ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СРЕДСТВ МУЛЬТИМЕДИА В ОБРАЗОВАНИИ
статья

Подколзина Татьяна Викторовна

Развитие современного общества на основе знаний и высокоэффективных технологий требует внесения коррективов в педагогическую теорию и практику, активизации поиска новых моделей образования, направленных на повышение уровня квалификации и профессиональных навыков учителей, удовлетворение потребностей общества в специалистах, способных к успешной адаптации и самореализации в информационном обществе.

Таким образом, основной задачей профессионального образования является реализация такой модели подготовки квалифицированного специалиста, которая в будущем позволит ему успешно конкурировать на рынке труда, эффективно реализовывать свои профессиональные навыки по полученной специальности с высокой творческой способностью.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл it_v_obrazovanii.docx30.83 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СРЕДСТВ МУЛЬТИМЕДИА В ОБРАЗОВАНИИ  

Подколзина Татьяна Викторовна,

преподаватель ГПОУ ТО «Щекинский политехнический колледж»

Развитие современного общества на основе знаний и высокоэффективных технологий требует внесения коррективов в педагогическую теорию и практику, активизации поиска новых моделей образования, направленных на повышение уровня квалификации и профессиональных навыков учителей, удовлетворение потребностей общества в специалистах, способных к успешной адаптации и самореализации в информационном обществе.

Таким образом, основной задачей профессионального образования является реализация такой модели подготовки квалифицированного специалиста, которая в будущем позволит ему успешно конкурировать на рынке труда, эффективно реализовывать свои профессиональные навыки по полученной специальности с высокой творческой способностью.

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает новые возможности в преподавании своего предмета, позволяет повысить эффективность обучения, интеллектуальный уровень обучаемых, привить навыки самообразования, самоорганизации и облегчить решение практических задач.

Использование компьютерных технологий позволяет сделать каждое занятие нестандартным, ярким, насыщенным, запоминающимся.

Современный педагог занимается различными видами профессиональной деятельности: педагогической, воспитательной, научной, методической, управленческой. Он имеет различные возможности использования компьютера или информационных технологий для получения, передачи, систематизации, обработки информации, а также для общения между коллегами, учениками, их родителями и т.д.

Информатизация образования выдвигает требования соответствия профессиональной подготовки преподавателей. Поэтому одной из глобальных целей информатизации образования является подготовка педагогов, готовых и способных применять новые информационные технологии в процессе обучения и управления образованием, активно участвующих в процессе информатизации образования.

Использование ИКТ в образовании позволяет не только по-новому взглянуть на педагогический процесс, но и предоставляет необходимый научно-методический аппарат для их анализа и обновления. Кроме того, ИКТ оказывают значительное влияние на содержание образования и управление педагогическим процессом (планирование, организация, мониторинг, прогнозирование и т. д.).

Традиционная подготовка специалистов, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, все еще отстает от современных требований, поэтому формирование системы знаний, умений и навыков использования информационно-коммуникационных технологий в образовании является актуальной задачей, для выполнения которой необходимо иметь:

  • умение обобщать, анализировать и воспринимать информацию;
  • готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, обработки информации, готовность работать с компьютером как средством управления информацией;
  • умение работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
  • умение понимать сущность и важность информации в развитии современного информационного общества, понимать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности;
  • умение разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей учебного процесса, задач воспитания и развития личности.

Профессия учителя становится более сложной, многогранной, но и более интересной с точки зрения раскрытия способностей и самореализации. Преподаватель должен разрабатывать и внедрять новые педагогические технологии на основе стремительно развивающихся информационных и телекоммуникационных возможностей с учетом современных научных и производственных технологий, что требует глубоких знаний в области педагогики, психологии, информатики и др., овладение методиками научного знания, сформированного исследовательского типа мышления.

Создать успешно функционирующую и своевременную модель профессиональной подготовки будущего специалиста можно только на основе постоянного внедрения педагогических новшеств в практику образовательного процесса. Инновация в образовательной деятельности – это широкое использование, прежде всего, новых технологий обучения и организации учебного процесса для получения результатов в виде образовательных услуг, отличающихся социальным и рыночным спросом.

В традиционной технологии обучения ведущая роль отводится средствам обучения: учитель не обучает студентов, а выполняет функции стимулирования и координации их деятельности, а также управленческую функцию средства обучения.

Педагогическое мастерство учителя заключается в подборе необходимого содержания, применении лучших методов и средств обучения в соответствии с программой и педагогическими задачами. Современный педагог в своей деятельности постоянно решает следующие задачи:

  • использовать теоретические и практические знания для проектирования, реализации и методического обеспечения педагогического процесса;
  • отбирать и анализировать информацию;
  • использовать информационные технологии в педагогическом процессе, в собственной исследовательской деятельности, при организации исследовательской деятельности студентов;
  • разрабатывать учебно-методические комплексы с использованием информационных технологий;
  • разрабатывать и реализовывать образовательные и обучающие программы разной направленности и разного уровня;
  • использовать различные методы для оценки достижений учащихся и т.д.;
  • использовать различные средства общения для общения с коллегами и студентами (электронная почта, социальные сети, Интернет, мультимедиа и т. д.);
  • обобщение собственных достижений и проблем, поиск новых путей их решения;
  • ориентироваться в социокультурной ситуации, используя ее возможности для обеспечения качества образования;
  • нести ответственность за качество обучения и результаты деятельности студентов.

Новые требования общества к уровню образования и личностного развития уже привели к изменению технологии обучения. Сегодня инновационные технологии позволяют организовать учебный процесс с учетом профессиональной направленности обучения, а также ориентации личности студента на его интересы, склонности и способности. Среди них ведущее место принадлежит таким видам, как проблемное обучение, тестовые формы контроля знаний, блочно-модульное обучение, проектное обучение, кейс-метод, многоуровневое обучение.

В результате их реализации кардинально меняются функции как учителя, так и ученика.

Одним из инструментов, который довольно широко используются, является технология мультимедиа.

Мультимедиа – область компьютерных технологий, которая помогает преобразовывать различную (текстовую, графическую, звуковую) информацию с помощью компьютерных средств. Зачастую, правильное преобразование материала позволяет сделать информацию более наглядной, запоминающейся.

Проведение уроков с использованием мультимедийных ресурсов – это сильнейший стимул в обучении учащихся. Посредством таких уроков усиливаются психические процессы обучающихся: внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса.

Благодаря использованию презентаций, преподаватель может хорошо структурировать материал. Современные приложения для создания презентаций поддерживают большое количество различного функционала: создание анимации по страницам, использование звуковых эффектов, вставка картинок, таблиц, форматирование текста, использование диаграмм. Немалым достоинством презентации является то, что её можно легко распространять и обучаемый всегда будет иметь хорошо структурированный материал, который всегда под рукой. Зачастую такой материал легче читается, чем рукописный текст, к нему легко получить доступ, а система поиска по содержимому помогает экономить уйму времени. Более того, если обучаемый заболел, то он всегда сможет просмотреть пройденный материал и не упустить необходимые знания.

Использование ИКТ помогает повысить мотивацию к обучению, более глубокому и прочному усвоению материала, развитию самостоятельного мышления, способности рассуждать, самостоятельно добывать информацию.

Применение ИКТ не только оправдано, но и является целесообразным, так как позволяет активизировать деятельность учащихся, что, в свою очередь, влияет на качество образования, а разнообразие форм межличностного общения участников образовательного процесса позволяет добиться более высоких результатов в процессе обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение информационных технологий на уроках физики как средство повышения качества образования.

Можно выделить несколько способов применения компьютера на уроках: - иллюстративный – для демонстрации опыта, схемы, картины, видеофрагмента, исторических сведений и др. - к...

Применение компьютерных технологий и средств мультимедиа на уроках английского языка

Сегодня мы не можем представить урок без использования ИКТ....

«Применение информационных технологий в системе дополнительного музыкального образования детского дома»

Тезисы к XIV Южно-Российской межрегиональной  научно-практической конференции "Информационные технологии в образовании"  " ИТО-РОСТОВ 2014"...

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ АДАПТИВНОЙ ШКОЛЫ

Информационные технологии обучения, как и все прочие, разрабатываются на основе теории и целеполагания. Функционирование педагогической системы, согласно этим технологиям, связано с адаптацией к лично...

Обобщение педагогического опыта по теме: «Применение информационных технологий как средство повышения мотивации к изучению математики»

Обобщение педагогического опыта по теме: «Применение информационных технологий как средство повышения мотивации к изучению математики»...

Информационные технологии как средство повышения качества образования в современной школе.

Данныя статья о важности компьютерных технологий в современной школе....