Парламентские уроки
методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме

imageВ жизни всегда приходится выбирать: между плохим поступком и хорошим, между одной профессией и другой и т.д. Сделать выбор подчас трудно, особенно когда речь идет о собственной судьбе. Но ещё труднее сделать выбор, когда речь идет о судьбе целого государства.

Молодое поколение должно знать, как стать активным участником общественно-политической жизни. Именно в школьные годы закладываются основы знаний и характер будущего избирателя, его отношение к окружающим его людям и Родине. Для того чтобы помочь будущим избирателям овладеть подобными знаниями, воспитать в них патриотизм и чувство ответственности  проводятся   парламентские уроки. Вашему вниманию предлагаются методические разработки таких  уроков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пресс-конференция

«Диалог власти и молодежи: к вопросу  о выборах»

Учитель. Здравствуйте ребята, уважаемые гости!

В жизни всегда приходится выбирать: между плохим поступком и хорошим, между одной профессией и другой и т.д. Сделать выбор подчас трудно, особенно когда речь идет о собственной судьбе. Но ещё труднее сделать выбор, когда речь идет о судьбе целого государства.

Молодое поколение должно знать, как стать активным участником общественно-политической жизни. Именно в школьные годы закладываются основы знаний и характер будущего избирателя, его отношение к окружающим его людям и Родине. Для того чтобы помочь будущим избирателям овладеть подобными знаниями, воспитать в них патриотизм и чувство ответственности мы проводим очередной парламентский урок.

Сегодня мы будем говорить об избирательном праве и избирательной системе, о демократических выборах.

         

Урок проведем в форме пресс-конференции. Постарайтесь проявить свою активность, информированность, заинтересованность и ответственность.

Хочу представить участников пресс-конференции:

Депутат Государственного совета Республики Татарстан,  Почетный житель города Лениногорска Садриев Исхак Аюпович.   В течение 17 лет Исхак  Аюпович возглавлял администрацию Лениногорского района.. За эти годы в районе произошли значительные изменения.  Лениногорск превратился в один из красивейших городов России.

Помощник депутата Государственного совета, Заслуженный учитель школы РФ, бывший заведующий ГОРОО Салахов Салих Сахабович.

Депутат  представительного органа Лениногорского муниципального района РТ, Почетный работник образования РФ, директор школы №8 Рафикова Гульфира Мазитовна.

В пресс-конференции участвуют  группы специалистов:  «историков», «правоведов», «политологов», «социологов».  В роли  «журналистов»  выступят  учащиеся 9-11 классов. Напомню правила: «журналист», задающий вопрос, должен четко произнести свое имя. Желательно указывать, кому адресован вопрос. «Специалисты» должны давать полный, но по возможности краткий ответ.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Итак, начнем наш  парламентский урок.  Для торжественного открытия урока слово предоставляется  Садриеву Исхаку Аюповичу.

Учитель: Уважаемые депутаты, «специалисты»! Сейчас мы перейдем к самому важному этапу урока: это ответы на вопросы журналистов, гостей.

Журналист: Все знают, что система выборов сформировалась давно. Я обращаюсь к «историкам».  Расскажите вкратце о том, как зарождалось избирательное право в мире  и в России.

«Историк 1»

В Древней Греции высшим властным институтом считалось народное Собрание, куда имели доступ все свободные люди, имевшие право носить оружие. Решения, принятые большинством путем поднятия руки на народном Собрании, были обязательными  к исполнению.

В Спарте самые важные вопросы принимались всенародно: граждане пытались перекричать друг друга, голосуя за то или иное решение.

В Древнем Риме решения плебейских собраний были  обязательными для всего народа.

«Историк 2» (слайд)

Среди политических институтов Древней Руси особое место занимают вечевые собрания. На них с участием широких слоев населения решались важнейшие вопросы местного и государственного значения. Вечевые собрания действовали в Новгороде, Киеве, Пскове, Смоленске, Твери и  других городах Киевской Руси.

Позже на смену городским вечевым собраниям и совещаниям царя с ближайшими боярами приходят земские соборы.

Реформы середины XIX в. внесли ряд существенных изменений в российское избирательное право. Так, при выборах в органы местного самоуправления был положен принцип сословности.

Революционные события 1905-1907 гг. заставили царя пойти на уступки. Была создана Государственная Дума – общегосударственный представительный орган.

Революционные события 1917 года положили начало новому этапу в развитии российского избирательного права: выборы стали прямыми, тайными, всеобщими, избирательные права получили женщины и военнослужащие, возрастной ценз был снижен до 20 лет.

 

Журналист:  Возможность участия в политической жизни, в управлении государственными делами является важнейшей стороной политического статуса личности. Свой вопрос адресую правоведам. В какой степени  и  какими способами рядовой гражданин может участвовать в управлении делами государства?

Правовед 1. Ответ на этот важнейший вопрос дает статья 32 Конституции РФ (слайд)

Каждый гражданин РФ по достижении 18 лет  имеет право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Исключение составляют граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Журналист. Я хочу расширить знания об избирательном праве. К каким источникам мне нужно обратиться?

Правовед 2  (слайд, книжная выставка)

К основным источникам по избирательному праву относятся:

Конституция РФ и Конституция РТ

«ФКЗ «О референдуме»

ФЗ «О выборах Президента РФ» и «Выборах Президента РТ»

ФЗ «О выборах депутатов ГД ФС РФ» и «О выборах  депутатов ГС РТ» и др.

Журналист: Как известно, граждане России обладают правом голоса с 18 лет. Между тем в некоторых странах оно дается позже (только с 21), в некоторых  - раньше (даже с 16 лет). Какова ваша позиция, Исхак Аюпович и Гульфира Мазитовна,  по проблеме снижения избирательного возраста.

Ответы Садриева И.А. и Рафиковой Г.М., «специалистов».

Журналист Во многих государствах, в том числе и в России,  введен возрастной ценз для осуществления гражданином права избирать и быть избранным. Как вы считаете. соответствует ли этот ценз ценностям демократического общества? Не ущемляет ли он права молодежи?

Политолог 1. Возрастной ценз не противоречит ценностям демократического общества. Возрастной ценз распространяется на всех граждан соответствующего возраста, т.е. принцип равноправия не нарушается.

Возрастной ценз не исключает других возможностей подростков и молодежи участвовать в политической жизни общества

Политолог 2.

Возрастной ценз не нарушает принципа периодической выборности органов государственной власти

Возрастной ценз целесообразен в силу сроков политической социализации подростков и молодежи.

Журналист: Выборы – это один из способов формирования представительных органов. Во всех демократических государствах выборы проводятся по определенным правилам, или принципам, которые нельзя менять ни при каких обстоятельствах.  Раскройте, пожалуйста, основные принципы демократических выборов в России.

Правовед 2. Принципами свободных демократических выборов в России являются: (слайд)

Всеобщность (право избирать и быть избранными имеют все совершеннолетние граждане Российской Федерации, независимо от их места проживания, пола, расы, вероисповедания, национальности, имущественного и должностного положения);

Равенство (равенство возможностей участников избирательного процесса);

Альтернативность (всегда есть выбор: наличие нескольких кандидатов, политических партий);

Периодичность и регулярность выборов (например, выборы депутатов Государственной Думы Российской Федерации проходят раз в четыре года);

Тайное голосование (каждый сам делает свой выбор, в кабинке для голосования находиться один).

Журналист:   В жизни  случаются  ситуации, когда какой-либо принцип нарушается. Уважаемые депутаты, «специалисты», прокомментируйте, пожалуйста, какие могут быть следствия в каждой из названных ситуаций. ( демонстрируются  видеофрагменты).

Ситуация 1.  Во время голосования  рядом с голосующим стоит  некий человек в черном костюме и следит за тем,  возле фамилии какого депутата в бюллетене проставляется галочка.      Какой принцип нарушается? К чему это приведет?

Ответ

Ситуация 2

Иногда члены избирательной  комиссии разрешают одному человеку голосовать за другого, т.е. сосед может проголосовать за соседа, родственник – за родственника.

 Как такая ситуация отразится на результатах выборов?

Ответ

Ситуация 3.

 В бюллетене для голосования проставлена только одна фамилия. Какой избирательный принцип нарушен? К каким последствиям может привести такой порядок выборов?

Ответ

Журналист   Во многих регионах России активность граждан на выборах неуклонно снижается. Не все граждане хотят воспользоваться  своим  правом  избирать. Почему так происходит? А если мы не будем ходить на выборы, к чему это может привести?   Какими могут быть причины низкой явки избирателей на выборы?

 Политолог 1 Причинами низкой  явки избирателей на выборы могут быть:

Кризисные явления в обществе, неспособность властей найти выход, неверие в перемены к лучшему;

Люди заняты частной жизнью и бизнесом, у них нет интереса к политике;

Избиратели утратили веру в демократические институты, не доверяют властям;

Низкая активность может быть связана с политической стабильностью;

Политолог 2.

Неявка на выборы  может привести к тому, что во власти окажутся люди, которым мы не доверяем, люди, которые, не смогут правильно решить возникающие проблемы. В этом случае, может произойти рост социальной напряженности в обществе. Соглашусь с мнением Д. Натана  «Плохие государственные деятели избираются хорошими гражданами…не участвующими в голосовании». Нужно ходить на выборы! Ведь только участвуя в политической жизни, мы можем действительно изменить свою жизнь и жизнь близких нам людей в лучшую сторону.

Журналист:  Вопрос Исхаку Аюповичу. В некоторых странах мира участие в голосовании не право, а обязанность. Не явившемуся без уважительной причины на избирательный участок гражданину грозит крупный штраф. Считаете ли вы целесообразным такую форму экономического принуждения к участию в выборах?

Ответ Садриева И.А.

Журналист: Участие в выборах – это не просто важнейшее конституционное право, но и событие. На основе избирательного права  организуется избирательный процесс или избирательная кампания. Мой вопрос к «политологам». Какие основные этапы принято выделять в избирательной кампании.

Политолог 1. ( слайд)

К основным этапам избирательной кампании относятся

- назначение выборов;

-организация избирательных округов;

- создание избирательных комиссий;

-регистрация избирателей;

-выдвижение кандидатов;

-предвыборная агитация;

-голосование;

-подведение итогов голосования

-оглашение результатов выборов

Журналист  Каждый гражданин в зависимости от жизненных  обстоятельств, личных потребностей и возможностей выбирает для себя конкретную политическую роль. Не все, естественно, хотят сделать политику своей профессией. Однако существует вид политической деятельности, в которой участвуют, как правило, большинство населения. Это - выборы. Результаты каких  выборов в наибольшей степени влияют на жизнь граждан?  Вопрос адресован социологам.

Социолог 1

Нами был проведен социологический опрос совершеннолетних граждан. Мы обратились к  ним  с вопросом «Результаты каких выборов в наибольшей степени влияют на жизнь граждан?». Результаты опроса представлены в таблице

Варианты ответов

Влияют (% от числа опрошенных)

Президентские выборы

23

54

Парламентские выборы

4

11

Выборы в законодательные собрания регионов

5

3

Выборы в органы местного самоуправления

27

10

Никакие не влияют

20

12

Все влияют

7

3

Затрудняюсь ответить

14

7

Выводы

  1. Мнение опрошенных граждан разделилось: приблизительно одинаковые группы (20-27%) признали влияние на свою жизнь президентских выборов и органов местного самоуправления, а также высказали мнение, что выборы  никак не влияют.
  2. Более половины опрошенных признали определяющее влияние президентских выборов на судьбу страны.

Социолог 2.

Я попробую обосновать данные выводы. Решение многих повседневных проблем связано с органами местного самоуправления, поэтому многие опрошенные отметили их значение; поскольку президент страны определяет основные направления внутренней и внешней политики, его влияние на судьбу страны было признано большинством граждан.

Журналист. Выборы в органы местного самоуправления скоро пройдут в нашей республике. Свой  вопрос адресую Рафиковой Г.М., кандидату в депутаты: Как формируется представительный орган местного самоуправления? Сколько депутатов входит в его состав?  По какому принципу они избираются? Какова процедура выдвижения кандидатов?

Ответ Рафиковой Г.М.

Журналист:  Для того, чтобы сделать правильный выбор, необходимо проанализировать предвыборную программу кандидата, которая должна дать четкий и ясный ответ на вопрос о том, какие  экономические, социальные и демократические блага приобретет избиратель и его семья, если программа будет выполнена. Гульфира Мазитовна расскажите  о себе, о своей программе

Кандидат в депутаты Рафикова Г.М. демонстрирует  «журналистам» и гостям  листовку с программой.

Учитель: на пресс- конференции присутствуют гости – «будущие избиратели». Они также хотят задать вопросы.

Вопросы от «будущих избирателей»  Скоро  мы  приобретаем избирательные права. Поэтому хотелось бы получить ответы  на некоторые вопросы. По достижении  какого возраста гражданина можно привлекать к предвыборной агитации?

Отв.: С 18-ти лет.

Что делать, если паспорт  забыл дома, но  готов предоставить членам участковой избирательной комиссии студенческий билет.

Отв.: Члены избирательной комиссии не могут выдать избирательный бюллетень, так как для принятия участия в голосовании необходимо предоставить  паспорт или другой документ, заменяющий паспорт (например, справка из регистрационной службы о сдаче паспорта для регистрации, военный билет и др.). При предъявлении водительских прав, ученического или студенческого билета, служебного удостоверения избирательный бюллетень вам выдан не будет.

Что должен делать избиратель, не имеющий возможности проголосовать в день голосования по выборам в органы государственной власти на том избирательном участке, где он включен в список избирателей?

Отв.: Он должен обратиться в соответствующую избирательную комиссию (участковую, территориальную), чтобы получить открепительное удостоверение, по которому он сможет проголосовать на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования.

На избирательном участке, в кабинке заполнили бюллетень и поняли, что  допустили ошибку. Можно ли исправить ситуацию?

Отв.: Вы вправе обратиться к члену участковой избирательной комиссии с просьбой выдать новый избирательный бюллетень взамен испорченного.

К примеру, в день выборов мне  исполнилось 18 лет, но в  списки избирателей не был включен. Законно ли  будет требование выдать бюллетень для участия в голосовании?

Ответ Да, в данном случае у Вас есть право просить членов участковой  избирательной комиссии включить Вас в список избирателей и выдать Вам избирательный бюллетень

Учитель задает вопрос  депутату ГС РТ. Исхак Аюпович, что вы можете сказать о проведенной  пресс-конференции? Обоснована ли, по Вашему мнению, форма диалога власти и молодежи?

Ответ депутата ГС РТ Садриева И.А.

Учитель: выборы – дело государственного масштаба и требует от каждого из нас немало сил, упорства, ума, работоспособности, ответственности за свои деяния и поступки.

С 18-ти лет, ребята, участие в выборах превратиться для вас в реальность. Спасибо за активность всем старшеклассникам, которые выступили сегодня  в качестве «специалистов» и «журналистов». Спасибо присутствующим депутатам: Садриеву И.А., Рафиковой Г.М., помощнику депутата Салахову Салиху Сахабовичу.

Пресс-конференция закончена.



Предварительный просмотр:

Парламентский урок  для учащихся  9- 11 класов

«Где рождаются законы»

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, ребята! Уважаемые гости, коллеги!  Мне выпала счастливая миссия – провести первый парламентский урок. На уроке присутствует Садриев Исхак Аюпович, Почетный гражданин   г.Лениногорска.

Исхак Аюпович  с 1992 по 2009 годы успешно возглавлял администрацию Лениногорского района и города. За эти годы в городе произошли значительные изменения. Он превратился в один из красивейших городов России. Сегодня Исхак Аюпович – народный депутат Государственного совета Республики Татарстан.

Учитель: Итак, начнем наш первый парламентский урок.  Для торжественного открытия урока слово предоставляется  Садриеву Исхаку Аюповичу.

 Учитель: Политика и власть  - важнейшие составляющие жизни человеческого сообщества. Без них вряд ли можно было бы представить современную жизнь, да и вообще любой период истории. Не зря ещё Аристотель говорил, что человек является существом политическим. Человек должен ощущать, что власть исходит от него, от степени активности простых людей зависят судьбы стран и государств.

На прошлом уроке вы показали прекрасные результаты, когда обсуждали тему «История развитие парламентаризма в РФ и её регионах». Сейчас учащиеся 9-х кл (4 чел) составят  схему  государственных органов власти в РФ и РТ, а старшеклассники  устно восстановят основные выводы того урока.  

Учащиеся

Российская Федерация – государство с республиканской формой правления. Высшим представительным (законодательным) органом государственной власти в России является парламент, именуемый Федеральное собрание.

Современные парламенты – наследники сословно-представительных учреждений, возникших в ряде европейских стран в XIII – XV вв. Земский собор, впервые созванный Иваном Грозным в 1549 году, был именно таким учреждением.

Большое распространение парламенты как представительные законодательные собрания получили после буржуазных революций конца XVIII – XIX в. Вплоть до ХХ в. преобладали двухпалатные парламенты, в ХХ в. большинство парламентов состоят из одной палаты.

Представительные органы государственной власти формируются путем  прямых, равных, всеобщих, тайных выборов.

В марте 1995 г. прошли выборы в постоянно действующий высший представительный, законодательный орган государственной власти Республики Татарстан – Государственный Совет (преемник Верховного Совета Республики Татарстан)

В Татарстане действуют в настоящее время около 700 республиканских законов, принятых Государственным Советом за прошедшие годы.

Действующий состав Государственного Совета Республики Татарстан в количестве 100 человек избран по пропорционально-мажоритарной избирательной системе (50% - по партийным спискам, 50 % - по территориальным округам) 1 марта 2009 года сроком на пять лет.

Проверка выполнения схем.

Учитель: Таким образом, на предыдущих уроках мы с вами изучали смысловое содержание термина «политическая система», «парламентаризм», «демократия»,  то сегодня мы узнаем о полномочиях законодательных органов государственной власти Российской Федерации и Республики Татарстан; об организации законотворческого процесса в Российской Федерации и Республики Татарстан.

Я надеюсь, что сегодня вы будете также креативны и работоспособны. Желаю вам всем прославить свое имя на предстоящем уроке.

Я предлагаю вам посмотреть видеофильм о Государственном Совете Республики Татарстан.

Учитель: Посмотрев фильм, вы узнали много нового и интересного. Теперь у вас не возникнет трудностей ответить на мои вопросы.

1.Кто возглавляет Государственный Совет Республики Татарстан? (Мухаметшин Фарид Хайруллович 

2. Как определено в Конституции Республики Татарстан место Государственного Совета Республики Татарстан  в системе органов государственной власти Республики Татарстан?
        3.  Кто может быть избран депутатом Государственного Совета Республики Татарстан?

4. Что относится к ведению Государственного Совета Республики Татарстан?

5.Какова главная задача Государственного Совета? (Принятие Конституции республики и внесение в нее изменений; принятие законов и их толкование).

7.Какие законы вы знаете? (Закон об образовании, Семейный кодекс Республики Татарстан, Кодекс об административных правонарушениях Республики Татарстан, Бюджетный кодекс, Закон о культуре, Закон о государственных символах Республики Татарстан, Избирательный кодекс, Экологический кодекс Республики Татарстан и др.).

Учитель: Продолжаем урок. Вопрос о полномочиях законодательного органа РФ  - Федерального собрания – мы рассмотрим, работая с текстом Конституции Российской Федерации.

1. Как определено в Конституции Российской Федерации место Федерального Собрания
в системе органов государственной власти Российской Федерации?

_ _ _

2. Кто входит в Совет Федерации?

_ _ _

3. Кто может быть избран депутатом Государственной Думы?

_ _ _

4. Назовите функции Совета Федерации и Государственной Думы

_ _ _

5. Каков порядок принятия федеральных законов?

_ _ _

Ведущий:  Ребята, теперь вы знаете, кто такие депутаты. Как вы считаете, депутат – это профессия или призвание?  Какую  роль в жизни нашего общества играют депутаты?  Давайте  «нарисуем» словесный     портрет депутата.

Ведущий: Мы построили с вами образ идеального депутата, нам стал понятен его внешний и внутренний мир. Такими депутатами, безусловно, являются  Садриев И.А. и Рафикова Г.М.

Беседа  учащихся с депутатами.

  1. Какой законопроект в Государственном совете РТ рассматривается в настоящее время?
  2. Какое самое памятное событие произошло в вашей жизни, когда вы  были главой администрации?
  3. Находясь в депутатском кресле, какие  первоочередные задачи вы  сейчас решаете?

Ведущий: Ребята, вы хотели бы быть депутатами? Тогда прошу продолжить фразу  «Если бы я был депутатом, то ….»

Ведущий: Наш парламентский урок продолжит творческий конкурс. Каждая команда  - это один из комитетов Государственного Совета. В качестве домашнего задания  школьники придумывали законопроект (наименование, цель), либовносили   поправки в уже действующее законодательство. Предлагаю школьникам выступить, а Исхаку Аюповичу провести тщательную экспертизу поступивших предложений.

Выступления команд-комитетов.

Учитель: Благодарю группы и учащихся (называет имена), выступивших от их имени. Практически все группы качественно поработали, у многих  родились интересные предложения.

Ведущий: Подводя итог уроку, отмечу, что парламентаризм может возникнуть лишь в определенной общественной среде, он является закономерным этапом в развитии государства и индикатором демократии. «Парламентское правление служит признаком политической зрелости народа», - говорил Б.Н. Чичерин. И мы с ним, пожалуй, согласимся.

Я благодарю всех участников парламентского урока. Особые слова  благодарности  выражаю депутату Государственного совета Исхаку Аюповичу Садриеву. Сегодняшний урок положил начало доброй традиции. Мы, педагоги и школьники, всей душой за дальнейшее развитие сотрудничества власти и общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парламентский урок 2011

Конспект внеклассного мероприятия "Парламентский урок - 2011" на тему  "Я ребенок! Я граждагин!"...

Парламентский урок

Круглый стол. Встреча учащихся с депутатами села. Цель встречи обсудить очень много важных и актуальных вопросов, касающихся роли парламента в нашем демократическом обществе.Учащиеся получают общее пр...

Парламентский урок

Парламентский урок "Где рождаются законы".  Урок знакомит с парламентом РФ и  Адыгеи....

Парламентский урок.

Актуальность этой темы велика в наши дни. Рекомендуется проводить для 9-11 классов....

Парламентский урок

С 23 по 30 сентября в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Мензелинска РТ в рамках правового воспитания школьников прошли мероприятия...

Парламентский урок "Государственная Дума - главный законодательный орган России"

Данный материал - методическая разработка открытого парламентского урока для 10 классов. Расчитан материал на один урок, тема - Государственная Дума главный законодательный орган России. Материал пред...

Парламентский урок, конспект урока

Открытый парламентский урок, посвященный Конвенции о правах ребенка ....