Рабочая тетрадь по обществознанию для учащихся 9 класса
учебно-методическое пособие по обществознанию (9 класс) по теме

Демченко Евгения Викторовна

рабочая тетрадь по обществу

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Багаевская СОШ

        

                                                                                    Ученик(ца)  9 класса

                                                                                    Ф.И.:______________________

Блок 1. ОБЩЕСТВО

Т

ема: Введение в предмет Обществознание.

        

    План:

1. Что такое обществознание?

2. История развития социальных наук.

3. Общество: понятие, признаки.

1.

AN00790________________________- содружество родственных дисциплин: философии, психологии, экономики, социологии, политологии, права и т.д., которые образуют самостоятельную подсистему научного знания.

Социальные  науки                                                                 Гуманитарные науки

Чаще оперируют количественными методами:

математическими;

статистическими.

Чаще оперируют качественными методами:

описательными-оценочными

2. Античность: (Аристотель, Платон, Сократ)

                  Почему люди ведут себя определенным образом?

                  Откуда произошли социальные институты?

                  Как функционируют эти институты?

Итог: __________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Средневековье:

Теология = Teos + Logos

                Бог + Наука

Итог: __________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Возрождение (Ренессанс):

Итог: __________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Просвещение (XVII-XVIII вв.): (Р. Декарт, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк)

           

Изучали функции права.

Изучали природу общества.

Изучали законы действия разума.

Итог: __________________________________________________________________

________________________________________________________________________

XIX век:

Итог: __________________________________________________________________

________________________________________________________________________

3.

                                     любая совокупность исторически сложившихся форм

                                      совместной деятельности людей.

       Общество

                                      социальная организация, основой которой является

                                     социальная структура.

AN00790_______________- часть света или территории, которая имеет определенные

границы.

AN00790_ Государство - ______________________________________________________                

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА:

(амер. Эдвард Шилз)

__________ не является частью какой-либо более крупной системы;

Браки заключаются между представителями данного ___________;

Пополняется за счет _________ тех, кто входит в общество;

Имеет ________, собственное _________ и свою _____________;

Обладает собственной системой управления;

Существует дольше средней _____________________________ отдельного индивида;

Общая система ценностей (_______________________________).

Описание: homeworkДомашнее задание:

1. знать определения «страна», «государство», «общество»;

2. уметь определять социальные и гуманитарные науки.


Т

ема: Общество как система. Сферы и институты общества.

    План:

1. Основные сферы общества

2. Институты общества.

1.

AN00790__________________- то, что позволяет обществу запустить в производство имеющиеся ресурсы и создать такое количество товаров и услуг, которое удовлетворит потребности людей.

Основа экономической сферы - ___________________________________________.

Почему в экономической жизни напрямую участвуют 50-60% населения, а косвенно – 100%?

AN00790___________________________- это государственные и местные органы власти, армия, полиция, т.е. государство.

Основная задача: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Духовная сфера  (________________________________________________________)

Задачи:

1)______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

2)______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

3)______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Социальная сфера

совокупность организаций, учреждений, отвечающих за благополучие населения (  

                                                                                            ).

совокупность организаций, учреждений, отвечающих за социально                 незащищенные слои населения (                                                         ).

       

             


Горизонтальная структура общества

Вертикальная структура общества

2.

AN00790________________________- исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

Функции и структурные элементы основных институтов общества.

Институты

Функции

Основные роли

Физич. черты

Символ. черты

1.

Институт семьи и брака

2. Экономический институт

3. Политический институт

4. Религиозный институт

5. Институт образования

J0295069Задание: Каждому животному свойственен инстинкт агрессии. Можно ли этим инстинктом объяснить все преступления и войны в человеческом обществе?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

J0295069Задание: Какое из трех высказываний вы считаете правильным и почему?

а) свобода – это возможность выбора;

б) свобода – это самовыражение личности;

в) нет свободы без ответственности.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Т

ема: Многообразие путей и форм общественного развития.

    План:

1. Мировое сообщество.

2. Модернизация.

3. Н.Т.П.

1.

AN00790_Мировое сообщество (квазиобщество) - _______________________________

________________________________________________________________________

Международная организация О.О.Н. - _______________________________________

________________________________________________________________________

Функции О.О.Н.:        1)__________________________________________________

                        2)__________________________________________________

                        3)__________________________________________________

Мировая система

        

AN00790_Мировая империя –

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

AN00790_Мировая экономическая система –_________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

Особенности:

1. _______________________________

    _______________________________

2. _______________________________

    _______________________________

3. _______________________________

    _______________________________

Особенности:

1. _______________________________

    _______________________________

2. _______________________________

    _______________________________


Мировая система

Ядро

Полупериферия

Периферия

2.

AN00790_Модернизация - ____________________________________________________

_______________________________________________________________________.

                             

                                             Формы модернизации:

а)  _______________________________.

- является моментом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции;

- начинается с культуры и изменения общественного сознания.

Пример: Англия

б)  ________________________________.

- являет собой ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран, так называемый способ «догоняющего» развития;

- начинается с экономики и политики.

Пример: Япония

3.

AN00790_Н.Т.П. -____________________________________________________________.

Н.Т.П. на примере источников энергии:

простое общество___________________________________________________.

аграрное общество__________________________________________________.

индустриальное общество____________________________________________.

постиндустриальное общество________________________________________.

Описание: homeworkДомашнее задание:

1. Подготовиться к терминологическому диктанту (страна, государство, общество, прогресс, регресс, мировая империя, мировое сообщество, мировая экономическая система, модернизация, О.О.Н., Н.Т.П.).


Т

ема: Противоречия общественного развития. Глобальные проблемы.

    План:

1. Н.Т.П. и материальное производство.

2. Глобальные проблемы современности.

1. Н.Т.Р. = Н.Т.П. + наука

AN00790____________________________________________- это скачок в развитии производительных сил общества, переход их в качественно новое состояние на основе коренных сдвигов в системе научных знаний.

I –й этап Н.Т.Р. начался  в 60-70-е гг. ХХ века:

- автоматизация

- микроэлектроника

- молекулярная биология, генная инженерия.

        Противоречия  Н.Т.Р.:

Автоматизация производства

____________________________________

____________________________________

Увеличение эффективности здравоохранения

____________________________________

____________________________________

Достижения культуры стали достоянием миллионов (ТВ, СМИ, Интернет)

____________________________________

____________________________________

2. Глобальные (лат.) - Земля, земной шар.

Эти проблемы взаимосвязаны друг с другом.

1._______________________________________________________________________

2._______________________________________________________________________

3._______________________________________________________________________

4._______________________________________________________________________

5._______________________________________________________________________

6._______________________________________________________________________

J0295069Задание: выберите одну глобальную проблему и предложите несколько, возможных на ваш взгляд, вариантов ее решения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Блок 2. ЧЕЛОВЕК

Т

ема: Человек, как результат биологической, социальной и культурной эволюции.

    План:

1. Человек, индивид, личность.

2. Физическое развитие человека.

3. Влияние общества на развитие личности.

1.

AN00790___________________- высшая ступень развития живых организмов на земле, субъект общественно-исторической и культурной деятельности.

                           Вехи познания человеческой сущности:

Античность:_____________________________________________________________

 «Познай самого себя!»

Средневековье:___________________________________________________________

Ренессанс:_______________________________________________________________

XVII век:________________________________________________________________

«Я мыслю – следовательно, существую»

Р. Декарт

XVIII век:________________________________________________________________

_____________________________________

XIX - XX век:_____________________________________________________________

________________________________________________________________________

_____________________________________

AN00790_Индивид -_____________________________________________________________________________________________________

AN00790_Индивидуальность -_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

AN00790_Личность -______________________________________________________________

2. Физическое развитие начинается с ________, достигает расцвета в _______, начинает снижаться к _______.

                                     Продолжительность жизни:

на конец ХХ века:         80 лет -________________.

72 года -_______________.

Нижний предел продолжительности жизни___________.

Высший предел продолжительности жизни___________.

- возрастные изменения это не болезнь, а естественная утрата функциональных возможностей организма. Они увеличивают вероятность болезни, но не смерть.

- успехи медицины могут увеличить лишь среднюю продолжительность жизни, но повлиять на смерть – нет.

3. Живые организмы можно расположить на лестнице видов от простых до сложных. Чем сложнее вид – тем дольше приспосабливается к окружающей среде.

AN00790________________ - специальный период времени, в течение которого ребенок обучается и приспосабливается к взрослому миру.

У человека самый продолжительный период  приспособления = детство + юность.

AN00790_Феральные люди («маугли») -____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пример:                                 1938 г. в Пенсельвании девочка 5 лет (шакалы);

1940 г. в Индии 2 сестры (волки).


Т

ема: Бытие человека.

        

    План:

1.Понятие бытия.

2.Филосовское понятие о человеке.

3.Общее представление о человеческой душе.

1. У человека возникают вопросы, которые требуют ответа. Отвечая на эти вопросы, человек вырабатывает своё______________________________

  • своё отношение к этому миру;
  • определяет своё место в нём.

таким образом формируется

_____________________________

Исходной категорией является «бытие»

________________________=_______________________=_______________________

Формы бытия

а)______________________________________________________________________

- существует объективно, т.е. независимо от воли и сознания людей.

б)______________________________________________________________________

- существует субъективно, т.е. зависит от воли, сознания людей.

J0295069Задание: К какому миру принадлежит человек?  Ответ аргументируйте.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

AN00790_________________________________ -  это диалектическое единство

объективного  и субъективного, тела и духа.

J0295069Задание: К какому миру принадлежит материальная культура, наука, религия, мораль?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.

AN00790__________________ - это единая, целостная совокупность всевозможных форм, вся реальность.

1. Сложилось так, что частные проявления человека изучают многие науки:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Философия пытается дать общую картину, показать сущность человека.

Признаки человека:

1. ______________________________________________________________________

2. ______________________________________________________________________

3. ______________________________________________________________________

4. ______________________________________________________________________

5. ______________________________________________________________________

6. ______________________________________________________________________

J0295069Задание: Какой признак самый отличительный.

Ответ аргументируйте.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Человек

биологическое существо        психологическое существо        социальное существо

Гены или социум?

1 мнение: наследственность человека столь велика, что может служить неограниченно долго.

2 мнение: человек, как биологический вид, клонится к участию.

Причины:

  1. Создание собственной среды жизни;
  2. Успехи медицины, благодаря которым человек отклонился от естественного отбора и накапливает мутации.

3 мнение: человек – слишком молодой биологический вид, несёт много генов животных.

Наука должна осуществлять целенаправленный контроль над воспроизводством человеческого рода, частную селекцию для «пользы» человечества.

Это направление называется Евгеника.

Нравственно – психологические проблемные вопросы:

J0295069Задание: 1. Как определить, кто обладает нужным генотипом?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

J0295069Задание: 2.Кто вообще должен и может решать вопрос о том, какие гены желательны?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.

AN00790___________________________ - духовный мир человека

к душевным явлениям относятся:

1_______________________________________________________________________

2_______________________________________________________________________

3_______________________________________________________________________

4_______________________________________________________________________5_______________________________________________________________________6_______________________________________________________________________

т.о. каждый человек обладает своей особенной, неповторимой душой.

Но можно говорить и обобщенно о человеческой душе вообще:

1_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________;

2_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________;

3_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________.

Т

ема: Деятельность

   План.

1.Деятельность, её культура.

2.Мотивы деятельности.

3.Виды деятельности.

1.Развитие общества – это результат деятельности людей.

AN00790______________________- активность какого-либо рода_____________________

(в литературе) действие, поступок

«Деяние»  

(в юриспруденции) действие или бездействие

Структура деятельности:

1._____________________ - тот, кто осуществляет деятельность.

2._____________________ - то, на что направлена деятельность.

Пример:         Земледелец выращивает пшеницу.

Бригада строителей строит дом.

Субъект => Объект

Субъект => Субъект

Субъект

3._________________________ - это то, что представляется в ____________________ и ожидается в ____________________.

Не любой образ желаемого, а лишь такой, который соответствует реальным возможностям окружающего мира и самого субъекта.

4.Средства достижения

J0295069Задание:

«Палить из пушки по воробьям»

-________________________________________________________________________

«Победителей не судят»

-________________________________________________________________________                                                                        

«Цель оправдывает средства»

-________________________________________________________________________

5.Результат.

Деятельность состоит из отдельных действий.

Пример: 

учебная деятельность =

___________________________

+

___________________________

+

___________________________

деятельность земледельца =            ___________________________

                      +

___________________________

+

___________________________

+

___________________________

2. Что движет человеческой деятельностью?

  1. Потребности человека:

а) биологические:____________________________________________________

б) социальные:______________________________________________________

в) идеальные:________________________________________________________

II. Установки – общая ориентация человека на определённый объект,

  выражающая предрасположенность действовать определённым  

  образом.

Пример: 

        Семья – это социальный объект.

Предрасположен

Не предрасположен

Создаёт

Не создаёт

Сохраняет

Не стремится сохранить

  1. ___________________________________ - устойчивые взгляды на мир, идеалы

и принципы, а также стремление   воплотить их в жизнь.

  1. ___________________________________ (от латин. «имеет значение, важно»).

    Деятельность

Практическая

Духовная

- направлена на преобразование реальных объектов природы и общества.

- связана с изменением сознания  людей.

                                           

а) Творческая деятельность:

Творчество

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Воображение

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Фантазия

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Интуиция

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

б) Трудовая деятельность

AN00790______________ - вид человеческой деятельности, которой направлен на достижение  практически полезного результата.

«Мартышкин труд»

«Сизифов труд»

«Бочка Данаид»

в) Игровая деятельность

Особенности:

1)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

2)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

3)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Виды игр:

а)_______________________________________________________________________ б)_______________________________________________________________________

в)_______________________________________________________________________

г)_______________________________________________________________________

 


Т

ема: Социализация

    План:

1. Социализация, стадии.

  2. Кризисы социализма.

  3. Социальные барьеры.

1.

AN00790_Социализация - ________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Стадии социализации:

I._______________________________________________________________________

II._______________________________________________________________________

III.______________________________________________________________________

IV.______________________________________________________________________

а) Детство (______________________________________________________________)                                                                                                                                                      

- первое детство (_________________________________________________________)

- второе детство (_________________________________________________________)

- третье детство (_________________________________________________________)

б) __________________________________________________________( с13 – 20 лет)

-физиологические изменения;

- психологические изменения (_____________________________________________)                                                                                                                                      

- параллельная система ценностей;

- восприимчивы к негативным оценкам окружающих;

Причины:

1) ______________________________________________________________________

2) ______________________________________________________________________

3) ______________________________________________________________________

в) ____________________________________________________________(20 – 65 лет)

г) _____________________________________________________________(66 лет - ?)

- теряет силы, подвижность, внешнюю привлекательность;

- изменяется характер человека;

- меняется образ жизни (уход на пенсию)

- мировоззренческая картина мира меняется.

2.

AN00790_Возрастные кризисы -________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Психологи выделяют:

1-й:____________________________________________________________________

2-й:____________________________________________________________________

3-й:____________________________________________________________________

4-й:____________________________________________________________________

5-й:____________________________________________________________________

6-й:____________________________________________________________________

7-й: ____________________________________________________________________

Социологи выделяют иные фазы:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.

AN00790_______________________________ - это односторонне направленный механизм

отсева кандидатов, не способных или не достойных занимать освободившиеся вакансии.


Т

ема: Общение.

    План.

1. Основные понятия.

  2. Виды, формы общения.

1.

AN00790_Общение - ____________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________.

 

Общение =_______________________________+______________________________.

Коммуникация =__________________+__________________+___________________.

Типы общения:

- между реальными субъектами:

- реального субъекта с иллюзорным партнёром

Пример:

- реального субъекта с воображаемым партнёром

Пример:

Общение

Диалог                        Монолог                        Реплики

________________________________________________________________________        

       Средства общения:

1. Вербальное общение (речь)

2. Невербальное общение

Зрительное         восприятие                    Голос                Тактильное восприятие

________________________________________________________________________

Дистанция общения:

  • Публичное (______)
  • Социальное (______)
  • Персональное (______)
  • Интимное (______)

соперничество/подчинение:        

дружеское/доверительное:

деловое:

2. Виды общения:

1. Непосредственное общение______________________________________________

________________________________________________________________________

2. Опосредованное общение________________________________________________

________________________________________________________________________

3. Фатическое общение___________________________________________________

________________________________________________________________________

4. Примитивное общение__________________________________________________

________________________________________________________________________

5. Формально-ролевое общение_____________________________________________

________________________________________________________________________

6. Деловое общение_______________________________________________________

________________________________________________________________________

7. Дружеское общение_____________________________________________________

________________________________________________________________________

8. Манипулятивное общение_______________________________________________

________________________________________________________________________

9. Светское общение______________________________________________________

________________________________________________________________________

Формы общения:

Диктат                               - «Делай, как я»

______________________ - «Делайте, что хотите, но не затрагивайте мои интересы»

_______________________ «_______________________________________________»


Блок III. Познание.

Т

ема: Чувственное и рациональное познание.

    План.

1. Познание.

  2. Истина.

«Знание - ________!» Ф.Бэкон

I.

В наших знаниях собран тысячелетний опыт материальной и духовной деятельности людей. Конечно, не всё становится достоянием отдельного человека. При всём огромном потоке информации, который обрушивается на человека, каждый усваивает и использует только часть.

Знания не возникают сами по себе. Они – результат особого процесса – ___________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

а) _______________________________________ _______________________познание

Пример: ________________________________________________________________________

б) ________________________________________________________________________

Пример: ________________________________________________________________________

Процесс познания =___________________________+___________________________

Органы чувств:

1)_______________________________________________________________________

2)_______________________________________________________________________

3)_______________________________________________________________________

4)_______________________________________________________________________

5)_______________________________________________________________________

J0295069Задание: Какие органы чувств дают наибольший объём информации человеку? Почему? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

А) Чувственное познание осуществляется в таких формах:

_________________-  отражение свойств предметов и процессов, возникающие в результате  их непосредственного воздействия на органы чувств.

Пример:_________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________- воздействие на органы чувств целостного образа предмета.

Пример:_________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________- чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия.

Б) Рациональное познание, т.е._____________________________________________

Человек не может ограничиться лишь чувственным познанием, он стремится проникнуть в глубь вещей.

Формы рационального познания:

1)_______________________________________________________________________

2)_______________________________________________________________________3)_______________________________________________________________________

AN00790_Понятие – _______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

AN00790____________- это средство выражения мысли.

J0295069Задание: Разум или чувства являются определяющими в познавательной деятельности человека?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.

AN00790_Истина -______________________________________________________________

________________________________________________________________________

Объективна ли истина?

Наши знания объективны, т.е. независимы от людей, их пристрастий и интересов.

Наши знания субъективны, т.е. зависят исключительно от познающего субъекта.

                

AN00790_Абсолютная истина - _____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Большинство философов рассматривают Абсолютную истину как образец, предел, к которому стремится знание.

AN00790_Относительная истина -  _________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

J0295069Задание: Как вы понимаете выражения: «Платон мне друг, но истина дороже»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

J0295069Задание: Как вы понимаете выражения: «Самая горькая истина лучше самого приятного заблуждения»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Т

ема: Научное познание.

   План.

1.Наука.

  2.Научное познание.

  3.Ненаучное познание.


1.

AN00790________________________________________ - теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир, основанные на данных научных исследований.

Функции науки:

1._______________________________________________________________________________________________________________________________________________

2._______________________________________________________________________________________________________________________________________________

3._______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наука не может существовать вне общества, она зависит от него:

1._______________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

2._______________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

2. Научные познания

Особенности: 1._______________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

2._______________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

AN00790_Научная теория - ________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Методы научного познания:

а)_______________________________________________________________________

б)_______________________________________________________________________

в)_______________________________________________________________________

г)_______________________________________________________________________

AN00790________________________________________ - это нечто, способное заменить в определённом отношении изучаемый предмет, это не само явление, а некое упрощенное его изображение, дают возможность имитировать функции объектов, прогнозировать их будущие свойства или поведение в новых ситуациях.

3. Ненаучное познание:

1. Мифы

+)_______________________________________________________________________

+)_______________________________________________________________________

+)_______________________________________________________________________

+)_______________________________________________________________________

+)_______________________________________________________________________

Итог:____________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Опыт повседневной жизни________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Народная мудрость_____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Паранаука (от лат. «околонаучное знание») ________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Блок IV. Духовная жизнь общества.

Т

ема: Мораль.

    План.

1. Основное понятие

  2. Право и мораль.

AN00790_Мораль - ________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Моральные убеждения в разные эпохи, у разных народов, классов сильно отличаются.

Нормы нравственности всегда осуждают:

+)_______________________________________________________________________+)_______________________________________________________________________

+)_______________________________________________________________________+)_______________________________________________________________________+)_______________________________________________________________________

AN00790____________________________- это этическая категория, выражающая высшую форму способности личности к моральному самоконтролю.

AN00790____________________________- это этическая категория, включающая в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения.

AN00790____________________________- это самооценка личности, осознание их своих качеств, способностей и общественного значения.

2.Право и мораль регулируют поведение людей.

Заполнить таблицу.

Факторы

Право

Мораль

С

1

Х

2

О

3

Д

4

С

5

Т

6

В

7

О

8

Факторы

Право

Мораль

О

1

Т

2

Л

3

И

4

Ч

5

И

6

Е

7


Т

ема: Религия.

   План:

1.Возникновение религии.

  2. Многообразие религий.

  3. Роль религии в современном мире.

1.

AN00790_Религия -______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Этапы возникновения религии:

1. Тотемизм______________________________________________________________

2. Анимизм______________________________________________________________

3. Политеизм_____________________________________________________________

4. Монотеизм_____________________________________________________________

Религии можно разделить:

1._______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пример:_________________________________________________________________________________________________________________________________________

2._______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пример:_________________________________________________________________________________________________________________________________________

3._______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пример:_________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основные элементы религии:

1.________________________религиозные чувства, настроения. эмоции.

2.________________________ совокупность принципов, идей, понятий.

3. ________________________обряды, молитвы, проповеди

4. ________________________церковь

2. Мировые религии:______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Признаки мировых религий:

а) ______________________________________________________________________

________________________________________________________________________б) космополитичны, т.е ____________________________________________________

________________________________________________________________________

в) эголитарны, т.е._________________________________________________________

________________________________________________________________________

г) прозелетизм, т.е_________________________________________________________

________________________________________________________________________

Буддизм – это самая ранняя мировая религия распространения:

5 заповедей:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Христианство – это вторая, по времени возникновения, религия.

1054 г. Христианство

Западное (католицизм)

Протестантские церкви

Восточное (православие)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ислам – это самая поздняя, по времени возникновения, мировая религия

распространена: _________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исламизация, когда всё должно подчиняться религиозным законам.

1) Содержание политических программ, осуществляемых в ряде стран (_______________________________________________________________________)

2) Распространения этой религии в ряде районов Азии, Африки, Индии, Дальнего Востока

3) Желание превратить исламский мир в ведущую силу на международной арене.

Пример:________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Роль религии в современном мире усиливается:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Но нельзя отрицать и негативные последствия:________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Т

ема: Искусство.

    План:

1. Понятие искусство.

  2. Виды искусства.

  3. Функции и специфика искусства.

1.

AN00790_Искусство -_____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предмет искусства________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Форма искусства__________________________________________________________

2.Виды искусства:

1. Архитектура (зодчество) -________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________+)________________________________________________________________________+)________________________________________________________________________+)________________________________________________________________________+)________________________________________________________________________+)________________________________________________________________________

2. Живопись -_____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Жанр - ___________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

а)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

г)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

д)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

е)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Скульптура - это_______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

А)_______________________________________________________________________

Б)_______________________________________________________________________

В)_______________________________________________________________________

Г)_______________________________________________________________________

4. Декоративно-прикладное искусство - это__________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Литература -____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Музыка - это___________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

а)_______________________________________________________________________

б)_______________________________________________________________________

7. Театр -________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Балет - ________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Кино

10.Фотоискусство

11.Эстрада

3. Функции искусства:

а) общественно преобразующая;

б) художественно – концептуальная;

в) эстетическая;

Специфика искусства

*________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

*________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

*________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Вывод:___________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Т

ема: Образование.

  План:

1. Основные понятия, функции.

  2. История образования.

  3. Современные требования к образованию.

AN00790_Образование -

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

AN00790_Самообразование -___________________________________________________

_________________________________________________________________________

Цель образования:__________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Функция образования:

1. ______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. ______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Виды образования:________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.

Первые школы появились ещё в Древнем мире.

Средние века____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В XIV -  XV вв.____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Россия:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Система образования -__________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В настоящее время образовательная политика РФ строится на следующих принципах:

1._______________________________________________________________________________________________________________________________________________

2._______________________________________________________________________________________________________________________________________________

3._______________________________________________________________________________________________________________________________________________

4._______________________________________________________________________________________________________________________________________________

5._______________________________________________________________________________________________________________________________________________

6._______________________________________________________________________________________________________________________________________________

7._______________________________________________________________________________________________________________________________________________

8._______________________________________________________________________________________________________________________________________________

9._______________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая тетрадь по обществознанию по теме "Труд" для 5 класса

Рабочая тетрадь создана на основе требований к новому ФГОС....

Материалы для интерактивной доски "Задания из рабочей тетради по математике для учащихся 5 класса, автор И.И.Зубарева"

Задания из рабочей тетради по математике для учащихся 5 класса, автор И.И.Зубарева, к главе 5 "Геометрические тела": "Прямоуголный параллелепипед" в электронном варианте для интерактивной доски...

Электронная рабочая тетрадь по обществознанию для учеников 6 класса по разделу II "Человек среди людей"

Эта рабочая тетрадь по своей сути только часть полной электронной рабочей тетради по обществознанию в рамках ФГОС. Она создана с целью формирования у учащихся метапредметных знаний и умений. Исп...

рабочая тетрадь по информатике для учащихся 2-3 классов

Рабочая тетрадь содержит большое число заданий разных тем, которые изучаются на уроках информатики в начальной школе. Данный материал может быть использован для выполнения на уроках, а также для самос...

Задания для рабочей тетради по биологии для учащихся 6 класса с региональным компонентом по теме "Систематика растений"

Задания для рабочей тетради по биологии для учащихся 6 класса с региональным компонентом по темам "Систематика растений, Папоротникообразные, Лишайники." часть 1. Систематика. Многообразие растений...

Задания для рабочей тетради по биологии для учащихся 6 класса с региональным компонентом по темам "Систематика растений, Папоротникообразные, Лишайники." часть 2. Лишайники

адания для рабочей тетради по биологии для учащихся 6 класса с региональным компонентом по темам "Систематика растений, Папоротникообразные, Лишайники." часть 2. Лишайники Кемеровской области....