олимпиады по обществознанию
олимпиадные задания по обществознанию (11 класс) на тему

Олимпиады по обществознанию за 2011-12 год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заключительный этап VIII Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию

17 – 23 апреля 2011 г.

9 класс

1-й тур

1. В случае согласия с утверждением напишите в таблице под соответствующим номером – «да», если не согласны с ним – «нет».

1.1. С точки зрения эмпириков, критерием истины являются соглашения ученых.

1.2. «Я – эмоциональное» – содержательная характеристика «Я - концепции».   

1.3. В самосознании личность и субъект, и объект познания.

1.4. Реальное социальное поведение в каждом случае представляет собой результат воздействия на индивида совокупности лишь внутренних факторов.

1.5. Малой социальной группой  является сословие.

1.6. Право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления называется праймериз.

1.7. Назначением на должность и освобождением от должности Генерального прокурора РФ ведает Совет Федерации.

1.8. Смертная казнь в соответствии с Конституцией РФ может устанавливаться в качестве исключительной меры наказания.

1.9.  Любой человек, не имеющий работы, относится к категории безработных.

1.10. Валютный курс национальной денежной единицы возрастает, если улучшается состояние торгового баланса страны       

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5.

1.6.

1.7.

1.8.

1.9.

1.10.

2.

2.1. Назовите общее понятие для понятий, приведенных ниже:

питание, безопасность, общение, достижение власти, творчество. ___________________________________________________________

2.2.Что является лишним в каждом ряду? Лишнее выпишите и объясните, почему вы так решили.

2.2.1. Слесарь, академик, принц крови, президент, лауреат Нобелевской премии _________________________________________________________________

2.2.2. Унитарное государство, парламентское государство, конфедерация,   федеративное государство ______________________________________________________________

3. Решите правовые задачи. При их решении вы можете ссылаться на номера статей закона, но это делать не обязательно.

3.1. В газете «Наш край родной» был опубликован только что подписанный Президентом РФ Федеральный закон. Документ содержал указание на место издания, даты принятия, подпись Президента. Может ли гражданин сослаться на данную публикацию закона в своем исковом заявлении? Ответ обоснуйте.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3.2. Гражданин С., проходя по торговому центру, увидел, что в одном из магазинов продаются футболки с его изображением. Изображение точно соответствовало фотографии, которую он недавно сделал в одном из ателье.

Гражданин С. обратился в юридическую консультацию с вопросом, нарушены ли его права и возможна ли их судебная защита?  Какой ответ должен быть дан гражданину С.?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3.3. Гражданин Л. потребовал в Администрации города предоставить ему данные исследований о концентрации вредных веществ в воздухе на территории района его проживания. В предоставлении этих данных ему было отказано.

Правомерен ли отказ Администрации города гражданину Л. в предоставлении запрашиваемых им сведений? Какие дальнейшие действия он может предпринять?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Вставьте  в текст пропущенные понятия.

4.1. __________________________________– это перечень минимально необходимого человеку набора благ для поддержания его жизнедеятельности.

4.2. ________________________обладает потребительной и меновой стоимостью. 

4.3. ________________– бесструктурное скопление людей, связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. 

4.4. ___________________________________________–  любая совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям: полу, возрасту, расе, национальности, месту жительства, образованию, профессии, власти, доходу и др. 

4.5. «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и __________________________» (Ст. 3 Конституции РФ).

4.6. _________________________  – это суждения людей по поводу фактов действительности, оценка состояния жизни в области экономики, политики, морали, науки, религии и т.д. В этих суждениях переплетается обыденный, эмпирический и теоретический, научный подход к событиям общественной жизни.

5. Во время дискуссии о роли государства в жизни общества гражданин Л. высказался следующим образом: «Государство не должно вмешиваться в развитие социально-экономической сферы общества, предоставив гражданам предпринимательскую свободу. Основной ценностью является свобода личности». Его оппонент, соглашаясь с необходимостью существования частной собственности и свободы предпринимательства, утверждал, что интересы государства, общества ценятся выше интересов индивида, необходима сильная государственная власть. Сторонниками каких политических идеологий являются Л. и его оппонент?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Студент платит 50 тыс. руб. за первый год обучения. Бросив учение, он мог бы зарабатывать 40 тыс. руб. в год. Одновременно работать и учиться не хватает ни сил, ни времени. Какова упущенная выгода, если принять во внимание только первый год обучения? Дайте ответ и покажите, каким образом вы его просчитали.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Какие явления описаны ниже?

А) Мы хорошо знакомы с совзнаками,

     со всякими лимонами, лимардами всякими.

     Как было?

     Пала кобыла.

     У женки поизносились одежонки.

     Пришел на конный

     и стал торговаться.

     Кони идут миллиардов по двадцать.

     Как быть? Пошел крестьянин совзнаки копить.

     Денег накопил – неописуемо!

     Хоть сиди на них: целая уйма!

     Сложил совзнаки в наибольшую из торб

     и пошел, взваливши торбу на горб.

     Пришел к торговцу: –  Коня гони!

     Торговец в ответ: – Подорожали кони!

     Копил пока –  конь вздорожал

     миллиардов до сорока.

                                             Маяковский Владимир Владимирович

Б) Отрывок из письма, отправленного К. Серовым 20 декабря 1920 года со станции Бочкарево во Владивосток З. Секретаревой.

«…А сейчас мы были в поселке (поселки здесь очень богатые: Завитая, Бочкарево и др.)… крестьянин предлагает картошки.

–  Сколько?

–  6 фунтов.

– Только-то. Да что мы с ней будем делать?!

– 6 фунтов соли.

(Мы ничего не понимаем).

– Я вам даю мешок картошки за 6 фунтов соли.

–  А-а-а! (Мы сами с трудом достали полтора фунта соли)…

В) Статья 3 Закона Украины «О психиатрической помощи»:

«Каждое лицо считается не имеющим психического расстройства, пока наличие такого расстройства не будет установлено по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Законом и другими законами Украины».

Ответ:

А)______________________________________________________________

Б)______________________________________________________________

В)_____________________________________________________________

8. Найдите в приведенном перечне обстоятельств, смягчающих наказание, те, которые характеризуют особенности субъекта преступления и укажите их порядковые номера.

1. Совершение преступления в результате принуждения.

2. Несовершеннолетие виновного.

3. Наличие у виновного малолетних детей.

4. Явка с повинной.

5. Совершение преступления впервые и небольшой тяжести.

6. Оказание помощи потерпевшему сразу после совершения преступления.

7. Беременность лица, совершившего преступление.

8. Помощь в раскрытии преступления.

9. Совершение преступления по мотиву сострадания.

Ответ:________________________________________

9. Ниже приведен список стран, тесно связанных с важным экономическим явлением. Что это за явление?

Андорра, Ангилья, Антигуа и Барбуда, Аруба, Багамы, Бермуды, Гибралтар, Гонконг, Каймановы острова, Кипр, Монако, Новая Зеландия, Панама, Сингапур.

Ответ: _______________________________________________________

10. Соотнесите виды знаний левого столбца с утверждениями из правого столбца, дав ответ в таблице.

                        

Виды знаний

Утверждения

А) научное     

1. Роман А.С. Пушкина – «энциклопедия русской жизни»

Б) художественное         

2. «Новая физика» «отменяла» эфир, абсолютное пространство и абсолютное время, ревизовала механику Ньютона.

В) народная мудрость

3. Человеческие возможности безграничны: при должной тренировке каждый из нас может научиться предсказывать будущее, передвигать предметы взглядом и т.п.

Г) паранаучное

4. Не ходи со своим уставом в чужой монастырь

Д) практическое

5. Клавиатура компьютера –  устройство для ввода информации      

6. Красота до венца, а ум до конца

7. Легенда о Великом Инквизиторе есть откровение о человеке

                                         

А

Б

В

Г

Д

11. Ознакомьтесь с представленными материалами и выполните предложенные задания.

Общественное мнение не считает курение формой девиации (1) для той части молодежи, которая не учится в школе. Что касается законодательства, сегодня в России оно не относит курение к девиации ни при каких ситуациях, и ни для какой возрастной группы. Во многих экономически развитых странах курение в общественных местах уже давно административно наказуемо, так как может нанести вред здоровью других людей.

В 1990 годы наблюдалось интенсивное приобщение населения, и в особенности, его женской части, к курению. Активно приобщалась к курению и молодежь. Важна эта проблема потому, что основная масса потребляющих наркотики начинает с каннабиса (конопли), к чему наркодилерам или сверстникам легче вовлечь потенциального потребителя наркотиков, если он ранее курил табак. 

Как обстоят дела с пристрастием молодежи в возрасте 11-24 года к курению табака сегодня? Среди возрастной группы 11-24 года курят табачные изделия 50,6%, т.е. 14,5 млн. человек.

Значительно меньше курящих – 30,6% – среди тех, кто регулярно занимается спортом и физической культурой, и больше курящих среди тех – 59,7% – кто спортом и физической культурой совсем не занимается. По сравнению с 2001 годом, доля молодежи, курящей табачные изделия, увеличилась – с 49,1% до 50,6%, однако ее численность уменьшилась на 1,8 млн. человек, что является следствием «демографической ямы».

Курить молодежь начинает очень рано, в 14-16 лет курит почти каждый второй.

Доля учащихся 4-11 классов общеобразовательной школы, курящих табачные изделия %

Кто приобщает подростков к курению? 72,4% опрошенных в 2009 году указали, что к никотину их приобщили друзья, 3,1% - родные, 2,8% - другие взрослые, а каждый пятый (21,7%) заявил, что сам решил начать курить.

Мы составили общую сводную таблицу расходования средств молодежью в возрасте 11-24 года на приобретение психоактивных веществ (наркотические средства, алкогольные напитки, табачные изделия).

Динамика расходования средств молодежью в возрасте 11-24 года на приобретение психоактивных веществ, %

 

Суммарные затраты в год на приобретение табачных изделий

Суммарные затраты в год на приобретение наркотических веществ

Годы

Млн. рублей

Млн. долларов США

Млн. рублей

Млн. долларов США

2001

54246

1871

44594

1522

2004

79498

2741

58212

2007

2006

76055

2817

62543

2316

2009

104806

3614

116790

4027

Подведем некоторые итоги. На сегодняшний день курение подростков не воспринимается обществом как серьезная социальная проблема, по сравнению, например, с алкоголизмом или наркоманией. Многие российские граждане считают невозможным продажу сигарет маленьким детям (5-12 лет), в тоже время продажа их подросткам 13-14 лет и старше не осуждается. Нередко можно наблюдать сцены, когда при отказе со стороны продавцов продать табачные изделия несовершеннолетним (2), люди (как правило, взрослые курильщики), помогают подросткам, покупая для них пачку сигарет.

Несомненным прогрессом стал запрет на рекламу табачных изделий, особенно в российских СМИ, а также ограничение курения в общественных местах и на транспорте. Однако это произошло при одновременном сохранении пивной рекламы, которая тут же заполонила телевизионные экраны. А ведь пиво и сигареты – неотъемлемый атрибут современной молодежной субкультуры (3) («тусоваться» без бутылки пива в руке и сигареты в молодежных компаниях, как правило, не модно).

Можно констатировать, что в России пока отсутствует понимание и подход к решению проблемы курения подростков как общему делу государства, общественных организаций, родителей и бизнеса. Вместо систематической и эффективной профилактической работы, особенно в учебных заведениях, демонизируется табачная отрасль, хотя проблема доступа несовершеннолетних к сигаретам и безразличие общества к формированию никотиновой зависимости уже в детском возрасте не может быть следствием только работы табачных компаний.

Источник: Доклад Минобрнауки России.

11.1. Дайте определение терминам, выделенным в тексте курсивом и пронумерованным.

11.1.1. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11.1.2._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11.1.3.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11.2. По отношению к каким видам социальных норм курение может стать девиацией? Назовите три разновидности норм и укажите, каким образом можно достичь превращения курения в форму девиантного поведения. Ответы внесите в таблицу.

Разновидность норм

Пути превращения курения в форму девиации

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11.3. В материалах делается вывод о связи между курением среди молодежи и потреблением наркотиков. Опираясь на статистические данные, подтвердите данный вывод. _________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11.4. Какие два скачка количества курящих учащихся школ показывают статистические данные? Предположите, какие могут быть объяснения наблюдаемых скачков. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12.

А) О какой сфере общественных отношений идет речь в большинстве следующих строк стихотворения Н. Асеева?

 Б) Какая строка «выпадает» из этих отношений?

От скольких людей я завишу:

От тех, кто посеял зерно,

От тех, кто чинил мою крышу,

Кто ставил мне стекла в окно,

Кто шил и кроил мне одежду…

Кто ввел в мою комнату провод,

Снабдил меня свежей водой,

Кто молвил мне доброе слово,

Когда еще был молодой.

Ответ:


А)


Б)_______________________________________________________________

__________________________________________________________________

13. Из предложенных слов образуйте понятия, наименования и составьте из них схему, отражающую конституционное устройство России. При составлении терминов и наименований одно и то же слово может быть использовано несколько раз. Слова также могут изменяться по родам, падежам и числам.

Власть, верховный, правительство, суд, высший, конституционный, законодательная, арбитражный, органы, собрание, совет, государственный, исполнительная, федерация, РФ, судебная, дума, федеральное.

                                                                       



Предварительный просмотр:

Заключительный этап VIII Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию

17 – 23 апреля 2011 г.

11 класс

1-й тур

1. В случае согласия с утверждением напишите в таблице под соответствующим номером – «да», если не согласны с ним – «нет».

1.1. Индекс развития человеческого потенциала не является интегральным показателем.          

1.2. Деятельность человека характеризуется, прежде всего, внешней системой действий.

1.3. Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется в опережении им реальных условий жизни.

1.4. Экономика наиболее эффективна, если в ней достигнута полная занятость населения.

1.5. Семейное положение – признак социального статуса.

1.6. Признание обществом или его большей частью законности существующей власти определяется как ее легальность.        

1.7. Границы между субъектами РФ в соответствии с Конституцией не могут быть изменены.                        

1.8. Основная функция Центробанка РФ – защита и обеспечение устойчивости рубля.

1.9. Все экономические ресурсы являются экономическими благами.

1.10. Снижение уровня занятости населения всегда приводит к росту оплаты труда.

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5.

1.6.

1.7.

1.8.

1.9.

1.10.

2.

2.1. Назовите общее понятие для понятий, приведенных ниже

2.1.1. Зарплата, рента, алименты, гонорар, дивиденды

__________________________________________________________

2.1.2. Общий объем реального ВВП, ВВП/ВНП на душу населения, отраслевая структура экономики, уровень и качество жизни населения

________________________________________________________________

________________________________________________________________

2.2. Что (кто) является лишним в каждом ряду? Лишнее выпишите и объясните, почему вы так решили.

2.2.1. Д. Белл, Д. Гелбрейт, Н.Я. Данилевский, К. Маркс, У. Ростоу, П.А. Сорокин_____________________________________________________

________________________________________________________________

2.2.2. Кланы, племена, сословия, семьи, роды _________________________________________________________________

_________________________________________________________________

2.3. Назовите религии, символы которых здесь изображены. Какое изображение «выпадает» из общего ряда, почему?

        Z                Y                   ]   

    1)                   2)                           3)                      4)                    5)                                  

1) _______________________________________________________

2)________________________________________________________

3)_________________________________________________________

4)_________________________________________________________

5)_________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

3. Решите правовые задачи. При их решении вы можете ссылаться на номера статей закона, но это делать не обязательно.

3.1. 16-летняя Н. вышла замуж на законном основании. Однако спустя полгода решила развестись и предъявить иск о разделе имущества. Ее совершеннолетний супруг заметил, что она недееспособна и не может самостоятельно представлять свои интересы в суде. Кто прав в данной ситуации? Свой ответ поясните.

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

3.2. После смерти сына дедушка обратился в суд о взыскании алиментов со своего совершеннолетнего и трудоспособного внука. Удовлетворит ли суд данное заявление? Ответ обоснуйте.

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________

3.3. ООО-1 заключило договор поставки своего товара с ООО-2. Однако в оговоренный срок товар поставлен не был. Какая ответственность может быть возложена на ООО-1? В какой форме она может быть взыскана со стороны, нарушившей условия договора?

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________

3.4. 16-летний Е. решил подработать. Во время предвыборной компании он занимался расклейкой агитационных материалов. Являются ли действия Е. правомерными? Почему? Какая отрасль права регулирует данные правоотношения?

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________

4. Вставьте  в текст пропущенные понятия.

4.1.  ______________________  –  самостоятельная, инициативная деятельность человека, направленная на производство товаров или услуг с целью получения прибыли.

4.2. Изменение спроса на труд вследствие внедрения высоких технологий – это проявление ________________________ безработицы.

4.3. О каком понятии экономической теории идет речь в следующем рассуждении?

Если имеется два варианта инвестиций, А и Б, причем варианты взаимоисключающие, то при оценке доходности варианта А необходимо учитывать неполученный доход от непринятия варианта Б, как стоимость упущенной возможности, и наоборот.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

4.4. Основными критериями социальной стратификации являются доход, престиж, образование,_________________________________________ 

4.5. _____________________ – это совокупность норм, правил, символов, механизмов регулирующих определенную сферу социальных отношений и совместной деятельности, направленной на удовлетворение определенной важной потребности общества.  

4.6. _______________________________ –  направление общественной мысли, рассматривающее государство как высший результат и цель общественного развития, абсолютизирующее роль государства в обществе и пропагандирующее подчинение интересов личностей и групп интересам государства. 

4.7. Выраженное в форме определенных суждений, идей и представлений отношение социальных групп к явлениям и проблемам  жизни общества, затрагивающим общие интересы – __________________________________

5. Проанализируйте графические изображения  экономических процессов и ответьте на вопросы, данные ниже.

Проанализируйте следующие рисунки, где ось Q –  количество товара, ось P  – его цена, D – спрос на товар, S – его предложения.   

         

рисунок 1                                        рисунок 2

5.1.Сделайте выводы (по рис. 1, рис. 2) о:

предложении ________________________________________________                        

спросе______________________________________________________

равновесной цене _____________________________________________                

равновесном количестве _______________________________________            

рис.3

5.2. На основе анализа данных рисунка 3 сделайте основные выводы.

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

6. Найдите в приведенном перечне налогов те, которые относятся к региональным налогам и укажите их порядковые номера.

1) Налог на добавленную стоимость.

2) Налог на имущество организаций.

3) Транспортный налог.

4) Акцизы.

5) Налог на прибыль организаций.

6) Водный налог.

7) Налог на игорный бизнес.

8) Налог на добычу полезных ископаемых

9) Земельный налог.

 

Ответ:________________________________

7) В предлагаемом ниже тексте «смешались в кучу» особенности  трех ведущих направлений современной экономической теории, главные произведения известных представителей этих направлений, их портреты. На основе анализа данной информации, используя знания обществоведческого курса, умения обобщения  и систематизации, завершите заполнение всех свободных мест в таблице.

Это направление экономической теории возникло в 30-е гг. XX столетия, в период Великой депрессии. Более точное название институционализма  – институционально-социологическая школа.  Особенностью институционализма как течения экономической мысли является использование для анализа экономических явлений и процессов понятий «институция» (обычай, заведенный порядок) и «институт». В рамках этого направления разрабатываются концепции современной экономической системы как «постиндустриального», «информационного» общества. В современной рыночной экономике, «новом индустриальном обществе», по терминологии представителя этого направления, господствуют крупные корпорации, выпускающие сложную технику. А в корпорациях реальной властью обладают не собственники, а «техноструктура». Техноструктура – это слой специалистов по технологии, управлению, финансам, ученые, конструкторы.

Главное произведение основоположника данного направления экономической теории «Общая теория занятости, процента и денег» впервые было издано в 1936 г. Важнейшей  особенностью направления как экономической школы является то, что его сторонники главное внимание уделяют денежному фактору, количеству денег в обращении. Их лозунг: «Деньги имеют значение» («Money matters»). По их мнению, денежная масса оказывает решающее влияние на экономическое развитие, от темпов роста денежной массы зависит рост национального дохода. Влияние монетаризма в мире усилилось в 70-е - 80-е гг., когда главными проблемами экономики стали инфляция и дефицит бюджета. Возникновение этих проблем сторонники этого направления связывают с теорией и практикой кейнсианства, с государственным регулированием экономики. Одна из важнейших  работ современного представителя  направления, возникшего еще на рубеже XIX-XX вв., –  это «Новое индустриальное общество» (1961).

Главный идеолог учения, возникшего в США и распространившегося в 50-60-е гг. XX в., свои экономические взгляды изложил в нескольких работах, наиболее известной из которых является «Капитализм и свобода» (1962).  Рыночная экономика не может быть саморегулируемой, необходимо государственное регулирование экономики с помощью бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики. Начиная с конца 30-х гг. и до середины 70-х XX века, это направление было господствующим как в теории, так и в экономической политике развитых стран Запада.

                                                       

     Джон Мейнард Кейнс     Джон Кеннет Гэлбрейт        Милтон Фридман

Известные представители

Основные особенности  (характеристики) направления

Особенностью институционализма как течения экономической мысли является использование для анализа экономических явлений и процессов понятий «институция» (обычай, заведенный порядок) и «институт». В современной рыночной экономике, «новом индустриальном обществе» господствуют крупные корпорации, выпускающие сложную технику,  в которых  реальной властью обладают не собственники, а «техноструктура» (слой специалистов по технологии, управлению, финансам, ученые, конструкторы).

«Общая теория занятости, процента и денег»

Милтон Фридман

8. Ознакомьтесь с представленными материалами и выполните предложенные задания.

«Экономическая и социологическая литература предлагает различные подходы к анализу предложения труда женщин. Согласно стандартной модели неоклассической экономической теории, женщины будут работать за плату, если альтернативные издержки работы на рынке труда превышают альтернативные издержки работы по дому. Предложение труда зависит от опыта работы, уровня образования, значимости финансового вклада от женской занятости для бюджета семьи, уровня ресурсов партнера. Влияние наличия детей на предложение труда, как правило, изучается с точки зрения женщины: считается, что женщины обладают сравнительными преимуществами в воспитании детей, хотя бы потому, что обычно их потенциальные заработки ниже заработков мужчин. Предполагается, что наличие детей может снижать экономическую активность женщин: во-первых, дети увеличивают ценность женского времени дома, во-вторых, чистая заработная плата женщин, за вычетом затрат на детей, снижается. В то же время число детей может оказывать разнонаправленное воздействие: с одной стороны, время, затрачиваемое на уход за детьми, растет с их количеством, и производительность домашнего труда женщин возрастает. С другой стороны, финансовые потребности семьи с числом детей тоже увеличиваются, что повышает спрос на доходы женщин от занятости.

Недавние и приобретающие популярность подходы к изучению предложения труда женщин отходят от описанной выше модели человеческого капитала. Новые экономические модели анализируют предложение труда, рассматривая его как результат решения домохозяйства, включающего стратегическое взаимодействие между супругами. В рамках такого подхода каждый супруг максимизирует свою индивидуальную полезность, тогда как в предыдущей модели существует единственная функция благосостояния домохозяйства. Социальные нормы, анализ которых имеет давнюю традицию в социологической литературе, лишь недавно стали приниматься во внимание экономистами. Результаты некоторых исследований показывают, что различия в установках оказывают влияние на гендерный разрыв в оплате труда или на количество часов работы. Социологическая литература подчеркивает роль норм и представлений о гендерных ролях, объясняя распределение домашних обязанностей между супругами. Утверждается, что, несмотря на массовый выход женщин на рынок труда, мужчины и женщины продолжают играть различные роли в партнерстве. Например, в соответствии с подходом создания гендерной идентичности, важнейшее значение занятости женщин домашним трудом, а мужчин – на рынке труда состоит в утверждении их гендерных идентичностей. Мужчины играют роль добытчика, предпочитая инвестировать свое время и силы в оплачиваемую занятость, тогда как женщины исполняют роль заботливой хозяйки, отдавая приоритет работе по дому. Такого рода отношения взаимозависимости супругов соотносятся с нормативными ожиданиями. Сильное социальное давление, закрепляющее воспитание детей за женщиной и не одобряющее женскую занятость, объясняет отрицательное влияние наличия детей на предложение труда женщин. Теория гендерных ролей объясняет специализацию женщин в уходе за детьми значительным общественным признанием, которое они получают от материнства, тогда как отцовство ценится намного меньше».

Таблица

«Статус женщин на рынке труда в России и во Франции в зависимости от партнерского статуса, числа и возраста детей (в %)»

Характеристика респондента

Франция

Россия

число наблюдений

занятые

безра-
ботные

неак-
тивные

число наблюдений

занятые

безра-
ботные

неак-
тивные

Все женщины

3308

73,0

10,8

16,3

3941

76,7

7,8

15,5

По наличию партнера: 

с партнером

2168

72,9

8,3

18,8

2579

72,7

7,3

20,1

без партнера

1140

73,4

18,5

8,1

1360

84,4

8,8

6,8

По числу детей: 

0

1434

78,0

12,5

9,5

1395

82,9

9,5

7,7

1

715

75,2

11,0

13,8

1690

76,5

6,0

17,5

2

781

74,1

8,5

17,5

709

69,3

8,0

22,7

По возрасту младшего ребенка: 

моложе 3 лет

458

57,1

7,5

35,4

354

25,4

4,2

70,3

3–5

378

66,7

17,6

15,7

352

69,6

9,4

21,0

6–13

714

74,9

8,4

16,7

911

80,2

7,4

12,4

14–19

324

79,2

6,7

14,1

783

86,1

6,6

7,3

Источник: Эволюция семьи в Европе: Восток-Запад / Под научной редакций С.В. Захарова, Л.М. Прокофьевой, О.В. Синявской; -  М.: НИСП, 2010.

8.1. Сформулируйте сущность используемого в представленных материалах выражения «гендерная идентичность».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.2. Представьте, что в некоем городе проводится исследование о причинах женской занятости (ответы внесите в таблицу).

а) Какую информацию необходимо получить для обоснования ответа на вопрос в логике первого и в логике второго из описанных выше научных подходов? Приведите по 3 примера информации, значимой для каждого подхода.

б) Как можно назвать исследовательские методы, применяемые для получения информации, необходимой для каждого из описанных подходов?

Подход неоклассической экономической теории

Подход создания гендерной идентичности

Необходимая для исследования информация

1._____________________________________________________________________________________________________________

2._____________________________________________________________________________________________________________

3._____________________________________________________________________________________________________________

1.____________________________________________________________________________________________________________

2.____________________________________________________________________________________________________________

3.____________________________________________________________________________________________________________

Название исследовательского метода

8.3. Назовите 2 различия в статусе женщин на рынке труда в России и во Франции в зависимости от партнерского статуса, числа или возраста детей. Приведите возможные объяснения найденных вами различий с точки зрения каждого из приведенных подходов (ответ внесите в таблицу).

Различия

Объяснение (1 подход)

Объяснение (2 подход)

9. Составьте схему из приведенных ниже элементов понятия «культура». Для этого из следующего перечня терминов найдите понятия более общие, чем «культура», и понятия, конкретизирующие культуру, соответствующим образом изобразите  взаимосвязи предложенных понятий в схеме.

Общество, мораль, окружающий мир, культура, религия, одежда, материальная, природа, жилище, духовная, наука, искусство, производительные силы, пища.

10. Отметьте в таблице, к каким основным функциям относятся следующие характеристики семьи:

А) терапевтическая роль семьи состоит в том, чтобы семья была «оазисом»  спокойствия, психологического комфорта, обеспечивала эмоциональную поддержку и защиту своим членам;

Б) старение населения, увеличение числа однодетных и бездетных семей, снижение рождаемости – тревожные симптомы демографической ситуации в России;

В) статус, которым обладает человек на основании  членства в семье, ориентирует его на множество межличностных отношений (отношения с родителями, братьями, сестрами и другими родственниками), а также на национальную, расовую, религиозную принадлежность к той социальной группе, к которой принадлежит семья;

Г) семья жизненно необходима для нормального полноценного развития ребенка, ее нельзя заменить никакими институтами. Она играет роль главного передатчика культурных норм, связывает индивида с «большим» миром;

Д) ведение домашнего хозяйства, организация семейного потребления, распределение домашнего труда, поддержка престарелых членов семьи, составление и использование домашнего бюджета занимает важное место в семейной жизни.

Характеристика

Функции семьи

А

Б

В

Г

Д

11. По какому признаку на карте темным цветом выделены государства?

   Ответ:

                                                                                 



Предварительный просмотр:

Заключительный этап VIII Всероссийской олимпиады школьников

по обществознанию

17 – 23 апреля 2011 г.

9 – 11 классы

2-й тур

Напишите сочинение-эссе на одну из предложенных ниже тем по вашему выбору. Помните, что вы можете согласиться с высказыванием, ставшим темой вашей работы, но можете не согласиться с ним или согласиться частично. Главное – аргументируйте вашу точку зрения. Жюри при проверке будет руководствоваться оценкой работы по следующим критериям:

  1. Обоснованность выбора темы. (Объясните, почему вы выбрали данную тему: ее значимость для развития одной из базовых наук, отраженных в курсе обществознания; значение для социальной практики; причины вашего личного интереса к данной теме и т.д.).
  2. Раскрытие понимания того, о чем говорит автор высказывания, в чем состоит его позиция.
  3. Представление вашей собственной точки зрения при раскрытии темы. (Будет оцениваться суть и умение ее сформулировать).
  4.  Определение задач, которые вы ставите перед собой в работе.
  5. Внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость личностных суждений. (Оценивается качество аргументов, данных  в пользу вашей точки зрения).
  6. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (опора на научные теории, владение понятиями курса).
  7. Аргументация своей точки зрения с опорой на факты общественной жизни и личный социальный опыт.
  8. Соответствие между высказываемыми теоретическими положениями и приводимым фактическим материалом (т.е. насколько органично и сообразно соединены пп. 6 и 7, названные выше).
  9. Четкость выводов, их соответствие поставленным автором перед собой задачам (см. п. 4).


Темы для выбора

1. «Демократия – это, прежде всего, определенность процедур при неопределенности результатов». (А. Пшеворский)

2. «…Богатство – это, конечно, не искомое благо, ибо оно… существует ради чего-то другого». (Аристотель)

3. «Мораль есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья». (И. Кант)

4. «Главная цель религии не в том, чтобы поселить человека на небесах, а в том, чтобы поселить небеса в его душе». (Т. Харди)

5. «Истинный показатель цивилизации – не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной». (Р.У. Эмерсон)

6. «...Кто превратил себя в червя, не должен потом жаловаться, что его топчут ногами». (И. Кант)

7. «Образование ведет за собой свободу, а не свобода творит образование». (Е.Р. Дашкова)

8. «Овца и волк по-разному понимают слово «свобода» –  в этом сущность разногласий, господствующих в человеческом обществе». (А. Линкольн)

9. «Последнее слово всегда остается за общественным мнением». (Наполеон I).

10. «Наш прогресс измеряется не увеличением изобилия у тех, кто уже имеет много, а тем, способны ли мы достаточно обеспечить тех, кто имеет слишком мало». (Т. Рузвельт)

11. «В тех странах, где еще не выработано определенных правовых норм, центр тяжести, центр установлений лежит не в установлениях, а в людях». (П. А. Столыпин)

12. «Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком». (И.В. Гёте)

13. «Каждый человек – это целый том, если только вы знаете, как читать его». (У.Э. Чэннинг)

14. «Каждый человек отличается от другого, и с каждым днем отличается от себя». (А. Поп)

15. «Всякая параллель уверена, что вполне может стать экватором, если бы ее не ущемляли в правах». (Марк Твен)

16. «Я философ; это значит, что у меня есть вопрос на любой ответ». (Р. Зенд)

                                                             



Предварительный просмотр:

Заключительный этап VIII Всероссийской олимпиады школьников

по обществознанию

17 – 23 апреля 2011 г.

9 – 11 классы

3-й тур

Дорогие участники олимпиады, вам на выбор предлагаются тексты, относящиеся к различным областям обществознания и обозначенные разными буквами (соотнесенность дисциплин и букв приведена ниже).

Вы должны выбрать один из текстов по своему усмотрению, и проанализировав его, выступить оппонентом автора текста. Вам надлежит:

- разобраться в нелегком научном тексте;

- критически проанализировать содержащуюся в нем авторскую позицию;

- выступить оппонентом автора, опровергнуть его аргументы;

- и, если сумеете, предложить альтернативное решение рассматриваемой проблемы (это возможно делать и при использовании иных существующих в науке подходов к анализу рассматриваемых явлений).

Удачи!

К —                        культурология

П —                        политология

С —                        социология

Ф —                 философия

Э —                         экономика

Ю —                 юриспруденция



Предварительный просмотр:

Заключительный этап VIII Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию

17 – 23 апреля 2011 г.

11 класс

1-й тур

Ответы

1.

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

1.8

1.9

1.10

нет

нет

да

нет

да

нет

нет

да

да

нет

2.

2.1.1.  Источники дохода.

2.1.2.  Показатели уровня экономического развития страны.

2.2.1. Н.Я.  Данилевский – сторонник цивилизационного подхода к анализу истории, остальные мыслители – сторонники стадиального подхода.

2.2.2. Сословия – социальные группы, обладающие закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями, остальные – кровнородственные общности.

2.3. 1) католицизм  2) ислам  3) иудаизм  4) православие  5) буддизм;

«выпадает» символ 3 (иудаизм), так как все остальные – символы мировых религий.

3.

3.1. Права Н. Если несовершеннолетний гражданин (до 18 лет) вступил в брак с соответствующего разрешения, он приобретает дееспособность в полном объеме, в том числе и в части гражданского процесса. «Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения восемнадцати лет» (ст. 21 ГК). Так, вступившая в брак 16-летняя, вправе самостоятельно возбудить дело о признании этого брака недействительным (или о его расторжении), она может предъявить иск о взыскании алиментов на ребенка и о разделе имущества. В этот же период она вправе предъявить любой другой иск, вытекающий из иных (например, жилищных) правоотношений.

3.2. Да, т.к. по СК РФ внуки привлекаются к уплате алиментов в случае невозможности получения содержания от детей.

3.3. Гражданско-правовая ответственность, в форме неустойки за недопоставку или просрочку поставки товаров.

3.4. Нет, это административное правонарушение (ст. 5.11 КоАП РФ): несовершеннолетние относятся к категории лиц, которым участие в предвыборной агитации запрещено законом.

4.

4.1. Предпринимательство.

4.2. Структурной.

4.3. Альтернативная стоимость, альтернативные издержки.

4.4. Власть.

4.5. Социальные институты.

4.6. Этатизм.

4.7. Общественное мнение.

5.

5.1.

Рис.1. Предложение падает, спрос постоянен. Это приводит к росту равновесной цены (p2 > p1), но уменьшению равновесного количества (q2 < q1).

Рис. 2. Равновесная цена снизилась. Предложение товара возросло.

5.2. Рис. 3. Спрос и предложение увеличиваются одновременно и в равной степени. В этом случае произойдет изменение только равновесного количества в сторону его увеличения (q1 > q0), равновесная цена останется прежней.

6. 2,3,7.

7.

Название направления

Известные представители

Их основные труды

Основные особенности  (характеристики) направления

Институционализм

Джон Кеннет Гэлбрейт

«Новое индустриальное общество»

 Особенностью институционализма как течения экономической мысли является использование для анализа экономических явлений и процессов понятий «институция» и «институт». В современной рыночной экономике, «новом индустриальном обществе» господствуют крупные корпорации, в которых реальной властью обладают не собственники, а «техноструктура» (слой специалистов по технологии, управлению, финансам, ученые, конструкторы).

  

Кейнсианство

             Джон Мейнард Кейнс

«Общая теория занятости, процента и денег»

Рыночная экономика не может быть саморегулируемой. Чтобы стимулировать совокупный спрос, а значит и производство, необходимо государственное регулирование экономики с помощью бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики. Начиная с конца 30-х гг. и до середины 70-х XX века, кейнсианство было господствующим как в теории, так и в экономической политике развитых стран Запада.

Монетаризм

Милтон Фридман

«Капитализм и свобода»

Важнейшей особенностью монетаризма как экономической школы является то, что его сторонники главное внимание уделяют денежному фактору, количеству денег в обращении. Лозунг монетаристов: «Деньги имеют значение» («Money matters»). По их мнению, денежная масса оказывает решающее влияние на экономическое развитие, от темпов роста денежной массы зависит рост национального дохода.

8.

8.1. Ощущение человеком своей принадлежности к тому или иному полу, выражающееся в исполнении соответствующих социальных ролей.

8.2.

Подход неоклассической экономической теории

Подход создания гендерной идентичности

Необходимая для исследования информация

1. Средние размеры оплаты труда женщин.

2. Доступность детских дошкольных учреждений, низкая плата за пребывание детей там.

3. Размер пособия по уходу за малолетними детьми.

1. Принятое распределение ролей между супругами.

2 Социальный престиж положения матери и домохозяйки.

3. Общественное восприятие занятости  многодетных женщин.

Название исследовательского метода

Экономико-статистический метод.

Социологический опрос.

Могут быть приведены иные имеющие основания примеры необходимой информации. Сущность исследовательских методов может быть сформулирована в иных, близких по смыслу выражениях.

8.3.

Различия

Объяснение (1 подход)

Объяснение (2 подход)

1. Занятость женщин во Франции практически не зависит от наличия партнера, в России чаще заняты женщины-одиночки.

Равная оплата труда мужчин и женщин.

Господствующие представления о семейной женщине как хранительнице домашнего очага.

2. В России трудовая активность женщин в большей степени зависит от числа детей, чем во Франции: процент активных в трудовом отношении женщин заметнее снижается при наличии 1 и 2 детей.

Высокие размеры социальных пособий на детей, наличие иных льгот.

Принятые представления о желательности для женщины посвятить основное время уходу за детьми, их воспитанию.

3. В России значительно больший процент женщин с единственным или младшим ребенком в возрасте до 3 лет не активны в трудовом отношении.

Значительная продолжительность оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком с сохранением за женщиной ее места работы.

Господствующие представления о необходимости домашнего воспитания малолетних детей, об обязанности женщины обеспечить постоянный материнский уход за малолетним ребенком.

9.

окружающий мир

природа

общество

Культура

духовная

материальная

 Наука

одежда

жилище

мораль

производительные силы

пища

искусство

религия

10.

Характеристика

Функции семьи

А

рекреативная

Б

репродуктивная

В

социально-статусная

Г

воспитательная

Д

хозяйственно-экономическая

11. Унитарные государства.

                                                                   



Предварительный просмотр:

Заключительный этап VIII Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию

17 – 23 апреля 2011 г.

9 класс

1-й тур

Ответы

1.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

нет

да

да

нет

нет

нет

да

да

нет

да

2.

2.1. потребности человека

2.2.1.  принц крови – статус предписанный, остальные – достигаемые статусы.

2.2.2. парламентское государство – форма правления, остальное – формы национально-государственного устройства.

3.

3.1. Нет, т.к. федеральный закон считается официально опубликованным только в следующих изданиях: «Российская газета», «Парламентская газета» и «Собрание законодательства».

3.2. Согласно Гражданскому кодексу РФ (ст.152.1) обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии) допускаются только с согласия этого гражданина. Так как права гражданина С. нарушены, он вправе обратиться в суд за их защитой.

3.3. Согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» граждане имеют право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, а органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам в реализации их прав. Если должностные лица, препятствуют гражданам в реализации их прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации, то они привлекаются к ответственности в установленном порядке.

Таким образом, гражданин Л. может обратиться в прокуратуру города с жалобой на нарушение его прав Администрацией города.

4.

4.1. Потребительская корзина.

4.2. Товар. 

4.3. Толпа.

4.4. Социальная группа.

4.5. Свободные выборы.

4.6. Общественное мнение.

5. Гражданин Л. – сторонник либеральной идеологии, его оппонент –  сторонник  идеологии консерватизма.

6. Решение: 50 +40 = 90 тысяч рублей в год. Плата за обучение суммируется с недополученным доходом. Все вместе и дает полную цену обучения, т.е. упущенную выгоду, так как не учитываются никакие различия между вариантами, кроме ценовых. Ответ: 90000 рублей в год.

7. А) гиперинфляция, Б) бартер, В) презумпция.

8. 2,3,7.

9. Офшорные зоны.

10.

А

Б

В

Г

Д

2

1,7

4,6

3

5

11.

11.1.1. Девиация – социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого в определенном обществе.

11.1.2. Несовершеннолетние – лица, не достигшие возраста, установленного законом для достижения полной дееспособности (18 лет).

11.1.3. Субкультура – система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества.

11.2.

Разновидность норм

Пути превращения курения в форму девиации

Правовые нормы

Установление административной ответственности за курение в общественных местах.

Моральные нормы

Моральное осуждение курящих людей, создание общественной атмосферы нетерпимости к курению.

Корпоративные нормы.

Превращение отказа от курения в требование к поведению членов общественных и политических организаций, работников фирм и корпораций.

Нормы традиций

Развитие традиций здорового образа жизни несовместимых с пристрастием к курению.

Могут быть приведены иные разновидности социальных норм и описаны другие пути превращения курения в форму девиации.

11.3. Рост расходов молодежи на приобретение табачных изделий сопровождается ростом расходов на приобретение наркотиков. При этом после 2004 г. рост расходов на наркотики обогнал рост расходов на табачные изделия.

11.4. Наблюдается скачок числа курящих школьников после 6 класса (более, чем в 2 раза) и после 9 класса (почти на 50%).

Объяснения. В 5 и отчасти в 6 классе учащиеся еще находятся под достаточно жестким контролем со стороны старших членов семьи, их свободное время, как правило, проходит под наблюдением взрослых родственников и работников учреждений системы дополнительного образования.

В 9 классе учащиеся оканчивают основную школу. В старшей школе контроль со стороны школьной администрации значительно меньше, многие продолжают обучение в экстернате. При этом в обществе наблюдается значительная терпимость по отношению к курению подростков старше 15 лет, к продаже им табачных изделий.

12. 

А) об экономической сфере (о хозяйственной зависимости людей друг от друга).  

Б) «Выпадает»: «Кто молвил мне доброе слово» (строка относится к духовной сфере).

                                                                         



Предварительный просмотр:

Заключительный этап VIII Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию

17 – 23 апреля 2011 г.

9 – 11 классы

2-й тур

Сочинение-эссе

Критерии оценивания

1. Обоснованность выбора темы. (Объясните, почему вы выбрали данную тему: ее значимость для развития одной из базовых наук, отраженных в курсе обществознания; значение для социальной практики; причины вашего интереса к данной теме и т.д.).

2. Раскрытие понимания того, о чем говорит автор высказывания, в чем состоит его позиция.

3. Представление вашей собственной точки зрения при раскрытии темы. (Будет оцениваться суть и умение ее сформулировать).

4. Определение задач, которые вы ставите перед собой в работе.

5. Внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость личностных суждений. (Оценивается качество аргументов, данных  в пользу вашей точки зрения).

6. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (опора на научные теории, владение понятиями курса).

7. Аргументация своей точки зрения с опорой на факты общественной жизни и личный социальный опыт.

8. Соответствие между высказываемыми теоретическими положениями и приводимым фактическим материалом (т.е. насколько органично и сообразно соединены пп. 6 и 7, названные выше).

9. Четкость выводов, их соответствие поставленным автором перед собой задачам (см. п. 4).



Предварительный просмотр:

Заключительный этап VIII Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию

17 – 23 апреля 2011г.

9 – 11 классы

3-й тур

Критерии оценивания

1. Умение обозначить проблему (проблемы), содержащиеся в анализируемом тексте.

2. Уровень критического анализа авторской позиции, содержащейся в тексте.

3. Логичность представленной позиции участника олимпиады..

4. Использование аргументации (научность, опора на обществоведческие теории, понятия, примеры) в ходе оппонирования автору текста.

5. Предложение альтернативного решения рассматриваемой проблемы (проблем).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...

Проектные технологии на уроках истории и обществознания (Выступление на РМО учителей истории и обществознания).

В методической разработке рассматривается возможность внедрения проектных технологий на уроках истории и обществознания: требования, предъявляемые к проектам, их типология и практическое применение. М...

Открытое внеклассное мероприятие по обществознанию для РМО учителей истории и обществознания. Тема: «Найти себя»

Открытое внеклассное мероприятие по обществознанию "Найти себя" представляет собой час общения, посвященный профессиональному самоопределению учащихся 9 классов. Разработку отличает эффективное сочета...

Элективный курс по обществознанию для обучающихся 10 класса "Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию"

Настоящая программа включает в себя пояснительную записку,  календарно-тематический план, список используемой в изучении курса литературы.Курс предназначен для изучения в 10 классе и  являет...

Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания. Выступление на МО учителей истории и обществознания.

Воспитание гражданина и патриота – это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. Сегодня перед школой стоит задача становления личности, которая способна ориентирова...