Рабочая программа по обществознанию для вечерней школы.
рабочая программа по обществознанию (11 класс) по теме

Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования (базовый уровень), утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089; базисного учебного плана для образовательных учреждений Свердловской области, реализующих  программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в очной, очно-заочной (вечерней) и заочной формах, утвержденного приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2007 г. № 12-Д; национально-регионального компонента дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 17.01.2006 г. № 15ПП; учебного плана Центра образования «Творчество» на 2012/ 2013 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchestvo.docx83.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО)

ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ


Пояснительная записка.

Статус документа

        Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования (базовый уровень), утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089; базисного учебного плана для образовательных учреждений Свердловской области, реализующих  программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в очной, очно-заочной (вечерней) и заочной формах, утвержденного приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2007 г. № 12-Д; национально-регионального компонента дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 17.01.2006 г. № 15ПП; учебного плана Центра образования «Творчество» на 2012/ 2013 учебный год.

        Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планируемая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.        

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и  последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся,  содействует реализации единой концепции исторического образования.

Структура документа

Рабочая программа включает следующие разделы:

  1. пояснительную записку;
  2. учебно-тематический план;
  3. календарно-тематическое планирование;
  4. основное содержание;
  5. контрольно-измерительные материалы;
  6. график проведения контрольных работ;
  7. требования к уровню подготовки обучющихся;
  8. перечень учебно-методического обеспечения;

Общая характеристика учебного процесса

Содержание среднего (полного) общего образования по «Обществознанию» призван не только углубить анализ социально-экономических, политических и духовных проблем современного общества, но и расширить круг изучаемых проблем. В частности, впервые введены раздел «Научное познание общества» и раздел о нравственно-этических нормах человеческой жизни.

Курс призван содействовать формированию у подростков целостного представления о тенденциях и закономерностях развития прошлого человечества, его социальной структуре, политических институтах,  экономическом базисе и духовной сфере, становлению правосознания и гражданской позиции. Материалы курса призваны помочь им также ориентироваться в текущих событиях общественно – политической жизни.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и .т.д.

Цели

 Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  1. Развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
  2. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
  3. Освоение системы знаний об экономических и иных видах деятельности людей, об обществах, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
  4. Овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
  5. Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Место предмета в базисном учебном плане

Рабочая программа, согласно учебному плану Центра образования «Творчество» составлена на основе базисного учебного плана для образовательных учреждений Свердловской области, утвержденный приказом Минобразования Свердловской области № 30.03.2007 № 15 ПП, отводит на изучении курса «Обществознание» следующее количество часов:

       10 кл. – 36 часов (1 час в неделю);

       11 кл. – 72 часа (2 часа в неделю);

       12 кл. – 72 часа (2 часа в неделю).

Программа предполагает наличие в курсе национально-регионального компонента как непременной составляющей предмета:

Класс

НРК (№ урока)

10

№№ 11, 20, 28

11

№№ 15, 16, 17, 27, 31, 33, 39, 41, 64

12

№№ 8, 9. 14, 28, 48, 53, 57, 63, 64, 65

В процессе обучения применяются следующие формы обучения: общеклассная, парная, групповая, индивидуальная; используются такие методы: словесный, наглядный, самостоятельный, практический.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

 - определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

 - объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

 - решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

 - применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

 - умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

 - поиск нужной информации по заданной теме в источниках разного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текс, таблица, график, диаграмма и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

 - выбор вида чтения в связи с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

 - работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

 - самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

 - Участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза;

 - формулирование полученных результатов;

 - создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений;

 - владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилами ведения диалога (диспута);

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной  и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать осознанный выбор в условиях альтернативы.

Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.

Мониторинг

Мониторинг – постоянное наблюдение за каким либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.

Педагогический мониторинг – непрерывное слежение за образовательным процессом на научной основе с диагностико-прогностической направленностью.

В процессе реализации рабочей программы проводится мониторинг степени обученности (СОУ) учащихся по методике Симонова, имеющий задачу сбора, обработки, анализа информации в процессе обучения, с целью прогнозирования результата и поиска путей более качественного усвоения исторических знаний. Мониторинг проводится по результатам проведения срезов знаний,  контрольных работ, самостоятельных работ.

Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые обучающимися

Не менее 40 % учебного времени отводится на самостоятельную работу обучающихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых обучающимися работ включает в себя:

  1. Работу с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернет);
  2. Критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
  3. Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальных ситуации;
  4. Анализ современных общественных явлений и событий;
  5. Освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации в реальной жизни, через формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);
  6. Применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
  7. Аргументированную защиту своей позиции, оппонирование другому мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
  8. Написание творческих работ по социальным дисциплинам.

Учебно-тематический план

Обществознание 10 класс

Название разделов, тем

Количество часов

1.

Научное познание общества.

5

2.

Развитие общества.

9

3.

Рыночная экономика.

7

4.

Сфера производства.

13

Учебно-тематический план

Обществознание 11 класс

Название разделов, тем

Количество часов

1.

Политическая система общества.

18

2.

Политическая жизнь общества.

17

3.

Закон и право.

30

4.

Повторение.

5

Учебно-тематический план

Обществознание 12 класс

Название разделов, тем

Количество часов

1.

Социальная система общества.

8

2.

Взаимодействие людей в обществе.

20

3.

Культура и духовная жизнь.

12

4.

Внутренний мир и социализация человека.

30

Календарно-тематическое планирование.

Обществознание. 10 класс.

Наименование тем, уроков.

Количество часов

Дата

Теор.

зан.

Практ.

зан.

Контр.

зан.

1

Водный урок. Инструктаж по ТБ.

1

03.09-08.09

2

Повторение. Срез знаний «Сферы общественной жизни».

0,5

0,5

10.09-15.09

Раздел 1. Научное познание общества (5 ч.)

3

Познание окружающего мира.

1

17.09-22.09

4

История воззрений на общество.

1

24.09-29.09

5

Строение общества.

1

01.10-06.10

6

Цивилизация и общество.

1

08.10-13.10

7

Повторение. Формирование основ научного мышления в познании общества.

0,5

0,5

15.10-20.10

Раздел 2. Развитие общества (9 ч.)

8

Современное общество.

1

22.10-27.10

9

Сущность теории модернизации.

1

29.10-03.11

10

Особенности модернизации в России.

1

05.11-10.11

11

Особенности модернизации на Урале.

1

12.11-17.11

12

Глобализация и мировой исторический процесс.

1

19.11-24.11

13

Глобализация человеческого общества.

1

26.11-01.12

14

Мировая система.

1

03.12-08.12

15

Повторение. Модернизация российского общества.

1

10.12-15.12

16

Контрольная работа. Особенности модернизации российского общества на современном этапе.

1

17.12-22.12

Раздел 3. Рыночная экономика (7 ч.)

17

Рыночное общество.

1

24.12-29.12

18

Феномен массового потребителя и расширение потребностей.

1

14.01-19.01

19

Зарождение рыночного общества.

1

21.01-26.01

20

Особенности капитализма в современной России, на Урале.

1

28.01-02.02

21

Отношение между трудом и капиталом.

1

04.02-09.02

22

Наемный труд и капитал.

1

11.02-16.02

23

Повторение. Историческая эволюция капитализма и его черты в современном российском обществе.

0,5

0,5

18.02-23.02

Раздел 4. Сфера производства (13 ч.)

24

Производитель на рынке.

1

25.02-02.03

25

Крупнейшие производители на рынке.

1

04.03-09.03

26

Предпринимательство и бизнес.

1

11.03-16.03

27

Малый бизнес и предпринимательская деятельность.

1

18.03-23.03

28

Предпринимательство и бизнес на Урале.

1

01.04-06.04

29

Практическая работа «Составление бизнес-плана»

1

08.04-13.04

30

Инфраструктура рыночной экономики.

1

15.04-20.04

31

Роль государства в экономике.

1

22.04-27.04

32

Экономические функции государства.

1

29.04-04.05

33

Повторение. Сфера производства.

0,5

0,5

06.05-11.05

34

Контрольная работа. Сфера производства.

1

13.05-18.05

35

Анализ контрольных работ. Работа над ошибками.

0,5

0,5

20.05-25.05

36

Решение задач по теме «Роль государства в экономике».

1

27.05-31.05

ИТОГО: 36 часов

30

3

3

Календарно-тематическое планирование.

Обществознание. 11 класс.

Наименование тем, уроков.

Количество часов

Дата

Теор.

зан.

Практ.

зан.

Контр.

зан.

1.

Водный урок. Инструктаж по ТБ. Повторение «Рыночное общество».

0,5

0,5

03.09-08.09

2.

Повторение. Срез знаний «Рыночное общество».

0,5

0,5

Раздел 1. Политическая система общества (18 часов).

3.

Понятие власти.

1

10.09-15.09

4.

Сущность государства.

1

5.

Организация государства.

1

17.09-22.09

6.

Функции государства.

1

7.

Политическая система.

1

24.09-29.09

8.

Модели политической системы современного общества.

1

9.

Типология политических режимов.

1

01.10-06.10

10.

Демократия, ее основные ценности и признаки.

1

11.

Гражданское общество и государство.

1

08.10-13.10

12.

Современные федерации и их субъекты.

1

13.

Исторические культурные варианты самоуправления.

1

15.10-20.10

14.

Самоуправление в современной России.

1

15.

Органы самоуправления г. Екатеринбурга.

1

22.10-27.10

16.

Роль местного самоуправления в решение социально-экономических проблем.

1

17.

Региональные программы социально-экономического развития.

1

29.10-03.11

18.

Повторение. Федеративное устройство российского государства.

0,5

0,5

19,20.

Практическая работа с Конституцией РФ.

2

05.11-10.11

Раздел 2. Политическая жизнь общества (17 часов)

21.

Условия политической жизни.

1

12.11-17.11

22.

Формы политического участия.

1

23.

Механизмы политического участия.

1

19.11-24.11

24.

Субъекты политической жизни.

1

25.

Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.

1

26.11-01.12

26.

Политические партии и движения.

1

27.

Политические партии г. Екатеринбурга.

1

03.12-08.12

28.

Средства массовой информации в политической системе общества.

1

29.

Политическая идеология.

1

10.12-15.12

30.

Политический процесс, его особенности в РФ

1

31.

Политический процесс области – составная часть России.

1

17.12-22.12

32.

Избирательная компания в РФ.

1

33.

Избирательная компания в Свердловской области.

1

24.12-29.12

34.

Феномен «четвертой власти».

1

35.

Повторение. Специфика партийной борьбы за власть в российском обществе.

0,5

0,5

14.01-19.01

36.

Контрольная работа. Политическая система общества.

1

37.

Анализ контрольных работ. Работа над ошибками.

0,5

0,5

21.01-26.01

Раздел 3. Закон и право (30 часов).

38.

Происхождение права.

1

39.

Зарождение права на Урале.

1

28.01-02.02

40.

Формы и структура права.

1

41.

Устав области – основной закон нашего края.

1

04.02-09.02

42.

Право и мораль.

1

43.

Источники права.

1

11.02-16.02

44.

Публичное право.

1

45.

Частное право.

1

18.02-23.02

46.

Система российского права.

1

47,48.

Гражданское право.

2

25.02-02.03

49.

Практическая работа с Гражданским кодексом РФ.

1

04.03-09.03

50,51.

Семейное право.

2

11.03-16.03

52.

Практическая работа с Семейным кодексом РФ.

1

53,54.

Трудовое право.

2

18.03-23.03

55.

Практическая работа с Трудовым кодексом РФ.

1

01.04-06.04

56,57.

Административное право.

2

08.04-13.04

58,59.

Уголовное право.

2

15.04-20.04

60.

Практическая работа с Уголовным кодексом РФ.

1

61.

Судебная система страны.

1

22.04-27.04

62.

Основные принципы российского судопроизводства.

1

63.

Юридическая ответственность.

1

29.04-04.05

64.

Правоохранительные органы региона.

1

65.

Повторение. Поведение человека в правовой сфере.

0,5

0,5

06.05-11.05

66.

Контрольная работа. Право в нашей жизни.

1

67.

Анализ контрольных работ.

0,5

0,5

13.05-18.05

Раздел 4. Повторение (5 часов).

68.

Повторение. Политическая власть.

0,5

0,5

69.

Повторение. Самоуправление.

0,5

0,5

20.05-25.05

70.

Повторение. Источники права.

0,5

0,5

71.

Повторение. Частное право.

0,5

0,5

27.05-31.05

72.

Повторение. Юридическая ответственность.

0,5

0,5

                                             Итого:

56 ч.

13 ч.

3 ч.

Календарно-тематическое планирование.

Обществознание. 12 класс.

Наименование тем, уроков.

Количество часов

Дата

Теор.

зан.

Практ.

зан.

Контр.

зан.

1.

Инструктаж по ТБ. Повторение «Политическая жизнь общества».

1

03.09-08.09

2.

Повторение. Срез знаний «Политическая жизнь общества».

0,5

0,5

Раздел 1. Социальная система общества (8 часов).

3.

Социальная стратификация.

1

10.09-15.09

4.

Социальная стратификация современного российского общества.

1

5.

Социальная мобильность.

1

17.09-22.09

6.

Роль семьи в современном обществе.

1

7.

Проблемы изменения семьи в современном обществе.

1

24.09-29.09

8.

Особенности семейных отношений народов Урала.

1

9.

Демографическая ситуация в России, в Свердловской области.

1

01.10-06.10

10.

Контрольная работа. Социальная система общества.

1

Раздел 2. Взаимодействие людей в обществе (20 ч.)

11.

Сущность социального взаимодействия.

1

08.10-13.10

12.

Виды массовых действий.

1

13.

Конфликт и протестное движение.

1

15.10-20.10

14.

Массовые демонстрации в России, в Свердловской области.

1

15.

Социальный контроль.

1

22.10-27.10

16.

Самоконтроль.

1

17.

Общественное мнение и его роль в обществе.

1

29.10-03.11

18.

Отклоняющееся поведение.

1

19.

Типы отклоняющегося поведения.

1

05.11-10.11

20.

Делинквентное поведение.

1

21.

Противоправное поведение.

1

12.11-17.11

22.

Социально-психологический аспект причин девиантного и делинквентного поведения подростков.

1

23.

Семинар: Отклоняющееся и противоправное поведение российской молодежи.

1

19.11-24.11

24.

Решение задач по теме: «Взаимодействие людей в обществе»

1

25

Современный российский парламентаризм.

1

26.11-01.12

26.

Развитие традиций парламентской демократии в России.

1

27.

СМИ и их роль в жизни общества.

1

03.12-08.12

28.

СМИ г. Екатеринбурга.

1

29.

Повторение. Взаимодействие людей в обществе.

1

10.12-15.12

30.

Контрольная работа. Взаимодействие людей в обществе.

1

Раздел 3. Культура и духовная жизнь (12 ч.)

31.

Этическая основа культуры.

1

17.12-22.12

32.

Культурный кризис современной России как процесс аккультурации.

1

33.

Функции духовной культуры.

1

24.12-29.12

34.

Моральное поведение.

1

35.

Нравственные категории.

1

14.01-19.01

36.

Счастье, удовольствие, гедонизм.

1

37.

Мораль наслаждения и мораль насилия.

1

21.01-26.01

38.

Справедливость.

1

39.

Справедливость как проблема равенства.

1

28.01-02.02

40.

Социальная справедливость в современном обществе.

1

41.

Семинар. Взаимоотношение личности и культуры.

1

04.02-09.02

42.

Семинар. Проблемы духовной жизни человека и общества.

1

Раздел 4. Внутренний мир и социализация человека (30 ч.)

43.

Биологическое и социальное начало в человеке.

1

11.02-16.02

44.

Биологическая и культурная революция.

1

45.

Структура человеческой психики.

1

18.02-23.02

46.

Элементы человеческой психики и сознания.

1

47.

Развитие психики и человеческого сознания.

1

25.02-02.03

48.

Влияние природных условий на образ жизни и менталитет населения Урала.

1

49.

Структура деятельности и классификация ее видов.

1

04.03-09.03

50.

Социализация и ее сущность.

1

51.

Стадии социализации.

1

11.03-16.03

52.

Формирование личности в семье.

1

53.

Традиции воспитания в семьях различных этнических групп Урала.

1

18.03-23.03

54.

Я и мое окружение.

1

55.

Я и мой внутренний мир.

1

01.04-06.04

56.

Роль личности в историческом процессе.

1

57.

Роль личности в истории Урала.

1

08.04-13.04

58..

Психология успеха: как влиять на людей и управлять собой.

1

59

Социальная жизнь и проблема ее познания.

1

15.04-20.04

60.

Глобализация человеческого общества.

1

61.

Модернизация и проблема прогресса и регресса в обществе.

1

22.04-27.04

62.

Политическая и социальная жизнь: перспективы, проблемы прогнозирования.

1

63.

Политическая и духовная жизнь Урала: основные достижения, проблемы и пути их решения.

1

29.04-04.05

64.

Социально-экономическая жизнь Урала: проблемы и перспективы.

1

65.

Урал в системе международных отношений.

1

06.05-11.05

66.

Повторение. Богатство внутреннего мира человека: душа, разум, тело.

0,5

0,5

67.

Контрольная работа. Внутренний мир и социализация человека.

1

13.05-18.05

68.

Анализ контрольных работ. Работа над ошибками.

0,5

0,5

69.

Решение задач по теме «Социальная система общества»

0,5

0,5

20.05-25.05

70.

Решение задач по теме «Взаимодействие людей в обществе»

0,5

0,5

71.

Решение задач по теме «Культура и духовная жизнь»

0,5

0,5

27.05-31.05

72.

Решение задач по теме «Социализация личности»

0,5

0,5

                                             Итого:

60,5ч.

8 ч.

3,5 ч.

Содержание курса.

Обществознание. 10 класс.

Водный урок.

    Раздел 1. Научное познание общества.

Познание окружающего мира. История воззрений на общество. Строение общества. Цивилизация и общество.

Повторение. Формирование основ научного мышления в познании общества.

    Раздел 2. Развитие общества.

Современное общество. Сущность теории модернизации. Особенности модернизации в России. Особенности модернизации на Урале. Глобализация и мировой исторический процесс. Глобализация человеческого общества.

Мировая система.

Повторение. Модернизация российского общества.

    Раздел 3. Рыночная экономика.

Рыночное общество. Феномен массового потребителя и расширение потребностей. Зарождение рыночного общества. Особенности капитализма в современной России, на Урале. Отношение между трудом и капиталом.

Наемный труд и капитал.

Повторение. Историческая эволюция капитализма и его черты в современном российском обществе.

    Раздел 4. Сфера производства.

Производитель на рынке. Крупнейшие производители на рынке. Предпринимательство и бизнес.Малый бизнес и предпринимательская деятельность. Предпринимательство и бизнес на Урале. Инфраструктура рыночной экономики. Роль государства в экономике. Экономические функции государства.

Повторение. Сфера производства.

Обществознание. 11 класс.

Водный урок.

    Раздел 1. Политическая система общества.

Понятие власти. Сущность и организация государства. Функции государства. Политическая система. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Гражданское общество и государство. Современные федерации и их субъекты. Исторические культурные варианты самоуправления. Самоуправление в современной России. Органы самоуправления г. Екатеринбурга.

    Повторение. Федеративное устройство российского государства.

    Раздел 2. Политическая жизнь общества.

Условия политической жизни. Формы и механизмы политического участия. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Политические партии и движения. Политические партии г. Екатеринбурга. Средства массовой информации в политической системе общества. Политическая идеология. Политический процесс, его особенности в РФ Избирательная компания в РФ, в Свердловской области.

Феномен «четвертой власти».

    Повторение. Специфика партийной борьбы за власть в российском обществе.

    Раздел 3. Закон и право.

Происхождение права. Зарождение на Урале. Формы и структура права. Право и мораль. Источники права. Публичное и частное право. Система российского права. Гражданское право. Семейное право. Трудовое право. Административное право. Уголовное право. Судебная система страны. Основные принципы российского судопроизводства. Юридическая ответственность.

    Повторение. Поведение человека в правовой сфере.

Раздел 4. Повторение.

Политическая власть. Самоуправление. Источники права. Частное право. Юридическая ответственность.

Обществознание. 12 класс.

Вводный урок.

    Раздел 1. Социальная система общества.

Социальная стратификация. Социальная стратификация современного российского общества. Социальная мобильность. Роль семьи в современном обществе. Проблемы изменения семьи в современном обществе. Особенности семейных отношений народов Урала. Демографическая ситуация в России, в Свердловской области.

    Раздел 2. Взаимодействие людей в обществе.

Сущность социального взаимодействия. Виды массовых действий. Конфликт и протестное движение. Массовые демонстрации в России, в Свердловской области. Социальный контроль. Самоконтроль. Общественное мнение и его роль в обществе. Отклоняющееся поведение. Типы отклоняющегося поведения. Делинквентное поведение. Противоправное поведение. Социально-психологический аспект причин девиантного и делинквентного поведения подростков.

Семинар: Отклоняющееся и противоправное поведение российской молодежи.

Современный российский парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в России. СМИ и их роль в жизни общества. СМИ г. Екатеринбурга.

Повторение. Взаимодействие людей в обществе.

    Раздел 3. Культура и духовная жизнь.

Этическая основа культуры. Культурный кризис современной России как процесс аккультурации. Функции духовной культуры. Моральное поведение.

Нравственные категории. Счастье, удовольствие, гедонизм. Мораль наслаждения и мораль насилия. Справедливость. Справедливость как проблема равенства. Социальная справедливость в современном обществе.

Семинар. Взаимоотношение личности и культуры.

Семинар. Проблемы духовной жизни человека и общества.

    Раздел 4. Внутренний мир и социализация человека.

Биологическое и социальное начало в человеке. Биологическая и культурная революция. Структура человеческой психики. Элементы человеческой психики и сознания. Развитие психики и человеческого сознания. Влияние природных условий на образ жизни и менталитет населения Урала. Структура деятельности и классификация ее видов. Социализация и ее сущность. Стадии социализации. Формирование личности в семье. Традиции воспитания в семьях различных этнических групп Урала. Я и мое окружение. Я и мой внутренний мир. Роль личности в историческом процессе. Роль личности в истории Урала. Психология успеха: как влиять на людей и управлять собой. Социальная жизнь и проблема ее познания. Глобализация человеческого общества. Модернизация и проблема прогресса и регресса в обществе. Политическая и социальная жизнь: перспективы, проблемы прогнозирования. Политическая и духовная жизнь Урала: основные достижения, проблемы и пути их решения. Социально-экономическая жизнь Урала: проблемы и перспективы. Урал в системе международных отношений.

Повторение. Богатство внутреннего мира человека: душа, разум, тело.

Требования к уровню подготовки обучающихся по обществознанию

Линии содержания образования

Составляющие качества образования

Предметное

Деятельностно-коммуникативное

Ценностно-ориентированное

1.Культурно-историческая

Освоение знаний, позволяющих обучающимся обрести себя в социо-культурном пространстве, в системе социальных и межличностных отношений. Знания о человеке, социуме, мире. Представление о социальных ролях. Развитие самосознания. Знание норм общения.

Умение самоопределиться в социуме, группе, в межличностных отношениях. Актуализация интересов обучающихся умение понимать иную точку зрения и терпимо у ней относится. Умение сотрудничать с другими людьми. Умение владеть с собой.

Признание самоценности личности, права на индивидуальность каждого человека, личной ответственности за свои действия. Развитость чувства причастности культуре своего народа. Признание ценности общественного богатства и труда, как средства самовыражения.

2. Социально-правовая

Знание основных прав человека и гражданина, способов их защиты, знакомство с основными нормативными актами: Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», с основами гражданского, семейного, трудового, уголовного и др. права. Знание о государстве, его типах, формах, функциях. Знание о способах участия гражданина в политической жизни страны. Ознакомление с основами экономической теории. Представление о системе рыночных отношений. Освоение потребительской культуры. Представление о значимости основных видов профессий для общества.

Развитие чувства ответственности за сохранение духовного, промышленного, научного, культурного потенциала России. Умение пользоваться основными правами и выполнять обязанности, защищать свои права. Умение строить отношения с другими людьми на правовых основаниях. Владение навыками в распределении собственных экономических ресурсов и ресурсов семьи. Освоение этики делового общения. Знание рынка профессий в регионе, готовность к поиску места трудоустройства.

Уважение к закону и стремление решать жизненные проблемы правовыми средствами. Умение строить отношения по принципу: мои права кончаются там, где начинаются права другого. Формирование правового сознания, правовой самооценки. Осознание необходимости участия гражданина в политической и социальной жизни общества, ценности своих прав, свободы и ответственности личности. Освоение норм и ценностей цивилизованного экономического поведения. Осознание профессионального выбора.

3.Информационно-методологическя культура

Знание норм и правил различных видов коммуникаций и информационного обмена. Знания о знаниях. Знания о своих познавательных возможностях, своем стиле обучения и познания. Знакомство с различными формами познания и мышления. Освоение эвристических приемов мышления.

Умение работать с письменной и устной информацией. Понимание смыслового содержания информации, умение ее преобразовывать и конструировать, доводить ее смысл до партнера. Умение вести диалог, выступать с речью, писать деловые письма. Понимание психологического состояния партнера. Умение учиться и передавать свои знания и опыт тем, кто младше, кто нуждается в помощи. Развитие самостоятельности и креативности мышления.

Осознание ценности информации и информационного взаимодействия для современного общества и общества будущего. Осознание окружающего информационного пространства. Понимание принципов информационной экологии и этики информационных отношений. Ориентация в нестандартной информационной ситуации. Осознание личностью своей неповторимости, самоценности при адекватной самооценке. Способность к самоанализу. Ориентация в выборе форм и средств саморазвития.

4.Экологическая культура

Представление об экологических системах. Знание основных экологических проблем региона и представление о путях их решения. Знание взглядов выдающихся мыслителей, обосновавших научно-экологическую картину мира. Знание основных стратегий поведения человека в природе.

Сформирован-ность основ планетарного, глобального мышления, целостного восприятия окружающего мира и человека как его неотъемлемой части. Владение нормами экологического поведения. Участие в экологической деятельности.

Принятие принципов ненасилия, направленных на установление гуманистического типа отношении между людьми, идеи общественности, гармонии индивида со Вселенной и человечеством, основанной на экологии природы и человека. Владение ценностными ориентациями на уровне целостной экологической картины мира, планетарного мышления.

5.Культура здоровья

Знание составляющих здоровья, здорового образа жизни, факторов, определяющих здоровье.

Самоопределение в способах достижения здоровья. Самоорганизация на уровне здорового образа жизни.

Отношение к здоровью как ценности, условию самореализации и социальной адаптации. Ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих.

Перечень учебно-методического обеспечения.

  1. Агафонов С.В. Схемы по обществознанию. 10-11 классы. К учебникам А.И.Кравченко «Обществознание» для 10 класса и А.И.Кравченко и Е.А.Певцовой «Обществознание» для 11 класса. – М.: ТИД «Русское слово - РС», 2010
  2. Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б. Права человека. 10-11 класс. Пособие для учителя. – М., 2008
  3. Гражданский кодекс РФ.
  4. Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания в 10-11 классах. – М.: ТИД «Русское слово - РС», 2010
  5. Конституция РФ.
  6. Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 10-11 классы. - М.: ТИД «Русское слово - РС», 2010
  7. Кравченко А.И. Обществознание: Учебник для 10 класса. – М.: ООО ТИД «Русское слово - РС», 2009
  8. Кравченко А.И. Обществознание: Учебник для 11 класса – М.: ООО ТИД «Русское слово - РС», 2009
  9. Кравченко А.И. тесты по обществознанию. 10-11 классы. - М.: ТИД «Русское слово - РС», 2010
  10. Певцова Е.А. Поурочные методически разработки к учебнику А.И.Кравченко «Обществознание. 10-11 классы». – 5-е изд.  – М.: ТИД «Русское слово - РС», 2009
  11. Семейный кодекс РФ.
  12. Тесты. Обществознание. Варианты и ответы централизованного тестирования. – М.: ООО «РУСТЕСТ», 2008
  13. Трудовой кодекс РФ.
  14. Уголовный кодекс РФ.
  15. Чернышева О.А., Ушаков П.А. Обществознание. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ. 10-11 классы: учебно-методическое пособие. – М.: ВЛАДОС, 2010

Список литературы.

  1. Государственный образовательный стандарт основного общего и среднего (полного) общего образования. – М., 2004
  2. Национально-региональный образовательный компонент дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования Свердловской области. – Екатеринбург, 2006

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Критерии для оценивания устного ответа

Оценка «5» ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.

Оценка «4» ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.

4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.

3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

5. Полностью не усвоил материал.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Критерии оценки качества устного ответа

Уровень

Предметно-информационная

Деятельностно-коммуникативная

Ценностно-ориентационная

1 уровень – неудовлет-ворительный

Знания слабые, хаотичные, неглубокие (на уровне отдельных фактов).

Отсутствуют навыки работы с картой, источниками, речь невнятная.

Отсутствуют собственные оценки, суждения. Нет аргументированных выводов.

2 уровень – удовлет-

ворительный

Знания слабые (на уровне отдельных фактов), однако есть попытки связать в отдельное целое.

Присутствуют слабые навыки работы с исторической картой и источником.

Присутствуют попытки дать оценки событиям и явлениям, но данные оценки неточные, несистемные, неглубокие.

3 уровень – хороший

Знания фактов на достаточно высоком уровне, присутствуют попытки анализа и интерпретации фактов.

Хорошее владение навыками работы с исторической картой. Умение работать с источником (выявлять информацию, сравнивать источники). Наличие грамотной устной речи.

Присутствуют собственные суждения о причинно-следственных связях, даются взвешенные оценки событиям и деятельности отдельных личностей.

4 уровень – отличный

Высокий уровень фактологических, хронологических знаний. Присутствие интегрированного взгляда на историю России в контексте мировом и европейском. Используется дополнительный материал в виде знаний о памятниках литературы и искусства, в которых отражены события эпохи.

Высокие деятельностно-коммуникативные качества: умение читать историческую карту, выявлять сходства и различия в источниках, давать им оценку; сравнивать исторические события. Наличие высоких качеств устной речи. Последовательное изложение материала.

Присутствуют собственные суждения о причинно-следственных связях, даются взвешенные оценки событиям и деятельности отдельных личностей. Проявлены высокие гражданские качества.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Критерии оценки качества письменного ответа

Уровень

Критерии

1 уровень – неудовлетворительный

- ответ обучающегося построен на основе воспроизведения материала по теме в рамках школьной программы и содержит только фактологический материал;

- знания обучающегося по теме неполны и бессистемны;

- выбранная тема не раскрыта.

2 уровень – удовлетворительный

- ответ построен на основе воспроизведения материала по теме в рамках школьной программы, ориентирован только на фактологический материал;

- знания фактов полны и систематизированы;

- выбранная тема раскрыта достаточно полно.

3 уровень –

хороший

- обучающийся обладает достаточно полными знаниями по выбранному вопросу, может логично изложить материал, выделив причинно-следственные связи тех или иных событий, явлений, процессов;

- обучающийся способен дать обоснованную оценку деятельности различных людей (политиков, ученых, художников, полководцев, бунтовщиков и др.);

- обучающийся раскрывает тему письменно, выбрав соответствующую форму изложения;

- работа написана грамотно и аккуратно.

4 уровень –

отличный

- обучающийся обладает глубокими знаниями по выбранному вопросу, может логично изложить материал, выделив причинно-следственные связи тех или иных событий, явлений, процессов;

- обучающийся дает обоснованную оценку деятельности различных людей (политиков, ученых, художников, полководцев, бунтовщиков и др.), показав противоречия в их деятельности, а также дав оценку их личностных качеств;

- обучающийся дополняет свои ответы материалами по истории Урала, рассматривает уральский регион в контексте российском и мировом.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Критерии оценки сообщений обучающимися

  1. Содержательность, глубина, полнота и конкретность освещенной проблемы.
  2. Логичность: последовательность изложения, его пропорциональность, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.
  3. Концептуальность изложения: рассмотрены ли различные точки зрения (концепции), выражено ли свое отношение.
  4. Риторика (богатство речи): лаконичность, образное выражение мыслей и чувств путем использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т.п.; правильность и чистота речи, владение научной терминологией.
  5. Сопровождение устной речи мультимедийной презентацией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике для вечерней школы. 10 класс

Содержит рояснительную записку и тематическое планирование по физике 10 класса на 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для вечерней школы. 11 класс

Программа содержит тематическое планирование для 11 класс на 2 ч. и 1 ч в неделю. Пояснительная записка содержит задачи курса физики 11 класса,требования к уровню подготовки обучаемых,компетенции,соде...

Рабочая программа по физике для вечерней школы. 12 класс

Программа содержит тематическое планирование по физике 12 класса на 2 часа в неделю. Пояснительная записка содержит задачи курса физики,тебования к уровню подготовуи обучаемых, компетенции, содержание...

Рабочие программы по литературе для вечерней школы

Данные рабочие программы помогут учителю в работе с учащимися вечерней школы...

Рабочая программа по истории для вечерней школы.

Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования (базовый уровень), утвержденного приказом Минобразования России «Об ...

Рабочая программа по математике для вечерней школы

Рабочая программа по математиае для 10 класса вечерней школы (3-х летнее обучение в старшей школе) 5 часов в неделю....

рабочая программа по физике в вечерней школе 10-12 класс

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по физике. Рабочая программа разработанадля вечерней школы  на 35- 36 учебных недель с нагрузкой 1 час в неделю. Программа состоит из п...