Сборник методических рекомендаций «Формирование проектного подхода к любой деятельности»
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Масликова Ольга Валерьевна

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Именно метапредметные технологии  предполагают, что ребенок   овладевает УУД, сам добывает  информацию о мире. Идеальная форма  метапредметного урока – проектное исследование. В результате такого урока  формируются метоумения  (УУД: обобщение, анализ, систематизация, синтез, умение отличать факты от мнений и др.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx61.53 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Кежемская средняя общеобразовательная школа»

Современные образовательные технологии:

проектная деятельность

Сборник методических рекомендаций

«Формирование проектного подхода к любой деятельности»

п. Кежемский

2024

Содержание

Введение …………………………………………………………………….3

Технология проектного обучения как механизм реализации ФГОС……4

Немного о методе проектов………………………………………………..6

Проекты в образовательной области «Технология»…………………….12

Алгоритм творческого проекта …………………………………………..15

Модель совместной деятельности учителя и учащихся ………………19

Формирование проектного подхода к любой деятельности…………….25

Использованная литература ………………………………………………28

Приложение……………………………………………………………….. 29

Введение

Гораздо труднее увидеть проблему,

чем найти её решение.

Для первого требуется воображение,

а для второго только умение.

Дж. Бернал

При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также системно-деятельностный подход который в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения и развитие личности.

         В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

         Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в терминах ключевых задач и универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира. На практике деятельностный подход к обучению согласно стандартам второго поколения предполагает организацию таких форм учебного сотрудничества, где была бы востребована активность и инициатива ученика.

         Технология проектного обучения как механизм реализации ФГОС

Человек, по-настоящему мыслящий,

черпает из своих ошибок не меньше

познаний, чем из своих успехов.

Дж. Дьюи

Сегодня нужно осознавать, что ребенок перестал быть объектом обучения и воспитания.  На первый план  вышли субъект-субъектные отношения и системно-деятельностный подход становится основополагающим в учебно-воспитательном процессе. Поэтому нужно «перекраивать»  уроки. Герой современного  урока - Ученик, а не учитель-транслятор знаний, истин и формул.  Измениться должны и методы (способы) подачи материала. Ребенок должен осознавать себя частью этого мира, с какого урока или внеклассного мероприятия он бы ни вышел, поэтому на первый план выходят метапредметные технологии  преподавания, позволяющие формировать целостное мировоззрение, так как  проблемы XXI века требуют междисциплинарного подхода. Именно метапредметные технологии культивируют  другой тип сознания  у учителя и ученика. Метапредметный подход предполагает, что ребенок  не становится «хранителем знаний, истин и формул», а овладевает УУД, сам добывает  информацию о мире. Это требование ФГОСов. Идеальная форма  метапредметного урока – проектное исследование. В результате такого урока  формируются метоумения  (УУД: обобщение, анализ, систематизация, синтез, умение отличать факты от мнений и др.)

           Ребенок един, поэтому воспитание и обучение нельзя отделять друг от друга. «Обучение – это один из лепестков цветка, который называют воспитанием»,- говорил В. Сухомлинский. Именно поэтому на первом плане - ЛИЧНОСТЬ ребенка. Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС  -  интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности. Организационным механизмом такой интеграции  может быть осуществление внеурочной деятельности через учебное и социальное  проектирование, которое является одним из интенсивных методов включения детей в жизнь.

          Проектирование позволяет получить опыт системного подхода к решению межпредметных, надпредметных и личностных  задач. Проектирование – вид деятельности, удовлетворяющий современного ребенка. Во-первых, благодаря взаимодействию РЕБЕНОК-РЕБЕНОК  рождается продукт деятельности, усваивается информация о мире, формируются УУД, дети приобретают социальные навыки, которые облегчают им вхождение в общество, учат решать жизненные сложности; формируется гражданственность, патриотизм учащихся. Взаимодействие РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ осуществляется многопланово:  педагог, родители  в проектировании могут выступать  с позиции соучастия, сотрудничества, совместной деятельности. Таким образом, при проектировании осуществляется совместная деятельность и со взрослыми, и со сверстниками, что не нарушает единства в учебно-воспитательном процессе и позволяет воспитывать гармонично развитую личность.

Немного о методе проектов.

Чтобы не превратить ребенка в хранилище знаний,

 кладовую истин, правил и формул, надо учить его думать.

В.А. Сухомлинский

Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях “прагматической педагогики”, основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи. Согласно его воззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. Он считал, что вслед за человечеством ребенок должен повторить путь познания окружающего мира. Идеи Джона Дьюи достаточно широко реализовались в 1884–1916 гг. в различных учебных заведениях его учениками и последователями – американскими педагогами Е. Паркхерст и В. Килпатриком. Одним из путей внедрения идей Дьюи стало обучение по “методу проектов”. Дети выполняли “проекты” – конкретные задания, связанные с учебным материалом, но фактически объем теоретических знаний при этом был сужен. Основная идея – организация деятельности ребенка в социальной среде с целью расширения и обогащения жизненного опыта учащихся.

         В России метод проектов получил широкое распространение в Трудовой школе 20-х г.г. Основоположником отечественной школы метода проектов следует считать П.П.Блонского. Теоретические идеи, высказанные П.П.Блонским, попытался реализовать на практике другой русский ученый– педагог С.Т.Шацкий. Он исходил из того, что школа должна готовить учащихся к жизни, а не только учить грамоте, С.Т.Шацкий считал, что воспитание человека должно быть воспитанием его самостоятельности в процессе самостоятельной творческой деятельности.

         Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

         Проект – замысел переустройства того или иного участка действительности согласно определённым правилам. В переводе с латинского “проект” означает “брошенный вперед”.

         Проектность – определяющая черта современного мышления.

         Проектное мышление, проектная деятельность – процесс обобщённого и опосредованного познания действительности, в ходе которого человек использует технологические, технические, экономические и другие знания для выполнения проектов по созданию культурных ценностей.

         Проектное обучение отличается от проблемного тем, что деятельность учащихся имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного (практического) результата и его публичного предъявления.

         Технология проектного обучения представляет собой развитие идей проблемного обучения, когда оно основывается на разработке и создании учащимся под контролем учителя новых продуктов, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость.

Среди учебных проектов можно выделить следующие типы:

         Исследовательские – по структуре приближены к подлинному научному исследованию; доказательство актуальности темы, определение проблемы, предмета и объекта исследования, обозначение задачи, методов, источников информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем.

         Творческие – не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершённой форме (сценарий фильма или праздника, макет газеты).

         Информационные – сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и её разработки.

         Социально значимые – с самого начала чётко обозначается результат деятельности, ориентированный на интересы какой-либо группы людей; требуют распределения ролей участников, плана действий, внешней экспертизы.

         Особое место среди социально значимых учебных проектов занимают телекоммуникационные проекты. Они стали возможны с появлением в начале 80-х гг. телекоммуникационных сетей, позволивших учителям и учащимся из разных стран общаться друг с другом.

По затратам времени метод проектов является довольно трудоёмким, можно выделить:

 краткосрочные (2–6 ч),

 среднесрочные (12–15 ч),

 долгосрочные (четверть, полугодие, год) проекты, требующие времени для поиска материала, его анализа и т. д.

В целом в проектной деятельности выделятся следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

 • мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

 • планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

 • информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

 • рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Можно выделить несколько групп компетенций, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

 •   исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);

 • социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);

 •  оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

 • информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);

 • презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);

 • рефлексивные (отвечать на вопросы: “Чему я научился?”, “Чему мне необходимо научиться?”);

 • менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Таким образом, участвуя в проектной деятельности, школьники демонстрируют:

 – готовность к познанию и овладению основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их решения) – пусть иногда при помощи учителя и родителей;

 – готовность овладеть компьютерной грамотностью, умение работать с аудиовизуальной и мультимедиатехникой (по необходимости);

 – владение коммуникативными навыками, толерантностью;

 – умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач.

         Эффективность использования технологии проектной деятельности в начальной школе зависит от учета возрастных особенностей учащихся при выборе темы проекта, определения его типа, структуры и степени участия учителя в координации деятельности учащихся при работе над проектом.

         Наибольший изначальный эффект методы продуктивной педагогики дают тогда, когда их использование начинается уже в начальной школе, ведь детское мышление еще гибко, пластично и открыто всему новому. И только при том условии, что эта работа будет системно и комплексно продолжена в среднем и старшем звене обучения, можно ожидать качественно новый образовательный продукт – личность глубоко нравственную, гуманную и креативную, способную не только мыслить, но и творить, созидать и сострадать.

         Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения отечественного образования.

Проекты в образовательной области «Технология»

           И, конечно же, я решила, что именно «Технология» на основе проектного метода обучения способна «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, научить школьников «рождать» и воплощать в жизнь идеи развивающие творчество, а вместе с ним и производство. Поэтому в своей урочной и внеурочной деятельности я ориентируюсь на метод проектов, как приоритетный, ведь этот метод значительно расширяет возможность урока и обогащает внеклассную работу по предмету. С учётом оснащённости школы, материальных возможностей учащихся и социальной востребованности был предложен ряд объектов труда – это изделия, имеющие практическую ценность для личного пользования, для членов семьи и общественно значимые.

Проект – самостоятельная творчески завершенная работа, реалистический замысел желаемого результата. Проект представляет собой совокупность документации по оптимальному достижению предполагаемого результата и выполняется на бумажных или электронных носителях.

           Метод проектов предполагает выполнение учебных проектов учащимися, ориентированных на позитивные изменения личности учащегося, конкретнее – на приращение знаний, приобретение умений, навыков; изменение уровня развития личностных качеств и является наиболее продуктивным методом. Он направлен на активизацию познавательной самостоятельности школьников, на развитие их творческого потенциала, его использование позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.

Больше 10 лет я применяю метод проектов. А началось всё с того, что между девочками возник спор об актуальности рукоделия в современной жизни, когда рынок перенасыщен различными товарами. На тему «Рукоделие» (аппликация, вышивка бисером и блёстками) в 9 классе даётся всего 6 часов. Этого времени хватает на изучение теоретической части и приобретение первоначальных знаний и умений выполнения данного вида деятельности. В этом случае именно метод проектов поможет применить полученные знания на практике и отработать навыки, установить прочные связи между теоретическими знаниями учащихся и их практической преобразовательной деятельностью. В данной ситуации важно правильно подобрать тему, чтобы не возникло противоречие между необходимостью повышать общеобразовательный уровень учащихся и их личными потребностями и интересами. Так и возник наш первый творческий проект, который был назван «Вещь-изюминка».

Дальше были творческие проекты: «Школьная форма» - выпускницы разработали и сшили школьную форму; «Самая вкусная пицца» - прошло открытое общешкольное мероприятие, где каждый за стихотворение, песенку или танец получал кусочек пиццы; «Подарок любимому учителю» - дети делали всем классом; «Шторы» - ученица самостоятельно изготовила комплект штор для своей комнаты, а потом и для гостиной; «Сладкий подарок маме» - ученица испекла торт для мамы – профессионального кондитера.

Долгосрочный проект о леворуких детях закончился экспериментально-исследовательская работа «Ребёнок-левша в проектной деятельности», а в рамках  практико-ориентированного проекта «Вязание крючком и как обучить левшу» выпущено 2 справочно-методических пособия.

Ролевые проекты «Путаница» и «Новогодняя сказка» - были продемонстрированы не только в школе, но и на сцене Дома Культуры.

 Результатом поисково-исследовательской работы «Загрязнение окружающей среды и вторая жизнь конфетных фантиков» был костюм Красной Шапочки, изготовленный из фантиков.

Каждый проект соответствует целям и задачам курса «Технология», а его тематика охватывает широкий круг вопросов школьной программы трудового обучения «Технология» и актуальна для практической жизни. Уровень сложности проектных заданий соответствует учебной программе.

Готовые проекты сопровождаются дневником проектной деятельности, в котором в краткой форме излагаются содержание проектного задания и результаты проделанной работы, оформленные в виде эскизов с пояснительным текстом. Каждый проект обсуждается с коллективом учащихся (проводится защита проекта) и даётся его оценка. При оценке обращается внимание на целесообразность и качество проделанной работы, её эффективность, грамотность оформления дневника.

           Любая проектная деятельность содержит творческий компонент, она ориентирована на достижение чего-то нового, оригинального, в её основе лежит исследование, а это всегда творчество. Что касается реального продукта этой работы учащихся, то применительно к методу проектов это лишь один из результатов. В методе проектов важна сама деятельность, синтезирующая в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, профессионально-трудовой, коммуникативной, учебной, теоретической и практической деятельности.

           В целом, учащийся, приобретая опыт проектной деятельности, приобретает и опыт самостоятельной поисковой творческой деятельности, поэтому необходимо продумать все возможные источники информации, их доступность для учащихся (библиотека, консультации, лекции, анкеты, опросы, наблюдения, телевидение, Интернет, список рекомендованной литературы и т.д.)

                       Для знакомства с методом проектов и для работы над проектом в кабинете имеется стенд с необходимой информацией, папка с алгоритмом работы, дневник проектной деятельности, а также образцы выполненных проектов (см. Приложение).

Алгоритм творческого проекта

           Творческий проект – это самостоятельная творческая итоговая работа учащегося. Качество выполнения проекта зависит от того, насколько хорошо вы смогли разобраться в своих потребностях, в своих умениях и навыках.

   Вот несколько рекомендаций по выполнению проекта:

  1. Выберите тему проекта.
  2. Подберите необходимую информацию (в книгах, журналах, Интернете и пр.).
  3. Определите объём работы и составьте план её выполнения.
  4. Выполните теоретическую и практическую части проекта.
  5. Внесите коррективы.
  6. Оформите графическую часть проекта (чертежи, схемы, рисунки).
  7. Изготовьте наглядные материалы, придумайте рекламу изделия.
  8. Подготовьтесь к защите проекта, оцените качество своей работы.

   Выполнение проекта можно разделить на несколько этапов.

Вот примерный план деятельности в процессе выполнения проекта.

  1. Организационно-подготовительный этап.
  • Обоснование возникшей проблемы и потребности.
  • Выбор модели. Описание внешнего вида модели.
  • Выбор материалов.
  • Выбор оборудования, инструментов и приспособлений.
  • Организация рабочего места.
  1. Технологический этап.
  • Выполнение технологических операций.
  • Соблюдение условий техники безопасности и культуры труда.
  1. Заключительный этап.
  • Оценка проделанной работы.
  • Защита проекта.

           Первый шаг на пути проектирования – выбор и обоснование проекта. Идея проекта выбирается из ваших потребностей: возможности изготовления, наличие средств и материалов.

           После выбора проекта его обосновывают, то есть указывают причину выбора, назначение, область применения.

           При выборе творческих проектов необходимо учитывать следующие требования:

  • личные интересы;
  • специфику региона и местных условий;
  • сложность и трудоёмкость;
  • творческую самостоятельность;
  • возможность реализации изделия.

           Технологический этап включает в себя выполнение операций, предусмотренных технологическим процессом.

           На заключительном этапе выполняется рекламный проспект изделия, производятся экономические расчёты, определяется себестоимость изделия, предлагаются возможные пути реализации изделия.

          Реклама – это информация, которую предлагает фирма или предприятие для покупателей, потребителей её товаров и услуг об их качестве, достоинствах, преимуществе, а также о деятельности самой фирмы или предприятия.

           Цель рекламы заключается в привлечении внимания потребителей к товарам или услугам и в повышении спроса на них. Реклама направлена не на одного потребителя, а на определённый круг. Реклама имеет разное значение для различных товаров и отвечает следующим требованиям:

  • не вызывать у людей отрицательных эмоций;
  • быть правдивой;
  • конкретной;
  • сообщать потребителю то, что он желает услышать или увидеть;
  • вызывать интерес у покупателя.

           Рекламный проспект изделия – это необходимая часть проекта. От его исполнения зависит, сможет или нет, изготовитель продавать свою продукцию. Реклама – первый помощник торговли.

   Рекламный проспект включает в себя:

  1. Товарный знак фирмы или предприятия, где производится товар.
  2. Наименование изделия, его назначение.
  3. Несколько рекламных фраз.

           Товарный знак представляет собой эмблему, состоящую из букв, слов или рисунков. Иногда он состоит из комбинаций этих знаков. Буквы могут быть начальными буквами фамилии или имени, рисунок определяет характер деятельности предприятия, а слова – наименование продукции. Рисунки могут быть геометрическими, простыми, ничего не значащими фигурами, но по ним всегда можно узнать производителя товара.

           Рекламные фразы должны привлекать внимание и содержать основное назначение изделия. Рекламный проспект должен быть красочным, интересным и хорошо смотреться.

           Расчёт себестоимости изделия включает в себя расчёт материальных затрат: сюда входит стоимость всех материалов и затраты на электроэнергию, а также расходы на оплату труда. Сумма этих затрат составят себестоимость изделия.

Основные положения, которые необходимо учитывать при проектировании:

  1. Проект – это твоя самостоятельная творческая разработка. Выполняя его, привлекай к работе родителей, друзей и других людей.
  2. Помни, что главное для тебя – развивать свои творческие способности.
  3. Выполняй проект в следующем порядке:

      а) выбери с помощью родителей и учителя тему;

      б) подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы,

          телепередачи и др.);

      в) спланируй весь объём работы и организацию её выполнения с       помощью учителя;

      г) выполни теоретическую и практическую части проекта;

      д) внеси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения изделия;

      е) напечатай графическую часть проекта;

     ж) подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполни для защиты демонстрационные и наглядные материалы;

      з) защити проект.

4.   Используй в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т. п., а также материалы музеев и выставок.

5. Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, видео- или аудиомагнитофоны, фото- и ксерокопировальные аппараты, глобальную компьютерную сеть Интернет.

6.  Думай о том, как твоя работа пригодится тебе в будущем, стараясь связать её с выбранной профессией.

7.   Учитывая традиции и обычаи округа и города, в котором ты живёшь.

8.   Всегда помни об экологии родного города и своём здоровье.

9.  Используй знания по любым предметам, а также свой бытовой опыт. Проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях.

  1. Не стесняйся по всем вопросам обращаться к руководителю проекта.

          Модель совместной деятельности учителя и учащихся

над творческим проектом

Организационно-подготовительный этап

   1. Поиск проблемы.

   Деятельность учащегося: Слушает учителя, анализирует услышанное.

   Деятельность учителя: Излагает сущность проекта. Ставит перед учащимися проблему; предлагает банк проектов; раскрывает требования к проектам, технологию их выполнения и критерии оценивания.

   2. Выбор и обоснование проекта.

  Деятельность учащегося:  Осуществляет маркетинговые исследования, выявляет потребности, интеллектуальные и материальные возможности учащегося и школы.

  Деятельность учителя:  Наблюдает за учащимися, консультирует, контролирует, участвует в принятии решения.

   3. Анализ предстоящей деятельности.

   Деятельность учащегося:  Анализирует предстоящую деятельность; разрабатывает «звёздочку обдумывания».

   Деятельность учителя:  Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает.

   4. Разработка различных вариантов выполнения проекта.

   Деятельность учащегося:  История проекта; рисунки, схемы и эскизы различных вариантов, определение их достоинств и недостатков.

   Деятельность учителя: Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает.

   5. Выбор оптимального варианта.

   Деятельность учащегося:   Выбирает из многих вариантов наиболее подходящий.

   Деятельность учителя:  Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает.

6. Подбор материалов и оборудования.

   Деятельность учащегося:  Подбирает необходимые материалы и оборудование для выполнения, выбранного изделия.

   Деятельность учителя: Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает.

   7. Разработка конструкторско-технологической документации и технологического          процесса.

   Деятельность учащегося:  Разрабатывает рациональную технологию; составляет технологические карты, эскизы, чертежи; осуществляет конструирование и моделирование; выбирает и анализирует, определяет режимы работы и затраты времени; уточняет критерии контроля.

   Деятельность учителя: Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает.

   8. Организация рабочего места.

   Деятельность учащегося:  Подбирает и размещает на рабочем месте материалы, инструменты и приспособления.

   Деятельность учителя: Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, контролирует.

Технологический этап

  1. Выполнение технологических операций.

   Деятельность учащегося:  Подбирает режимы обработки; осуществляет обработку заготовок, контроль качества обработки деталей.

Деятельность учителя: Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает.

  1. Выполнение технологических операций.

   Деятельность учащегося: Осуществляет самоконтроль своей деятельности; вносит изменения в технологический процесс.  

Деятельность учителя: Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает.

  1. Корректирование технологического процесса.

   Деятельность учащегося:  Корректирует последовательность операций, режимы обработки, последовательность сборки.

Деятельность учителя: Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает.

  1. Соблюдение технологической, трудовой дисциплины, культуры труда.

   Деятельность учащегося:  Контролирует технологический процесс; соблюдает технологическую и трудовую дисциплину; контролирует организацию рабочего места.

Деятельность учителя: Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, контролирует.

Заключительный этап

  1. Контроль и испытание изделия (услуги).

   Деятельность учащегося:  Осуществляет контроль и корректировку параметров изделия; проводит испытание изделия.

    Деятельность учителя: Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает.

   2.Корректирование документации.

   Деятельность учащегося:  Вносит изменения в документацию по результатам испытания, готовит документацию к защите (проект, чертежи, рисунки, эскизы, технологические карты).

   Деятельность учителя: Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает.

  1. Экономико-экологическое обоснование.

   Деятельность учащегося:  Рассчитывает себестоимость изделия (услуги); разрабатывает (при необходимости) бизнес-план; проводит экологическую экспертизу.

   Деятельность учителя: Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает.

  1. Мини-маркетинговые исследования.

   Деятельность учащегося:  Разрабатывает рекламу, товарный знак изделия (услуги); осуществляет поиск предложений возможностей реализовать изделия (услуги).

   Деятельность учителя: Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает.

  1. Подведение итогов.

   Деятельность учащегося:  Самоанализ достоинств и недостатков проекта; самооценка результатов; перспективы производства.

   Деятельность учителя: Наблюдает, консультирует, оказывает помощь, обобщает.

  1. Защита проекта.

   Деятельность учащегося:  Доклад и демонстрация; ответы на вопросы.

   Деятельность учителя: Слушает, участвует в оценке проекта (услуги).

Возможные критерии оценки проекта

1. Конструктивные критерии:

а) прочность, надежность;

б) тяжесть, распределение массы;

в) удобство использования;

г) соответствие конструкции назначению изделия.

2. Технологические критерии:

а) количество используемых деталей, использование стандартных деталей;

б) оригинальность применения и сочетания материалов, их дефицитность и долговечность, расход материалов;

в) стандартность технологии, необходимое оборудование;

г) сложность и объем выполненных работ;

д) расход энергии при производстве.

3. Экологические критерии:

а) загрязнение окружающей среды при производстве;

б) возможность использования отходов производства;

в) возможность использования деталей изделия по окончании срока службы.

4. Эстетические критерии:

а) оригинальность формы;

б) композиционная завершенность;

в) использование традиций национальной художественной культуры;

г) цветовое решение;

д) стиль.

5. Экономические и маркетинговые критерии:

а) потребность в данном изделии на рынке;

б) возможность массового производства;

в) себестоимость проекта;

г) уровень продажной цены;

д) целесообразный вид рекламы.

Критерии рейтинговой оценки проектной деятельности

Этапы      

Критерии оценок

Оценка

ученик

учитель

комиссия

среднее

Организационно-подготовительный

1.

Сбор, изучение и обработка информации

2.

Анализ проблемы, оригинальность выбранной темы

3.

Планирование проектной

Деятельности

4.

Определение необходимых материальных затрат

Исследовательско-конструкторский

5.

Перечень идей, обоснование выбранной

6.

Технико-технологические

операции

7.

Рациональный подбор материалов, оборудования, инструментов

Технологический

8.

Практическая значимость проекта

9.

Реализация запланированных технологических

операций, правила ТБ

10.

Качество изготовленного объекта труда

Защита

11.

Самооценка

12.

Качество сообщения, убедительность, полнота, глубина

13.

Отражение в сообщении профессиональной терминологии, грамотность

14.

Экономический и экологический анализ

Всего _____________________________________________

   Оценка выполненного проекта и его защиты проводится по 14 критериям, до 10 баллов по каждому критерию. Рейтинговая оценка определяется на основе трёх оценок: самооценки учащегося, оценки учителя, оценки комиссии. Для перехода к традиционной системе оценок пользуются ключом: 110-140 баллов – «5» (отлично); 80-109 балла – «4» (хорошо); 50-79 баллов – «3» (удовлетворительно); менее 50 баллов – «2» (неудовлетворительно).

Формирование проектного подхода к любой деятельности

“Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Вовлеки меня – и я научусь”.

    Китайская пословица.

           Эффективность использования метода проектов доказывают работы учащихся, качество которых заметно выросло, и отношение детей к проектной деятельности. Выполняя проект, каждый ребёнок находит для себя то, что вызывает отклик в его душе, что интересно именно ему. Прослеживается тенденция к тому, что дети начинают искать в работе самовыражения, ощущают потребность не только в изготовлении интересных, оригинальных вещей, но и в исследованиях.

Область применения проектной деятельности, с каждым разом, становилась всё шире, а сами проекты масштабнее.

В нашей школе многие учителя также используют метод проектов:

  • Учитель информатики Богдан Н.В. – информационный проект «Школьная газета»
  • Учитель географии Гурова И.В. – исследовательский проект «Война в судьбе моей семьи»
  • Учитель биологии Романюк А.А. – творческий проект «Клумба»
  • Учитель химии Крючкова Н.М. – творческий проект «Живая старина» (победитель «100 классных проектов»)
  • Учитель технологии Масликов М.И. – социально-ориентированный проект «Стадион» (лауреат областного конкурса «Вот моя деревня»

Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е.С.Полат, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее”.

В современном обществе проектирование все шире применяется в традиционных сферах и видах человеческой деятельности таких, как: архитектура и строительство, машиностроение в широком аспекте, технологические процессы и пр. В конце ХХ века начали складываться самостоятельные направления проектирования: человеко-машинных систем, трудовых процессов, организаций. Популярным становится проектирование экологическое, социальное, инженерно-психологическое, генетическое и пр. Все перечисленное, в том числе и проекты сугубо гуманитарные: в журналистике, на телевидении, в шоубизнесе, образовании и др. — позволяют говорить о том, что проектирование имеет широкие возможности применения, универсальный подход, всеобщие закономерности.

           В каждодневных ситуациях, в обычной жизни человеку приходится сталкиваться с множеством проблем, выбирать оптимальный ход своих действий, принимать ответственное решение. Здесь тоже помогает продумывание проблемы, планирование действий (последовательность решаемых задач), рефлексия и анализ результатов. Все это — проектирование, которое помогает решать различные проблемы, позволяет избежать ошибок, сделать выбор способа решения проблемы оптимальным.

           Проектирование осваивается современным человеком в силу необходимости его применения. Зачастую человек, владеющий проектированием, бывает успешнее, чем не владеющий. В чем феномен проектирования, почему в современном обществе необходимо применять проектный подход, решая проблемы, принимая решение?

           Современный уровень развития техники и технологий таков, что все и все взаимосвязано. Деятельность современного человека может быть небезвредна. А значит, результаты ее необходимо предвидеть, гарантировать безвредность для человека и природы, просчитать экономическую эффективность, добиться оптимальности соотношения затрат и результативности.

           Человек, принимающий решение, промысливает ту ситуацию, в которой возникла необходимость принятия решения. Эта ситуация может быть связана с рядом проблем, которые затрагиваются при принятии решения.  Работа с проблемой всегда связана с процессом принятия решения. Для того чтобы принять ответственное решение, необходимо продумать именно те проблемы, которые затрагиваются этим решением.

Таким образом, использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальной. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем.

Использованная литература:

  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.; 2002.
  • ФГОСы нового поколения// http://kna-school-15.narod.ru/p112aa1.html
  • Агафонова М.А. Метод проектов. // Вопросы Интернет Образования, 2006, №35
  • Бахтиярова Е.М. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении //Школьные технологии, 2001, №2.
  • Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. – М.: Педагогика, 1982
  • Куценко-Барскова Л.Б. Значение инновационного педагогического опыта в обновлении образовательного процесса// Вестник ЛОИРО. - №3. – с. 95 – 99
  • Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000
  • Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42.
  • Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса// Школьные технологии. – 2006. - №6 – с. 43 – 47

Приложение

Тема урока: «Кухня народов мира. Приготовление пиццы».

            Это заключительное занятие по кулинарии в конце 1 четверти. Проводится его в форме конкурса на лучшее блюдо и одновременно презентации пиццерии.

           Класс делится на бригады. Каждая бригада работает отдельно. Предварительно предупредить девочек о форме урока, предложить им заранее самостоятельно ознакомиться с блюдами итальянской кухни. Попросить их принести необходимые продукты для приготовления пиццы, а также фартуки и косынки.

           Цель урока: продолжать знакомство с кухнями народов мира, на этом уроке с итальянской кухней. Изучить технологию приготовления и рецептуру пиццы. Закрепить знания и умения в приготовлении теста (дрожжевого, пресного), сервировке стола. Научить аккуратно и быстро работать, экономно расходуя продукты; уметь рекламировать собственноручно приготовленное блюдо. Дать оценку и определить стоимость блюда.

           Оборудование: электроплиты с духовыми шкафами, противни, сковороды, миски, разделочные доски, скалки, столовые приборы, сервизы, скатерти, таблицы по технике безопасной работы с электрическими приборами, посудой и горячей жидкостью.

ХОД УРОКА

           Занятие начинается с организационного момента: я проверяю готовность к нему — наличие необходимых продуктов, спецодежды и проч. Затем напоминаю, что урок пройдет в форме конкурса и представления своей пиццерии. Каждая команда должна приготовить по предложенным рецептам свою пиццу, провести ее рекламу, рассказать о технологии приготовления блюда и его рецептуре, красиво сервировать свои столики, как в собственной пиццерии, и пригласить гостей на дегустацию.

           Далее следует рассказ учителя, а потом заранее подготовленные ученицы рассказывают об особенностях итальянской кухни. Другие девочки могут дополнять их выступления.

Особенности итальянской кухни

           В итальянской кухне используют самые разнообразные продукты питания: овощи, рыбу, морские продукты (моллюсков, крабов, креветок, омаров и др.), говядину и нежирную свинину, птицу, сыр, бобовые, рис. Для приготовления блюд итальянские повара используют много пряностей, специй и приправ: маслины, каперсы, цикорий, мускатный орех и др.

           Излюбленная пища итальянцев — макароны. Все блюда из них называются «паста». Их заправляют томатным соусом, маслом и сыром, готовят с мясом, добавляют овощи.

           Но, пожалуй, самую большую популярность из всех итальянских блюд получила пицца — своеобразный открытый итальянский пирог с разнообразными начинками. Трудно точно сказать, когда и в каком именно местечке она появилась на свет. Честь называться родиной пиццы охотно присвоил бы любой итальянской город. Но традиционно ею считается Неаполь. Правда, установить, кому первому пришло в голову запечь тесто вместе с помидорами, сыром и другими продуктами, так и не удалось. Да и нужно ли это устанавливать. Пицца — коллективное творчество веселых, неунывающих итальянцев, населяющих бедные неаполитанские кварталы.

           В каждом доме, даже самом неимущем, обязательно был очаг или маленькая печь с каменным подом. На камне подсушивалась лепешка из теста — основа будущей пиццы, а на нее укладывалась начинка. Все мгновенно запекалось, и с пылу-жару подавалось на стол — остывшую пиццу итальянцы не признают.

           Прошло время. Незатейливая кулинарная выдумка итальянской бедноты давным- давно получила небывалое распространение во всем мире, угодив самым взыскательным вкусам. Специальные пиццерии открыты в Англии, Голландии, Швейцарии. Во Франции полуфабрикат пиццы можно купить в кулинарных лавках. Широко распространилась итальянская пицца и в России. Итальянские кулинары передали секрет ее изготовления нашим поварам, а затем она шагнула и на кухни многих российских граждан.

           Пицца в изготовлении неприхотлива, не требует соблюдения особых канонов и правил. Ведь для ее начинки годятся практически любые продукты, которые окажутся под рукой.

Технология приготовления пиццы

           А теперь давайте запишем технологию приготовления пиццы. Тесто для нее может быть любое. Часто используют обычное дрожжевое. Годится также тесто пресное или слоеное. Удобнее выпекать пиццу в форме или сковороде с высокими краями. Но можно и просто раскатать пластом в форме прямоугольника и уложить на противень.

           Самое главное — аккуратно подсушить основу из теста. Подойдет любая духовка, только жар в ней нужен посильнее.

           (Однако многие готовят пиццу, не подсушивая основы, а сразу на мягкое тесто выкладывая начинку.)

           Когда лепешка выпечена (кстати, размеры ее могут быть самыми разными — от небольших порционных до огромных «семейных»), выкладывайте на нее начинку, соблюдая определенный порядок. Первый слой — всегда помидоры, нарезанные тонкими ломтиками и размятые. Можно, если нет помидоров, смазать лепешку томатной пастой или соусом, кетчупом, хотя это ухудшает вкус конечного продукта.

           Второй слой — сыр, натертый на крупной терке. А затем можно располагать все остальное — кусочки колбасы, сосисок, ветчины. Пиццы с мясными продуктами в Италии достаточно редки. Более популярны пиццы рыбные или с морепродуктами. Любимые итальянцами анчоусы у нас можно заменить хорошо очищенными от хребтовой кости кильками или мелко нарубленной сельдью. И, конечно, совсем не обязательно иметь пармезанский сыр или моцареллу. Подойдут любые отечественные сорта сыра или брынза, а также плавленые сырки, пропущенные через мясорубку. Если есть грибы — свежие, соленые, сушеные или маринованные, — они станут отличной добавкой к пицце.

           После того как добавлена начинка, пицца снова отправляется в духовку. А как только она хорошенько запечется, можно сбрызнуть ее растительным маслом, чесночным соусом и украсить зеленью. И сразу подавать на стол.

Дрожжевое и пресное тесто

           А сейчас вспомним, чем отличается дрожжевое тесто от пресного. Расскажите, как готовится обычное дрожжевое тесто. (Ответы учениц.)

           А пресное тесто как готовится?

Вопросы для повторения.

• Назовите главные ингредиенты пиццы.

• Какие правила безопасного труда нужно соблюдать при работе с духовым шкафом?

• Какие правила безопасного труда нужно соблюдать при работе с горячей посудой?

• Каковы санитарно-гигиенические правила приготовления пиццы?

Практическая работа

           Затем я предлагаю девочкам сделать разные варианты пиццы каждой бригаде свою, и раздаю инструкционные карты. Некоторые ученицы сами дома нашли рецепты приготовления пиццы и могут предложить их вниманию остальных.

           Тесто для своей пиццы девочки выбирают сами. Хорошо, если одна бригада готовит пиццу на дрожжевом тесте, другая на пресном, третья по выбору. Если выбрано дрожжевое тесто, то ученицы приходят в класс заранее и ставят тесто, а во время урока им остается только сделать обминку и подождать, пока оно поднимется.

           Я объявляю, что за то время, пока пицца выпекается, участницам предстоит заняться сервировкой стола, за который они позже пригласят гостей для дегустации своего блюда. Им также нужно оформить свой уголок пиццерии, составить меню, придумать и озвучить рекламу своего продукта.

Рецепты, которые могут выбрать ученицы.

1. Неаполитанская пицца — помидоры, сыр, сельдь, чеснок, масло, зелень.

2. Пицца с рыбой — помидоры, сыр, лук, петрушка, овощи, рыба.

3. Пицца с грибами — помидоры, сыр, грибы, чеснок, зелень петрушки.

           Бригадир распределяет обязанности между членами бригады, и девочки приступают к работе. Я слежу за технологией приготовления пиццы, при необходимости помогаю девочкам. Гости тоже наблюдают за работой поваров. Когда все готово, бригады приступают к презентации своих пиццерий и блюд. Сначала они рассказывают о технологии приготовления пиццы, предоставляют жюри экономические расчеты, предлагают меню с ценами. Затем следует реклама. Например, такая:

      Наша пицца-раскрасавица вкусом необычным славится.

      Сыр в ней самый лучший плавится,

      корочкою покрывается и румяной, и поджаристой.

      А пикантные анчоусы в помидорном остром соусе

      так вкусны, что наши гости

      только к нам и ходят в гости.        

Или такая реклама:

      Лучшая пицца, как водится,

      в нашем кафе производится:

      с рыбой, лучком и петрушечкой,

      на сырно-томатной подушечке.

           После представления своей пиццы бригады приглашают гостей и жюри на дегустацию. После этого подводятся итоги занятия-конкурса, причем учитывается всё — и вкус блюда, и его внешний вид, и четкость и полнота объяснения технологии приготовления блюда, и ответы на вопросы, сервировка стола, реклама, умение пригласить гостей. Объявляется команда-победитель, и ей вручается «лицензия» на право открытия собственной пиццерии в нашем посёлке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Организация проектной и исследовательской деятельности в школе"

Презентация  об организации проектной и исследовательской деятельности в школе....

Методические рекомендации по проектной деятельности. Буклет.

Методические рекомендации по проектной деятельности. Буклет.Данная информация позволяет учителям химии кратко использовать материал на уроках....

Методические рекомендации к проектно-исследовательской деятельности учащихся на примере работы «Исследование зависимости безопасности движения от силы трения»

В современном школьном образовании большое внимание уделяется проектно-исследовательской деятельности учащихся. Она является одним из видов внеклассной работы по предмету. Растет число учеников,...

Методические рекомендации по проектной деятельности.

В данной статье в краткой и доступной форме изложены рекомендации по проектной деятельности. При создании этих рекомендаций было профильтровано много различных научных статей. Сжатие и структурировани...

Методические рекомендации "Организация проектно - исследовательской деятельности школьников по биологии в образовательном учреждении"

В сборнике представлена система организации и воспитательная роль исследовательской деятельности учащихся по биологии и экологии в образовательном учреждении, алгоритм разработки проекта, подготовки к...

Методические рекомендации "Организация проектной и исследовательской деятельности в объединениях естественнонаучного направления деятельности"

Данная разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, работающих в кружках естественнонаучного направления деятельности...

Сборник методических рекомендаций "Эффективные методы, приемы и формы организации учебной деятельности на уроках русского языка"

В данном сборнике представлен опыт педагогической деятельности учителя русского языка и литературы по эффективной организации современного урока русского языка путем сочетания в практике активных мето...