Инсценированный урок "Откуда есть земля русская?"
классный час по обществознанию по теме
Ознакомить учащихся с историей образования Российского государства.Дать детям общее представление о занятиях,быте, управлении, древних славян. сформировать общее представление о словянах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Инсценированный урок "Откуда есть земля русская?" | 625.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «ОЧКУРОВСКАЯ СОШ»
НИКОЛАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ИНСЦЕНИРОВАННЫЙ УРОК :
«ОТКУДА ЕСТЬ ЗЕМЛЯ РУССКАЯ ?»
(Зарождение российской государственности)
Выполнила :
Библиотекарь Томиленко
Галина Борисовна
Цель:
- ознакомить учащихся с историей образования Российского государства;
Задачи :
- Формировать представление о Древней Руси, русских князьях.
- Развивать познавательный кругозор. Сформировать общее представление о славянах.
- Дать ученикам общее представление о занятиях, быте, управлении, древних славян.
-Воспитывать интерес к истории.
Оборудование :
Мультимедийный проектор
Плакат «Гениалогическое древо Рюриковичей»
Плакат с высказыванием Н.М.Карамзина об истории
Действующие лица :
Библиотекарь
Ведущие:
Девочка в русском костюме
Мальчик в Русском костюме
Летописец
Рюрик
«История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая: зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего.
Правители, законодатели действуют по указаниям Истории, и смотрят на ее листы как мореплаватели на чертежи морей.
Но и простой гражданин должен читать Историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с объективным явлением во всех веках; она питает нравственное чувство, утверждает наше благо и согласие общества»
Н.М. Карамзин
Библиотекарь : В русской истории, как и в любой другой, существует дата, начиная с которой и идет отсчет жизни нашей страны. В 2012 году Россия отмечает знаменательную дату – 1150 –летие со дня образования российской государственности.
По всей стране проходят мероприятия, посвященные этой знаменательной дате. Наша школа также не осталось в стороне и сегодня мы с вами совершим небольшую экскурсию в историю России .
О том ,как жили наши предки нам рассказывает самая знаменитая из русских летописей — «Повесть временных (то есть минувших) лет». Считается, что ее составил в начале XII века монах Киево-Печерского монастыря Нестор.
Ведущий мальчик:
"В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ." (Слайд 1-Нестор)
Нестор начал составлять летопись, будучи уже известным писателем XI в. Весь славянский средневековый мир не знает другого историка, который с такой широтой и глубоким знанием мог бы описать жизнь восточных, южных и западных славянских племен и государств. Нестор красочно живописует свободную и примитивную жизнь славянских людей: «Все эти племена имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждые — свой нрав.
В углу на сцене слева высвечивается келья монаха. В ней стол, стул, горит лампада, на стене икона, книги. Монах сидит за столом, в руках гусиное перо, пишет.
Библиотекарь : Попытаемся представить Русь в VIII-IX веках.
Русские далеко ни сразу сложились в единую нацию. Их предками были многочисленные славянские племена, жившие на территории Восточной Европы. Каждое племя называлось по-своему: поляне, древляне, волыняне, радимичи, северяне, вятичи, кривичи и др.
Представь, что ты попал в то далекое время…
На сцене стоит стол, скамейки . На скамейке сидят девушки в рубашках. Одна из них в ступе толкет зерно, другая скубет шерсть, третья готовит еду. Все заняты делом.
В углу лежит несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами - это постели.
Ведущий : Над высоким холмом , над рекой вьется узкий струйный дымок .На расчищенной поляне то здесь, то там стоят строения. Это жилища славян. Стены сложены из тонких стволов деревьев, которые связаны между собой гибкой корой с веток молодых липок и промазаны глиной, чтобы не было щелей. Рядом с жилищем находится сарай, загон для скота , хранения зерна и других припасов. Свет в дом едва просачивается сквозь небольшое оконца, прорубленные в стенах. Стекол тогда еще не было, и их в холод закрывали соломой либо досками. Угол жилища занимала сложенная из камня печь, она обогревала помещение и на ней варили еду. (слайд 2-изба славян)
Темной лентой вьется река. (слайд 3-селение савян).Раннее утро, над рекой еще стелется туман, слышен плеск весел по воде и людской говор. Вдоль крутых берегов изрезанных оврагами, покрытых лесом плывут лодки. Вот старик осматривает рыболовные сети, развешивает их для просушки.(слайд4-рыбаки) Дети гонят стадо животных на опушку леса. Есть в стаде и лошади и коровы, и овцы. Несколько ребят собираются в лес за грибами, ягодами. Мужчины валят деревья, корчую пни, а женщины с ребятами собирают ветки и перебирают их, складываю какие для ремонта жилья, какие на дрова. Сухой хворост собирают в кучи и жгут. Только после этого можно пахать землю и сеять зерно. (слайд 5-зеледелие)
Много разного зверья водится в лесу. Охота требует смелости, силы, сноровки. И охотиться идут только крепкие и сильные мужчины. (Слайд 6-охота)
Ведущая: У женщин тоже было много работы. Они готовили пищу: варили кашу, мясо ,рыбу, пекли хлеб. Для того чтобы испечь хлеб, надо было перетереть зерно в муку на ручной мельнице или истолочь в ступе.
Одежда славян похожа и непохожа на современную. Женщины носили длинные рубашки (платья). Мужчины одевались в просторные , подпоясанные кожаными ремнями рубахи и штаны из грубого холста. Рубахи носили все: девочки и мальчики, юноши и девочки, мужчины и женщины - различались они покроем и отделкой. Были рубахи повседневные, были и праздничные. Повседневные рубахи почти не украшали, а в праздники надевали богато украшенные. Украшением чаще всего служила вышивка На ногах носили лапти, сплетенные из лыка , или туфли , сшитые из целого куска мягкой кожи.
На сцене девушки и парни в русской одежде - у них посиделки :
Библиотекарь: На Руси посиделки начинались после окончания осенних забот, когда собран урожай. Долгими зимними вечерами собирались люди в большой избе, парни лапти да корзины плетут, девушки рукоделием занимаются: кто пряжу прядёт, пряли, вязали, вышивали, плели корзины, обязательно пели частушки ,рассказывали побасенки, сказки.
Так веселее было работать, быстрее проходил вечер, да и работа спорилась. Молодые люди на этих вечерах, которые назывались посиделками, учились мудрости. Жаль, что до нас не дошли песни, которые обыкновенно пелись в это время певцами. Мы хорошо узнали бы тогда их самих, потому ,что в песнях народных выражается народ.
Ведущий : Но не только в мирном труде проходила жизнь славян, часто им приходилось воевать . Но эта самая воинственность, охраняя землю их, была причиной и большого зла для нее. Вы слышали уже, что, не имея государей, они почитали начальником своим того, кто более других отличался на войне, а так как они все были храбры, то иногда случалось, что таких начальников было много. Каждый из них хотел приказывать посвоему; народ не знал, кого слушать, и оттого были у них беспрестанные споры и несогласия. А ведь вы знаете, как несносны ссоры! И вам в ваших маленьких делах, верно, случалось уже испытать, какие неприятные последствия имеют они.
Славяне также видели, что во время несогласий их все дела шли у них дурно, и они даже переставали побеждать своих неприятелей. Долго не знали они, что делать, наконец ,придумали средство привести все в порядок.(слайд7-варяги)
Библиотекарь :(слайд 8-корабли варягов) …На берегах Балтийского моря, не очень далеко от отечества нашего, жил народ по имени варягирусь, происходивший от великих завоевателей в Европе – норманнов. Эти варягирусь считались народом умным: у них давно уже были добрые государи, которые заботились о них так, как заботится добрый отец о детях, были и законы, по которым эти государи управляли, и оттого варяги жили счастливо , и им удавалось даже иногда побеждать славян. По наиболее распространенной легенде, варяги управляли северными славянскими племенами еще до образования Руси. Правили спокойно, народ особо не угнетали, насилий не чинили, защищали от внешних врагов и брали за это вовсе не обременительную дань. Неизвестно, когда и по каким причинам это правление закончилось, но варягов с большей части славянских земель изгнали. Для важных дел старейшины сходились на веча ( мирские сходки) и решали дела сообща. Только впоследствии стали править князья.
Летописец : А теперь скажите мне дети кто знает ,откуда есть русская земля? И кто начал первый княжити? Не знаете ?
Тогда слушайте.
Как изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. Каждый из них хотел приказывать посвоему; народ не знал, кого слушать, и оттого были у них беспрестанные споры и несогласия. Вместо появления крепкой местной власти начались смуты и междоусобицы.
Славяне также видели, что во время несогласий их все дела шли у них все хуже и хуже, и они даже переставали побеждать своих неприятелей.
Вот старики славянские, видя счастье варягов и желая такого же своей родине, уговорили всех славян отправить послов к этому храброму и предприимчивому народу – просить у него князей управлять ими.
На сцене стоит стол и скамейки. За столом сидят славяне , ведут беседу:
-Ну, что друже, совсем плохи наши дела, нет меж нами согласия. Что будем делать?
- Изгнали нас за море,…И не дали нам дани…Счастливо живут варяги…
-Занимаемся земледелием, работаем, но нет мира между нам…
- Сколько можно воевать друг с другом ?
- Нет среди нас правды, уже и род встал на род. Как жить то будем?
-Давайте искать себе князя со стороны , который бы владел нами и судил по праву.
- Кто таки? Где искать?
- А ведь жили мирно, спокойно, когда правили варяги….
- А и то, правда..
- Придется нам собираться в дорогу , за море к варягам, к руси.
Ведущий : Приняв такое решение , они отправили послов к руссам, жившим по берегам Балтийского моря
С поклоном им говорят старейшины:
- старейшина : «Земля наша велика и богата, а порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами».(слайд 9-начало Руси. Прибытие Рюрика с братьями)
Летописец : Варягирусь были рады такой чести, и избрались три брата из князей их – Рюрик, Синеус и Трувор и окруженные многочисленной скандинавской дружиной, навсегда оставили отечество и поехали к славянам.
Рюрик : Быть мне государем у ильменских словен , сначала на Ладоге, а затем и в Новгороде, Трувору – в Изборске, Синеус – в земле, лежащей около Белого озера. И от нас, варяго -русских князей славяне начнут называться русскими , а земля их Русью или Россией . (слайд 10-Рюрик с братьями)
Летописец: С призвания князей начинается порядок в русском государстве.
И было это, как говорится в летописи в 862 году.
Летописец: Рюрик скоро возбудил против себя недовольство в туземцах: в том же летописном своде записано, что через два года по призвании новгородцы «оскорбились, говоря: быть нам рабами и много зла потерпеть от Рюрика и земляков его».
Рюрик : И был против меня был заговор
Летописец : И был убит Вадим Храбрый Рюриком вместе со многими новгородцами, его советниками.
Летописец : Счастливо княжил Рюрик два года со своими братьями.
Посол, входя в палаты:
- Плохую весть принесли тебе, княже! Нет больше твоих братьев Синеуса и Трувора!
Рюрик : Присоединить их земли к моему княжеству!
Летописец : Приняв единовластие, он отдал в управление своим знатным соотечественникам города Белоозеро, Полоцк, Муром с целью сбора дани, обороны и других управленческих действий , но с одним условием :
Рюрик : "Раздая волости мужем своим и городы рубити".
Летописец : (слайд 11-летописец) Но не все помещики были довольны своими поместьями: иным казалось веселее искать счастья на войне, нежели сидеть дома. Надобно сказать, что тогда люди очень любили войну. Это потому, что, будучи язычниками, они почитали непременным долгом мстить за обиды, а обижали они друг друга очень часто. К тому же они мало учились и не понимали приятностей мира, который доставляет нам возможность предаться занятиям тихим, сладостным для сердца и полезным для ума. Они думали только о том, чтобы сражаться и побеждать своих врагов.
А было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?» Те же ответили: «Были три брата, Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Этот городок был Киев. Они, не долго думая, завладели им и сделались государями киевскими .
Так в правление Рюрика на территории славян возникли два княжества: Северная и Южная Русь.
Летописец :Появление Рюрика в качестве новгородского князя способствовало прекращению усобиц, укрепило власть в Новгороде и превращает Новгород в столицу своего княжества. Он единовластно княжил в Новгороде пятнадцать лет. Затем он объединяет славянские и финноязычные племена, проживающие на территории Ладожского, Онежского, Белого, Чудского озер в единое государство. Государство было славянским, а Рюрику удалось стать князем не в качестве завоевателя, а благодаря поддержке племенной знати новгородцев.
Его считают легендарным родоначальником правящей династии на Руси.
Ведущий мальчик:.. Есть стихи, написанные одним из лучших поэтов наших, Державиным во времена позднейшие, и в этих стихах есть изображение Рюрика. Так как всякое поэтическое описание гораздо живее действует на ум и долго остается в нем, нежели сделанное прозой, то я уверен, что вы навсегда оставите в памяти черты, в которых великий поэт представил первого государя России:
Но кто там белых волн туманом
Покрыт по персям, по плечам,
В стальном доспехе светит рдяном
Подобно синя моря льдам?
Кто, на копье склонясь главою,
Событье слушает времен? –
Не тот ли, древле что войною
Потряс парижских твердость стен?
Так, он пленяется певцами,
Поющими его дела,
Смотря, как блещет битв лучами
Сквозь тьму времен его хвала.
Так, он! – Се Рюрик торжествует
В Валкале звук своих побед
И перстом долу показует
На росса что по нем идет.
Ведущая : Такова общепринятая версия начала русской истории. И отрадно, что в популярном проекте «Имя России» снова вспомнили о князе Рюрике, ведь для нас важны все имена в нашей истории, которая представляет собой славный путь из прошлого в будущее одного из величайших государств в мире.(слайд 11-Рюрик)
Ведь именно князь Рюрик стал основателем династии Рюриковичей (862–1592) – династии русских князей, а затем царей, правившей на Руси 730 лет, с конца IX по XVI век. Последним царем из рода Рюриковичей был царь Федор Иоаннович, умерший в 1598 году.(слайд 12-гениологическое древо Рюриковичей).
После смерти Рюрика( 879 г.) за малолетнего сына Игоря стал править Олег, прославившийся умом и воинственностью. Но это совсем другая история, и расскажем мы вам о ней в другой раз.
На этом мы заканчиваем свой рассказ о зарождении российской государственности
А теперь ,что бы закрепить услышанный и увиденный материал посмотрим фильм «История Государства Российского» Н.М.Карамзина
Литература:
-Тысячелетье подвигов и славы : методические материалы по организации работы с читателями библиотек в честь празднования 1150-летия российской государственности / СМЦБ ; сост. И.П.Касимова, Л.И.Постернак. – Сальск, 2011.
-С.М. Соловьев. История России с древнейших времен.
-Александра Осиповна Ишимова .История России в рассказах для детей (том 1) – из сети Интернет
-Тысяча лет одного рода.Сергей Истомин- из сети Интернет
-Буровский А.М. РЮРИКОВИЧИ.Собиратели Земли Русской.-М.:Яуза:Эксмо,2012.
- Ворожейкина Н.И. и др.
Рассказы по родной истории: учеб.для 5 кл.-М.: Просвещение,1993г.
-Моя Родина.Книга первая.С древних времен до наших дней.-М.:Школьная пресса,2010.-16.с.: цв.илл.
- Ворожейкина Н.И., Виноградова Н.Ф. Наша Родина в прошлом. Беседы по истории России для 3 класса.: Ассоциация XXI век,2001.
- видео@mail.ru -История государства Российского серия 001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по истории для 6 класса "Откуда есть пошла русская земля"
Внеклассное мероприятие позволяет в игровой форме закрепитть материал по теме "ДревняяРусь". Повторить даты, термины, деятельность первых князей....
Презентация к внеклассному мероприятию "Откуда есть пошла русская земля"
Презентация к внеклассному мероприятию по истории для 6 класса "откуда есть пошла русская земля"...
На Всероссийскую интернет конференцию "Откуда есть пошла русская земл
На Всероссийскую интернет конференцию"Откуда есть пошла русская земля"Классный час"Гордиться славою предков не только можно, но и должно" (А.С.Пушкин)Цель классного часа - познакомиться с историей, ку...
Методическая разработка урока на конкурс "Откуда есть пошла Русская земля". Художественное изображение истории в романе А.Н.Толстого "Петр 1"
Эпический роман А.Н.Толстого "Петр 1" переносит нас в далекую эпоху конца 17 - начала 18 веков, которая навечно осталась в русской истории как ПЕТРОВСКАЯ. Писатель воссоздает политическую и культурную...
"Прощай ,20 век! "Классный час для старшеклассников. Предназначен для конференции"Откуда есть пошла русская земля"Секция"Классный час, посвящённый ...
Данный классный час для старшеклассников расширит кругозор, способствует воспитанию чувства патриотизма, любви к своей Родине....
Методическая разработка урока на конкурс "Откуда есть пошла Русская земля" Страницы художественной летописи Великой Отечественной войны на примере романа Ю.В.Бондарева "Горячий снег" ( к 70-летию Сталинградской битвы)
Прошло немало лет с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Совсем скоро ( 2 февраля 1943 года) страна будет отмечать 70-летие ПОБЕДЫ в Сталинградской битве. Но и сегодня в...
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
Комментарии
Галина Борисовна, в
Галина Борисовна, в методической разработке мероприятия у Вас указана презентация, но Вы ее не разместили на Конференции.