Классный час «Я имею право…»
классный час по обществознанию (7 класс) на тему

Передера Ирина Викторовна

Классный час призван познакомить  учащихся с основными правами и провыми документами по правам человека; сформировать у учащихся понимание универсальности, всеобщего характера тех прав , о которых говорится в Декларации и Конвенции; развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию, умение выслушать и принять во внимание позицию другихдать понять ребенку, что знание своих прав- это понимать, что он может (имеет право) сделать в той или иной ситуации и что не могут ( не имеют право) сделать ему в этой ситуации другие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_ya_imeyu_pravo.docx21.14 КБ

Предварительный просмотр:

                       Классный  час    «Я имею право…»

Цель: познакомить с основными целями ООН, с содержанием статей Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка, сформировать у учащихся понимание универсальности, всеобщего характера тех прав , о которых говорится в Декларации и Конвенции; развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию, умение выслушать и принять во внимание позицию других; дать понять ребенку, что знание своих прав- это понимать, что он может (имеет право) сделать в той или иной ситуации и что не могут ( не имеют право) сделать ему в этой ситуации другие.

                                                      Ход мероприятия

1.Беседа по теме классного часа.

Учитель. Еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отстаивал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Не так-то быстро люди поняли , что сильным заступником может быть государство. Долгое время в истории человечества царил закон « око за око, зуб за зуб». Как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник. О правах человека начали задумываться еще в Древней Греции,  первые демократические преобразования провел легендарный Солон. С тех пор прошло много времени, появилось множество новых проблем: расизм, геноцид, техногенные и экологические катастрофы, массовые миграции населения и др. Жить стало опасней. Человечество почувствовало угрозу своего существованию. С особой тревогой мировая общественность заговорила о безопасности после Второй мировой войны, унесшей миллионы человеческих жизней. Нужно было придумать что-то такое , что было бы  посильнее государства. Нужен такой защитник, который мог бы заставить государство поступиться своими интересами и заботиться о своих гражданах, что бы ни случилось. Миссию такого защитника взяла на себя международная организация ООН.

Организация Объединенных Наций – международная организация, основанная в 1945 г. Штаб- квартира ООН находится в Нью-Йорке. ООН создана державами –победительницами после окончания Второй мировой войны. Её задачи определены Уставом ООН: «Поддерживать международный мир и безопасность , и для этой цели принимать эффективные коллективные меры по предотвращению угрозы миру…» ООН заботится и о правах человека и о правах детей.

Ребята , как вы думаете , почему отдельно созданы документы о защите прав детей?

 Учитель. Необходимость особой защиты ребенка  была предусмотрена в Женевской декларации прав ребенка 1924 г. и Декларации прав ребенка , принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959г. Далее ООН признала необходимость разработать специальный документ по правам ребенка. Сложная работа продолжалась  30 лет. Наконец , 20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка одобрена Генеральной  Ассамблеей ООН. С 1990г. Россия является участницей Конвенции  ООН о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка вступила в силу  2 сентября 1990г. Ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990г.  15 сентября 1990г. Конвенция вступила в силу на всей территории СССР. В соответствии с этим международным документом Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность , наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному их осуществлению и защите.

2.Практическая работа.

Знакомство с Конвенцией и Декларацией о правах ребенка.

Класс делится на группы для изучения документов. Итоги работы групп вывешиваются на доске.

Ребенок имеет право-

Декларация прав ребенка

Конвенция прав ребенка

-на жизнь

- на жизнь

-неприкосновенность, свободу

-на имя

-равную защиту от дискриминации

-гражданство

-на гражданство

-на образование

-на защиту своих прав

-отдых , досуг

И т.д.

Учитель. У вас,  как вы заметили , получилось много совпадений. Оба эти документа очень важны, но немного разные по своему характеру. Декларация – носит рекомендательный характер, Конвенция , если государство приняло ее , обязательный .

3.Литературно- правовая викторина.

Вопросы викторины:

1.Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться . Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах сестер. Какая статья  Конвенции была бы нарушена , если бы подобное происходило в наши дни?

( Статья 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях)

2.Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные права?

( Согласно Конвенции,  ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18- летнего возраста. Статья 1)

3.Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные , с точки зрения людей , звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу , запереть в клетке и обращаться с ним как с животным?

( Маугли может быть признан неполноценным, но согласно Конвенции он как ребенок должен вести полноценную жизнь в условиях , которые обеспечивают его достоинство Ст.23)

4.Опекун Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает?

(« Ни один ребенок не может быть объектом произвольного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, …тайну корреспонденции…»)

5.Баба Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Алёнушки за тридевять земель в тридесятое царство. Какую статью Конвенции она нарушает?

( СТ.11 предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.)

3.Дискуссия

Учитель. « Я имею  на это право!»,  «Почему вы нарушаете мои права?» - эти слова , к сожалению , часто произносятся невпопад, в ситуациях, когда человек явно не прав. Очень часто заявление о своих правах служит оправданием пассивности, иждивенчества, стремления что-либо получать, ничего не отдавая взамен. Сейчас мы рассмотрим ситуации, когда ребенок заявляет о своих правах не к месту. Ваша задача - составить грамотный ответ взрослого на капризы ребенка.

Мама. Сколько раз тебе говорить, что после 11 часов вечера ТВ должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы!

Сын. Но мама! Ты же все равно в 11 еще не спишь. Кроме того , имею я  право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний ?

Статья 15, утверждающая право на свободу ассоциаций и мирных собраний, имеет и пункт второй, предусматривающий определенные ограничения. В данном случае поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире, и является нарушением общественного порядка.

2. Мама. Доченька, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.

Дочь. Мама, у меня завтра контрольная.

Мама.  Прибери и занимайся, Нельзя же оставлять в доме бардак!

Дочь. Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.

Учитель. Как вы разрешите подобную ситуацию?

( Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В ст.32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приеме на работу и условиях работы)

4. Подведение итогов.

1.Чтобы права человека были защищены, недостаточно написать их на бумаге: надо , чтобы сам человек хотел и умел их защищать.

2. Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушаешь прав других людей: если сегодня ты нарушишь чьи-то  права, завтра обязательно найдется тот, кто пренебрежет твоими правами и нарушит их. Каждое право порождает обязанность: права без обязанностей приводят к беспорядку, а обязанности без прав- к произволу.

Помните!

Сказать « Я имею право…» означает:

ты знаешь, что такое закон и право;

ты знаешь, что такая возможность в законе записана;

ты знаешь, что у тебя есть все законные основания этой возможностью воспользоваться;

ты знаешь, что если тебе кто-то помешает воспользоваться своими правами, то ты можешь ( имеешь право) привлечь его к суду.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"

Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"....

Внеклассное мероприятие по праву. "Имею право, но обязан"

В каждом обществе есть свои права и обязанности,  которые все должны знать и помнить. Мероприятие "Имею право, но обязан" поможет ребенку запомнить основные права и не забывать про обязанно...

Классный час "Имею право на права"

Классный час для учащихся 5-6 классов, посвященный Дню Конституции....

Разработка открытого классного часа "Мои права. Имею право"...

Классный час "Мои права. Имею право"... проведён в рамках районного конкурса "Самый классный классный - 2011". Отмечен, как лучшее воспитательное мероприятие....

классный час по праву "Ответственность несовершеннолетних", "Имею право на...."

Классные часы по праву способствуют формированию правовой культуры школьников. осознанному соблюдению законов....

"Имею право - на права"

Внеклассное мероприятие для формирование правовой культуры учащихся школы через ознакомление с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка....

Классный час «Имею право на права»

Ознакомление с Конвенцией о правах ребенка.Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения....