Урок по обществознанию
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) по теме

Белова Александра Валерьевна

Урок "Социальная структура общества"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_socialnaya_struktura.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по обществознанию.

Учитель Белова Александра Валерьевна.

Тема: «Социальная структура».

Цели урока:

  1. определить степень усвоения основных знаний (вспомнить что такое общество, социальная стратификация, социальный статус, социальная роль, что собой представляют основные сферы жизни человека);
  2. продолжить работу над формированием умения анализировать социальный образ, социальную структуру любого общества, показать практическую направленность предмета;
  3. развитие у учащихся интереса к творческой деятельности, умения работы в группе, продолжить формирование коммуникативных навыков.

Тип урока: повторительно-обобщающий урок (комбинированный).

План урока.

  1. Основные исторические этапы социальной структуры общества.
  2. Современное общество.
  3. Социальные характеристики положения человека в обществе.

Л.З. Вопрос «Подумайте, какие факторы влияют на социальный статус современного человека?».

Ход урока.

Тема сегодняшнего урока звучит так:« Социальная структура».

  1. Постановка цели урока.

И сегодня я предлагаю вам вспомнить основные понятия, связанные с социальной сферой общества, затем, работая в группах, создать социальные схемы обществ в различные исторические периоды. Далее, работая с таблицей «Современное общество», должны дать характеристику Российского общества и место человека в нем. В конце урока вы должны ответить на логическое задание (л.з.).

  1.  Фронтальный опрос. Понятия.

Общество         

  1. общепринятое
  2. в повседневной жизни
  3. в науке

Сферы жизни общества

  1. перечислите, что рассматривает каждая сфера

Социальная стратификация

  1. дать определение

Страты

  1. дать определение

  1. Работа по группам (5 минут):

Вопросы:

  1. Изобразите общество в виде схемы.
  2. Определите положение в обществе отдельных социальных групп.
  3. Как складывались отношения между различными группами людей в этом обществе?
  4. Возможно ли перемещение людей из одной страты в другую?
  5. Проанализируйте предложенную для группы информацию.

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Феодальное общество

Капиталистическое общество

Рабовладельческое общество

Кастовое общество

Оценка учителя: (+) и (-) в работе по группам.

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Феодальное общество

Капиталистическое общество

Рабовладельческое общество

Кастовое общество






Итак, мы с вами проанализировали как складывались социальные отношения между разными группами людей в историческом прошлом.  Теперь вернемся в настоящее и, используя таблицы «вариант №1» и «вариант №2», которые вам помогут в работе,  попробуем охарактеризовать современное общество.

Вопросы:

  1. Какие социальные группы образует общество?
  2. Почему они занимают в нем неодинаковое положение?
  3. Чем можно объяснить столь значительную численность малообеспеченных и бедных людей (базовый и низший слой)?
  4. Возможно ли перемещение людей из одной страты в другую?

  1. Вопросы к классу.

Итак, мы выяснили, что общество делится на социальные слои - страты. Вспомните, какие существуют характеристики, определяющие место человека в обществе. Приведите примеры.

  1. Сообщение ученика. Иллюстративный материал.

Тема сообщения: «Одежда – как элемент статуса» (4 минуты).

Задание классу: «Слушая сообщение, определите, какие критерии относятся к социальному статусу человека, а какие к социальной роли».

  1. Завершающий контроль. Подведение итогов.

Давайте сделаем вывод по теме сегодняшнего урока и ответим на

л.з. «Подумайте, какие факторы влияют на социальный статус современного человека?».

Рефлексия. Ученики оценивают свою работу на уроке:

  1. как я работал на уроке?
  2. как я усвоил материал?

  1. Домашнее задание.

  1. Написать сочинение-миниатюру «Человек в современном Российском обществе».
  2. Читать п.№ 23.

ВЫВОД ПО УРОКУ:

На определенном этапе исторического развития в обществе происходит социальное расслоение. Образуются страты. Каждая страта включает в себя людей имеющих социальный статус и социальную роль: одинаковые доходы, власть, образование, престиж.


1 группа.

Феодальное общество.

Вопросы:

  1. Изобразите общество в виде схемы.
  2. Определите положение в обществе отдельных социальных групп.
  3. Как складывались отношения между различными группами людей в этом обществе?
  4. Возможно ли перемещение людей из одной страты в другую?
  5. Проанализируйте предложенную для группы информацию.

Сословное деление – структура общества, при которой права, обязанности и привилегии каких-либо групп закреплялись законами и передавались по наследству. Границы между сословиями не были такими резкими как при кастовом устройстве, и было возможно перемещение из одного сословия в другое, хотя и ограниченное. В Европе сословное деление существовало с IV по XIV века. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов. Так, государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарством). Характерной чертой сословий являлось наличие социальных символов и знаков: титулов, мундиров, орденов, званий.

Россия начала XIX века (крепостные крестьяне, император, мещане, дворяне, купечество, духовенство).


2 группа.

Капиталистическое общество.

Вопросы:

  1. Изобразите общество в виде схемы.
  2. Определите положение в обществе отдельных социальных групп.
  3. Как складывались отношения между различными группами людей в этом обществе?
  4. Возможно ли перемещение людей из одной страты в другую?
  5. Проанализируйте предложенную для группы информацию.

Классовое деление – большие социальные группы людей, у которых есть или нет средств производства. Они занимают определенное место в системе общественного разделения труда, характеризуются специфическим способом получения дохода. Многое зависит от самого индивида, переход из одного класса в другой ничем не ограничен. Одним из важных признаков класса является определенный образ жизни, образование, имущественное положение (уровень достатка). Марксистская теория объясняла, что в основе деления общества на различные социальные группы (классы) лежит отношение этих групп к собственности и средствам производства.

Англия (монарх, высококвалифицированные рабочие, лорды, буржуазия, интеллигенция, крестьяне, наемные рабочие).


3 группа.

Рабовладельческое общество.

Вопросы:

  1. Изобразите общество в виде схемы.
  2. Определите положение в обществе отдельных социальных групп.
  3. Как складывались отношения между различными группами людей в этом обществе?
  4. Возможно ли перемещение людей из одной страты в другую?
  5. Проанализируйте предложенную для группы информацию.

Рабовладение – единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого и когда низший слой лишен всяких прав и свобод. Такого нет в кастах и сословиях, не говоря уже о классах.

Рабство – экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и с крайней степенью неравенства. Рабство возникло в глубокой древности в Египте, Вавилоне, Китае, Греции и Риме и сохранилось в ряде регионов практически до настоящего времени.

Раб – говорящее орудие труда. Многие страны прошли период рабовладения в древности, а рабство США, Бразилии и крепостное право в России существовало вплоть до XIX века.

Древний Рим (рабы, император, патриции, простые граждане (крестьяне и ремесленники), наместники).


4 группа.

Кастовое общество.

Вопросы:

  1. Изобразите общество в виде схемы.
  2. Определите положение в обществе отдельных социальных групп.
  3. Как складывались отношения между различными группами людей в этом обществе?
  4. Возможно ли перемещение людей из одной страты в другую?
  5. Проанализируйте предложенную для группы информацию.

Кастовое деление – деление общества на большие замкнутые группы людей, которые выполняли специфические, передающиеся по наследству социальные функции. Кастовое деление общества было характерно для некоторых стран Востока – Индии, Египта и других. Касту в течение многих веков определяла прежде всего профессия, она переходила от отца к сыну, не меняясь на протяжении жизни десятков поколений. Каждая каста живет в соответствии со сводом предписаний и запретов, которые определяют нормы поведения, регулируют поступки и даже чувства. Один из них гласит: только девушка из твоей касты может стать твоей женой и матерью твоих детей. Даже тип одежды говорил о принадлежности человека к той или иной касте. Кастовый строй придавал обществу незыблемость и социальную гармонию, смысл жизни. Член касты имел неотъемлемые права на поддержку со стороны всей касты.

Индия (купцы , брахманы, воины, рабочие и крестьяне).


Схема общества.








Современное общество.

Вопросы:

  1. Какие социальные группы образует общество?
  2. Почему они занимают в нем неодинаковое положение?
  3. Чем можно объяснить столь значительную численность малообеспеченных и бедных людей (базовый и низший слой)?
  4. Возможно ли перемещение людей из одной страты в другую?

Вариант I

Основные социальные группы

Состав

Отношение к реформам и жизненная стратегия

1

2

3


Высший слой (1%)




Средний слой (24%)







Базовый слой (68%)







Низший слой (7%)


Элитные группы в управлении, экономике, силовых структурах


Предприниматели (кроме крупных), среднее звено бюрократии, старшие офицеры, высококвалифицированные специалисты


Часть интеллигенции, технический персонал, работники массовых профессий сервиса и торговли, большая часть крестьян


Неработающие пенсионеры, безработные, беженцы


Основной субъект реформ



Активно участвуют в преобразованиях






Главные усилия направлены не на преобразования, а на адаптацию в обществе




Неспособны адаптироваться в условиях переходного периода

Вариант II

Основные социальные группы

Доля в населении

Уровень денежных доходов на душу в месяц (в долл.)

1

2

3

Богатые

3-5 %

Свыше 2000

Состоятельные

15 %

1000 – 2000

«Середина»

20 %

100 – 1000

Малообеспеченные

20 %

50 – 100

Бедные

40 %

Менее 50

В том числе:

«социальное дно»

10-12 %

Сообщение «Одежда и статус».

Одежда – такой же социальный символ, как речь и поведение. У нее три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстративное выражение. В различные эпохи правила приличия не совпадали, но главный принцип оставался неизменным: чем более пуританским являлось общество, тем тщательнее пряталось тело.

В арабских странах одеяние женщин скрывало не только тело, но и его очертания. Когда то в Англии считалось непристойным произносить даже слово «нога», а ножки рояля закрывали чехлами.

Демонстрационная функция запрещает мужчинам появляться в дорогих ресторанах без галстука. Почему? Галстук – показатель определенного социального статуса. Он выступает не как средство что-то скрывать или создать комфорт, а как знак, определяющий принадлежность его владельца той или иной социальной группе. В прошлом демонстрационная функция одежды регламентировалась очень жестко. В Англии XIV века костюм определялся не вкусом или стилем, а законом. Парламент принимал правила, регулировавшие одеяния для каждого социального слоя. Если человек одевал костюм, который полагался людям, стоящим выше на социальной лестнице, он подвергался штрафу. Похожие правила существовали и в американских колониях, где женщине запрещалось носить шелковый шарф, если ее муж «стоил» меньше 1000 долларов. Майор не имеет право носить форму полковника.

Однако люди постоянно стремились завысить свое положение в обществе, одевая «не свой костюм». А наказывали их, по сути не за костюм, а за попытку с его помощью завысить свой статус.

В XVIII веке демонстрацией высокого положения стал спорт. Так, при верховой езде английские сельские джентльмены для удобства одевали фраки и цилиндры. Именно это одеяние позже стало ассоциироваться с досугом и с возможностью не работать. Постепенно джентльменский спортивный костюм превратился в повседневную одежду высшего света. Затем изменился и стал костюмом большей части общества. Для дорогостоящий развлечений – рыбалки, гольфа – использовали клетчатые костюм и котелок. Эта одежда вытеснила со временем черный фрак, оставив ему место в свадебных церемониях и праздничных торжествах. И, по сути, все современные деловые люди носят варианты костюмов, ранее являющихся спортивными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы учителем истории и обществознания МБОУ «СОШ №1» Ситниковой Ольги Владимировны

«Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы» СОДЕРЖАНИЕВведение …………………………………………………………...

Урок по обществознанию для 11 класса социально-экономического профиля. Тема урока «Институт семьи и брака» Учитель истории и обществознания: Рябкова О.В.

АннотацияУрок разработан в рамках применения системно-деятельностного подхода. Согласно одной из классификаций уроков деятельностной направленности данный урок по целеполаганию можно определить как ур...

обобщение опыта учителя истории и обществознания «Использование ИТК и Интернет технологий на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности»

С появлением в школе персонального компьютера, меня заинтересовали возможности использования новых информационных технологий на уроках истории. К настоящему времени накоплен определенный опыт практиче...

Информационная карта к видеозаписи урока по обществознанию «Человек и его деятельность», учителя истории и обществознания Злыдниной Ольги Григорьевны.

информационная карта к видеозаписи урока по обществознанию, постановка образовательной цели в соответствии с ФГОС....

Конспект урока по обществознанию в форме ФГОСС по обществознанию в 7 классе "Закон на страже природы"

Материал опирается на учебник по обществознанию под авторством Л.Н.Боголюбова....