Доклад к педсовету от 28.03.2022 г.
методическая разработка
Доклад на тему:
"Особенности использования презентаций на уроках
истории и обществознания"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_k_pedsovetu_na_28.03.2022.docx | 67.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад к педсовету от 28.03.2022 г.
"Особенности использования презентаций на уроках
истории и обществознания"
Одна из основных целей, которую ставят перед собой педагоги при использовании мультимедийных презентаций – решение проблемы наглядности на уроках истории и обществознании. Разнообразный иллюстративный материал позволяет сделать занятия более интересными, наглядными и продуктивными. А уроки с использованием мультимедийных презентаций проходят ярко и динамично.
Мультимедийная презентация дает возможность представить учащимся учебный текст: фрагменты документа, высказывание исторического деятеля, таблицу, схему, диаграмму, карту, портрет, фотографию, рисунок, аудио- и видеофрагмент. Широкие возможности презентации позволяют реализовать ряд задач обучения и воспитания.
Эффективность использования презентаций на уроках истории доказана.
Во-первых, мультимедийная презентация позволяет сформировать представление об историческом факте. Специфика изучения истории заключается в том, что исторический факт, в отличии от других научных фактов, невозможно ни наблюдать, ни ощущать, его нельзя повторить экспериментальным путем. Мультимедийная презентация позволяет «получить» его при помощи слуха, зрения, сформировать в воображении яркий и эмоциональный образ.
Использование электронных средств обучения в процессе изучения истории способствует формированию у школьников трех видов представлений. Это представления о фактах прошлого (материальная, социально-политическая, культурная жизнь людей), об историческом времени (длительность и последовательность исторических событий и явлений), об историческом пространстве (месте, где происходили события); отнесение конкретного исторического факта к определенному месту, локализация исторического события в географической среде.
Во-вторых, при работе с учебным материалом презентации задействуются разные виды памяти человека. Кроме того, от интереса к материалу зависит его запоминание, эмиционально окрашенные события остаются в памяти дольше, чем эмоционально нейтральные. Мультимедийная презентация способна усилить внимание, а следовательно и запоминание.
В-третьих, на уроке с мультимедийной презентацией воспитание эстетической культуры школьников происходит за счет использования компьютерной графики. Включение в презентацию аудио- и видеофрагментов дает возможность понять культуру определенной эпохи, получить не только знания, но и обогатиться эстетически и эмоционально.
В-четвертых, презентация позволяет организовывать работу с любой наглядностью, будь то карта, портрет, картина, фотография, отрывок исторического документа, фрагмент видеофильма. Однако дидактический принцип наглядности следует понимать несколько шире, нежели возможность только зрительного восприятия. Воздействуя на органы чувств, средства наглядности обеспечивают более полное представление исторического факта, что способствует более прочному усвоению исторического материала.
Самая главная задача, которую способна решить мультимедийная презентация – это стать инструментом управления познавательной деятельностью учащихся. На мой взгляд, наиболее интересными являются эвристические и исследовательские презентации. Они не просто иллюстрируют материал, а содержат некое противоречие между знанием и незнанием. Они могут содержать проблемный вопрос, описание ситуации, представление различных точек зрения, отрывок документа с сознательно допущенными ошибками, незаконченные определения понятий. Такие презентации заставляют учащихся думать искать ответы. Степень самостоятельной познавательной деятельности учащихся при использовании таких презентаций наиболее высокая, а использование презентации как средства управления познавательной деятельностью наиболее оправданно.
Например, при изучении темы «Революции 1848 - 1849 гг. в Италии, Австрийской империи, Германии» на организационно-мотивационном этапе урока учитель на первом слайде презентации может предложить ряд терминов, например, противостояние, кровопролитие, баррикады, борьба, восстание, насилие, и попросить учащихся назвать понятие, объединяющее предложенные слова. В результате работы формируется ответ: объединяющее понятие – революция . Определение этого понятия позволит ученикам самостоятельно предположить тему урока, усилит мотивацию к изучению темы.
Информация на слайде может содержать какую-либо проблемную ситуацию, мультимедийную презентацию можно использовать на различных этапах урока:
Организационно-мотивационный этап.
Цель этого этапа – подготовка учащихся к работе на уроке, мотивация учащихся на изучение истории, усиление интереса к теме, активизация мыслительной деятельности. На слайдах презентации демонстрируются тема и цели урока, эпиграф, проблемный вопрос, видеофрагмент, высказывание исторического деятеля. В результате происходит более быстрое включение класса в деловой ритм урока.
Проверка домашнего задания.
Цель этапа – выявление уровня знаний учащихся. В презентации могут демонстрироваться тестовые задания для проверки знаний учащихся, заполненные сравнительные таблицы, схемы, портреты исторических деятелей (задание на узнавание). В результате происходит устранение типичных ошибок, коррекция понимания исторических событий, причинно-следственных связей.
Актуализация знаний учащихся.
Цель этапа – создание противоречия между знанием и незнанием, формирование понимания актуальности исторической темы. В презентации представляются проблемные вопросы, подводящие к необходимости изучения новой темы, проблемные ситуации, краткое обобщение по изученному ранее материалу. В результате происходит формирование вместе с учащимися дидактической цели; постановка вопросов; использование различных приемов организации деятельности учащихся по принятию цели.
Усвоение новых знаний.
Цель этапа - управление познавательной деятельностью учащихся; формирование исторических представлений. В презентации демонстрируются основные понятия, схемы, диаграммы, таблицы, рисунки, аудио-, видеофрагменты, иллюстрирующие особенности изучаемого материала; задания по поиску материала или формулированию выводов; проблемные вопросы (вопросы, содержащие противоречия между знанием и незнанием). В результате происходит актуализации мыслительной деятельности учащихся, включение их в поисковую работу, в самоорганизацию обучения; систематизация и схематизация новых знаний.
Закрепление изученного материала.
Цель этапа - проверка правильности понимания изученного материала, корректировка знаний. В презентации предлагаются вопросы и задания, требующие творческого осмысления исторического материала (проблемные вопросы); представляются материалы, подтверждающие или опровергающие гипотезу, выдвинутую в начале урока. В результате происходит закрепление знаний; дополнение, уточнение, коррекция исторических представлений; попытки взглянуть на изучаемую проблему с разных позиций; умение учащихся узнавать и соотносить исторические факты, даты, понятия.
Контроль знаний.
Цель этапа – организация контроля и самоконтроля. В презентации поэтапно демонстрируются задания разного уровня сложности, используются различные способы контроля и самоконтроля. Использование тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Вопросы для проверки или самопроверки знаний выводятся на экран. Учащиеся записывают ответы в тетради или на специальном бланке ответов. Проверка правильности ответов осуществляется сменой слайдов.
Например, при проверке темы «Россия в 1905-1917 гг.» учащимся может быть предложен экспресс-тест, в котором необходимо найти соответствие между историческими событиями и революцией, в рамках которой они происходили. Вопросы экспресс-теста и правильные ответы выносятся на экран.
При подготовке и использовании мультимедийной презентации важно учитывать следующие аспекты:
необходимо тщательно отбирать темы, при изучении которых использование презентации целесообразно и эффективно;
при создании презентации необходимо четко сформировать и реализовать цели, которые преследуются при использовании на уроке презентации;
представление на уроке презентации не должно стать самоцелью учителя;
грамотно подготовленная презентация служит средством реализации поставленных целей;
с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся использовать в презентации информацию, анимацию, звуковые эффекты.
Для того чтобы презентация стала средством управления познавательной деятельности учащихся на уроке, ее необходимо создавать исходя из принципов целесообразности, системности, научности:
представленный материал должен побуждать интерес и быть пригодным для анализа;
предпочтительнее представлять к одному событию два или более подходов, различные точки зрения; стараться избегать готовых выводов;
необходимо рационально сочетать различные иллюстративные материалы: фото, плакаты, тексты, карикатуры, схемы;
материал обязательно должен быть структурирован и логически представлен: поставлена проблема, определены ключевые вопросы, предложены творческие задания.
Содержание мультимедийной презентации зависит от цели ее использования:
1. Целью является акцентирование учебного материала
В презентации представляется фактологический материал, ключевые моменты темы, этапы ее изучения.
Например, при изучении темы «Россия в 1905-1917 гг.» учащимся можно продемонстрировать какие революции произошли, а затем разобрать каждую отдельно. На слайде помещается название революции и ключевые события.
2. Целью является сопровождение объяснения учителя на этапе усвоения знаний
Информация на экране подтверждает, дополняет, иллюстрирует, систематизирует рассказ учителя.
Например, при изучении темы «Международное рабочее и социалистическое движение» учащимся при помощи презентации можно демонстрировать портреты основных персоналий, выдержки из документов, определения основных понятий.
3. Целью является контроль знаний
Вопросы и ответы выводятся на экран. Можно применять при изучении практически любой темы.
4. Целью является проведение урока с использованием проблемно-поисковых методов и проектной технологии
Презентация используется не столько как демонстрация чего-либо, сколько как проблемное поле. На экране демонстрируются проблемные вопросы, высказывания исторических деятелей, фрагменты исторических документов.
5. Целью является изучение темы по культуре
Презентация содержит иллюстративный материал: фотографии художественных произведений, архитектурные элементы, портреты деятелей культуры, определения понятий, художественные стили и их характеристики.
Например, при изучении темы «Изобразительное искусство, архитектура, музыка» учащимся можно продемонстрировать портреты основных деятелей, изображения их основных произведений, дать определение основным стилям.
На различных ступенях обучения, с учетом возрастных особенностей учащихся, использование презентации эффективно на разных этапах урока:
на этапе мотивации и актуализации знаний используются яркие исторические образы. На ряду с задачами мотивации и актуализации знаний презентация является средством формирования исторических представлений, которые являются опорными сигналами, позволяющими восстановить исторический факт, дать его характеристику. Приемы и методы, которые используются для формирования исторических представлений, очень многообразны. Для формирования исторических фактов можно использовать фотогалерею, видеофрагменты, высказывание исторического деятеля, схемы, синквейн, историческую азбуку, приемы «Узнай деятеля эпохи», «Найди отличия». Для формирования представлений об историческом времени может использоваться задание «Найди недостаюшие элементы». Представления об историческом пространстве создаются при помощи анимационной картины.
на этапе изучения нового материала презентация выступает как инструмент управления самостоятельной познавательной деятельностью учащихся. Проблемные вопросы, задания по поиску информации или формированию выводов, по заполнению пробелов в отношении исторических понятий, приемы «Найди ошибку», «Ключевое слово» целесообразно использовать в эвристических или исследовательских презентациях. Они способствуют активизации познавательной деятельности учащихся. Кроме того, следует учитывать, что законы памяти: закон интереса, закон действия, закон контекста, закон повторения, закон осмысления, закон установки, закон действия, закон незавершенности.
Таким образом, существует тесная взаимосвязь между целью урока, видом презентации, возрастом учащихся, информацией на слайде, законами памяти и действующими видами памяти. Мультимедийная презентация помогает учителю более полно и разнообразно представить материал учащимся и привлечь их внимание. Однако презентация - это всего лишь вспомогательное средство, и она не должна заменять учителя.
Разработка урока по всемирной истории в 11(12) классе по теме: «Художественная литература»
Цель: ознакомление учащихся с литературными произведениями Западной Европы в XIX - начале XX веков.
Задачи.
Обучающая: изучить основные направления, которые выделились в XIX - начале XX веков в литературе, основных представителей этих стилей и их произведения;
Развивающая: развить у учащихся способность делать выводы, умение рассуждать, сформировать навыки работы с мультимедийной презентацией:
Воспитывающая: привить учащимся уважение к культурному наследию, дать толчок к формированию чувства прекрасного.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:
Всемирная история Нового времени XIX – начало XX века. Учебник
тетрадь
мультимедийная презентация
План урока
1. Романтизм
2. Реализм
3. Тревожные предчувствия
Ход урока
1. Организационный момент
2. Изучение нового материала
3. Физкультминутка
4. Закрепление нового материала.
5. Подведение итогов
1. Организационный момент
Приветствие. Проверка отсутствующих.
2. Изучение нового материала
В основе изложения нового материал лежит презентация.
Рассказ учителя.
Передовые люди Европы с восторгом восприняли девиз Французской революции 1789-1799 гг. «Свобода, Равенство, Братство». Но вскоре радужные надежды сменило горькое разочарование. Волна кровопролития затопила сначала Францию, а потом Европу. Царство разума и справедливости не восторжествовало. Старый феодальный мир рухнул, и на его месте возник буржуазный, в котором мерилом всего стали деньги. В таких условиях родилась новая литература. В XIX веке в ней выделились два основных направления: романтизм и реализм.
1. Романтизм
На слайде показывается определение понятия, период господствования в культурной жизни, на следующем его основные черты. Французский романтизм: Виктор Гюго. В презентации показывается его портрет, основные вехи биографии, названия произведений. Английский романтизм: Дж.Г. Байрон, П.Б. Шелли, Дж. Китс, В. Скотт. В презентации показывается их портреты, основные вехи биографии, названия произведений. Немецкий романтизм: Э. Т.А. Гофман, Г. Гейне, И.В. Гете. В презентации показывается их портреты, основные вехи биографии, названия произведений.
2. Реализм
На слайде показывается определение понятия, период господствования в культурной жизни, на следующем его основные черты. Основные представители: Стендаль, Оноре де Бальзак, Ч. Диккенс, Дж. Р. Киплинг. В презентации показывается их портреты, основные вехи биографии, названия произведений.
3. Тревожные предчувствия
На слайде показывается определение понятия, период господствования в культурной жизни, на следующем его основные черты. Основные представители: Ш. Бодлер, А. Ремо, П, Варлен, Г. Аполлинер. В презентации показывается их портреты, основные вехи биографии, названия произведений.
3. Физкультминутка
4. Закрепление нового материала.
В презентации дано задание на соотнесение, которое ученики выполняют в тетради. А затем проверяют.
5. Подведение итогов
Домашнее задание: §10.
Заключение
Информационно-компьютерные технологии прочно закрепились в образовательной среде. Они значительно расширяют возможность учителей, помогают сделать урок более увлекательным, ярким, запоминающимся, привлечь внимание учащихся.
Одним из основных видов компьютерных технологий является мультимедийная презентация. Это одно из самых увлекательных средств обучения.
Презентация имеет свои особенности, структуру, функции, свою классификацию.
Мультимедийная форма выражения учебной информации наиболее актуальна на сегодняшний день в связи с компьютеризацией процесса образования. В целях развития личности нужна иная тактика предъявления учебного материала: она должна способствовать развитию мышления и познавательной активности, обеспечивать индивидуальную траекторию учения. В данном контексте наглядность предполагает непрерывное присутствие преподавателя, либо непосредственно управляющего процессом восприятия и переработки информации, либо виртуально - через организацию и структуру учебного материала с учетом психологических особенностей восприятия компьютерной информации. Компьютерная наглядность выступает как средство отображения через чувственное начало теоретической сущности изучаемого.
Грамотно созданная презентация позволяет реализовать дополнительные возможности на уроке:
может быть использована на всех этапах урока;
способствует рациональному использованию времени на уроке;
делает урок динамичным, темп урока более интенсивным, позволяет охватить больший объем материала;
обеспечивает высокое качество изображение по сравнению с изображением, выполненным мелом на доске;
усиливает эффект наглядности;
обеспечивает интерактивный подход;
оказывает положительное эмоциональное воздействие на ученика;
создает высокую степень индивидуализации обучения;
позволяет устанавливать межпредметные связи;
задействует различные виды памяти;
обеспечивает усвоение исторических знаний при помощи всех каналов восприятия;
дает возможность достигнуть более глубокого запоминания исторического материала через образное восприятие, обеспечивает погружение в изучаемую эпоху.
Мультимедиа окружают нас повсюду – через различные экраны современный человек соприкасается с виртуальными мирами, влияние которых становится все более существенным. Практически все сферы деятельности человека – наука, культура, образование – сегодня не мыслимы без продуктов мультимедиа.
Роль учителя на уроке с использованием презентации изменяется, учитель теперь не источник знаний, а управляющий процессом обучения. Бесспорно, что в современной школе компьютер не решит всех проблем. Он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Сделать урок наиболее эффективным позволит лишь разумное использование мультимедийной презентации и других компьютерных технологий.
Список использованных источников
1. Александрова З.В. Мультимедийная презентация как средство обучения.
2. Ефремов В.С. Методические рекомендации по созданию электронных презентаций Запрудский Н.И. Современные школьные технологии - 2 / Н.И. Запрудский. - Минск: Сэр-Вит, 2010. - 256 с.
3. Каменская Н.Е. Проблемы и перспективы использования презентаций в образовательном процессе.
4. Лоу Д. Microsoft Office PowerPoint 2007 для «чайников» / Д. Лоу. - М.: Диалектика, 2007. - 288 с.
5. Особенности использования презентаций на уроках истории, электронный ресурс [режим открытого доступа https://studbooks.net/1867789/pedagogika/osobennosti_ispolzovaniya_prezentatsiy_urokah_istorii].
Коллеги! Предлагаю вам пройти тест от «Школы талантливого учителя» сайта Мега-талант (по ссылке: https://mega-talant.com/school)
\«Школа талантливого учителя»\Тесты для педагогов
ТЕСТ «Эффективное использование презентации на уроке»
Эффективная презентация, вовлекает в процесс восприятия учебной информации большинство учащихся. Сегодня мультимедиа-технологии — это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса.
Зачем это учителю? Данный тест дает педагогам возможность проверить свои теоретические знания в сфере мультимедийных технологий. При успешном завершении тестирования учитель сможет получить сертификат, подтверждающий знание темы.
Длительность прохождения 10 минут
Количество вопросов 10
После обработки ваших ответов, вы все получите документ от сайта «Мега-талант» и я вам представлю рейтинговую таблицу результатов.
Пока вы отвечаете на вопросы на слайде можно увидеть результаты моего прохождения тестов: дипломы 1 степени по темам:
«Здоровьесберегающие технологии в условиях современных стандартов образования»;
«ИКТ-компетентность современного учителя»;
«Эффективное использование презентации на уроке».
Всем удачи!
Вопросы вашего теста на экране, моем обсудить корректность ответов или вы самостоятельно каждая пройдете тест?
1. Мультимедийные технологии - это ...
совокупность современных средств аудио- теле-, визуальных и виртуальных коммуникаций, используемых в процессе организации, планирования и управления различных видов деятельности
постоянно работающая программа, облегчающая работу в не графической операционной системе
устройства записи, воспроизведения, проецирования, отображения и полноценного использования зрительных, звуковых и зрительно-звуковых материалов
2. Что означает термин «презентация»?
способ представления информации с помощью средств мультимедиа
оптический прибор, предназначенный для создания действительного изображения плоского предмета небольшого размера на большом экране
массив цифровой информации
3. О какой программе идет речь:
«Программа подготовки презентаций и просмотра презентаций, являющаяся частью Microsoft Office и доступная в редакциях для операционных систем Microsoft Windows и Mac OS».
Prezi
Microsoft PowerPoint
LCOS
4. Альтернатива программам для создания презентаций на компьютере. Этот облачный сервис является абсолютно бесплатным аналогом PowerPoint в онлайне.
PowToon
Warcraft
Google Презентации
5. Облачный сервис, который служит для создания интерактивных презентаций
Prezi
PowToon
PowerPoint
6. При применении какой технологии лучше всего использовать мультимедиа?
здоровьесберегающие технологии
технология использования в обучении игровых методов
информационно-коммуникативные технологии
7. Веб-приложение, которое позволяет создавать презентации в виде инфографики
PowerPoint
Keynote
Piktochart
8. Чего лучше избегать при создании презентации?
небольшого количества текста на одном слайде
темного фона с темным текстом
изображений плохого качества и низкого разрешения
9. На чем специализируется сервис PowToon?
на создании инфографики
на создании аудиороликов
на создании анимированных презентаций и коротких видеороликов
10. Как называется общее название приемов представления числовой информации или физического явления в виде, удобном для зрительного наблюдения и анализа?
презентация
визуализация
демонстрация
По статистике, с первого раза этот тест сдает до 20% учителей. Не расстраивайтесь, если не вышло сразу!
Вы можете повторить бесконечное число попыток пройти тестирование и потренировать знания по данной теме. Нажмите на кнопку «Разобрать ошибки», чтобы получить краткую теоретическую справку по каждому вопросу. Прочитайте ее внимательно и Вы сможете ответить на все вопросы правильно!
Сложить руки — это всегда просто, но очень редко правильно! Вы можете все изменить и доказать свою профессиональную компетентность!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педсовете "Личность педагога в современной школе", 2010
Доклад на педсовете "Личность педагога в современной школе" - О профессионализме учителя + презентация....
Доклад на педсовете "Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс с целью формирования познавательного интереса обучающихся", 2008
Доклад на педсовете "Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс с целью формирования познавательного интереса обучающихся"...
Доклад на педсовете "Педагогические приемы создания ситуации успеха ученика", 2010
Педагогические приемы создания ситуации успеха ученика ...
Доклад на педсовете "Типология современного урока", 2011
Типология современного урока...
Доклад на педсовете «Пути совершенствования предпрофильной подготовки и профильного обучения в условиях модернизации»
Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, в содержании и организации образовательного процесс...
Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».
Развитие творческих способностей детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...