Обществознание
рабочая программа по обществознанию (8 класс) по теме

Клочкова Татьяна Юрьевна

Предварительный просмотр:

Раздел I.  Пояснительная записка

          Рабочая  программа по обществознанию предназначена для обучающихся 8 класса общеобразовательных учреждений. Программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществознанию  под редакцией Л.Н. Боголюбова.    

          Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам основного курса, содержит обязательный минимум основных образовательных программ. Она рассчитана на 33 учебных часов, из расчёта 1 час в неделю.

          Изучение данного курса на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции;

развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях, позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих

успешно взаимодействовать в социальной среде, сферах человеческой деятельности, способах регулирования общественных отношений, механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

           Курс обществознания за 8 класс опирается на представления о человеке, как  о биосоциальном существе, включенным в жизнь природы, малой группы, больших социальных общностей, в экономику, политику, культуру, общество в целом.

Человек характеризуется как субъект общественных отношений, постоянно оказывающийся перед выбором в различных жизненных ситуациях. Человек и человеческие отношения рассматриваются с точки зрения гармонизации жизненных установок и целей человека с требованиями, предъявляемыми ему со стороны тех природных и социальных образований, в которые он включён. Такой подход признан, способствовать гуманизации личности.

Раздел II. Учебно-тематический план.

тема

часы

Вводный урок

1

Личность и общество

4

Сфера духовной культуры

9

Экономика

14

Социальная сфера

5

Итого

34

Раздел III. Содержание тем учебного курса.

Общество. Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы  общественной жизни и их взаимосвязь. Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества.

Человек.  Биологическое и социальное в человеке. Мышление и речь.

Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности.

          Социализация индивида. Личность. Факторы ее формирования. Мировоззрение. Духовный мир человека. Мысли и чувства. Поиск смысла жизни. Жизненные ориентиры и ценности. Ценность человеческой жизни. Свобода и ответственность.

Сфера духовной культуры  и   ее особенности. Культура  личности    и общества.  Тенденции развития духовной культуры в современной России.

Социальные ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Патриотизм и гражданственность

Наука, ее значение  в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Ответственность ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Экономика    и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов.   Товары и услуги.  Обмен. Международная торговля.

Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике.

Производство и труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда.  

        Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.

Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие.

Экономические цели и функции государства. Экономическое развитие России в современных условиях.

Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. 

        Социальная сфера. Социальная структура общества. Социальная роль и социальный статус. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ.

Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся. 

В ходе изучения обществознания (включая экономику и право) учащиеся  должны: 

знать/понимать социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

сущность общества как формы совместной деятельности людей;

характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь

описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);

приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;

самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

первичного анализа и использования социальной информации;

сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения

Методические учебные пособия

Реквизиты программы

УМК обучающихся

УМК учителя

Федеральный компонент Государственного стандарта основного общего образования по обществознанию. М.: Дрофа, 2004.


Примерная программа основного общего образования по обществознанию МО РФ 2004 год.


Учебник для учащихся 8  класса.  Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая и др;– М.: Просвещение, 2010.


О.А. Котова, Т.Е. Лискова. Обществознание. Рабочая тетрадь. М.: Просвещение, 2010.


Большой энциклопедический словарь.- М.: Дрофа, 1999. С.231-288


Конституция РФ


Учебник для учащихся 8  класса.  Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая; – М.: Просвещение, 2010.


Большой энциклопедический словарь.- М.: Дрофа, 1999. С.231-288


Конституция РФ


Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, А.И.Матвеев  Обществознание

8–11 класс. Мультимедийное учебное пособие по обществознанию. Maris Multimedia, 2004

ЦОРы

Справочные, научные материалы:

http://ist-iv.ru/ Информационный портал, посвященный вопросам истории и обществознания

Федеральный портал «Российское образование»:

http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3//hps/10/hp/1/p/page.html?fv-type=I&fc-discipline%20OO=4.07 Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

http://www.school.edu.ru/default.asp Российский общеобразовательный портал

http://window.edu.ru/catalog?p_rubr=2.2.73.5 Единый каталог образовательных Интернет-русурсов

http://catalog.iot.ru/ Образовательные ресурсы сети Интернет для общего (среднего) образования

http://historydoc.edu.ru/ Российский общеобразовательный портал. Коллекция исторических документов.

Единое окно доступа к образовательным интернет-ресурсам:

http://window.edu.ru/catalog?p_rubr=2.1.16 – обществознание

http://window.edu.ru/catalog?p_rubr=2.1.29 – экономика

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР):

http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=21 – обществознание

http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=22 – экономика

Методические материалы:

http://kononv.com Обществознание для всех. Обзор тем, тематическое планирование, основные нормативные документы, разработки уроков, внеклассных мероприятий.

http://school.iot.ru/index.php?option=com_docman&task=cat_view&gid=118&Itemid=261 - Интернет-обучение. Сайт методической поддержки учителей, обществознание

www.uroki.net - Сайт «Uroki.net». Для учителя истории и обществознания: поурочное и тематическое планирование, открытые уроки, контрольные работы, методические разработки, конспекты уроков

   

 

            Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие  в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания  учебного предмета обществознания является опыт  познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности  в учебном процессе и социальной практике.

             Примерная программа предусматривает выделение двух самостоятельных,  связанных между собой этапов. Первый этап (6 кл.) носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе  необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Второй этап (7-9 кл.) ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности),  социального опыта, познавательных возможностей учащихся. На каждом из этапов  реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами. Курс обществознания 8 класса рассчитан на 35 часов, 1 час в неделю.



Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование обществознание 8 класс


п/п

Тема

Ч

а

с

ы

Тип урока

Формы контроля

Дом.

задание

дата

 Вводный урок

1

Вводный урок

Беседа

С. 4

Личность и общество

4

2

Человек - биосоциальное существо. Человек. Индивид. Личность

1

Изучение нового материала

Задания на с.13

§ 1

3

Сферы общества

1

комбинированный

Устный опрос

§2

4

Развитие общества

1

комбинированный

Устный опрос

§3

5

Личность и общество

1

Повторительно-обобщающий урок

Тест

Сфера духовной культуры

9

6

Сфера духовной жизни

1

Изучение нового материала

Устный опрос

§4

7

Мораль

1

комбинированный

Задания на с.45

§5

8

Долг и совесть

1

комбинированный

Устный опрос

§6

9

Моральный выбор- это ответственность

1

комбинированный

Задания на с. 58

§7

10

Образование

1

комбинированный

Сообщения

§8

11

Наука в современном мире

1

комбинированный

Устный опрос

§9

12

Религия как одна из форм культуры

1

комбинированный

Опережающее задание. Сообщения

§10

13

Религия как одна из форм культуры

1

комбинированный

Устный опрос

§10

14

Сфера духовной культуры

1

Повторительно-обобщающий урок

К. р.

Экономика

14

15

Экономика и ее роль

1

Изучение нового материала

Устный опрос

§11

16

Главные вопросы экономики

1

комбинированный

Устный опрос

§12

17

Собственность

1

комбинированный

Задания на с.104

§13

18

Рыночная экономика

1

комбинированный

Заполнение таблицы

§14

19

Производство

1

комбинированный

Тестирование

§15

20

Предпринимательская деятельность

1

Изучение нового материала

Проект «Как открыть свое дело»

§16

21

Предпринимательская деятельность

1

Урок-проект

Проект «Как открыть свое дело»

§16

22

Роль государства в экономике

1

комбинированный

Составить схему: «Государственное регулирование экономики»

§17

23

Распределение доходов

1

комбинированный

Вопросы  

§18

24

Потребление

1

комбинированный

Составить бюджет семьи

§19

25

Инфляция и семейная экономика

1

комбинированный

Составить схему:  «Сбережения граждан»

§20

26

Безработица, ее причины и экономика

1

комбинированный

Задание с.170

§21

27

Мировое хозяйство и международная экономика

1

комбинированный

Устный опрос

§22

28

Экономика

1

Повторительно-обобщающий урок

Тест

Социальная сфера

5

29

Социальная структура общества

1

Изучение нового материала

Задание

на с. 190

§23

30

Социальные статусы и роли

1

комбинированный

Устный опрос

§24

31

Нации и национальные отношения

1

комбинированный

Доклад

§25

32

Отклоняющееся поведение

1

комбинированный

Сообщения

§26

33

Социальная сфера

1

Повторительно-обобщающий урок

Тест


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...

Проектные технологии на уроках истории и обществознания (Выступление на РМО учителей истории и обществознания).

В методической разработке рассматривается возможность внедрения проектных технологий на уроках истории и обществознания: требования, предъявляемые к проектам, их типология и практическое применение. М...

Открытое внеклассное мероприятие по обществознанию для РМО учителей истории и обществознания. Тема: «Найти себя»

Открытое внеклассное мероприятие по обществознанию "Найти себя" представляет собой час общения, посвященный профессиональному самоопределению учащихся 9 классов. Разработку отличает эффективное сочета...

Элективный курс по обществознанию для обучающихся 10 класса "Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию"

Настоящая программа включает в себя пояснительную записку,  календарно-тематический план, список используемой в изучении курса литературы.Курс предназначен для изучения в 10 классе и  являет...

Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания. Выступление на МО учителей истории и обществознания.

Воспитание гражданина и патриота – это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. Сегодня перед школой стоит задача становления личности, которая способна ориентирова...