Семейное право
план-конспект урока обществознания (11 класс) по теме

Юмадилова Надежда Владимировна

Урок в 11 классе с применением технологии развития критического мышления школьников. Учебник  Л.Н.Боголюбова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynoe_pravo.docx463.69 КБ
Файл kopiya_semeynoe_pravo.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

по обществознанию в 11 классе

с применением технологии развития критического мышления школьников.

Тема: Правовое регулирование семейных отношений

Цель: рассмотреть основы семейного законодательства

Задачи урока:

1. Воспитывать уважение к закону. Создать психологические предпосылки для ответственного отношения к будущей семейной жизни.  Показать роль любви в счастливых семейных отношениях.

2. Повторить, углубить, систематизировать имеющиеся знания учащихся  в области семейного права.

3. Развивать критическое мышление учащихся.

                                                                 Ход урока:

I. Организационный момент  

Нормы общения на уроке:

1. В  группе нет лидеров. Все равны.

2. Группы не соревнуются.

3. Критикуется не личность, а идея.

4. Все члены группы должны получать удовольствие от обращения друг с другом и от того, что они вместе выполняют задание.

5. Каждый  должен получать удовольствие,  при работе,  от чувства уверенности в себе.

6. все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть, так называемых «спящих партнеров».

7. Ответственность за конечный результат несут все ученики класса.

II. Вызов    

1. Сообщение темы: Правовое регулирование семейных отношений

2.Работа с основными понятиями (семья и право)

- Вопрос:   Как вы понимаете слова: «Семья – это кристалл общества» В. Гюго

Прием кластер: Что такое семья?  

- малая первичная группа;

- носитель культурных ценностей;

- социальный институт;

- канал вертикальной мобильности.

 Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Семья- это основанная на_________(1)  или кровном родстве малая ______________(2), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными ______________(3) по отношению друг к другу. Также семьей называется социальный ___________(4), т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основанная часть повседневной жизни людей, т.е. сексуальные отношения, деторождение и первичная ____________(5) детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к ________(6) и лицам пожилого возраста».

Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что  в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов.

Выбирайте  последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пробел.

А) дети

Б) брак

В) социализация

Г) коллектив

Д) обязанности

Е) институт

Ж) отношения

З) группа

И) любовь

К) уважение

Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, обозначающую в списке выбранное слово.

3. Прием кластер: Что такое право?

- система норм установленных в обществе, за исполнением которых следит государство.

- регулятор общественных отношений.

Наступило самое прекрасное время в вашей жизни – юность. Вы уже многое знаете, многое умеете, вы чувствуете себя взрослыми, и вся жизнь ещё впереди. Но это и самое сложное время вашей жизни. Время выбора. Вы должны решить, чем заниматься в будущем, как устроить свою жизнь. Пройдет ещё несколько лет, и кто-то из ваших друзей пригласит вас на свадьбу. А через некоторое время уже вы будете приглашать друзей на свою свадьбу. Вам может казаться, что создание  и жизнь семьи – ваше личное дело, потому что отношения между людьми в личной жизни регулируются в основном нравственными нормами. Но это не так…

 III. Осмысление.  

1. Дома ученики самостоятельно познакомились с текстом параграфа и сделали пометки на полях (Прием «чтение с пометками»)

Пометки:

 «V» - знаю

«?» - узнал

«+» - хочу знать больше

2. На доске оформляется таблица (ЗУХ).

 Проверка заполнения таблицы  по ходу урока

Знаю

Узнал

Хочу  знать больше

3. Беседа о том, что хорошо знали о семенном праве.

- понятие Семейное право

- источники  Семейного права

- правовая связь только в гражданском браке

- субъекты и объекты семейных отношений

- правомерные и неправомерные действия

4. Работа в группах со схемами опорами, текстами

1 группа – Вступление в брак. Права и обязанности супругов

2 группа – Расторжение брака

3 группа -  Права и обязанности детей  родителей

4 группа – воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.

Вы показали отличные  теоретические знания, проверим знания на практике.

5.  «Юридическая консультация» работа в группах.

1 группа – Ситуация №1

2 группа – Ситуация №2

3 группа -  Ситуация №3

4 группа – Ситуация №4

Ситуация №1

Гражданин Ф. написал заявление в суд с просьбой об освобождении его от уплаты алиментов. В обосновании своей просьбы он написал следующее: «Прошу освободить меня от уплаты алиментов на моего 16-летнего сына, так как мне известно, что он  в настоящее время работает, имеет неплохой самостоятельный заработок и, следовательно, не имеет права больше не алименты».  Объясните, может ли суд освободить гражданина Ф. от уплаты алиментов на этом основании?

Ситуация №2

Супруги Андрей и Елена решили развестись. Начался раздел имущества, в ходе которого возник спор из-за садового  участка, домика на нем и мотоцикла. Мотоцикл был приобретен Андреем до брака.  Садовый участок достался Елене в наследство от матери, но на общие семейные средства на участке был построен небольшой домик. Определите судьбу спорных вещей.

Ситуация №3

Что из перечисленного имущества семьи будет относиться к общей совместной, а также к личной собственности супругов Анатоли и Юли:

А) 2-комнатная квартира, унаследованная от матери;

Б) автомобиль, купленный в период брака и зарегистрированный на имя Анатолия;

В) велосипед, купленный Толей со своей премии;

Г) холодильник, подаренный семье на новоселье;

Д) бриллиантовое кольцо Юлии;

Е) серый костюм-тройка Анатолия;

И) моющий пылесос, приобретенный Юлей до брака.

 Ситуация №4

У восьмиклассника С. Такие проблемы: его постоянно бьют родители-алкоголики, нередко оставляют голодным, а порой выгоняют из дома, даже зимой в непогоду. Куда бы вы посоветовали ему обратиться? В какие правоохранительные организации?

Обобщение  рассмотренного материал.  Вопрос: Что узнали нового о семейном праве?

6. Отдохнем.  Игра «Назовите иначе»

Муж – жена

Свекор- свекровь

Тесть- тёща

Свояк - свояченица

Кузен - кузина

Шурин

Золовка

Пасынок

Падчерица

7. Хотим знать больше!

Вы много узнали нового и полезного, а о чем вам хотелось бы узнать больше?

Индивидуальная работа. Школьники заранее готовят материал.

1. Происхождение семейного обряда на Руси. Источник: Марина Рейли. «Истоки Жизни: русские обряды и традиции» Санкт-Петербург ИК «Невский проспект» 2002  

2. Эволюция семейного права в России.

3. Брачный договор. (интернет ресурсы)

IV. Рефлексия.  

1. Как вы понимаете слова  Римского папы – ПияXI  «Семья более священна, чем государство»

2.Сообщение учащегося о социальной политике в России области, районе .

3. Чтение стихотворения             «Моя семья»

Если спросят: «Скажи откровенно,

Что дороже всего тебе?»

«Мой родительский дом, родные», -

Я скажу, не солгав себе.  

Нет на свете людей мне ближе,

Чем родная моя семья-

Повзрослевший уже братишка

И любимая мама моя.

В нашем доме всегда уютно,

На окошке фиалка цветет,

Каждый вечер родная бабуля

У гости к нам непременно зайдет.

Мы нальем ароматного чая,

Будет кот потихоньку урчать.

И на свете меня счастливее,

В тот момент никогда не сыскать.

Не страшна мне колючая вьюга,

Не боюсь проливного дождя,

Потому что  всегда мы вместе,

Потому что – одна семья.

Савиновой Дарьи, ученица 11 класса

4.Проверка заполнения таблицы  по ходу урока

Знаю

Узнал

Хочу  знать больше

5. Составьте синквей на словосочетание « Семейное право»

  Алгоритм:                                                                                                                            Пример:

1строка. (слово, словосочетание)                                                           1. Семейное право

2строка. (2 прилагательных)                                                                   2.  многогранное, ценное.

3 строка. (2 глагола)                                                                                 3. женятся, любят,  уважают

4строка. (Крылатое выражение)                                                             4. семья – кристалл общества

5строка. (синоним – первой строки или резюме)                                  5. регулятор

 

IV. Выставление оценок

V. Домашнее задание: §23, вопросы. Написать эссе «» Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и двое увеличить свои обязанности»  А. Шопенгауэр

Приложение



Предварительный просмотр:

Конспект урока

по обществознанию в 11 классе

с применением технологии развития критического мышления школьников.

Тема: Правовое регулирование семейных отношений

Цель: рассмотреть основы семейного законодательства

Задачи урока:

1. Воспитывать уважение к закону. Создать психологические предпосылки для ответственного отношения к будущей семейной жизни.  Показать роль любви в счастливых семейных отношениях.

2. Повторить, углубить, систематизировать имеющиеся знания учащихся  в области семейного права.

3. Развивать критическое мышление учащихся.

                                                                 Ход урока:

I. Организационный момент  

Нормы общения на уроке:

1. В  группе нет лидеров. Все равны.

2. Группы не соревнуются.

3. Критикуется не личность, а идея.

4. Все члены группы должны получать удовольствие от обращения друг с другом и от того, что они вместе выполняют задание.

5. Каждый  должен получать удовольствие,  при работе,  от чувства уверенности в себе.

6. все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть, так называемых «спящих партнеров».

7. Ответственность за конечный результат несут все ученики класса.

II. Вызов    

1. Сообщение темы: Правовое регулирование семейных отношений

2.Работа с основными понятиями (семья и право)

- Вопрос:   Как вы понимаете слова: «Семья – это кристалл общества» В. Гюго

Прием кластер: Что такое семья?  

- малая первичная группа;

- носитель культурных ценностей;

- социальный институт;

- канал вертикальной мобильности.

 Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Семья- это основанная на_________(1)  или кровном родстве малая ______________(2), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными ______________(3) по отношению друг к другу. Также семьей называется социальный ___________(4), т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основанная часть повседневной жизни людей, т.е. сексуальные отношения, деторождение и первичная ____________(5) детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к ________(6) и лицам пожилого возраста».

Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что  в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов.

Выбирайте  последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пробел.

А) дети

Б) брак

В) социализация

Г) коллектив

Д) обязанности

Е) институт

Ж) отношения

З) группа

И) любовь

К) уважение

Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, обозначающую в списке выбранное слово.

3. Прием кластер: Что такое право?

- система норм установленных в обществе, за исполнением которых следит государство.

- регулятор общественных отношений.

Наступило самое прекрасное время в вашей жизни – юность. Вы уже многое знаете, многое умеете, вы чувствуете себя взрослыми, и вся жизнь ещё впереди. Но это и самое сложное время вашей жизни. Время выбора. Вы должны решить, чем заниматься в будущем, как устроить свою жизнь. Пройдет ещё несколько лет, и кто-то из ваших друзей пригласит вас на свадьбу. А через некоторое время уже вы будете приглашать друзей на свою свадьбу. Вам может казаться, что создание  и жизнь семьи – ваше личное дело, потому что отношения между людьми в личной жизни регулируются в основном нравственными нормами. Но это не так…

 III. Осмысление.  

1. Дома ученики самостоятельно познакомились с текстом параграфа и сделали пометки на полях (Прием «чтение с пометками»)

Пометки:

 «V» - знаю

«?» - узнал

«+» - хочу знать больше

2. На доске оформляется таблица (ЗУХ).

 Проверка заполнения таблицы  по ходу урока

Знаю

Узнал

Хочу  знать больше

3. Беседа о том, что хорошо знали о семенном праве.

- понятие Семейное право

- источники  Семейного права

- правовая связь только в гражданском браке

- субъекты и объекты семейных отношений

- правомерные и неправомерные действия

4. Работа в группах со схемами опорами, текстами

1 группа – Вступление в брак. Права и обязанности супругов

2 группа – Расторжение брака

3 группа -  Права и обязанности детей  родителей

4 группа – воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.

Вы показали отличные  теоретические знания, проверим знания на практике.

5.  «Юридическая консультация» работа в группах.

1 группа – Ситуация №1

2 группа – Ситуация №2

3 группа -  Ситуация №3

4 группа – Ситуация №4

Ситуация №1

Гражданин Ф. написал заявление в суд с просьбой об освобождении его от уплаты алиментов. В обосновании своей просьбы он написал следующее: «Прошу освободить меня от уплаты алиментов на моего 16-летнего сына, так как мне известно, что он  в настоящее время работает, имеет неплохой самостоятельный заработок и, следовательно, не имеет права больше не алименты».  Объясните, может ли суд освободить гражданина Ф. от уплаты алиментов на этом основании?

Ситуация №2

Супруги Андрей и Елена решили развестись. Начался раздел имущества, в ходе которого возник спор из-за садового  участка, домика на нем и мотоцикла. Мотоцикл был приобретен Андреем до брака.  Садовый участок достался Елене в наследство от матери, но на общие семейные средства на участке был построен небольшой домик. Определите судьбу спорных вещей.

Ситуация №3

Что из перечисленного имущества семьи будет относиться к общей совместной, а также к личной собственности супругов Анатоли и Юли:

А) 2-комнатная квартира, унаследованная от матери;

Б) автомобиль, купленный в период брака и зарегистрированный на имя Анатолия;

В) велосипед, купленный Толей со своей премии;

Г) холодильник, подаренный семье на новоселье;

Д) бриллиантовое кольцо Юлии;

Е) серый костюм-тройка Анатолия;

И) моющий пылесос, приобретенный Юлей до брака.

 Ситуация №4

У восьмиклассника С. Такие проблемы: его постоянно бьют родители-алкоголики, нередко оставляют голодным, а порой выгоняют из дома, даже зимой в непогоду. Куда бы вы посоветовали ему обратиться? В какие правоохранительные организации?

Обобщение  рассмотренного материал.  Вопрос: Что узнали нового о семейном праве?

6. Отдохнем.  Игра «Назовите иначе»

Муж – жена

Свекор- свекровь

Тесть- тёща

Свояк - свояченица

Кузен - кузина

Шурин

Золовка

Пасынок

Падчерица

7. Хотим знать больше!

Вы много узнали нового и полезного, а о чем вам хотелось бы узнать больше?

Индивидуальная работа. Школьники заранее готовят материал.

1. Происхождение семейного обряда на Руси. Источник: Марина Рейли. «Истоки Жизни: русские обряды и традиции» Санкт-Петербург ИК «Невский проспект» 2002  

2. Эволюция семейного права в России.

3. Брачный договор. (интернет ресурсы)

IV. Рефлексия.  

1. Как вы понимаете слова  Римского папы – ПияXI  «Семья более священна, чем государство»

2.Сообщение учащегося о социальной политике в России области, районе .

3. Чтение стихотворения             «Моя семья»

Если спросят: «Скажи откровенно,

Что дороже всего тебе?»

«Мой родительский дом, родные», -

Я скажу, не солгав себе.  

Нет на свете людей мне ближе,

Чем родная моя семья-

Повзрослевший уже братишка

И любимая мама моя.

В нашем доме всегда уютно,

На окошке фиалка цветет,

Каждый вечер родная бабуля

У гости к нам непременно зайдет.

Мы нальем ароматного чая,

Будет кот потихоньку урчать.

И на свете меня счастливее,

В тот момент никогда не сыскать.

Не страшна мне колючая вьюга,

Не боюсь проливного дождя,

Потому что  всегда мы вместе,

Потому что – одна семья.

Савиновой Дарьи, ученица 11 класса

4.Проверка заполнения таблицы  по ходу урока

Знаю

Узнал

Хочу  знать больше

5. Составьте синквей на словосочетание « Семейное право»

  Алгоритм:                                                                                                                            Пример:

1строка. (слово, словосочетание)                                                           1. Семейное право

2строка. (2 прилагательных)                                                                   2.  многогранное, ценное.

3 строка. (2 глагола)                                                                                 3. женятся, любят,  уважают

4строка. (Крылатое выражение)                                                             4. семья – кристалл общества

5строка. (синоним – первой строки или резюме)                                  5. регулятор

 

IV. Выставление оценок

V. Домашнее задание: §23, вопросы. Написать эссе «» Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и двое увеличить свои обязанности»  А. Шопенгауэр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра по семейному праву "По лабиринту семейного права"

Данная презентация может быть использована на уроках обществознания и права в 9-11 классах....

Сценарий урока по праву "Семейное право"

Тема урока: Семейное право. Правовые основы семьи и брака.Класс: 11 (профильный уровень)Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный  с элементами практической работы.Методы и приём...

урок обобщения по теме семейное право "Калейдоскоп семейного права"

Обобщить знания учащихся об основах семейного права; Закрепить знания учащихся о правах и обязанностей, которые записаны в «Семейном кодексе»;Способствовать формированию ответственного отн...

Обществознание. Лекция. Семейное право и семейные правоотношения

Тема занятия: «Семейное право и семейные правоотношения»Цель занятия: - раскрыть основные положения семейного права и семейных правоотношений.Задачи: Объяснить понятие семейного права и се...