды проживёшь);
«Не хвались серебром, …» (хвались добром).
2) А знаете ли вы деньги нашего государства? Деньги какого достоинства (номинала) находятся у нас в обращении? Назовите их. (бумажные – 5000, 2000, 1000, 500, 200, 100, 50 рублей; металлические – 10, 5, 2, 1 рубль, 50, 10, 5, 1 копейка). Можете ли вы, на ощупь, только по размерам определить номинал монет? Кто держал в руках монеты, кто может определить их номинал? (дети на ощупь определяют номинал предложенных монет).
3) А теперь игра на внимательность. На столе лежат монеты разного достоинства. (металлические – 10, 5, 2, 1 рубль, 50, 10, 5, 1 копейка). Вам предлагается внимательно посмотреть на них. Я закрою монеты, потом открою их, а вы должны ответить, что изменилось? (ученик 2-3 секунды смотрит, затем отворачивается, 1 – 2 монеты убираются или добавляются; ученик поворачивается и определяет, что изменилось).
Кл.рук. Многие богачи говорят, что деньги для них – не цель, а средство для самоутверждения, для проявления своих способностей. Как правило, эти люди живут скромно, не балуют детей, жертвуют огромные суммы на религию, образование, помощь бедным. В Америке дети миллионеров не гнушаются стоять за прилавком, ремонтировать машины, торговать газетами. Это не жестокость, не жадность, а норма жизни, признак культуры в обращении с деньгами. В западных странах человек учится обращаться с деньгами с раннего детства: учится скромности, выдержке, самоограничению.
Многие богатые люди жили и живут не только ради своих денег. В Древнем Риме, например, на средства богатых горожан строились театры, храмы, бани, мостились улицы. На Руси своей заботой о бедных прославился князь Владимир Святитель. Каждый нищий, больной, немощный мог прийти на княжеский двор и получить еду, питьё, одежду, деньги. Для тех, кто не мог прийти, по улицам возили мясо, овощи, хлеб, бочки с квасом.
Кто из вас знает, кто такой меценат?
Меценатами зовут богатых людей, которые часть своих денег отдают на развитие науки, искусства. Очень-очень давно в Риме жил вполне реальный человек по имени Меценат, который помогал поэтам. Известному поэту Горацию он подарил усадьбу. Вы знаете, что на основе частных коллекций были созданы самые известные музеи: Третьяковская галерея (создатели братья Третьяковы), театральный музей (создал А.А. Бахрушин). Богатые книгоиздатели прибыль от коммерческих изданий тратили на издание дешёвых книг для бедных.
6. Воспитывающие ситуации по теме
Кл. рук. Российские дети тоже учатся культуре обращения с деньгами. Предлагаю вам 4 ситуации, 4 бизнес-проекта. И каждый из них заканчивается большим «НО». Давайте разберём, насколько успешны эти бизнес-проекты и почему у нас остаются сомнения. (слайды № 18- 21).
Ситуация № 1. Отправляя сына в летний лагерь, родители дали ему мобильный телефон для экстренной связи. В лагере десятилетний Олег захотел подзаработать и разрешил своим друзьям звонить с мобильного. За один звонок он просил 10 рублей и не обращал внимания на длительность разговоров. В результате мальчик дополнительно разжился небольшой суммой денег. Но... (Олег заработал немного денег, но неизвестно, какой счёт пришёл родителям за все эти безразмерные телефонные разговоры. Так что Олег заработал за счёт своих же родителей).
Ситуация № 2. Двенадцатилетнему Саше срочно понадобились 200 рублей для покупки новой игры. Родители давать денег отказались, потому что Саша совсем недавно уже купил 2 диска. Тогда Саша придумал бизнес-проект. Он подозвал своего брата - первоклассника Мишку и предложил ему сыграть с ним в шашки на деньги. Ставка - 200 рублей. Естественно, Мишка проиграл. Но... (Саша хотел заработать с помощью аферы. Скорее всего родители раскусят его хитрый ход и не дадут брату денег. Так что дохода проект не принесёт).
Ситуация № 3. Родители наняли восьмикласснику Диме репетитора по английскому языку. Плату учителю за уроки передавали с мальчиком. Через несколько месяцев сынок уже блистал на уроках английского, но почему-то сильно не высыпался. Оказалось, что репетитора он давно бросил, учит язык самостоятельно по ночам, а деньги отдает под проценты своим одноклассникам. Сейчас он весьма преуспевающий предприниматель. Но... (В этой ситуации вроде всё хорошо: парень заработал честно своим трудом, всё продумал. Но остаётся червячок: своим же пацанам и под проценты? Да и родителей обманывал – наверное, у них это были далеко не лишние деньги).
Ситуация № 4. Восьмиклассник Игорь решил подзаработать и для этого предложил родным свою помощь за определённую платную услугу: выносить мусор, помогать полоть на огороде картошку, подписывать праздничные открытки, выгуливать собаку, ходить за хлебом. И всё бы ничего: и по дому всё делается, и Игорь получает небольшой доход. Но… (Игорь решил заработать небольшую сумму денег за счёт своих же родных. Стоит ли платить за работу по дому? Ведь это и его дом, и, соответственно, его обязанности).
Кл.рук. Подумайте, а чем ещё грозит четвёртая ситуация для родителей и для самого мальчика в будущем? Стоит ли платить за работу по дому, за помощь? (Лучше не надо. Во-первых, родители, так или иначе, предлагают ребёнку стать наёмным рабочим. Во-вторых, дети привыкают всё делать только за деньги. И каковы же последствия? Чего ждать, когда у них появится уже своя семья? Ничего хорошего. Семейная жизнь может и вовсе не сложиться).
- Какой же вывод можно сделать из рассмотренных ситуаций? ( Во всех этих ситуациях дети захотели получить материальную независимость от родителей. И это похвально. Но культура обращения с деньгами требует, чтобы эти деньги были заработаны честно, не ущемляли ничьих интересов и не содействовали порокам. Тогда вместе с деньгами появляется и то, что за деньги купить нельзя, - уважение к самому себе).
7. Незаконченные предложения по теме «Чего нельзя купить за деньги».
Кл. рук. Есть такие вещи на земле, которые ни за какие деньги не купишь. Представьте, что мы попали на ярмарку, где продаётся всё на свете. Но вы замечаете только то, чего нельзя купить ни за какие деньги. Например, я говорю: «За деньги можно купить кровать», а вы замечаете: «Но не сон». Понятно? Продолжим.
За деньги можно купить часы... (но не время).
За деньги можно купить еду... (но не аппетит).
За деньги можно купить лекарство... (но не здоровье).
За деньги можно купить икону... (но не веру).
За деньги можно купить орден... (но не подвиг, не честь).
За деньги можно купить книгу... (но не мудрость).
За деньги можно купить клоунов... (но не хорошее настроение).
За деньги можно купить телохранителя... (но не друга).
За деньги можно купить дом... (но не семью).
За деньги можно купить положение в обществе... (но не уважение людей).
За деньги можно купить поцелуй... (но не любовь).
За деньги можно купить развлечения... (но не счастье).
За деньги можно купить целый континент... (но не Родину).
Кл.рук. Какой общий вывод можно сделать? (Не все на свете продается и покупается. А богатству миллиардеров не стоит завидовать). По словам французского писателя Жана де Лабрюйера, «Они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману. Они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого!».
- Так что же такое деньги? (ответы детей).
8.Правила обращения с деньгами.
Кл.рук. Итак, если всерьёз задуматься над вопросом, что же такое деньги, то с полной уверенностью можно сказать, что это лишь средство к существованию, но не более. Деньги, богатство сами по себе не содержат ничего злого или доброго. Сами по себе деньги – это всего лишь бумажки, а добро или зло они несут – зависит от отношения человека к деньгам. Но при неправильном обращении они могут превратиться в разрушительное оружие для человека. Как же избежать этого? Какие можно предложить правила обращения с деньгами? (дети отвечают).
На слайде есть несколько советов, как обращаться с деньгами. Какие-то из них вам наверняка пригодятся. Давайте их зачитаем. (слайд № 22).
Не делайте из денег кумира, не ставьте деньги на место Бога.
Не хвастайтесь заработанными деньгами и не считайте деньги прилюдно.
Не стыдитесь вести денежные подсчёты.
Старайтесь не влезать в долги.
Зарабатывайте честно.
Планируя расходы, будьте разумны в тратах.
Соизмеряйте свои «хочу» и «могу».
Не играйте в лотереи, азартные игры.
Не экономьте на заботе о своих близких!
Не забывайте пословицу: «Доброе имя дороже богатства».
Кл.рук. А старые русские купцы говаривали: «Денежку наживай, да честь не продавай». И ещё «Превыше всего прибыль, а честь – выше прибыли». Пусть этот девиз станет вашим девизом в жизни. Помните, что культура обращения с деньгами – это часть общей культуры человека. Вам уже сейчас стоит серьёзно задуматься, откуда берутся деньги и как разумно ими распоряжаться. Возможно, вы сегодня впервые задумались над этой проблемой.
9. Мудрые мысли.
(слайд № 23 )
«Мы относимся к деньгам, как неразумное дитя к строгому учителю. А учитель вовсе не хочет нас пугать, не ищет нашей любви или ненависти, он добивается лишь понимания». (Уильям Ю. Гладстон, премьер-министр Великобритании).
«Если деньги портят человека, то виноват в этом человек, а не деньги.». (Бауржан Тойшибеков).
«За деньги можно всё купить, любовь же надо заслужить». (Гарун Агацарский).
«Чтобы не терять голову от денег, нужно иметь разум». (Эзоп, античный баснописец).
Кл.рук. В заключение нашего разговора о деньгах несколько мудрых мыслей. Прочитайте их. Какой из афоризмов вы взяли бы в качестве девиза после нашего сегодняшнего разговора? (дети читают афоризмы и отвечают на вопрос).
Кл.рук. Ребята, я хочу обратить ваше внимание на последний афоризм, принадлежащий античному баснописцу Эзопу. Думаю, вы со мной согласитесь, что мысль, высказанная в нём, не утратила своего значения и в наши дни: «Чтобы не терять голову от денег, нужно иметь разум». Я от всей души желаю вам его приобрести. Вступая во взрослую жизнь, вы вспомните сегодняшний разговор и постараетесь разумно и честно зарабатывать и тратить деньги. Ведь как сказал почти четыреста лет назад Ф. Бэкон: «Деньги – очень плохой хозяин, но очень верный и нужный помощник!» (на доске).
Рефлексия
Кл.рук. Давайте вернёмся к началу нашего классного часа. Обратите внимание на тот же ряд словарных слов, записанных на доске. Какие эмоции, чувства вы испытываете теперь, после окончания нашей работы? Выберите те слова, которые соответствуют вашему состоянию и настроению сейчас? Что изменилось? (Дети выбирают слова, отвечают на вопрос).
Наш классный час окончен. Большое спасибо, ребята, за участие, за активную работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Конфликты в нашей жизни".
Классный час посвящён способам эффективного общения. Многие дети просто не научены мирно решать конфликты. Причинами конфликтов между подростками становится их нервозность, неспособность долго в...
Классный час "Книги в нашей жизни"
Классный час с использованием ИКТ....
Открытый классный час "Конфликты в нашей жизни"
Классный час рассматривает ситуации, позволяющие найти компромис....
Классный час: Здоровый образ жизни. Гигиена в нашей жизни.
Содержание классного часа способствует формированию знаний у учащихся понятия о науке гигиене; навыков использования знаний в области гигиены в повседневной жизни. Форма проведения классного часа: рол...
Классный час в игровой форме: Здоровый образ жизни. Гигиена в нашей жизни.
Цель: формирование знаний у учащихся понятия о науке гигиене; навыков использования знаний в области гигиены в повседневной жизни....
Тематический классный час ПРАВИЛА НАШЕЙ ЖИЗНИ
Актуальные вопросы для обсуждения с детьми:— для чего нужны правила?— как формируются правила поведения?— какое поведение называется противоправным?— каковы последствия противо...
Классный час: " Природа - наша жизнь"
Как важно сегодня не быть чёрствыми, надо любить природу и нельзя её губить, поскольку человек - это часть природы. В материале классного часа есть викторина о природе, разработаны экологические ситуа...