Урок успеха
методическая разработка по обществознанию на тему
Предварительный просмотр:
Урок успеха
«Вверх по лестнице жизни»
Цель:
- дать представление уч-ся о нравственных ценностях;
- формировать умение различать истинные и мнимые ценности;
- побуждать к самосовершенствованию, саморазвитию;
- способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни.
План урока
- Интерактивная беседа «Что такое счастье?»
- Проблемная ситуация «Помоги мистеру Икс»
- Обсуждение ситуации «Мнимые ценности»
- Интерактивная беседа «Истинные ценности человека»
- Составление проектов «Лестницы к счастью»
- Словарная работа
- Работа в группах «Допиши предложения»
- Заключительное слово
- Подведение итогов
- Интерактивная беседа «Что такое счастье?»
Вопросы:
- Что такое счастье?
Варианты ответов:
- Это когда все получается
- Когда все живы и здоровы
- Когда все есть, чего только не пожелаешь
- Когда сбываются мечты
- Когда все тебя уважают
- Когда ты известен, все тобой восхищаются
- Когда занимаешься любимой работой
- А как стать счастливым?
Варианты ответов:
- Выиграть в лотерею
- Достать волшебную палочку
- Иметь богатых родителей
- Найти клад
- Много работать, чтобы воплотить свою мечту
2. Проблемная ситуация «Помоги мистеру Икс»
Нет, наверное, на Земле человека, который не мечтал бы о счастье. Иногда мечта становится жизненной целью, достигнув которой человек чувствует себя счастливым. Тогда возникают новые мечты и новые цели. Жизнь – как лестница, ведущая в будущее. Каждая ступенька – наши желания и мечты. Как построить свою лестницу жизни, чтобы чувствовать себя счастливым?
Об этом мы и будем говорить сегодня на уроке. Я назвала его «Вверх по лестнице жизни».
На нашем уроке присутствуют гости. Это выпускники нашей школы, которые многого добились в жизни, они расскажут нам о том, как они строили лестницу своей жизни, поделятся рецептами успеха.
Знакомьтесь, гость №1 мистер Икс (на экране). Он разработал свой проект лестницы к счастью и пришел, чтобы услышать ваше мнение о своем проекте.
Свою жизнь мистер Икс представляет в виде высокой, крутой горы, вершину которой он назвал «Пик счастья». Кто покорит эту вершину, тот и будет счастливым. Люди карабкаются по крутым склонам, цепляясь за малейшие уступы, но вновь и вновь падают, получая синяки и ушибы. Некоторым удается с разбега запрыгнуть на вершину, но долго удержаться там ни кому не удается, и они кубарем катятся вниз, набивая все новые шишки.
Мистер Икс подошел к жизни по-научному. Он решил построить свою жизненную лестницу и взбираться по ней постепенно, от ступеньки к ступеньке. Каждая ступенька – это маленькая цель, достигнув которой, он и достигнет заветного Пика счастья, которое озарит всю его жизнь.
Материал для своей лестницы он выбрал самый благородный – свои жизненные ценности. А их у нашего героя всего три:
- Деньги, на которые можно купить почти все
- Власть, дающая то, чего не купишь за деньги
- Слава – символ общественного признания, когда ты в восхищенных глазах людей видишь отражение своего жизненного успеха
3. Вопросы:
- Прочными ли будут эти ступеньки?
- Можно ли будет по ним подняться на Пик счастья?
- Истинные или мнимые ценности выбрал для себя мистер Икс?
Давайте разберем каждую ступеньку в отдельности.
- Деньги – это очень непрочная ступенька, даже самый богатый человек может разориться и потерять все. Это мнимая ценность.
- И власть тоже можно потерять, президентов переизбирают, царей свергают с престола, жестоких тиранов убивают. Власть- тоже мнимая ценность.
- Слава – это тоже мнимая ценность. Славу легко можно потерять. Даже очень известные люди в старости чувствуют себя забытыми и одинокими.
4.Интерактивная беседа «Истинные ценности человека»
А вот еще одна лестница жизни. Православный монах Иоанн Лествичник описал ее в книге «Лествица». Он тоже советует своим братьям по вере не спеша подниматься по лестнице жизни. На каждой ступеньке человек должен побороть какой-то свой недостаток: зависть, гордость, уныние, лживость, болтливость, обжорство. Каждая ступенька – это обретение таких ценностей, как вера, любовь к людям, милосердие, доброта, смирение, скромность.
Как вы считаете. Если человек будет опираться на такие ценности, достигнет ли он своей вершины счастья? Что дают эти ценности людям?
Варианты ответов:
- Это истинные ценности. Они не изменят человеку.
- Вера дает человеку силы на всю жизнь, дает надежду на помощь и защиту у Бога.
- Любовь к людям тоже дает человеку силы, дает смысл жизни
- Доброта, милосердие никуда не уходят, они согревают человека. Если он делает добро, вокруг него люди тоже становятся добрее.
- Скромность всегда украшает человека. Если он заслуживает славы, его все равно заметят, и он добьется успеха в жизни.
- Смирение – это такая ценность, которая понятна только верующему человеку. Он понимает, что все беды, горести и неприятности посылаются ему свыше для улучшения его души. Смиренный человек никогда не впадет в депрессию, в уныние, до конца дней своих будет трудиться, верить и надеяться.
Бесспорно то, что одной из истинных ценностей для любого человека является образование. И первой ступенью на этом огромном пути приобщения человека к знанию является ШКОЛА. Именно отсюда начинается путь открытий, познания нового, здесь наши выпускники получают билет в будущее.
«Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей»
История нашей школы насчитывает ………лет, за эти годы путевку в жизнь получили 817 выпускников, 40 выпусков. Во многом благодаря кропотливому и очень важному труду целого коллектива педагогов школы наши выпускники имеют возможность успешно устроиться в жизни. И примеров тому масса. (Фотографии выпускников, рассказ учителей о них)
Сегодня на нашем уроке присутствуют выпускники школы, им есть что рассказать, чем поделиться с вами. Слово выпускникам.
5. Составление проектов «Лестницы к счастью»
Итак, мы увидели, что мнимые ценности создают лишь видимость счастья и успеха. Только истинные ценности могут сделать человека счастливым.
Посмотрите на экран. Здесь перечислены различные ценности:
- Ценности повседневной жизни: прилежание, пунктуальность,, трудолюбие, бережливость, ответственность, любовь к порядку;
- Ценности человеческих отношений: благодарность , уважение, сострадание, толерантность;
- Ценности высшей сферы духовной жизни: чуткость, способность сопереживать, милосердие;
- Христианские ценности: любовь к ближнему, смирение, вера и т.д.
Какие из них мы можем предложить мистеру Икс для его «лестницы к счастью»?
А теперь попробуйте сами нарисовать свою «лестницу к счастью».
6. Словарная работа
Пришла пора уточнить значение слов, которыми мы с такой легкостью оперируем. Разобраться в значениях слов «Счастье», «успех», «цель» и установить логическую связь между ними нам помогут …….
Толковые словари С.И.Ожегова и В.И.Даля так трактуют значения указанных слов:
- Цель – предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить.
- Успех – удача в достижении чего-либо, общественное признание, хорошие результаты в чем-либо
- Счастье – чувство и состояние полного высшего удовлетворения, успех, удача.
Можно установить смысловую связь между ними:
ЦЕЛЬ – УСПЕХ – СЧАСТЬЕ
Чтобы достигнуть успеха в каком-либо деле, человек ставит перед собой жизненные цели. И, достигнув успеха, осуществив эти цели, испытывает счастье.
- Работа в группах «Допиши предложения»
Предлагаю вам сделать выводы из сегодняшнего урока. Для этого поработайте в группах, допишите незаконченные предложения
- Преуспевающий человек – это человек, который …….
- Неудачник – это человек, который ………….
- Человек в жизни состоялся, если он имеет ………..
- Человек в жизни не состоялся, если он не имеет………..
- Истинные ценности – это ……
- Мнимые ценности –это …..
8. Заключительное слово
В заключении послушайте древнюю притчу о каменотесах.
Три каменотеса усердно работали в каменоломне. Философ спросил их: что они делают?
- Неужели ты не видишь – дроблю эти камни! – раздраженно буркнул один.
- Зарабатываю себе на жизнь, - пожал плечами другой.
-Я строю храм! – гордо ответил третий.
Мне кажется, все эти три каменотеса тоже идут по лестнице к счастью.
Первый никогда не будет счастлив, потому что у него нет никакой цели.
Второй будет счастлив, пока сможет зарабатывать себе на жизнь.
Только третьего можно назвать по-настоящему счастливым: он видит большую, красивую цель, ради которой работает и живет.
Желаю и вам в вашей повседневной работе не просто дробить камни или зарабатывать себе на жизнь, а строить храм. То есть ставить перед собой высокие цели и добиваться их осуществления. Только тогда вы будете по-настоящему счастливыми людьми.
Вопросы к уроку
- Что такое счастье?
- Как стать счастливым?
- Понятия: счастье, цель, успех.
- Ценности истинные и мнимые
- Продолжите предложения:
- Преуспевающий человек – это человек, который …….
- Неудачник – это человек, который ………….
- Человек в жизни состоялся, если он имеет ………..
- Человек в жизни не состоялся, если он не имеет………..
- Истинные ценности – это ……
- Мнимые ценности –это …..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок успеха (презентация)
Презентация "Урок успеха" в 5 классе. Встреча с успешным человеком....
Урок успеха "Знаешь - научи".
Данный урок прошел в рамках всероссийской акции "Знаешь - научи". Классный час проводился для старшеклассников с приглашением выпускника школы 2003 года, который нашел свое призвание в работе с молоде...
Урок успеха
Презентация к уроку...
Урок успеха
Классный час...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА проведения круглого стола из цикла «Уроки успеха». «Урок первый. Образование» для учащихся 7-х классов
«Корни образования горьки, но плоды сладки»....
Статистические данные по итогам проведения по круглого стола из цикла «Уроки успеха». «Урок первый. Образование».
Небольшое анкетирование, проводимое накануне проведения круглых стов в разных ОУ показывает интересную статистику. В данном примере статистика суммирована по итогам 2014-2015 уч. года....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА проведения круглого стола из цикла «Уроки успеха». «Урок второй. Общество» для учащихся 8-х классов
«Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.»Владимир ...