РАЗБОР ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХС К ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме
ДЕМОСТРАЦИОННЫЙ РАЗБОР В РАМКАХ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 11 КЛАСЕ. 30 ЗАДАНИЙ ЧАСТИ А С КРАТКИМИ КОМЕНТАРИЯМИ И ИТОГОВОЙ МАТРИЦЕЙ ОТВЕТОВ, 6 ЗАДАНИЙ ЧАСТИ В И ЗАДАНИЯ ЧАСТИ С С КОМЕНТАРИЯМИ И КРИТЕРИЯМИ ОЦЕНИВАНИЯ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshch.ege_.pptx | 205.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
А1. К характеристике общества как системы относится неизменность во времени способы взаимодействия и формы объединения людей часть природы материальный мир в целом А2. Сторонники теории прогресса в общественном развитии считают, что «золотой век» человечества остался в прошлом общество не имеет определенного направления развития человечество развивается от менее совершенного состояния к более совершенному общество постоянно возвращается к прежним формам и структурам A3. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы? А. Обострение экологических проблем доказывает, что в современном мире общество оказывает исключительно негативное воздействие на природу. Б. Общество как творец культуры развивается независимо от природы. верно только А верно только Б верны оба суждения оба суждения неверны
А4. К потребностям человека, обусловленным обществом, относится потребность в трудовой деятельности сохранении рода самосохранении физической активности А5. Отличительным признаком понятия «личность» является. членораздельная речь наличие физических потребностей способность брать ответственность на себя сознание и мышление А6. Несомненное, раз и навсегда установленное знание — это научное понятие относительная истина народная мудрость абсолютная истина А7. Восприятие — это форма рационального познания присущее только человеку психическое свойство способ объяснения мира форма чувственного познания
Личность (русск. личина; личина соответствует термину persona – исходно маска, или роль, исполнявшаяся актером древнегреческого театра) — относительно устойчивая система поведения индивида, которая характеризуется тем, что построена прежде всего на основе включенности в социальный контекст Потребность — внутреннее состояние функциональной или психологической нужды или недостатка чего-либо для поддержания жизнедеятельности объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации. Базовые потребности: это всеобщие потребности, присущие всем людям. К базовым потребностям относятся: биологические, материальные, социальные, духовные потребности. Биологические. Это всеобщие первичные потребности жизнедеятельности организма: потребности питания и выделения, потребности расширения жизненного пространства, деторождения (воспроизводство рода), потребность физического развития, здоровья, общения с природой. Материальными мы называем потребности в средствах и условиях удовлетворения биологических, социальных и духовных потребностей. Среди многообразия этих потребностей Маркс выделял три потребности: в пище, жилище и одежде. Социальные потребности существуют в бесконечном многообразии форм. Не пытаясь представить все проявления социальных потребностей, мы будем классифицировать эти группы потребностей по трем признакам-критериям: 1. Потребности для других 2. Потребности для себя 3. Потребности вместе с другими
Потребности для других - это потребности, выражающие родовую сущность человека. Это - потребность общения, защиты слабого. Наиболее концентрировано потребность «для других» выражается в альтруизме - в потребности жертвовать собой во имя другого. Потребность «для других» реализуется, преодолевая вечный эгоистический принцип «для себя». Примером потребности «для других» может служить герой рассказа Ю. Нагибина «Иван». «Ему доставляло куда больше удовольствия стараться для кого-то, нежели для самого себя. Наверное, это и есть любовь к людям... Но признательность не била из нас фонтаном. Ивана безбожно эксплуатировали, обманывали, обирали». Потребность «для себя». Потребность самоутверждения в обществе, самореализации, самоидентификации, потребность иметь свое место в обществе, в коллективе, потребность власти и т. д. Потребности «для себя» потому называются социальными, что они неразрывно связаны с потребностями «для других», и только через них могут быть реализованы. В большинстве случаев эти потребности выступают как иносказательное выражение потребностей «для других». Об этом единстве и взаимопроникновении противоположностей - потребностей «для себя» и потребностей «для других» - пишет П. М. Ершов: «Существование и даже «сотрудничество» в одном человеке противоположных тенденций «для себя» и «для других» возможно, пока речь идет не об отдельных и не о глубинных потребностях, а о средствах удовлетворения тех либо других - о потребностях служебных и производных. Потребности «вместе с другими». Группа потребностей, выражающая побудительные силы многих людей или общества в целом: потребность безопасности, свободы, обуздания агрессора, потребность мира, смены политического режима. духовность - это стремление преодолеть себя в своем сознании, достичь высоких целей, следовать личному и общественному идеалу, общечеловеческим ценностям. Духовность проявляется также в стремлении к прекрасному, к созерцанию природы, к классическим произведениям литературы и искусства. Культура - субстанция духовности, в ней - квинтэссенция духовного опыта человечества.
Во сприятие дает целостный образ предмета, отражающей уже совокупность его свойств; в нашем примере - чувственно-конкретный образ стола. Исходным материалом восприятия, таким образом, являются ощущения. В восприятии они не просто суммируются, а органически синтезируются. То есть мы воспринимаем не отдельные "картинки"-ощущения в той или иной, (чаще калейдоскопической) их последовательности, а предмет как нечто целое и устойчивое. Восприятие в этом смысле инвариантно относительно входящих в него ощущений. Ощущение - это отражение отдельных свойств предмета или явления. В случае стола, например, - его формы, цвета, материала (деревянный, пластмассовый). По количеству органов чувств различают пять основных видов ("модальностей") ощущений: зрительные, звуковые, осязательные (тактильные), вкусовые и обонятельные. Наиболее важной для человека является зрительная модальность: через нее поступает более 80% чувственной информации. Рациональное познание — это познавательный процесс, который осуществляется посредством форм мыслительной деятельности . Рациональное познание — это познавательный процесс, который осуществляется посредством форм мыслительной деятельности. Формы рационального познания имеют несколько общих характеристик: во-первых, присущую всем им направленность на отражение общих свойств познаваемых предметов (процессов, явлений); во-вторых, связанное с этим отвлечение от их единичных свойств; в-третьих, опосредованное отношение к познаваемой реальности (через формы чувственного познания и используемые познавательные средства наблюдения, экспериментирования, обработки информации); в-четвертых, непосредственную связь с языком (материальной оболочкой мысли)
А8. В отличие от средств массовой информации, средства массового воздействия не имеют массового охвата аудитории. не отличаются регулярностью обращения к массовой аудитории не требуют наличия особых технических средств. не связаны с социально значимыми сторонами жизни . А9. Наука отражает мир в понятиях и терминах 3) символах веры. художественных образах. 4) обыденных представлениях. А10. Верны ли следующие суждения о современной культуре? А. В современной культуре представлены многочисленные формы и разновидности культуры: массовая, элитарная, народная, экранная и другие. Б. Произведения современной культуры доступны только узкому кругу знатоков искусства, высокообразованных интеллектуалов. верно только А 3) верны оба суждения. верно только Б. 4) оба суждения неверны. All . Государство в условиях рыночной экономики обеспечивает правовую защиту частной собственности устанавливает цены на товары первой необходимости. централизованно распределяет ресурсы. определяет размеры ставок и окладов рабочих на предприятиях.
А12. К типам предприятий, выделяемых в зависимости от формы собственности, относится производственное объединение. 3) естественная монополия. акционерное общество 4) филиал фабрики. А13. К рынку экономических ресурсов относится рынок труда товарный рынок. фондовый рынок. валютный рынок. А14. К расходам государственного бюджета относится прибыль государственных предприятий. проценты по государственным облигациям. взносы на социальное обеспечение акцизы. А15. Верны ли следующие суждения о функциях Банка России? А. Основной целью деятельности Банка России (Центробанка) является получение прибыли. Б. Важнейшая задача Банка России состоит в защите и обеспечении устойчивости рубля. верно только А. 3) верны оба суждения. верно только Б 4) оба суждения неверны.
Под экономическими ресурсами понимаются все виды ресурсов, используемых в процессе производства товаров и услуг. В сущности, это те блага, которые используются для производства других благ. Поэтому их нередко называют производственными ресурсами, производственными факторами, факторами производства, факторами экономического роста. В свою очередь, остальные блага называют потребительскими благами. иды экономических ресурсов К экономическим ресурсам относятся: природные ресурсы (земля, недра, водные, лесные и биологические, климатические и рекреационные ресурсы), сокращенно — земля; трудовые ресурсы (люди с их способностью производить товары и услуги), сокращенно — труд; капитал (в форме денег, т.е. денежный капитал, или средств производства, т.е. реальный капитал); предпринимательские способности (способности людей к организации производства товаров и услуг), сокращенно — предпринимательство; знания, необходимые для хозяйственной жизни
А16. К среднему классу в экономически развитых странах относятся неквалифицированные рабочие. менеджеры крупных предприятий. владельцы небольших фирм лица, занятые физическим трудом. А17. Человек, вышедший из одной страты, но не занявший устойчивого положения в другой, относится к маргиналам 3) «синим воротничкам». социальным низам. 4) пролетариям. А18. Семья — это фактор производства. 3) этническая общность. социальный институт 4) компонент политической системы. А19. В книге «Юности честное зерцало» молодым дворянам рекомендовалось чистить ногти, мыть руки, «не дуть в ушное». Это примеры норм этикета 3) традиций. норм морали. 4) народной мудрости. А20. Верны ли следующие суждения о тенденциях развития социальной сферы? А. Для постиндустриального общества характерен рост среднего класса. Б. Социальная дифференциация общества при переходе от командной экономике к рыночной уменьшается верно только А 3. верны оба суждения. верно только Б. 4. оба суждения неверны.
А21. Государство, политические партии, общественно-политические движения образуют нормативный компонент политической системы. коммуникативный компонент политической системы. культурный компонент политической системы. организационный компонент политической системы А22. Суверенитет, наличие специальной системы органов и учреждений, монопольное использование насилия являются отличительными характеристиками государства 3) политики. в ласти. 4) права. А23. Политические партии принимают законы, общеобязательные для населения. участвуют в борьбе за власть устанавливают и взимают налоги. представляют собой суверенную организацию власти. А24. К отличительным признакам правового государства относится принудительный характер государственной власти. подчинение закону государства, его органов общеобязательность решений государственной власти. наличие института гражданства (подданства). А25. Верны ли следующие суждения о политическом режиме ? А. Тип политического режима определяет и тип политической системы в целом. Б. При демократическом режиме реализуется принцип разделения властей. верно только А. 3) верны оба суждения верно только Б. 4) оба суждения неверны.
Полити́ческая па́ртия — общественная организация (объединение), непосредственно ставящее перед собой задачи овладеть государственной властью, удержать ее в своих руках, использовать государственный аппарат в интересах тех или иных общественных слоев. 1. Наличие отделенной от общества публичной власти. Публичная власть существовала и в первобытном обществе, но она выражала интересы всего общества и не была отделена от него. В ее осуществлении участвовали все. В любом же государстве власть реально осуществляется государственным аппаратом, который отделен от остального общества. Во-первых, он представляет собой особую группу людей, которая занимается исключительно управлением и не участвует непосредственно в общественном производстве. Во-вторых, этот аппарат чаще всего выражает, в первую очередь, интересы не всего общества, а определенной его части (класса, социальной группы и т.п.), а нередко и самого себя. 2. Взимание налогов и сборов. Поскольку государственный аппарат сам ничего не производит, его необходимо содержать за счет остальной части общества. Нужные для этого средства собираются с населения в виде налогов и сборов. 3. Разделение населения на территории. В отличие от первобытного общества, в котором все его члены делились в зависимости от принадлежности к роду, племени, в условиях государства население разделено по признаку проживания на определенной территории. Это связано как с необходимостью взимания налогов, так и вообще с более оптимальными условиями управления, поскольку разложение первобытнообщинного строя приводит к постоянным перемещениям людей. Необходимо выделить и признаки государства, отличающие его от других организаций, существующих в обществе: 1) Государство - единственная организация власти в масштабе всей страны. Ни одна другая организация (политическая, общественная и т.п.) не охватывает все население. Каждый человек уже в силу своего рождения устанавливает определенную связь с государством, становясь его гражданином или подданным, и обретает, с одной стороны, обязанность подчиняться государственно-властным велениям, а с другой - право на покровительство и защиту государства. Государство обладает суверенитетом, как внешним, т.е. независимостью от других государств в международных отношениях, так и внутренним - независимостью от всякой иной власти внутри страны, верховенством по отношению к любым другим организациям. 2) Наличие специального аппарата принуждения. Только государство включает специальные силовые структуры (суд, прокуратуру, органы внутренних дел и т.п.) и материальные придатки (армию, тюрьмы и пр.), которые обеспечивают реализацию государственных решений, в том числе и принудительными средствами. 3) Только государство имеет право издавать обязательные для всеобщего исполнения нормативные акты - законы, указы, постановления и т.п .( наличие монопольных прав)
Правовое государство это такое демократическое государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека, в основу организации власти положен принцип разделения властей. К основным признакам правового государства относятся: верховенство права; верховенство закона; разделение властей; признание и утверждение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью; независимый суд
А26. Правило поведения, установленное и поддерживаемое государством, является политической нормой. 3) правовой нормой моральной нормой. 4) религиозной нормой. А27. Какая ситуация регулируется нормами административного права? супруги Б. расторгли брак в органах загса, не обращаясь в суд. гражданин А. обратился в суд с иском о признании заключенного с комитетом по образованию договора недействительным. сотрудники милиции составили протокол по факту о нарушении гражданином В. правил охоты суд восстановил гражданина Г. в должности, с которой он был уволен администрацией предприятия. А28. К основам конституционного строя РФ отнесено положение о (об) обстоятельствах, исключающих наступление уголовной ответственности. поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности формах государственной цензуры средств массовой информации. закреплении земли в государственной собственности. А29. Согласно Конституции РФ, в нашей стране ни один гражданин не может быть лишен права избирать и быть избранным . участвовать в отправлении правосудия имеют право только лица с законченным юридическим образованием . ' каждому гарантирована свобода мысли и слова никто и ни при каких обстоятельствах не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц . АЗО. Верны ли следующие суждения о системе права? А . В системе права представлена его структура, взаимодействие норм, институтов и отраслей права. Б. Во многих отраслях права выделяются институты права, компактные группы норм, регулирующие конкретную область общественных отношений. верно только А. 3) верны оба суждения верно только Б. 4) оба суждения неверны.
№ задания Ответ № задания Ответ № задания Ответ А1 2 All 1 А21 4 А2 3 А12 2 А22 1 A3 4 А13 1 А23 2 А4 1 А14 3 А24 2 А5 3 А15 2 А25 3 А6 4 А16 3 А26 3 А7 4 А17 1 А27 3 А8 2 А18 2 А28 2 А9 1 А19 1 А29 3 А10 1 А20 1 АЗО 3
Исторические типы общества В1. Какое слово пропущено в схеме? ? Традиционное (аграрное) Постиндустриальное (информационное) В2. Завершите фразу: «Переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности называется». ВЗ. Установите соответствие между правоотношениями и отраслями права, которые их регулируют: к каждой позиции в первом столбце подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРАВООТНОШЕНИЯ заключена сделка приняты поправки в федеральный закон подписан коллективный договор гражданин вступил в права наследника президент подписал указ о помиловании ОТРАСЛИ ПРАВА A) гражданское право Б) государственное право B) трудовое право Запишите в таблицу выбранные буквы, а потом получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответа (без пробелов и других символов). 1 2 3 4 5
В5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. (1) Правовое государство - величайшее завоевание цивилизации: (2) Правда, идеальных правовых государств нет в мире и сегодня. (3) Уже несколько веков назад в ряде стран законодательная власть отделилась от исполнительной. (4) Обрела самостоятельность и судебная власть. Определите, какие положения текста носят А) фактический характер Б) характер оценочных суждений Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов. В4. Найдите в приведенном списке характеристики, присущие любому налогу. обязательность уплаты безвозмездность пропорциональность доходу возвратный характер законодательное установление Обведенные цифры запишите в порядке возрастания. 1 2 3 4
В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. «Конституция РФ заложила фундамент новой общественно-политической системы. В соответствии с ней Российское государство является демократическим, федеративным, правовым. Декларируется ре альное (1), частная (2) находится под защитой государства наряду с государственной, муниципальной другими видами собственности. Закреплен принцип разделения (3). Положения статей главы 1 составляют основну ю характеристику российского (4). В ней закреплено по ложение, согласно которому единственным источником власти и носи телем суверенитета страны является (5) России. Глава2 Основного закона России закрепляет права и обязанности (6) и гражданина . Непосредственно свою власть на ро д осуществляет с помощью свободного волеизъявления, участвуя в выборах органов власти и в .(7)». Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже Помните, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пробел. А)народовластие Е) парламент Б ) собственность Ж) человек В )инициатива З ) народ Г) власть И) референдум Д) государство К) общество Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву обозначающую в списке выбранное вами слово. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов. 1 2 3 4 5 6 7
Прочитайте текст и выполните задания С1—С4. Принадлежность к группе В социальной психологии под группой понимается двое или более индивидов, имеющих общие цели и устойчивые отношения, а также в определенной степени взаимозависимых друг от друга и воспринимающих себя как часть этой группы... На одном конце шкалы находятся группы, состоящие из людей, которые работают вместе в течение многих лет. Очевидно, что они удовлетворяют всем условиям определения. На другом конце находятся люди, имеющие лишь кратковременные взаимоотношения друг с другом... Люди объединяются в социальные группы по разным причинам. Прежде всего, группы помогают удовлетворить важные психологические или социальные проблемы, например, потребности во внимании и любви, переживании чувства принадлежности . Это трудно различимые, но очень важные потребности: представьте себе жизнь в полной социальной изоляции! Поначалу вы бы не возражали против этого, но в конце концов почувствовали бы себя ужасно одинокими. Группы помогают в достижении целей, которые мы не смогли бы осуществить в одиночку. Сотрудничая с другими, мы способны выполнить задачи, с которыми одному человеку не справиться... Принадлежность к группе часто обеспечивает нас знаниями и информацией, которые в противном случае были бы для нас недоступны... Наконец, групповое членство способствует формированию позитивной социальной идентичности, которая становится частью «Я-концепции». И чем больше число престижных групп с ограниченным доступом, к которым человек смог присоединиться, тем больше укрепляется его «Я-концепция». Р. Бэрон
С1 . Назовите признаки социальной группы, указанные в тексте. С2. Выделите указанные автором причины объединения людей в группы. Назовите три причины. СЗ. Проанализируйте с точки зрения наличия или отсутствия основных признаков социальной группы такую группу, как пассажиры одного авиарейса. Конкретизируйте один из своих выводов. С4. Как вы понимаете выдвинутое автором положение о роли группы в формировании «Я-концепции»? Ответьте на этот вопрос, используя свои знания из курса обществоведения. С5. Назовите любые три функции современной науки. Сб. Покажите на конкретном примере, к каким экономическим последствиям приводит принудительное установление государством цен на товары ниже рыночных. Укажите два последствия. С7. Ученые-правоведы называют ее «молекулой права», живой клеткой, из которой формируется правовая материя. Она обладает всеми признаками права и является его исходным элементом. Назовите понятие, о котором идет речь. Укажите любые три признака, которые присущи и праву, и каждой его «молекуле».
Социальная группа — объединение людей, основанное на их общем участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. Признаки социальной группы: 1) наличие внутренней организации; 2) общая (групповая) цель деятельности; 3) групповые формы социального контроля; 4) образцы (модели) групповой деятельности; 5) интенсивные групповые взаимодействия Определение социальной группы включает четыре основных момента: социальная интеракция — то есть коммуникативное взаимодействие, осуществляемое с помощью знаковых систем («кодов»); стигматизация — «наклеивание ярлыков», по которым мы распознаем членство в группе, оформившееся в социальный гештальт (образ в массовом сознании) — стиль жизни данной группы; идентификация — отождествление индивидом себя с данной группой через противопоставление «мы — другие» с установлением социальных границ и фильтров на «входе—выходе» (и осуществлением «рефлексивного мониторинга», по Э. Гидденсу ); хабитуализация — то есть « опривычивание » (согласно П.Бурдье ), освоение индивидом данной социальной позиции и формирование у него установок, стереотипов, присущих данной группе. Знаки, по которым определяется членство в группе, и которые лежат в основе идентификации, могут совпадать, а могут и не совпадать друг с другом. Например, члены организации отличают друг друга по удостоверению, а не-члены идентифицируют их по форме одежды.
С8. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции. Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. С8.1. Философия «Ни один сосуд не вмещает больше своего объема, кроме сосуда знаний — он постоянно расширяется» (арабская пословица). С8.2. Социальная психология «Расшифровать человека, значит, в сущности, попытаться узнать, как образовался мир и как он должен продолжать образовываться» (Л. Тейяр де Шарден). С8.3. Экономика «Бедняки платят дороже всего» (У. Зыбура ). С8.4, Социология «Человек... очень рано обретает чувство справедливости, но очень поздно или вообще не обретает понятия справедливости» (И* Кант). , С8.5. Политология ■ • «Политика, по существу, это власть: способность достичь желаемого результата какими бы то ни было средствами» (Э. Хейвуд ). С8.6. Правоведение «Человеку, как существу духовному, невозможно жить на Земле вне права» (ИЛ. Ильин).
В1 индустриальное В4 125 В2 потребностью В5 ББАА ВЗ АБВАБ В6 АБГДЗЖИ Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы В ответе называются следующие признаки : наличие общей цели; наличие установившихся взаимоотношений; взаимозависимость людей друг от друга; осознание людьми принадлежности к одной группе. С1. Назовите признаки социальной группы, указанные в тексте. группы помогают удовлетворить важные психологические или социальные проблемы, например, потребности во внимании и любви, переживании чувства принадлежности . общие цели и устойчивые отношения Группы помогают в достижении целей, которые мы не смогли бы осуществить в одиночку Принадлежность к группе часто обеспечивает нас знаниями и информацией, которые в противном случае были бы для нас недоступны...
С2. Выделите указанные автором причины объединения людей в группы. Назовите три причины. Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы В ответе могут быть указаны следующие причины объединения людей в группы: реализуют чувства людей в социальной принадлежности; помогают в достижении ряда целей; обеспечивают информацией; повышают самооценку. Правильно указаны три причин 2 Правильно указаны две причины 1 Указана одна причина ИЛИ ответ неправильный 0 Максимальный балл 2 Принадлежность к группе часто обеспечивает нас знаниями и информацией, которые в противном случае были бы для нас недоступны... общие цели и устойчивые отношения Это трудно различимые, но очень важные потребности: представьте себе жизнь в полной социальной изоляции! Поначалу вы бы не возражали против этого, но в конце концов почувствовали бы себя ужасно одинокими .
СЗ. Проанализируйте с точки зрения наличия или отсутствия основных признаков социальной группы такую группу, как пассажиры одного авиарейса. Конкретизируйте один из своих выводов. Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы В ответе могут быть приведены следующие положения: 1) Для данной группы характерна общность некоторых целей. В частности, благополучно добраться до места назначения. 2) В данной группе может иметь место взаимозависимость. Например, если кто-то встал в проходе, другие не смогут пройти. , Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы В этой группе может иметь место взаимодействие, но оно не носит устойчивого характера : после завершения полета оно прекращается. 4) Как правило, пассажиры не воспринимают себя как часть единой группы.
С4. Как вы понимаете выдвинутое автором положение о роли группы в формировании «Я-концепции»? Ответьте на этот вопрос, используя свои знания из курса обществоведения. Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы В ответе могут быть приведены следующие положения: « Я-концепция» — совокупность представлений человека о самом себе ; Составной частью «Я-концепции» является самооценка ; Войдя в престижную для себя группу, человек переносит ее значимость на себя; В результате вхождение в престижную для индивида группу повышает его самооценку.
Я-концепция — одно из базовых понятий гуманистической психологии, относительно устойчивая совокупность представлений индивида о себе, интегральная характеристика, на базе которой индивидом строится отношение к себе и взаимодействие с другими людьми. Несмотря на устойчивость, « я-концепция » — не статическое, а динамическое образование. На формирование « я-концепции » влияет целый комплекс факторов, из которых особенно важны контакты со «значимыми другими», в сущности определяющие представления о самом себе. В современной психологии Я-концепция рассматривается как один из компонентов личности, как отношение индивида к самому себе. Понятие « Я- концепция» выражает единство и целостность личности с ее субъективной внутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам. Я-концепция – это совокупность установок на самого себя. В большинстве определений установки подчёркиваются три главных её элемента, её три психологические составляющие: Образ Я – представление индивида о самом себе. Самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой. Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Могут быть названы функции науки, например: -культурно-мировоззренческая функция; функция науки как непосредственной производительной силы общества; функция катализатора процесса непрерывного совершенствования производства; социальная функция . Правильно названы три любые функции науки при отсутствии неверных Правильно названы две любые функции науки Правильно названа одна функция ИЛИ ответ неправильный Максимальный балл Сб. Назовите любые три функции современной науки .
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) В ответе могут быть указаны такие последствия: появление товарного дефицита; рост теневой экономики; оживление спекуляции. В качестве примера может быть использована ситуация в нашей стране конца 80-х годов, когда власти с помощью введения всевозможных карточек, талонов пытались ограничить спрос и сдержать рост цен. Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы Сб. Покажите на конкретном примере, к каким экономическим последствиям приводит принудительное установление государством цен на товары ниже рыночных. Укажите два последствия.
С7. Ученые-правоведы называют ее «молекулой права», живой клеткой, из которой формируется правовая материя. Она обладает всеми признаками права и является его исходным элементом. Назовите понятие, о котором идет речь. Укажите любые два признака, которые присущи и праву, и каждой его «молекуле». Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл ) Баллы В ответе: 1) должно быть названо понятие — «правовая норма» или «норма права»; могут быть указаны любые два признака нормы права, например : общеобязательность ; формальная определенность; нормативность ; установление и защита государством.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы: 1) представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы; 2) раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или на бытовом уровне, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа; 3) аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт. Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт. 4 Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). - Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт. 3 Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт. 2 Представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации. 1 Проблема не раскрыта, ИЛИ дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания / 0 Максимальный балл -~ 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стратегия выполнения тестовых заданий по чтению в рамках подготовки к ЕГЭ
Стратегия выполнения тестовых заданий по чтению в рамках подготовки к ЕГЭ...
Презентация по теме "Стратегия выполнения тестовых заданий по чтению в рамках подготовки к ЕГЭ"
Стратегия выполнения тестовых заданий по чтению в рамках подготовки к ЕГЭ...
Тестовые задания по русскому языку для 7, 8 класса. Тестовые материалы по литературе 6 класс по учебнику "Год после детства" авторов Р.Н Бунеева и Е.В Бунеевой. Набор предложений для синтаксического разбора 5 класс.
Тестовые задания по русскому языку для 7, 8 класса. Тестовые материалы по литературе 6 класс по учебнику "Год после детства" авторов Р.Н Бунеева и Е.В Бунеевой. Набор предложений для синтаксического р...
Тестовые задания для подготовки к ЕГЭ по обществознанию.
тестовые задания для подготовки к сдаче ЕГЭ по обществознанию расчитаны на среднего обучающегося и не вызывают трудностей у более подготовленных детей....
Тестовые задания 11 класс. Подготовка к экзамену
Данный тренажёр поможет учителю разнообразить формы подготовки учащихся к экзамену....
Презентация к выступлению на тему «Разбор проблемных заданий при подготовке к ОГЭ по обществознанию»
Презентация «Разбор проблемных заданий при подготовке к ОГЭ по обществознанию»...
Методическая разработка по информатике "Разбор заданий первой части экзамена по информатике в рамках подготовки к ОГЭ"
Представленный методический материал соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Данная разработка подготовлена с учётом содержания...