Использование ИКТ в образовательном процессе как способ оптимизации деятельности учащихся
презентация к уроку по обществознанию по теме
Использование ИКТ в образовательном процессе как способ оптимизации деятельности учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_raboty.pptx | 1.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Информатизация образовательного процесса на уроке - это подготовка и передача информации обучающимся, основным средством осуществления которых является компьютер, который в силу своей универсальности помогает эффективно решать задачу развития личности ученика.
Положительный эффект от использования в образовательном процессе ИК средств обучения сегодня очевиден многим, потому что они позволяют: 1) используя разнообразные формы работы, активизировать познавательную деятельность обучающихся и не только на уроке, 2) выстраивая индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребёнка, реализовать на практике принципы личностно-ориентированного, дифференцированного и индивидуализированного обучения, 3) наполняя уроки новым содержанием, расширять образовательное пространство вокруг ребёнка, 4) формируя элементы информационной культуры у детей, совершенствовать их информационную компетентность, 5) идти в ногу со временем.
Для учителя обществознания главное – гуманитарное образование личности ребенка, которое является основой человеческой нравственности и культуры. Информационные технологии становятся хорошим помощником учителю, делая процесс преподавания предмета не только интересным, но и более понятным.
За годы работы сложились следующие формы применения ИКТ на уроках обществознания: – работа в Word : тексты документально-методических комплексов, тесты, контрольные работы, дидактический раздаточный материал и т.д.; – работа в Power Point : мультимедийные презентации учителей и учеников – сопровождение лекций, организация самостоятельной работы; – работа в Excel : интерактивные тесты, диаграммы, таблицы; – использование Internet и медиа-ресурсов : дополнительный материал (тексты, карты, иллюстрации, музыка и т.д.); – работа в FrontPage : построение web-сайтов как учителем, так и учащимися; – работа в Publisher : подготовка справочных и обобщающих материалов, и т.д.
Первым этапом овладения мною ИКТ стало использование на уроке презентаций, выполненных при помощи программы Power Point . Презентация – это последовательность слайдов, на которых могут быть текстовые и визуальные материалы (рисунки, фотографии, диаграммы, видеоролики). Кроме того, показ слайдов может сопровождаться звуковыми эффектами (музыкой, речью диктора, шумовым оформлением). В своей практике я использую несколько вариантов презентаций: лекционная презентация, «плакаты», «тройное действие», интерактивные презентации.
Лекционная презентация – это визуальные материалы, иллюстрирующие содержание лекций, докладов, выступлений учителя или обучающихся. Здесь необходим строгий дизайн, выдержанность, единый стиль (шаблон) оформления для всех слайдов. Возможные анимационные эффекты должны быть строго дозированы. Анимация полезна как способ постепенного появления тезисов на экране. Развлекательный элемент сведен к минимуму. Лектор должен четко структурировать представляемый материал. На слайды нужно помещать только опорные тезисы выступления, которые в ходе лекции необходимо раскрывать и развивать.
Общение получение знаний об окружающем мире передача опыта усвоение культурных и нравственных ценностей оценка поступков и отношений людей усвоение правил поведения и применение их на практике развитие интересов человека это
«Плакаты» - это демонстрация иллюстраций, фотографий с минимумом подписей. Демонстрируемый визуальный материал должен быть хорошего качества и крупного размера. Вся работа по разъяснению представляемого материала полностью лежит на учителе, который комментирует представленные слайды, отвечает на вопросы обучающихся.
«Древнейшие люди»
Наиболее активно данную разновидность презентаций я использую: при составлении виртуальных экскурсий по историческим местам, предлагая детям при помощи презентации совершить заочную экскурсию в то или иное место, связанное с жизнью и деятельностью исторических личностей.
«Тройное действие» На слайдах помимо визуальных материалов приведена текстовая информация, которая может либо пояснять содержимое слайда, либо «расширять» его. В результате – при правильном распределении внимания учащихся, мы задействуем три механизма восприятия: зрительно-образно, связанное с фотографиями, слуховое, связанное с пониманием того, о чём говорит учитель; дополнительное зрительное, связанное с одновременным чтением предлагаемого материала.
Интерактивные презентации Данные презентации наиболее эффективны при организации самостоятельной деятельности обучающихся на уроке во время семинарских занятий и практикумов. Если презентация предназначена для самостоятельной работы детей, её навигация (способ управления по слайдам) должен быть хорошо продуман, поскольку управлять презентацией должны теперь учащиеся, а не её автор, знающий все нюансы.
Задание 5. Выберите правильный ответ. Иерархию потребностей человека создал А) А.Петровский Б) П.Сорокин В) А.Маслоу Г) А.Тойнби
Увы вы ошиблись!!!
Правильный ответ!!!
Какой бы вариант презентации не использовался на уроке, приступая к её созданию, необходимо обдумать следующее: каковы цели и задачи, которых хочу достичь в результате показа данной презентации; какова аудитория, перед которой мне предстоит выступать; какова мотивация этой аудитории к тому, чтобы меня слушать; в каких технических условиях презентация будет демонстрироваться
Три технических условиях презентация: проецирование слайдов на большой экран, учащиеся следят за показом со своих мест; учащиеся видят содержание презентации на персональных компьютерах, слушая комментарии учителя к ней; ребята самостоятельно знакомятся с презентацией (без комментариев учителя или без его присутствия). На эти же моменты обращаю внимание детей, когда предлагаю им подготовить презентацию по той или иной учебной теме.
В этом учебном году я впервые стала использовать в работе с детьми ЭОРы (электронные образовательные ресурсы). На сегодняшний день рынок электронных образовательных ресурсов предлагает преподавателю десятки обучающих, контролирующих программ учебного назначения. Это электронные учебники: прототипы традиционных учебников, оригинальные электронные ресурсы, предметно обучающие системы, разработанные по модульному принципу. Ещё одна разновидность электронных средств обучения - электронные учебные пособия: репетиторы, тренажеры, интерактивные коллекции, словари, справочники; электронные издания для контроля знаний учащихся.
Актуальность использования компьютерных программ подобного типа для учителя и ученика состоит в том, что: 1) программы можно использовать как на уроке с помощью учителя, так и самостоятельно в компьютерном классе или дома; 2) задания, предлагаемые в программе, могут являться как тренажерными, так и контрольными; 3) есть возможность для повторения материала и ликвидации пробелов по конкретному разделу, исходя из индивидуальных затруднений обучающегося; 4) в любое время учащийся может вспомнить теоретический материал, узнать незнакомый термин, воспользовавшись системой "Справочник", 5) программы дают возможность ознакомиться с примерами, иллюстрирующими историческое явление, 6) дают возможность обучающемуся выбрать индивидуальный темп обучения, благодаря наличию обратной связи, при компьютерной форме обучения существенно меняется характер самоконтроля в процессе обучения.
Достоинств у ЦЭОРов масса. Главное разумно использовать их с пользой для каждого ученика. А для этого нужно научиться «отделять зёрна от плевел», т.е. критично подходить к отбору ЦЭОРов , которые в большом количестве предлагаются учителю и на прилавках магазинов, и в ИНТЕРНЕТЕ.
Мною был проведен констатирующий эксперимент Был выбран контрольный и экспериментальный класс. В обоих классах на уроке применила презентации. Анализ урока показал, что дети заинтересовались данным видом пед.технологии . И у них появился творческий подход к выполнению домашних заданий.
Поисковый эксперимент В результате которого разработана система применения ИКТ на уроках. Разработанная система была реализована в экспериментальном классе.
Формирующий эксперимент В контрольном и экспериментальном классах были проведены уроки с применением ИКТ. Анализ уроков показал, что % усвоения учебного материала в экспериментальном классе стал намного выше.
Творческий уровень в экспериментальном классе
Творческий уровень в контрольном классе
В заключение хочу отметить, что формы работы с информационными технологиями могут стать обыденными и привычными для каждого из нас на различных этапах урока: на этапе изучения нового материала, на этапе закрепления изученного, на этапе контроля, т.е. проверки уровня сформированности ключевых и предметных компетенций обучающихся, при выполнении домашнего задания, на этапе подготовки к уроку.
Сложность, на мой взгляд, заключается лишь в том, как организовать и распределить рабочее время учителя, потому что провести урок с использованием информационных технологий – самое простое и приятное дело. А найти часы на осуществление подготовительного этапа – самого важного в этом процессе – вот основная проблема! Но если вспомнить известную народную мудрость, то, наверное, можно найти и силы, и время и на дистанционное повышение квалификации в том числе. Став постоянным слушателем Международного Института Развития « ЭкоПро » и на Образовательным портале «Мой университет», повышая квалификацию в области «Активных методов обучения» и изучая новую образовательную технологию модерации . Всё это даёт возможность учителю двигаться вперёд, чтобы не потерять себя в стремительно изменяющемся мире и оставаться интересным своим ученикам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация программы мастер класса по теме " Образовательные технологии личностно-профессионального роста учителя, используемые в учебном процессе по активизации познавательной деятельности учащихся в условиях общеобразовательной школы"
По теме: "Образовательные технологии личностно-профессионального роста учителя, используемые в учебном процессе по активизации познавательной деятельности учащихся в условиях общеобразовательной школы...
Использование современных педагогических и информационных технологий в образовательном процессе для активизации творческого потенциала учащихся
В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”.Обучение превращается в подобие некоего техноло...
Использование современных педагогических и информационных технологий в образовательном процессе для активизации творческого потенциала учащихся.
Из выступления на педагогическом совете от 17 ноября 2014 года.В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить ...
Из инновационного педагогического опыта "Использование современных образовательных технологий при формировании самостоятельной деятельности учащихся"
Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. В рамках школьной пр...
Использование электронных изданий учебного назначения как способ оптимизации образовательной деятельности
Статья посвящена вопросам использования электронных изданий учебного назначения в образовательном процессе в целях его оптимизации...
СПОСОБЫ И МЕТОДЫ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Выступление на педсовете или собрании МО...
Технология использования педагогических мастерских как способ организации деятельности учащихся
Использование технологии педагогических мастерских для организации учебной деятельности учащихся...