Подготовка к ГИА по обществознанию в 9 классе.
методическая разработка по обществознанию (9 класс) по теме
-Материалы для учителя по подготовке учащихся к ГИА по обществознанию:
-план подготовки к ГИА по обществознанию;
-презентация по подготовке к ГИА;
-УМК для педагогов и учащихся для подготовки к ГИА;
тесты по темам;
-варианты КИМов за прошлые года;
-карты результативности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_gia_po_obshch-vu.rar | 805.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ВАРИАНТ 1
Часть 1
А1. Человека от животного отличает
1) наличие инстинктов | 3) наличие сознания |
2) приспособление к природным условиям | 4) поведенческая активность |
А2. К. — небольшой островок, оторванный от цивилизации. Его жители собирают плоды, ловят рыбу, сами изготавливают себе одежду и домашнюю утварь. Они живут большими семьями, главами которых являются старшие мужчины. Распоряжение главы семьи является обязательным для домочадцев. К какому типу относится общество К.?
1) традиционному | 3) информационному |
2) индустриальному | 4) постиндустриальному |
А3. Верны ли следующие суждения о личности?
А. Личность формируется во взаимодействии с другими людьми.
Б. Личность формируется на протяжении всей жизни человека.
1) верно только А | 3) верны оба суждения |
2) верно только Б | 4) оба суждения неверны |
А4. К категориям нравственности относятся понятия
1) честь и достоинство | 3) природа и культура |
2) комфорт и удобства | 4) здоровье и успех |
А5. Василий учится на 5-м курсе университета, он готовится к сдаче государственных экзаменов и защите диплома. На какой ступени образования находится Василий?
1) полное (среднее) образование | 3) высшее профессиональное образование |
2) среднее профессиональное образование | 4) дополнительное образование |
А6. Верны ли следующие суждения об искусстве?
А. Произведения искусства воспринимаются каждым человеком по-своему.
Б. В произведениях искусства используются художественные образы.
1) верно только А | 3) верны оба суждения |
2) верно только Б | 4) оба суждения неверны |
А7. К основным факторам (ресурсам) производства относится
1) капитал | 2) цена | 3) торговля | 4) спрос |
А8. Государственный бюджет — это планируемые государством на год
1) объемы промышленного производства | 3) народнохозяйственные пропорции |
2) расходы и доходы | 4) показатели роста экономики |
А9. Цены на товары указывают, где больше спрос. Туда и устремляются ресурсы производства. Такая ситуация характерна для экономики
1) традиционной | 2) командной | 3) кризисной | 4) рыночной |
А10. Верны ли следующие суждения об инфляции?
А. Потери от инфляции у средних слоев населения больше, чем у бедных.
Б. Инфляция предполагает рост цен на товары и услуги.
1) верно только А | 3) верны оба суждения |
2) верно только Б | 4) оба суждения неверны |
А11. Что является характерным признаком нации?
1) общность исторической памяти | 3) конкурентоспособность |
2) наличие политической системы | 4) наличие аппарата управления |
А12. В СССР к середине прошлого века городское население сравнялось по численности с сельским. Этот факт характеризует структуру общества
1) социально-классовую | 3) социально-территориальную |
2) профессиональную | 4) социально-этническую |
А13. Верны ли следующие суждения о функциях семьи?
А. В современном обществе производственная функция остается основной функцией семьи.
Б. Репродуктивная (биологическое воспроизводство) функция семьи сохраняет свое значение в обществах любого типа.
1) верно только А | 3) верны оба суждения |
2) верно только Б | 4) оба суждения неверны |
А14. Что является отличительным признаком демократического режима?
1) федеративное устройство | 3) гарантии прав и свобод граждан |
2) право на взимание налогов | 4) наличие публичной власти |
А15. В начале XIX века во Франции избирательным нравом обладали около 2% взрослого населения. Но уже к середине этого века его получили все взрослые мужчины страны. Это было движение к избирательному праву
1) равному | 2) всеобщему | 3) прямому | 4) пропорциональному |
А16. Верны ли следующие суждения о политических партиях?
А. Политические партии появились вместе с возникновением общества.
Б. Политические партии объединяют людей с общими интересами и идеалами.
1) верно только А | 3) верны оба суждения |
2) верно только Б | 4) оба суждения неверны |
А17. Право в отличие от морали
1) является видом социальных норм | 3) поддерживается силой государства |
2) регулирует поведение людей | 4) обращено ко всему обществу |
А18. Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет
1) Государственная Дума | 3) Совет Федерации |
2) Правительство РФ | 4) Общественная палата |
А19. Гражданка приобретает загородный дом: в агентстве по недвижимости. Какая отрасль права регулирует отношения гражданки с агентством?
1) административное право | 3) гражданское право |
2) трудовое право | 4) налоговое право |
А20. Верны ли следующие суждения, о правах человека в демократическом обществе?
А. Права человека присущи всем людям от рождения.
Б. Права человека могут дароваться государством своим гражданам.
1) верно только А | 3) верны оба суждения |
2) верно только Б | 4) оба суждения неверны |
Часть 2.
В1. В приведенном списке указаны черты сходства традиционного и индустриального общества и отличия традиционного общества от индустриального. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.
1) развитие промышленности | 3) признание прав и свобод граждан |
2) наличие норм общественной жизни | 4) создание культурных ценностей |
Черты сходства | Черты отличия |
В2. Найдите в приведенном ниже списке отрасли науки и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.
1) математика | 2) психология | 3) образование | 4) искусство | 5) физика |
Ответ: ________________
В3. Установите соответствие между факторами производства и видами доходов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ВИДЫ ДОХОДОВ | ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА |
А) зарплата | 1) земля |
Б) прибыль | 2) труд |
В) рента | 3) капитал |
Запишите в таблицу выбранные цифры.
А | Б | В |
В4. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «социальная структура общества.
1) класс, | 2) сословие, | 3) партия, | 4) каста, | 5) страта. |
Найдите и выпишите номер термина, выпадающего из этого ряда.
Ответ: ________
Часть 3
Для ответов на задания этой части (С.1 - С6) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (С 1 и т.д.), а затем ответ к нему.
Прочитайте текст и выполните задания С1 - С6.
В современных условиях для большинства населения основной, а зачастую единственной формой участия в политике является избирательный процесс. Выборы в демократических странах охватывают все уровни государственности от центрального до местного. Всеобщие выборы позволяют выявить расстановку политических сил в стране в целом, в отдельной области; определить степень доверия избирателей к той или иной партии, ее лидерам. Они позволяют избирателям сделать осознанный выбор в пользу той программы дальнейшего развития страны, который в наибольшей степени отвечает их интересам.
•В рамках предвыборной кампании важно обеспечить равенство возможностей для всех участвующих в выборах партий и кандидатов. Для этого во многих странах государство берет на себя финансирование предвыборной кампании. Другой принцип касается организации предвыборных дискуссий: кандидаты обязуются не допускать фальсификаций, оскорблений своих оппонентов. И, наконец, государственный аппарат в этот период должен сохранять нейтралитет, не вмешиваться в ход избирательной кампании.
В законах многих стран указаны требования к кандидатам на выборную государственную должность. Они чаще всего включают минимальный возрастной ценз, ценз оседлости, профессиональную пригодность для искомой должности.
В настоящее время в подавляющем большинстве стран действует всеобщее избирательное право. Вместе с тем в ряде государств голосование не только право, но и обязанность. За ее невыполнение предусмотрено наказание, чаще всего это — штраф.
По кн. К.С.Гаджиева «Политология». М., 2002. С. 245-247.
С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).
С2. В чем, по мысли автора текста, состоит значение всеобщих выборов в современных условиях? Укажите три позиции.
С3. Какие три принципа проведения предвыборной кампании выделяет автор?
С4. Что, по мнению автора текста, предпринимает государство для обеспечения равных возможностей всех кандидатов и партий, участвующих в избирательной кампании? Опираясь на обществоведческие знания, собственный социальный опыт, укажите* как используются средства массовой информации для обеспечения такого равенства. Приведите пример одной из форм, с помощью которой кандидаты знакомят избирателей со своей позицией через СМИ.
С5. По конституции Франции 1959 г. президент страны избирался коллегией выборщиков, в которую входили депутаты парламента, мэры городов. Де Голль предложил перейти ко всеобщим и прямым выборам президента. Парламент не одобрил эту инициативу. Тогда де Голль через референдум обратился за поддержкой к нации и получил ее.
Какие две формы избирательной активности граждан упомянуты в условии задания? Опираясь на приведенный текст и обществоведческие знания, укажите основное различие между ними.
С6. В .тексте отмечается, что в некоторых странах участие в выборах не только право, но и долг граждан. Согласны, ли. вы с, таким ^подходом? Приведите два аргумента в обоснование своей точки зрения.
Ключи Вариант 1
Часть 1
Каждое правильно выполненное задание части 1 оценивается одним баллом.
№ задания | Ответ | № задания | Ответ |
А1 | 3 | А11 | 1 |
А2 | 1 | А12 | 3 |
АЗ | 3 | А13 | 2 |
А4 | 1 | А14 | 3 |
А5 | 3 | А15 | 2 |
А6 | 3 | А16 | 2 |
А7 | 1 | А17 | 3 |
А8 | 2 | А18 | 2 |
А9 | 4 | А19 | 3 |
А10 | 2 | А20 | 1 |
Часть 2
Правильно выполненные задания В1, В2 и ВЗ оцениваются следующим образом: два балла — нет ошибок; 1 балл — допущена одна ошибка; 0 баллов — допущены две и более ошибок. Правильно выполненное задание В4 оценивается одним баллом.
№ задания | Ответ |
В1 | 2413 |
В2 | 125 |
ВЗ | 231 |
В4 | 3 |
Часть 3
С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Могут быть выделены следующие смысловые части: 1) значение всеобщих выборов 2) принципы предвыборной кампании 3) требования к кандидатам на выборную должность 4) участие в выборах — право или обязанность? Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков |
Выделены основные смысловые части текста, их названия (пункты плана) соответствуют содержанию. Количество выделенных частей может быть различным | 2 |
Выделены не все основные части текста, их названия (пункты плана) соответствуют основным идеям выделенных фрагментов, ИЛИ не все выделенные части текста соответствуют содержательно и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ не все названия выделенных частей соответствуют их содержанию | 1 |
Ответ неверный или отсутствует | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С2. В чем, по мысли автора текста, состоит значение всеобщих выборов в современных условиях? Укажите три позиции.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Могут быть указаны следующие позиции, отражающие значение всеобщих выборов: 1) основная форма участия в политике; 2) выборы показывают расстановку политических сил; 3) определяют степень доверия к партии, ее лидерам; 4) помогают избирателям сделать выбор той или иной программы развития общества. |
Указаны три позиции | 2 |
Указаны две позиции | 1 |
Указана одна позиция ИЛИ ответ неверный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С3. Какие три принципа проведения предвыборной кампании выделяет автор?
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
В ответе должны быть названы следующие принципы: 1) обеспечение равенства возможностей для всех кандидатов и партий; 2) недопущение в дискуссиях фальсификаций и оскорблений оппонентов; 3) невмешательство государственного аппарата в ход избирательной кампании |
Названы три принципа | 2 |
Названы два принципа | 1 |
Назван один принцип, ИЛИ ответ неверный или отсутствует | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С4. Что, по мнению автора текста, предпринимает государство для обеспечения равных возможностей всех кандидатов и партий, участвующих в избирательной кампании? Опираясь на обществоведческие знания, собственный социальный опыт, укажите, как используются средства массовой информации для обеспечения такого равенства. Приведите пример одной из форм, с помощью которой кандидаты знакомят избирателей со своей позицией через СМИ.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) ответ на первый вопрос, например: государство берет на себя финансирование избирательной кампаний; 2) указание о том. как СМИ обеспечивают равенство, например: всем партиям и кандидатам предоставляется равное время, в первую очередь, на государственном радио и телевидении; 3) пример формы, допустим: прямое обращение к избирателям лидера партии; рекламный ролик партии; «круглый стол» с участием нескольких кандидатов. |
Дан ответ на первый вопрос, указано, как реализуется принцип равенства кандидатов в СМИ, приведен пример одной из форм | 3 |
Дан ответ на первый вопрос, указано, как реализуется принцип равенства ИЛИ дан ответ на первый вопрос, приведен один пример | 2 |
Дан ответ на первый вопрос, ИЛИ указано, как реализуется принцип равенства в СМИ, ИЛИ приведен пример | 1 |
Ответ неверный или отсутствует | 0 |
Максимальный балл | 3 |
С5. По конституции Франции 1959 г. президент страны избирался коллегией выборщиков, в которую входили депутаты парламента, мэры городов. Де Голль предложил перейти ко всеобщим и прямым выборам президента. Парламент не одобрил эту инициативу. Тогда де Голль через референдум обратился за поддержкой к нации И получил ее. Какие две формы избирательной активности граждан упомянуты в условии задания? Опираясь на обществоведческие знания, укажите основное различие между ними.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) названы две формы избирательной активности граждан: - всеобщие выборы; - референдум; 2) указано главное различие между ними, например: если на выборах выявляется отношение к тому или иному кандидату, то на референдуме выявляется мнение народа по какому-либо важному вопросу. |
Названы две формы избирательной активности, указано различие между ними | 2 |
Названы две формы избирательной активности - | 1 |
Ответ неверный или отсутствует . | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С6. В тексте отмечается что в некоторых странах участие в выборах не только право, но и долг граждан. Согласны ли вы с таким подходом? Приведите два аргумента в обоснование своей точки зрения.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с приведенным подходом; 2) приведены два аргумента (объяснения), например: в случае согласия может быть указано, что - в этом случае возрастает количество участвующих в голосовании, а это позволяет более точно отразить политические настроения в обществе, - отсутствие мер ответственности приводит к тому, что из-за низкой явки выборы часто срываются, что ведет к неоправданным экономическим потерям; в случае несогласия с приведенной позицией может быть указано, что - в условиях демократии каждый человек сам решает, каким правом ему пользоваться, а каким нет; - среди тех, кто не является в день голосования к избирательным урнам, немало граждански незрелых людей, формально проголосовав, они вряд ли бы положительно повлияли на результаты выборов. Могут быть приведены другие аргументы (объяснения) |
Выражено мнение учащегося, приведены два аргумента | 2 |
Выражено мнение учащегося, приведен один аргумент, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены два аргумента | 1 |
Выражено мнение учащегося, аргументы не приведены, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведен один аргумент ИЛИ ответ неверный или отсутствует | 0 |
Максимальный балл | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" 11 класс
Данный элективный курс формирует навыки работы с алгоритмами выполнения заданий разных типоа и уровней и сложностей....
Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию 11 класс"
Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в форме ЕГЭ и рассчитана на 34 часа. Составлена н...
Рабочая программа элективного предмета «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» 10 класс
Рабочая программа по курсу «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» систематизирует и конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, рассчитана на 34...
Рабочая программа элективного предмета «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» 10 класс
Рабочая программа по курсу «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» систематизирует и конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, рассчитана на 34...
Теоретические материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию 11 класс
В данной работе собраны в соответствии с КИМами все материалы для успешной подготовки к ЕГЭ по обществознанию....
Элективный курс подготовки к ОГЭ по обществознанию 9 класс
Элективный курс предназначен для подготовки к итоговой аттестации по обществознанию учащихся 9 классов. Курс расчитан на один год из расчета 1 час в неделю. Предполагает теоретическую и практическую п...
Схемы, таблицы для подготовки к ОГЭ по обществознанию 9 класс
Схемы, таблицы для подготовки к ОГЭ по обществознанию 9 класс...