Задания регионального этапа всероссийской олимпиады по обществознанию
олимпиадные задания по обществознанию по теме

Анджелика Юрьевна Полушина

Задания регионального этапа всероссийской олимпиады по обществознанию 9-11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_klass_zadaniya.doc74.5 КБ
Microsoft Office document icon 10_klass_zadaniya.doc75.5 КБ
Microsoft Office document icon 11_klass._zadaniya.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2009-2010 учебного года

9 класс

I тур

1. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет».  Внесите свои ответы в таблицу.

1. Проблему ограниченности ресурсов может решить только рыночная экономика.

  1. Инфляция всегда ведёт к снижению покупательной способности денег, независимо от того, является она ожидаемой или нет.

3. Правом выпуска акций обладают только акционерные общества.

4. Все экономические ресурсы являются экономическими благами, но не все экономические блага являются ресурсами.

5. Средства, удовлетворяющие первичные потребности, называются экономическими благами.

6. Наличие циклической безработицы свидетельствует об углублении кризисных процессов в экономике.

7.  Прибыль фирмы больше выручки фирмы.

1

2

3

4

5

6

7

2. Прочитайте текст. Это предложения из реферата, раскрывающего суть различных типов экономических систем. Автор, к сожалению, не сумел провести грань между тремя типами этих систем.

Выполните это самостоятельно. Для этого:

1) подпишите колонки, приведённой ниже таблицы, определив названия соответствующих типов экономических систем;

2) впишите в них порядковые номера предложений, отражающих ту или иную разновидность.

1. Материальные ресурсы находятся в государственной собственности и распределяются правительством. 2. Форма экономической организации, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия свободных частных производителей и свободных индивидуальных потребителей. 3. Экономическая система, в которой традиции и обычаи определяют практику использования ограниченных ресурсов. 4. Многообразие форм собственности на средства производства. 5. Товарные отношения либо вообще отсутствуют, либо ориентированы на удовлетворение потребностей немногочисленного слоя социальной элиты. 6. Правительство обязывает отдельных лиц и предприятия действовать в соответствии с централизованным экономическим планированием. 7. Что производить определяется группами профессионалов. 8. Договорные отношения между хозяйствующими субъектами. 9. Высокий уровень централизации функций руководства экономикой и применение директивных методов управления. 10. Ограниченное вмешательство государства в хозяйственную деятельность. 11. В основном производятся продукты сельского хозяйства, охоты, рыболовства.

  1. Абитуриент готовился к экзамену. В учебнике обществознания приводились текстовые фрагменты, иллюстрирующие некоторые социальные явления. К сожалению, страница, где объяснялось, что именно они иллюстрируют, и схема к ним, оказалась испорчена. Помогите абитуриенту и восстановите подписи в схеме, где указывается общее для всех явлений понятие, а также, на какие группы можно разделить его проявления. Проставьте в составленной схеме порядковые номера текстовых фрагментов, относящихся к каждой определенной вами группе.

  1. «…дороже денег».
  2. Самая древняя форма; дипломатический этикет.
  3. Сакральные тексты.
  4. Они похожи на патриархальную семью прошлого, в которой главой был отец, подчиняющий своей воле других членов семьи.
  5. Правило «State daisies». В переводе с латинского «предшествующий».
  6. С древнерусского «предел, граница».
  7. Делалась ссылка на положения  Ульпиана, Гая, Павла и др. в Древнем Риме.
  8. Публикуются в газете «Российские ведомости».

  1. Из перечисленного ниже выберите позиции, относящиеся к моральным нормам, и позиции, характеризующие правовые нормы. Внесите порядковые номера выбранных вами позиций в таблицу. Некоторые из предложенных позиций останутся неиспользованными.

1. Отражают представления о прекрасном и безобразном.

5. Предусматривают такую санкцию, как анафема.

9. Обеспечиваются силой общественного воздействия.

2. Выражают государственную волю.

6. Опираются на категории добра и зла, похвального и постыдного, честного и бесчестного.

10. Существуют в основном в сознании людей.

3. Зафиксированы в официальных документах.

7. Создаются всем обществом и не нуждаются в признании государством.

11. Оперируют понятиями прав и обязанностей, законного – незаконного, наказуемого – ненаказуемого.

4. Заключаются в символических действиях.

8. Предполагают подчинение воле Бога.

12. Обеспечиваются государственным принуждением.

Моральные нормы

Правовые нормы

5. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситуации:

5.1. В орган ЗАГС обратился молодой мужчина с заявлением о расторжении брака. Работники ЗАГС, выяснив, что у гражданина есть несовершеннолетняя дочка, отказались принять у него заявление. Гражданин заявил, что тем самым они нарушили его права.

Правы ли работники ЗАГС? Свой ответ обоснуйте.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.2. Ребенка покусала соседская собака. Он вернулся домой в порванной куртке и с серьезной травмой руки. Когда родители решили предъявить претензии соседу, тот сообщил, что не виноват, т.к. их ребенок слишком сильно размахивал руками, вот собака и среагировала на резкие движения. Прав ли сосед? Что могут сделать родители, чтобы компенсировать расходы на лечение травмы?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

«…Это любой вид безвозмездной деятельности (1), направленной на пользу людей, как отдельных личностей (2), так и социальных групп (3), не являющихся близкими родственниками, а также деятельности, направленной на защиту окружающей среды. Люди сами решают, сколько времени они могут посветить общественной деятельности. Желательно составить чёткий договор (4) между человеком, желающим выполнять такую работу и организацией, основанный на обоюдном согласии и чётком понимании обязанностей гражданина и потребностей (5) организации. Часто целые семьи (6) участвуют, например, в оказании помощи семьям детей-инвалидов» (http://www.dobroedelo.ru).

6.1. Дайте определение всем подчеркнутым и пронумерованным терминам.

1._____________________________________________________________________________________________________________________________________

2._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3._____________________________________________________________________________________________________________________________________

4._____________________________________________________________________________________________________________________________________

5._________________________________________________________________ ___________________________________________________________________

6. ______________________________________________________________________________________________________________________________________

6.2. Как называется безвозмездная работа, о которой идёт речь в данном тексте? ____________________________________________________

7. Прочитайте текст, раскрывающий суть 2-х мировых религий. Заполните, приведённую ниже таблицу:

1) подпишите колонки таблицы, определив названия соответствующих религий;

2) впишите в них порядковые номера предложений, отражающих то или иное религиозное мировоззрение.

«С точки зрения приверженцев данного вероисповедания, основателем был Иисус Христос (1). Согласно этому религиозному вероучению, человек создан по образу и подобию Божьему (2). Карма, т.е. сумма всех поступков и мыслей человека в течение его жизни – одно из важнейших понятий в этой религии (3). Эта религия поддерживает традицию почитания единого Бога (монотеизм), творца Вселенной и человека (4). В основе религиозного мировоззрения лежит учение о Четырёх Благородных Истинах: о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранения его источников, об истинных путях к прекращению страдания (5). Основателем учения был Будда Шакьямуни (6). Бесконечная цепь перерождений определяется в этой религии как сансара (7). Крещение  и причащение являются важнейшими из таинств, признаваемыми в данной религии (8)».

Название религии

Предложения, относящиеся к данной религии

  1. Перед вами таблица. В первой её колонке помещен дословный перевод латинских или греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы  и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, укажите его значение по отношению к тому общественному явлению, которое дано в таблице.

Перевод латинского и греческого термина

Общественные явления

Термины и их значения

«Священная власть»

Социальная структура

«Противопоставление»

Власть

«Власть немногих»

Формы правления

«Святыня, благочестие, набожность»

Духовная сфера

«Искусственно сделанное»

Культура  

9. Ниже приведен текст, который  содержит ошибки. Ваша  задача обнаружить эти ошибки, и вписать номер предложений, в которых они содержатся в левую часть таблицы. Затем попытайтесь исправить эти ошибки,  заменив их на правильные суждения. Правильные суждения  расположите в правой части таблицы напротив неправильных под соответствующими номерами.

1. «Древнегреческий философ Платон был учеником Аристотеля. 2. Платон был воспитателем Александра Македонского. 3. Платону принадлежало учение об идеальном государстве, в котором должны были править наиболее мудрые люди – философы. 4. Философами в Древней Греции могли быть только мужчины. 5. Причем для философов вводился имущественный ценз – они должны были обладать солидной частной собственностью. 6. Философам было запрещено создавать семью.

Ошибки

Правильные суждения

                                                                                                                                                                 



Предварительный просмотр:

Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2009-2010 учебного года

10 класс

I тур

  1. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет».  Внесите свои ответы в таблицу.

1. Фрикционная безработица не только обязательна, но и желательна для общества.

2. Если уровень инфляции снижается, то это означает, что цены на все товары снизились.

3. Основной компонентой денежной массы в развитых странах являются наличные деньги.

4. Рост индивидуальных налогов  снижает и потребительские расходы, и сбережения.

5. Деньги выполняют четыре функции: средства обращения, единицы счета, средства платежа и средства защиты от инфляции.

6. В современной экономике регрессивные налоги отсутствуют.

7. Бездефицитный бюджет может усугублять циклические колебания экономики за счёт сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов.

1

2

3

4

5

6

7

2. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в нём встречаться не должны!

………….— творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение ……….знаний о мире. Оно является сущностной характеристикой бытия ……. и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и методов может осуществляться в следующих формах: обыденное, мифологическое, религиозное, …………, философское и научное.

В структуре познавательного процесса выделяют два основных………. Основными формами ……………….являются ощущение, ………..и представление. Особое значение он имеет в ……….и обыденной практике.

……… предполагает возможность объективации индивидуальных знаний, их обобщения, трансляции и т.п. Именно это обеспечивает существование…….

Противопоставление данных уровней в новоевропейской философии обусловило возникновение дилеммы рационализма и ………...

1. суждение

5. культура

9. критерий истины

13. уровни познания

2.чувственное познание

6. эмпиризм

10. познание

14. искусство

3. интуиция

7. истина

11. восприятие

15.рациональное познание

4. достоверные

8. художественное

12. наука

16. биологический индивид

3. Из перечисленного ниже выберите позиции, относящиеся к факторам производства, и позиции, характеризующие факторные доходы. Внесите порядковые номера выбранных вами позиций в таблицу. Некоторые из предложенных позиций останутся неиспользованными.

1. Экономический потенциал.

5. Потребитель.

9. Труд.

2. Зарплата.

6. Земля.

10. Рента.

3. Капитал.

7. Предпринимательские способности.

11. Обмен.

4. Налоги.

8. Дивиденд.

12. Процент.

Факторы производства

Факторные доходы

4. Абитуриент готовился к экзамену. В учебнике обществознания приводились текстовые фрагменты, иллюстрирующие некоторые социальные явления. К сожалению, страница, где объяснялось, что именно они иллюстрируют, и схема к ним, оказалась испорчена. Помогите абитуриенту и восстановите подписи в схеме, где указывается общее для всех явлений понятие, а также, на какие группы можно разделить данные понятия. Проставьте в составленной схеме порядковые номера текстовых фрагментов, относящихся к каждой определенной вами группе.

  1.  Улыбка одобрения.
  2. Звание Почетного работника общего образования РФ.
  3. «Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя были совсем незнакомы.

      Здравствуйте!

      Что особенного тем мы друг другу сказали?...»  

4.   «Сижу за решеткой в темнице серой

      Вскормленный в неволе орел молодой…»

5.  Система идеальных пропорций человеческого тела, разработанная древнегреческим  скульптором Полинтелом.

      6.   «Не сотвори себе кумира...»

      7.   Оскорбительный тон.

      8.   Принцип демократического централизма.

      9. «Согласно ст.15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем…»

      10. Кроха сын пришел к отцу и спросила Кроха: «Что такое хорошо? И что такое плохо?»

5. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

 «…в эпоху глобализации (1) национальное государство (2) постепенно теряет все классические атрибуты собственного суверенитета (3). Оно уже не может не только проводить независимую эмиссионную (эмиссия – 4) и бюджетную (бюджет – 5) составляющие, но и защищать собственное культурно-информационное пространство и поддерживать высокий уровень национальной идентичности. Под флагом «прав человека» оно ограничено в своем праве осуществлять юридический контроль над собственными гражданами (6)» (из книги: Т.Ю. Сидорина, Т.Л. Полянников «Национализм: теории и политическая история». М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2006).

5.1. Дайте определение всем подчеркнутым и пронумерованным терминам.

1._________________________________________________________________________________________________________________________

2._________________________________________________________________________________________________________________________

3._________________________________________________________________________________________________________________________

4.____________________________________________________________ _____________________________________________________________

5.____________________________________________________________ _____________________________________________________________

6._________________________________________________________________________________________________________________________

5.2. Роль каких организаций будет возрастать в условиях ослабления национально-государственного суверенитета? Кратко приведите 2-3 примера. ___________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________\________________________________________________________________


______________________________________________________________

6. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситуации:

6.1. Во время развода жена известного писателя потребовала рассматривать все книги, написанные мужем за время их брака, в качестве совместной собственности, обосновывая это тем, что созданы они были при еЁ моральной поддержке. Какое решение примет суд (при условии, что брачный договор заключен не был)? Свой ответ обоснуйте.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.2. На детской площадке был припаркован автомобиль. Дети, играя, помяли мячом крыло автомобиля. Хозяин машины предъявил родителям счёт за ремонт машины. Правомерны ли его действия? Почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    7. Прочитайте текст и выполните задания к нему:

1) подпишите колонки, приведенной ниже таблицы, определив названия соответствующих форм культуры;

2) впишите в них порядковые номера предложений, отражающих ту или иную разновидность.

1. Специфическая разновидность духовного производства, ориентированного на «среднего» потребителя и предполагающего возможность широкого тиражирования оригинального продукта. 2. Характерна высокая степень закрытости, обусловленная как специфическими технологиями интеллектуального труда (формирующими узкое профессиональное сообщество), так и необходимостью овладения техниками потребления сложноорганизованных культурных продуктов. 3. Её появление принято связывать с эпохой становления крупного промышленного производства, потребовавшего для своего обслуживания создания армии наёмных рабочих. 4. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. 5. Способна создавать уникальные по художественной ценности продукты, требующие для своего восприятия определенных интеллектуальных усилий и исходного культурного багажа. 6. В  ней воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнёта, мечты о справедливости и счастье. 7. Специфическая сфера культуротворчества, связанная с профессиональным производством культурных текстов, приобретающих впоследствии статус культурных канонов. 8. Преемственность, устойчивость художественных традиций сочетаются с вариативностью, многообразным претворением этих традиций в отдельных произведениях. 9. Точный выбор адресата-потребителя, что определяет выбор соответствующих художественных и технических приемов и, в случае успеха, приносит значительный доход. 10. Создатели произведения являются одновременно его исполнителями, а исполнение, в свою очередь, может быть созданием вариантов, обогащающих традицию. 11. Образцы данной культуры предполагают в процессе своего усвоения необходимость целенаправленного интеллектуального усилия по «расшифровке» авторского послания. 12. Стремится утолить естественную человеческую тоску по идеалу при помощи набора устойчивых мировоззренческих клише, формирующих неявный кодекс миропонимания и модели поведения.

8. Перед вами таблица. В первой её колонке помещён дословный перевод латинских или греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы  и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, укажите его значение по отношению к тому общественному явлению, которое дано в таблице.

Перевод латинского и греческого термина

Общественные явления

Термины и их значения

«Обработка, возделывание»

Преобразование окружающего мира

«Движение вперед»

Социальное развитие

«Неделимое»

Социальные отношения

«Твердый отпечаток»

Социальное взаимодействия

«Род»

Социальные отношения

9. Проанализируйте ряды, приведенные ниже. В каждом из них указан мыслитель и приведены определенные характеристики, которые могут относится к нему и его учению. Будьте внимательны и постарайтесь обнаружить те характеристики, которые относятся не к названным, а к какому-то (каким-то) другому (другим) мыслителям. Выпишите их номера и укажите радом имя мыслителя (мыслителей), к которому (которым) они относятся.

1. М. Вебер:

1.1. не стремился строить социологию по образцу естественных наук, относя её к гуманитарным наукам или, в его терминах, к наукам о культуре;

1.2. связь между протестантской этикой и капитализмом;

1.3. принцип действия «невидимой руки» в экономике (А. Смит)

1.4. понимающая социология.

2. К. Маркс:

2.1. автор термина социология;

2.2. теория классовой борьбы;

2.3. смена общественно-экономических формаций;

2.4. эксплуатация труда капиталом.

______________________________________________________________

                                                                                                                                                     



Предварительный просмотр:

Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2009-2010 учебного года

11 класс

I тур

  1. Приведите в соответствие экономические школы и положения, характерные для этих школ, заполнив вторую колонку в таблице указанием номера из перечня, данного после неё.

Экономическая школа

Положения, характерные для экономических школ

Марксизм

Физиократия

Меркантелизм

Классическая

Историческая

Кейнсианство

Монетаризм

Мальтузианство

1. Рост средств существования отстаёт от роста народонаселения.

2. Единственный самостоятельный фактор производства это – почва, природа.

3. Государство должно регулировать экономику воздействием на совокупный спрос: увеличение денежной массы, снижение ставок процента (стимуляция инвестиционной деятельности). Недостаток спроса компенсируется за счёт общественных работ и бюджетного финансирования.

4. Всестороннее ограничение импорта товаров. Теория денежного баланса, которая обосновала политику, направленную на увеличение денежного баланса.

5. Государственное регулирование должно ограничиваться контролем над денежным обращением.

6. Учение  о прибавочной стоимости.

7. Трудовая теория стоимости.

8. Изучение развития хозяйства во времени; анализ конкретных экономических ситуаций в различных странах.

2. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

Термин (…) в социологию пришёл из (…). Там он служит для обозначения расположения пластов Земли по вертикальной линии. Социология унаследовала данную схему, добавив к термину слово (…). Основанием для неё служит так называемая лестница (…), в которой бедняки занимают самую низшую ступеньку, а богачи – самую высокую.

Первой исторической системой (…) стало (…) , которое части вообще лишало человека любых прав и граничило с крайней степенью неравенства.

 (…) общества происходит с применением нескольких факторов: материального, (…), (…) и престижа.

Рассматриваемое понятие неразделимо с понятием (…), которая характеризует перемещение из одного социального слоя в другой. Переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне называют (…), перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другую (…).

1. моральная чистота

2. социальная стратификация

3. социальная мобильность

4. образование

5. геология

6. стагнация

7. вертикальная мобильность

8. научный

9. стратификация

10. крепостничество

11. рабство

12. горизонтальная мобильность

13. социальная

14. власть

15. первобытное общество

16. доход

17. феодальный

18. физика

3. Прочитайте текст и выполните задания к нему:

1) подпишите колонки, приведенной ниже таблицы, определив названия соответствующих типов избирательных систем;

2) впишите в них порядковые номера предложений, отражающих ту или иную разновидность.

1. При данной избирательной системе создаются большие избирательные округа, в которых каждая партия выдвигает свой список кандидатов, а избиратель подаёт голос за список соответствующей партии. 2. Избранным по данному округу считается тот кандидат (или список кандидатов), который набрал установленное законом большинство голосов. 3. Порядок определения результатов голосования, при котором распределение мандатов между партиями, выставившими своих кандидатов в представительский орган, производится в соответствии с количеством полученных ими голосов. 4. В современных государствах применяются системы абсолютного большинства и системы относительного большинства. 5. Для определения результатов голосования устанавливается так называемый избирательный метр (или квота), т. е. минимум голосов, необходимых для получения одного депутатского мандата. 6. Распределение мандатов внутри списка партии осуществляется, как правило, в соответствии с тем порядком, в котором кандидаты расположены в списке. 7. Если ни один из кандидатов не набрал положенного количества, проводится перебаллотировка, причём в списке остаются два кандидата, получивших наибольшее число голосов. 8. В зависимости от числа депутатов, избираемых от каждого избирательного округа, различают одномандатные и многомандатные округа. 9. Главным принципом этой системы является правило «победитель получает все». 10. Чтобы не допустить получения мандатов «карликовыми» партиями, в некоторых странах введен процентный барьер. 11. Устанавливается прямая ответственность избранного депутата со своими избирателями.

4. Абитуриент готовился к экзамену. В учебнике обществознания приводились текстовые фрагменты, иллюстрирующие некоторые социальные явления. К сожалению, страница, где объяснялось, что именно они иллюстрируют, и схема к ним, оказалась испорчена. Помогите абитуриенту и восстановите подписи в схеме, где указывается общее для всех явлений понятие, а также, на какие группы можно разделить данные понятия. Проставьте в составленной схеме порядковые номера текстовых фрагментов, относящихся к каждой определенной вами группе.

  1. Действует право сецессии.
  2. Одному из его разновидностей характерна обязательность приверженности определённой идеологии.
  3. В переводе «общее дело».
  4. Правителю не надо ждать избирательной компании.
  5. Одноканальная система налогов.
  6. Внепарламентский путь избрания главы государства.
  7. Признание равенства и свободы всех людей. Яркий пример – Афины времен Перикла.
  8. Глава государства, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией.

 

 

  1. Из перечисленного ниже выберите позиции, относящиеся к самоактуализации, и позиции, характеризующие социализацию. Внесите порядковые номера выбранных вами позиций в таблицу. Некоторые из предложенных позиций останутся неиспользованными.

1. Главный мотивационный фактор.

5. Полное раскрытие талантов и способностей личности.

9. Достаточно устойчивая система поведения человека в типичных условиях.

2. Описывает тип деятельности нервной системы.

6. Состоит в усвоении накопленного человечеством социального опыта.

10. Подражание – один из его социально-психологических механизмов.

3. Наивысшая потребность человека (по А. Маслоу).

7. Не может осуществляться без агентов.

4. Оценивание человеком самого себя.

8. Свершение своей миссии или призвания.

Самоактуализация

Социализация

6. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситуации:

6.1. 16-ти летний гражданин пришёл устраиваться на работу в автослесаную мастерскую. При этом он предоставил целый ряд необходимых документов: паспорт, приписное свидетельство воинского учета и заявление о приеме на работу. Однако хозяин отказался принимать его на работу, заявив, что без прохождения медицинского обследования и предоставления соответствующей справки не имеет права заключать с ним договор.

Прав ли хозяин автослесарной мастерской? Свой ответ обоснуйте.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.2. Несовершеннолетняя девушка находилась под попечением своей родной тётки. Однако еще до достижения 18-летнего возраста решила выйти замуж, заявив при этом, что с момента вступления в брак в попечении нуждаться не будет. Тетка возразила, напомнив о том, что попечение определяется до достижения возраста совершеннолетия и, если племяннице так важно избавиться от попечения, надо обращаться за разрешением в органы опеки и попечительства. Кто прав в этой ситуации? Свой ответ обоснуйте.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

7. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

 «Наука (1) превращалась для них в символ веры, который не столько расчищал дорогу новому, сколько защищал прежние общинные идеалы. Результатом подобных верований стал целый ряд последствий… Прежде всего, это конфликт (2) поколений, поскольку «дети» были уверены, что в отсталости России… виноваты исключительно «отцы». Это вполне в наших традициях (3). Запретительные меры, принятые правительством в отношении «тлетворных» идей… спровоцировали появление у радикальной (радикализм –  4) молодежи заметной нелояльности к власти (5). Уже в начале 1860-х годов часть из них открыто стремилась к полному и скорейшему уничтожению старого государственного строя, а то и государства (6) вообще». (из очерка Ляшенко Л.М. «…Печальной памяти восьмидесятые годы»// Анатомия террора: сб.ист-лит. произв. М.: Дрофа, 2007).

7.1. Дайте определение всем подчеркнутым и пронумерованным терминам.

1._________________________________________________________________________________________________________________________

2.____________________________________________________________ _____________________________________________________________

3._________________________________________________________________________________________________________________________

4.____________________________________________________________ _____________________________________________________________

5.____________________________________________________________ _____________________________________________________________

6. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.2. Как называли представителей русского революционного движения, о которых идет речь в этом отрывке? ________________________________

8. Перед вами таблица. В первой ее колонке помещён дословный перевод латинских или греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы  и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, укажите его значение по отношению к тому общественному явлению, которое дано в таблице.

Перевод латинского и греческого термина

Общественные явления

Термины и их значения

«Традиция, обычай, нрав»

Этика

«Терпение»

Социальные отношения

«Приспособлять»

Социализация

«Иллюзия, обман чувств»

Социальный статус, социальные роли

«Устрашение»

Политика

9. Заполните пробелы в приведенном ниже  тексте:

«Существует две основных разновидности государственного макроэкономического регулирования – бюджетная (фискальная) и ____________  (1)  политика. К числу мер первой (бюджетной) политики относятся, например, такие, как  ________________________________(2).  Меры второй разновидности макроэкономической политики предполагают воздействие на экономику страны с помощью изменения денежной массы и процентных ставок. Так, для борьбы со спадом сторонники подобной политики призывают   __________________ (3) ставку рефинансирования, а для борьбы с инфляцией   ____________________________(4) её.»

                                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к проведению регионального этапа всероссийской олимпиады школьников 2012/2013 учебного года по технологии

Требования к проведению регионального этапа всероссийской олимпиады школьников  2012/2013 учебного года по технологии...

Индивидуальная образовательная программа по русскому языку «Избранные вопросы языкознания» (для подготовки к региональному этапу всероссийской олимпиады школьников)

Индивидуальная образовательная программа по русскому языку «Избранные вопросы языкознания» (для подготовки к региональному этапувсероссийской олимпиады школьников)...

Приказ о подготовке учащихся к региональному этапу всероссийской олимпиады школьников 17.12.2015

Приказ о подготовке учащихся к региональному этапу всероссийской олимпиады школьников...

ПРИКАЗ Приказ Департамента образования и молодёжной политики ХМАО - Югры "Приказ об утверждении результатов регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по искусству (МХК в 2016-2017 учебном году) г. Ханты - Мансийск"

Приказ Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа - ЮгрыПриказ об утверждении результатов регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по искусству (...

О подготовке к региональному этапу всероссийской олимпиады школьников 2018

О подготовке к региональному этапу всероссийской олимпиады школьников 2018...