Коррупция и борьба с ней
методическая разработка по обществознанию (9 класс) по теме

Гришакова Валентина Ивановна

Данная работа содержит понятие "коррупция", причины её появления и другие интересные для учеников сведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 199829.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый  урок по обществознанию в 9 классе.

Учитель: Гришакова В. И. (Методические рекомендации к уроку)

Занятие по теме «Коррупция и борьба с ней»

Цель: разъяснять сущность, причины, масштаб и последствия коррупции; проводить антикоррупционную пропаганду; формировать навыки работы в группе, обучать умениям выражать и отстаивать свою точку зрения.

Задачи: рассказать об основных видах юридической ответственности, показать, в каких случаях она может наступить; научить характеризовать состав коррупционного правонарушения, различать конкретные поступки человека с точки зрения правомерного и неправомерного поведения; формировать отрицательное отношение к коррупции.

План занятия:

1. Понятие «коррупция».

2. Проявления коррупции.

3. Групповая практическая работа.

4. Подведение итогов. Блицтурнир.

Ход урока

1. Учитель объявляет тему и задачи занятия.

Учащимся предлагается вспомнить, что они уже знают о коррупции и составить схему-кластер (кластер — совокупность однородных элементов, идентичных объектов, образующих группу единиц, составляется с помощью учителя). Чем выше интерес к изучаемой теме, тем больше направлений будет названо для включения в кластер

Схема-кластер

Учитель предлагает ознакомиться с некоторыми определениями понятия «коррупция» (от лат. соrrupcio — подкуп, порча, упадок), которые приводятся в различных справочных изданиях и документах.

1. Преступная продажность должностных лиц, использующих свое служебное положение в целях личного обогащения.

2. Подкуп, продажность, взяточничество, практикуемые в буржуазном мире среди должностных лиц, политических деятелей, крупных чиновников. Хотя коррупция рассматривается законодательством многих капиталистических стран как уголовное преступление, на практике она далеко не всегда и не в полной мере наказуется.

3. Продажность должностных лиц и общественных деятелей.

4. В документах ООН коррупция определяется как злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях. В учебном пособии ООН «Практические меры борьбы с коррупцией» (1990) к коррупции отнесены: кража, хищение и присвоение государственной собственности должностными лицами; злоупотребление служебным положением для получения неоправданных личных выгод (льгот, преимуществ); конфликт интересов между общественным долгом и личной корыстью.

5. «Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию» (1998) понимает под коррупцией активный и пассивный подкуп членов национальных и иностранных публичных собраний, судей, должностных лиц международных организаций и членов международных парламентских собраний, злоупотребление влиянием в корыстных целях, подкуп в частном секторе.

6. В законодательстве РФ можно выделить три вида коррупционных правонарушений: гражданско-правовые, учебно-административные и уголовные. Особую опасность представляют уголовные коррупционные деяния. В УК РФ установлена уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями,

превышение должностных полномочий, незаконное участие должностных лиц в предпринимательской деятельности, получение и дачу взятки, служебный подлог, присвоение или растрату имущества, вверенного виновному, с использованием служебного положения, а также злоупотребление полномочиями, их превышение и подкуп в коммерческих и иных организациях. В последние годы появились новые формы коррупции: коррупционный лоббизм, фаворитизм, протекционизм, взносы на политические цели, инвестирование «своих» коммерческих структур за счет государственного бюджета и прочее.

2. Учащимся предлагается проанализировать юридические ситуации и определить, можно ли усмотреть в них проявление коррупции:

1. Командующий воинской частью строит себе дачу за счет учреждения, но он действует не один (военнослужащие, техника, материал). При этом использует свою власть для незаконного получения материальных благ и расплачивается за это с «подельниками» премиями, незаконным продвижением их по службе или другими способами.

Ответ: да, так как в этой ситуации участвует целая группа должностных лиц, коллективно извлекая выгоду из нарушения законов и норм.

2. Чиновник создает искусственные незаконные преграды — отказывает в выдаче лицензии на какой-либо вид бизнеса.

Ответ: да, так как он тем самым понуждает своего клиента к даче взятки. Эта ситуация сопряжена с дачей и принятием взятки — по-старому это называется мздоимством.

3. Чиновника вынуждают под давлением или при помощи шантажа принять незаконное решение.

Ответ: да, чиновник связан с преступной группой, поддается давлению, фактически нарушает закон, используя свое служебное положение.

Учитель поясняет, что ежегодно в мире на дачу взяток расходуется более 1 трилл долларов. Самая коррумпированная страна — Сомали и Мьянма, а самые благополучные — Финляндия, Новая Зеландия и Дания (по данным международной организации Транспе-ренси Интернэшнл).

3. Проводится групповая практическая работа. Группам учащихся предлагается решить задачи из юридической практики — различные по объекту посягательства и относящиеся к разным сферам общества.

Каждая из четырех групп получает описание одной конкретной ситуации и должна ответить на вопрос, является ли описанное в ней преступлением, а также выделить признаки преступления.

Ситуации.

1. Оператор отделения почтовой связи Петрова за вознаграждение, полученное от бизнесмена Ковалева, систематически вскрывала корреспонденцию, поступающую на имя Волкова, знакомилась с

ее содержанием, которое затем пересказывала Ковалеву. Последний использовал полученные сведения в целях недобросовестной конкуренции.

2. Чулков обратился с просьбой к Ивановой сдать ему квартиру. Иванова не согласилась из-за разногласий в цене. Через несколько дней Чулков подложил под дверь квартиры взрывное устройство, которое привело к сильному пожару в этой квартире.

3. Предприниматель Галактионов создал и зарегистрировал предприятие по изготовлению железобетонных изделий. Используя поддельные документы, он получил большой кредит в коммерческом банке и объявил о ликвидации своего предприятия. Галактионов скрылся.

4. Директор предприятия Бобков дал указание вывезти на городскую свалку около 20 т забракованной продукции и вредных отходов, упакованных в бумажные мешки. В это время начались длительные обильные дожди, вследствие чего вредные химические соединения проникли на близлежащую к свалке территорию, и произошло заражение земли площадью 50 га на глубину 0,5 м.

Помощь группам в работе окажут заранее подготовленные на доске таблицы 1-2: «Виды юридической ответственности» и «Освобождение от юридической ответственности», а также схема «Обстоятельства, исключающие преступность деяния».

Схема

Освобождение от юридической ответственности

- Истечение сроков давности (2 года — после преступления небольшой тяжести, 6 лет — средней тяжести, 10 лет — после тяжкого, 15 лет — особо тяжкого)

- Изменение обстановки: лицо и деяние перестали быть опасными

- Явка лица с повинной добровольно, возмещение ущерба, помощь в раскрытии преступления, совершение впервые преступления небольшой тяжести

- Примирение лица с потерпевшим, совершение впервые преступления, причиненный вред заглажен

4. Для закрепления изученного на уроке следует вернуться к первоначальным записям на доске, кластеру: внести изменения, сделать дополнения, исправить ошибки.

Таблица 1 Виды юридической ответственности

Вид ответственности

За что наступает

Кто возлагает

В каких формах реализуется

Уголовная

За преступления

Суд

Меры наказания указаны в ст. 44 УК РФ (лишение свободы, исправительные работы, конфискация имущества и т.д.)

Административная

За административные проступки

Административные комиссии, суды, органы внутренних дел,   таможенные органы и т.д.

Предупреждение, штраф, лишение    специального права, административный арест

Гражданско-правовая

За    нарушение договорных обязательств имущественного характера, причинение    имущественного внедо-говорного вреда

Суд, административный орган

Полное возмещение вреда, штраф

Дисциплинарная

За дисциплинарные проступки

Уполномоченное на то лицо

Выговор, увольнение

Работа проводится фронтально или по группам (можно попросить одну из групп быть ответственной за направление кластера, другие — вносят дополнения). Обобщается информация, полученная на уроке, подводятся предварительные итоги, проходит защита рисунков и плакатов по теме. В завершение урока рекомендуем провести блицтурнир.

Класс подразделяется на команды, участники должны назвать определяемое понятие. На обдумывание ответа дается 1 мин. Отвечает команда, представитель которой первым поднял руку.

Определения

1. Собрание законов, статей____(кодекс).

2. Применение к правонарушителю компетентными государственными органами санкции правоохранительной нормы ___ (ответственность).

3. Неправомерное удержание или невозвращение чужого имущества, вверенного виновному ____(присвоение).

4. Соглашение сторон с взаимными обязательствами ____(контракт).

5. Предписание, устанавливающее порядок чего-либо,____ (правило).

6. Отдельный человек________(индивид). 1. Защищенность от всяких посягательств____(неприкосновенность).

8. Система общеобязательных норм ________("право).

9. Своеволие________(произвол).

10. Решение суда______(приговор).

11. Непосредственная внутренняя побудительная причина преступного деяния ________(мотив).

12. Несоблюдение закона_______(нарушение).

13. Антиобщественное деяние_________(правонарушение).

14. Предписание, обязательное к исполнению_______(императив).

15. Соглашение__________(договор).

16. Нахождение обвиняемого в момент, когда совершалось преступление, в другом месте как доказательство непричастности его к преступлению___(алиби).

17. Необоснованное обвинение ________ (оговор).

18. Меры, применяемые к правонарушителю и влекущие для него определенные неблагоприятные последствия,________(санкция).

19. Заключение под стражу__________(арест).

ром,

20. Денежное взыскание, мер'а материального воздействия, применяемая в случаях и порядке, установленных законом или догово-

_(штраф).

21. Принимаемые должностным лицом материальные ценности за выполнение или невыполнение, в интересах давшего взятку, действия, которое это лицо должно было или могло совершить в силу своего служебного положения,_____(взятка).

22. Одно из преступлений против собственности, выраженное в требовании передать чужое имущество или право на имущество либо совершить другие действия имущественного характера под угрозой применения насилия или уничтожения или повреждения чужого имущества ______(вымогательство).

23. Приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием________(мошенничество).

24. Тайное хищение чужого имущества _________(кража).

25. Общественно опасное явление в сфере политики или госуправления, выражающееся в умышленном использовании лицами, осуществляющими функции представителей власти, а также находящимися на государственной службе, своего служебного положения для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно выражающееся в подкупе этих лиц,______(коррупция).

Коррупция

Подкуп

Корысть

Взяточничество

правонарушение

Вымогательство

Продажность

Обстоятельства, исключающие преступность деяния

Физическое  или  психическое принуждение

Обоснованный

 риск

Исполнение

приказа

Крайняя   необходимость


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по обществознанию для 9-10 классов На тему: «Коррупция. Виды коррупции и способы борьбы с ней» Автор: Шишкина Ю.А.

Конкурс методических разработокпо использованию учебно-методических пособийантикоррупционной направленности в образовательной практике Разработка урока по обществознанию для 9-10 классовНа ...

опыт международной борьбы с коррупцией

Борьба с коррупцией в разных странах .Использование этого опыта в РФ....

Презентация "9 декабря - всемирный день борьбы с коррупцией"

Презентация может быть использована для проведения классного часа или беседы по формированию антикоррупционного мировоззрения школьников....

9 декабря - Международный день борьбы с коррупцией

Эту презантацию можно использовать на внеклассном мероприятии, посвященного Международному Дню боьбы с коррупцией.Презентацию  подготовили:Руководитель:заведующая библиотекой Иванова Н.Н....

Борьба с коррупцией в первые года советской власти

Материал для использования на уроках истории в рамках антикоррупционного воспитания....

История появления коррупции и борьба с ней в России

Задачи:донести до подростков понятие о коррупции, о необходимости борьбы с коррупцией;воспитание гражданской ответственности, правового самосознания, нравственности;профилактика асоциального поведения...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «КОРРУПЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ РЕШЕНИЙ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ» – 10 КЛАСС «КОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОЛИТИКЕ И ЭКОНОМИКЕ: СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФАКТЫ» - 11 КЛАСС

laquo;КОРРУПЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ РЕШЕНИЙ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ» – 10 КЛАСС «КОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОЛИТИКЕ И ЭКОНОМИКЕ: СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФАКТЫ» - 11 КЛАСС...