ОТКРЫТЫЙ УРОК–МАСТЕРСКАЯ ПО ТЕМЕ: «ТРУД. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА»
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) по теме
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. УРОК – МАСТЕРСКАЯ ПО ТЕМЕ: «ТРУД. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА»
Цели урока:
- осознать учащимися необходимость изучения трудового права;
- ознакомить их с ролью и значением труда в жизни общества, с трудовым законодательством;
- изучить понятия: занятость, трудоустройство, трудовой договор;
- получить сведения о социальных конфликтах и способах социальной защиты;
- понять роль профсоюзов в разрешении трудовых споров и социальных конфликтов.
Задачи урока:
- создать проблемную ситуацию, требующую поиска и усвоение новых знаний;
- сформировать у учащихся общеучебные знания, умения. навыки: любознательность, внимание, самостоятельность, организованность, исследовательские навыки, коммуникативную культуру, память, выразительность и четкость речи;
- создать атмосферу доброжелательности и комфорта, сотрудничества и сотворчества учителя и учеников.
Оборудование урока:
Доска, интерактивная доска, четыре ноутбука, учебники по праву, хрестоматии, кодекс законов о труде, раздаточный материал (задания, таблицы)
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
№ этапа | Этапы урока | Время этапа | Репродуктивные формы деятельности учащихся | Продуктивные формы деятельности учащихся |
1 | Организационный момент | 1 мин | Внимание |
|
2 | Индукция. Этап актуализации знаний, настрой на восприятие и осмысление нового. Что вы знаете о понятиях «Труд. Социальная защита»? На доске усилиями учащихся с помощью учителя создается кластер
|
5 мин | Внимание | Активность Любознательность Интеллект Самостоятельность Культура эмоций |
3 | Деконструкция. Работа с материалом, формирование информационного поля. Учитель ставит перед группами познавательные задачи: 1-я группа. Законы о труде. Труд несовершеннолетних. Занятость и трудоустройство. 2-я группа. Трудовой договор. Трудовая дисциплина. Рабочее время и время отдыха. 3-я группа. Защита трудовых прав граждан. Забастовки. Профсоюзы. Каждая группа получает задание с указанием, где можно найти ответ. Каждой группе выдается ноутбук с выходом в Интернет См. приложение № 1 |
3 мин | Внимание Память Организованность | Исследовательские навыки Культура работы Наблюдательность Самостоятельность Коммуникативная культура |
4 | Реконструкция. Работа групп над выполнением задач, которые дал учитель. Учащиеся в группах распределяют между собой работу: - часть обучающихся работают с учебниками, хрестоматиями; - часть ищет необходимую информацию в Интернете и работает с ней. Идет подготовка ответов в каждой группе |
15 мин | Организованность Внимание память | Активность Исследовательские навыки Наблюдательность Самостоятельность Умение слушать и слышать Культура работы Коммуникативная культура ИКТкомпетентность |
5 | Социализация. Соотнесение группами своей деятельности с деятельностью других групп. Представление своих результатов труда. Презентация каждой группой полученных результатов с помощью интерактивной доски Коллективная оценка результатов под руководством учителя. Эвристическая беседа. |
15 мин | Внимание Память Точность и выразительность речи | Активность Восприимчивость нового Активное слушание Аргументированность Глубина рассуждений Коммуникативная культура Способность выделять главное Самостоятельность ИКТкомпетентность |
6 | Афиширование. Представление результатов деятельности ученика, ознакомление с ними всех. Презентация учащимся подготовленного по заданию учителя презентацию на тему: «Профсоюзы: вчера, сегодня, завтра». Презентация сопровождается рассказом ученика и комментариями учителя. См. приложение: презентация |
7 мин | Внимание Память Точность и выразительность речи | Активность Глубина рассуждений Самостоятельность Способность выделять главное Системность Активное слушание Восприимчивость нового Коммуникативная культура |
7 | Разрыв. Новое выделение учеником изученного предмета, осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему. Постановка учителем новых задач, вытекающих из предыдущих. См. приложения № 2, 3, 4, 5 |
3 мин | Внимание Память Организованность | Активное слушание Культура работы |
8 | Реконструкция. Работа групп по выполнению заданий.
Ученики в группе разбирают задания вместе без распределения обязанностей, используя новые знания, полученные на уроке: - знакомство и изучение заданий - коллективное обсуждение ответов на поставленные задачи - ответы групп на задачи |
10 мин | Память Внимание Организованность Точность и культура речи | Активность Аргументированность Восприимчивость к новому Самостоятельность Глубина рассуждений Умение слушать и слышать Коммуникативная культура Культура работы |
9 | Афиширование. Представление группами результатов работы.
Коллективное обсуждение результатов решения задач | 10 мин | Организованность Внимание Память Культура речи | Активность Аргументированность Активное слушание Восприимчивость к новому Глубина рассуждений Способность выделять причинно-следственные связи Коммуникативная культура |
10 | Рефлексия. Осознание и анализ учеником своей деятельности. Обобщение изученного материала. Подведение итогов урока учителем. Заполнение учениками таблиц. См. приложения № 6, 7
|
2 мин 5 мин 4 мин | Внимание Память | Активность Активное слушание Рефлексивность |
11 | Домашнее задание | 2 мин | Внимание |
|
Приложение № 1
ЗАДАНИЯ ГРУППАМ
1-я группа:
1.Законы о труде. Труд несовершеннолетних. Занятость и трудоустройство. Безработица
Учебники: а) «Право и экономика» параграфы №№ 31,32, 35
б) «Основы права» параграф № 49
в) Интернет
2-я группа:
2.Трудовой договор. Трудовая дисциплина. Рабочее время и время отдыха.
Учебники: а) «Право и экономика» параграфы № 33
б) «Основы права» параграф №48, стр. 209
в) Интернет
3-я группа:
3.Защита трудовых прав граждан. Забастовки. Профсоюзы
Учебники: а) «Право и экономика» №№ 34, 36, 58, 59
б) Интернет
Приложение № 2
Задачи группам.
1-я группа
1.После окончания школы Наташа Майорова пыталась поступить в театральный институт, но неудачно. Нигде не работая, она дни напролет сидела дома, читая книги и журналы, смотрела телевизор, слушала музыку. Родители пытались устроить ее на работу почтальоном, секретарем в одну из контор поблизости, но она всякий раз отказывалась, отвечая, что согласно Конституции труд в нашей стране свободен и доброволен и каждый вправе выбирать себе профессию. Кроме того, в России принудительный труд Запрещен.
Кто прав в данной ситуации: Наташи или ее родители?
2. На лаборанта класса биологии Сидорова директор школы наложил выговор за нарушение им своих трудовых обязанностей. Нарушение, по мнению директора, заключалось в следующем: Сидоров отказался остаться после работы, чтобы помочь провести районную олимпиаду по биологии.
Законно ли наказали Сидорова?
3. Маша Безуглова, не поступив после школы в институт, обратилась в службу занятости. На приеме она проинформировала работников службы, что мечтала поступить в юридический институт. Она просила подыскать ей соответствующую работу. Но ей предложили работу санитарки в городской больнице. Маша решила, что эта работа ей не подходит и отказалась от нее.
Кто прав в данной ситуации?
Приложение № 3
ЗАДАЧИ ГРУППАМ
2-я группа.
1.Ученик 9б класса Дима Галкин желая купить DVD-плеер устроился с согласия родителей в детский сад дворником. Раньше там работал пенсионер и в его обязанности входила уборка всей территории детского сада. Мать Димы потребовала, чтобы объем работы для ее сына был уменьшен наполовину, поскольку, согласно КЗОГ, он не может работать более 4-х часов в день, тогда как у пенсионера рабочий день был 8 часов.
Разрешите данную ситуацию.
2.По результатам года 9 класс занял по успеваемости первое место в школе. Директор решил поощрить классного руководителя 9 класса: он увеличил ему продолжительность отпуска на полмесяца.
Правильно ли поступил директор?
3. Первого сентября студент Кольцов не явился на занятия, поскольку был в другом городе и не смог достать билет га поезд. За данный проступок ему был объявлен выговор в приказе от 5 октября.
Законно ли наложено на него дисциплинарное взыскание?
Приложение № 4
ЗАДАЧИ ГРУППАМ
3-я группа
1. В суд поступило исковое заявление от заведующей детским садом с просьбой признать незаконной забастовкой невыход всех воспитателей на работу из-за трехмесячной задержки зарплаты. Невыплата зарплаты была вызвана отсутствием денег, направленных на проведение косметического ремонта. В заявлении указывалось, что, хотя работники неоднократно устно предупреждали администрацию о прекращении работы, письменных требований они не выдвигали, каких-либо примирительных действий не предпринимали.
Является ли данных спор коллективным? Какое решение должен принять суд?
2. Угольщики шахт Забайкальского разреза объявили бессрочную забастовку по причине невыплаты заработной платы в течение 10-ти месяцев. Администрация угольного управления объясняла это задержкой платежей от потребителей. Были использованы все примирительные процедуры, но результата они не дали. О забастовке администрация была предупреждена за 19 дней.
Можно ли признать данную забастовку законной?
3. Работодатель обратился в прокуратуру с просьбой принести в суд заявление о прекращении деятельности профсоюза, созданного на предприятии. При этом он ссылался на то, что профсоюз вмешивается в процесс решения администрацией кадровых вопросов, в частности, касающихся заключения трудовых договоров с поступающими на работу, а также в процесс перевода и увольнения отдельных работников.
Какой ответ должен дать прокурор?
Приложение № 5
Задание для всех учащихся
Как оценить труд домохозяйки?
Почему в Германии у женщины есть дополнительный нерабочий день, день «чистых окон», а в России у женщин нет таких привилегий?
Чем можно объяснить такую ситуацию? Справедливо ли это?
Приложение № 6
Лист оценки работы учащихся в группе
№№ | Фамилия, имя | Результат работы в группе | отметка |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
4 |
|
|
|
5 |
|
|
|
6 |
|
|
|
7 |
|
|
|
8 |
|
|
|
9 |
|
|
|
10 |
|
|
|
11 |
|
|
|
12 |
|
|
|
Приложение № 7
Лист самооценки
ФИО учащегося________________________________________________
Оцените свою работу | Результат |
Мне удалось справиться с заданием хорошо |
|
Работал(а) посредственно |
|
Я не справилась с работой |
|
Что помешало справиться с работой |
|
Что необходимо улучшить |
|
Лист оценки урока учащимся:
ФИО учащегося________________________________________________
Оценка урока | Результат |
Урок полезный. Я читала, обсуждала, думала |
|
Урок был интересным. Узнала много нового |
|
Урок был скучным. Почему? |
|
Урок показался трудным. Что вызвало наибольшие трудности? |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока Трудовое право и социальная защита граждан в условиях экономического кризиса.
Цель этого урока - познакомить учащихся с отраслью права "Трудовое право", его источниками, нормами, субектами, а также углубить знания учащихся о видах собственности, о правоспособности и дееспособно...
Социальная защита подростка
Соцмальная защита подростка...
Социальная защита детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В материале рассматриваются определения "социальная защита", " трудная жизненная ситуация" и раскрывются пути социально-педагогической помощи семье и ребенку....
Проект «Семейный очаг» Создание условий для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи, социальная защита прав детей и установление связи между семьей и социально- реабилитационным центром «Планета детства».
Создание оснований для объединения усилий субъектов, заинтересованных в профилактике детской безнадзорности, подростковой преступности и социального сиротства и реабилитации неблагополучных семей; укр...
Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения
Материал к уроку обществознания. Презентация "Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения"...
Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения
Материал к уроку обществознания. Презентация "Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения"...
Управление социальной защитой детства защитой детства
Управление социальной защитой детства защитой детства...