Урок по обществознанию по теме "Познание"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему
Данный урок предназначен для учащихся 10 класса. В ходе урока учитель показывает, что представляет собой процесс познания и в чем заключаются особенности чувственного, рационального, научного познания. Основной метод урока - эксперимент.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznanie.docx | 352.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ НПО «ПУ № 50 с. Кичкасс» Переволоцкого района |
Урок обществознания на тему «Познание» |
Зональный этап областного конкурса «Учитель Оренбуржья 2012». |
Преподавателя Гуляновой Дарьи Михайловны. 2012 г. |
Конспект урока обществознания на тему: «Познание».
Цели:
Показать, что представляет собой процесс познания и в чем заключаются особенности чувственного, рационального, научного познания.
Задачи:
образовательные:
- показать место познания среди многообразия человеческой деятельности;
- раскрыть роль знаний в жизни людей;
- охарактеризовать основные источники познаний человека об окружающем мире;
- изучить особенности различных видов познания;
- Показать взаимосвязь различных видов познания между собой.
воспитательные:
- воспитывать у учащихся стремление к совершенствованию, познанию мира,
изучению наук для понимания окружающей действительности и себя.
развивающие:
- развивать умения учащихся логически мыслить;
- выделять главное в тексте и объяснении учителя;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- делать обоснованные выводы.
Пособия и оборудование:
- Певцова Е.А., Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для учащихся 10 кл. М.: Русское слово. 2008.
- Певцова Е.А. Поурочные методические разработки к учебнику А.И. Кравченко «Обществознание 10 класс». М.: Русское слово. 2008.
- «Человек и общество». Учебное пособие для учащихся 10 – 11-х кл. общеобразовательных учреждений / под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. М.: Просвещение. 2008.
- Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». В 2 ч. Ч. 1. 10 кл. / под ред. Л.Н.Боголюбова. М.: Просвещение. 2002.
- ПК, мультимедийный проектор.
- Повязка и любые 2 предмета.
- Лимон, яблоко.
- Портреты И. Ньютона, Д. Менделеева.
ХОД УРОКА:
- Организационный момент.
- Мотивационный момент.
Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем говорить о познании. Определите, пожалуйста, цели нашего урока.
- Изучение нового материала.
Как вы думаете, что такое познание?
С какого возраста человек начинает познавать мир?
Ответы учащихся.
Человек начинает познавать окружающий мир в период внутриутробного развития. Для этого он начинает использовать сформировавшиеся органы чувств.
Какие органы чувств вы знаете?
Ответы учащихся (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус).
Действительно, плод в утробе матери с 10-12 недель слышит звуки её тела, окружающей среды, имеет тактильные ощущения, определяет вкус пищи.
Ребята, давайте запишем определение понятия «познание».
Познание – это процесс отображения и воспроизведения действительности в сознании человека.
Существует 2 типа познания: чувственное и рациональное. Перенесите схему в тетрадь.
Теперь мы с вами проведем эксперимент, который покажет вам, как работает схема чувственного познания. Для этого мне нужен один доброволец.
Ученику закрывают глаза повязкой и дают в руки один из предметов. Задача учащегося описать те ощущения, которые возникают. Например: вес предмета, его фактура, форма, запах и т.д. Затем ученик так же анализирует второй предмет.
Учитель спрашивает, мог ли учащийся на основании полученных ощущений представить себе эти предметы? Ученику снимают повязку, и он видит эти предметы.
Учитель спрашивает – какую еще информацию могут воспринять органы чувств? Например, цвет предметов, их назначение и т.д.
Ребята, теперь попробуйте сами привести примеры чувственного познания.
Ответы учащихся.
Ребята, а как вы считаете, можем ли мы, увидев предмет, услышав о нем, ощутить его свойства?
Ответы учащихся.
Действительно, схема чувственного познания может «работать» в обратном порядке и мы с вами попробуем это доказать. Учитель демонстрирует учащимся лимон (настоящий или его изображение) и спрашивает, возникли ли у учеников ощущения.
Ребята, а можно ли познать весь окружающий мир с помощью чувств?
Ответы учащихся.
Познание окружающего мира осуществляется человеком так же и с помощью разума. Давайте вспомним из истории примеры познания мира с помощью разума.
Учащимся демонстрируется портрет Исаака Ньютона и яблоко (настоящее или его изображение). Ученики вспоминают открытие закона земного притяжения. Далее учитель демонстрирует портрет Д.И. Менделеева и учащиеся вспоминают его пример рационального познания мира.
Суждение: все химические элементы взаимосвязаны друг с другом.
Умозаключение: можно отразить эту взаимосвязь.
Формирование понятий: периодическая система химических элементов.
Отдельным видом познания является научное познание, которое основано на доказательствах и экспериментах. На приведенных выше примерах мы видим, что и И. Ньютон и Д. Менделеев, чтобы доказать свои теории проводили научные эксперименты и доказывали точность своих предположений.
Таким образом, сегодня мы с вами увидели, что все виды познания взаимосвязаны друг с другом и их основная цель – познать законы окружающего мира.
- Рефлексия.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что вам понравилось в ходе занятия?
- Что не понравилось?
- Домашнее задание.
Читать § 1. Задания к нему. Привести свои примеры рационального и научного познания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы учителем истории и обществознания МБОУ «СОШ №1» Ситниковой Ольги Владимировны
«Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы» СОДЕРЖАНИЕВведение …………………………………………………………...
Терскова С.А. Семья и брак в православной культуре. Методическая разработка цикла уроков по обществознанию в 10-м классе // Уклад православной семьи. В помощь учителю основ православной культуры и обществознания. – Краснодар: КМКОЦ, 2009. – С. 11-15.
Методическая разработка цикла уроков по обществознанию в 10-м классе...
Урок по обществознанию для 11 класса социально-экономического профиля. Тема урока «Институт семьи и брака» Учитель истории и обществознания: Рябкова О.В.
АннотацияУрок разработан в рамках применения системно-деятельностного подхода. Согласно одной из классификаций уроков деятельностной направленности данный урок по целеполаганию можно определить как ур...
обобщение опыта учителя истории и обществознания «Использование ИТК и Интернет технологий на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности»
С появлением в школе персонального компьютера, меня заинтересовали возможности использования новых информационных технологий на уроках истории. К настоящему времени накоплен определенный опыт практиче...
Информационная карта к видеозаписи урока по обществознанию «Человек и его деятельность», учителя истории и обществознания Злыдниной Ольги Григорьевны.
информационная карта к видеозаписи урока по обществознанию, постановка образовательной цели в соответствии с ФГОС....
Конспект урока по обществознанию в форме ФГОСС по обществознанию в 7 классе "Закон на страже природы"
Материал опирается на учебник по обществознанию под авторством Л.Н.Боголюбова....