урок по обществознанию "Искусство, его виды и формы"
презентация к уроку (обществознание , 11 класс) по теме
Конспект урока можно использовать как урок, а также для подготовки к ЕГЭ по обществознанию либо как внеурочное мероприятие. Первый слайд выполнен в виде видеоролика как вводно-мотивационный этап урока. Практическая часть: миниисследовательская работа. Домашнее задание: выполнение проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок искусство | 31.95 КБ |
Предварительный просмотр:
План урока
Класс 12
Предмет Обществознание
Тема : «Искусство, его виды и формы»
Цель:
Образовательная: раскрыть и осмыслить содержание понятия «искусство», его формах и видах;
Развивающая: помочь обучающимся в осознании непреходящей ценности духовных открытий, выраженных в разных видах искусства;
Воспитательная: способствовать формированию глубокого уважения к культуре прошлого и настоящего, духовным поискам людей, общечеловеческим ценностям, воплощенным в искусстве, веротерпимости и готовности к диалогу с представителями разных культур, отрицательному отношению к культурной изоляции, желания внести собственный вклад в сохранение культурного наследия России.
Задачи
- раскрыть понятие «Искусство»;
- разъяснить его функции;
- рассказать о его видах и формах.
Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных ранее знаний с новой точки зрения.
Основные понятия и термины: искусство, предмет искусства, виды искусств, функции искусства.
Необходимое оборудование: Windows7, программа для чтения файлов формата VSP, DVD PAL
ХОД УРОКА
Организационный момент (отметка присутствующих).
Вводно-мотивационный: Презентация слайд 1(видеоролик, выполненный ulead VidioStudio); вопрос учителя: «О чем мы сейчас будем говорить?»
Определяем тему урока слайд 2:
«Искусство, его виды и формы»
Постановка целей и задач слайд 3:
Цель: осмыслить содержание понятия «искусство», его форм и видов.
Задачи для обучающихся:
- понять, что такое «искусство» как познавательная деятельность
- усвоить его функции
- систематизировать знания о его видах
Актуализация опорных знаний: Презентация слайд 4
Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах. Посредством создания произведений искусства происходит реализация такого вида познавательной деятельности людей как художественное познание.
Слова учителя : Искусство зародилось еще в античную эпоху, однако в этот период оно еще не считалось каким-то особым видом деятельности. Древние греки называли "искусством" и умение строить дома, и навыки управления государством, и процесс лечения людей и т.п. Обособление же собственно эстетической деятельности, т.е. искусства в его современном понимании, раньше всего произошел в области ремесла. Это можно отчетливо проследить на примере гончарного ремесла. Изготовление посуды, в частности, знаменитых греческих ваз, сопровождалось украшением их различного рода орнаментами. Орнаментом называют узор, построенный на регулярном ритмическом чередовании и организованном расположении абстрактно-геометрических или изобразительных элементов. Ранние греческие орнаменты — меандры — представляли собой изломанную под прямым углом линию, образовывавшую ряд одинаковых, связанных друг с другом мотивов. (слайд 5)
Постепенно процесс создания эстетического был перенесен из сферы материальной в сферу духовную, а сама художественная деятельность превратилась в создание человеком особого (второго, наряду с предметным), вымышленного мира.
Искусство представляет собой высшую форму эстетического сознания. Оно является необходимым элементом общественного сознания, обеспечивающим его целостность, мобильность, устойчивость в настоящем и направленность в будущее.
Предмет искусства - человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Искусство обусловлено миром природы и общественных отношений, которые окружают индивидов. (слайд 6)
Формой бытия искусства является художественное произведение, имеющее видовую и жанровую определенность и осуществляющееся в качестве материального предмета - знака, который передает людям определенную художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью.
Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой. Ученые выделяют следующие виды искусств.
1. Архитектура (зодчество) — вид искусства, представляющий собой систему зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни человека.
Архитектура занимает особое место среди других видов искусств, поскольку она не изображает предметы, а создает их. Архитектура бывает общественная, жилая, градостроительная, садово-парковая, промышленная, реставрационная. (слайды 7 – 9)
2. Живопись - вид искусства, произведения которого представляют собой отображение жизни на определенной поверхности при помощи цвета. (слайды 10 – 16)
Произведение, создаваемое художником-живописцем называется картиной. Картина может быть нарисована на дереве, бумаге, картоне, шелке или холсте.
Совокупность произведений, объединяемых общим кругом тем или предметов изображения, называется жанром. В живописи различают следующие жанры:
а) портрет – жанр, который посвящен изображению человека или группы людей, существующих или существовавших в действительности;
б) натюрморт - жанр, который посвящен изображению окружающих человека вещей;
в) пейзаж — жанр, который посвящен изображению естественной или преобразованной человеком природы;
г) бытовой жанр – жанр, который посвящен изображению повседневной жизни людей;
д) анималистический жанр - жанр, который посвящен изображению животных;
е) исторический жанр – жанр, посвященный изображению исторических событий и деятелей.
От живописи следует отличать графику, которая так же, как и живопись, связана с изображением на плоскости, но её произведения, как правило, выполняются на бумаге, меньше по формату и легче перемещаются в пространстве.
Различают станковую, книжную, журнальную, газетную графику. Жанры графики в основном повторяют жанры живописи. В известной мере специфическим графическим жанром является карикатура (сатирический рисунок, шарж).
3. Скульптура — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют физически материальный, предметный объект и трехмерную форму, размещенную в реальном пространстве. Скульптура подразделяют на круглую (голова, бюст, торс, статуя) и рельефную. Рельефом называют выпуклое изображение па камне. Все рельефы делятся на барельефы, горельефы и контррельефы. Барельефом, называют низкий рельеф, который возвышается над плоскостью менее чем на половину своего реального объема. Горельеф - это высокий рельеф, который, возвышается над плоскостью более чем на половину своего реального объема. Контррельеф представляет собой углубленный рельеф. (слайд 17)
Различают также скульптуру станковую, декоративную и монументальную. Станковая - это небольшая скульптура, предназначенная в основном для украшения помещений. Декоративная - скульптура средних, а монументальная — больших и огромных размеров.
Практическая работа: предлагаю ребятам выполнить мини-исследовательскую работу: раздаю распечатанные изображения скульптур разных форм. Задание: определить какой вид скульптуры изображен на снимке.
4. Декоративно-прикладное искусство - вид изобразительного искусства, непосредственно связанный с бытовыми нуждами людей. К декоративно-прикладному искусству относят произведения, выполняемые из самых разных материалов (традиционно из дерева, глины, камня, стекла и металла). Особенностью данного вида искусства является его утилитарность, включенность в повседневную жизнь людей. Как и архитектура, декоративно- прикладное искусство является постоянно действующим фактором формирования среды обитания человека. (слайд 18)
- Литература — вид искусства, отражающий действительность в словесно-письменных образах.
Первые литературные произведения — легенды, былины, мифы — появились еще тогда, когда человечество не имело письменности, и передавались из уст в уста. Устное народное творчество принято называть фольклором. (слайд 19)
- Музыка — вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах. Музыку, предназначенную для пения, называют вокальной. Если же произведение исполняется только на инструментах, то такую музыку называют инструментальной. (слайд 20)
- Театр — вид искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой. (слайд 21)
- Цирк — искусство акробатики, эквилибристики, гимнастики, пантомимы, жонглирования, фокусов, клоунады, музыкальной эксцентрики, конной езды, дрессировки животных. (слайд 22)
- Балет - вид искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах. (слайд 23)
- Кино — вид искусства, произведения которого создаются с помощью киносъемки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий. (слайд 24)
- Эстрада — вид искусства, включающий в себя малые формы драматургии, музыки и хореографии, основные произведения которого представляют собой отдельные законченные номера. (слайд 25)
- Фотоискусство — искусство создания химико-техническими средствами зрительного образа документального значения, художественно выразительного и с достоверностью запечатляющего в застывшем изображении существенный момент действительности. (слайд 26)
Решаем главную задачу, предлагаю ребятам самим выделить функции искусства. В результате разговора определяем:
Искусство полифункционально: оно выполняет в обществе множество разнообразных функций. (слайд 27-29)
Общественно-преобразующая функция искусства проявляется в том, что оно, оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную и целостно ориентированную деятельность по преобразованию общества.
Утешительно-компенсаторная функция заключается в восстановления в сфере духа гармонии, утраченной человеком в реальной действительности. Своей гармонией искусство влияет на внутреннюю гармонию личности, способствует сохранению и восстановлению ее психического равновесия.
Художественно-концептуальная функция - выражается в свойстве искусства анализировать состояние окружающего мира.
Функция предвосхищения характеризует способность искусства предвосхищать будущее. На этой способности основаны фантастические, утопические и социально прогнозирующие произведения искусства.
Воспитательная функция искусства отражает роль искусства в формировании целостной человеческой личности, чувств и мыслей людей.
Внушающая функция проявляется в воздействии искусства на подсознание людей, на человеческую психику. В напряженные периоды истории она играет ведущую роль в общей системе функций искусства.
Эстетическая функция — это специфическая способность искусства формировать эстетические вкусы я потребности человека, пробуждать в личности желание и умение творить по законам красоты.
Гедонистическая функция показывает особый, духовный характер искусства, призванного доставлять людям удовольствие. Она опирается на идею самоценного значения личности и осуществляет ее, доставляя человеку бескорыстную радость эстетического наслаждения.
Познавательно-эвристическая функция отражает познавательную роль искусства и выражается в его способности к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке.
Слова мои: Специфика искусства как формы художественного познания заключается в том, что, во-первых, оно является образным и наглядным. Предмет искусства - жизнь людей — чрезвычайно разнообразна и отражается в искусстве во всем своем многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи результатом вымысла, тем не менее, являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. Художественный образ выполняет в искусстве те же функции, что и понятие в науке: с помощью него происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего общества, оказывать серьезное влияние на общественное сознание. (слайд 30)
Во-вторых, для художественного познания характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи – цвет, в музыке - звук, в скульптуре - объемно- пространственные формы и т.д.
В-третьих, огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играет воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел, допускаемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например, в процессе научного познания.
В отличие от различных общественных наук, с другими формами познавательной деятельности является особой формой познания окружающей действительности.
Вывод: Искусство включено в целостную систему форм общественного сознания, куда наряду с ним входят уже рассмотренные выше философия, политика, право, наука, мораль, религия. Все они реализуют свои функции в едином культурном контексте, возникающем благодаря их взаимосвязям. (слайд 31)
Рефлексия (обратная связь)
Определить вид искусства (раздаются распечатанные изображения)
Подведение итогов, выставление оценок.
Домашнее задание : Творческое задание составить рассказ и презентацию для демонстрации рассказа о основных стилях искусства : античное искусство, романский стиль, готика, барокко, рококо, ампир, классицизм на примере различных видов искусства.
Учитель Бабина Л.Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья - презентация "Контроль на уроках иностранного языка – функции, объекты, виды и формы контроля."
Данный материал будт полезен для выступлния на методобъединениях, так как данная проблема является наиболее актуальной в нашей области. В качестве примера, можно использовать мой материал "The f...
Виды и формы внеклассной работы по татарскому языку в коррекционной школе VIII вида.
В отличие от уроков внеклассная работа по татарскому языку характеризуется многообразием форм и видов.По способу подачи языково...
Формы контроля знаний,умений и навыков на уроках иностранного языка – функции, объекты, виды и формы контроля
Формы контроля знаний,умений и навыков на уроках иностранного языка – функции, объекты, виды и формы контроля...
Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 03 ОРГАНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНО - ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (по видам транспорта) для специальности 190701 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) Заочная форма обучения
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 190701 Организация пер...
Раздаточный материал по грамматике английского языка в форме таблиц видо-временных форм
В работе представлены материалы в форме таблиц времен группы Simple, Progressive, Perfect. Данные таблицы помогают более легкому пониманию материала и его усвояемости....
тест для 10 класса по темам "Деятельность, виды деятельности", "Мировоззрение, его виды и формы", "Человек в системе социальных связей".
Предназначено для промежуточного контроля знаний обучающихся, изучающих школьный курс обществознания. В тесте предоставлены задания с выбором одного правильного ответа, с выбором и записью нескольких ...
Изучение художественных текстов на уроках литературы: воспитание, анализ, виды и формы работы с текстами разных родов.
Изучение художественных текстов как средство воспитания, анализ, виды и формы работы с текстами на уроках литературы....