Работа педагога -наставника в 2023-2024 учебном году
методическая разработка

В работе, приуроченной к году педагога-наставника, раскрывается необходимость наставничества в учебном заведении и пути реализации данной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastavnichestvo.docx49.84 КБ

Предварительный просмотр:

«Самое главное и сложное искусство наставника

состоит в умении ничего не делать с учеником»
Ж. Ж. Руссо

В современном стремительно развивающемся обществе огромная роль отведена наставничеству. Молодые педагоги, устраиваясь на работу в школу, часто испытывают трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности, не исключением являются и вновь присоединенные территории. Перед ними одновременно возникает множество задач. Опытный наставник сможет привить молодому человеку высокие нравственные качества, научить секретам профессии, воспитать любовь к учащимся, желание учиться, и стать активным членом трудового коллектива.

Наставничество – это поддержка молодого специалиста, способствующая более эффективному распределению личностных ресурсов, самоопределению и развитию в профессиональном и культурном отношениях, формированию гражданской позиции.

Цель школьного наставничества – оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении.

Если вовремя не помочь и не поддержать молодого педагога в такой ситуации, у него может возникнуть нежелание заниматься таким видом деятельности.

Задачи школьного наставничества:

- привить молодым специалистам интерес к педагогической деятельности;

- ускорить процесс профессионального становления учителя;

- развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности;

- способствовать успешной адаптации молодых учителей к корпоративной культуре, правилам поведения в школе.

Помочь молодому специалисту могут коллеги: руководство школы (создать условия для легкой адаптации молодого специалиста), преподаватели с многолетним стажем работы (поделиться личным опытом; поддерживать молодого педагога психологически и эмоционально) и педагог-наставник (совместно планировать педагогическую работу; приобщать молодого специалиста к профессиональной деятельности).

Молодой специалист, попав на новое место работы, должен в короткие сроки адаптироваться к новой практической деятельности. Помочь ему в этом может опытный наставник.

Описание опыта работы педагога-наставника

Мусиенко Елены Николаевны

с молодым специалистом Лебедевой Евгенией Сергеевной.

В стремительно меняющемся современном мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным ситуациям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу.

В стенах учебных заведений выпускники получают минимальные практические навыки, которые так жизненно необходимы в первые дни работы. В тоже время школа нуждается в компетентном, ответственном педагоге, учителе с готовыми умениями и навыками. В этот момент начинающему учителю необходима помощь опытного педагога-наставника. И именно наставничество сегодня заслуживает самого пристального внимания, потому 2023-2024 год объявлен годом наставничества.

В 2022-2023 учебном году в нашей школе появился молодой специалист, учитель математики Лебедева Евгения Сергеевна. Так как у меня за плечами не только опыт учителя-предметника, но и многолетний опыт председателя цикловой комиссии коледжа, директором школы было принято решение, что именно я буду наставником молодого педагога. Для меня это стало новым этапом в моей профессиональной деятельности.

Согласно Положению о наставничестве в мои обязанности входило не только ознакомление начинающего учителя со школой, классом, основными обязанностями и требованиями, предъявляемыми к учителю, но и изучение деловых и нравственных качеств молодого специалиста. Кроме того, необходимо было проводить обучение, контролировать и оценивать самостоятельное проведение учебных занятий и внеклассных мероприятий, словом, оказывать молодому специалисту помощь в овладении педагогической профессией.

Целью наставничества в школе является обеспечение условий для успешной адаптации молодого учителя; содействие его профессиональному развитию и карьерному росту. Методическое сопровождение включает в себя не только обеспечение методическими, научными и психологическими ресурсами, помощь в организации урочной и внеурочной деятельности, но и дидактическая и диагностическая деятельность по выявлению и устранению профессиональных затруднений начинающего педагога. С помощью диагностического подхода выявляются дефициты и потребности профессиональной деятельности начинающего учителя.

Программа адаптации молодого специалиста предполагает выявление профессиональных затруднений, планирование совместной деятельности, намеченных планов и рефлексию. Я столкнулась с необходимостью разработки способов диагностики, рассчитанных на один учебный

Хотелось бы отметить, что любая диагностика не принесет никакого результата, если после ее проведения не будет составлен конкретный план работы по устранению выявленных проблем.

Несмотря на то, что в процессе адаптации обнаружилось много проблем психологического, методического и организационного характера, акцент был сделан на самые важные затруднения.«Дифференцированный подход на уроке», «Мотивация на уроке», «Проведение рефлексии на уроке» и др.

Целью диагностики являлось психолого-педагогическое изучение уровня профессиональной компетентности и профессиональных затруднений молодого педагога. Ожидаемый результат: определение уровня профессиональной компетентности и профессиональных затруднений молодого педагога.

Так как школа наставничества еще только развивается, мною было изучены и проанализированы имеющиеся методические материалы по этой теме, после чего, с целью качественного осуществления обязанностей наставника и успешной профессиональной адаптации начинающего учителя был разработан ряд мероприятий, который включал:

  • составление плана работы наставника с молодым специалистом на учебный год;
  • подборка комплекта диагностических материалов для выявления профессиональных затруднений молодого специалиста;
  • разработка методических рекомендаций для организации работы;
  • осуществление мониторинга всего периода профессиональной адаптации педагога и разработка рекомендаций по дальнейшей работе;
  • анализ результатов работы и обзор опыта работы по наставничеству.

При составлении плана работы мною было учтено, что профессиональная адаптация – это процесс постепенного вхождения молодого специалиста в учебный процесс, приспособление к условиям работы в военное время, содержанию и особенностям педагогической деятельности.

Именно на этом этапе, чтобы помочь начинающему свою деятельность учителю справиться с возникающими трудностями, необходимо, на мой взгляд, представить весь комплекс проблем, с которыми может столкнуться молодой специалист в своей работе.

К таким проблемам относятся:

  • проблемы в отношениях с учащимися;
  • проблемы в отношениях с коллегами;
  • проблемы в организации учебного процесса.

Диагностика была проведена путем собеседования, тестирования и анкетирования по трем направлениям:

  • планирование работы;
  • организация деятельности учителя;
  • контроль деятельности самого учителя и обучающихся.

Проанализировав анкеты, побеседовав с молодым педагогом, и, посетив его уроки, мне удалось выявить следующие профессиональные проблемы:

  • недостаток практических навыков в учебно-воспитательной работе;
  • сложность приспособления к нормам и принципам образовательной организации.
  • недостаток практических навыков в планировании урока.

Одним из первых затруднений, с которым столкнулся молодой специалист, стало составление технологических карт по предмету, которые обеспечивают достижения планируемых результатов, освоения основной образовательной программы.

С этой целью совместно были подробно изучены программы по математике, даны рекомендации, оказана практическая помощь в составлении тематического плана . Упор в процессе работы делался на соблюдение требований к основным видам уроков. Здесь моей целью было донести до начинающего педагога необходимость тщательного подхода к выбору того или иного вида урока, так как он является индивидуальным инструментом учителя.

Были проведены консультации, в ходе которых молодой специалист был ознакомлен с особенностями современного урока, акцент был сделан на то, что чтобы получить необходимый образовательный результат, нужно урок направить на развитие личности учащегося. Внимание начинающего педагога было обращено на следующий факт: в свете современного урока учитель – соавтор образовательного продукта, а ученик – активный участник образовательного процесса. Именно поэтому упор был сделан на такие этапы урока как:

  1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками.
  2. Актуализация учениками своих знаний.
  3. Поиск решения проблемы учениками.

Кроме того, нами были рассмотрены

  • современные образовательные технологии, методики и результаты их применения;
  • формы работы с обучающимися на уроке;
  • система оценивания полученных результатов (затруднение вызывало оценивание письменных работ), а также особенности составления планов современного урока и конструирования учебного материала.

В процессе работы было организовано взаимопосещение уроков, внеклассных мероприятий, которые потом подробно анализировались. Евгении Сергеевне были предложены опорные таблицы, позволяющие правильно спроектировать урок. Совместно с молодым педагогом были разработаны отдельные уроки.

Результат проведенной работы не заставил себя долго ждать: уже к концу первой четверти учебного года у Евгении Сергеевны сформировался свой стиль ведения урока, способствующий формированию у школьников умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения. Использование современных технологий позволило Евгении Сергеевне сделать свои уроки эмоционально насыщенными, запоминающимися.

Проанализировав то, в чем нужна помощь молодому специалисту, мы совместно составили план и карту индивидуального образовательного маршрута, куда были включены следующие вопросы:

  • изучение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС);
  • изучение вопросов организации и проведения образовательного процесса;
  • работа по освоению учебного предмета;
  • самостоятельная работа по теме самообразования;
  • работа по совершенствованию профессиональных знаний и навыков;
  • общественная работа, участие в заседаниях методического объединения учителей естественно-математического цикла.

Молодому учителю были даны рекомендации по составлению технологических карт с дидактической и методической структурами урока, а также возможные варианты деятельности учителя и обучающихся.

Одним из направлений совместной работы педагога-наставника с подопечным является совместное создание методических материалов, что позволяет объяснить как, с какой целью они создаются, научить создавать разные по сложности, в соответствии с уровнем подготовки учащихся, их работоспособности.

Вместе с педагогом-наставником молодому специалисту в первые месяцы работы следует наметить «траекторию», по которой он будет двигаться. Представлено это может быть в виде составления «Индивидуального образовательного маршрута».

«Индивидуальный образовательный маршрут» (ИОМ) – структурированная программа действий по саморазвитию, составленная с учетом личных предпочтений и реализуемая с целью достижения ключевых компетенций.

Выявление трудностей на первом этапе является очень важным этапом для молодого педагога. Наметив все сложности, молодой специалист будет делать все, чтобы их нейтрализовать. Это также может помочь при адаптации начинающего педагога к новой деятельности.

С целью проведения качественной работы в области наставничества и получения желаемых результатов был разработан ИОМ, который определял направления работы по сопровождению молодого учителя. Кроме того, в нем прослеживалась работа с молодым специалистом по индивидуальному профессионально-педагогическому маршруту, составление портфолио достижений педагога, организация и проведение образовательного процесса, воспитательной работы, индивидуальное консультирование наставником молодого специалиста.

В школу необходимо привлекать молодых педагогов, способных в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для них условиях практической деятельности. В этой связи молодому специалисту следует:

  • систематически знакомиться с опытом своих коллег, посещать их занятия, прислушиваться к их советам, учиться у них методике преподавания учебного предмета, методике воздействия на учащихся с целью пробуждения у них интереса к знаниям;
  • систематически изучать методическую и научную литературу, следить за педагогическими находками и поисками педагогов-новаторов, посещая библиотеки, составляя картотеку работ по изучаемой педагогической проблеме. Каждый раз следует пересматривать свои записи и заметки, тщательно анализируя тенденции развития общеобразовательной школы для внесения коррективов в сою педагогическую деятельность;
  • совершенствовать свои знания и умения по преподаваемой учебной дисциплине: принимать участие в научно-практических конференциях, выступать с докладами об опыте своей работы, обсуждать в педагогическом коллективе возникшие проблемы учебно-воспитательной работы, организовывать встречи с коллегами других образовательных учреждений и обмениваться опытом работы.

Считаю, что правильно выбранные мной формы методического сопровождения позволили начинающему учителю раскрыть свои творческие способности, таланты, деятельностные и организаторские возможности.Евгения Сергеевна очень ответственный педагог с активной жизненной позицией. На протяжении 2022-2023 учебного года принимала участие в работе школьного МО учителей естественного цикла. В 2022-2023 учебном году она приняла участие в проведении викторины-конкурсе среди команд 7 классов «Самый умный». Под её руководством были проведены школьные олимпиады по математике среди учащихся 5-6 классов.

В 2023/2024 учебном году работа с Лебедевой Евгенией Сергеевной по наставничеству была продолжена. Новыми элементами этой работы стали уроки -консультации для молодого специалиста. Так как алгебру и геометрию мы стали проводить в параллельных классах, то наша совместная работа приобрела более иллюстративный характер.

Наставничество, направленное на передачу педагогического опыта от одного поколения к другому, становится эффективным средством сплочения педагогического коллектива. Процесс наставничества затрагивает интересы трех субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и организации-работодателя, в нашем случае: наставник, молодой специалист и директор школы. В этом процессе наставник развивает свои деловые качества, повышает свой профессиональный уровень, молодой педагог, в свою очередь, получает знания, развивает умения, повышает свой профессиональный уровень и способности, развивает собственную профессиональную карьеру, учится выстраивать конструктивные отношения с наставником, директор школы повышает культуру и профессиональный уровень подготовки кадров, улучшает взаимоотношения между сотрудниками.

Проведение моей работы по формированию традиций наставничества позволило молодому специалисту:

  • отработать усвоенные в период профессиональной переподготовки содержание и методы педагогического сопровождения развития детей;
  • взаимодействия родителей и педагогов школы на практике.

Вывод: правильно спланированная работа педагога-наставника помогает молодому специалисту достичь гораздо больших успехов, чем можно было бы ожидать, преодолеть трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности, остаться в профессии, стать настоящим Учителем.

Приложения

Этапы и цели работы педагога-наставника

Этап

Цель

Сроки

1.

Входное тестирование

Выявление дефицитов молодого педагога

сентябрь

2.

Создание консультационных материалов

Изучение методического материала, проведение консультаций, мастер-классов, открытых уроков для начинающего педагога

Октябрь-февраль

3.

Открытые уроки по имеющимся затруднениям

Выявить степень затруднений, коррекция

Март-апрель

4.

Итоговое тестирование

Выявить оставшиеся затруднения

май

5.

Рефлексия, анализ, коррекция, создание новых консультационных материалов

Планирование мероприятий для устранения имеющихся профессиональных затруднений

май

Анкета № 1

«Анкета молодого специалиста»

  1. Почему Вы выбрали профессию учителя? Чем она для Вас привлекательна?______________________________________________________
  1. Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки?_________________________________________________________
  1. С какими трудностями Вы столкнулись в работе? В какой помощи Вы больше всего нуждаетесь?_________________________________________
  2. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?________________________________________________________
  3. Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время?_____________________________________________________________
  4. Каковы Ваши профессиональные планы на будущее?____________________________________________________________
  1. Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы Вы учителем?_______________________
  2. Что Вас привлекает в работе коллектива (нужное подчеркнуть)
  • новизна деятельности; условия работы;
  • возможность экспериментирования;
  • пример и влияние коллег и руководителя;
  • доверие;
  • возможность профессионального роста.

Другое_______________________________________________________

  1. Что Вам хотелось бы изменить?

Анкета № 2

«Диагностика проблем педагога»

1. При проведении каких видов образовательной деятельности вы испытываете трудности?_______________________________________________

2. Каковы причины, по вашему мнению, этих трудностей?

• Материальные условия

• Большое количество детей в классе

• Недостаточная методическая помощь со стороны руководства

• Недостаток педагогического опыта

• Нехватка методической литературы

3. Испытываете ли Вы затруднения в общении с: коллегами, детьми, руководством?

• Да

• Нет

• Не знаю

4. Какие методы и приемы вы используете для активизации познавательной деятельности школьников?

_________________________________________________________________________________________________________________________________

5. В какой методической помощи вы нуждаетесь?

• В прослушивании лекций по психологии, педагогике, методикам

• В методических консультациях по отдельным разделам

• Просмотре открытых и рабочих уроков у опытных учителей

• В знакомстве с передовым педагогическим опытом

Анкета № 3

для выявления способностей педагогов к развитию

Оцените по 5-балльной шкале приведенные ниже утверждения:

1 – не соответствует действительности; 2 – скорее не соответствует;

3 – и да, и нет; 4 – скорее соответствует, чем нет; 5 – если данное утверждение полностью соответствует Вашему мнению.

Утверждения

Оценка

Я стремлюсь изучить себя

Я оставляю время для развития, как бы ни был занят делами

Возникающие препятствия стимулируют мою активность

Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя

Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время

Я анализирую свои чувства и опыт

Я много читаю

Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам

Постоянно самостоятельно изучаю новинки методической литературы

Я стремлюсь быть более открытым человеком

Я верю в свои возможности

Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди

Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты

Я получаю удовольствие от освоения нового

Возрастающая ответственность при внедрении инноваций не пугает меня

Возрастающая ответственность при внедрении инноваций помогает мне мобилизоваться

Интерпретация результатов

Подсчитайте общее количество баллов:

От 15 до 35 – Вы находитесь в стадии остановившегося развития;

От 36 до 54 – у Вас отсутствует сложившаяся система развития;

  1. и более – Вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.

Анкета № 4

«Анкета для выявления уровня компьютерной граммотности»

  1. Как часто Вы используете информационно-компьютерные технологии (нужное подчеркнуть)
  • ежедневно;
  • 1 раз в неделю;
  • 1-2 раза в месяц;
  • 1-2 раза в квартал;
  • другое (укажите)
  1. Владеете ли Вы навыками работы в программе Microsoft Office Word?

не владею

начинающий пользователь

уверенный пользователь

продвинутый пользователь

  1. Владеете ли Вы навыками работы в данной программе? (нужное подчеркнуть)
  • размер, шрифт;
  • создание и редактирование текстового документа;
  • набор и редактирование текстового документа;
  • абзацные отступы и интервалы;
  • создание и форматирование таблиц;
  • вставка рисунка;
  • заливка, фон, рамки;
  • нумерация страниц, печать готового документа.
  • Другое
  1. Владеете ли Вы навыками работы в программе Microsoft Office Excel?

не владею

начинающий пользователь

уверенный пользователь

продвинутый пользователь

5.Владеете ли Вы навыками работы в данной программе? (нужное подчеркнуть)

  • диаграммы;
  • таблицы;
  • кроссворды;
  • другое.

6.Владеете ли вы навыками работы в программе Microsoft Office Power Point?

не владею

начинающий пользователь

уверенный пользователь

продвинутый пользователь

7. С какой целью используете данную программу? Для презентации, наглядности и др.

_____________________________________________________________

8. Данную программу применяете для работы

с детьми

с педагогами

с родителями

другое

9. Владеете ли вы навыками работы в данной программе? (нужное подчеркнуть)

  • создание слайда с диаграммой и таблицей;
  • вставка в слайд рисунков и анимации при демонстрации;
  • создание управляющих кнопок;
  • сохранение и подготовка презентации к демонстрации;
  • вставка видео;
  • накладывание звуков
  • другое

10.Как часто Вы пользуетесь интернетом?

  • ежедневно;
  • 1 раз в неделю;
  • 1-2 раза в месяц;
  • 1-2 раза в квартал;
  • другое (укажите).

11.Для чего используете интернет?

  • для получения информации (новости, гороскоп, прогноз погоды и др.)
  • для педагогической деятельности;
  • для общения в социальных сетях;
  • для развлечений;
  • другое.

12. Есть ли электронная почта?

Ваша личная

13. Умеете ли Вы создавать электронную почту? (e-mail)

Да; Нет

14.Есть ли опыт создания сайта?

Да; Нет

15. имеете ли Вы свой личный сайт?

Да; Нет

  1. Хотите ли Вы научиться самостоятельно создавать сайт?

Да; Нет

  1. Имеете ли Вы опыт участия в on-line конференциях?

Да; Нет

Анкета №6

«Изучение затруднений педагогов на начальном этапе

профессиональной карьеры»

1. Каждый педагог, начинающий профессиональную деятельность,

сталкивается с различными затруднениями. Из приведённых ниже

вариантов отметьте три, которые могут вызывать у вас наибольшие

сложности:

А) подготовка урока

Б) проведение урока

В) подготовка внеурочного мероприятия

Г) проведение внеурочного мероприятия

Д) отношения и общение с учащимися

Е) отношения и общение с коллегами

Ж) отношения и общение с администрацией

З) отношения и общение с родителями

И) собственные состояния, самочувствие, переживания

К) другое (напишите, что)

2. При подготовке урока или внеурочного мероприятия значительными

трудностями для вас являются (отметьте не более трёх вариантов ответа):

А) недостаток теоретических знаний

Б) дефицит предметной и методической литературы, готовых разработок

уроков и внеурочных мероприятий

В) сложности в поиске и подготовке презентационных материалов

Г) распределение времени на различные виды работы

Д) ограниченный репертуар методических приёмов, техник, способов работы

Е) нехватка времени на подготовку

Ж) опасение допустить теоретическую или методическую ошибку

З) отсутствие возможности обратиться за советом и помощью к коллегам

И) другое (напишите, что)

3. При проведении урока или внеурочного мероприятия вы часто сталкиваетесь (отметьте не более трёх вариантов ответа):

А) с отсутствием у детей желания учиться

Б) с нарушениями школьниками дисциплины

В) с конфликтными взаимоотношениями школьников между собой

Г) с отсутствием контакта с ребёнком

Д) со сложностью выстраивания оптимальной дистанции в общении с учащимися

Е) с провокациями и агрессией школьников в адрес педагога

Ж) с собственным волнением, тревожностью, растерянностью, злостью и т.д.

З) с трудностями проведения самоанализа занятия

И) с оцениванием результатов учебной и внеурочной деятельности учащихся

К) с организационными затруднениями: началом и завершением занятия, переходом от одного этапа к другому, «лишним» временем

Л) с несоответствием запланированных видов работы и полученных результатов

М) с трудностями работы с детьми разного уровня развития и подготовки (с

ОВЗ, одарёнными, леворукими и т.д.)

Н) другое (напишите, что)

4. В организационной работе больше всего сил и времени у вас требуют

(отметьте не более трёх вариантов ответа):

А) подготовка и проведение родительских собраний

Б) подготовка и проведение мероприятий (семинаров, методических объединений, конференций, выставок, смотров и конкурсов)

В) планирование работы (составление поурочных, тематических, календарных и иных планов), подготовка отчётов

Г) классное руководство

Д) ведение журнала и электронного дневника

Е) выполнение поручений администрации

Ж) другое (напишите, что)

5. Во взаимоотношениях с коллегами вам больше всего не хватает (отметьте не более трёх вариантов ответа):

А) доступности коллег для общения

Б) компетентных профессиональных рекомендаций

В) принятия, эмоциональной поддержки и дружелюбия

Г) оптимальной дистанции в общении с коллегами

Д) уважительного отношения к себе

Е) ощущения себя частью педагогического коллектива, своей включённости

в него

Ж) другое (напишите, что)

6. Со стороны администрации наибольшие сложности возникают в связи (отметьте не более трёх вариантов ответа):

А) со стилем руководства

Б) с отсутствием возможности поделиться своими проблемами и быть выслушанным

В) с недостаточным содействием в решении профессиональных трудностей

Г) с ограничением ваших инициатив

Д) с излишней бюрократизацией деятельности образовательной организации

Е) с нагрузкой, вызванной большим количеством заданий и поручений

Ж) с составлением графика работы: расписания, дежурств, отпусков и т.д.

З) с распределением материальных ресурсов, обеспечивающих образовательный процесс: мебели, наглядностей, лабораторного оборудования

И) с распределением стимулирующей части заработной платы

К) другое (напишите, что)

7. Во взаимоотношениях с родителями вас больше всего озадачивает

(отметьте не более трёх вариантов ответа):

А) убеждённость родителей, что их ребёнок самый лучший

Б) непонимание и непринятие родителями существования проблем ребёнка в

учёбе и поведении

В) отношение к учителю как к специалисту, оказывающему услугу

Г) обвинение педагога в предвзятости по отношению к ребёнку

Д) обвинение педагога в профессиональной некомпетентности

Е) невосприимчивость к советам и рекомендациям педагога

Ж) «выпрашивание» у педагога отметок своему ребёнку

З) враждебность по отношению к педагогу

И) отстранённость родителей от школьной жизни ребёнка

К) другое (напишите, что)

8. Отметьте три варианта форм работы, которые лично для вас будут наиболее предпочтительны:

А) практические занятия

Б) специализированная профессиональная образовательная программа

В) тренинги профессиональных умений, личностного роста

Г) консультации (в т.ч. психологические)

Д) супервизия профессиональной деятельности

Е) встречи с коллегами в неформальной обстановке

Ж) выпуск специализированной методической литературы

З) сообщества молодых педагогов

И) организация общения педагогов через социальные сети (ВКонтакте,

Facebook, Twitter, Одноклассники и т.д.).

К) виртуальная методическая копилка

Л) другое (напишите, что)

9. Укажите наиболее значимые для вас составляющие профессиональной деятельности, в которых вы хотели бы повысить свою компетентность:

А) нормативно-правовая база образовательного процесса

Б) организация образовательной деятельности в соответствии со ФГОС и

Профессиональным стандартом педагога

В) применение информационных технологий в образовании

Г) культура речи педагога

Д) психология субъектов образовательных отношений

Е) современные педагогические технологии

Ж) вопросы воспитания в современной школе

З) реализация инклюзивного и специального образования

И) современные методики преподавания учебного предмета

К) другое (напишите, что)

Обработка результатов

Анкета№7

для экспресс-диагностики

профессиональных затруднений молодых педагогов

Данная анкета предназначена для экспресс-диагностики профессиональных затруднений молодых педагогов 1-го года работы. Анкета рассчитана на получение информации по трём основным блокам профессиональных затруднений:

1. Затруднения, вызванные взаимоотношениями с коллегами, учениками и родителями обучающихся (вопросы 1 – 5).

2. Затруднения, связанные с условиями осуществления профессиональной деятельности (вопросы 6 – 10).

3. Затруднения, касающиеся внутреннего состояния и самооценки

молодого педагога (вопросы 11 – 15).

Вопрос 16 является открытым и служит для уточнения характера затруднений, приоритетных для педагога.

Инструкция. Уважаемый коллега! Данный опрос проводится с целью изучения

условий вашей профессиональной деятельности. Убедительно просим вас ответить на вопросы анкеты, используя 4-балльную шкалу:

4 – определённо «да»

3 – скорее «да», чем «нет»

2 – скорее «нет», чем «да»

1 – определённо «нет»

Год окончания вуза (колледжа): _____________________

Стаж педагогической деятельности: _____________________

Пол: М / Ж (подчеркнуть)

№ Утверждение Балл

1. Доброжелательно ли вас приняли в педагогическом коллективе?

2. Получаете ли вы необходимую поддержку от коллег и администрации образовательного учреждения, когда вы в ней нуждаетесь?

3. Можете ли вы открыто высказывать руководству и коллегам свои

идеи, предложения, просьбы?

4. Легко ли вам находить «общий язык» с детьми на уроке и за его

пределами?

5. Возникают ли у вас сложности в общении с родителями учеников?

6. Достаточна ли информационная и методическая обеспеченность

вашей деятельности?

7. Ощущаете ли вы необходимость в поддержке в оформлении документации (подготовке рабочей программы, конспекта занятия,

учебно-тематического плана, заполнении журнала и т.д.)?

8. Обеспечены ли вы собственным рабочим местом?

9. Устраивают ли вас условия труда (оснащённость рабочего места,

режим работы, шум, освещённость, температурный режим, комфортность и т.д.)?

10. Устраивает ли вас размер заработной платы?

11. Часто ли вы чувствуете свою профессиональную компетентность?

12. Ощущаете ли вы свою значимость, востребованность как педагога?

13. Часто ли у вас возникает чувство успешности на работе?

14. Определены ли вами основные перспективы в профессиональной

деятельности и карьере?

15. Сможете ли вы осуществить свои жизненные планы в данном образовательном учреждении?

16. Назовите три основные трудности, препятствующие успешности

вашей педагогической деятельности:

А)

Б)

В)

После анкетирования выявляются наиболее высокие и низкие показатели

по каждому пункту – это позволяет определить наиболее и наименее значимые

затруднения педагога.

Затем данные суммируются по каждому блоку затруднений. Это позволяет охарактеризовать содержание и оценить выраженность затруднений.

Анкета №8

Диагностика профессиональных затруднений и потребностей молодого специалиста в организации домашнего задания

Уважаемый коллега! Просим Вас ответить на вопросы анкеты

Цель: выявление затруднений и профессиональных потребностей при организации домашнего задания нам уроке

  1. Всегда ли Вы задаете домашнее задание? (да, нет, не всегда)
  2. Отметьте, в каких направлениях организации домашнего задания Вы испытываете трудности:
  • при составлении КТП;
  • в содержании материала, его объеме и последовательности (что и когда задавать и проверять);
  • в видах и приемах проверки;
  • в проведении учета знаний, его форм, позволяющих охватить всех обучающихся;

3. Знакомы ли Вы с нормативно-правовой базой ОО при организации выполнения домашнего задания:

  • объем домашнего задания, время;
  • формы контроля;
  • порядок проверки тетрадей;
  • методика подачи домашнего задания;
  • критерии оценивания;

4. Отметьте формы проверки домашнего задания, приемлемые для Вас:

  • фронтальная проверка;
  • выборочная проверка письменного задания;
  • выполнение взаимо- и самопроверки;
  • опрос с вызовом к доске;
  • опрос по индивидуальным карточкам;
  • дифференцированная проверка
  • другие ___________________ (указать какие)

5. Какими инновационными методами проверки домашнего задания Вы хотели бы овладеть в первую очередь?

  • постановка неожиданных вопросов;
  • рецензирование устного ответа;
  • диктанты по домашнему заданию (графический, немой, терминологический, словарный и т. д. )
  • краткий письменный ответ;
  • проверка при помощи ИКТ и графического организатора;
  • другие ___________________ (указать какие)

6. Наблюдаете ли Вы взаимосвязь между целью урока и домашним заданием? (да, нет, не всегда)

7. Осуществляете ли Вы инструктаж выполнения домашнего задания? (да, нет, не всегда)

8. Ведете ли Вы учет трудностей обучающихся при выполнении домашнего задания? (да, нет, не всегда)

9. Проверяете ли Вы наличие записи домашнего задания в дневниках? (да, нет, не всегда)

10. Какими видами оценивания домашнего задания Вы хотели бы овладеть? (критериальным, формирующим, традиционным)

Используемая литература:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЗАПОРОЖСКОЙ ОБЛАСТИ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 «СОФИЯ» г.ДНЕПРОРУДНЫЙ

Рассмотрено Принято «Утверждаю»

на методическом объединении зам директора по УМР директор ГБУ ЗО

СОШ №1 «София» СОШ №1 «София»

_____________________ ____________________

(подпись) председатель МО ________ Кравченко Т.Н.

________________________ ____________________ (подпись)

(фамилия, инициалы)

План работы

учителя - наставника Мусиенко Е.Н.

с молодым специалистом Лебедевой Е.С.

на 2023 - 2024 учебный год

Учитель:

Мусиенко Елена Николаевна

Днепрорудное

2023


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА – НАСТАВНИКА С НАЧИНАЮЩИМ СПЕЦИАЛИСТОМ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

Наставничество как форма профессиональной адаптации и повышения квалификации педагога занимает среди этих форм обособленную позицию. Дело в том, что эта деятельность включает в себя все вышепереч...

План работы педагога – наставника с молодым специалистом по физической культуре на 2018-2019 учебный год

- оказание методической помощи молодому специалисту в повышении общедидактического и методического уровня организации учебно – воспитательной деятельности;- создание условий для формирования инд...

Приказ "О работе профессиональных сообществ и наставников в 2020-2021 учебном году"

Приказ МАОУ СОШ №7 г.Когалыма ХМАО-Югры №530 от 01.09.20 "О работе профессиональных сообществ и наставников в 2020-2021 учебном году"...

План работы педагога-психолога на 2023-2024 учебный год

План работы педагога-психолога по всем направлениям деятельности...

Календарный план работы на первое полугодие 2023-2024 учебного года

Календарный план работы на первое полугодие 2023-2024 учебного года...

Отчет по воспитательной работе за 1 четверть 2023-2024 учебного года

Отчет по воспитательной работе старшей вожатой...