Мир денег
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) по теме
Урок по обществознанию для 7 класса по учебнику Л.Боголюбова, составитель Сафиуллина Э.С.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_obshchestvoznaniyu_v_7_klasse.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по обществознанию в 7 классе
Тема: « Мир денег»
Цели:
- Обучающая:
Раскрыть причины изобретения денег, а также основные функции денег
- Развивающая
Развитие внимания, памяти, речи, логического мышления
- Воспитательная
Воспитание самостоятельности и жизненной активности, ответственности при принятии важных решений.
Оснащение урока:
- Компьютер, проектор
- Диск с презентацией
- Коллекция монет, банкнот
- Приложения
- Карточки
Тип урока:
Урок изучения нового материала с применением информационных технологий
Межпредметные связи:
- Математика;
- История
- Вспомогательные исторические дисциплины
Ход урока
- Организационный момент
- Сообщение темы, целей урока
Эпиграф урока:
«Они – великий созидатель. Там, куда они текут,
вырастают улицы, заводы, пустыни превращаются в оазисы, болота- в плодородные нивы… Они- жесточайший тиран. Чем больше
человек хочет иметь свободы, тем усерднее
вынужден служить им…»
-Прочитайте эпиграф. О чем в нем говорится? (ответы учащихся)
А какие чувства вызывают у вас деньги?
-Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир денег, узнаем, что было деньгами, как они менялись на протяжении столетий, какие функции они выполняют. Запишите тему урока: «Мир денег» (1 слайд)
- Изучение нового материала
Прочитайте вопросы: ( 2 слайд )
1.Зачем люди придумали деньги?
2. Что может быть деньгами?
3.Деньги-это добро или зло?
4.Какие функции выполняют деньги?
-На эти вопросы мы должны найти ответы к концу урока.
Учитель:
-Деньги- одно из величайших достижений человечества. Мы пользуемся ими каждый день, чтобы расплачиваться за то, что покупаем. Деньги имеют далеко не последнее значение в отношениях между людьми. А всегда ли были такие деньги, что и сейчас?
Прочитайте Приложение №1
? что служило деньгами у разных народов??
«Оказывается, у разных народов на определенных этапах истории денежным эквивалентом ( т.е. равноценным другому товару) выступали различные продукты: в Древней Мексике- какао-бобы, в Перу и Боливии- один из видов перца, на Филиппинских островах- рис, на побережье Западной Африки –раковины- каури, в Индии и Китае- рис. Например, в Исландии платежным средством служила сушеная рыба, и тогдашний справочник цен (прейскурант) выглядел следующим образом:
Подкова- 1 рыбина;
Пара женских башмаков- 3 рыбины;
Бочонок пива- 100 рыбин;
Бочонок сливочного масла- 120 рыбин.
Ответы учеников
Учитель:
А какие же деньги были в Древней Руси?
Приложение №2
На Руси деньгами при обмене служили скот и шкуры животных, чаще всего белки, соболя, куницы и другая «мягкая рухлядь», как называли когда то меха. До нашествия татаро-монголов на русскую землю в нашем языке не было слова «деньги». Денежные ценности называли скотом, княжескую казну- скотницей, а казначея- скотником. Знала Русь и раковины –каури (слайд 3). Их завезли к нам заморские гости- купцы, торговавшие с Новгородом и Псковом. А потом уже сами новгородцы распространили их по всей Руси, вплоть до Сибири. В Сибири каури сохраняли товарное значение вплоть до 19 века. На 5 мешков каури можно было купить рабыню.
В 11 веке деньги стали обозначать словом «куны». А мелкие денежные единицы- словами «бела», «мордки», «ушки» и т.д.
В начале 13 века на Русь двинулись монгольские полчища. Раздробленная, ослабленная княжескими усобицами Русь не могла противостоять организованной армии монголов. Вскоре вся Русь, кроме Новгорода, оказалась под монгольским игом. Монголы выпускали свои деньги. Тогда то и появилась на русской земле монета «диргема», или денга. «Денга» значит «звенящий». В нашем языке слово «денга» постепенно перешло в деньги.
Учитель: Что же такое деньги?
Деньги-особый товар, который принимается всеми в обмен на любые другие товары и услуги ( под запись)
Учитель: Геродот и некоторые другие авторы древности писали о том, что первые монеты появились в 7 веке до н.э. и были изобретены жителями Малой Азии – лидийцами. Самостоятельно монеты были изобретены в Индии и Китае.
Откуда произошло слово «монета»? (Щепарева Лиза)
Показ слайдов №№ 4-9 (Разина Виола)
Учитель: каково же происхождение рубля? Кто может ответить? (ответы учащихся)
Послушаем историю рубля
Ученица Микитюк Катя (рассказ о рубле)
Продолжение показа слайдов №10-15
Учитель: Постепенно человечество перешло к наиболее выгодным и удобным деньгам – металлическим. В Древней Руси появились как вы уже видели монеты из меди, золота и серебра, которых деньгами в полном смысле слова назвать было нельзя.
Известны периоды в истории отдельных стран, когда использование монет по тем или иным причинам прекращалось и в качестве денег вновь использовались товарные деньги. Так, на Руси в 12-14 веках существовал безмонетный период, так как приток серебра из-за рубежа иссяк, а своих серебряных месторождений на Руси не было. Собственно русские деньги начали чеканить в конце 14 века, во времена Дмитрия Донского, после победы над татарами на Куликовом поле. (слайд № 15 ) Однако еще при Петре 1 с народов Сибири, с башкир подати в казну по старинке собирали пушниной.
В 17 веке Василий Шуйский успел в годы правления выпустить первые русские золотые монеты: гривенники и пятаки (слайд № 16 ) Как вы думаете, в чем преимущество металлических денег перед раковинами, коровами, мехами? (ответы учащихся)
Обобщение :
- 1. металл не портился
2. занимал мало места
3.легко было разделить на части
4.удобно для обмена
Форма монеты:
Учитель:
Основной монетной формой является кружок, но монеты могут быть четырехугольными, многоугольными, неправильной формы. Каждая монета имеет лицевую сторону- аверс , которая своим изображением определяет ее государственную принадлежность, оборотную сторону- реверс, гурт- боковую сторону.
Собственно русские деньги начали чеканить в конце 14 века, во времена Дмитрия Донского. Однако еще при Петре 1 с народов Сибири подати в казну по старинке собирали пушниной.
Посмотрим на другие монеты (слайды № 18-20)
А как и когда появились бумажные деньги?
Показ слайдов № 17-36 во время показа рассказ
Ученица (Г.Света)
«Первая попытка ввести в обращение бумажные деньги была предпринята в Китае при правлении императора Уди в 140-87 гг. до нашей эры. Билеты изготавливали из шкуры белого оленя и имели форму квадрата со специальным рисунком. Но этот эксперимент был отменен из-за ограниченного количества белых оленей. В 812 году Китай выпустил новые бумажные деньги, которые стали государственными. Идея бумажных денег распространилась на запад, в страны с менее развитой экономикой- монголы печатали банкноты по образцу китайских в Иране в 1292 г., а первые европейские деньги были отпечатаны в Швеции в 1601 году. И весь этот период бумажные деньги действительно были представителями золота, свободно обмениваясь на него. И только в 70-х годах 20 века произошло грандиозное неизбежное, но до сих пор малоизвестное событие,- деньги разорвали связь с золотом, экономика вошла в эпоху «бумажных денег», а золото вновь стало обыкновенным товаром. В России при Елизавете Петровне генерал-директор предлагал выпустить бумажные деньги. Но Сенат отверг проект Миниха. Но Екатерина 2 этот проект осуществила: взамен монет выпустила бумажные ассигнации, достоинством в 25, 50, 75, 100 рублей. Они свободно обменивались на монеты, и для этой цели в 1768 году в Москве и Санкт-Петербурге учредили 2 банка. Ассигнации Екатерины 2 были первыми русскими бумажными деньгами.»
Решите задачу: Приложение №3
«Екатерина 2 ввела в 1769 году бумажные деньги, которые можно было свободно обменивать на медные монеты. С помощью простых математических подсчетов объясни выгоду этого решения правительства купцу, едущему на Макарьевскую ярмарку, чтобы купить зерна на 20 тысяч серебряных рублей, учитывая. Что й серебряный рубль приравнивался к 4 рублям меди, а 100 рублей меди весили приблизительно 6 пудов (1 пуд равен 16,38 кг.) ( ответ : 20 000 сер.руб. будут весить 78 624 кг меди- лучше поменять на легкие бумажные деньги)
Слайд №22
Ученица: о чеках (Рассказ Дианы)
Работа в тетрадях
Учитель: Послушайте загадку:
Не любовь, а душу согревают.
Не здоровье, а без них чувствуешь себя неважно.
Не магнит, а притягивают.
Не господин, а подчиняют.
Не слуга, а служат.
Ответ прост: все что названо, напрямую относится к деньгам. Они действительно кажутся всемогущими. А каковы на самом деле их функции? В чем сущность денег?
Откройте учебник стр. 181 -184 найдите все функции денег, напишите их в тетрадь, объясните их смысл.
(Время 5 минут)
Функции:
1. Меры стоимости
2. Средство обращения
3.Средство платежа
4.Средство накопления
5. Мировые деньги
В функции меры стоимости деньги выступают каждый раз, когда приходится решать, сколько денег нудно иметь, чтобы курить товар. Цена - стоимость товара, выраженная в определенном количестве денег. До появления денег продавец и покупатель действительно взвешивали необходимое количество зерен или отсчитывали ракушки, меховые шкурки и т. д. Деньги как средство измерения стоимости очень удобны. В самом деле, смотришь на ценник и понимаешь, что один товар дороже другого в два раза или на одну треть. Для этого не нужно даже раскладывать перед собой кучу монет или банкнот. Достаточно выразить цены в одних единицах. Товар А стоит 100 рублей, а товар Б – 10 рублей. Это значит, что на сумму 100 рублей ты можешь купить 1 единицу товара А и 10 единиц товара Б.
Деньги как средство обращения пришли на смену бартеру. В отличии от меры стоимости товара тут деньги должны присутствовать реально, их необходимо передать из рук в руки. Правда, в роли посредника при обмене деньги выступают мимолетно. Поэтому в реальности здесь металлические деньги часто заменяются бумажными или кредитными. Например, чтобы купить нужный товар, можно использовать заменители – чек или банковскую кредитную карточку.
Как средство платежа деньги используются, например, при выплате заработной платы работникам, при продаже товара в кредит, при оплате штрафов и др. В этих случаях деньги опережают товары и услуги в их стремлении к взаимному обмену. Так, прежде чем мама пошлет тебя в магазин за хлебом, она должна сначала получить деньги на своей работе, потом дать их тебе, а в магазине ты расплатишься этими деньгами за нужные семье товар. И в данном случае деньги часто выступают не в привычном виде монет или банкнот, а в виде заменителей.
С давних времен деньги способны выступать в роли сокровищ. Здесь проявляется их функция средства накопления. Хранить деньги можно где угодно: в банке, дома, в виде клада. Выбор за владельцем денег. Деньги как средство накопления позволяют осуществить в будущем различные планы. Герой повести Н. В. Гоголя Акакий Акакиевич Башмачкин мечтал о новой шинели, с приобретением которой он связывал изменения в своей жизни. Любой современный подросток мечтает о какой-нибудь вещи и даже нередко откладывает на нее деньги. В этом желании нет ничего дурного, особенно если деньги заработаны самостоятельно. Но иногда стремление накопить превращается в манию, страсть, заменяет человеку реальную жизнь.
Удивительное свойство денег как средства сбережения- их способность на долгие годы сохранять для своего владельца возможность получения жизненных благ. Их можно накапливать, чтобы потом использовать в момент, когда того пожелает их обладатель. Именно это имел в виду барон- Скупой рыцарь у Пушкина , когда разглядывая свои сундуки с сокровищами, говорил:
Лишь захочу- воздвигнуться чертоги;
В великолепные мои сады
Сбегутся Нимфы резвою толпою;
И Музы дань свою мне принесут…
Конечно, деньги не единственная форма сокровищ. Эту роль у них оспаривают многие ценности иного рода: недвижимость, произведения искусства, антиквариат, драгоценности, коллекции.
Деньги как всеобщее платежное средство существуют и в международных связях. Это и есть мировые деньги. С их помощью оплачиваются поставки товаров, кредиты государствам и т.п., в прошлом они чаще всего выступали в виде золотых монет или слитков. Затем эта роль переходила к денежным единицам различных стран (фунт стерлингов). Были времена, когда и российский рубль был одной из самых твердых валют и охотно принимался в международных расчетах.
Закрепление нового материала
Ответьте на вопросы Работа по карточкам
Правовая сторона:
Учитель: во все времена деньги были защищены государством
-Наверно, Сколько существуют деньги, столько же фальшивомонетчики. Они либо уменьшали вес монет, либо добавляли сверх нормы к драгоценному металлу малоценные примеси. Все это называется «порча денег». Вспомните из истории случаи о фальшивомонетчиках? ( 1447г. литейщик из Новгорода Федор Жеребец промышлял изготовлением гривен из неполноценного металла; Медный бунт 1654 г).
Да! Это было в эпоху средневековья. Но странное дело: и в наши дни мир финансов потрясает подпольная деятельность фальшивомонетчиков- организованных групп и одиночек.
Как наказывали фальшивомонетчиков? (ответы учеников)
Итак, сегодня мы с вами побывали в мире денег. Давайте ответим на вопросы, поставленные в начале урока (см. проблемные вопросы слайд №2 )
Составьте синквейн со словами деньги, рубль, монета. Банкнота ( ответы учеников)
Пример:
Деньги
Бумажные, металлические
Обменивают, покупают. Торгуют
Всеобщий эквивалент обмена
Обмен
Мир денег- удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме деньги большое внимание. Деньгам есть даже памятники (слайды № 48-54) и надгробья.
Люди всегда наблюдали за деньгами, складывали о них пословицы и поговорки. Какие вы знаете?
Какие интересне факты из мира денег вы можете рассказать? (ответы учеников)
Домашнее задание:
1.Читать параграф 17
2.Подготовить сообщения о нумизматике, коллекционировании денег
Подведение итогов:
Ребята! Что нового узнали на уроке?
-Что понравилось?
Оценивание
Полуполушка — 1/8 копейки
- Полушка — 1/4 копейки
- Деньга — 1/2 копейки
- Новгородка — 1 копейка
- Семишник — 2 копейки
- Грош — 2 копейки
- Алтын — 3 копейки
- Двухгрошевик — 4 копейки
- Пятак — 5 копеек
- Гривенник — 10 копеек
- Пятиалтынный — 15 копеек
- Двугривенный — 20 копеек
- Полуполтинник — 25 копеек
- Полтинник — 50 копеек
- Рубль (монета) — 100 копеек
- Червонец- 10 рублей
Приложение №1
«Оказывается, у разных народов на определенных этапах истории денежным эквивалентом ( т.е. равноценным другому товару) выступали различные продукты: в Древней Мексике- какао-бобы, в Перу и Боливии- один из видов перца, на Филиппинских островах- рис, на побережье Западной Африки –раковины- каури, в Индии и Китае- рис. Например, в Исландии платежным средством служила сушеная рыба, и тогдашний справочник цен (прейскурант) выглядел следующим образом:
Подкова- 1 рыбина;
Пара женских башмаков- 3 рыбины;
Бочонок пива- 100 рыбин;
Бочонок сливочного масла- 120 рыбин.
Приложение №2
На Руси деньгами при обмене служили скот и шкуры животных, чаще всего белки, соболя, куницы и другая «мягкая рухлядь», как называли когда то меха. До нашествия татаро- монголов на русскую землю в нашем языке не было слова «деньги». Денежные ценности называли скотом, княжескую казну- скотницей, а казначея- скотником. Знала Русь и раковины –каури (слайд 3). Их завезли к нам заморские гости- купцы, торговавшие с Новгородом и Псковом. А потом уже сами новгородцы распространили их по всей Руси, вплоть до Сибири. В Сибири каури сохраняли товарное значение вплоть до 19 века. На 5 мешков каури можно было купить рабыню.
В 11 веке деньги стали обозначать словом «куны». А мелкие денежные единицы- словами «бела», «мордки», «ушки» и т.д.
В начале 13 века на Русь двинулись монгольские полчища. Раздробленная, ослабленная княжескими усобицами Русь не могла противостоять организованной армии монголов. Вскоре вся Русь, кроме Новгорода, оказалась под монгольским игом. Монголы выпускали свои деньги. Тогда то и появилась на русской земле монета «диргема», или денга. «Денга» значит «звенящий». В нашем языке слово «денга» постепенно перешло в деньги.
Приложение №3
«Екатерина 2 ввела в 1769 году бумажные деньги, которые можно было свободно обменивать на медные монеты. С помощью простых математических подсчетов объясни выгоду этого решения правительства купцу, едущему на Макарьевскую ярмарку, чтобы купить зерна на 20 тысяч серебряных рублей, учитывая. Что 1 серебряный рубль приравнивался к 4 рублям меди, а 100 рублей меди весили приблизительно 6 пудов (1 пуд равен 16,38 кг.)
Фамилия __________________
Укажи, какую функцию выполняют деньги в следующих случаях:
А) пенсионер получает пенсию ____________________________________________
Б) мастер говорит клиенту: «За ремонт вашей обуви вам придется заплатить 200 руб.__________________________
В) клиент заплатил мастеру 200 руб. за ремонт обуви____________________________
Г) служащий получил зарплату и отложил 1000 руб. , чтобы весной купить сыну велосипед____________________________________
Д) безработный получает пособие по безработице________________________________
Фамилия __________________
Укажи, какую функцию выполняют деньги в следующих случаях:
А) пенсионер получает пенсию ____________________________________________
Б) мастер говорит клиенту: «За ремонт вашей обуви вам придется заплатить 200 руб.__________________________
В) клиент заплатил мастеру 200 руб. за ремонт обуви____________________________
Г) служащий получил зарплату и отложил 1000 руб. , чтобы весной купить сыну велосипед____________________________________
Д) безработный получает пособие по безработице________________________________
Фамилия __________________
Укажи, какую функцию выполняют деньги в следующих случаях:
А) пенсионер получает пенсию ____________________________________________
Б) мастер говорит клиенту: «За ремонт вашей обуви вам придется заплатить 200 руб.__________________________
В) клиент заплатил мастеру 200 руб. за ремонт обуви____________________________
Г) служащий получил зарплату и отложил 1000 руб. , чтобы весной купить сыну велосипед____________________________________
Д) безработный получает пособие по безработице________________________________
Приложение №4
-Основные характеристики денежной системы, как правило, закрепляются в законодательстве страны. В РФ основные параметры денежной системы заданы следующими законами:
- Конституцией РФ;
- Законом « О Центральном банке РФ (Банке России);
- Законом «О валютном регулировании и валютном контроле»;
- Законом « О банках и банковской деятельности»;
- Законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. И финансированию терроризма»
Приложение №4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по обществознанию "Путешествие в мир денег"
Элективный курс разработан для расширения знаний учащихся в изучении основ рыночной экономики при освоении ими раздела обществознания «Экономическая жизнь (сфера) общества»....
"Исследовательская работа по истории.История бумажных денег"г во времена Екатерины II
Эта работа о истории бумажных денег во времена Екатерины II.: Во все времена деньги занимали важное место в жизни человека. В этой работа говорится о причинах появлению бумажных денег во времена Ека...
Из истории денег
Классный час по теме история денег...
«История возникновения денег от прошлого, до наших дней»
Данный урок посвящен истории возникновения денег. Материал к уроку подобран с учетом возрастных особенностей учащихся(для учащихся 6-7кл. коррекционной школы), было использовано большое ко...
Конспект классного часа по теме: "Деньги. Денежное обращение. Формы и функции денег"
Конспект классного часа, посвященного неделе предпринимательства по теме: "Деньги. Денежное обращение. Формы и функции денег"...
Проблема карманных денег у детей и подростков (на примере Германии и России)
Содержание данной работы посвящено одной из главных волнующих проблем современной молодежи – получение и распределение своего личного дохода, а именно использование карманных денег....
Виды денег, контрольный тест-блиц по экономике для 7-8 класса
Виды денег, контрольный тест-блиц по экономике для 7-8 класса предполагае использование проверочной работы для проверки материала, анализа усвоения материла, работы с понятиями...