Статья на тему «Педагогическая технология: использование перевернутого обучения на уроках»
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

В последнее время учащиеся во время уроков стремятся зацепить то, что они слышат в последний момент от учителя. Они не имеют способности останавливаться, чтобы обдумать произнесенное, и, поэтому, они имеют все шансы пропускать важные моменты, так как стараются записать все слова, сказанные  учителем. Однако возможно, что эти самые моменты, которые ученик упустил ранее, сыграют очень значительную роль на его учебе. Поэтому в наше время применение видеороликов и иных, сначала записанных информационных документов позволят учащимся, всецело прослушать и продумать ход урока, то есть они смогут просмотреть, а если понадобиться  перемотать в начало или конец урока, если им это понадобится.

«Перевернутое обучение» – это такая педагогическая модель, в которой типичная подача урока и организация домашних заданий меняются местами. Ученики смотрят дома короткие видеоуроки, в то время как в классе отводится время на выполнение упражнений, обсуждения проектов и дискуссии. Видеоуроки часто рассматриваются как ключевой компонент в «перевернутом подходе», они создаются учителем и размещаются в Интернете.

Основными элементами перевернутого обучения являются:

  • использование лаконичных (не более 5‑6 стр. за урок) учебников;
  • предварительное ознакомление учеников с новым учебным материалом дома;
  • на уроке – короткие объяснения к новому учебному материалу по текстам учебника. (Использование учебника позволяет уложиться во время, отведенное на объяснение, не пропустить ключевые моменты, не отойти от темы урока);
  • проведение оценивания знаний и навыков учеников при выполнении практической работы. (Как правило, каждый ученик получает оценку за урок. Ученики знают, что будут работать на конкретный результат, это мотивирует их к работе);
  • проведение на каждом уроке формирования и проверки навыков, которые базируются на материале текущего урока (Там, где за компьютером сидят два или даже три ученика, оценивание учебных достижений может проводиться в порядке очереди через урок. Такие группы рекомендуется комплектовать из учеников одинакового уровня учебных возможностей);
  • выставление оценки как совокупной за знание теории и практические навыки (Пока ученики выполняют работу, учитель получает до 25 мин времени, которое можно использовать для помощи отстающим ученикам, принятия выполненных работ, устранения возможных сбоев в работе оборудования и тому подобное);
  • разрешение использования учениками информационных материалов во время работы;
  • внедрение средств делания и невыгодности «списывания» невозможным;
  • индивидуальная защита (сдача) своих практических работ;
  • внедрение рабочих тетрадей для практических работ (Тетради сохраняются в кабинете учителя, выдаются ученикам в начале работы и собираются для проверки и оценивания в конце урока).

Использование рабочей тетради имеет такие преимущества:

  • уровневость практической работы определяется количеством и качеством выполненных действий;
  • оценка учитывает знания теории и практические навыки;
  • выставление обоснованной оценки занимает мало времени учителя;
  • оценивание можно проводить во внеурочное время;
  • создание условий для осознания учениками невыгодности списывания;
  • каждый ученик получает оценку за урок, что мотивирует их на работу;
  • учитель меньше отвлекается на оценивание и работает более производительно;
  • пока ученики работают с тетрадями, учитель имеет время для помощи отстающим ученикам, принятие выполненных работ, устранение возможных сбоев в работе оборудования и тому подобное.

Общая оценка выставляется учителем в специальном поле как сумма баллов, полученных за выполнение заданий. Оценивается лишь то, что выполнено и записано учеником в тетрадь или сохранено на компьютере в собственной папке.

Понятно, что использование только лишь учебников и рабочих тетрадей не является полной концепцией «перевернутого обучения». В контексте «перевернутого обучения» возникает вопрос: как заинтересовать детей дома изучать материал на опережение, когда и обычные домашние задания ученики выполняют не всегда качественно. По-видимому, единственный способ решения этой проблемы заключается в том, что видеоуроки или учебники, которые используются в данной методике, должны быть интересными, насыщенными и понятными не только учителю, но и школьнику. Роль учебника в современном мире существенно изменилась. Учебник в идеале должен не только содержать фактический материал будущего урока, который, кстати, можно найти где угодно в Интернете, а именно быть интересным и понятным, отвечать возрастным особенностям восприятия учениками информации, учитывать межпредметные связи.

Часто школьные учебники пишутся узкими специалистами без консультирования с детскими психологами, а также без учета уровня учебных достижений учеников в других предметах, начиная со скорости чтения и заканчивая математикой, физикой, языками, литературой, историей и тому подобное. Если школьные учебники не будут учитывать всего перечисленного, то их роль и полезность с развитием доступности к сети Интернет в школах сойдут на нет, ибо обучение по таким «учебникам», особенно по «перевернутой методике», мало чем будет отличаться от обучения по материалам, самостоятельно найденными учениками на разнообразных Интернет-ресурсах.

Предпосылок к введению такой модели обучения в нашей настоящей школе предостаточно. Учитель объясняет классу материал, и через какое-то время видно, что те, кто давно всё понял, скучают. А есть дети, которые постоянно переспрашивают, им приходится повторять объяснение. А они всё равно не понимают и опять спрашивают. Да и для учителя это колоссальные неудобства, одну и ту же тему повторять несколько для разных классов в параллели, а также остается совсем мало времени для отработки изученного, а проверить домашнее задание на следующем уроке не всегда удается.

Меняется и роль ученика в данной модели обучения, во-первых, ученики должны понимать, что они сами теперь во многом отвечают за свое обучение. Во многом они сами становятся ответственными за свое обучение. Дети могут выбирать, каким образом достичь поставленной задачи. И, следовательно, встраивание этого элемента выбора в систему обучения — один из главных моментов. В то же время у него появляется больше возможности индивидуально работать с учителем. На обычном уроке учитель объясняет новый материал всем одновременно. Таким образом, отличительными особенностями модели «перевернутого обучения» являются:

  1. Вовлеченность учащегося в процесс обучения;
  2. Учебные материалы (видео, аудио, интерактивы) в свободном доступе;
  3. Время в классе для обсуждения и активной работы:
  4. Контент - это не ресурс, а отправная точка.

Главными положительными особенностями данной модели обучения видятся следующие:

1. Больше времени один на один с учителем.

Учитель имеет возможность проводить больше времени один на один с теми учениками, которым нужна дополнительная поддержка и помощь. Это также улучшает личностные отношения между учителем и учащимися.

2. Ученики работают в своем темпе.

Возможность поставить на паузу, перемотать и пересмотреть видео лекцию позволяет ученикам распределить время учебы по своему усмотрению. Можно пропустить то, что кажется понятным и повторить то, что оказалась сложным.

3. Способствует полному полноценному овладению материалом.

В традиционном классе, учитель является лидером и постоянно подталкивает учеников, тащит от одного понятия или другой концепции, не заботясь о том, насколько качественно они овладели материалом, если поняли хоть что-то вообще. В перевернутом классе ученики не двигаются дальше, если они не продемонстрировали достаточное владение и понимание, того, что им нужно было усвоить при работе дома.

5. Борется с не посещаемостью.

Видео лекции доступны всем учащимся. Даже тем, кто вынужден пропустить занятия в школе из-за болезни, спортивных соревнований, поездки или отпуска родителей. А учителям не надо заботиться о дополнительных заданиях.

6. Отличный способ диагностики.

С помощью компьютерных технологий учитель легко может увидеть, с чем его ученики отлично справляются, а над чем им приходится поработать.

7. Ученики учат друг друга.

Некоторым ученикам удается понять материал быстрее, чем другим. В перевернутом классе, учитель может быстро определить таких «умников» и назначить их наставниками или помощниками их одноклассникам.

8. Вовлекаются родители.

То, что видео уроки доступны для просмотра в любое время дня и ночи, так как находятся в интернете, родители тоже могут просматривать их и, в свою очередь, помогать своим детям в освоении материала.

Несмотря на тот факт, что родоначальники технологии предлагают ее использование на уроках естественнонаучного цикла, не существует единой модели перевернутого обучения, как не существует определенного направления деятельности для ее использования. Термин «перевернутый класс» широко используется для описания структуры практически любых занятий, которые строятся на предварительном изучении материала. И это один из самых важных аспектов.

Конечно же, нельзя исключить объяснения преподавателя полностью. Но предварительная подготовка обучающихся позволяет учителю вовлекать ребят в процесс разбора новой темы сразу же на практических заданиях. Тем самым, учащиеся становятся не пассивными слушателями урока по новому материалу, а активными участниками по его разбору.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опытом по теме "Современные педагогические технологии, обеспечивающие качество обучения на уроках английского языка"

Обобщение опыта по теме "Современные педагогические технологии, обеспечивающие качество обучения на уроках английского языка". Описание технологий, методов и приемов обучения на примерах. ...

Современные педагогические технологии, обеспечивающие качество обучения на уроках английского языка

Выступление на районном методическом объединении учителей английского языка...

Современные педагогические технологии, обеспечивающие качество обучения на уроках английского языка

Модернизация содержания образования в России на современном этапе развития общества не в последнюю очередь связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам.Приоритетным на...

Научная статья по теме "Педагогические технологии на уроках истории и обществознания"

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ: ВЗГЛЯД ИЗ НАСТОЯЩЕГО В ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ Е.И. Филиппова,учитель истории и обществознания,ГБОУ СОШ №511 Пушкинского района Санкт-ПетербургаВ...

Статья "Сущность и педагогическое значение использования краеведческого компонента на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР."

Большими возможностями для раскрытия ценностей окружающей действительности, формирования духовно-нравственной личности   располагает познание родного края. Как говорится в ФГОС НОО: «Выпуск...

Статья на тему: «Педагогические технологии организации режиссерских игр».

Режиссерская игра в дошкольном возрасте не только является начальной ступенью развития игры, за ней развиваются образно-ролевая, сюжетно-ролевая и другие виды игр, но и она (режиссерская игра) заверша...

Статья на тему: " Особенности применения принципа проблемного обучения на уроках технологии в средней школе."

В статье рассмотрены примеры особенностей применения принципа проблемного обучения на уроках технологии в средней школе. Рассмотрены некоторые ситуации на примере проведения уроков....