Роль Федеральной образовательной программы "Я - гражданин" в формировании гражданских установок обучающихся.
статья по обществознанию по теме
данная публикация из опыта работы по программе "Я - гражданин" России" в которой рассказывается о формах и методах формирования гражданских установок обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet.doc | 47 КБ |
pedsovet.ppt | 2.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Роль федеральной программы «Я – гражданин России» в формировании гражданских установок у учащихся.
Гражданин-это не только человек, уважающий законы своей страны и готовый к труду на процветание и благо общества, но и человек, осознающий себя свободным и равноправным членом этого общества, участвующий в общественной жизни страны, обладающий совокупностью прав и находящийся под защитой закона.
Исходя из этого определения задача школы и классного руководителя - создать условия для формирования гражданского самосознания подростка и гражданина.
С 5 класса я приступила к работе по федеральной программе «Я гражданин России». Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание школьников как основа личности будущего гражданина России. Основная воспитательная цель по ФГОС это также воспитание гражданских установок у подрастающего поколения.
Новое время требует от классного руководителя содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Задачи работы как классного руководителя:
- формировать и развивать у ребенка чувство принадлежности к обществу, в котором он живет, любовь к родному краю;
- формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств;
- воспитывать толерантность, развивать способность к успешной социализации в обществе
Система моей работы выглядит следующим образом – это учебная деятельность на уроке, через такие методы как эвристическая беседа,учебная дискуссия и лабораторно-практический метод. И внеурочная деятельность представленная через классные часы и социальную практику.
Изучение книг Соколова мы начали с книги «Россия наш общий дом». Результатом изучения стал классный час посвящённый переписи населения в России, дети выпустили листовки в которых призывали граждан принять участие в ней, приняли участие в деловой игре «Школьная перепись». По итогам этих мероприятий дети осознали задачи переписи и по опросу родителей все принимали в ней участие. Результатом изучения этой книги стало и создание классного самоуправления, которое призвано погрузить детей в модель управления государством и через которое отрабытываютя основные гражданские установки, происходит социализация детей и формирование их гражданской позиции. Участие в деловой игре «Выборы президента». В этом году класс принял активное участие в акции – обращение к горожанам приуроченное к празднику «День народного единства».Наш класс многонациональный и мы проводим классные часы по толерантности и единению. Происходит воспитание межличностных, межгрупповых и межэтнических отношений учащихся. Благодаря этому в классе абсолютно отсутствует дифференциация по национальному признаку, дети с уважением относятся друг к другу.
Активную деятельность вызвало изучение у детей книги «Мы в обществе». Результатом изучения стало составление родословных, проекты «Мой уважаемый родственник». Семейные роли на себе дети примеряли в ходе ролевой игры – «Семь Я». Это помогло учащимся правильно выстраивать взаимоотношения в семье, правильно понимать свои социальные роли.
В рамках изучения книг «Жизнь дается один раз» и «Наш выбор – здоровый образ жизни» дети активно принимают участие в выпуске листовок по здоровому образу жизни, участие в агитбригадах, изучении ПДД и ППБ, участие в акции «Красная Лента». Это позволяет детям организовывать свою жизнь на благо себе, семье, чтобы развивать себя духовно и физически в течении всей жизни.
В этом году изучая книгу «Наша Родина – Великая Россия» и одновременно краеведческого курса Милова Анастасия Защищала подготовленный ей проект о малой родине «Ставрополь- курортный город»., дети готовили доклады о наших земляках Героях советского союза, делали урок-выставку. Учащиеся получили не только знания о своей малой родине, но и реализовали себя как патриоты своего родного края, высказывали свою гражданскую позицию по увековечиванию памяти земляков.
В рамках изучения «Достоинства и недостатки человека» учащиеся приступили и активно продолжают работать над своми портфолио достижений и успехов. Портфолио обеспечивает детям самоопределение, самореализацию и развитие его личности в соответсвии с его способностями и склонностями, создаёт ситуацию успеха.
Трудные дети принимают в этом году участие в организации акции папирус. Выпустили листовку.
Одним из непременных условий гражданского воспитания является налаженное взаимодействие всех участников образовательного процесса – педагогов, учащихся и родителей. Формы взаимодействия участников этого процесса могут быть самыми разнообразными.
В системе взаимодействия « учитель – ученик» самыми распространенными будут уроки, внеурочная деятельность, дополнительные занятия, проектная деятельность.
В системе взаимодействия « родитель – учитель» привычными становятся собрания, конференции, консультации, участие родителей в организации и проведении внеклассных и внешкольных мероприятий.
В системе взаимодействия « ученик – родитель» это чаще всего совместные прогулки, экскурсии, беседы, просмотр фильмов и др.
Методы формирования гражданских установок у учащихся.
- Методы формирования сознания личности. – убеждение, внушение, беседы, лекции, дискуссия, метод примера. Постановка подростка в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании.
- Методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения. – педагогическое требование, требование коллектива, общественное мнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, КТД, метод проектов.
- Необходимо создавать ситуации, в которых подросток упражнялся бы в гражданской деятельности, осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки. Важно демонстрировать значимость гражданской деятельности подростков для общества. С помощью регулирующих требований формируются традиции поведения.
- 3. Методы стимулирования деятельности и поведения. – соревнование, поощрение, наказание, взаимовыручка, создание ситуации успеха.
- Необходимо побуждать подростка корректировать своё поведение, стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным, оно побуждает подростка к анализу собственной деятельности, программирует дальнейшее поведение.
- Результаты деятельности:
Диагностические средства | |
Достаточный Уровень сформированности личностных качеств гражданина | Результаты анкетирования Наблюдения классного руководителя |
Активность участия школьников в мероприятиях разного уровня | Статистический анализ Результаты участия |
Достаточный Уровень осознания школьниками ценности здоровья | Анализ здоровья школьников по результатам медицинских осмотров Анализ участия школьников в мероприятиях, сохраняющих и укрепляющих здоровье. |
Высокая Степень формирования позитивного влияния на личность ребенка культуры семейных отношений | Результаты анкетирования |
Охват учащихся кружковой деятельностью, занятиями в детских объединениях учреждений дополнительного образования | Статистический анализ участия школьников в работе кружков и секций. |
Повышается Уровень законопослушности | Статистический анализ, совершённых правонарушений |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гражданин – это не только человек, уважающий законы своей страны и готовый к труду на процветание и благо общества, но и человек, осознающий себя свободным и равноправным членом этого общества, участвующий в общественной жизни страны, обладающий совокупностью прав и находящийся под защитой закона.
Образовательно-воспитательная программа « Я-гражданин России »
Задачи: формировать и развивать у ребенка чувство принадлежности к обществу, в котором он живет, любовь к родному краю; формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств; воспитывать толерантность, развивать способность к успешной социализации в обществе
Подготовила –ученица 8 «Б» класса МБУ СОШ № 47 Милова Анастасия Исследовательская работа «Ставрополь – курортный город»
Взаимодействие участников образовательного процесса «учитель-ученик» «родитель – учитель » «Ученик – родитель»
Методы формирования гражданских установок у учащихся Методы формирования сознания личности Убеждение Внушение Беседы Лекции Дискуссии Метод примера Методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения Методы стимулирования деятельности и поведения Педагогическое требование Требование коллектива Общественное мнение Поручение КТД Метод проектов Соревнование Поощрение Наказание Взаимовыручка Создание ситуации успеха
Результаты деятельности по программе «Я – гражданин России» Достаточный уровень сформированности личностных качеств гражданина Результаты анкетирования ,наблюдения классного руководителя Активность участия школьников в мероприятиях Статистический анализ и результаты участия Достаточный уровень осознания учащимися ценности здоровья Анализ здоровья по результатам медицинских осмотров Анализ участия учащихся в мероприятиях, сохраняющих и укрепляющих здоровья Высокая степень формирования позитивного влияния на личность ребенка культуры семейных отношений Результаты анкетирования, отзывы родителей Охват учащимися кружковой деятельностью, занятиями в детских объединениях учреждений дополнительного образования Статистический анализ участия школьников в работе кружков и секций Повышается уровень законопослушности Статистический анализ совершенных правонарушений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в формировании гражданской позиции обучающихся
Невозможно воспитать гражданина из школьника, изучавшего большую Родину только по книгам. Патриотизм должен воспитываться, он не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому...
Формирование гражданской идентичности обучающихся средствами поисковой деятельности
участие в поисковой деятельности стимулирует и активизирует формирование гражданской идентичности обучающихся, а также носит практический результат реального характера....
Роль электронных образовательных средств в формировании общих компетенций обучающихся 1 курса ГОУ СПО НГТК при изучении БД.01 Русский язык и БД.02 Литература
В данном материале описывается роль электронных образовательных средств в формировании общих компетенций (ОК) по ФГОС СПО при изучении дисциплин БД.01 Русский язык и БД.02 Литература. Отмечается...
Формирование гражданской компетентности обучающихся на уроках географии, истории и обществознания посредством использование технологии Гражданский форум
Использование диалоговых технологий в обучении географии...
Формирование гражданской позиции обучающихся через реализацию социальных проектов в рамках Всероссийской акции "Я- гражданин России"
Тема гражданственности начинает играть осбую роль ......
О РОЛИ ГИМНАЗИИ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Идеи гражданского образования имеют особое значение для гимназии. У нас реализуется общегимназическая программа «Мы россияне». Данная программа ориентирована на внедрение русского этнокультурного комп...
Доклад «Роль школы и семьи в формировании гражданского и национального самосознания подрастающего поколения»
Доклад «Роль школы и семьи в формировании гражданского и национального самосознания подрастающего поколения»...