Доклад "Новые методы обучения и современные технологии"
статья
Предварительный просмотр:
Новые методы обучения и современные технологии
Добрый день, уважаемые коллеги! В настоящее время одной из острых проблем в обучении является пассивность учащихся. Причины этого не только педагогические, но и социальные:
1.информационный переизбыток, доступность различной информации формируют привычку получать всё в готовом виде, не прилагая собственных умственных усилий;
2.отсутствие мотивации к обучению, непрестижность успешности учебной деятельности в молодежной среде;
3.неадекватная самооценка своих знаний и умений;
4.негативное отношение к труду (не только умственному, но и физическому);
5.падение авторитета учителя в обществе и др.
А вот требования к портрету выпускника очень высокие: воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина, который способен брать на себя ответственность, проявлять самостоятельность, обучаться на протяжении всей жизни.
В связи с этим, очевидным становится необходимость изменения всех составляющих учебного процесса: содержания, методов обучения и контроля усвоенного материала.
Поэтому наиболее востребованы сегодня в педагогической практике иные, современные технологии и активные и интерактивные методы обучения.
Образовательные технологии – что это такое? Дословно «технология» - наука о мастерстве. Хочется подчеркнуть: школу обновляет учитель, овладевший новыми технологиями обучения и воспитания. Мастерство учителя – это тяжелое ремесло. Как правило, каждый учитель-профессионал, мастер имеет свои хитрости, приемы. Часто творческий учитель активно пользуется всего тремя – четырьмя своими «секретами».
Моделирование уроков в различных технологиях – дело трудоемкое, но это требование времени. Сегодня каждый педагог находится в поиске самых эффективных путей активизации обучения. Ведь если ребенок не может проявить свои способности на уроке, он равнодушен к происходящему на уроке, ему скучно, и вся работа учителя сводится к нулю.
В современной педагогической науке известно более 100 технологий. В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся такие технологии (топ 10):
Информационно – коммуникационная технология.
2 Технология развития критического мышления.
3 Проектная технология.
4 Технология развивающего обучения.
5 Здоровьесберегающие технологии.
6 Технология проблемного обучения.
7 Игровые технологии.
8 Модульная технология
9.Технологии уровневой дифференциации.
10 Кейс-технологии.
Остановлюсь на тех , которые чаще всего я применяю на уроке.
В первую очередь, информационно – коммуникационная технологии
Век нынешний – это век информационный. Компьютер и телефоны занимают 80% пространства жизнедеятельности современных школьников, их оторвать от них невозможно, поэтому лучше использовать это во благо. Тем более, что учитель должен идти в ногу со временем и быть на одной волне с учениками. Задача учителя по новым стандартам заключается в том, чтобы научить своих воспитанников искать знания и осваивать их самостоятельно. Интернет, гаджеты как раз то, что помогает в поиске информации. И потом визуально-наглядная основа урока делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся. Не менее важен тот факт, что возможности компьютерных технологий позволяют учителю быстро, качественно, подготовить интересный, продуманный, мобильный урок по любому предмету и теме.
Под понятием информационно-коммуникационные технологии подразумеваются два смысла: это ТСО (технические средства обучения) и собственно технология обучения с использованием интернета и онлайн-ресурсов.
Примеры использования онлайн-ресурсов в обучении могут включать следующее:
1. Использование электронных учебников.
2. Онлайн-словари, справочники и энциклопедии.
3. Вебинары и онлайн-уроки.
4. Различные приложения и онлайн-ресурсы для изучения грамматики и правописания, биографий писателей, произведений (например: «Грамота.ру», «Верные слова», «Интерактивный диктант» и др.),. Онлайн-диктанты. Особенно важен такой ресурс, как аудио-изложения для подготовки к ОГЭ в 9 кассах.
5. Платформы для обмена и публикации творческих работ, для участия в конкурсах, олимпиадах.
Это лишь некоторые примеры использования онлайн-ресурсов на уроках. Возможности здесь огромные.
Самый часто используемый мной прием этой технологии - это презентации. Использую их при объяснении нового материала, при выполнении творческих заданий, физминуток. В презентацию можно вставить всё, что нужно для разных этапов учебной деятельности: рисунки, схемы, тесты, видео. По сравнению с другими ресурсами презентацию можно считать универсальным методом, дающим возможность получить желаемый образовательный результат: перевести ученика из пассивной позиции в активную и дать ему необходимую свободу для проявления себя, своей самостоятельности. Создаю вместе с учениками банк презентаций по всем разделам и темам как по русскому языку, так и по литературе.
Видеоуроки применяю при объяснении нового материала: эти ресурсы наглядно демонстрируют учебный материал, позволяют наблюдать различные явления языка и литературы.
. Ученики за урок не только познакомятся с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотрят отрывки из фильмов, прослушают аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывают на виртуальной экскурсии в музее. Без презентации или видеоматериала уже невозможно представить современный урок.
Зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и результативным.
Одной из главных технологических инноваций, используемых на уроках в современных школах, является применение специализированных компьютерных учебных игр, заданий, тренажеров, тестов (в том числе для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ). Ученики могут играть в обучающие игры, решать головоломки и выполнять задания, которые способствуют развитию их грамотности, пониманию структуры языка и навыков анализа текста.
Особенно интересно и эффективно давать такие задания на дом, например, подготовить (или решить) викторину, ребусы, кроссворды, тесты. Намного интереснее для современных детей такие креативные задания, чем просто списать упражнение с учебника, ответить на вопросы или подготовить пересказ.
Проектная технология
Одной из развивающих технологий является проектная технология. Проект - это одна из активных форм деятельности, предполагает высокую степень включенности обучающихся в учебный процесс по созданию проектного продукта.
Эффективность применения проектной деятельности в том, что ученик из объекта обучения превращается в субъект познания, то есть приобретает активную позицию, а педагог становится консультантом, сопровождающим процесс обучения.
Проектная технология предполагает такую форму взаимодействия, которая направлена на создание комфортных условий для всех детей, обязательно обеспечивает ситуацию успеха.
Примеры использования проектных технологий на уроках русского языка и литературы:
1. Создание обучающих плакатов, опорных схем по различным темам (например, «Правописание глаголов», «Правописание корней» и др).
2. Разработка учебного видео по теме (например «Жизнь и творчество писателя», «Синтаксис и пунктуация» и др.)
3. Проведение учебного исследования на определенную тему (например, «Особенности языка социальных сетей» и др).
4. Создание презентации по теме (например, «Фольклор», «Стили речи» и др.).
5. Создание игр по теме (например, «Морфемика и словообразование» и др.). Обучающиеся разрабатывают правила игры, рисуют карточки и придумывают задания.
6.Создание веб-сайта с игровыми заданиями.
7. Разработка тестов - тренажеров по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
Хотелось бы остановиться и на методах обучения
Метод (греч.) – способ, путь. Метод обучения – способ взаимодействия учителя и учащихся на уроке, направленный на выполнение учебно-воспитательных задач. Составными частями метода обучения являются приемы обучения.
Существует также огромное количество традиционно применяемых методов обучения. Самыми эффективными сегодня признаны активные и интерактивные методы, при которых ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом.
Наиболее востребованные методы обучения, используемые в образовательном процессе:
1.Методы развития критического мышления через чтение и письмо
2.Проблемное обучение
3.Метод проектов
4.Эвристический метод
5.Исследовательский метод
6.Метод модульного обучения
7.Игровое обучение
8. Метод опережающего обучения
9.Метод тренинга
10.Кейс-метод.
Остановлюсь на одном из методов. Метод опережающего обучения, разработанный С. Н. Лысенковой, на протяжении многих лет дает положительные результаты. Одним из важнейших его компонентов является комментируемое управление. «Учить детей мыслить вслух» – один из принципов уроков С.Н. Лысенковой и один из элементов обратной связи. Деятельностью класса на уроке руководит не только учитель, но и ученик, размышляя вслух и ведя за собой весь класс.
Другим важным фактором метода опережающего обучения является использование опорных схем. Схема – опора мысли ученика, его практической деятельности, связующее звено между учителем и учеником. Опорные схемы – это оформленные в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка выводы, которые рождаются в момент объяснения. Опорные схемы отличаются от традиционной наглядности, являясь опорами мысли, действия.
В своей практике также я внедряю активные методы, повышающие интерес к урокам русского языка и литературы , такие как:
- Мозговой штурм
- Театрализация
-Ролевые игры
Продуктивным способом или приемом визуализации информации является скрайбинг - новейшая техника презентации (от английского "scribe" - набрасывать эскизы или рисунки); искусство отражать свою речь, звучащий текст в рисунках, процесс происходит параллельно с чтением, с докладом говорящего.
Речь выступающего иллюстрируется "на лету" рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги); получается как бы "эффект параллельного следования", когда мы и слышим и видим примерно одно и то же, при этом графический ряд фиксируется.
Используя скрайбинг, можно просто и доступно рассказать о сложном, интересно объяснить практически любой материал, проиллюстрировать прочитанное.
Скрайбинг бывает разных видов:
- рисованный,
- компьютерный,
- магнитный,
- аппликационный.
Чаще всего применяют «рисованный» скрайбинг, так как дети раньше учатся рисовать, чем писать. В таком скрайбинге используются, как правило, листы бумаги, цветные карандаши, маркеры, фломастеры, кисти и краски. Рисунки специально делаются максимально простыми. Вместе с этим при работе над скрайбом обучающиеся самостоятельно анализируют, оценивают, отбирают и организовывают информацию, формируют информационные компетенции, составляют «рисунки».
Создатели скрайбинга используют различные типы изображений: рисунки, пиктограммы, символы. Отдельные ключевые слова (надписи, лозунги), ментальные карты, схемы, диаграммы. Особое внимание уделяется цветовой гамме, чтобы были видны отдельные блоки в изучаемой информации.
Технику скрайбинга можно применять на любом этапе урока. Он помогает структурировать информацию и зафиксировать правило, создать алгоритм применения правила, проверить домашнее задание «Мозговым штурмом». Визуализация позволяет связывать полученную информацию в целостную картину. Кроме этого, если ученики участвуют в создании скрайба, у них развивается критическое и образное мышление. Материал, закреплённый визуально, лучше запоминается и воспроизводится учащимися, заинтересовывает их. А значит, приносит ожидаемый результат.
Все технологии и методы должны быть интегрированы в учебный процесс таким образом, чтобы они дополняли традиционные методы обучения и делали уроки более интересными и результативными .
Среди основных преимуществ использования современных технологий и новых методов на уроках можно выделить следующие:
1. Повышение мотивации обучающихся
2. Развитие коммуникативных навыков
3.Развитие важных личностных качеств
Таким образом, применение современных образовательных технологий и активных и интерактивных методов на уроках не только позволяют сделать обучение более интересным, эффективным и доступным для каждого ученика, но и способствуют их личностному развитию и успешной адаптации в современном информационном обществе.
Об образовании будущего, каким оно будет, говорят так: дистанционный формат, плюс искусственный интеллект, плюс геймификация. Так ли будет, посмотрим.
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать, копировать» - говорил Л.Н. Толстой, и я согласна с ним.
Список использованной литературы:
1. Горбунова, С.В. Опыт подготовки учителей к введению ФГОС основного общего образования на муниципальном уровне /С.В. Горбунова //Методист.- 2011.-№10.-С.24-28.
2. Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы // Евразийский научный журнал. 2015. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-sovremennyh-obrazovatelnyh-tehnologiy-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury (дата обращения: 23.09.2023).
3. Репина, И. Г. Современный урок русского языка в условиях введения ФГОС / И. Г. Репина // Молодой ученый. — 2022. — № 7 (402). — С. 195-197.
4. Официальный сайт ФГОС ООО. Электронный ресурс. Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения: 25.09.2023)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальность использования исследовательского метода обучения в современной школе
Статья содержит информацию, доказывающую необходимость использования исследовательского метода в обучении....
" Применение современных методов обучения и современных технологий на уроках"
В профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества. Современные педа...
Методическая работа «Применение методов активного обучения и современных технологий на уроках математики в старших классах».
Всем известно, что изучение такого раздела математики, как стереометрия, вызывает у многих учащихся существенные затруднения, усвоение материала чаще всего строится на зазубривании. Использование комп...
Методическая работа «Применение методов активного обучения и современных технологий на уроках математики в старших классах».
Всем известно, что изучение такого раздела математики, как стереометрия, вызывает у многих учащихся существенные затруднения, усвоение материала чаще всего строится на зазубривании. Использование комп...
Преподавание предметов образовательной области «Технология» на основе сочетания различных методов обучения и современных педагогических технологий
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должна иг...
Проблемное обучение и метод проектов как современные технологии обучения и формирования УУД на уроках математики.
Проблемное обучение и метод проектов как современные технологии обучения и формирования УУД на уроках математики....
Презентация "Проблемное обучение и метод проектов как современные технологии формирования УУД на уроках математики"
Презентация"Проблемное обучение и метод проектов как современные технологии формирования УУД на уроках математики"...