Рабочая тетрадь по обществознанию для учащихся 9 класса
учебно-методическое пособие по обществознанию (9 класс) по теме
рабочая тетрадь по обществу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
тетрадь по обществу для учащихся 9 класса | 153.67 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Багаевская СОШ
Ученик(ца) 9 класса
Ф.И.:______________________
Блок 1. ОБЩЕСТВО
Т
ема: Введение в предмет Обществознание.
План:
1. Что такое обществознание?
2. История развития социальных наук.
3. Общество: понятие, признаки.
1.
_______________________- содружество родственных дисциплин: философии, психологии, экономики, социологии, политологии, права и т.д., которые образуют самостоятельную подсистему научного знания.
Социальные науки Гуманитарные науки
Чаще оперируют количественными методами: математическими; статистическими. | Чаще оперируют качественными методами: описательными-оценочными |
2. Античность: (Аристотель, Платон, Сократ)
Почему люди ведут себя определенным образом?
Откуда произошли социальные институты?
Как функционируют эти институты?
Итог: __________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Средневековье:
Теология = Teos + Logos
Бог + Наука
Итог: __________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Возрождение (Ренессанс):
Итог: __________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Просвещение (XVII-XVIII вв.): (Р. Декарт, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк)
Изучали функции права.
Изучали природу общества.
Изучали законы действия разума.
Итог: __________________________________________________________________
________________________________________________________________________
XIX век:
Итог: __________________________________________________________________
________________________________________________________________________
3.
любая совокупность исторически сложившихся форм
совместной деятельности людей.
Общество
социальная организация, основой которой является
социальная структура.
______________- часть света или территории, которая имеет определенные
границы.
Государство - ______________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА:
(амер. Эдвард Шилз)
__________ не является частью какой-либо более крупной системы;
Браки заключаются между представителями данного ___________;
Пополняется за счет _________ тех, кто входит в общество;
Имеет ________, собственное _________ и свою _____________;
Обладает собственной системой управления;
Существует дольше средней _____________________________ отдельного индивида;
Общая система ценностей (_______________________________).
Домашнее задание:
1. знать определения «страна», «государство», «общество»;
2. уметь определять социальные и гуманитарные науки.
Т
ема: Общество как система. Сферы и институты общества.
План:
1. Основные сферы общества
2. Институты общества.
1.
_________________- то, что позволяет обществу запустить в производство имеющиеся ресурсы и создать такое количество товаров и услуг, которое удовлетворит потребности людей.
Основа экономической сферы - ___________________________________________.
Почему в экономической жизни напрямую участвуют 50-60% населения, а косвенно – 100%?
__________________________- это государственные и местные органы власти, армия, полиция, т.е. государство.
Основная задача: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Духовная сфера (________________________________________________________)
Задачи:
1)______________________________________________________________________
________________________________________________________________________
2)______________________________________________________________________
________________________________________________________________________
3)______________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Социальная сфера
совокупность организаций, учреждений, отвечающих за благополучие населения ( ). |
совокупность организаций, учреждений, отвечающих за социально незащищенные слои населения ( ). |
Горизонтальная структура общества | Вертикальная структура общества |
2.
_______________________- исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.
Функции и структурные элементы основных институтов общества.
Институты | Функции | Основные роли | Физич. черты | Символ. черты |
1. Институт семьи и брака | ||||
2. Экономический институт | ||||
3. Политический институт | ||||
4. Религиозный институт | ||||
5. Институт образования |
Задание: Каждому животному свойственен инстинкт агрессии. Можно ли этим инстинктом объяснить все преступления и войны в человеческом обществе?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание: Какое из трех высказываний вы считаете правильным и почему?
а) свобода – это возможность выбора;
б) свобода – это самовыражение личности;
в) нет свободы без ответственности.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Т
ема: Многообразие путей и форм общественного развития.
План:
1. Мировое сообщество.
2. Модернизация.
3. Н.Т.П.
1.
Мировое сообщество (квазиобщество) - _______________________________
________________________________________________________________________
Международная организация О.О.Н. - _______________________________________
________________________________________________________________________
Функции О.О.Н.: 1)__________________________________________________
2)__________________________________________________
3)__________________________________________________
Мировая система
Мировая империя – __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ | Мировая экономическая система –_________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ |
Особенности: 1. _______________________________ _______________________________ 2. _______________________________ _______________________________ 3. _______________________________ _______________________________ | Особенности: 1. _______________________________ _______________________________ 2. _______________________________ _______________________________ |
Мировая система | Ядро |
Полупериферия | |
Периферия |
2.
Модернизация - ____________________________________________________
_______________________________________________________________________.
Формы модернизации:
а) _______________________________.
- является моментом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции;
- начинается с культуры и изменения общественного сознания.
Пример: Англия
б) ________________________________.
- являет собой ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран, так называемый способ «догоняющего» развития;
- начинается с экономики и политики.
Пример: Япония
3.
Н.Т.П. -____________________________________________________________.
Н.Т.П. на примере источников энергии:
простое общество___________________________________________________.
аграрное общество__________________________________________________.
индустриальное общество____________________________________________.
постиндустриальное общество________________________________________.
Домашнее задание:
1. Подготовиться к терминологическому диктанту (страна, государство, общество, прогресс, регресс, мировая империя, мировое сообщество, мировая экономическая система, модернизация, О.О.Н., Н.Т.П.).
Т
ема: Противоречия общественного развития. Глобальные проблемы.
План:
1. Н.Т.П. и материальное производство.
2. Глобальные проблемы современности.
1. Н.Т.Р. = Н.Т.П. + наука
___________________________________________- это скачок в развитии производительных сил общества, переход их в качественно новое состояние на основе коренных сдвигов в системе научных знаний.
I –й этап Н.Т.Р. начался в 60-70-е гг. ХХ века:
- автоматизация
- микроэлектроника
- молекулярная биология, генная инженерия.
Противоречия Н.Т.Р.:
Автоматизация производства | ____________________________________ ____________________________________ |
Увеличение эффективности здравоохранения | ____________________________________ ____________________________________ |
Достижения культуры стали достоянием миллионов (ТВ, СМИ, Интернет) | ____________________________________ ____________________________________ |
2. Глобальные (лат.) - Земля, земной шар.
Эти проблемы взаимосвязаны друг с другом.
1._______________________________________________________________________
2._______________________________________________________________________
3._______________________________________________________________________
4._______________________________________________________________________
5._______________________________________________________________________
6._______________________________________________________________________
Задание: выберите одну глобальную проблему и предложите несколько, возможных на ваш взгляд, вариантов ее решения.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Блок 2. ЧЕЛОВЕК
Т
ема: Человек, как результат биологической, социальной и культурной эволюции.
План:
1. Человек, индивид, личность.
2. Физическое развитие человека.
3. Влияние общества на развитие личности.
1.
__________________- высшая ступень развития живых организмов на земле, субъект общественно-исторической и культурной деятельности.
Вехи познания человеческой сущности:
Античность:_____________________________________________________________
«Познай самого себя!»
Средневековье:___________________________________________________________
Ренессанс:_______________________________________________________________
XVII век:________________________________________________________________
«Я мыслю – следовательно, существую»
Р. Декарт
XVIII век:________________________________________________________________
_____________________________________
XIX - XX век:_____________________________________________________________
________________________________________________________________________
_____________________________________
Индивид -_____________________________________________________________________________________________________
Индивидуальность -_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Личность -______________________________________________________________
2. Физическое развитие начинается с ________, достигает расцвета в _______, начинает снижаться к _______.
Продолжительность жизни:
на конец ХХ века: 80 лет -________________.
72 года -_______________.
Нижний предел продолжительности жизни___________.
Высший предел продолжительности жизни___________.
- возрастные изменения это не болезнь, а естественная утрата функциональных возможностей организма. Они увеличивают вероятность болезни, но не смерть.
- успехи медицины могут увеличить лишь среднюю продолжительность жизни, но повлиять на смерть – нет.
3. Живые организмы можно расположить на лестнице видов от простых до сложных. Чем сложнее вид – тем дольше приспосабливается к окружающей среде.
_______________ - специальный период времени, в течение которого ребенок обучается и приспосабливается к взрослому миру.
У человека самый продолжительный период приспособления = детство + юность.
Феральные люди («маугли») -____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пример: 1938 г. в Пенсельвании девочка 5 лет (шакалы);
1940 г. в Индии 2 сестры (волки).
Т
ема: Бытие человека.
План:
1.Понятие бытия.
2.Филосовское понятие о человеке.
3.Общее представление о человеческой душе.
1. У человека возникают вопросы, которые требуют ответа. Отвечая на эти вопросы, человек вырабатывает своё______________________________
- своё отношение к этому миру;
- определяет своё место в нём.
таким образом формируется
_____________________________
Исходной категорией является «бытие»
________________________=_______________________=_______________________
Формы бытия
а)______________________________________________________________________
- существует объективно, т.е. независимо от воли и сознания людей.
б)______________________________________________________________________
- существует субъективно, т.е. зависит от воли, сознания людей.
Задание: К какому миру принадлежит человек? Ответ аргументируйте.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________ - это диалектическое единство
объективного и субъективного, тела и духа.
Задание: К какому миру принадлежит материальная культура, наука, религия, мораль?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.
_________________ - это единая, целостная совокупность всевозможных форм, вся реальность.
1. Сложилось так, что частные проявления человека изучают многие науки:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Философия пытается дать общую картину, показать сущность человека.
Признаки человека:
1. ______________________________________________________________________
2. ______________________________________________________________________
3. ______________________________________________________________________
4. ______________________________________________________________________
5. ______________________________________________________________________
6. ______________________________________________________________________
Задание: Какой признак самый отличительный.
Ответ аргументируйте.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Человек
биологическое существо психологическое существо социальное существо
Гены или социум?
1 мнение: наследственность человека столь велика, что может служить неограниченно долго.
2 мнение: человек, как биологический вид, клонится к участию.
Причины:
- Создание собственной среды жизни;
- Успехи медицины, благодаря которым человек отклонился от естественного отбора и накапливает мутации.
3 мнение: человек – слишком молодой биологический вид, несёт много генов животных.
Наука должна осуществлять целенаправленный контроль над воспроизводством человеческого рода, частную селекцию для «пользы» человечества.
Это направление называется Евгеника.
Нравственно – психологические проблемные вопросы:
Задание: 1. Как определить, кто обладает нужным генотипом?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание: 2.Кто вообще должен и может решать вопрос о том, какие гены желательны?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.
__________________________ - духовный мир человека
к душевным явлениям относятся:
1_______________________________________________________________________
2_______________________________________________________________________
3_______________________________________________________________________
4_______________________________________________________________________5_______________________________________________________________________6_______________________________________________________________________
т.о. каждый человек обладает своей особенной, неповторимой душой.
Но можно говорить и обобщенно о человеческой душе вообще:
1_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________;
2_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________;
3_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________.
Т
ема: Деятельность
План.
1.Деятельность, её культура.
2.Мотивы деятельности.
3.Виды деятельности.
1.Развитие общества – это результат деятельности людей.
_____________________- активность какого-либо рода_____________________
(в литературе) действие, поступок
«Деяние»
(в юриспруденции) действие или бездействие
Структура деятельности:
1._____________________ - тот, кто осуществляет деятельность.
2._____________________ - то, на что направлена деятельность.
Пример: Земледелец выращивает пшеницу.
Бригада строителей строит дом.
Субъект => Объект
Субъект => Субъект
Субъект
3._________________________ - это то, что представляется в ____________________ и ожидается в ____________________.
Не любой образ желаемого, а лишь такой, который соответствует реальным возможностям окружающего мира и самого субъекта.
4.Средства достижения
Задание:
«Палить из пушки по воробьям»
-________________________________________________________________________
«Победителей не судят»
-________________________________________________________________________
«Цель оправдывает средства»
-________________________________________________________________________
5.Результат.
Деятельность состоит из отдельных действий.
Пример:
учебная деятельность =
___________________________
+
___________________________
+
___________________________
деятельность земледельца = ___________________________
+
___________________________
+
___________________________
+
___________________________
2. Что движет человеческой деятельностью?
- Потребности человека:
а) биологические:____________________________________________________
б) социальные:______________________________________________________
в) идеальные:________________________________________________________
II. Установки – общая ориентация человека на определённый объект,
выражающая предрасположенность действовать определённым
образом.
Пример:
Семья – это социальный объект.
Предрасположен | Не предрасположен | ||
Создаёт | Не создаёт | ||
Сохраняет | Не стремится сохранить |
- ___________________________________ - устойчивые взгляды на мир, идеалы
и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь.
- ___________________________________ (от латин. «имеет значение, важно»).
Деятельность
Практическая | Духовная |
- направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. | - связана с изменением сознания людей. |
а) Творческая деятельность:
Творчество | ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ |
Воображение | ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ |
Фантазия | ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ |
Интуиция | ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ |
б) Трудовая деятельность
_____________ - вид человеческой деятельности, которой направлен на достижение практически полезного результата.
«Мартышкин труд»
«Сизифов труд»
«Бочка Данаид»
в) Игровая деятельность
Особенности:
1)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
2)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
3)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Виды игр:
а)_______________________________________________________________________ б)_______________________________________________________________________
в)_______________________________________________________________________
г)_______________________________________________________________________
Т
ема: Социализация
План:
1. Социализация, стадии.
2. Кризисы социализма.
3. Социальные барьеры.
1.
Социализация - ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Стадии социализации:
I._______________________________________________________________________
II._______________________________________________________________________
III.______________________________________________________________________
IV.______________________________________________________________________
а) Детство (______________________________________________________________)
- первое детство (_________________________________________________________)
- второе детство (_________________________________________________________)
- третье детство (_________________________________________________________)
б) __________________________________________________________( с13 – 20 лет)
-физиологические изменения;
- психологические изменения (_____________________________________________)
- параллельная система ценностей;
- восприимчивы к негативным оценкам окружающих;
Причины:
1) ______________________________________________________________________
2) ______________________________________________________________________
3) ______________________________________________________________________
в) ____________________________________________________________(20 – 65 лет)
г) _____________________________________________________________(66 лет - ?)
- теряет силы, подвижность, внешнюю привлекательность;
- изменяется характер человека;
- меняется образ жизни (уход на пенсию)
- мировоззренческая картина мира меняется.
2.
Возрастные кризисы -________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Психологи выделяют:
1-й:____________________________________________________________________
2-й:____________________________________________________________________
3-й:____________________________________________________________________
4-й:____________________________________________________________________
5-й:____________________________________________________________________
6-й:____________________________________________________________________
7-й: ____________________________________________________________________
Социологи выделяют иные фазы:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.
______________________________ - это односторонне направленный механизм
отсева кандидатов, не способных или не достойных занимать освободившиеся вакансии.
Т
ема: Общение.
План.
1. Основные понятия.
2. Виды, формы общения.
1.
Общение - ____________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________.
Общение =_______________________________+______________________________.
Коммуникация =__________________+__________________+___________________.
Типы общения:
- между реальными субъектами:
- реального субъекта с иллюзорным партнёром
Пример:
- реального субъекта с воображаемым партнёром
Пример:
Общение
Диалог Монолог Реплики
________________________________________________________________________
Средства общения:
1. Вербальное общение (речь)
2. Невербальное общение
Зрительное восприятие Голос Тактильное восприятие
________________________________________________________________________
Дистанция общения:
- Публичное (______)
- Социальное (______)
- Персональное (______)
- Интимное (______)
соперничество/подчинение:
дружеское/доверительное:
деловое:
2. Виды общения:
1. Непосредственное общение______________________________________________
________________________________________________________________________
2. Опосредованное общение________________________________________________
________________________________________________________________________
3. Фатическое общение___________________________________________________
________________________________________________________________________
4. Примитивное общение__________________________________________________
________________________________________________________________________
5. Формально-ролевое общение_____________________________________________
________________________________________________________________________
6. Деловое общение_______________________________________________________
________________________________________________________________________
7. Дружеское общение_____________________________________________________
________________________________________________________________________
8. Манипулятивное общение_______________________________________________
________________________________________________________________________
9. Светское общение______________________________________________________
________________________________________________________________________
Формы общения:
Диктат - «Делай, как я»
______________________ - «Делайте, что хотите, но не затрагивайте мои интересы»
_______________________ «_______________________________________________»
Блок III. Познание.
Т
ема: Чувственное и рациональное познание.
План.
1. Познание.
2. Истина.
«Знание - ________!» Ф.Бэкон
I.
В наших знаниях собран тысячелетний опыт материальной и духовной деятельности людей. Конечно, не всё становится достоянием отдельного человека. При всём огромном потоке информации, который обрушивается на человека, каждый усваивает и использует только часть.
Знания не возникают сами по себе. Они – результат особого процесса – ___________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
а) _______________________________________ _______________________познание
Пример: ________________________________________________________________________
б) ________________________________________________________________________
Пример: ________________________________________________________________________
Процесс познания =___________________________+___________________________
Органы чувств:
1)_______________________________________________________________________
2)_______________________________________________________________________
3)_______________________________________________________________________
4)_______________________________________________________________________
5)_______________________________________________________________________
Задание: Какие органы чувств дают наибольший объём информации человеку? Почему? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
А) Чувственное познание осуществляется в таких формах:
_________________- отражение свойств предметов и процессов, возникающие в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.
Пример:_________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________- воздействие на органы чувств целостного образа предмета.
Пример:_________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________- чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия.
Б) Рациональное познание, т.е._____________________________________________
Человек не может ограничиться лишь чувственным познанием, он стремится проникнуть в глубь вещей.
Формы рационального познания:
1)_______________________________________________________________________
2)_______________________________________________________________________3)_______________________________________________________________________
Понятие – _______________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________- это средство выражения мысли.
Задание: Разум или чувства являются определяющими в познавательной деятельности человека?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.
Истина -______________________________________________________________
________________________________________________________________________
Объективна ли истина?
Наши знания объективны, т.е. независимы от людей, их пристрастий и интересов. | Наши знания субъективны, т.е. зависят исключительно от познающего субъекта. |
Абсолютная истина - _____________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Большинство философов рассматривают Абсолютную истину как образец, предел, к которому стремится знание.
Относительная истина - _________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание: Как вы понимаете выражения: «Платон мне друг, но истина дороже»
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание: Как вы понимаете выражения: «Самая горькая истина лучше самого приятного заблуждения»
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Т
ема: Научное познание.
План.
1.Наука.
2.Научное познание.
3.Ненаучное познание.
1.
_______________________________________ - теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир, основанные на данных научных исследований.
Функции науки:
1._______________________________________________________________________________________________________________________________________________
2._______________________________________________________________________________________________________________________________________________
3._______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Наука не может существовать вне общества, она зависит от него:
1._______________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
2._______________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
2. Научные познания
Особенности: 1._______________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
2._______________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Научная теория - ________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Методы научного познания:
а)_______________________________________________________________________
б)_______________________________________________________________________
в)_______________________________________________________________________
г)_______________________________________________________________________
_______________________________________ - это нечто, способное заменить в определённом отношении изучаемый предмет, это не само явление, а некое упрощенное его изображение, дают возможность имитировать функции объектов, прогнозировать их будущие свойства или поведение в новых ситуациях.
3. Ненаучное познание:
1. Мифы
+)_______________________________________________________________________
+)_______________________________________________________________________
+)_______________________________________________________________________
+)_______________________________________________________________________
+)_______________________________________________________________________
Итог:____________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Опыт повседневной жизни________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Народная мудрость_____________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Паранаука (от лат. «околонаучное знание») ________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Блок IV. Духовная жизнь общества.
Т
ема: Мораль.
План.
1. Основное понятие
2. Право и мораль.
Мораль - ________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Моральные убеждения в разные эпохи, у разных народов, классов сильно отличаются.
Нормы нравственности всегда осуждают:
+)_______________________________________________________________________+)_______________________________________________________________________
+)_______________________________________________________________________+)_______________________________________________________________________+)_______________________________________________________________________
___________________________- это этическая категория, выражающая высшую форму способности личности к моральному самоконтролю.
___________________________- это этическая категория, включающая в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения.
___________________________- это самооценка личности, осознание их своих качеств, способностей и общественного значения.
2.Право и мораль регулируют поведение людей.
Заполнить таблицу.
Факторы | Право | Мораль |
С | 1 | |
Х | 2 | |
О | 3 | |
Д | 4 | |
С | 5 | |
Т | 6 | |
В | 7 | |
О | 8 |
Факторы | Право | Мораль |
О | 1 | |
Т | 2 | |
Л | 3 | |
И | 4 | |
Ч | 5 | |
И | 6 | |
Е | 7 |
Т
ема: Религия.
План:
1.Возникновение религии.
2. Многообразие религий.
3. Роль религии в современном мире.
1.
Религия -______________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Этапы возникновения религии:
1. Тотемизм______________________________________________________________
2. Анимизм______________________________________________________________
3. Политеизм_____________________________________________________________
4. Монотеизм_____________________________________________________________
Религии можно разделить:
1._______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пример:_________________________________________________________________________________________________________________________________________
2._______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пример:_________________________________________________________________________________________________________________________________________
3._______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пример:_________________________________________________________________________________________________________________________________________
Основные элементы религии:
1.________________________религиозные чувства, настроения. эмоции.
2.________________________ совокупность принципов, идей, понятий.
3. ________________________обряды, молитвы, проповеди
4. ________________________церковь
2. Мировые религии:______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Признаки мировых религий:
а) ______________________________________________________________________
________________________________________________________________________б) космополитичны, т.е ____________________________________________________
________________________________________________________________________
в) эголитарны, т.е._________________________________________________________
________________________________________________________________________
г) прозелетизм, т.е_________________________________________________________
________________________________________________________________________
Буддизм – это самая ранняя мировая религия распространения:
5 заповедей:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Христианство – это вторая, по времени возникновения, религия.
1054 г. Христианство
Западное (католицизм) | Протестантские церкви | Восточное (православие) |
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ислам – это самая поздняя, по времени возникновения, мировая религия
распространена: _________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исламизация, когда всё должно подчиняться религиозным законам.
1) Содержание политических программ, осуществляемых в ряде стран (_______________________________________________________________________)
2) Распространения этой религии в ряде районов Азии, Африки, Индии, Дальнего Востока
3) Желание превратить исламский мир в ведущую силу на международной арене.
Пример:________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Роль религии в современном мире усиливается:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Но нельзя отрицать и негативные последствия:________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Т
ема: Искусство.
План:
1. Понятие искусство.
2. Виды искусства.
3. Функции и специфика искусства.
1.
Искусство -_____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предмет искусства________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Форма искусства__________________________________________________________
2.Виды искусства:
1. Архитектура (зодчество) -________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________+)________________________________________________________________________+)________________________________________________________________________+)________________________________________________________________________+)________________________________________________________________________+)________________________________________________________________________
2. Живопись -_____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Жанр - ___________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
а)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
г)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
д)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
е)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Скульптура - это_______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
А)_______________________________________________________________________
Б)_______________________________________________________________________
В)_______________________________________________________________________
Г)_______________________________________________________________________
4. Декоративно-прикладное искусство - это__________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Литература -____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Музыка - это___________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
а)_______________________________________________________________________
б)_______________________________________________________________________
7. Театр -________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Балет - ________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Кино
10.Фотоискусство
11.Эстрада
3. Функции искусства:
а) общественно преобразующая;
б) художественно – концептуальная;
в) эстетическая;
Специфика искусства
*________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
*________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
*________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Вывод:___________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Т
ема: Образование.
План:
1. Основные понятия, функции.
2. История образования.
3. Современные требования к образованию.
Образование -
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самообразование -___________________________________________________
_________________________________________________________________________
Цель образования:__________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Функция образования:
1. ______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. ______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Виды образования:________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.
Первые школы появились ещё в Древнем мире.
Средние века____________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В XIV - XV вв.____________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Россия:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Система образования -__________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В настоящее время образовательная политика РФ строится на следующих принципах:
1._______________________________________________________________________________________________________________________________________________
2._______________________________________________________________________________________________________________________________________________
3._______________________________________________________________________________________________________________________________________________
4._______________________________________________________________________________________________________________________________________________
5._______________________________________________________________________________________________________________________________________________
6._______________________________________________________________________________________________________________________________________________
7._______________________________________________________________________________________________________________________________________________
8._______________________________________________________________________________________________________________________________________________
9._______________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая тетрадь по обществознанию по теме "Труд" для 5 класса
Рабочая тетрадь создана на основе требований к новому ФГОС....
Материалы для интерактивной доски "Задания из рабочей тетради по математике для учащихся 5 класса, автор И.И.Зубарева"
Задания из рабочей тетради по математике для учащихся 5 класса, автор И.И.Зубарева, к главе 5 "Геометрические тела": "Прямоуголный параллелепипед" в электронном варианте для интерактивной доски...
Рабочая тетрадь по развитию речи учащихся 10 класса(литература)
Автор указан в документе...
Электронная рабочая тетрадь по обществознанию для учеников 6 класса по разделу II "Человек среди людей"
Эта рабочая тетрадь по своей сути только часть полной электронной рабочей тетради по обществознанию в рамках ФГОС. Она создана с целью формирования у учащихся метапредметных знаний и умений. Исп...
рабочая тетрадь по информатике для учащихся 2-3 классов
Рабочая тетрадь содержит большое число заданий разных тем, которые изучаются на уроках информатики в начальной школе. Данный материал может быть использован для выполнения на уроках, а также для самос...
Задания для рабочей тетради по биологии для учащихся 6 класса с региональным компонентом по теме "Систематика растений"
Задания для рабочей тетради по биологии для учащихся 6 класса с региональным компонентом по темам "Систематика растений, Папоротникообразные, Лишайники." часть 1. Систематика. Многообразие растений...
Задания для рабочей тетради по биологии для учащихся 6 класса с региональным компонентом по темам "Систематика растений, Папоротникообразные, Лишайники." часть 2. Лишайники
адания для рабочей тетради по биологии для учащихся 6 класса с региональным компонентом по темам "Систематика растений, Папоротникообразные, Лишайники." часть 2. Лишайники Кемеровской области....