Государство
методическая разработка по обществознанию (9 класс) по теме
Данный материал позволяет раскрыть понятия « государство», «гражданство», «политический режим»; определить причины возникновения, признаки, функции, формы государства; способствовать теоретическому осмыслению взаимосвязи государства и гражданина; создавать условия для формирования гражданственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gosudarstvo.zip | 205.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Государство
Цели урока: раскрыть понятия « государство», «гражданство», «политический режим»; определить
причины возникновения, признаки, функции, формы государства; способствовать
теоретическому осмыслению взаимосвязи государства и гражданина; создавать условия
для формирования гражданственности.
Оснащение: таблицы
Ход урока:
I. Повторение.
1. Работа в рабочей тетради – тема 1 - № 2, 5, 7,
II. Изучение нового материала
Эпиграф урока: "Государство могущественно тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранение жизни, но и его собственность, безопасность, честь и свободу" (Спиноза).
С первых и до последних дней своей жизни человек в большей или меньшей степени зависит от государства, призванного защищать его права и безопасность, но взамен требующего от человека соблюдения многочисленных норм, правил. Еще в античности возникло это противоречие между стремящейся к свободе человеческой личностью и жесткими ограничениями, налагаемыми на нее государством.
Что же такое государство и что значит быть гражданином своей страны? Как появилось государство? Какие признаки его характеризуют? Какие бывают государства? Вот на эти вопросы мы и попытаемся сегодня дать ответ.
Государство – организация политической власти, осуществляющая управление обществом
и обладающая суверенитетом.
Задание: Опираясь на текст учебника § 2 п.1 стр.11-13, назовите теории возникновения государства.
Теории происхождения государства
1. «Божественная» (государственная власть от Бога, а правосудие есть проявление Божьего суда)
2. Договорная (добровольное соглашение людей как согласование интересов членов общества)
3. Теория завоевания (первые государства – результат завоевания земледельческих общин
воинственными племенами кочевников)
4. Классовая (с расколом общества на классы, противоположные по своим интересам, у экономически
господствующего, но малочисленного класса появилась необходимость укрепить свое положение с
помощью политической власти)
В повседневной жизни термин "государство" отождествляется с такими понятиями, как страна, Родина, отечество.
Чем отличается страна от государства? Родина - место, где мы родились .
Страна - крупная территория, выделяемая по географическому положению и природным условиям, территория, имеющая определенные границы, обладающая государственным суверенитетом.
Государство же имеет свои отличительные черты, имеет свои признаки.
Признаки государства
1) единство территории;
2) наличие особой публичной власти;
3) суверенитет, независимость государственной власти от любой другой внутри страны и вне ее, право
государств решать свои внутренние и внешние вопросы;
4) налоговая система (сбор и взимание налогов в принудительном порядке);
5) издание законов, имеющих общеобязательную силу на всей территории данного государства;
6) наличие символов государства.
Осуществляя свое социальное назначение, государство выполняет определенные внутренние и внешние функции. В различное историческое время функции были различны. Современные государства выполняют следующие внутренние и внешние функции.
Функции государства
Внутренние функции:
1. Экономические: выработка экономической политики, создание необходимых условий для развития народного хозяйства, установление правовых основ рынка, управление государственным сектором экономики, налогообложение, поощрение конкуренции.
2. Социальные: охрана труда и здоровья людей, оказание поддержки семье, установление государством пенсий, пособий, защита престарелых, инвалидов, страхование жизни, здоровья.
3. Правовые: установление государственных правовых норм, издание законов, применение силы, если законы не выполняются.
4.Организационные: государство занимается обучением и расстановкой кадров на государственных предприятиях и в учреждениях, осуществляет контроль за исполнением властных решений.
5. Политические: осуществление политической власти, поддержка демократических норм и институтов.
6. Образовательные: обеспечивает обязательность, непрерывность начального или среднего образования, демократизацию общества.
7. Культурно-воспитательные: воспитание гражданственности, патриотизма.
Внешние функции:
1.участие в решении глобальных проблем современности;
2.защита границ, обеспечение национальной безопасности;
3.развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами;
4.отстаивание государственных интересов в международных делах.
Следующий вопрос, который мы рассматриваем – это вопрос о форме государства (схема)
Государства различаются между собой по форме правления, политическому режиму и национально- государственному устройству.
Форма правления | Монархия (неограниченная, ограниченная) | Единоличное правление; Власть главы является бессрочной, пожизненной и передается по наследству; Глава государства выступает как носитель государственного суверенитета; Монарх не несет юридической ответственности за свои действия и результаты правления. |
Республика (президентская, парламентская) | Высшие органы власти – выборные учреждения; Состав высших органов власти регулярно обновляется; Действует принцип разделения властей на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную; Государственные деятели несут юридическую ответственность за свои действия и результаты правления. | |
Форма территориально- государственного устройства | Унитарное | Административные части не обладают суверенитетом, у них нет своей конституции; местные власти подчиняются центральным (Франция, Венгрия, Чехия, Греция) |
Федеративное | Отдельные территории обладают значительной самостоятельностью; наряду с общими федеральными законами действуют и собственные законы и собственные органы управления (РФ, США, Германия, Мексика, Канада) | |
Конфедеративное | Объединения независимых государств для совместного решения задач (Швейцарская конфедерация) | |
Политический режим | Тоталитарный | |
Авторитарный | ||
Демократический |
Форма государства
Учебник § 3 п.2- 4- про себя , задание прочитайте и текст и определите какая из схем характеризует какой политический режим.
Политический режим – совокупность методов, средств и приемов осуществления политической
власти, отражающей уровень политической свободы.
Тоталитарный режим - (от лат. totalis — весь, целый, полный; лат. totalitas — цельность, полнота) —
политический режим, который стремится к полному (тотальному) контролю
государства над всеми сторонами жизни общества.
Авторитарный режим - (от лат. auctoritas — власть, влияние) — политический режим, основанный
на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении
некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан.
Демократия — политический режим, дающий гражданам право участвовать в принятии
политических решений и выбирать своих представителей в органы власти.
Форма государства
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Европейские государства раннего средневековья. Государство франков.
Презентация, сопровождающая урок по всеобщей истории в 10 классе...
программа элективного курса «ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ , ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ.»
Элективный курс «ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ , ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ.»предназначен для...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ЭКОНОМИКА И ГОСУДАРСТВО. РЕГУЛИРУЮЩАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ"
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9,11 КЛАССЫ...
ТЕСТ «ГОСУДАРСТВО. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА»
Тест "Государство и формы государства (2 варианта)" По программе : Певцова, Козленко "Право и основы правовой культуры 10-11 класс"...
Презентация "Происхождение государства.Понятие и признаки государства", электив по политологии, 10-11 классы
Раскрывает суть понятия "государство", теории о его происхождении, признаки государства, содержит большой иллюстративный материал, может использоваться на уроках обществознания в основной и средней шк...
Урок обществознания в 11 классе по теме "Роль государства в экономике. Экономические функции государства."
Урок организован в форме работы учащихся в группах.В ходе анализа экономических ситуаций и текстовой информации в группах: учащиеся актуализируют знания экономических понятий : несостоятельность рынка...
Государство и его признаки. Формы государства.
Презентация...