Политическая система
методическая разработка (обществознание , 10 класс) по теме

Острая Татьяна Владимировна

Понятие политической системы. Её особенности. Задачи политической системы.Функции политической системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon politicheskaya_sistema.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                            МКОУ «Охрозаводская СОШ»

Урок обществознания

           в 10 классе

Тема: «ПОЛИТИЧЕСКАЯ

                  СИСТЕМА»

       Учитель истории и обществознания: Т.В.Острая

                                                  2013 год

Тема: «ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА»

Цель: сформировать представление учащихся о структуре политической системы; функциях политической системы, её признаках, особенностях; выделить основания для классификации политических систем, типологию политических систем; закрепить знания по теме « Политика и власть»; повторить особенности написания эссе;

             развития речи, умения анализировать материал, сопоставлять факты, делать выводы;

             воспитание трудолюбия, активности, самостоятельности, ответственности.

Тип урока: комбинированный.

                                       Ход урока:

I. Повторение.

1. Работа с заданиями теста.

Использование мультимедийных средств на уроке. Осуществляется проецирование на доску заданий теста. Дети выбирают правильные ответы и отвечают на поставленный вопрос.

Al. Политическая власть непосредственно регулирует отношения между

1) предприятиями различных форм собственности

2) трудовым коллективом и предпринимателем

3) членами трудового коллектива ,

4.государством и отдельными гражданами

А2.Добровольный союз, выражающий интересы социальных групп и участвующий в борьбе за политическую власть, - это

1)политическая партия                           2) гражданское общество

3) профсоюзная организация                   4) парламент

АЗ. Политическая партия в демократическом государстве

1) обладает правом на узаконенное насилие

2) ратифицирует международные договоры

3)создает правовые нормы;

4) разрабатывает идеологические программы

А 4. Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А.Политические партии делятся на массовые, кадровые, партии-клубы,

Б.Политические партии делятся на мажоритарные и пропорциональные.

1) верно только А                                    2) верно только Б

3) верны оба суждения                             4) оба суждения неверны

А5. К определению термина «политика» не относится

1)   деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений в сфере отношений между большими социальными группами (классами, нациями и пр.), направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания

2)   особая разновидность деятельности, связанная с участием отдельных социальных групп, партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства, руководством ими или воздействием на это руководство

3)   организующая и регулирующе-контрольная сфера общества, основное средство управления обществом

4)   организация деятельности людей, направленная на создание благ, которые способны удовлетворить их потребности

А6. К политической деятельности не относится

1)   реформа монетизации льгот

2)   выборы Президента РФ

3)   выпуск акций открытым акционерным обществом

4)   регистрация политической партии

А7. Цепь политических событий и состояний, которые изменяются с течением времени, называется

1)   политическим процессом

2)   историческим процессом

3)   политической тенденцией

4)   политической деятельностью

А8. К большим социальным группам как субъектам политики не относятся

1)   классы

2)   нации

3)   политические элиты

4)   народы

А9. Политическая организация, которая управляет совместной деятельностью и отношениями людей в целях сохранения целостности общества и поддержания порядка, называется

1)   политической партией

2)   государством

3)   общественно-политическим движением

4)   международной организацией

                                           Часть 2.

В1. Вставьте пропущенные категории субъектов политики.

1) Большие социальные общности;

2) политические организации и объединения;

3)________________________________________________

4)_______________________________________________

В2. Та часть политической реальности, системы, на которую направлена деятельность субъекта политики, называется__________________________________________________

В3.Вставьте пропущенные слова: «Государственная власть в соответствии с теорией разделения властей делится на:

1)____________________________________________________________

2)___________________________________________________________

3)_____________________________________________________________

В4. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Ответ:_______________________________________________

В5. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «субъекты политической деятельности». Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда и относящийся к другому понятию.

Государство, политические партии, политический процесс, общественные движения, политические лидеры, граждане.

В6. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. (1) В современной России процесс партийного строительства идет довольно активно. (2) Конституция РФ признает свободу образования партий. (3) Однако ..свобода политических партий должна иметь границы даже в демократическом государстве. (4) Поэтому российское законодательство, как и законодательства ряда других демократических стран, запрещает политические партии, которые ставят своей целью .

Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в таблицу.

1

2

3

4

Итак, при помощи заданий теста  мы с вами повторили некоторые понятия, связанные с темой «Политика и власть», но есть ещё несколько вопросов,  на которые необходимо ответить, чтобы у нас сложилось полное представление об этой теме.

3. Беседа по вопросам учебника.

- В каких измерениях рассматривается политика?

- Как люди могут влиять на политику?

- На что направлена деятельность субъектов политики?

- Охарактеризуйте политические партии как основной политический институт. Каковы её основные цели?

- Что такое политические отношения? Между кем они складываются? Что лежит в их основе?

- Что такое политическая власть? Назовите признаки этой власти.

4. Выполнение задания № 4, стр. 229.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

Британский премьер-министр Уильям Гладстон говорил: «Политика — это лабиринт, из которого выбраться труднее, чем войти». Однако, как мы уже видели, каждому приходится входить в политику. Как же не заблудиться в этом лабиринте? В греческом мифе Тезей смог пройти по запутанным переходам лабиринта с помощью нити Ариадны. А что для нас сможет стать такой нитью? Что дает возможность в калейдоскопе политических событий, во  взаимодействии  субъектов  власти  разглядеть устойчивые связи какую-то упорядоченность происходящего? Наука о политике – политология – предлагает использовать для этого модель политической системы.

- Что же такое политическая система?

- Каковы основные признаки этой системы?

Политическая система общества - совокупность политических организаций, социально-политических обязанностей, форм взаимодействий и отношений между ними, в которых реализуется политическая власть.

Политическая система общества - разветвленная совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм, норм и принципов взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть.

Признаки политической системы общества:

- в ее рамках формируется и совершенствуется механизм политической власти;

- претендует на монополию легитимного физического насилия;

- обусловливается социальной, экономической и духовной структурой общества;

- обладает относительной самостоятельностью.

Как и любая иная, политическая система имеет свои границы. Внутри этих границ находятся властные институты, отношения, виды деятельности, которые определяют политику. За пределами границ политической системы находится «среда». Здесь расположены неполитические сферы жизни общества: экономическая, социальная, сфера духовной культуры, частная жизнь человека, а также политические     системы     других     стран     и     международные институты (например, ООН). В политической системе,

согласно одному из подходов, существующих в политологии, выделяется пять структурных компонентов, которые называют подсистемами.

2. Работа учащихся с учебником.

- Выделите основные структурные компоненты политической системы.

3. Беседа с учащимися.

Ипользование проблемного метода.

- Давайте попробуем выделить функции политической системы. (Дети называют функции и записывают их в тетрадь).

                    Функции политической системы

1. Определение задач, путей развития общества.

2.  Организация деятельности общества для достижения поставленных целей.

3. Распределение материальных и духовных ресурсов.

4.  Согласование разнообразных интересов, субъектов политического процесса.

5.  Разработка и внедрение в общество различных норм поведения.

6. Обеспечение стабильности и безопасности общества.

7.  Политическая социализация личности, приобщение людей к политической жизни.

8.  Контроль за выполнением политических и иных норм поведения, пресечение попыток их нарушения.

Политическая система состоит из отдельных элементов.

- Назовите элементы политической системы. В чём заключаются особенности этих элементов, их роль в жизни общества?

Запись в тетради.

Основные элементы политической системы общества

1. Политические принципы и правовые нормы:

- регулируют политические отношения, придавая им упорядоченность, определяя дозволенное и недозволенное в функционировании данной политической системы;

- узаконивают политические устои;

- определяют стиль и методы работы органов государственного аппарата, других институтов политической организации;

- способствуют формированию механизма распределения и закрепления соответствующих ролей между членами общества).

2. Политические институты:

-  представляют политические учреждения с организованной  структурой,   централизованным   управлением,   исполнительским аппаратом;

-  включают формы и сущность политических функций, отношений, типов управления.

3. Политическое сознание:

- отражает социальную действительность;

- воспринимает события, оценивая его по степени значимости и соответствия интересам, законодательным актам, политическим нормам, традициям, идеалам;

- прогнозирует возможные перспективы социальных и политических изменений в обществе.

4. Политическая культура:

-  выполняет роль стабилизирующего и дестабилизирующего фактора политической системы;

- осуществляет преемственность политических традиций, обычаев, социального исторического опыта.

Слово учителя.

Политические системы можно разделить на группы. По каким признакам можно их выделить?

Основания классификации политических систем

1)  Тип формации и характер социально-экономической структуры:

-    рабовладельческая;

-    феодальная;

-    буржуазная;

-    коммунистическая.

2) Характер политического режима:

-    демократический;

-    авторитарный;

-    тоталитарный.

3) Социальная основа:

-    военная;

-    гражданская;

-   национально-демократическая;

-    буржуазно-демократическая.

4) Развитость гражданского общества:

-    традиционные;

-   модернизированные.

5) Ориентация на стабильность или перемены:

-    консервативные;

-   трансформирующиеся.

6) Участие в политическом процессе:

-    либеральная демократия - высшая степень добровольного, но пассивного политического участия;

-    коммунистическая - высокая степень принудительного участия;

-    развивающиеся политические системы - низкое участие в политике.

7) Взаимосвязь со средой:

-    открытые - динамичная структура и связи;

-    закрытые - жестко фиксированная структура, минимизированы связи со средой.

8) Состояние политической структуры и уровень политической культуры (Г. Агмонд).

Сообщение учащегося.

Политических систем много. Но все их можно подразделить в соответствии с особенностями каждой из них.

Типология политических систем.

- Англо-американская: преобладают ценности свободы, благосостояния, безопасности; власть и влияние распределены между различными звеньями системы;

- континенталъно-европейская: сосуществование старых и новых культур;

- доиндустриалъная (часто индустриальная): смешанные политические культуры, в них выше уровень насилия; власть разделена неотчетливо;

- тоталитарная: принудительный тип политической активности, доминирующая тоталитарная политическая культура; власть в руках аппарата, монопольно контролируемого партией.

III. Закрепление изученного.

Ответить на вопросы:

1) Что такое политическая система общества?

2) Каковы функции политической системы?

3)  Перечислить и охарактеризовать признаки политической системы общества.

4) Каковы основные элементы политической системы общества?

5) Назвать типы политических систем.

IV. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: § 21, вопросы 1 – 4.

                                 Самоанализ урока

    В 10 классе был проведён урок обществознания.

    Тема занятия: «Политическая система». Этот урок является первым в системе уроков.      

    Перед уроком были поставлены следующие цели:

    сформировать представление учащихся о структуре политической системы; функциях политической системы, её признаках, особенностях; выделить основания для классификации политических систем, типологию политических систем; закрепить знания по теме « Политика и власть»; повторить особенности написания эссе;

    развития речи, умения анализировать материал, сопоставлять факты, делать выводы;

    воспитание трудолюбия, активности, самостоятельности, ответственности.

    Я считаю, что на уроке мы смогли добиться реализации поставленных целей: были закреплены знания, полученные на предыдущих уроках, дети смогли показать достаточно хорошие умения работать над заданиями А и В при подготовке к ЕГЭ, было сформировано представление о структуре политической системы, функциях политической системы, её признаках, особенностях; ребята смогли выделить основания для классификации политических систем, основные элементы политической системы. В конце урока дети подвели итоги, ответив на вопросы учителя.

    На уроке были использованы мультимедийные средства, что помогло детям не только на слух воспринимать информацию, но и воспроизводить её.

    Были использованы следующие технологии: информационная технология, технология сотрудничества, проблемное обучение. Ребята в процессе урока активно участвовали в работе, показав умение  выполнять действия не только отдельно друг от друга, но и при помощи сотрудничества. На уроке использовалась не репродуктивная деятельность, а прослеживалась работа по самостоятельному поиску ответов на данные вопросы.

    Использовались различные виды работы:

- работа с  тестовыми заданиями ;

- работа с учебником и ответы на поставленную перед детьми проблему;

- работа с демонстрационным материалом.

    Были использованы различные формы работы:

- фронтальная;

- индивидуальная.

На уроке были использованы следующие методы и приёмы работы:

- беседа;

- тестирование;

- постановка проблемы;

- демонстрация материала;

- поисковая деятельность.

    В целом урок дал результат, который был намечен в целях данного занятия.

                                      Приложение к уроку:

    Использование мультимедийных средств на уроке.

Осуществляется проецирование на доску заданий теста. Дети выбирают правильные ответы и отвечают на поставленный вопрос по проверке домашнего задания.

В ходе выполнения заданий учитель задаёт дополнительные вопросы, позволяющие выяснить, насколько ученик оперирует данными понятиями.

При изучении нового материала на доску проецируется тема урока, опорный материал, который дети записывают в тетрадь. Это позволяет сократить время, не диктуя каждому ребёнку, и в нужный момент вернуться к данному материалу.

    На уроке были использованы следующие технологии: информационная технология, технология сотрудничества, проблемное обучение. Ребята в процессе урока активно участвовали в работе, показав умение  выполнять действия не только отдельно друг от друга, но и при помощи сотрудничества. На уроке использовалась не репродуктивная деятельность, а прослеживалась работа по самостоятельному поиску ответов на данные вопросы. Это помогает развивать творческую активность ребят.

    Использовались различные виды работы:

- работа с  тестовыми заданиями ;

- работа с учебником и ответы на поставленную перед детьми проблему;

- работа с демонстрационным материалом.

    Были использованы различные формы работы:

- фронтальная;

- индивидуальная.

    На уроке были использованы следующие методы и приёмы работы:

- беседа;

- тестирование;

- постановка проблемы;

- демонстрация материала;

- поисковая деятельность.

    Благодаря использованию информационных технологий, технологии сотрудничества, постановки проблемы, различных видов работ на уроке удалось добиться реализации поставленных перед уроком целей.

Сущностные черты политической власти

             ?

Способность принуждения

Легитим-

ность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Политическая система России"

Презентация к уроку. При просмотре презентации нужно иметь в виду, что презентация несколько громоздкая. На одном слайде размещено по нескольку объектов, на каждый из которых наложен эффект анимации п...

Презентация. Формирование советской государственно-политической системы. Образование СССР.

Презентация рассказывает о планах создания СССР, формировании советских органов государственной власти, содержит глоссарий и задание для самостоятельной работы....

Презентация "Политическая система общества"

Презентация поможет повторить теоретический материал по блоку вопросов "Политика" к ЕГЭ по обществознанию. Материал систематизирован в схемы и таблицы....

Политические партии в политической системе общества

Презентация урока в 11 классе по  обществознанию.Цели урока:Образовательные: Сформировать у учащихся представление о том, что  такое партия. Показать признаки и роль политических партий...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ ХХ век тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКАПО ИСТОРИИ РОССИИ  ХХ век9 класс   тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»...

Методическая разработка урока обществознания по теме "Политическая система и политический режим", социально-гуманитарный профиль, 11 класс

Методическая разработка урока обществознания по теме "Политическая система и политический режим", социально-гуманитарный профиль, 11 класс (с технологической картой)....

Политическая система современной России. Политическая элита

План-конспект учебного занятия по ОГСЭВ.05 Социология и политология...