Урок по обществознанию
методическая разработка по обществознанию (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
1 | Ф.И.О. | Бамбурова Ольга Викторовна |
2 | Место работы | Бахиловский филиал ГБОУ СОШ с. Александровка м.р. Ставропольский |
3 | Должность | Учитель |
4 | Предмет | История и обществознание |
5 | Класс | 8 |
6 | Тема и номер урока в теме | № 6 тема: «Общество и человек» |
7 | Базовый учебник | А.И.Кравченко |
Потребности человека.
Цели урока:
- образовательные:
повторить признаки личности, индивидуума и человека;
познакомить обучающихся с разнообразием потребностей; раскрыть сущность потребностей живых существ; научить анализировать собственные потребности и пути их удовлетворения
- развивающие:
активизировать познавательную деятельность обучающихся путем решения проблемных вопросов;
продолжить формировать информационную компетентность, умение сравнивать, анализировать и делать выводы;
- воспитательные:
способствовать воспитанию у учащихся потребности в развитии личностных качеств
Оборудование: проектор, компьютеры, презентация , карточки с заданиями .
Тип урока: комбинированный
Эпиграф: Ничто так не раскрывает глубины сердца и
характера человека, как его желания»
(В.Флешье)
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний по теме «Личность и социальная
среда»
Работа учащихся с тестом.
1.Талант и гениальность проявляются:
а) только в раннем детстве;
б) только в зрелом возрасте;
в) в любом возрасте;
г) всегда с рождения.
2.Каждый рождающийся в мире младенец является :
а) гениальным;
б) личностью;
в) великой личностью;
г) индивидом.
3) Верны ли следующие суждения о личности?
А. Потребность стать личностью у всех индивидов развита в равной
степени.
Б) Потребность стать личностью проявляется у индивида как в
обществе, так и вне общества.
а) верно только А;
б) верно только Б;
в) верны оба суждения;
г) оба суждения неверны.
4) Найдите в предложенном списке утверждения, характерные для
личности. (3 ответа)
а) Человек с рождения является личностью;
б) формируется в течение длительного времени;
в) формируется в процессе социализации;
г) проявляется вне общества;
д) выражается в самостоятельных поступках.
5) Установи соответствие между понятиями и их характеристиками.
Понятия Характеристики
А) Индивид . 1) Результат социализации человека.
Б) Личность. 2) Биосоциальное существо.
В) Индивидуальность. 3) Сумма неповторимых черт
внешности и характера.
III. Переход к изучению новой темы.
В целях своего существования и развития человек вынужден удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями.
Что нужно человеку для нормальной жизни? У современного человека есть потребность иметь множество различных вещей, удовлетворить разнообразные желания. И у каждого они свои. Но важно понять основное: зачем всё это? Давайте послушаем разговор ваших товарищей.
Сценка.
Значит, мы должны сделать важнейший вывод: потребности человека не могут быть одинаковы во все времена; потребности зависят от условий, в которых живут люди, от уровня развития хозяйства.
IV. Изучение новой темы.
Тема нашего урока «Потребности человека». Запись в тетрадь ( эпиграфа, темы, плана урока)
План: 1.Человек и его потребности.
2.Сущность и иерархия потребностей. Процесс возвышения
потребностей.
3.Свобода выбора и приобщение к духовной культуре.
1. Человек и его потребности.
Проблемный вопрос : выяснить в ходе урока, удовлетворение всех потребностей человека может сделать его счастливым и способствовать развитию или наоборот, привести к опустошению и потере смысла жизни?
Слово потребности мы часто употребляем в обыденной жизни.(Обращение к эпиграфу, запись темы, плана, эпиграфа в тетрадь). В.Флешье раскрыл значение желания в познании человека. Когда нам чего-то не хватает, мы испытываем нужду, а вместе с тем выражаем зависимость от этого чего-то. Престарелые и одинокие нуждаются в опеке, помощи, сочувствии; голодный - в пище. А какие потребности испытываете вы в настоящий момент? (Ученик у доски фиксирует ответы) Какие виды среди ваших желаний можно выделить? (Дифференцируют по видам).
Работа с учебником. Давайте найдём понятие потребности в учебнике.
Стр.45-46 . Слайд № Работа с понятием. Потребности - состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования.
Вопросы: 1.Как вы думаете, потребности появляются только у человека? Примеры.
2.Как появляются и проявляются потребности? Самостоятельно составляют схему ответа. (Проверка на доске, исправление, корректировка)
Примерная схема ответа: нужда в чём-то, ощущение нехватки чего-то →
дискомфорт, психические, физические, духовные неудобства → активизация деятельности человека по достижению желанной цели →
удовлетворение потребностей.
Рассмотрим пример, как это проявляется на конкретной потребности: хочу есть → болит желудок, голова, утомляемость возросла →добываю пищу → ем. (Ребята приводят свои примеры)
Вопросы: 1.Может ли жить человек, не испытывая ни в чём потребности?
2. Какую роль, по вашему мнению, играют потребности в жизни человека?
2.Какие виды потребностей могут быть у людей?
Иерархическую теорию потребностей разработал американский психолог А.Маслоу. Слайд №
Краткое сообщение ученика о А.Маслоу.
Анализ данной теории по рисунку. Стр.46. Слайд № Работа в тетради.
Вторичные (приобретенные): духовные потребности
престижные потребности
социальные потребности
Первичные, врождённые: потребности безопасности
физиологические потребности
Работа с учебником. Слайд № Характеристика потребностей. Что включается в каждую из них.
Вывод: Каждая потребность нового уровня становится насущной, когда удовлетворены предыдущие потребности. (Кроме деятелей искусства. Голодный художник творит шедевры)
Вопросы: 1.Какие потребности сложнее всего удовлетворить? Почему?
2.Могут ли быть одинаковые потребности у разных людей? От чего это зависит?
3.Свобода выбора и приобщение к духовной культуре.
Отечественные психологи, в том числе А.В.Петровский, совершенно правильно полагали, что высшая пятая потребность – самореализация -это потребность индивида стать личностью, то есть там ,где начинаются высшие потребности, там начинается личность. Если потребности в пище, одежде, жилище естественны, но имеют разумные границы, то потребности человека в знаниях, в творческой деятельности, в красоте беспредельны. Подавление потребностей деформирует личность и его поведение: человек с подавленными потребностями неполноценен.
Связь с современностью. Вопрос. К чему в обществе приводит игнорирование жизненных потребностей людей: не выплата зарплат, сокращение рабочих мест на предприятиях?
Проверка опережающего задания. Учащиеся знакомят с информацией из новостей телевидения, Интернета.
Что отличает русскую нацию? Русскую нацию всегда отличала неистребимая жажда духовного. Мы создавали художественные шедевры ,строили великолепные дворцы и храмы, писали о вечном и прекрасном в любой ситуации. Хотя приходилось жить не в изобилии и достатке.
Самостоятельно реализовать свои потребности может только свободный человек. Основа свободы – это выбор. Но как труден и не скор нравственный выбор! Какое количество препятствий и соблазнов приходится преодолевать человеку, какую силу воли проявлять для того, чтобы обрести духовную свободу.
Слайд №
Работа в группах по заданиям.1 группа. Вопросы:1.Поясните, как потребности повлияли на поведение личности. 2.Каким образом можно было предотвратить последствия?
2 группа. Вопросы: 1.Можно ли говорить о влиянии потребностей на судьбу человека? 2.Возможно ли появление такого Ломоносова в современный период?
3 группа. Вопросы: 1.Какой может быть жизнь сопряжённая с постоянной погоней за деньгами, властью? Почему такие потребности называют эгоистичными?
Беседа. Вопросы.
1.Как вы понимаете сущность престижных потребностей?
2.Какова их роль в иерархии потребностей?
3.Есть ли у вас такие потребности?
4.Как их можно оценить?
5.Каким образом добиться их реализации?
V.Закрепление знаний. Слайд №
1.Что такое человеческие потребности? Перечислить в соответствии с иерархической теорией А.Маслоу.
2.Чем различаются низшие и высшие потребности? Почему одни даны от природы, а другие приобретаются в обществе?
3. В чем выражают себя высшие потребности?
4.Задание №6 стр 51.учебника.
VI. Итоги урока. Рефлексия.
Обучающиеся формулируют итоги урока: что узнали нового и важного для себя? К каким потребностям стремиться в жизни? Какие выводы сделали? Отвечают на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.
Выставление оценок с комментарием.
VII. Домашнее задание.
§6, задание №1.под*. практикум стр.51выполнить в тетради .Понятия.
Сценка.
-Можно ли ответить на вопрос, что человеку нужно? Ведь у каждого есть свои желания. Одному нужна интересная книга, другому - магнитофон, третьему- компьютер…
-Да, но почему ни у кого нет потребности, например, получить в подарок каменный топор?
- А кому он сейчас нужен?
- Вот именно. Представим себе первобытного человека. Как ты думаешь, обрадовался бы он такому подарку?
- Ещё бы! Этот предмет был в числе самых необходимых в его жизни!
- А могла ли у первобытного человека возникнуть потребность в книге, компьютере?
-Конечно, нет. Он и представить себе не мог такие вещи.
Задание 1группе.
Вопросы:1.Поясните, как потребности повлияли на поведение личности. 2.Каким образом можно было предотвратить последствия?
Петя вырос в бедной семье. Однако после окончания школы он решил проявить самостоятельность и организовал своё дело. Через некоторое время он оказался в центре внимания крупных криминальных структур. За большие деньги, подаренную квартиру он стал заниматься подпольным бизнесом, т.е.деятельностью, запрещенной законами России. Ему очень хотелось доказать своим экономическим партнёрам лидерство и силу. Вскоре деятельность преступной группы была раскрыта. И Петя был привлечён к уголовной ответственности.
Задание 2 группе.
Вопросы: 1.Можно ли говорить о влиянии потребностей на судьбу человека? 2.Возможно ли появление такого Ломоносова в современный период?
Великий российский учёный М.В.Ломоносов (1711-1765) уже в юношеском возрасте почувствовал неиссякаемую тягу к знаниям. Он родился в семье помора в д.Денисовка, где не было возможности получить хорошее образование. В 19лет он ушёл учиться. Его стремление к знаниям позволило сделать интересные открытия. При этом пришлось преодолевать многочисленные трудности. Он основал при АН первую в России химическую лабораторию, его идеи опередили науку того времени. Стал академиком Петербургской АН, по его инициативе основан Московский университе. Его имя знают во всём мире даже спустя много веков.
Задание 3 группе. Вопросы: 1.Какой может быть жизнь сопряжённая с постоянной погоней за деньгами, властью? Почему такие потребности называют эгоистичными? Добившись материального благополучия, карьеры, некоторые люди вдруг сталкиваются с пустотой, ложью окружающих. Нередко распадаются семьи, их предают друзья. Чтобы сделать карьеру, пришлось пожертвовать многим ( родителями, совестью, здоровьем). Появляется внутренняя неудовлетворённость жизнью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы учителем истории и обществознания МБОУ «СОШ №1» Ситниковой Ольги Владимировны
«Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы» СОДЕРЖАНИЕВведение …………………………………………………………...

Терскова С.А. Семья и брак в православной культуре. Методическая разработка цикла уроков по обществознанию в 10-м классе // Уклад православной семьи. В помощь учителю основ православной культуры и обществознания. – Краснодар: КМКОЦ, 2009. – С. 11-15.
Методическая разработка цикла уроков по обществознанию в 10-м классе...

Урок по обществознанию для 11 класса социально-экономического профиля. Тема урока «Институт семьи и брака» Учитель истории и обществознания: Рябкова О.В.
АннотацияУрок разработан в рамках применения системно-деятельностного подхода. Согласно одной из классификаций уроков деятельностной направленности данный урок по целеполаганию можно определить как ур...
обобщение опыта учителя истории и обществознания «Использование ИТК и Интернет технологий на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности»
С появлением в школе персонального компьютера, меня заинтересовали возможности использования новых информационных технологий на уроках истории. К настоящему времени накоплен определенный опыт практиче...

Информационная карта к видеозаписи урока по обществознанию «Человек и его деятельность», учителя истории и обществознания Злыдниной Ольги Григорьевны.
информационная карта к видеозаписи урока по обществознанию, постановка образовательной цели в соответствии с ФГОС....

Конспект урока по обществознанию в форме ФГОСС по обществознанию в 7 классе "Закон на страже природы"
Материал опирается на учебник по обществознанию под авторством Л.Н.Боголюбова....