Поколение вещей
методическая разработка по обществознанию (5 класс) по теме

урок по обществознанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7.docx28.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

Поколение вещей

Тип урока

Изучение нового материала

Дата урока

Класс

5 а,б

Литература

Кравченко А.И. Обществознание: ученик для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2008

План урока

1. Понятие вещей.
2. Вещи в нашем доме.
3. Роль вещей в различные эпохи

Цель урока

  Познакомить учащихся с понятием вещей.

  Формировать умение самостоятельно строить рассказ на основе различных источников информации, обобщать отдельные факты.

  Воспитывать чувство уважения к тем людям, которые создавали различные предметы материальной культуры.

  Способствовать развитию познавательных интересов

Задачи урока

1) Образовательные:

Закрепить знания о том, что такое вещь;

2) Развивающие:

развитие способности к исследовательскому типу мышления;

развивать умения поиска и выделения значимых связей и отношений между частями целого;

умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей;

формировать опыт применения полученных знаний для решения типичных задач в области нахождения и анализа информации;

развивать умение использовать ИКТ.

3) Воспитательная:

активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе

уметь работать в группе и выслушать мнение собеседника

Формы и методы

урока

Методы: частично-поисковый

Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах

Основные термины и понятия

культурная память поколений, человечество, материальная культура, культурное наследие, предки, потомки

Планируемые образовательные результаты

Ожидаемые результаты

Компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность

Учащиеся должны:

  описывать вещи, объединять различные вещи в поколения, давать им характеристику;

  объяснять роль вещей в разные исторические эпохи;

  объяснять значение терминов и понятий;

  давать личностную оценку отношению к вещам людей и в обществе в целом

Целостно-смысловая компетенция

Умеют: определять понятия; вступать в речевое общение; работать с книгой

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы работы

УУД

Промежуточный контроль

Оргмомент

Проводит беседу по обсуждению темы, целей и плана урока

Записывают тему и план урока в тетрадь

Ф

ЛУД: понимают знаний для человека и принимают его

ПУД: формулирование ответов на вопросы учителя;

Поиск существенной информации

Устный опрос

Проверка домашнего задания

1.Что такое человечество?

2. Культурное наследие?

3. Культурная память?

4.Конфликт поколений?

5.Распределите вещи, к форме культуры они относятся

Ответы учащихся

И

И

Ф

И

И

РУД: Демонстрируют знания по пройденному материалу

КУД: Диалог учителя и ученика

ПУД: Демонстрируют знания по пройденному материалу

Обмениваются полученной  информацией

ЛУД: Рассуждение учеников

Устный ответ

Проверка таблицы в тетради

Актуализация знаний

«О чем может рассказать история вещей?»

Отвечают на вопросы. Постановка целей и задач урока

Ф

ПУД: осознанное речевое высказывание в устной форме о значении общения, способах общения;

Формулирование ответов на вопросы учителя;

Анализирование объектов;

Выделение главного;

Проведение сравнений;

Дополняющие и расширяющие имеющееся представления о культуре общения, целях общения

Устные ответы

Изучение нового материала

Сегодня мы с вами познакомимся с понятием «вещь», поговорим об истории возникновения различных вещей, об их значении для человека. На протяжении всего урока мы с вами будем разгадывать кроссворд, и вы будете рассказывать друг другу истории возникновения наиболее интересных вещей. В конце урока мы с вами должны будем ответить на главный вопрос:
«О чем может рассказать история вещей?»

– Ребята, как вы понимаете слово «вещь»


– В
толковом словаре Ожегова слово «вещь» имеет несколько значений:
1.
Вещь –  это отдельный предмет, изделие.
2.
Вещь – это то, что принадлежит к личному движимому имуществу (сдать вещи в багаж).


–  Итак, первая загадка:

1. Надеваю на глаза
Два стеклянных колеса.
Для чего нужны колеса?
Чтобы видеть дальше носа
(Очки)

Ученик рассказывает историю возникновения очков

2. Под крышей – ножки,
На крыше – ложки,
А рядом с ними –
С похлебкой плошки
(Стол)

Ученик рассказывает историю возникновения стола

3. Хоть у нас четыре ножки, мы не мышки и не кошки.
Хоть мы все имеем спинки, мы не овцы и не свинки.
Мы не кони, хоть на нас вы садились сотни раз.
Чтобы ноги отдохнули, отдохни-ка ты на ...
(стуле)

Ученик рассказывает историю возникновения стула

4. Стоит солнцу в тучах скрыться,
А дождю – заморосить,
Как спешит он весь раскрыться
И собою нас укрыть.
(Зонт)

Ученик рассказывает историю возникновения зонта

5. Перед тем, как в стену лечь,
В печь залез – бока обжечь. 
(Кирпич)

6. Открыть свои тайны любому готова.
Но ты от нее не услышишь и слова.
 (Книга)

7. Может и разбиться,
Может и свариться,
Если хочешь – в птицу может превратиться. 
(Яйцо)

8. Греет руки пара печек
Из колечек от овечек. 
(Варежки)

9. На черном поле –
Скок-поскок –
Гуляет зайчик-белячок. 
 (Мел)

10. Если день стоит погожий,
Он не выйдет из прихожей.
Если дождик моросит,
Он на улицу бежит. 
(Плащ)

11. Я увидел свой портрет,
Отошел – портрета нет. 
(Зеркало)

Ученик рассказывает историю возникновения зеркала

12. Из горячего колодца
Через нос водица льется! 
(Чайник)

– Итак, ребята, мы с вами разгадали весь кроссворд. Давайте посмотрим, какие ключевые слова у нас получились в заштрихованных клеточках.


Ответы учащихся

Записи термина  в тетрадь

Запись слова в кроссворд

Сообщение ученика

Запись слова в кроссворд

Сообщение ученика

Запись слова в кроссворд

Сообщение ученика

Запись слова в кроссворд

Сообщение ученика

Запись слова в кроссворд

Запись слова в кроссворд

Запись слова в кроссворд

Запись слова в кроссворд

Запись слова в кроссворд

Запись слова в кроссворд

Запись слова в кроссворд

Сообщение ученика

Запись слова в кроссворд

История вещей

Ф

И

РвП

РУД:  Формулируют вывод;

Обобщают и формулирую понятия

КУД: совместная деятельность

ПУД: Работают с текстом учебника

Узнают интересные факты о том как Древний человек

Обмениваются полученной  информацией

Переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение);

Исследовательские действия (поиск информации)

ЛУД: Рассуждение учеников

Записи в тетради

Задания в РТ

Устный ответ

Устный ответ

Первичное осмысление

– Итак, ребята, мы с вами разгадали весь кроссворд. Давайте посмотрим, какие ключевые слова у нас получились в заштрихованных клеточках.

– Так давай те ответим на главный вопрос урока:
«О чем может рассказать история вещей?»


– Для чего нужны вещи в наших домах?


– Как нужно относиться к вещам?


– Какова роль вещей в различные эпохи?

- История вещей

- Беседа, ответы учащихся

- Беседа, ответы учащихся

- Беседа, ответы учащихся

- Беседа, ответы учащихся

РвП

Ф

И

ПУД:

Самостоятельное выделение и формулирования цели;

Поиск информации

ЛУД: Понимают значение знаний для человека и принимают его

Устный опрос

Итоги урока. Рефлексия

Подводит итоги урока.

Комментирует и выставляет оценки за урок.

1.Отвечают на вопросы

2.Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Ф

ЛУД:

Понимают значение знаний для человека и принимают его

РУД:

Прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала

Домашнее задание

Объясняет домашнее задание

параграф 5, вопросы устно

Составить рассказ на тему «История одной вещи нашей семьи»

Записывают домашнее задание

И


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие" Из поколения в поколение это богатство передалось"

литературно- музыкальная композиция,посвященная чтению,книгам и читающим семьям...

Проект От поколения к поколению - "Игры, которые нас объединяют"

Работа представляет собой описание игр,  в которые играли наши предки....

Сравнительный анализ ФГОС по татарской литературе (стандарт первого поколения) и примерной программы (стандарт второго поколения)

Сравнительный анализ ФГОС по татарской литературе (стандарт первого поколения) и примерной программы (стандарт второго поколения)...

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ. «Вещь: красота и целесообразность. Форма и материал. Единство художественного и функционального в вещи».

Дизайн вещи от идеи до воплощения. В уроке используется современная образовательная технология ТРИЗ (технология решения изобретательских задач)....

Конспект занятия Мини-проект «Из вещи-вещь»

Цель занятия: Повторить понятия «дизайн», «дизайнер», «декор»; познакомить с ролью и значением материала в конструкции; выполнить мини-проект «Из вещи-ве...