Коррупция и борьба с ней
методическая разработка по обществознанию (9 класс) по теме
Данная работа содержит понятие "коррупция", причины её появления и другие интересные для учеников сведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
199829.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по обществознанию в 9 классе.
Учитель: Гришакова В. И. (Методические рекомендации к уроку)
Занятие по теме «Коррупция и борьба с ней»
Цель: разъяснять сущность, причины, масштаб и последствия коррупции; проводить антикоррупционную пропаганду; формировать навыки работы в группе, обучать умениям выражать и отстаивать свою точку зрения.
Задачи: рассказать об основных видах юридической ответственности, показать, в каких случаях она может наступить; научить характеризовать состав коррупционного правонарушения, различать конкретные поступки человека с точки зрения правомерного и неправомерного поведения; формировать отрицательное отношение к коррупции.
План занятия:
1. Понятие «коррупция».
2. Проявления коррупции.
3. Групповая практическая работа.
4. Подведение итогов. Блицтурнир.
Ход урока
1. Учитель объявляет тему и задачи занятия.
Учащимся предлагается вспомнить, что они уже знают о коррупции и составить схему-кластер (кластер — совокупность однородных элементов, идентичных объектов, образующих группу единиц, составляется с помощью учителя). Чем выше интерес к изучаемой теме, тем больше направлений будет названо для включения в кластер
Схема-кластер
Учитель предлагает ознакомиться с некоторыми определениями понятия «коррупция» (от лат. соrrupcio — подкуп, порча, упадок), которые приводятся в различных справочных изданиях и документах.
1. Преступная продажность должностных лиц, использующих свое служебное положение в целях личного обогащения.
2. Подкуп, продажность, взяточничество, практикуемые в буржуазном мире среди должностных лиц, политических деятелей, крупных чиновников. Хотя коррупция рассматривается законодательством многих капиталистических стран как уголовное преступление, на практике она далеко не всегда и не в полной мере наказуется.
3. Продажность должностных лиц и общественных деятелей.
4. В документах ООН коррупция определяется как злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях. В учебном пособии ООН «Практические меры борьбы с коррупцией» (1990) к коррупции отнесены: кража, хищение и присвоение государственной собственности должностными лицами; злоупотребление служебным положением для получения неоправданных личных выгод (льгот, преимуществ); конфликт интересов между общественным долгом и личной корыстью.
5. «Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию» (1998) понимает под коррупцией активный и пассивный подкуп членов национальных и иностранных публичных собраний, судей, должностных лиц международных организаций и членов международных парламентских собраний, злоупотребление влиянием в корыстных целях, подкуп в частном секторе.
6. В законодательстве РФ можно выделить три вида коррупционных правонарушений: гражданско-правовые, учебно-административные и уголовные. Особую опасность представляют уголовные коррупционные деяния. В УК РФ установлена уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями,
превышение должностных полномочий, незаконное участие должностных лиц в предпринимательской деятельности, получение и дачу взятки, служебный подлог, присвоение или растрату имущества, вверенного виновному, с использованием служебного положения, а также злоупотребление полномочиями, их превышение и подкуп в коммерческих и иных организациях. В последние годы появились новые формы коррупции: коррупционный лоббизм, фаворитизм, протекционизм, взносы на политические цели, инвестирование «своих» коммерческих структур за счет государственного бюджета и прочее.
2. Учащимся предлагается проанализировать юридические ситуации и определить, можно ли усмотреть в них проявление коррупции:
1. Командующий воинской частью строит себе дачу за счет учреждения, но он действует не один (военнослужащие, техника, материал). При этом использует свою власть для незаконного получения материальных благ и расплачивается за это с «подельниками» премиями, незаконным продвижением их по службе или другими способами.
Ответ: да, так как в этой ситуации участвует целая группа должностных лиц, коллективно извлекая выгоду из нарушения законов и норм.
2. Чиновник создает искусственные незаконные преграды — отказывает в выдаче лицензии на какой-либо вид бизнеса.
Ответ: да, так как он тем самым понуждает своего клиента к даче взятки. Эта ситуация сопряжена с дачей и принятием взятки — по-старому это называется мздоимством.
3. Чиновника вынуждают под давлением или при помощи шантажа принять незаконное решение.
Ответ: да, чиновник связан с преступной группой, поддается давлению, фактически нарушает закон, используя свое служебное положение.
Учитель поясняет, что ежегодно в мире на дачу взяток расходуется более 1 трилл долларов. Самая коррумпированная страна — Сомали и Мьянма, а самые благополучные — Финляндия, Новая Зеландия и Дания (по данным международной организации Транспе-ренси Интернэшнл).
3. Проводится групповая практическая работа. Группам учащихся предлагается решить задачи из юридической практики — различные по объекту посягательства и относящиеся к разным сферам общества.
Каждая из четырех групп получает описание одной конкретной ситуации и должна ответить на вопрос, является ли описанное в ней преступлением, а также выделить признаки преступления.
Ситуации.
1. Оператор отделения почтовой связи Петрова за вознаграждение, полученное от бизнесмена Ковалева, систематически вскрывала корреспонденцию, поступающую на имя Волкова, знакомилась с
ее содержанием, которое затем пересказывала Ковалеву. Последний использовал полученные сведения в целях недобросовестной конкуренции.
2. Чулков обратился с просьбой к Ивановой сдать ему квартиру. Иванова не согласилась из-за разногласий в цене. Через несколько дней Чулков подложил под дверь квартиры взрывное устройство, которое привело к сильному пожару в этой квартире.
3. Предприниматель Галактионов создал и зарегистрировал предприятие по изготовлению железобетонных изделий. Используя поддельные документы, он получил большой кредит в коммерческом банке и объявил о ликвидации своего предприятия. Галактионов скрылся.
4. Директор предприятия Бобков дал указание вывезти на городскую свалку около 20 т забракованной продукции и вредных отходов, упакованных в бумажные мешки. В это время начались длительные обильные дожди, вследствие чего вредные химические соединения проникли на близлежащую к свалке территорию, и произошло заражение земли площадью 50 га на глубину 0,5 м.
Помощь группам в работе окажут заранее подготовленные на доске таблицы 1-2: «Виды юридической ответственности» и «Освобождение от юридической ответственности», а также схема «Обстоятельства, исключающие преступность деяния».
Схема
Освобождение от юридической ответственности
- Истечение сроков давности (2 года — после преступления небольшой тяжести, 6 лет — средней тяжести, 10 лет — после тяжкого, 15 лет — особо тяжкого)
- Изменение обстановки: лицо и деяние перестали быть опасными
- Явка лица с повинной добровольно, возмещение ущерба, помощь в раскрытии преступления, совершение впервые преступления небольшой тяжести
- Примирение лица с потерпевшим, совершение впервые преступления, причиненный вред заглажен
4. Для закрепления изученного на уроке следует вернуться к первоначальным записям на доске, кластеру: внести изменения, сделать дополнения, исправить ошибки.
Таблица 1 Виды юридической ответственности
Вид ответственности | За что наступает | Кто возлагает | В каких формах реализуется |
Уголовная | За преступления | Суд | Меры наказания указаны в ст. 44 УК РФ (лишение свободы, исправительные работы, конфискация имущества и т.д.) |
Административная | За административные проступки | Административные комиссии, суды, органы внутренних дел, таможенные органы и т.д. | Предупреждение, штраф, лишение специального права, административный арест |
Гражданско-правовая | За нарушение договорных обязательств имущественного характера, причинение имущественного внедо-говорного вреда | Суд, административный орган | Полное возмещение вреда, штраф |
Дисциплинарная | За дисциплинарные проступки | Уполномоченное на то лицо | Выговор, увольнение |
Работа проводится фронтально или по группам (можно попросить одну из групп быть ответственной за направление кластера, другие — вносят дополнения). Обобщается информация, полученная на уроке, подводятся предварительные итоги, проходит защита рисунков и плакатов по теме. В завершение урока рекомендуем провести блицтурнир.
Класс подразделяется на команды, участники должны назвать определяемое понятие. На обдумывание ответа дается 1 мин. Отвечает команда, представитель которой первым поднял руку.
Определения
1. Собрание законов, статей____(кодекс).
2. Применение к правонарушителю компетентными государственными органами санкции правоохранительной нормы ___ (ответственность).
3. Неправомерное удержание или невозвращение чужого имущества, вверенного виновному ____(присвоение).
4. Соглашение сторон с взаимными обязательствами ____(контракт).
5. Предписание, устанавливающее порядок чего-либо,____ (правило).
6. Отдельный человек________(индивид). 1. Защищенность от всяких посягательств____(неприкосновенность).
8. Система общеобязательных норм ________("право).
9. Своеволие________(произвол).
10. Решение суда______(приговор).
11. Непосредственная внутренняя побудительная причина преступного деяния ________(мотив).
12. Несоблюдение закона_______(нарушение).
13. Антиобщественное деяние_________(правонарушение).
14. Предписание, обязательное к исполнению_______(императив).
15. Соглашение__________(договор).
16. Нахождение обвиняемого в момент, когда совершалось преступление, в другом месте как доказательство непричастности его к преступлению___(алиби).
17. Необоснованное обвинение ________ (оговор).
18. Меры, применяемые к правонарушителю и влекущие для него определенные неблагоприятные последствия,________(санкция).
19. Заключение под стражу__________(арест).
ром,
20. Денежное взыскание, мер'а материального воздействия, применяемая в случаях и порядке, установленных законом или догово-
_(штраф).
21. Принимаемые должностным лицом материальные ценности за выполнение или невыполнение, в интересах давшего взятку, действия, которое это лицо должно было или могло совершить в силу своего служебного положения,_____(взятка).
22. Одно из преступлений против собственности, выраженное в требовании передать чужое имущество или право на имущество либо совершить другие действия имущественного характера под угрозой применения насилия или уничтожения или повреждения чужого имущества ______(вымогательство).
23. Приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием________(мошенничество).
24. Тайное хищение чужого имущества _________(кража).
25. Общественно опасное явление в сфере политики или госуправления, выражающееся в умышленном использовании лицами, осуществляющими функции представителей власти, а также находящимися на государственной службе, своего служебного положения для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно выражающееся в подкупе этих лиц,______(коррупция).
Коррупция
Подкуп
Корысть
Взяточничество
правонарушение
Вымогательство
Продажность
Обстоятельства, исключающие преступность деяния
Физическое или психическое принуждение
Обоснованный
риск
Исполнение
приказа
Крайняя необходимость
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по обществознанию для 9-10 классов На тему: «Коррупция. Виды коррупции и способы борьбы с ней» Автор: Шишкина Ю.А.
Конкурс методических разработокпо использованию учебно-методических пособийантикоррупционной направленности в образовательной практике Разработка урока по обществознанию для 9-10 классовНа ...
опыт международной борьбы с коррупцией
Борьба с коррупцией в разных странах .Использование этого опыта в РФ....
Презентация "9 декабря - всемирный день борьбы с коррупцией"
Презентация может быть использована для проведения классного часа или беседы по формированию антикоррупционного мировоззрения школьников....
9 декабря - Международный день борьбы с коррупцией
Эту презантацию можно использовать на внеклассном мероприятии, посвященного Международному Дню боьбы с коррупцией.Презентацию подготовили:Руководитель:заведующая библиотекой Иванова Н.Н....
Борьба с коррупцией в первые года советской власти
Материал для использования на уроках истории в рамках антикоррупционного воспитания....
История появления коррупции и борьба с ней в России
Задачи:донести до подростков понятие о коррупции, о необходимости борьбы с коррупцией;воспитание гражданской ответственности, правового самосознания, нравственности;профилактика асоциального поведения...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «КОРРУПЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ РЕШЕНИЙ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ» – 10 КЛАСС «КОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОЛИТИКЕ И ЭКОНОМИКЕ: СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФАКТЫ» - 11 КЛАСС
laquo;КОРРУПЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ РЕШЕНИЙ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ» – 10 КЛАСС «КОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОЛИТИКЕ И ЭКОНОМИКЕ: СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФАКТЫ» - 11 КЛАСС...