Урок обществознания в 6 классе.Тема "Наше государство - Россия. Российская Федерация"
методическая разработка по обществознанию (6 класс) на тему

Куцеволова Ольга Борисовна

  Цель урока:  воспитывать чувство гордости за нашу Родину; дать представление учащимся о таких понятиях, как  :

- федерация; - субъекты федерации; - вексиллология. Расширить знания учащихся о символах нашего государства.

       На уроке проводится работа с Конституцией РФ, заслушиваются сообщения учащихся ( опережающее задание).

Интересно, на мой взгляд, стихотворение, прочитанное в начале урока " Живут в России разные народы..."

       В начале урока включается запись песни " С чего начинается Родина?" в исполнении М.Бернеса.

  По ходу урока ставятся проблемные ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshch._6kl._rf.docx27.07 КБ

Предварительный просмотр:

skip to main | skip to sidebar                                   

                             Тема:
Наше государство – Российская Федерация.
Государственная символика.
Цель урока:
 познакомить учащихся с основными понятиями «конституция», «федерация», «субъекты», дать представление о государственных символах страны, рассказать об истории их создания; воспитывать чувство патриотизма.
                                     
Ход урока:
1. Объявляется тема урока, записывается в тетрадь, ставится цель урока.
                               
Оборудование:
1. Карта Российской Федерации.
2. Государственные символы: флаг, герб.

3. Запись государственного гимна РФ.
4. На каждой парте текст гимна, Конституция РФ.
Доска: Записано число, тема урока.
Понятия: конституция, федерация, субъект, флаг, герб, гимн, вексиллология.
Даты: 12 декабря 1993 год – принятие Конституции РФ, 8 декабря 2000 г. – утверждение государственного флага РФ, 22 августа 1994 г. – утверждение Дня государственного флага РФ.

Звучит песня « С чего начинается Родина»                         Слайд №1

- Почему наш урок начинается с такой песни?
Учитель: На нашей планете более 200 государств. Каждый народ испытывает чувство гордости за свою страну, свою землю и ее историю. Но каждый народ живет по своим законам, своим правилам, поэтому большинство стран имеют свою Конституцию. Что это такое? Конституция (от латинского слова constitutuo) – устройство, постановление, основной закон.
(Записывается слово в тетрадь-Конституция.)                       Слайд № 2.
Учитель: Именно Конституция (основной закон государства) защищает неприкосновенность личности, гарантирует человеку права и свободы.  У вас на партах лежит документ, посмотрите как он называется?
Ученики: Конституция Российской Федерации.
Учитель: Таким образом, как называется наше государство?
Ответ: Российская Федерация.

Учитель читает стихотворение:

Живут в Росии разные народы

С давних пор.

Одним- тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один -  черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним – милее осень,

Другим – милей весна.

А Родина Россия

 У нас у всех ( учитель делает паузу)  дети говорят:  одна
Учитель: Определите когда была принята Конституция нашей страны – РФ?
Ответ: 12 декабря 1993 г. (записывается дата в тетрадь).
Учитель: Откроем главу первую. Ее название «Основы конституционного строя». Прочитаем статью 1.
Ученик: Читает 1-ую статью.
Учитель: Прочитав статью, вы обратите внимание, что наша страна имеет 2 названия. Какие?
Ответ: Российская Федерация и Россия.                           Слайд №3.
Учитель: Обращаю ваше внимание на п. 1 ст. 1, где сказано, что РФ – Россия – федеративное государство. Что обозначает слово «федерация»?
Федерация -- союз, объединение. Россия объединяет в своем составе субъекты (территории, имеющие определенные юридические права)
Запись в тетради.

Учитель: Какой город является столицей нашей Родины? Слайд №4 и 5

А всегда ли Москва была столицей? Какой город тоже был столицей?
Учитель: Обратимся к статье 5 главы I. Зачитайте какие субъекты составляют Российскую Федерацию

Ответ: равноправные субъекты
Учитель: Наше государство многосубъектное. Давайте откроем  статью 65.    

В этой статье перечислены примеры и республик, и краев, и областей.
Посчитайте сколько всего субъектов  в нашей федерации?
Учитель: В каком субъекте РФ мы с вами живем?
Ответ: В  Московской области                                              Слайд №6 и 7
Учитель: Есть ли этот субъект в статье 65? А теперь обратимся к карте Российской Федерации.  Кто покажет на карте субъект в котором мы живем?

 Субъекты разные по населению, но равноправные.

Учитель: С 12  июня 1990 г. ведет свою новейшую историю РФ. Была принята Декларация о государственном суверенитете (независимости) России.

       На партах у вас лежат цветные полоски. Рассмотрите их и подумайте какие цвета вы выберете и почему. Положите их правильно. Что  у вас получилось? (флаг)                                                                      Слайд № 8.

Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы бывают разные, но есть такие, которые представляют и страну, и ее историю, и народы ее населяющие. В нашей стране это Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн. Они закреплены Основным законом нашей страны – Конституцией (ст. 70). Согласно этой статье появились Федеральные конституционные законы «О государственном флаге РФ», «О государственном гербе РФ». Эти законы были приняты Государственной Думой в декабре 2000 г.

Статья 1 Федерального закона гласит: «Государственный флаг РФ является официальным государственным символом РФ». Государственный флаг представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета.  Какова история его создания? Об этом нам расскажет Шумарин Саша.
Шумарин Саша.  История российского флага насчитывает более трех столетий. Появление трехцветного полотнища связано со строительством в России мощного военного флота.
По указу царя Алексея Михайловича в 1668 году в подмосковном селе Дединове построили первый русский воинский корабль с гордым названием «Орел». Строителями были голландцы. В документах тех лет указано, что на флаги к корабельному строению были выданы ткани красного, белого и синего цветов. Но не корабль «Орел», ни его флаги не сохранились, поэтому не известно, как располагались цвета на полотнищах флагов.
Гаврилина Галя.    Но вот царь Петр I в 1693 году отправился в Архангельск, чтобы посетить Соловецкий монастырь. Впервые в жизни Петр увидел настоящие корабли разных стран. Он пробыл в Архангельске все лето, совершил плавание по морю. А уезжая, пожаловал архангельскому архиепископу струг (деревянное речное судно). К тому стругу был сшит флаг из горизонтально расположенных полос белой, синей и красной материи, и уже с 1700 года бело-сине-красные флаги были подняты на всех русских кораблях.
Дербнева Настя.  Значительно позже, в 19 веке, при царе Александре II была попытка изменить цвета государственного флага. Закон установил, что расположение цветов должно быть таково: верхняя полоса – черная, средняя – желтая (или золотая), а нижняя серебряная (белая).

Так в России наравне с бело-сине-красным флагом использовали черно-желто-белый флаг. Однако в 1883 году уже новый царь Александр III  настоял на том, чтобы русский флаг состоял из 3-х цветов: белого – верхний, синего – средний, красного – нижний.
Учитель: Кто из вас знает, что означают цвета флага?

Белый означает мир, чистоту, совершенство.
Синий – веру и верность, постоянство.
Красный – энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.
Именно этот флаг становится Государственным флагом России.
В 1994 году был издан Указ, подписанный Президентом Российской Федерации.

В нем 22 августа объявляется национальным праздником – Днем Государственного флага Российской Федерации. ( записывают в тетрадях)
Государственный Флаг РФ постоянно поднят на зданиях органов власти нашей страны. Он вывешивается в дни государственных праздников и торжественных церемоний. Поднимается на зданиях дипломатических представительств. Ежедневно он взвивается на месте постоянного пребывания российских воинских частей. В дни всенародного траура флаг приспускается и к его верхней части древка прикрепляется черная лента, свидетельствующая о скорби государства и всего народа.
Флаг – наша святыня, и мы должны к нему относиться с уважением и почитанием.
Вексиллология – наука о флагах   ( Записывают в тетрадях)
Учитель: Не менее важен, чем флаг, и государственный герб.  Слайд № 9
 Что обозначает слово «герб»?  Слово «герб» пришло в русский язык в 16-17 в.в. В его основе лежит немецкое эрбе, что означает «наследство». Так уже в самом слове заложена одна из важнейших черт герба – стабильность, постоянство). Считается, что гербы возникли в нашей стране давно, в конце _11_ века. Сначала это были печати – отличительные знаки русских князей, которые впоследствии принесли значение герба. На них изображались лики святых, покровителей князя, изображения львов, олицетворяющих властную силу, а также вооруженных всадников.
Учитель:  Смотрим  внимательно на Государственный герб РФ.
Государственный герб России – это четырехугольный  красный геральдический щит, нижние углы которого закруглены, а оконечность заострена. На щите – золотой двуглавый орел. Крылья его подняты вверх и расправлены. Головы орла увенчаны коронами. В центре над ними – большая корона. Короны соединены лентами. В правой лапе орла скипетр, в левой – держава. На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне. Под ногами коня – опрокинутый на спину черный дракон. В руке всадника серебряное копье, которым он поражает дракона.
Учитель: Где встречается у нас Государственный герб РФ? (паспорта, пограничные столбы, борта военных кораблей, на знаменах, на знамени Президента - штандарте).
Учитель: И третий важнейший государственный символ – Государственный гимн. Слово «гимн» греческого происхождения, обозначает«Торжественную, хвалебную песнь». Текст гимна принадлежит известному поэту, писателю Сергею Михалкову, а музыка композитору Александрову.
(учитель читает  выразительно)              Слайд № 10.
Вопрос: Какие чувства вызывает у вас текст? Какие слова вам особенно дороги, особенно запомнились?
Учитель: Государственный Гимн звучит в особо торжественных случаях: при вступлении в должность президента РФ, во время встреч и проводов главы государства, на торжественных линейках, вечерах. При исполнении Государственного Гимна присутствующие выслушивают его стоя, мужчины без головных уборов. Слушают Гимн торжественно, без улыбок, без замечаний, разговоров.

Учитель: Вам было предложено дома подготовить небольшой рассказ на тему  «Россия, в которой я хочу жить.»  Давайте послушаем, что вы написали. Кто  хочет первый?
Итог: рефлексия. С какой темой познакомились? Что узнали? Что запомнили?

Игра « Самолет»

Учитель: Представим, что самолет – это наше государство.

Подумайте:

- Кто будет командиром нашего самолета? ( президент)

- Кто второй пилот? ( премьер – министр)

- Чем является корпус нашего самолета? ( федеративное устройство)

- А кто пассажиры?( народ)

- А кто бортпроводник? ( местная власть)


Домашнее задание:
Прочитать  с. 101-103; Из истории Древнего мира вы знаете, что такое демократия и что такое республика. Давайте вспомним. Дома вам нужно  привести примеры того, что наша страна – республика, а государство наше демократическое.

           МОУ     ЕРМОЛИНСКАЯ     ООШ

                           УРОК  

     

       ПО   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

                      6  КЛАСС

                            ТЕМА:

« НАШЕ   ГОСУДАРСТВО   -   РОССИЯ.

       РОССИЙСКАЯ   ФЕДЕРАЦИЯ».

                     Учитель:   Куцеволова О.Б.

                        2011 – 2012 учебный год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока обществознания для 11 класса "Пенсионная система Российской Федерации"

Методическая разработка урока обществознания для обучающихся 11 класса, которая поможет учителю в полной мере дать обучающимся  представление о пенсионной системе РФ....

Презентация к методической разработке урока обществознания для 11 класса "Пенсионная система Российской Федерации"

Данная презентация является дополнением к методической разработке урока обществознания для 11 класса "Пенсионная система РФ"...

Рассмотрение основных направлений и теоретических основ деятельности государственных внебюджетных фондов на интегрированных уроках права и обществознания (на примере деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации)

Пенсионный фонд - наиболее крупный из всех внебюджетных фондов по величине мобилизуемых ресурсов. На долю Пенсионного фонда РФ приходится почти 75% средств внебюджетных социальных фондов....

Россия (Российская Федерация) – крупнейшее государство Евразии.

сформировать представления о реке, ее частях, о горных и равнинных рекахнаучить находить исток, устье, длину реки, притоки, направление течения;научить показывать реки;развивать логическое мышление, у...

Технологическая карта учебного занятия по обществознанию по теме "Избирательное право в Российской Федерации"

Технологическая карта учебного занятия позволяет провести учебное занятие в соответствие с современными требованиями, указав все этапы деятельности преподавателя и обучающихся, оценить обучающимся св...

Презентация по обществознанию в 8 классе "Государственные органы Российской Федерации" 8 класс

Презентация по обществознанию в 8 классе "Государственные органы Российской Федерации"  по учебнику ФГОС "Обществознание" О.Б.Соболева и В.Н.Чайка.  Данная презентация позволит учителю досту...

Главной книге государства Конституции Российской Федерации-30 лет

Проект конституции создавался под эгидой трёх человек, Сергея Сергеевича Алексеева, Анатолия Александровича Собчака и Сергея Михайловича Шахрая, но всего в Конституционном сов...