Рабочая программа по истории для вечерней школы.
рабочая программа по истории (11 класс) по теме
Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования (базовый уровень), утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089; базисного учебного плана для образовательных учреждений Свердловской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в очной, очно-заочной (вечерней) и заочной формах, утвержденного приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2007 г. № 12-Д; национально-регионального компонента дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 17.01.2006 г. № 15ПП; учебного плана Центра образования «Творчество» на 2011/ 2012 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya.docx | 104.86 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ИСТОРИИ
Пояснительная записка.
Статус документа
Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования (базовый уровень), утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089; базисного учебного плана для образовательных учреждений Свердловской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в очной, очно-заочной (вечерней) и заочной формах, утвержденного приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2007 г. № 12-Д; национально-регионального компонента дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 17.01.2006 г. № 15ПП; учебного плана Центра образования «Творчество» на 2011/ 2012 учебный год.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, содействует единой концепции исторического образования.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.
Структура документа
Рабочая программа включает следующие разделы:
- пояснительную записку;
- учебно-тематический план;
- календарно-тематическое планирование;
- основное содержание;
- контрольно-измерительные материалы;
- график проведения контрольных работ;
- требования к уровню подготовки обучющихся;
- перечень учебно-методического обеспечения;
- список литературы;
- приложения.
Общая характеристика учебного процесса
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у обучающихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Цели
Основные цели курса определены, исходя из современных требований к историческому образованию обучающихся полной средней школы:
- Способствовать осуществлению гражданско-патриотического, нравственного воспитания обучающихся как важнейшей задачи обучения в школе;
- Углубить и развить знания обучающихся по истории, полученные в рамках первого концентра образования основной школы, за счет проблемности содержания курса, расширение понятийного аппарата, выявления причинно-следственных связей явлений, раскрытия многомерности исторического процесса;
- Помочь социализации обучающихся, формированию у них основы для реализации ключевых социальных, политических, коммуникативных компетенций;
- Развивать у старшеклассников умения анализировать и оценивать события прошлого и настоящего, определять свое отношение к ним.
Принципиальными позициями, которые заложены в данную программу, являются:
- Многофакторный подход к истории, позволяющий показать обучающимся всю сложность и многомерность истории нашего Отечества;
- Направленность содержания программы на развитие патриотических чувств школьников, воспитание у них гражданских качеств;
- Внимание к личностно-психологическим аспектам истории, которое проявляется прежде всего в раскрытии персоналий;
- Акценты на сравнение процессов, происходивших в истории нашего Отечества, с аналогичными явлениями в истории зарубежных стран.
Место предмета в базисном учебном плане
Основные содержательные линии рабочей программы в 11 классе реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщая история». Предполагается их совместное изучение с возможностью интеграции некоторых тем. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает специфику обучения в МБВОУ ЦО «Творчество» и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. Исходя из принципов содержания курсов, необходимо равномерно распределить нагрузку с целью равнодостаточной подачи материала на третей ступени школьного образования.
10 кл. – 72 часа (2 часа в неделю);
11 кл. – 72 часа (2 часа в неделю);
12 кл. – 72 часа (2 часа в неделю).
Таким образом, происходит увеличение часов на изучение предмета в каждом классе.
С учетом требований межпредметной интеграции рабочая программа устанавливает распределение учебного времени в рамках трех этапов (10, 11, 12 кл.) и крупных тематических блоков.
Классы | Объем уч. времени (фед.комп.) | Объем уч. времени (баз.уч.пл.ЦОТ) | Разделы программы по предмету «ИСТОРИЯ» |
10 | 72 ч. | 72 ч. | История России и мира с древнейших времен до конца XVI в. |
11 | 72 ч. | 72 ч. | История России и мира. XVII – XIX вв. |
12 | 72 ч. | 72 ч. | История России и мира. ХХ – начало XXI вв. |
Программа предполагает в курсе истории наличие национально-регионального компонента, как непременной составляющей предмета. Основной целью национально-регионального компонента является обеспечение условии для формирования у обучающихся целостного представления о взаимосвязи процессов, происходящих в мире, стране, Свердловской области, г. Екатеринбурге и готовности включиться в практическую деятельность по развитию региона проживания.
10 класс: №№ 29, 36, 49, 56.
11 класс: №№ 10, 11, 28, 46, 65.
12 класс: №№ 20, 41, 48, 68.
В процессе обучения применяются следующие формы обучения: общеклассная, парная, групповая, индивидуальная; используются такие методы: словесный, наглядный, самостоятельный, практический.
Технологии: дифференцированный, личностно-ориентированный.
На уроках истории применяется также метод проектов и исследовательская работа.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья; выделять характерные причинно-следственные связи; определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого; сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умения различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Важную роль историческое образование имеет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создать письменные высказывания адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта. На уроках истории обучающиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач обучающимися могут использоваться различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковой системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.)
С точки зрения умений и навыков рефлексивной деятельности важно уделять особое внимание способности обучающихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Результаты обучения
Результаты изучения учебного предмета «История» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать осознанный выбор в условиях альтернативы.
Рубрика «Знать/ понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися.
Рубрик «Уметь» включает требования, основанные на видах деятельности, соответствующих целям исторического образования и психолого-возрастным особенностям обучающихся на ступени основного общего образования (том числе: показывать, выявлять, сравнивать, определять, объяснять).
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с личностными чертами и мировоззренческими установками обучающихся, выходящие за рамки учебного процесса и неподлежащие непосредственной проверке (в том числе: для понимания исторических причин и исторического знания событий и явлений современной жизни; использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с другими людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности).
Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов обучающихся на уроках и оцениваются по традиционно пятибалльной системе. Контрольные уроки (учета и оценки знаний, умений и навыков) проводятся в письменной форме в виде разноуровневых заданий и тестов, после прохождения крупной темы или нескольких изученных тем.
Мониторинг
Мониторинг – постоянное наблюдение за каким либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.
Педагогический мониторинг – непрерывное слежение за образовательным процессом на научной основе с диагностико-прогностической направленностью.
В процессе реализации рабочей программы проводится мониторинг степени обученности, имеющий задачу сбора, обработки, анализа информации в процессе обучения, с целью прогнозирования результата и поиска путей более качественного усвоения исторических знаний. Мониторинг проводится по результатам проведения срезов знаний, контрольных работ, самостоятельных работ.
Учебно-тематический план
История
10 класс
№ | Название разделов, тем | Количество часов |
1. | Введение | 2 |
2. | Меняющийся облик мира: опыт осмысления | 4 |
3. | Человечество на заре своей истории | 9 |
4. | Европа, Азия и Россия в средние века (часов) | 57 |
11 класс
№ | Название разделов, тем | Количество часов |
1. | Российское государство в конце XV – XVII вв. | 11 |
2. | Запад в Новое время. | 10 |
3. | Российская империя в XVIII в. | 9 |
4. | Запад в XIX в. | 13 |
5. | Россия на пути модернизации | 24 |
6. | Культура XIX в. | 3 |
12 класс
№ | Название разделов, тем | Количество часов |
1. | Введение | 2 |
2. | Основные направления научно-технического прогресса, изменившие мир на рубеже XIX – XX веков | 3 |
3. | Российская империя накануне Первой мировой войны | 10 |
4. | Первая мировая война. Россия в годы революций и гражданской войны | 5 |
5. | Общественно-политическое и экономическое развитие стран в 1917 – 1945 гг. | 5 |
6. | Советское государство и общество в 1920 –1930-е гг. | 9 |
7. | Вторая мировая война. Великая Отечественная война. 1941 – 1945 гг. | 9 |
8. | Раскол мира на два враждебных лагеря | 4 |
9. | СССР и социалистические страны | 10 |
10. | Запад и «третий мир» во второй половине XX в. | 3 |
11. | Крушение советской системы. Россия на рубеже XX – XXI веков | 12 |
Календарно-тематическое планирование
История
10 класс.
№ | Наименование разделов, тем. | Количество часов | Дата | ||
Теор. зан. | Практ. зан. | Контр. зан. | |||
1. | Вводный урок. Инструктаж по ТБ. Повторение «История России. Век ХХ» | 1 | 03.09-08.09 | ||
2. | Повторение. Срез знаний «История России. Век ХХ» | 0,5 | 0,5 | ||
Раздел I. Меняющийся облик мира: опыт осмысления (4 часа) | |||||
3. | История как предмет изучения. Единство и многообразие исторического процесса. | 1 | 10.09-15.09 | ||
4. | Этапы развития исторического знания. | 1 | |||
5. | Закономерности и случайности в жизни народов. | 1 | 17.09-22.09 | ||
6. | Особенности истории России. | 1 | |||
Раздел II. Человечество на заре своей истории (9 часов) | |||||
7. | У истоков рода человеческого. | 1 | 24.09-29.09 | ||
8. | Неолитическая революция. | 1 | |||
9. | Первые государства Древнего мира. | 1 | 01.10-06.10 | ||
10. | Цивилизации Древнего Востока. | 1 | |||
11. | Древняя Греция. | 1 | 08.10-13.10 | ||
12. | Древний Рим. | 1 | |||
13. | Крушение империй Древнего мира. | 1 | 15.10-20.10 | ||
14. | Повторительно-обобщающий урок. | 0,5 | 0,5 | ||
15. | Контрольная работа «Человечество на заре своей истории». | 1 | 22.10-27.10 | ||
Раздел III. Европа, Азия и Россия в средние века (57 часов) | |||||
Европа и Азия в Средние века | |||||
16. | Исламский мир в Средние века. | 1 | |||
17. | Раннефеодальные империи в Европе и их распад. | 1 | 29.10-03.11 | ||
18. | Византия. | 1 | |||
Начало Руси | |||||
19. | Появление человека на территории Восточной Европы. | 1 | 05.11-10.11 | ||
20. | Славяне в V—VII вв. Религия древних славян. | 1 | |||
21. | Предпосылки образования Древнерусского государства. | 1 | 12.11-17.11 | ||
22. | Появление государства у восточных славян. | 1 | |||
23. | Русь в правление Игоря, Ольги и Святослава. | 1 | 19.11-24.11 | ||
24. | Русь во времена Владимира Святославовича. | 1 | |||
25. | Повторительно-обобщающий урок «Начало Руси» | 0,5 | 0,5 | 26.11-01.12 | |
Русь в XI—XII вв. | |||||
26. | Правление Ярослава Мудрого. | 1 | |||
27. | Зарождение феодальных отношений. | 1 | 03.12-08.12 | ||
28. | Русское общество в XI в. | 1 | |||
29. | Население Урала в VIII – XI вв. | 1 | 10.12-15.12 | ||
30. | Время новых усобиц. | 1 | |||
31. | Владимир Мономах — великий киевский князь. | 1 | 17.12-22.12 | ||
32. | Политическая раздробленность Руси. Киевское и Чернигово-Северское княжества. | 1 | |||
33. | Галицко-Волынское княжество. Новгородская земля. | 1 | 24.12-29.12 | ||
34. | Северо-Восточная Русь в Х11 – начале Х111в. | 1 | |||
35. | Культура Руси X — начала XIII в. | 1 | 14.12-19.12 | ||
36. | Урал в X – начале XIII в. | 1 | |||
37. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь в ХI—ХII вв.» | 0,5 | 0,5 | 21.01-26.01 | |
38. | Контрольная работа «Русь в домонгольский период» | 1 | |||
Эпоха классического средневековья | |||||
39. | Западная Европа в XII-XIII вв. | 1 | 28.01-02.02 | ||
40. | Общественно-политическое развитие государств Европы. | 1 | |||
41. | Государства Азии в период Европейского Средневековья. | 1 | 04.02-09.02 | ||
42. | Международные отношения и войны Средневековья. | 1 | |||
43. | Духовная жизнь и культура в Средние века. | 1 | 11.02-16.02 | ||
44. | Повторительно-обобщающий урок. | 0,5 | 0,5 | ||
Русь в XIII—XV вв. | |||||
45. | Начало монголо-татарского вторжения на Русь. | 1 | 18.02-23.02 | ||
46. | Вторжение крестоносцев. Александр Невский. | 1 | |||
47. | Русь и Золотая Орда при Александре Невском. | 1 | 25.02-02.03 | ||
48. | Хозяйство Руси и положение различных групп общества в Х1V-ХVвв. | 1 | |||
49. | Хозяйство и быт населения Урала в Х1V-ХVвв. | 1 | 04.03-09.03 | ||
50. | Москва — центр объединения русских земель. | 1 | |||
51. | Эпоха Куликовской битвы. Дмитрий Донской. | 1 | 11.03-16.03 | ||
52. | Феодальная война на Руси. | 1 | |||
53. | Иван III – государь всея Руси. | 1 | 18.03-23.03 | ||
54. | Русь между Востоком и Западом. | 1 | |||
55. | Культура и быт Х1V-ХVвв. | 1 | 01.04-06.04 | ||
56. | Культура и быт населения Урала в Х1V-ХVвв. | 1 | |||
57. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь и XIII—XV вв.» | 0,5 | 0,5 | 08.04-13.04 | |
58. | Контрольная работа «Русь и XIII—XV вв.» | 1 | |||
Европа в раннее Новое время (позднее средневековье) | |||||
59. | Великие географические открытия | 1 | 15.04-20.04 | ||
60. | Европа в XV-XVI вв. | 1 | |||
61. | Эпоха Возрождения и Реформации | 1 | 22.04-27.04 | ||
62. | Эпоха Абсолютизма. | 1 | |||
63. | Государства Азии в позднем Средневековье. | 1 | 29.04-04.05 | ||
Россия в XVI в | |||||
64. | Правление Василия III | 1 | |||
65. | Внутренняя политика Ивана IV | 1 | 06.05-11.05 | ||
66. | Внешняя политика Ивана IV | 1 | |||
67. | Опричнина. Последние годы Грозного царя. | 1 | 13.04-18.04 | ||
68. | Новые явления в русской культуре. | 1 | |||
69. | Повторительно-обобщающий урок | 0,5 | 0,5 | 20.05-25.05 | |
70. | Контрольная работа «Русь в XIV – XVI вв.» | 1 | |||
71. | Анализ контрольных работ. Работа над ошибками. | 1 | 27.05-31.05 | ||
72. | Культура средневекового Запада. | 1 | |||
ИТОГО: 72 часа | 64,5 ч. | 3 ч. | 4,5 ч. |
Календарно-тематическое планирование
История
11 класс.
№ | Наименование разделов, тем. | Количество часов | Дата | ||
Теор. зан. | Практ. зан. | Контр. зан. | |||
1. | Вводный урок. Инструктаж по ТБ. Повторение «История – наука о прошлом» | 1 | 03.09-08.09 | ||
2. | Повторение. Срез знаний «История – наука о прошлом». | 0,5 | 0,5 | ||
Раздел 1. Российское государство в конце XV – XVII вв. ( 11 часов) | |||||
3. | Кризис государства и общества. Смутное время. 1584 – 1607 гг. | 1 | 10.09-15.09 | ||
4. | Второй этап Смуты. Польско-литовская интервенция. | 1 | |||
5. | Становление самодержавия Романовых. | 1 | 17.09-22.09 | ||
6. | Церковь и государство в XVII в. | 0,5 | 0,5 | ||
7. | Экономическое развитие и сословия в России в XVII в. | 1 | 24.09-29.09 | ||
8. | «Бунташный» век. | 1 | |||
9. | Внешняя политика России в XVII в. | 1 | 01.10-06.10 | ||
10. | Формирование многонационального государства. Население Урала в XVII в. | 1 | |||
11. | Культура и быт России в XVII в. Культура и быт Урала в XVII в. | 0,5 | 0,5 | 08.10-13.10 | |
12. | Повторительно-обобщающий урок. | 0,5 | 0,5 | ||
13. | Контрольная работа «Россия в XVII в.» | 1 | 15.10-20.10 | ||
Раздел 2. Запад в Новое время (10 часов) | |||||
14. | Европа в начале Нового времени. Великие географические открытия. | 0,5 | 0,5 | ||
15. | Реформация и контрреформация в Европе. | 1 | 22.10-27.10 | ||
16. | Социально-экономическое развитие Европы в XVII в. | 1 | |||
17. | Европейский абсолютизм. Эпоха Просвещения. | 1 | 29.10-03.11 | ||
18. | Война за независимость в Северной Америке. | 1 | |||
19. | Великая французская революция и ее последствия для Европы. | 1 | 05.11-10.11 | ||
20. | Мир Востока в XVIII веке: наступление колониальной системы. | 1 | |||
21. | Тенденции развития европейской культуры XVII – XVIII вв. | 0,5 | 0,5 | 12.11-17.11 | |
22. | Повторительно-обобщающий урок. | 0,5 | 0,5 | ||
23. | Контрольная работа «Запад в Новое время». | 1 | 19.11-24.11 | ||
Раздел 3. Российская империя в XVIII в. (9 часов) | |||||
24. | Внешняя политика Петра I. Северная война. | 1 | |||
25. | Реформы Петра I. Социально-экономическое положение страны. | 1 | 26.11-01.12 | ||
26. | Эпоха дворцовых переворотов. | 1 | |||
27. | Внешняя политика России во второй половине XVIII в. | 1 | 03.12-08.12 | ||
28. | Хозяйственное развитие России в XVIII в. Хозяйство Урала в XVIII в. | 0,5 | 0,5 | ||
29. | Народные восстания в России. | 1 | 10.12-15.12 | ||
30. | Русская церковь в XVIII в. | 1 | |||
31. | Русская культура и быт в XVIII в. Культура и быт Урала. | 0,5 | 0,5 | 17.12-22.12 | |
32. | Повторительно-обобщающий урок. | 0,5 | 0,5 | ||
Раздел 4. Запад в XIX в. (13 часов) | |||||
33. | Наполеоновские войны. | 1 | 24.12-29.12 | ||
34. | Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии. | 1 | |||
35. | Реакция и революции в Европе 1820-1840-х гг. | 1 | 14.12-19.12 | ||
36. | Меняющийся облик мира и Россия. | 1 | |||
37. | Европа: облик и противоречия промышленной эпохи. | 1 | 21.01-26.01 | ||
38. | Идейные течения и политические партии. | 0,5 | 0,5 | ||
39. | Колониализм и кризис «традиционного общества» в странах Востока. | 1 | 28.01-02.02 | ||
40. | Возникновение независимых государств в Латинской Америке. | 1 | |||
41. | Возникновение национальных государств в Европе. | 1 | 04.02-09.02 | ||
42. | Новые явления в экономике стран Запада. | 1 | |||
43. | Колониальный раздел мира. | 0,5 | 0,5 | 11.02-16.02 | |
44. | Повторительно-обобщающий урок. | 0,5 | 0,5 | ||
45. | Контрольная работа «Страны Западного полушария в XIX в.» | 1 | 18.02-23.02 | ||
Раздел 5. Россия на пути модернизации (24 часа) | |||||
46. | Россия в начале XIX в. Урал в начале XIX в. | 1 | |||
47. | Павел I. Начало царствования Александра I. | 1 | 25.02-02.03 | ||
48. | Восстание декабристов. | 1 | |||
49. | Внутренняя политика Николая I. | 1 | 04.03-09.03 | ||
50. | Внутренняя политика Николая I. | 1 | |||
51. | Общественная жизнь России при Николае I. | 1 | 11.03-16.03 | ||
52. | Крымская война (1853-1856 гг.) | 1 | |||
53. | Обобщающий урок по теме «Россия в первой половине XIX в.» | 0,5 | 0,5 | 18.03-23.03 | |
54. | Отмена крепостного права. | 1 | |||
55. | Отмена крепостного права. | 1 | 01.04-06.04 | ||
56. | Либеральные реформы 1861-1870-х гг. | 1 | |||
57. | Промышленность и транспорт в пореформенной России. | 1 | 08.04-13.04 | ||
58. | Сельское хозяйство после отмены крепостного права. | 1 | |||
59. | Общественное движение в 60-70-е гг. XIX в. | 1 | 15.04-20.04 | ||
60. | Общественное движение в 60-70-е гг. XIX в. | 1 | |||
61. | Внешняя политика России в 60-70-е гг. XIX в. | 1 | 22.04-27.04 | ||
62. | Русско-турецкая война 1877-1878 гг. | 1 | |||
63. | Оживление оппозиционных движений после русско-турецкой войны 1877-1878 гг. | 1 | 29.04-04.05 | ||
64. | Оживление оппозиционных движений после русско-турецкой войны 1877-1878 гг. | 1 | |||
65. | Россия в конце XIX в. Урал в конце XIX в | 1 | 06.05-11.05 | ||
66. | Промышленный подъем 90-х гг. Достижения и просчеты. | 1 | |||
67. | Россия в первые годы правления Николая II. | 1 | 13.04-18.04 | ||
68. | Повторительно-обобщающий урок. | 0,5 | 0,5 | ||
69. | Контрольная работа «Россия в XIX в.» | 1 | 20.05-25.05 | ||
Раздел 6. Культура XIX в. (3 часа) | |||||
70. | Научно-технический прогресс и общество. | 1 | |||
71. | Мировая литература и художественная культура. | 1 | 27.05-31.05 | ||
72. | Культура России в XIX в. | 1 | |||
ИТОГО: 72 часа | 57,5 ч. | 10 ч. | 4,5 ч. |
Календарно-тематическое планирование
История
12 класс.
№ | Наименование разделов, тем. | Количество часов | Дата | ||
Теор. зан. | Практ. зан. | Контр. зан. | |||
1. | Вводный урок. Инструктаж по ТБ. Повторение «Россия во второй половине XIX в.» | 1 | 03.09-08.09 | ||
2. | Повторение. Срез знаний «Россия во второй половине XIX в.» | 0,5 | 0,5 | ||
Глава 1. Основные направления научно-технического прогресса, изменившие мир на рубеже XIX – XX веков (3 часа) | |||||
3. | Научно-технический прогресс: основные направления. | 1 | 10.09-15.09 | ||
4. | Обострение противоречий мирового развития в начале XX века. | 1 | |||
5. | Пути развития стран Азии, Африки и Латинской Америки на рубеже XIX – XX веков. | 1 | 17.09-22.09 | ||
Глава 2. Российская империя накануне Первой мировой войны (10 часов) | |||||
6. | Российская империя на рубеже веков. | 1 | |||
7. | Социально-экономическое развитие России. | 1 | 24.09-29.09 | ||
8. | Политическое развитие империи накануне революции 1905 – 1907 гг. | 1 | |||
9. | Русско-японская война 1904 – 1905 гг. | 1 | 01.10-06.10 | ||
10. | Первая российская революция. | 1 | |||
11. | Политическая жизнь страны после Манифеста 17 октября 1905 г. | 1 | 08.10-13.10 | ||
12. | Третьеиюньская монархия и реформы П. А. Столыпина. | 1 | |||
13. | Культура России в конце XIX – начале XX веков. | 1 | 15.10-20.10 | ||
14. | Повторительно-обобщающий урок. | 0,5 | 0,5 | ||
15. | Контрольная работа «Российская империя накануне Первой мировой войны». | 1 | 22.10-27.10 | ||
Глава 3. Первая мировая война. Россия в годы революций и гражданской войны (5 часов) | |||||
16. | Первая мировая война. | 1 | |||
17. | Россия в Первой мировой войне | 1 | 29.10-03.11 | ||
18. | Февральская революция 1917 г. | 1 | |||
19. | Переход власти к партии большевиков | 1 | 05.11-10.11 | ||
20. | Гражданская война и иностранная интервенция. Гражданская война на Урале. | 1 | |||
Глава 4. Общественно-политическое и экономическое развитие стран в 1917 – 1945 гг. (5 часов) | |||||
21. | Развитие социалистических идей. Рабочее движение. Марксизм. | 1 | 12.11-17.11 | ||
22. | Реформы и революции в общественно-политическом развитии. 1900 – 1945 гг. | 1 | |||
23. | Тоталитаризм как феномен XX века. Фашизм в Италии и Германии. | 1 | 19.11-24.11 | ||
24. | Внешняя политика и международные отношения 1920-х гг. | 1 | |||
25. | На путях ко Второй мировой войне. От европейской к мировой войне: 1939 – 1941 гг. | 1 | 26.11-01.12 | ||
Глава 5. Советское государство и общество в 1920 –1930-е гг. (9 часов) | |||||
26. | Новая экономическая политика | 1 | |||
27. | Образование СССР | 1 | 03.12-08.12 | ||
28. | Культура и искусство после октября 1917 г. | 1 | |||
29. | Модернизация экономики и укрепление обороноспособности в 1930-е гг. Культурная революция | 1 | 10.12-15.12 | ||
30. | Культ личности И.В. Сталина, массовые репрессии | 1 | |||
31. | Культура и искусство СССР в предвоенное десятилетие | 1 | 17.12-22.12 | ||
32. | Внешняя политика СССР в 1930-е гг. | 1 | |||
33. | Повторительно-обобщающий урок. | 0,5 | 0,5 | 24.12-29.12 | |
34. | Контрольная работа. «Советское государство и общество в 1920 –1930-е гг.» | 1 | |||
Глава 6. Вторая мировая война. Великая Отечественная война. 1941 – 1945 гг. (9 часов) | |||||
35. | Агрессия Германии. Начало Второй мировой войны. | 1 | 14.12-19.12 | ||
36. | Начальный период Великой Отечественной войны | 1 | |||
37. | Коренной перелом в Великой Отечественной войне | 1 | 21.01-26.01 | ||
38. | Заключительный этап Великой отечественной войны | 1 | |||
39. | СССР в боях за освобождение Европы и Азии от фашизма. | 1 | 28.01-02.02 | ||
40. | Причины, цена и значение Великой Победы | 1 | |||
41. | Вклад Урала в победу в Великой Отечественной войне. | 1 | 04.02-09.02 | ||
42. | Повторительно-обобщающий урок. | 0,5 | 0,5 | ||
43. | Контрольная работа. «Вторая мировая война. Великая Отечественная война. 1941 – 1945 гг.» | 1 | 11.02-16.02 | ||
Глава 7. Раскол мира на два враждебных лагеря (4 часа) | |||||
44. | Начало противостояния. Мир на грани ядерной войны. | 1 | |||
45. | Внешняя политика СССР в начальный период «холодной войны». Создание системы союзов. | 1 | 18.02-23.02 | ||
46. | От разрядки к новому противостоянию. | 1 | |||
47. | СССР политика мирного сосуществования и конфликты «холодной войны». | 1 | 25.02-02.03 | ||
Глава 8. СССР и социалистические страны (10 часов ) | |||||
48. | Послевоенное становление народного хозяйства СССР. Урал в послевоенное десятилетие. | 1 | |||
49. | Первые попытки реформ и XX съезд партии. | 1 | 04.03-09.03 | ||
50. | Противоречия развитого советского общества к 1950-1960 гг. | 1 | |||
51. | «Хрущев и Брежнев: судьба реформ». | 1 | 11.03-16.03 | ||
52. | Социализм в Восточной Европе. | 1 | |||
53. | Попытка проведения экономических реформ к 1960 гг. | 1 | 18.03-23.03 | ||
54. | Внешняя политика СССР во второй половине 6о-х гг. | 1 | |||
55. | Углубление криза внешней и внутренней политики советского общества. | 1 | 01.04-06.04 | ||
56. | Повторительно-обобщающий урок. | 0,5 | 0,5 | ||
57. | Контрольная работа. «СССР и мир в послевоенное время» | 1 | 08.04-13.04 | ||
Глава 9. Запад и «третий мир» во второй половине XX в. ( 3 часа ) | |||||
58. | Общественно-политическое развитие Запада 40-60-е гг. | 1 | |||
59. | Научно-техническая революция и общество в 70-80-е гг. | 1 | 15.04-20.04 | ||
60. | Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине ХХ в. | 1 | |||
Глав 10. Крушение советской системы. Россия на рубеже XX – XXI веков (12 часов) | |||||
61. | Политика перестройки в сфере экономики | 1 | 22.04-27.04 | ||
62. | Развитие гласности и демократии в СССР | 1 | |||
63. | Новое политическое мышление: достижения и проблемы | 1 | 29.04-04.05 | ||
64. | Кризис и распад советского общества | 1 | |||
65. | Курсом реформ: социально-экономические аспекты. | 1 | 06.05-11.05 | ||
66. | Политическое развитие Российской федерации в начале 1990-х гг. | 1 | |||
67. | Общественно-политические проблемы России. | 1 | 13.04-18.04 | ||
68. | Россия в начале XXI в. Регион в начале XXI в. | 1 | |||
69. | Внешняя политика Российской Федерации | 1 | 20.05-25.05 | ||
70. | Повторительно-обобщающий урок | 0,5 | 0,5 | ||
71. | Контрольная работа. «Россия на рубеже XX – XXI веков» | 1 | 27.05-31.05 | ||
72. | Искусство и культура России к началу XXI в. | 1 | |||
ИТОГО: 72 часа | 64 ч | 2, 5 ч | 5, 5 ч |
Содержание курса
10 класс
Вводный урок.
Раздел I. Меняющийся облик мира: опыт осмысления (4 часа)
История как предмет изучения. Единство и многообразие исторического процесса. Этапы развития исторического знания. Закономерности и случайности в жизни народов. Особенности истории России.
Раздел II. Человечество на заре своей истории (9 часов)
У истоков рода человеческого. Неолитическая революция. Первые государства Древнего мира. Цивилизации Древнего Востока. Древняя Греция. Древний Рим. Крушение империй Древнего мира.
Раздел III. Европа, Азия и Россия в средние века (57 часов)
Европа и Азия в Средние века. Исламский мир в Средние века. Раннефеодальные империи в Европе и их распад. Византия.
Начало Руси. Появление человека на территории Восточной Европы. Славяне в V—VII вв. Религия древних славян. Предпосылки образования Древнерусского государства. Появление государства у восточных славян. Русь в правление Игоря, Ольги и Святослава. Русь во времена Владимира Святославовича.
Русь в XI—XII вв. Правление Ярослава Мудрого. Зарождение феодальных отношений. Русское общество в XI в. Население Урала в VIII – XI вв. Время новых усобиц. Владимир Мономах — великий киевский князь. Политическая раздробленность Руси. Киевское и Чернигово-Северское княжества. Галицко-Волынское княжество. Новгородская земля. Северо-Восточная Русь в Х11 – начале Х111в. Культура Руси X — начала XIII в. Урал в X – начале XIII в.
Эпоха классического средневековья. Западная Европа в XII-XIII вв. Общественно-политическое развитие государств Европы. Государства Азии в период Европейского Средневековья. Международные отношения и войны Средневековья. Духовная жизнь и культура в Средние века.
Русь в XIII—XV вв. Начало монголо-татарского вторжения на Русь. Вторжение крестоносцев. Александр Невский. Русь и Золотая Орда при Александре Невском. Хозяйство Руси и положение различных групп общества в Х1V-ХVвв. Хозяйство и быт населения Урала в Х1V-ХVвв.
Москва — центр объединения русских земель. Эпоха Куликовской битвы. Дмитрий Донской. Феодальная война на Руси. Иван III – государь всея Руси.
Русь между Востоком и Западом. Культура и быт Х1V-ХVвв. Культура и быт населения Урала в Х1V-ХVвв.
Европа в раннее Новое время (позднее средневековье). Великие географические открытия. Европа в XV-XVI вв. Эпоха Возрождения и Реформации. Эпоха Абсолютизма. Государства Азии в позднем Средневековье.
Россия в XVI в. Правление Василия III. Внутренняя политика Ивана IV. Внешняя политика Ивана IV. Опричнина. Последние годы Грозного царя.
Новые явления в русской культуре. Культура средневекового Запада.
Содержание курса
11 класс
Вводный урок.
Раздел 1. Российское государство в конце XV – XVII вв. ( 11 часов)
Кризис государство и общества. Смутное время. 1584 – 1607 гг. Второй этап Смуты. Польско-литовская интервенция. Становление самодержавия Романовых. Церковь и государство в XVII в. Экономическое развитие и сословия в России в XVII в. «Бунташный» век. Внешняя политика России в XVII в. Формирование многонационального государства. Население Урала в XVII в. Культура и быт России в XVII в. Культура и быт Урала в XVII в.
Повторительно-обобщающий урок.
Раздел 2. Запад в Новое время (10 часов)
Европа в начале Нового времени. Великие географические открытия. Реформация и контрреформация в Европе. Социально-экономическое развитие Европы в XVII в. Европейский абсолютизм. Эпоха Просвещения. Война за независимость в Северной Америке. Великая французская революция и ее последствия для Европы. Мир Востока в XVIII веке: наступление колониальной системы. Тенденции развития европейской культуры XVII – XVIII вв.
Повторительно-обобщающий урок.
Раздел 3. Российская империя в XVIII в. (9 часов)
Внешняя политика Петра I. Северная война. Реформы Петра I. Социально-экономическое положение страны. Эпоха дворцовых переворотов. Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Хозяйственное развитие России в XVIII в. Хозяйство Урала в XVIII в. Народные восстания в России. Русская церковь в XVIII в. Русская культура и быт в XVIII в. Культура и быт Урала.
Повторительно-обобщающий урок.
Раздел 4. Запад в XIX в. (13 часов)
Наполеоновские войны. Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии. Реакция и революции в Европе 1820-1840-х гг. Меняющийся облик мира и Россия. Европа: облик и противоречия промышленной эпохи. Идейные течения и политические партии. Колониализм и кризис «традиционного общества» в странах Востока. Возникновение независимых государств в Латинской Америке. Возникновение национальных государств в Европе. Новые явления в экономике стран Запада. Колониальный раздел мира.
Повторительно-обобщающий урок.
Раздел 5. Россия на пути модернизации (24 часа)
Россия в начале XIX в. Урал в начале XIX в. Павел I. Начало царствования Александра I. Восстание декабристов. Внутренняя политика Николая I. Общественная жизнь России при Николае I. Крымская война (1853-1856 гг.) Отмена крепостного права. Либеральные реформы 1861-1870-х гг. Промышленность и транспорт в пореформенной России. Сельское хозяйство после отмены крепостного права. Общественное движение в 60-70-е гг. XIX в. Внешняя политика России в 60-70-е гг. XIX в. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Оживление оппозиционных движений после русско-турецкой войны 187701878 гг. Оживление оппозиционных движений после русско-турецкой войны 187701878 гг. Россия в конце XIX в. Урал в конце XIX в. Промышленный подъем 90-х гг. Достижения и просчеты. Россия в первые годы правления Николая II.
Повторительно-обобщающий урок.
Раздел 6. Культура XIX в. (3 часа)
Научно-технический прогресс и общество. Мировая литература и художественная культура. Культура России в XIX в.
Содержание курса
12 класс
Вводный урок.
Глава 1. Основные направления научно-технического прогресса, изменившие мир на рубеже XIX – XX веков (3 часа)
Научно-технический прогресс: основные направления. Обострение противоречий мирового развития в начале XX века. Пути развития стран Азии, Африки и Латинской Америки на рубеже XIX – XX веков.
Глава 2. Российская империя накануне Первой мировой войны (10 часов)
Российская империя на рубеже веков. Социально-экономическое развитие России. Политическое развитие империи накануне революции 1905 – 1907 гг. Русско-японская война 1904 – 1905 гг. Первая российская революция. Политическая жизнь страны после Манифеста 17 октября 1905 г. Третьеиюньская монархия и реформы П. А. Столыпина. Культура России в конце XIX – начале XX веков.
Глава 3. Первая мировая война. Россия в годы революций и гражданской войны (5 часов)
Первая мировая война. Россия в Первой мировой войне. Февральская революция 1917 г. Переход власти к партии большевиков. Гражданская война и иностранная интервенция.
Глава 4. Общественно-политическое и экономическое развитие стран в 1917 – 1945 гг. (5 часов)
Развитие социалистических идей. Рабочее движение. Марксизм. Реформы и революции в общественно-политическом развитии. 1900 – 1945 гг. Тоталитаризм как феномен XX века. Фашизм в Италии и Германии. Внешняя политика и международные отношения 1920-х гг. На путях ко Второй мировой войне. От европейской к мировой войне: 1939 – 1941 гг.
Глава 5. Советское государство и общество в 1920 –1930-е гг. (9 часов)
Новая экономическая политика. Образование СССР. Культура и искусство после октября 1917 г. Модернизация экономики и укрепление обороноспособности в 1930-е гг. Культурная революция. Культ личности И.В. Сталина, массовые репрессии. Культура и искусство СССР в предвоенное десятилетие. Внешняя политика СССР в 1930-е гг.
Глава 6. Вторая мировая война. Великая Отечественная война. 1941 – 1945 гг. (9 часов)
Агрессия Германии. Начало Второй мировой войны. Советско-германские отношения 1939-1941 гг. Начальный период Великой Отечественной войны. Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Заключительный этап Великой отечественной войны. СССР в боях за освобождение Европы и Азии от фашизма. Причины, цена и значение Великой Победы
Глава 7. Раскол мира на два враждебных лагеря (4 часа)
Начало противостояния. Мир на грани ядерной войны. Внешняя политика СССР в начальный период «холодной войны». Создание системы союзов. От разрядки к новому противостоянию. СССР политика мирного сосуществования и конфликты «холодной войны».
Глава 8. СССР и социалистические страны (10 часов )
Послевоенное становление народного хозяйства СССР и последние годы жизни И.В.Сталина. Первые попытки реформ и XX съезд партии. Противоречия развитого советского общества к 1950-1960 гг. «Хрущев и Брежнев: судьба реформ». Социализм в Восточной Европе. Попытка проведения экономических реформ к 1960 гг. Внешняя политика СССР во второй половине 6о-х гг. Углубление криза внешней и внутренней политики советского общества.
Глава 9. Запад и «третий мир» во второй половине XX в. ( 3 часа )
Общественно-политическое развитие Запада 40-60-е гг. Научно-техническая революция и общество в 70-80-е гг. Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине ХХ в.
Глав 10. Крушение советской системы. Россия на рубеже XX – XXI веков (12 часов)
Политика перестройки в сфере экономики. Развитие гласности и демократии в СССР. Новое политическое мышление: достижения и проблемы. Кризис и распад советского общества. Курсом реформ: социально-экономические аспекты. Политическое развитие Российской федерации в начале 1990-х гг. Общественно-политические проблемы России.
Россия в начале XXI в. Внешняя политика Российской Федерации. Искусство и культура России к началу XXI в.
Требования к уровню подготовки обучающихся
№ п/ п | Составляющая образованности | Содержание | Линия содержания |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Предметно-информационная | - Знание основных этапов, ключевых событий, процессов, явлений в истории России и мира в различные исторические эпохи; - Представление об исторических источниках, их оценках, значении; - Видение динамики в развитии исторических процессов; - Выделение особенностей исторического пути развития России; - Представление о взаимосвязи всемирной, региональной и национальной религиями. | Культурно-просветительская |
- Знание причин возникновения государства, этапов развития политической системы общества, основных законов государства; - Определение типов, форм государства на конкретных примерах; - Знание норм и правил выполнения работ различного вида. | Социально-правовая | ||
- Знание об истоках экологических проблем в мире и России, об истоках технологического освоения Урала. | Экологическая | ||
- Знание основных стратегий поведения человека в природе, иллюстрация на конкретных исторических примерах. | Валеологическая | ||
2. | Деятельностно-коммуникативная | - Умение соотносить события, процессы, явления; - Умение работать с историческим источником, различными знаковыми системами, исторической информацией; - Видеть и объяснять причинно-следственные связи; - Высказывать свое мнение по проблеме; - Представлять работу в виде реферата, рецензии, доклада; - Выстраивать систему аргументации. | Культурно-просветительская |
- Умение работать с нормативно-правовыми документами; - Характеризовать программы политических партий, движений; - Умение сравнивать итоги реформ в России и мира, прогнозировать пути преобразований; - Владение текстовой технологией, умение выстраивать устный и письменный ответ; - Наличие эвристических приемов мышления. | Социально- правовая | ||
- Определение путей решения экологических проблем; - Анализ деятельности правительства и общественных организаций, связанных с экологией. | Экологическая | ||
- Умение самоорганизовываться для выполнения определенного вида работ. | Валеологическая | ||
3 | Ценностно-ориентационная | - Понимание причин и следствий исторических событий; - Выделение собственной позиции в отношении исторических событий; - Определение собственных мировоззренческих установок; - Идентификация себя с конкретным народом. | Культурно-просветительская |
- Рассматривание истории как призмы прав человека, осознание личностного фактора в истории и роли закона в жизни государства; - Наличие осознанного выбора информации, понимание ее ценности. | Социально-правовая | ||
- Осознание человека как части природы, понимание значимости экологии человеческих отношений; | Экологическая | ||
- Ответственное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих. | Валеологическая |
Перечень учебно-методического обеспечения
- Бердинских В.А. История России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс. Практикум. – М.: Дрофа, 2010
- Дядькина Т.В., Селянина Л.В., Чеботарева Н.И. История в схемах и таблицах. – Изд-во: Глобус, 2007
- История. 5-11 классы: внеклассные мероприятия (познавательные игры, линейки, аукционы, викторины, праздники) / авт.-сост. Н.А. Белибхина, Н.А. Смогланеко. О.Г. Тихонова. – Волгоград: Учитель, 2007
- Журавлева О.Н. История России. 10 класс. Проектирование учебного курса. Методическое пособие. – Изд-во: Вентана-Граф, 2010
- Загладин Н.В., Симония Н.А. История. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX в.: 10 класс. – М.: ТИД «Русское слово - РС», 2008
- Зайцева Н.В. История. 10 класс: поцрочные планы по учебнику Н.В. Загладина, Н.А. Симония «Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века». Часть II. – Изд-ао: Учитель, 2010
- Кишенкова О.В. Тестовые задания по истории России. В 2-х частях.10 класс. – М.: Русское слово, 2009
- Лупиков К.В. Игры на уроках истории. 10-11 классы. – М.: ООО «Русское слово – учебная книга», 2009
- Пазин Р. История России: 10-ый класс: Тесты для промежуточной аттестации: учебно-методическое пособие. – Изд-во: «легион», 2009
- Сахаров А.Н. История России. XVII – XIX века: Учеб. Для 10 класса сред. общеобразоват. учебных заведений. М: ТИД «Русское слово - РС», 2007
Список литературы
- Государственный образовательный стандарт основного общего и среднего (полного) общего образования. – М., 2004
- Национально-региональный образовательный компонент дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования Свердловской области. – Екатеринбург, 2006
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Критерии оценки качества устного ответа
Уровень | Предметно-информационная | Деятельностно-коммуникативная | Ценностно-ориентационная |
1 уровень – неудовлет-ворительный | Знания слабые, хаотичные, неглубокие (на уровне отдельных фактов). | Отсутствуют навыки работы с картой, источниками, речь невнятная. | Отсутствуют собственные оценки, суждения. Нет аргументированных выводов. |
2 уровень – удовлет ворительный | Знания слабые (на уровне отдельных фактов), однако есть попытки связать в отдельное целое. | Присутствуют слабые навыки работы с исторической картой и источником. | Присутствуют попытки дать оценки событиям и явлениям, но данные оценки неточные, несистемные, неглубокие. |
3 уровень – хороший | Знания фактов на достаточно высоком уровне, присутствуют попытки анализа и интерпретации фактов. | Хорошее владение навыками работы с исторической картой. Умение работать с источником (выявлять информацию, сравнивать источники). Наличие грамотной устной речи. | Присутствуют собственные суждения о причинно-следственных связях, даются взвешенные оценки событиям и деятельности отдельных личностей. |
4 уровень – отличный | Высокий уровень фактологических, хронологических знаний. Присутствие интегрированного взгляда на историю России в контексте мировом и европейском. Используется дополнительный материал в виде знаний о памятниках литературы и искусства, в которых отражены события эпохи. | Высокие деятельностно-коммуникативные качества: умение читать историческую карту, выявлять сходства и различия в источниках, давать им оценку; сравнивать исторические события. Наличие высоких качеств устной речи. Последовательное изложение материала. | Присутствуют собственные суждения о причинно-следственных связях, даются взвешенные оценки событиям и деятельности отдельных личностей. Проявлены высокие гражданские качества. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Критерии оценки качества письменного ответа
Уровень | Критерии |
1 уровень – неудовлетворительный | - ответ обучающегося построен на основе воспроизведения материала по теме в рамках школьной программы и содержит только фактологический материал; - знания обучающегося по теме неполны и бессистемны; - выбранная тема не раскрыта. |
2 уровень – удовлетворительный | - ответ построен на основе воспроизведения материала по теме в рамках школьной программы, ориентирован только на фактологический материал; - знания фактов полны и систематизированы; - выбранная тема раскрыта достаточно полно. |
3 уровень – хороший | - обучающийся обладает достаточно полными знаниями по выбранному вопросу, может логично изложить материал, выделив причинно-следственные связи тех или иных событий, явлений, процессов; - обучающийся способен дать обоснованную оценку деятельности различных людей (политиков, ученых, художников, полководцев, бунтовщиков и др.); - обучающийся раскрывает тему письменно, выбрав соответствующую форму изложения; - работа написана грамотно и аккуратно. |
4 уровень – отличный | - обучающийся обладает глубокими знаниями по выбранному вопросу, может логично изложить материал, выделив причинно-следственные связи тех или иных событий, явлений, процессов; - обучающийся дает обоснованную оценку деятельности различных людей (политиков, ученых, художников, полководцев, бунтовщиков и др.), показав противоречия в их деятельности, а также дав оценку их личностных качеств; - обучающийся дополняет свои ответы материалами по истории Урала, рассматривает уральский регион в контексте российском и мировом. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Алгоритм анализа исторического документа.
1. Происхождение текста.
- Кто написал этот текст?
- Когда он был написан?
- К какому виду источников он относится: письмо, дневник, официальный документ и т.п.?
- Текст приводится на языке оригинала или в переводе?
2. Содержание текста.
- Каково содержание текста? Сделайте обзор его структуры. Озаглавьте отдельные абзацы. Подчеркните наиболее важные слова, персоналии, события. Если вам не известны какие-то слова, поработайте со словарем.
3. Достоверна ли информация в тексте?
- Свидетелем первой или второй очереди является автор текста? (Если автор присутствовал во время события, им описываемого, то он является первоочередным свидетелем).
- Текст первичен или вторичен? (Первичный текст современен событию, вторичный текст берет информацию из различных первичных источников. Первичный текст может быть написан автором второй очереди, то есть созданным много позже самого события).
4. Есть ли предрассудки в тексте?
- Разные люди часто толкуют одни и те же факты по-разному. Это может делаться бессознательно, но во многих случаях документы создаются с определенной целью.
5. Раскройте значение источника и содержащейся в ней информации.
6. Дайте обобщающую оценку данному источнику.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Планы и алгоритмы анализа исторического события,
деятеля, явления и т.д.
Правила конспектирования
1. Внимательно прочитайте текст. При чтении отмечайте непонятные места, новые слова, даты, имена.
2. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.
3. При первом чтении составьте простой план. При повторном чтении постарайтесь кратко сформулировать основные положения текста, отметив аргументы автора.
4. Перечитай ранее отмеченные места, их краткую последовательную запись.
5. При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами.
6. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.
Рецензия на ответ товарища
1. Оцените, насколько правильно и грамотно ответил Ваш товарищ, какие ошибки он допустил.
2. Следовал ли он по намеченному плану, в чем отошел от него, что пропустил.
3. Вспомните, выразил ли ученик свое личное мнение и отношение к историческим событиям и их участникам.
4. Употреблял ли в рассказе необходимые исторические термины и понятия.
5. Укажите ошибки и недостатки речи (ненужных повторения, отсутствие эпитетов, живых характеристик людей и событий).
Составление плана при работе с текстом
1. Прочитай текст про себя, продумай прочитанное.
2. Разбей текст на смысловые части и озаглавь их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.
3. Проверь, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.
4. Проверь, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.
Оценка исторического события
1. Установите причины события.
2. Определите заинтересованность в событии определенных классов и общественных групп.
3. Определите характер события (антифеодальный, освободительный, реакционный и т. д.).
4. Установите связь с другими подобными событиями.
5. Определите значение:
А) для участников события;
Б) для последующего исторического события.
Памятка для характеристики и оценки исторического деятеля
1. Вспомните или установите (по учебнику, отрывку из документа, книге для чтения): когда и в какой стране жил и действовал; к какому классу (общественной группе) принадлежал; его цели, планы; какой класс был заинтересован в них; какими средствами он добивался цели.
2. Опишите его внешность и характер. Какие личные качества помогали ему идти к цели (а какие мешали)? Что вы цените в его характере, что не одобряете?
3. Перечислите основные результаты его деятельности (какие цели удалось претворить в жизнь).
4. Установите (по его делам, поступкам), в интересах каких классов он действовал.
5. Оцените деятельность выдающегося человека (кому она была полезна, выгодна; помогала ли укреплению государства, развитию страны, улучшению положения народных масс, развитию культуры).
6. Выскажи свое отношение или неодобрение; как вы относитесь к средствам, которым он добивался цели; каким чертам его характера вы хотели бы подражать?
Требования к характеристике и оценке исторического деятеля
1. Раскрывать исторические условия и влияние общественной среды, в которой формировались взгляды, жизненные цели человека.
2. Раскрывать черты характера человека в зависимости от его воспитания, выдвинувшей его общественной среды, идеалов его класса.
3. Определять какие качества личности человека помогали или препятствовали достижению его целей, решению исторических задач.
4. Раскрывать связи между целями и мотивами его деятельности.
5. Оценивать его значение и роль в истории: по результатам его деятельности; по ее значимости для определенного класса, страны, народа.
6. Оценивать личность выдающегося исторического деятеля и его решающие поступки; выражать свое отношение к нему.
Обобщающая логическая схема изучения исторических явлений
1. Причины возникновения явления:
А) противоречия, вызвавшие явление, необходимость их преодоления;
Б) потребности, интересы сторон, общественных сил, заинтересованность их в решении противоречий;
2. Содержание явления, его развитие:
А) важнейшие факторы, связанные с борьбой за разрешение противоречия;
Б) социальная направленность действий различных сил, сторон, борьба за разрешение противоречий.
3. Причины определенного исхода (успеха или неуспеха) в развитии явления.
4. Последствия развития и значение явления:
А) разрешение данным явлением назревших противоречий;
Б) влияние данного явления на общий процесс исторического развития.
Характеристика общественных выступлений
1. Время и место выступления.
2. Связь с другими событиями.
3. Причины.
4. Социальный состав участников.
5. Требования, лозунги, цели.
6. Методы борьбы (митинги, демонстрации, стачки, восстание, акция протеста ил гражданского неповиновения и т. д.).
7. Масштабы выступления.
8. Уровень организованности.
9. Имена участников, руководителей.
10. Развитие событий, основные этапы.
11. Значение выступления, его результаты.
Характеристика политического строя государства
1. Форма правления: монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая) или республика (парламентская, смешанная, президентская).
2. Форма режима: демократия, авторитаризм, тоталитаризм.
3. Форма устройства: федерация, унитарное государство. Является ли составной частью какого-либо объединения конфедеративного типа (например, Европейского союза).
4. Структура органов власти:
А) глава государства, его полномочия;
Б) законодательные органы (структура, способ формирования, полномочия);
В) исполнительные органы (способ формирования, функции, подчиненность);
Г) судебные органы;
Д) соотношение прав законодательной, исполнительной и судебной власти;
Е) местные органы власти.
Характеристика войн
1. Причина войны, хронологические рамки.
2. Воюющие страны или группировки стран.
3. Цели сторон.
4. Соотношение сил воюющих стран.
5. Повод к войне.
6. Ход военных действий (по этапам):
а) планы сторон в начале каждого этапа;
б) военные и политические итоги этапа.
7. Характер войны.
8. Условия мирного договора.
9. Военные и политические итоги войны.
Памятка для решения познавательных задач
1. Внимательно прочитайте условие задачи и запомните вопросы к ней.
2. Начните обдумывать данные в тексте условия и определите, что они дают для ответа на вопрос.
3. Если в условии не хватает каких-либо данных, вспомните, что вы знаете по теме задачи, и подумайте, что из этих знаний может помочь решению.
4. Свое решение обязательно докажите.
5. Проверьте, является ли ваше решение ответом по существу вопроса задачи. Полон ли ваш ответ?
6. Проверьте, все ли возможные выводы по существу вопроса задачи вы сделали и доказали?
7. Подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи?
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Памятка для анализа документа
Вид документа | Типология вопросов и заданий к нему |
1. Документы государственного характера: грамоты, указы, приказы, законы, речи государственных деятелей, протоколы государственных мероприятий и т. Д. | 1. Когда, где, почему появился этот документ? |
2. Документы международного характера: договоры, соглашения, протоколы, деловая переписка и т. Д. | 1. Покажите на карте государства, составившие этот документ. |
3. Документы, связанные с политической борьбой: программы, воззвания, речи политиков, прокламации, декларации и т. П. | 1. Кто автор документа? Каковы его политические взгляды? |
4. Документы исторического характера: хроники, анналы, летописи, исторические сочинения | 1. Какие исторические факты излагаются в документе? |
5. Документы личностного характера: мемуары, дневники, письма, свидетельства очевидцев | 1. Кто автор документа? Каково его социальное положение? Должность? Занятия? Причастность к описываемым событиям? |
6. Документы литературного жанра как исторические памятники своей эпохи: проза, поэзия, драма, эпос, мифы, песни, сатира. Крылатые выражения и пр. | 1. Покажите на карте район мира, где происходит действие этого литературного источника. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике для вечерней школы. 10 класс
Содержит рояснительную записку и тематическое планирование по физике 10 класса на 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике для вечерней школы. 11 класс
Программа содержит тематическое планирование для 11 класс на 2 ч. и 1 ч в неделю. Пояснительная записка содержит задачи курса физики 11 класса,требования к уровню подготовки обучаемых,компетенции,соде...
Рабочая программа по физике для вечерней школы. 12 класс
Программа содержит тематическое планирование по физике 12 класса на 2 часа в неделю. Пояснительная записка содержит задачи курса физики,тебования к уровню подготовуи обучаемых, компетенции, содержание...
Рабочие программы по литературе для вечерней школы
Данные рабочие программы помогут учителю в работе с учащимися вечерней школы...
Рабочая программа по обществознанию для вечерней школы.
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования (базовый уровень), утвержденного приказом Минобразования Росс...
Рабочая программа по математике для вечерней школы
Рабочая программа по математиае для 10 класса вечерней школы (3-х летнее обучение в старшей школе) 5 часов в неделю....
рабочая программа по физике в вечерней школе 10-12 класс
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по физике. Рабочая программа разработанадля вечерней школы на 35- 36 учебных недель с нагрузкой 1 час в неделю. Программа состоит из п...