Экспресс-подготовка к ЕГЭ по обществознанию. Социальные отношения.
методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме

Евтюхина Раиса Павловна

 

 

На базе сайта Челябинского регионального центра  дистанционного образования  мною разработан курс подготовки к ЕГЭ по обществознанию в режиме реального времени. Я разработала программу курса на 70 часов в соответствии с Кодификатором ЕГЭ. Получилось 5 разделов: Человек и общество, Экономика, Социальные отношения, Политика, Право. Каждую тему курса я сжала схематично так, чтобы она уместилась на одной странице А4  для компьютера и содержала основную информацию по теме. К каждому разделу мною был составлен Глоссарий – словарь терминов, а также  проверочные тесты. В данной публикации представляю раздел 3 "Социальные отношения" . Думаю что выделенное мною основное содержание программного материала поможет выпускникам быстро повторить изученный материал по обществознанию за курс полной средней школы и проверить свои знания. Успешной сдачи экзамена!

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razdel_3.doc286.5 КБ
Microsoft Office document icon glossariy.doc33 КБ
Файл testy.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

Портфолио

Раздел 3. Тема 28. Социальные группы.

 В процессе своей жизнедеятельности люди объединяются в  различные социальные группы.

Социальная группа – это совокупность индивидов, объединённых общими действиями, нормами, ценностями и сознанием группового единства.  

Группа характеризуется групповыми нормами, ценностями и групповыми санкциями.

Каждую социальную группу характеризуют социально значимые признаки:

- национальность

- доход

- власть

- образование

- профессия

- место жительства

- религиозная принадлежность и др.

Виды социальных групп

                                                 

                                   большие группы         малые группы      референтные группы

           нация     сословие   толпа              формальные        неформальные

Признаки больших социальных групп:

  1. Складываются в ходе исторического развития
  2. Долговременные
  3. Регулируются нравами, обычаями, традициями
  4. Специфический образ жизни
  5. Особенный язык или жаргон (сленг)

Признаки малых социальных групп:

  1. Немногочисленные
  2.  Совместная деятельность
  3.  Личные контакты членов группы

Формальные группы: (трудовой коллектив, школьный класс)

  1. чётко определены социальные нормы (правом, обычаем, правилами внутреннего распорядка)
  2. складывается целенаправленно

Неформальные группы: (дворовая команда, круг друзей, хиппи, панки, металлисты)

  1. положения и поведение её членов не устанавливается нормативными актами
  2. складывается стихийно

Референтные группы – группы, нормы и образ жизни которых выступают эталоном для членов другой группы (ориентация школьников на нормы преступных сообществ).

Признаки толпы:

  1. внушаемость (совместные эмоциональные переживания парализуют критическое восприятие окружающего)
  2. анонимность (человек чувствует себя неузнаваемым в толпе)
  3. спонтанность (толпа не задумывается над своими действиями, её поведение зависит от эмоций)
  4. неуязвимость (люди чувствуют себя вне социального контроля, так как они анонимны)

 

Раздел 3. Тема 29. Социальные нормы.

Норма - от лат. norma – руководящее начало, правило, образец. Нормы вырабатываются обществом и отражают господствующие в нём представления о допустимом и недопустимом, желательном и нежелательном поведении.

Групповые нормы – это определённые правила, которые выработаны группой, принятые ею  и которым должно подчиняться поведение её общества.

Ценности – характеристика определённых идей, принципов, явлений, предметов и их свойств с точки зрения их значения для человека или общества. Общепризнанными ценностями являются добро, истина, польза, красота, справедливость, совесть, честь, человеческая жизнь, свобода и т. д.

Социальные нормы – это предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения.

Выполнение социальных норм обеспечивается

  1. внутренним убеждением
  2. нравственными принципами
  3. силой общественной привычки
  4. государственным принуждением

Виды социальных норм

Элементы регуляции социальных отношений:

  1. Социальные нормы
  2. Социальный контроль.
  3. Санкции

Санкции – меры, обеспечивающие соблюдение социальных норм в виде поощрений и одобрений,  либо осуждений и наказаний.

Санкции

позитивные (поощрения)                негативные (наказания)

 формальные               неформальные                        формальные               неформальные

награждение орденом      благодарность               штраф                            осуждение общества

Раздел 3. Тема 30. Этнические общности.

Этнос  (греч. ethnos - народ) – совокупность больших кровнородственных групп людей , исторически сложившаяся на определённой территории, обладающих общностью языка, культуры, осознающая своё единство как племя, народность или нация.

Развитие этноса связано с россом производительных сил, расширением хозяйственных связей, особенностью формирования культуры народов. Род и племя характерны для первобытного общества. Народность складывается с возникновением государства.

 Капитализм активизирует экономические и культурные связи, создаёт национальный рынок, сплачивает народы. Возникает нация. 

Историческое  развитие этноса.

Признаки нации:

  1. Язык
  2. Территория
  3. Государство
  4. Экономика
  5. Культура
  6. Менталитет

Раздел 3. Тема 31. Социализация индивида.

Социализация – передача индивидам наследия культуры, установленных в данном обществе образцов поведения, способов деятельности, освоения социальных ролей.

В результате социализации происходит усвоение социального опыта, определения человеком своего места в обществе, самого себя как личности.

                                      Процесс социализации проходит фазы:

Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лестнице, следовательно, процесс социализации длится всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, вкусы, правила поведения, роли и т. п.

Воспитание – часть процесса социализации, которое выражается в форме

  1. усвоения культурных норм
  2. бытовых правил поведения
  3. ценностей и идеалов.

Способы воспитания:

  1. целенаправленного привития заданных свойств (обучение)
  2. стихийного усвоения культурных норм (подражание)
  3. самовоспитание

Общество оценивает индивида, уровень усвоения им культурных норм, но и индивид оценивает общество, государство и самого себя. Наряду с высшим контролем со стороны общества, группы, государства, важнейшее значение имеет внутренний самоконтроль. Самоконтроль – важнейшее условие самореализации личности.

Отклоняющееся (девиантное) поведение – поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждёт от человека общество.

Отклоняющееся поведение может быть

  1. позитивным отклоняющимся (изобретательская деятельность, коллекционирование марок)
  2. негативным отклоняющимся поведением (наркомания, алкоголизм)

Деликвентное поведение – поведение, нарушающее нормы права.

Слабые формы негативного отклоняющегося поведения (оплошность, грубость, обман) корректируются другими людьми (замечание, внушение, юмор, порицание).

Деликвентное поведение влечёт за собой наказание от государственных органов.

Раздел 3. Тема 32. Семья и брак.

Важнейшим агентом социализации личности является семья. Именно в семье человек воспитывается, получает основы образования, приобретает навыки поведения и общения с другими людьми.

Семья – это основанная на браке или кровном родстве  или усыновлении малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Основные функции семьи:

  1. Воспроизводство населения (рождение детей)
  2. Социализация (передача детям знаний, навыков, ценностей, норм)
  3. Социально-статусная (принадлежность к роду, нации, расе)
  4. Социальная поддержка (материальная и эмоциональная: защита стариков, детей)
  5. Удовлетворение потребности в любви, регулирование сексуальных отношений
  6. Экономическая (предоставление трудовых ресурсов, потребление товаров и услуг)
  7. Первичного социального контроля

Виды семьи:

  1. Нуклеарная  (лат. nucleus – ядро) или первоначальная – отец, мать, дети.
  2. Расширенная (многопоколенная)  или родственная – нуклеарная семья и другие родственники (бабушка, дедушка, дяди, тёти)
  3. Патриархальная (во главе отец)
  4. Матриархальная (во главе мать)
  5. Демократическая  или эгалитарная (фр. egalite – равенство)
  6. Бездетные, малодетные (1-2 детей), многодетные (3 и более детей)
  7. Полная или неполная

Брак – добровольный союз мужчины и женщины с целью создания семьи, признанный обществом и государством.

Браки бывают:

  1. моногамным (между одним мужчиной и одной женщиной) и полигамным (заключаемый с двумя и более партнёрами)
  2. гражданскими (зарегистрированный в  ЗАГСе)  и фактическим (не зарегистрированный в ЗАГСе)
  3. религиозными (по церковному обряду)
  4. фиктивными (регистрируется без намерения создать семью)
  5. неравными (супруги различаются по социальному положению, возрасту, доходу)

Выбор партнёров при любой форме брака определяется либо экзогамией (выбор партнёра в чужой группе), либо эндогамией (партнёр выбирается только из своей группы). Эндогамия характерна для кастового строя Индии, религиозных общин (иудаисты), расовых групп.

Условия вступления в брак в РФ:

  1. возраст 18 лет
  2. взаимное согласие
  3. отсутствие второго брака
  4. нет кровного родства или усыновления
  5. дееспособность

Права супругов:

- личные неимущественные (выбор фамилии, рода занятий, профессии, места жительства, решение вопросов воспитания, образования детей)

- имущественные (по закону и брачному договору на совместное и личное имущество).

Расторжение брака:

- в ЗАГСе (если нет детей, оба супруга согласны или один из супругов недееспособен)

- в суде (если есть несовершеннолетние дети, если один из супругов не согласен расторгать брак).



Предварительный просмотр:

Глоссарий. Раздел 3.Социальные отношения.

Агенты социализации – люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей.

Адаптация – приспособление к физической или социальной среде.

Аскетизм (от греч. asketes –упражняющийся в чём-либо) – ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества, присущие практике философских школ и различных религий.

Ассимиляция – этническое поглощение, растворение одного народа в другом.

Генотип (от греч.genos – род, происхождение, typos – отпечаток, форма, образец) – генетическая (наследственная) конституция организма, совокупность всех его генов, устойчивых черт, благодаря передаче которых из поколения в поколение сохраняет свою биологическую форму народ или этнос.

Геноцид - (от греч. γένος — род, племя и лат. caedo — убиваю) — действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую путём: убийства членов этой группы.

Дееспособность – способность самостоятельно без всяких ограничений осуществлять свои права и нести обязанности.

Делинквентность – (от лат. delinquens – совершающий поступок) – в социологии и юриспруденции обозначение уголовно наказуемых деяний.

Дискриминация – (лат. discriminatio — различение)  принижение, умаление, ущемление  прав человека по национальному, половому  и др. признаку.

ЗАГС – органы Записи Актов Гражданского Состояния.

Имидж (от англ. image - образ, изображение) — искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании,  о том как  должен вести себя человек в соответствии со своим статусом.

Каста – закрытая социальная группа, членством в которой человек обязан своим рождением.

Класс – большая социальная группа людей, владеющих (либо не владеющих) средствами производства, занимающая определённое место в системе общественного разделения труда.

Конфликт  - (от лат. conflikctus – столкновение) – спор, столкновение двух человек или социальных групп за обладание чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.

Конформизм (от позднелат. conformis — подобный, сообразный) -  морально-политический термин, обозначающий приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т. д. К. означает отсутствие собственной позиции.

 Конфронтация – (франц. confrontation, от лат. cum — вместе, против и frons, родительный падеж frontis — лоб, фронт), противоборство, противопоставление (социальных систем, классовых интересов, идейно-политических принципов и др); столкновение.

Люмпены (от нем. lumpen – лохмотья)  - деклассированные элементы, люди без социальных корней, нравственного кодекса, готовые  повиноваться сильному, то есть обладающему в данный момент реальной властью.

Маргиналы (от лат. marginalis – находящийся на краю) – представители социальных групп, занимающих промежуточное положение по отношению к признанным, господствующим культурам, образу жизни устойчивых социальных общностей.

Национализм  (фр. nationalisme) — идеология и направление политики, базовым принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе; идеология превосходства и исключительности «своей» нации.

Национальная политика – система государственных мер, обеспечивающих равноправие и свободное развитие различных наций и народностей.

Престиж (от фр. prestige – обаяние, очарование) – авторитет, влияние; уважение статуса, сложившееся в общественном мнении.

Сепаратизм (от лат. separates – отделённый) – стремление к отделению, обособлению.

Сословие – социальная группа, с определёнными правами и обязанностями, закреплёнными обычаем или законом, передаваемыми по наследству.

Толерантность (от лат. toleratia – терпение) – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.

Урбанизация – переселение людей в города, и распространение городских ценностей жизни.

Формальный – основанный на писаных правилах и законах.

Этноцентризм – уверенность в превосходстве собственной культуры, склонность либо тенденция отвергать стандарты другой культуры как неправильные, низкие, неэстетичные.



Предварительный просмотр:

Тесты. Раздел 3. Социальная сфера.

1.Один из признаков объединения людей в социальную группу – их

1) анатомические особенности                    

2) особенности темперамента

3) умственные способности                    

 4) уровень образования+

2. Народности являются одной из стадий развития

1) этноса  +                                

2) общины      

3) государства                        

4) класса

 3. Семью в отличие от других малых социальных групп характеризует

1) общность цели                      

2) совместная деятельность

3) общность быта+

4) единство интересов

4. Верны ли следующие суждения о социальном статусе человека

А. Социальный статус человека даёт ему определённые права.

Б.  Социальный статус человека определяет его поведение

1) верно только А                      

2) верно только Б    

3) верны оба суждения +                  

 4) оба суждения неверны

 5. К малой социальной группе можно отнести

1) научно-техническую интеллигенцию страны

2) выпускников всех университетов страны

3) сборную команду страны по фигурному катанию +

4) преподавателей высших учебных заведений страны

6. Одна из исторических разновидностей этноса – это

1) государство                              

2) племя   +    

3) община

 4) класс

 7. Что характерно для социальных отношений в современной России?

1) рост численности промышленного пролетариата

2) стабильное положение среднего класса

3) усиление миграционных процессов +

4) отсутствие безработицы

8. Верны ли следующие суждения о структуре общества?

А. Структура общества – это совокупность больших и малых социальных групп.

Б. В структуру общества входят социальные институты.

1) верно только А                                      

2) верно только Б      

3) верны оба суждения +                              

4) оба суждения неверны

 9. Племена и народности – это

1)  этносоциальные общности  +                          

2) исторические типы общности  

3) социальные страты                    

4) демографические группы

10. После развода гражданин С. продолжал по выходным дням совершать с сыном

             лыжные   прогулки. Это пример

1) выполнения социальной роли +

2)соблюдения социальной нормы

3) осуществления социальной политики

4) проявления социальной мобильности

11. Какие условия предопределили возникновение  этносоциальной общности - нация?

1) определённый уровень образования населения

2) развитие экономических связей между народностями+

3) укрепление позиций церкви

4) образование правового государства

12. Верны ли следующие суждения о социальных группах?

А. В формальных группах могут складываться отношения, характерные для неформальных групп.

Б. Группы различаются по направленности, характеру руководства, уровню нравственной зрелости

1) верно только А                                      

2) верно только Б          

3) верны оба суждения +

4) оба суждения неверны

13. Какая социальная группа выделена по поселенческому (территориальному)   признаку?

1) православные                                      

            2) украинцы      

            3) русские                                      

            4) москвичи+

14. Исторически сложившаяся общность людей, основными стадиями развития которой являются племена, народности, нации, - это            

 1) этнос  +                                      

 2) община    

 3) государство                                

 4) класс

15. Осознание людьми своей принадлежности к определённому этносу – это

1) национальное самосознание+

 2) шовинизм

 3) национализм

 4) культурная автономия

16. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

А. Конфликт – естественное закономерное явление общественной жизни

 Б. Одна из причин возникновения конфликтов – отсутствие согласия между людьми.

1) верно только А                                    

2) верно только Б    

3) верны оба суждения+

4) оба суждения неверны

17. Социальное неравенство – это

1) существование в обществе различных социальных групп

2) различный доступ людей к социальным благам+

3) любые социальные перемещения

4) изменения социального статуса

18. Найдите в приведённом списке основные направления социальной политики.  Выбранные цифры запишите  в порядке возрастания.

1) выплата государственных пенсий и  социальных пособий+

2) охрана природных ресурсов

3) воспитание подрастающего поколения в духе официальной идеологии+

4) создание службы занятости населения+

5) управление государственными предприятиями

6) установление гарантированного минимума заработной платы+

19. Установите соответствие между основами брака и семьи и их проявлениями; к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.

                            Проявления                                              Основы брака и                                         семьи

  1. Взаимное уважение супругов                                       А) нравственные
  2. Достижение брачного возраста                                    Б) правовые
  3. Регистрация брака
  4. Соблюдение семейных традиций

           Ответ: АББА

20. Классовый тип социальной стратификации

1) присущ европейскому средневековому обществу

2) характерен для древневосточной цивилизации

3) носит универсальный характер

4) свойственен индустриальному обществу+

21. Перемещение человека в социальном пространстве без изменения социального статуса называется

1) восходящей мобильностью                                  

2) вертикальной мобильностью  

3) горизонтальной мобильностью+

4) нисходящей мобильностью

22. Верны ли следующие суждения о социализации

А. В ходе социализации происходит усвоение индивидом социального опыта.

Б. В ходе социализации происходит вхождение индивида в социальную среду и приспособление к ней.

1) верно только А                                                  

2) верно только Б        

3) оба суждения верны+                                            

4) оба суждения не верны

23.В экономически развитых странах большую часть населения составляют(ет)

1) маргиналы                                                        

2) «синие воротнички»

3) средний класс  +                                                

4) пролетариат

24. В книге «Юности честное зерцало» молодым дворянам рекомендовалось чистить ногти,  мыть руки, «не дуть в ушное». Это пример

1) норм этикета +                                                  

2) традиции

3) норм морали                                                  

4) народной мудрости

25. Отличительным признаком понятия «личность» является наличие у человека

1) эмоционально-чувственных реакций на воздействие среды

2) ответственности за свои действия и их последствия+

3) обусловленности поведения генетическими особенностями

4) инстинктов самосохранения и заботы о потомстве

26. Сословное деление общества отражает

1) вид государственного устройства

2) тип социальной стратификации+

3) характер экономических связей

4) особенность политической системы

27. Среди фактов восходящей социальной мобильности социолог П.Сорокин выделил

1) родственные связи                                                    

2) расширение состава семьи

3) накопленный опыт                                                  

4) получение образования+

28. Уверовав в особую живительную силу пирамид, житель Подмосковья начал воздвигать их в различных районах области. Это пример

1) адаптивного поведения                                            

2) деликвентного поведения

3) конформистского поведения                                    

4) девиантного поведения+

29. Какая социальная тенденция проявляется в условиях перехода к постиндустриальному  обществу

1) рост числа занятых в сфере информационных технологий+

2) ослабление позиций среднего класса

3) увеличение притока сельского населения в города

4) ликвидация люмпенства как социального явления

30. Современное понимание социального равенства выражается в

1) равенстве всех перед законом+

2) отсутствии привилегий для отдельных групп

3) уравнительном распределении материальных благ

4) одинаковом уровне природных задатков у людей

31. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах.

А. Конфликтное взаимодействие существует в любом типе общества.

Б. Социальные конфликты всегда ведут к негативным последствиям.

1) верно только А  +                                                  

2) верно только Б  

3) оба суждения верны

4) оба суждения не верны

 32. Касты, сословия, классы, страты – это

1) типы социальной стратификации+

2) этапы развития государств в новое время

3) социальные группы,  присущие средневековому обществу

4) элементы социального статуса личности

33. Человек, вышедший из одной страты, но не занявший устойчивого положения в другой, относится к

1) маргиналам +                                                        

2) «синим воротничкам»

3) социальным низам                                            

4) пролетариям

34.Эта семья включает несколько совместно проживающих поколений родственников. Младшие здесь беспрекословно подчиняются старшим. Данную семью можно отнести к

1) традиционной +                                                  

2) супружеской

3) партнёрской                                                      

4) нуклеарной

  35. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. К социальным нормам относятся лишь те предписания, которые закреплены в законах.

Б. Поведение, не соответствующее принятым нормам в обществе, называется конформизмом.

1) верно только А                                                    

2) верно только Б            

3) оба суждения верны                                        

4) оба суждения не верны+

 36. Средневековая пословица «Однажды крестьянин – навсегда крестьянин»        отражает

1) глубокое социальное расслоение общества

2) высокий престиж крестьянского труда

3) классовый тип социальной стратификации

4) низкую степень социальной мобильности+

37. Установите соответствие между особенностями общественных отношений и типом социальной стратификации

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ                           ТИПЫ   СТРАТИФИКАЦИИ                  

 ОТНОШЕНИЙ

а) юридическое закрепление прав и обязанностей                                     1) кастовая

за основными социальными группами                                                          

                                                                                                                          2) сословная

б) преимущественно наследственный характер                                          3) классовая

принадлежности к элите общества

в) запрещение перемещений из одной

социальной группы в другую

г) в основе деления на группы – различия

в характере труда, размерах и формах его оплаты

д) запрет на браки с представителями других групп

           Ответ: 22131

  38. Примером деликвентного поведения является

  1) повышенный интерес к результатам спортивных соревнований

  2) фанатичная преданность творчеству музыкальной группы

  3) применение криминальных методов для решения личных проблем+

  4) чрезмерное увлечение гуманитарными предметами

   39. Отклоняющееся поведение – это

    1) любые изменения в жизни человека

    2) перемещения человека в пределах своей группы

    3) несоблюдение принятых в обществе норм+

    4) изменение статуса человека

   40. Цивилизованный подход к решению национальных проблем предусматривает

      1) отказ от национального насилия во всех  его формах+

      2) оказание военной помощи сепаратистам

      3) курс на ослабление многонациональных государств

      4) поддержку всех форм борьбы народов за самоопределение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспресс-подготовка к ЕГЭ по обществознанию. Человек и общество

Советы учащимся  для подготовки к ЕГЭ.1.     Научись правильно заполнять бланки ответов и поправок.2.     Внимательно читай всё задание. Невнимательн...

Экспресс-подготовка к ЕГЭ по обществознанию. Экономика

Рекомендации по сдаче  ЕГЭ.Материалы ЕГЭ позволяют получить объективную информацию об уровне учебных достижений выпускников средней школы по обществознанию, выявить качество овладения содер...

Экспресс-подготовка к ЕГЭ по обществознанию . Право

В раздел Право вошли следующие темы:Право в системе социальных нормПонятие и виды юридической ответственностиКонституция РФ. Основы конституционного строя РФ.Гражданское право.Трудовое право.Администр...

Экспресс-подготовка к ЕГЭ по обществознанию. Политика

Раздел 4. Тема 33. Государство, его функции.Государство – политико-территориальная суверенная организация публичной власти, осуществляющая управление страной, располагающая аппаратом управления ...

Проект по обществознанию Социальная структура и социальные отношения

Данный проект предполагает более глубокое исследование социальной сферы жизни общества....

Тест из Банка заданий ЕГЭ обществознание "Социальные отношения" ФИПИ

Материалы КИМов к ЕГЭ по всем предметам на 95% составляются из заданий Банка ФИПИ.  В Банке ФИПИ к ЕГЭ по обществознанию сотни вопросов, но ответов там нет. Вам предлагается тест составленный из ...

Тест по Банку заданий ЕГЭ обществознание "Социальные отношения" ФИПИ

Данный тест составлен на основе материала открытого банка заданий к ЕГЭ по обществознанию ФИПИ (раздел "Социальные отношения")Тест может быть использован учителем при проверке знаний учащихс...