Обществознание
рабочая программа по обществознанию (8 класс) по теме
рабочая программа по УМК Боголюбова Л.Н.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию предназначена для обучающихся 8 класса общеобразовательных учреждений. Программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществознанию под редакцией Л.Н. Боголюбова.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам основного курса, содержит обязательный минимум основных образовательных программ. Она рассчитана на 33 учебных часов, из расчёта 1 час в неделю.
Изучение данного курса на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции;
развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях, позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих
успешно взаимодействовать в социальной среде, сферах человеческой деятельности, способах регулирования общественных отношений, механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Курс обществознания за 8 класс опирается на представления о человеке, как о биосоциальном существе, включенным в жизнь природы, малой группы, больших социальных общностей, в экономику, политику, культуру, общество в целом.
Человек характеризуется как субъект общественных отношений, постоянно оказывающийся перед выбором в различных жизненных ситуациях. Человек и человеческие отношения рассматриваются с точки зрения гармонизации жизненных установок и целей человека с требованиями, предъявляемыми ему со стороны тех природных и социальных образований, в которые он включён. Такой подход признан, способствовать гуманизации личности.
Раздел II. Учебно-тематический план.
тема | часы |
Вводный урок | 1 |
Личность и общество | 4 |
Сфера духовной культуры | 9 |
Экономика | 14 |
Социальная сфера | 5 |
Итого | 34 |
Раздел III. Содержание тем учебного курса.
Общество. Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества.
Человек. Биологическое и социальное в человеке. Мышление и речь.
Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности.
Социализация индивида. Личность. Факторы ее формирования. Мировоззрение. Духовный мир человека. Мысли и чувства. Поиск смысла жизни. Жизненные ориентиры и ценности. Ценность человеческой жизни. Свобода и ответственность.
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Социальные ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Патриотизм и гражданственность
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Ответственность ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Товары и услуги. Обмен. Международная торговля.
Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике.
Производство и труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда.
Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Экономические цели и функции государства. Экономическое развитие России в современных условиях.
Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы.
Социальная сфера. Социальная структура общества. Социальная роль и социальный статус. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ.
Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся.
В ходе изучения обществознания (включая экономику и право) учащиеся должны:
знать/понимать социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения
Методические учебные пособия
Реквизиты программы | УМК обучающихся | УМК учителя |
Федеральный компонент Государственного стандарта основного общего образования по обществознанию. М.: Дрофа, 2004. Примерная программа основного общего образования по обществознанию МО РФ 2004 год. | Учебник для учащихся 8 класса. Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая и др;– М.: Просвещение, 2010. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. Обществознание. Рабочая тетрадь. М.: Просвещение, 2010. Большой энциклопедический словарь.- М.: Дрофа, 1999. С.231-288 Конституция РФ | Учебник для учащихся 8 класса. Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая; – М.: Просвещение, 2010. Большой энциклопедический словарь.- М.: Дрофа, 1999. С.231-288 Конституция РФ Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, А.И.Матвеев Обществознание 8–11 класс. Мультимедийное учебное пособие по обществознанию. Maris Multimedia, 2004 |
ЦОРы
Справочные, научные материалы:
http://ist-iv.ru/ Информационный портал, посвященный вопросам истории и обществознания
Федеральный портал «Российское образование»:
http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3//hps/10/hp/1/p/page.html?fv-type=I&fc-discipline%20OO=4.07 Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
http://www.school.edu.ru/default.asp Российский общеобразовательный портал
http://window.edu.ru/catalog?p_rubr=2.2.73.5 Единый каталог образовательных Интернет-русурсов
http://catalog.iot.ru/ Образовательные ресурсы сети Интернет для общего (среднего) образования
http://historydoc.edu.ru/ Российский общеобразовательный портал. Коллекция исторических документов.
Единое окно доступа к образовательным интернет-ресурсам:
http://window.edu.ru/catalog?p_rubr=2.1.16 – обществознание
http://window.edu.ru/catalog?p_rubr=2.1.29 – экономика
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР):
http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=21 – обществознание
http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=22 – экономика
Методические материалы:
http://kononv.com Обществознание для всех. Обзор тем, тематическое планирование, основные нормативные документы, разработки уроков, внеклассных мероприятий.
http://school.iot.ru/index.php?option=com_docman&task=cat_view&gid=118&Itemid=261 - Интернет-обучение. Сайт методической поддержки учителей, обществознание
www.uroki.net - Сайт «Uroki.net». Для учителя истории и обществознания: поурочное и тематическое планирование, открытые уроки, контрольные работы, методические разработки, конспекты уроков
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Примерная программа предусматривает выделение двух самостоятельных, связанных между собой этапов. Первый этап (6 кл.) носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Второй этап (7-9 кл.) ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся. На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами. Курс обществознания 8 класса рассчитан на 35 часов, 1 час в неделю.
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование обществознание 8 класс
№ п/п | Тема | Ч а с ы | Тип урока | Формы контроля | Дом. задание | дата |
Вводный урок | 1 | Вводный урок | Беседа | С. 4 |
Личность и общество | 4 |
2 | Человек - биосоциальное существо. Человек. Индивид. Личность | 1 | Изучение нового материала | Задания на с.13 | § 1 |
3 | Сферы общества | 1 | комбинированный | Устный опрос | §2 |
4 | Развитие общества | 1 | комбинированный | Устный опрос | §3 |
5 | Личность и общество | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Тест |
Сфера духовной культуры | 9 |
6 | Сфера духовной жизни | 1 | Изучение нового материала | Устный опрос | §4 |
7 | Мораль | 1 | комбинированный | Задания на с.45 | §5 |
8 | Долг и совесть | 1 | комбинированный | Устный опрос | §6 |
9 | Моральный выбор- это ответственность | 1 | комбинированный | Задания на с. 58 | §7 |
10 | Образование | 1 | комбинированный | Сообщения | §8 |
11 | Наука в современном мире | 1 | комбинированный | Устный опрос | §9 |
12 | Религия как одна из форм культуры | 1 | комбинированный | Опережающее задание. Сообщения | §10 |
13 | Религия как одна из форм культуры | 1 | комбинированный | Устный опрос | §10 |
14 | Сфера духовной культуры | 1 | Повторительно-обобщающий урок | К. р. |
Экономика | 14 |
15 | Экономика и ее роль | 1 | Изучение нового материала | Устный опрос | §11 |
16 | Главные вопросы экономики | 1 | комбинированный | Устный опрос | §12 |
17 | Собственность | 1 | комбинированный | Задания на с.104 | §13 |
18 | Рыночная экономика | 1 | комбинированный | Заполнение таблицы | §14 |
19 | Производство | 1 | комбинированный | Тестирование | §15 |
20 | Предпринимательская деятельность | 1 | Изучение нового материала | Проект «Как открыть свое дело» | §16 |
21 | Предпринимательская деятельность | 1 | Урок-проект | Проект «Как открыть свое дело» | §16 |
22 | Роль государства в экономике | 1 | комбинированный | Составить схему: «Государственное регулирование экономики» | §17 |
23 | Распределение доходов | 1 | комбинированный | Вопросы | §18 |
24 | Потребление | 1 | комбинированный | Составить бюджет семьи | §19 |
25 | Инфляция и семейная экономика | 1 | комбинированный | Составить схему: «Сбережения граждан» | §20 |
26 | Безработица, ее причины и экономика | 1 | комбинированный | Задание с.170 | §21 |
27 | Мировое хозяйство и международная экономика | 1 | комбинированный | Устный опрос | §22 |
28 | Экономика | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Тест |
Социальная сфера | 5 |
29 | Социальная структура общества | 1 | Изучение нового материала | Задание на с. 190 | §23 |
30 | Социальные статусы и роли | 1 | комбинированный | Устный опрос | §24 |
31 | Нации и национальные отношения | 1 | комбинированный | Доклад | §25 |
32 | Отклоняющееся поведение | 1 | комбинированный | Сообщения | §26 |
33 | Социальная сфера | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Тест |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы
Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...
Проектные технологии на уроках истории и обществознания (Выступление на РМО учителей истории и обществознания).
В методической разработке рассматривается возможность внедрения проектных технологий на уроках истории и обществознания: требования, предъявляемые к проектам, их типология и практическое применение. М...
Открытое внеклассное мероприятие по обществознанию для РМО учителей истории и обществознания. Тема: «Найти себя»
Открытое внеклассное мероприятие по обществознанию "Найти себя" представляет собой час общения, посвященный профессиональному самоопределению учащихся 9 классов. Разработку отличает эффективное сочета...
Преподавание истории и обществознания в условиях открытой информационно-образовательной среды. Методические подходы к использованию ресурсов и возможностей сети Интернет в обучении истории и обществознания.
Учитель истории МБОУ «Топкановская ООШ» Яцкина Г.В....
Элективный курс по обществознанию для обучающихся 10 класса "Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию"
Настоящая программа включает в себя пояснительную записку, календарно-тематический план, список используемой в изучении курса литературы.Курс предназначен для изучения в 10 классе и являет...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания. Выступление на МО учителей истории и обществознания.
Воспитание гражданина и патриота – это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. Сегодня перед школой стоит задача становления личности, которая способна ориентирова...